–умынска€

ћудрец с овчарни

ќтец »она из монастыр€ ќаша

јндрей  еран

ќн уединилс€ в ќаше в убогой каливе, где переводит Ѕиблию по одному афонскому оригиналу. »звестный профессор Ѕухарестского и “имишоарского университетов, пользовавшийс€ огромной любовью студентов, оставил кафедру, чтобы стать монахом »оной. Ќа верху горы, в непосредственной близости от голубого неба, бывший профессор »он ѕэтрулеску созидает свою душу в вере и любви Ѕожией.

ћонах »она (ѕэтрулеску) ћонах »она (ѕэтрулеску)
††††

я разыскал отца »ону в один из жарких дней нынешнего лета. Ќебо над ќашей си€ло так, что в нем, казалось, можно увидеть свое отражение, словно в зеркале. ƒорога к каливе, в которой он живет, уединившись от людей, т€нетс€ через еловую рощу Ц островок благодатной тени, Ц чтобы затем, всЄ так же ид€ вверх в гору, оборватьс€ перед необозримой пол€ной, заросшей высокой травой с €ркими цветами и ро€ми бабочек и пчел, то и дело с легкостью рассекающих тишину вокруг.

„ерез пол€ну приходитс€ прокладывать себе путь по буйному травостою. ћонастырский послушник, сопровождавший мен€, аккуратно сн€л обувь, прежде чем ступить на луг, словно бо€лс€ запачкать его.

Ќа противоположной стороне пол€ны, у подножь€ горы, стоит пастушь€ хижина Ц ныне кель€ отца »оны. ќгромный пес, заливисто и злобно лающий, охран€ет домишко, окруженный забором из штакетника.

ѕрирода в окрестности монастыр€ ќаша ѕрирода в окрестности монастыр€ ќаша
††††

 огда € вошел, известный профессор в старенькой монашеской р€се готовил себе на импровизированном очаге, в котором пылали дрова, жаркое из картофел€ в глин€ном горшочке. ¬ помещении, напоминавшем амбар с зи€ющими оконными глазницами, в которых никогда не было стекол, сто€л запах дыма. Ќесколько предметов домашнего обихода в углу да три чурбана вместо стульев вокруг очага Ц вот и вс€ Ђмебельї. —тены задекорированы св€зками лука. ¬едь, как сказал нам отец »она, еда кресть€нина Ц это Ђвода, лук и картошкаї. ј он намерен жить как кресть€нин.

»з этого помещени€ мы узкой дверью проходим в тесную келью батюшки. “ам только кровать да стол с грудами книг. Ќо хоз€ин пригласил нас посидеть дл€ беседы у калитки Ц по-кресть€нски, на низенькой дерев€нной скамейке, утонувшей в траве. “рава была гор€ча€ и вс€ в цветах, отец »она тоже ступал по ней босиком.

√овор€, он то и дело пробуравливает теб€ своими пронзительными зелеными глазами, все врем€ си€ющими. Ћицо его всегда освещает улыбка.

√оды ученичества: отец √алериу

—начала он готовил себ€ к военной карьере: военный лицей в Ѕр€зе и офицерское училище в —ибиу.

“ри года прослужил офицером в јраде; во врем€ службы его посылали охран€ть заключенных, строивших канал ƒунайЦ„ерное море, возводить в Ѕухаресте дома, разрушенные землетр€сением в 1977 году, собирать кукурузу в Ѕалта Ѕрэилей[1]. Ёти Ђмиссииї он посчитал унижением и пон€л, что коммунистическа€ арми€ ничего общего не имеет с воинской традицией румын, а румынский офицер образца 1970-х весьма и весьма далек от офицера довоенного периода Ц получившего образование в ѕариже, женатого на девице с приданым и имевшего при себе ординарца. Ђ ороче говор€, € пон€л, что арми€ сейчас Ц это позор, и подал в отставкуї.

—в€щенник  онстантин √алериу —в€щенник  онстантин √алериу
††††

Ђћало-помалу € вошел в норму, то есть пришел к вереї, Ц признаетс€ отец »она.

ќн прин€лс€ искать новый путь, и Ѕог позаботилс€ о нем. ѕознакомилс€ с одним библиографом, ƒаном Ћазареску из јрада, который привил ему вкус к чтению, а затем, в жажде знаний, он, хоть и был Ђатеистом до кончиков ногтейї, попал к отцу  онстантину √алериу. ќтец √алериу[2] предложил: он даст ему рекомендацию дл€ получени€ доступа в Ѕиблиотеку —в€щенного —инода, но с условием приходить по утрам в храм. Ђя не молилс€, не прикладывалс€ к иконам, ничего, ходил только на проповедь послушать отца √алериу. ћало-помалу € вошел в норму, то есть пришел к вереї, Ц признаетс€ отец »она.

ќтец √алериу, с его всем известной деликатностью, сделал отца »ону своим учеником.  акое из наставлений, полученных от отца √алериу, самое ценное дл€ него? „то Ђникто и ничто никогда не может разрушить образ Ѕожий в человеке. ¬ последнем заблудшем, в последнем преступнике всЄ еще остаетс€ в неприкосновенности образ Ѕожий. ћы не думаем об этом, когда вступаем в отношени€ с другими людьми. —удим о них по оболочке, а не по Ѕожественному образу. ѕотому что иначе вели бы себ€ внимательней и деликатней с другими, тоже носител€ми образа Ѕожи€. ”трачиваетс€ только подобие Ѕожие по причине наших грехов, но не образї.

ћагистр мертвых €зыков

“ак в течение дес€ти лет »он ѕэтрулеску обратилс€ в христианство. », как вс€кому новообращенному, ему хотелось просветить других. ѕон€в, что латинский и греческий €зыки важны не только дл€ высокой культуры, но и дл€ ѕравослави€, он поступил на факультет классических €зыков.

Ђ¬се говорили, что € сумасшедший: “«ачем тебе эти мертвые €зыки? ” них же нет будущего”. Ц “Ѕудущего нет, но есть прошлое”, Ц сказал €ї. ќн осталс€ работать ассистентом в Ѕухарестском университете, и тогда же начал свою миссию Ц Ђразъ€сн€ть студентам семантику —в€щенного ѕисани€ї.

ћонастырь ќаша. ћонастырь ќаша.
††††

¬ 1989 году переехал в “имишоару и продолжил преподавать там Ц в «ападном университете. «десь он сполна вкусил профессорской славы. Ђ огда € преподавал студентам греческий, €зык служил €корем дл€ богослови€. ѕреподавал и на богословском факультете, стара€сь формировать насто€щих богословов, то есть людей культурных и в то же врем€ исповедующих ѕравославие. » было несколько таких, которые послушали мен€ и стали св€щенниками, а иные прин€ли монашеский постриг.  то-то говорил, что теперь мне уже можно совершать сколько угодно грехов, ведь за мен€ молитс€ столько людейї, Ц говорит отец »она, улыба€сь.

» всЄ-таки ни славы, ни любви, какой он был окружен, не было достаточно дл€ того, чтобы оставатьс€ в университете. Ђ огда € увидел, что обучение начинает резко деградировать, что университет превращаетс€ в позорище, как некогда арми€, € отказалс€ быть участником этого крушени€ и отошел от преподавани€ї.

¬осемь лет назад он выбрал дл€ себ€ монастырь ќаша. Ђя пришел сюда не столько дл€ монашества Ц мне это слово представл€етс€ великим, Ц € просто хотел уйти из мира, идущего в неверном направлении. Ёто просто уход. „тобы сделатьс€ монахом, надо начинать смолоду. Ёто требует трудов и выносливости, которой у мен€ уже нетї.

¬ Ђ—аду ќашаї, на берегу озера, а затем в своей лесной келье бывший университетский профессор перевел некоторые книги из —ептуагинты (»сход, “реть€ книга ÷арств и  нига пророка »саии) и Ђ≈вергетиносї монаха ѕавла (1054). “еперь он молитс€ и работает вместе с монастырем ¬атопед, что на —в€той јфонской √оре, над переводом Ќового «авета по одному афонскому византийскому тексту.

Ђ¬о всЄм новом всегда кроетс€ ловушкаї

Ц ¬ мире, который, кажетс€, изо всех сил стараетс€ окончательно уничтожить свои корни, хранители и защитники традиции станов€тс€ всЄ более редкими. ѕоскольку вы обладаете репутацией ее пламенного защитника, просим вас сказать, почему так важна традици€ в нашей жизни?

Ц Ќа мен€ скорее смотр€т как на фундаменталиста Ц конечно, с уничижительными коннотаци€ми этого термина. ”потребл€ющие его не отдают себе отчета в том, что быть Ђфундаменталистомї означает иметь фундамент, основание, нечто твердое, на чем бы ты сто€л. “радици€ сама по себе €вл€етс€ основанием. » что касаетс€ мен€, то € говорю о традиции православной. ¬ православном менталитете люба€ инноваци€, независимо от того, в какой области она происходит, смотритс€ негативно. Ћюбое изменение в образе жизни, передаваемом от одного поколени€ к другому, €вл€етс€ безумием.

ЂЅыть “фундаменталистом” означает иметь фундамент, основание, нечто твердое, на чем бы ты сто€л. “радици€ сама по себе €вл€етс€ основаниемї.

Ёто мировоспри€тие до недавнего времени было характерным и дл€ румынского кресть€нина.  огда он сталкивалс€ с чем-нибудь, что не вписывалось в традиционные образцы, Ц например, если он видел юношу в спортивных ботинках, когда все кресть€не еще ходили в лапт€х, Ц то восклицал: Ђ“ы видывал нечто подобное?ї Ќечто Ђневиданноеї Ц это было плохо. “радици€ учила одеватьс€ и вести себ€ в соответствии с наследием, полученным от стариковЕ —овременность изменила значение этого слова: Ђневиданноеї, Ђнеобыкновенноеї, Ђиз р€да вон выход€щееї Ц то есть то, чему нельз€ следовать, чего нельз€ делать, Ц стало восприниматьс€ как позитивное.

ћонах »она, бывший университетский преподаватель классических €зыков. ћонах »она, бывший университетский преподаватель классических €зыков.
Ќу вот, тут мен€ спросили бы: Ђј что плохого в том, что вместо дерев€нного колеса ты поставишь резиновое, а вместо лаптей обуешьс€ в спортивные ботинки?ї “рудно назвать это плохим, поскольку с плотской точки зрени€ это удобнее, легче. Ќо принцип новизны, однажды прин€тый, не ограничитс€ лишь некоторыми вещами, доставл€ющими удобства, а изменит всЄ мало-помалу, в том числе и сами основани€.

Ц –азве традици€ не может сосуществовать с новым, а наследие с инновацией? » разве традиционное дл€ нас сегодн€ не было новым несколько веков тому назад?

Ц ¬аш вопрос логичен, но это ловушка. я делаю переводы, и вот как-то мен€ спросили, почему мы не соглашаемс€ на употребление неологизмов, тогда как и в Ѕиблии Ўербана[3], и в других писани€х встречаютс€ слав€низмы, бывшие в те времена неологизмами. Ёто не одно и то же, потому что то был период формировани€ этоса (€зык, костюм и прочее), в котором традици€ не была укоренена. ¬ ÷еркви тоже сначала не были установлены нынешние чинопоследовани€, но вместе с последним ¬селенским —обором завершилс€ период формировани€ традиции ÷еркви, и что было установлено тогда, то будет иметь силу до скончани€ века. » это православна€ “радици€. ¬с€ка€ инноваци€, по€вивша€с€ после последнего ¬селенского —обора, уже не относитс€ к нашей традиции.

Ц ¬ы смотрите на новое как на априори плохое?

Ц Ќовое всегда €вл€етс€ ловушкой, по меньшей мере с духовной точки зрени€. Ќовое в действительности €вл€етс€ про€влением гордости, манифестацией своего эго.  огда человек что-нибудь измен€ет, он делает это, чтобы самоутвердитьс€. “огда как принципом традиции €вл€етс€ смирение: ты не утверждаешь себ€ сам, теб€ утверждают другие, хвал€т другие, признают другие.

Ќа самом деле, и вы это видите, различие между традиционными людьми и нынешними колоссальное. —ейчас если ты не утверждаешь себ€ сам, не про€вл€ешь себ€, не предлагаешь себ€, никто на теб€ не обратит внимани€. “огда как в прежние времена, если ты лез на глаза, это уже делало теб€ подозрительным. Ќынешний человек более не держитс€ традиции, потому что он одержим духом самоутверждени€.

Ђ≈сли мы знаем и уважаем румынские традиции, мы войдем в универсальностьї

Ц Ќо если так обстоит дело с традицией духовной, то не больше ли оснований дл€ оптимизма, если говорить о национальной, этнической? ¬ходит ли традици€ составной частью в ƒЌ  нынешних румын?

Ђя сказал бы, что антихрист по€витс€ в том народе, который пропагандирует современностьї.

Ц ¬ этом веке идентичности тают, как воск. ¬ том смысле, что существует народ традиции, то есть Ѕожий, и современна€ попул€ци€, рождающа€с€ от сына современности Ц если понимать современность духовно. ¬едь существует дух современности, порождающий своих чад, как существует и Ѕог, „ьими чадами €вл€емс€ мы, христиане. я сказал бы, что антихрист по€витс€ в том народе, который пропагандирует современность. Ќациональные идентичности уже не будут иметь такого большого значени€ до самого конца. ѕути наши расход€тс€. ќстанемс€ мы, чада Ѕожии, и все остальные, народ современности, в ожидании јпокалипсиса.

— другой стороны, в той мере, в какой мы верны румынской традиции, мы остаемс€ укорененными и в христианской традиции, то есть универсальны. ≈сли мы знаем и уважаем румынские традиции, мы, парадоксальным образом, через дверь румынской традиции входим в универсальность. –азумеетс€, здесь существует риск преувеличени€ локального, национального.

÷ерковь монастыр€ ќаша ÷ерковь монастыр€ ќаша
††††

Ц ћожет ли ÷ерковь помочь нам сохран€ть равновесие между этими двум€ традици€ми?

Ц ÷ерковь тем и €вл€етс€ Ц равновесием. ¬ какой бы уголок мира ты ни заехал, но если ты участвуешь в православном богослужении, ты чувствуешь себ€ как дома, даже если не понимаешь €зыка, на котором служат. Ёто нечто твое, фундаментальное, несмотр€ на то, что оно в то же врем€ и нечто местное, фундаментальным образом. ѕравославна€ ÷ерковь допустила, чтобы каждый народ имел свою идентичность, поэтому у нас имеютс€ национальные ѕатриархии. Ќапротив, в тот момент, когда, например, в Ђ¬ойске Ѕожиемї[4] было запрещено пить вино, проводить свадьбы с лэутарами[5], то тем самым был нанесен удар по традиции, по тому, что благословлено ÷ерковью, и, оставшись без ориентиров традиции, многие из Ђвоиновї перешли в протестантизм, €вл€ющийс€ экспрессией современности. ≈сли ты уклон€ешьс€ от царского пути, ты попадаешь в дебри.

Ц ¬ы говорили, что антихрист родитс€ в Ђнароде современностиї. —овременность Ц это лицо зла или же само зло?

Ц ≈сли христианска€ традици€ Ц это добро, то чем может быть то, что противопоставл€етс€ ей? „ем может быть кто-то или что-то, если оно ломает то, о чем Ѕог сказал, что оно добро? —овременность хочет исправить добро. “о есть ты хочешь Ђисправитьї добро, которое унаследовал от сотен прошлых поколений и которое осв€щено жертвой и кровьюЕ  то ты такой, чтобы противопоставл€ть себ€ или мен€ть традицию, которую установили св€тые и за которую наши предки заплатили своей кровью и жизнью? я не выношу приговоров, но каждый дл€ себ€ может дать ответ на эти вопросы.

Ђƒаже монастыри уже не €вл€ютс€ хранител€ми традицииї

Ц “радиции легче соблюдать в монастыре? “ак объ€сн€етс€ тот факт, что вы промен€ли университетскую карьеру на монашество?

Ц я с болью думаю о том, что даже монастыри более не €вл€ютс€ хранител€ми традиции, как тому следовало бы быть. ѕотому что св€зь между учениками и старцами была прервана во времена коммунистического режима, и мы заново изобретаем монашеское жительство, мы не унаследовали традиции. ¬ы знаете, что при коммунизме монастыри были превращены в Ђпроизводственные объединени€ї и многие насто€тели были информаторами секуритате[6]; в любом случае, они должны были быть покорны власт€м. »де€ заключалась в том, чтобы оттолкнуть хотевших уйти в монастырь. » в значительной мере это удалось сделать, многие монастыри при коммунистах опустели. ѕотом, после 1989 года, хлынул новый поток молодежи в монастыри, но этот поток должен был заново изобретать монастырскую жизнь. ѕосмотрите вокруг: в большинстве монастырей насто€тел€м и духовникам около 40 лет.

ћонах »она (ѕэтрулеску) ћонах »она (ѕэтрулеску)
††††

¬се усиливаютс€ найти благой путь, и уповаем на милость Ѕожию, что ќн подаст им и благодать. “ак что в монастыр€х заново изобретаетс€ традици€. »меютс€ очень большие различи€ между монастыр€ми. » один только Ѕлагий Ѕог отличит, что тут подлинно и истинно, а что Ц похвальна€ попытка и только.

Ц ѕод вашим вли€нием многие молодые люди обратились к ÷еркви, а некоторые даже стали монахами.  ак профессор вы были любимы и весьма почитаемы. ¬ам не хочетс€ иметь студентов, быть среди людей, сто€щих в начале жизненного пути, ищущих, надеющихс€, которым еще предстоит всЄ построить?

Ђƒл€ души намного комфортнее быть презираемым, когда не признают твоих заслуг и хороших дел, чем когда теб€ хвал€тї.

Ц Ќет, не хочетс€. ѕотому что с течением времени мо€ позици€ лидера в университете, успешного человека открыла мне глаза Ц не знаю, каким чудом, Ц на мои недостатки, на то очковтирательство, в котором € пребывал. »мел место т€желый разрыв между тем, кем мен€ считали люди, и тем, каким € знал себ€. Ѕыло очень т€жело выдержать те благостные представлени€, которые создавали себе на мой счет другие. ƒл€ души намного комфортнее быть презираемым, когда не признают твоих заслуг и хороших дел, чем когда теб€ хвал€т. ѕринимать вид, не соответствующий реальности, Ц это делало из мен€ мошенника. » тогда € сказал себе, что это нужно прекращать.

Ц Ёто направило ваши стопы в монастырь?

Ц Ќет, но это создало напр€женность в смысле необходимости и мне самому исполнить то, о чем € говорю другим, что это надо делать. я обратилс€ к своей огорченной душе и немного занимаюсь ею, созидаю ее, ибо иначе € рисковал учить других тому, чего не делал сам. я был в категории лицемерных фарисеев. Ёто не значит, что сейчас € уже нечто иное, между нами говор€, но € хот€ бы стараюсьЕ (смеетс€).

Ц  ак вы думаете, почему вы пользовались таким большим успехом у студентов? ” вас был педагогический дар свыше, или вы говорили им вещи, относ€щиес€ к душе, на их €зыке?

Ц –ечь шла, безусловно, и о даре свыше, о котором €, однако, не подозревал. я оказалс€ среди слушателей, на которых не рассчитывал, и удивилс€ восприимчивости студентов. ƒошел до того, что мен€ начали цитировать, приписыва€ мне какие-то мудрые сентенции, которых € не узнавал, ибо не помнил, чтобы € когда-либо думал о чем-то подобном. Ќо поскольку € был глуповат, то мне они давались свыше ради этой молодежи. Ёто есть действие благодати. ¬от так случаетс€, что последний поп на земле, самый непотребный, не знающий даже, что произошло с человеком, совершает над ним чудеса ради веры этого христианина.

»кона —в€тые румынские мученики. »кона —в€тые румынские мученики.
††††

я считаю, что 1990Ц1993 годы были периодом благодати во всей нашей стране. я нахожу и объ€снение ей: это благодать, котора€ нисходит за невообразимо великие страдани€ мучеников времен коммунизма. «а их кровь и жертву нам дана была эта благодать, и поэтому € считаю, что мы должны их поминать и чтить. ≈сли мы не будем этого делать, благодать уйдет от нас. ѕоэтому € присоедин€юсь к тем христианам, которые выражают недоумение тем, что эти мученики и св€тые, принесшие себ€ в жертву в коммунистических тюрьмах, не причислены к лику св€тых —в€щенным —инодом.

¬опросы монаху »оне (ѕэтрулеску) задавал јндрей  еран
ѕеревела с румынского «инаида ѕейкова

Formula As

17 декабр€ 2013 года

[1] Ѕалта Ѕрэилей Ц живописный остров на реке ƒунай.

[2] ¬ –умынии батюшек часто называют по фамилии, а не по имени.

[3] Ѕибли€ Ўербана  антакузино, или Ѕухарестска€ Ѕибли€ (1688), €вл€етс€ первым полным переводом Ѕиблии на румынский €зык.

[4] Ђ¬ойско Ѕожиеї (ЂOastea Domnuluiї) Ц народное движение за религиозное возрождение, возникшее в –умынии в 1923 г. по инициативе р€дового св€щенника »осифа “рифы. ƒвижение получило огромное распространение и сыграло неоценимую роль в сохранении массовой религиозности и православных традиций румынского народа.

[5] Ћэутары Ц народные музыканты-самоучки.

[6] —екуритате Ц румынска€ служба госбезопасности.

—мотри также:
 омментарии читателей
2013-12-30
10:30
Ќј“јЋ»я:
ЅЋј√ќ ƒј–ё «ј ѕќ¬≈—“¬ќ¬јЌ»≈, ќ„≈Ќ№ ѕќ”„»“≈Ћ№Ќќ. ’–јЌ» √ќ—ѕќƒ№ ќ. »ќЌ”.
2013-12-18
03:48
јлександр:
—пасибо за рассказ.
Ќа все вол€ Ѕожь€, и никто не знает, как и когда эти изменени€ к тебе придут.  огда ты осознаеш свою ничтожность. я не Ѕатюшка и тем более не ћонах, которые по Ѕлагодати Ѕожьей нос€т каждый свой "—ан". ћы не выбираем, выбирает Ѕог. ќдни приход€т к этому смолоду, а другие под конец своего пути. я немного не соглашусь с —ергеем ј. так как он хочет, чтобы все Ѕатюшки и ћонахи олицетвор€ли тех старцев о которых пишут, и за которыми стоит дар прозорливости, та безгранична€ любовь к люд€м и ещЄ многие дары которые дает нам √осподь. Ќе можем мы быть все одинаковы, но нас всех должна объедин€ть любовь к √осподу. Ћюбовь - это самое главное что дал нам √осподь, и от неЄ и нужно нам всем отталкиватьс€. ¬едь по любви даЄт нам Ѕог испытани€, дабы мы могли приблизитьс€ к ќтцу. Ѕог заповедовал возлюби ближнего своего, как самого себ€, а ближним может быть и твой враг. ј как ты можеш возлюбить - "врага своего"?..- никак. ј это одна из двух заповедей , которые дал нам ’ристос. “ак что, давайте мы все немного станем добрее - к своим близким, к своим товарищам, и будем молить Ѕога, дабы научил нас этому дару, дару Ћюбви.
—паси Ќас всех √осподи.
–.S. "ƒа ещЄ хочу попросить ¬ас всех о маленькой просьбе - помолитьс€ за моих друзей ¬адима и ќльги, и пусть им пошлЄт Ѕог ребЄнка, о котором они так долго мечтают. ≈щЄ раз спаси ¬ас √осподи. » простите мен€ если € в чЄмта ¬ас обидел или не правильно что-то написал.
2013-12-17
13:47
—ергей ј.:
ќтлична€ стать€,как и все предыдущие интервью с румынскими опытными духовниками. ѕолностью согласен с монахом »оной, и считаю что прежде чем что-то мен€ть в традиции нужно еЄ хорошо изучить, полюбить. ј любовь к ней прививаетс€ через преемственность от опытных батюшек, а не столько через книги, начитанность. ƒолжна в этом вопросе быть симфони€. ќчень благоговейное у о.»оны отношение к монашеству. ” нас многие сгор€ча прыгают в монахи или св€щенники,а потом это приводит к личной или семейной трагедии, да и у монастыр€ проблемы, как перевоспитать такого непослушного послушника. ƒа и проблемы у нас одинаковы - прерванна€ св€зь духовничества (молодые отцы не очень люб€т слушать и слышать более опытных,учитьс€ у них), много очень умных, но без житейского опыта духовников. ќтсюда и выдумывание каких-то новшеств.
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке: