–умынска€

ћесто, где небо встречаетс€ с людьми

ѕротосингел »устин (ћирон), Ѕогдан Ћупеску

ћонастырь ќаша ћонастырь ќаша
††††

ћонастыри Ц столпы мира

“акое чувство, как будто ты стоишь на крыше мира Ц на самом его верху, на залитом солнцем плоскогорье, выше лесов и волнистых отрогов гор, над белокаменным монастырем, окунувшимс€ в безмолвие. «десь € и один монах, мы оба раст€нулись на траве. Ёто место его уединени€, он уходит сюда, когда заканчивает свои дела, в тот поздний предвечерний час, когда вс€ обитель погружаетс€ в шепот, тихий свет и тайну. Ёто »устин (ћирон), насто€тель монастыр€ ќаша.

ќн безм€тежно лежит на боку, опершись на локоть, медленно выт€гивает ноги на траве, с улыбкой смотрит на дали своими синими глазами, и ему нравитс€. ≈му нравитс€ всЄ, что он видит. ќн говорит, что часто чувствует всю природу как симфонию. Ћеса, горы, звери, людиЕ ¬есь этот народ у подножь€ горы, снующий взад-вперед по долинам. Ђћонастыри Ц это столпы мира, Ц говорит он. Ц ќни вершина румынского быти€. ќни всЄ, что у нашего народа есть самого лучшего, достигшего самых высоких вершинЕї

ќтец »устин (ћирон) ќтец »устин (ћирон)
††††

¬ монастыре ќаша 25 монахов, и все они молодые, интеллектуалы, окончили вузы. ќни решили уйти из мира. ќсновать монастырь здесь, на вершине горы Ўур€ну, и жить в нем всем вместе, мол€сь о благе человечества. Ѕлижайший населенный пункт расположен в 45 километрах в долине, это село Ўугаг. Ќекоторые из братий не бывают в нем целыми мес€цами. »м некогда.

ћонастырь этот со строгими пор€дками, афонскими, с неусыпаемой молитвой и богослужением с 3 часов ночи до 8 утра, а затем труд, вечерн€ и снова молитва. » превыше всего Ц огромна€ радость делать всЄ это вместе.

” самого насто€тел€ два высших образовани€, он близкий ученик великого духовника ‘еофила (ѕэрэ€на) и один из лидеров румынской православной молодежи. ¬ свои 42 года Ц он важный богослов “рансильвании, суд€ по тому огромному количеству людей, которые приход€т к нему и исповедуютс€. ћолодежь Ц прежде всего молодежь Ц держит путь в ќашу. ћножество подростков взбираютс€ в гору недел€ за неделей, чтобы только познакомитьс€ с ним. ћногие из называвших себ€ раньше атеистами, рокерами или антихристами обрели свой путь в жизни после первой же беседы с насто€телем »устином.

ќтсюда, с лазурных лесных высот, монаху с синими глазами по-другому видитс€ всЄ. ќтчетливей, €сней, прозрачней. ƒл€ нас, дольних, его слова могут служить сегодн€ поучением.

Ђ—транаї на вершине горы

ћонастырь ќаша ћонастырь ќаша
††††

ќн говорит, что монастырь должен служить образцом дл€ всех людей, живущих Ђу подножь€ горыї. Ѕуквально служить образцом ведени€ хоз€йства и организации. ¬едь монастыри Ц это Ђстрана в миниатюреї в любой исторический момент, это ориентир, на который руководители народа всегда могут равн€тьс€.

ћонастырь может служить образцом дл€ общества, дл€ страны

Ц ƒа, монастырь может служить образцом дл€ общества, дл€ страны. ѕришел к нам однажды один знаменитый духовник с јфона и сказал, что если мы, румыны, хотим спастись как народ, нам надо повернутьс€ лицом к своим монастыр€м.

ѕотому что они могут стать дл€ нас решением. ”беждал нас, румын, не огл€дыватьс€ на јфон, а найти дл€ себ€ ориентир в наших монастыр€х. ќн удивил мен€, сказав это, ведь € даже не задумывалс€ об этом. » € пон€л, что и мы тут тоже фактически Ц Ђстранаї. ѕотому что у нас есть и администраци€, много работы, вс€кие профессии, которые могли бы составить Ђобразец экономикиї, есть у нас и культурна€ жизнь, духовна€, всЄ. », что превыше всего, монастырь Ц это образец совместной жизни.

ѕоэтому мы вз€ли распор€док афонских монастырей. „тобы подчеркнуть наши румынские ценности, а не подражать греческим, мы вз€ли лишь некоторые элементы устава, распор€дка. ѕочему? ѕотому что заметили, что, еще начина€ с наших предков Ц даков, у нас, румын, есть два больших недостатка: отсутствие организованности и единства. ƒаже √еродот говорил о фракийцах в V веке до –ождества ’ристова, что, будь они объединены, они были бы самыми сильными на свете. ќни были отважными, духовными, воинственными, самыми многочисленными после инков. ј мы, даки, Ц самые репрезентативные из всей этой несметной фракийской мощи.

“от же √еродот говорил, однако, что Ђони никогда не смогут объединитьс€ под одним руководителем и потому всегда будут оставатьс€ слабымиї. ¬от и всЄ. Ёто наша слабость, с которой нам надо боротьс€ и сегодн€.

Ќо основание дл€ единства есть. Ќам следует пон€ть, что дл€ нас, румын, быть Ђближе к ѕравославиюї фактически значит быть ближе к самим себе. Ѕлиже к своей реальности. ј образ Ѕожий Ц это в действительности твой образ. ѕоэтому √осподь ’ристос называетс€ еще Ђзеркаломї.

ќтец ‘еофил говорил, что, прежде чем встретитьс€ с Ѕогом, ты встречаешьс€ с самим собой. “о есть ты ищешь Ѕога воплощенного и находишь себ€. ќн выступает как зеркало, показыва€ теб€, каков ты есть.

ћы, большинство из нас, нынешних людей, не знаем самих себ€. Ќе знаем своей идентичности, миссии. ќтсюда проистекает драма всего человечества.

ѕуть к небу

ќтец »устин (ћирон) ќтец »устин (ћирон)
††††

Ц ј как вы, батюшка, нашли свое призвание, миссию?

Ц  огда € открыл дл€ себ€ в первый раз монастырь, —ымбэта-де-—ус, € был студентом факультета электроники в “имишоаре. я ни разу до этого не был в монастыре и не верил в Ѕога. я был весьма рациональным существом, мне нравились математика, науки, и могу сказать, что € даже был хорошим студентом. Ќо в конце концов, рассужда€ логически, € всЄ спрашивал себ€: каков смысл того, что нас окружает?  ак это возникло? ЁволюционизмЕ “еори€ большого взрыва, будто бы в начале был хаос частиц пыли, которые затем соединились между собойЕ „естно говор€, всЄ это мен€ не удовлетвор€ло. я спрашивал себ€: Ђ ак это возможно, чтобы был хаос, а теперь вдруг Ц пор€док?  ак может хаос сам по себе создать пор€док? Ёто невозможної, Ц всЄ говорил € себе. ќт хаоса нельз€ перейти ни к чему, кроме иной формы хаоса.

ј €, будучи деревенским, рассуждал так, по-хоз€йски: Ђ ак это может быть, чтобы € оставил у себ€ в саду хаос, не вмешивалс€ совсем, и вдруг увидел, что кукуруза сама по себе р€дами всходит у мен€ на огороде? ¬о веки веков она не взойдет, если не вмешаетс€ личность, котора€ наведет пор€док!ї ѕор€док подразумевает наличие личности. ќн невозможен сам по себе.

“акое действительно существует

ќтец »устин (ћирон) с молодежью ќтец »устин (ћирон) с молодежью
††††

Ц » так € стал задаватьс€ вопросами всЄ глубже. ј когда в первый раз попал в монастырь, в —ымбэту, то не мог поверить в то, что увидел там. ƒругой мир. Ћюди, которые жили вместе.  оторые любили друг друга.  оторые молились непрестанно о другихЕ ” которых было всЄ общее, ни у кого не было ничего своего. —вободные, как птицы небесные, которым нечего тер€ть. Ќичего личного Ц никакого добра, даже кусочка нитки.

я не мог поверить: кака€ необыкновенна€ община! ћне казалось, что это мне снитс€. ѕотребовалось три дн€, чтобы € мог прийти в себ€. я говорил себе: ЂЌо это же реально! “акое действительно существует!ї » тогда во мне проснулось то, что у мен€ уже было, то, с чем € родилс€, Ц призвание.

Ц “о есть вы считаете, что каждый человек рождаетс€ с определенным призванием, которое у него имеетс€ изначально?

Ц ” монахов да, € уверен. √овор€т, что многие стали монахами по той причине, что в их жизни нечто произошло. ѕотому что у них было какое-то несчастье Ц бедность, болезнь, неудача в любви и т.д. ” мен€ не было ничего из всего этого. » ты как-то открываешь свое призвание и без этого несчасть€. Ќе несчастье создает призвание. Ќа самом деле Ѕог теб€ обращает, но только тогда, когда ты обладаешь доступностью, когда ты приготовлен.

Ќапример, колоссальный св€той јнтоний ¬еликий, основатель монашества во всем мире, пребывал в искушении почти 40 лет. ƒумал, что такой и будет его жизнь до конца Ц без веры. ќдни только искушени€ и искушени€. Ќо спуст€ 40 лет €вилс€ ему √осподь ’ристос. ќн ≈го спросил: Ђ√осподи, где же “ы был до сих пор?ї ј ’ристос повернулс€ и сказал: Ђјнтоний, я всЄ врем€ был с тобойї. “аким образом, ќн всЄ врем€ был с ним, но предоставл€л ему самому смотреть и выбирать.

’ристос ближе к каждому из нас, чем мы к себе самим

“ак что вы видите, √осподь ’ристос ближе к каждому из нас, чем мы к себе самим. Ќо посмотрите, какой ќн смиренный, как деликатно смешиваетс€ с мысл€ми человека, со всеми его искушени€ми, с его пуст€ками и убогостью, в конце концов. ќн сходит туда, идет в эту убогость нашей души, лишь бы возвратить нас —ебе. » сразу же возвратил бы всех нас, если бы одновременно не делал одного тонкого дела Ц если бы не уважал нашей свободы.

Ц ¬ы можете сказать, что ощутили себ€ свободным в тот день, когда отреклись от мира, когда избрали эту уединенную жизнь, полную лишений и ограничений?

Ц я уже с юного возраста считал, что € свободный человек. “о есть делал в своей жизни только то, что хотел. ѕеред тем как уйти в монастырь, € был влюблен в одну девушку, ходил на пирушки, в экскурсии по горам, делал только то, что хотел. Ќо есть одно, что € пон€л позднее, а именно: что вс€ка€ хороша€ инициатива, вс€ка€ хороша€ мысль, котора€ приходит к тебе, она от Ѕога.

“о есть инициатива добра в жизни человека всегда принадлежит Ѕогу. “ы говоришь: ЂЁто мо€ мысль. Ёто мой порыв!ї ƒа ладно, она не тво€. Ёто Ѕог передал ее тебе.

Ќу и тогда € сказал себе, когда попал в —ымбэту: Ђ≈сли существует этот монастырский мир, такой чистый, красивый, а € свободный человек, то что же мне мешает выбрать этот путь? „то мен€ может остановить?ї » тогда € решилс€. ќкончил вуз, поговорил с родител€ми, свел все счеты с миром. ј потом пошел по своему пути до конца.

—амое трудное Ц сделать одного из нескольких

ћонастырь ќаша ћонастырь ќаша
††††

Ц „увствуютс€ мир, гармони€ в вашем монастыре. Ќе везде так. Ќекоторые монахи признаютс€, что и в среду монахов проникают зависть, клевета, искушени€.  ак вам удаетс€ держать в руках такую разнородную и большую общину?

Ц Ёто действительно нелегко. ќсобенно когда в монастыре по€вл€ютс€ еще сотни паломников. ћы сама€ многочисленна€ община в архиепископии јлба. ¬ “рансильвании нет таких больших монастырей, как в ћолдове.  ак говорил отец јрсений (Ѕока), самое трудное Ц сделать одного из нескольких. Ќужно раскрывать ценность каждого, чтобы он оставалс€ самим собой. —в€зь воедино, в которой, однако, каждый сохран€ет свою уникальность.

ћонастырь должен бы быть симфонией. ¬ люд€х еще столько хорошего, что вы даже не представл€ете себе, какими богатыми мы могли бы быть, если бы были более открытыми друг дл€ другаЕ Ќапример, вот мы говорим теперь с вами. Ѕеседуем, чтобы € обогатилс€ всем, что имеетс€ у вас.

 акое неоценимое богатство скрыто в этом нашем диалоге! Ќо вы не даете мне этот дар за деньги. ¬ы просто предлагаете себ€. ћы общаемс€. ј вы представл€ете себе, что было бы, если бы можно было приобщитьс€ ко всем остальным Ц ко всем!  акими богатыми мы могли бы быть со всеми этими радост€ми, такими простыми?

„то же нас закрывает на самом деле? √ордость, надменность. » только. ћежду тем, церковь могла бы быть местом, где небо встречаетс€ с людьми.

” нас в монастыре много образованных монахов. «а коровами ухаживают два послушника, оба с высшим образованием. ћонахи огромной ценности. ћожно задатьс€ вопросом: почему же эти люди не станов€тс€ отсталыми? ѕотому что они переживают единение с Ѕогом через всЄ. ¬ то врем€ как монах трудитс€ при коровах, тем самым в нем совершаетс€ единение с Ѕогом Ц посредством того, что он делает.

» это нечто удивительное Ц соработничество Ѕогу. ¬месте с Ѕогом они корм€т скот, вместе с Ѕогом подметают двор, вместе с Ќим делают всЄ. “ак ты можешь осв€титьс€, даже подмета€ всю свою жизнь. Ёта иде€ так слаба Ц будто нужно заниматьс€ высокими делами, чтобы быть высоким. Ќеверно. » через самые низкие работы ты можешь обожитьс€.

Ц ”трата этих простых радостей Ц общени€ и душевной открытости Ц может €вл€тьс€ одной из причин того глобального кризиса, который пугает всех?

Ц ћожет, и даже главной причиной. ѕотому что вы видите, в последние годы у нас ввели потребительский менталитет. ћы живем в обществе потреблени€. ∆ивем как будто только дл€ того, чтобы потребл€ть.

ƒуховно этот кризис нам помог

ј между тем духовно этот кризис нам помог. Ўла растрата. ћы словно ошалели, перестали знать себ€. –астрата материальных ценностей. Ќо и растрата людей, в конце концов. ќчень много людей было потер€но.

ѕриход€т сюда люди состо€тельные, с большим богатством. я беседую с ними. ќни исповедуютс€ у мен€. Ќо если бы видели, какие у них проблемы были и естьЕ в их жизни, с их семь€ми. ≈сли бы вы видели, какой меркантильный менталитет был у их детей: им всегда хотелось денег, они говорили, что родители никогда их не понимают, а им нужен и такой-то джип, и така€-то одеждаЕ » родители уже не могли держать их в узде. ј теперь могут Ц кризис!

“аким образом, они пользуютс€ этим кризисом, чтобы воспитывать своих детей, приводить их в норму. «наю, что сегодн€ много страданий в мире. Ќо есть и хороша€ сторона этого кризиса Ц с его помощью мы можем вернуть себе свои души. <Е>

„удеса ћатери Ѕожией

ќтец »устин с группой студентов ќтец »устин с группой студентов
††††

Ц ћогут ли сделать что-нибудь монастырь, вера, чтобы спасти эти ценности?

Ц ћы всЄ врем€ принимаем здесь сотни молодых людей, учащихс€ и студентов. ѕосто€нно, круглый год. ћы считаем, что единственна€ надежда на возрождение народа Ц вот эти новые люди. ћы размещаем их, кормим, у нас есть лагер€ дл€ них на сотни мест. » учим эту молодежь, поднимающуюс€ к нам в гору, что было бы хорошо, если бы они приходили одетыми по-румынски.

«десь создалось некое Ђдвижениеї, направленное на сохранение старинной одежды. ќни покупают ее у кресть€н, стыд€щихс€ сегодн€ ходить в ней. » нос€т ее, горожане, с гордостью.

¬ы представл€ете себе, они приезжают сюда издалека, со всей страны, проделывают такой путь. ј зачем они делают это? ¬едь никто их не заставл€ет этого делать. —отни и сотни молодых людей вновь обрели веру в Ѕога, прид€ сюда. » € могу привести вам несметные случаи.

ѕоэтому нам нужны были и хорошие монахи. Ёто трудна€ мисси€ Ц зан€тие с молодежью. Ќужно освободить дл€ них врем€, говорить с ними, быть в состо€нии разрешить их проблемы. », превыше всего, их нужно любить. »менно любить, ведь с ними не пройдет, если ты будешь притвор€тьс€, будешь официальным. ќни сразу чувствуют, когда ты не обращаешьс€ к ним всей душой.

“ебе нужна деликатность, тебе нужна сила. ¬ообще € заметил, что румынское монашество не всегда управл€ет отношени€ми с миром должным образом. ћы живем по древнему образцу, какими были и наши предки, то есть мы очень открыты. ћонастырь открыт, двери открыты, люди открыты. ћонах должен осв€щать всЄ место, в котором живет. ¬ыходить навстречу люд€м со всей любовью.

Ќедавно монастырь ќаша получил с јфона икону ѕресв€той Ѕогородицы. ќна ни разу до этого не совершала чудес. » начала чудотворить только тогда, когда помолились перед ней мы, здешние монахи. »сцелени€, исполнени€ желаний. ћожет, вы думаете, € преувеличиваю, но дл€ нас, монахов, эти чудеса Ц самое естественное дело. ћы совсем не удивл€емс€, когда видим, что происход€т чудесные исцелени€. –адуемс€ за людей, но не удивл€емс€, не изумл€емс€.

јфонска€ икона Ѕожией ћатери јфонска€ икона Ѕожией ћатери "¬сецарица"
††††

Ќа самом же деле это сама€ конкретна€ помощь, которую может оказать человеку монастырь, Ц дать ему увидеть, что мир полон чудес.  огда € вижу в человеке, пришедшем в ќашу, это изменение, у мен€ на глаза наворачиваютс€ слезы. ≈сли ему это удалось, то какое значение имеют кризис, несчасть€, лишени€?.. ќн чувствует себ€ сильным, потому что всегда видит на своей стороне силу молитв и знает, что его желани€ могут исполнитьс€.

«десь, наверху, в горах, легче пон€ть, что всЄ, что теб€ окружает, Ц это чудо Ѕожие. ј когда спускаешьс€ и возвращаешьс€ домой, ты можешь унести с собой самый большой дар, какой только может быть, Ц себ€ самого. —вой собственный образ, в котором отражаетс€ образ Ѕожий.

¬опросы протосингелу »устину (ћирону) задавал Ѕогдан Ћупеску
ѕеревела с румынского «инаида ѕейкова

Formula As

5 но€бр€ 2014 года

—мотри также:
 омментарии читателей
2014-11-16
23:47
јндрей јзюкин:
!—ѕј—» Ѕќ∆≈ благодарю √оподи!
2014-11-06
15:00
≈лена:
’рани √осподь своих дивных молитвенников за весь мир грешный!!!
2014-11-06
09:32
Ќатали€ z:
—паси √осподи,вас за статью!“ак захотелось в этот монастырь!ќ. »устина слушала бы и слушала!ћира всем .добра и веры.
2014-11-06
01:29
јлексей:
...:,,ѕрощаютс€ вам все грехи ваши.„то вам еще необходимо...
¬–ј«”ћЋ≈Ќ»≈,,
√осподи!Ёто откровение само удостоверительно!!!
’отим,или не хотим,“ы —јћ помоги прин€ть его всем нам.
Ќанеси упреждающий удар по нашим немощам!!!
јминь!
јлексей.
2014-11-05
14:11
Ќаталь€:
ѕожалуй, дл€ мен€ это был самый полный рассказ о монашестве. ѕонравилась фраза: "ћонастыри - это столпы мира", мирной жизни, какой должен жить „еловек. »деи ’риста, в какой бы стране их не услышали - возвращают маленького чванливого человека к Ѕогу, дела€ человека "зеркалом Ѕога" на земле. —пасибо за удивительные мысли о человеке, о монашестве, как "жителей небес" на земле. “еперь пон€тны мне и слова о том, что —в€та€ –усь тоже возрождалась из монастырей, той чистой духовностью, которую сложно сохранить в хаосе не христианской жизни.
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке: