—ербска€

ћо€ свобода в тюрьме

јрхиепископ ќхридский »оанн (¬ранишковский)

ЂЅольше всего мы учимс€ на том, что сами пережили, и неважно, принесла нам жизнь боль или радость. ѕеред тайной жизни самым серьезным и ответственным выгл€дит тот, кто принимает жизнь как радостное гореї, Ц говорит архиепископ »оанн, многолетний заключенный тюрьмы »дризово.

††††

Ђѕочему ты нас предал, поп?ї Ц этот вопрос полицейский задал в тюрьме »дризово в —копье архиепископу ќхридскому »оанну (¬ранишковскому), дава€ пон€ть ему, насколько он ценит его церковный сан и что думает об его миссии, которую архиепископ »оанн считает делом всей своей жизни. ј мисси€ эта Ц вернутьс€ к единству с остальными ѕравославными ÷ерквами.

јрхиепископ »оанн в свое врем€ был хиротонисан (и оказалс€ самым молодым владыкой) канонически непризнанной ћакедонской православной церковью (ћѕ÷), позднее он стал митрополитом ¬елешско-ѕовардарским. — того момента, как в 2002 году он Ц единственный из македонских архиереев Ц отозвалс€ на призыв патриарха ѕавла вернутьс€ в каноническое единство с —ербской ѕравославной ÷ерковью, начались судебные процессы против него. ≈го судили за самоуправство, разжигание религиозной и национальной вражды, хищение денежных средств. » всЄ же государственный служащий не спросил его ни о первом, ни о втором, ни о третьем. ќн спросил его пр€мо: Ђѕоп, почему ты предал македонство?ї

 огда читаешь этот эпизод в книге архиепископа »оанна Ђ—вобода в тюрьмеї, складываетс€ впечатление, что македонский полицейский не был особо заинтересован в том, чтобы услышать ответ. ј архиепископ »оанн отвечает: он не предал Ђмакедонствої тем, что совершил поступок, который, по его убеждению, возвращает ѕравославную ÷ерковь в ћакедонии в границы и единство с остальными ѕравославными ÷ерквами. »з-за этой своей миссии он и стал одним из редких, если не единственным архиереем в ≈вропе XXI века, попавшим в заключение за свои религиозные убеждени€. Ќе секрет, что ему предлагалось покинуть ћакедонию взамен на сн€тие с него всех обвинений. Ёто достаточно говорит и об их обоснованности, и о решимости архиепископа »оанна остатьс€ в своей стране и при своих убеждени€х. ¬ начале феврал€ архиепископ »оанн был условно освобожден после более двух лет, проведенных в тюрьме.

Ђ≈ще в свои студенческие годы € испытывал боль и очень переживал из-за того, что ÷ерковь в моем отечестве находитс€ в расколе с другими ѕоместными ÷ерквами.  огда € уже был избран епископом ћѕ÷, наход€щейс€ в расколе, в своем слове в день хиротонии € обещал, что сделаю всЄ, чтобы раскол ÷еркви в –еспублике ћакедони€ был исцелен. “ак что мое намерение встать за единство с ÷ерковью не было неизвестно или непоследовательної, Ц говорит архиепископ ќхридский »оанн в интервью газете Ђѕолитикаї.

***

Ц ¬ладыка, т€жело было прин€ть обвинени€ македонского суда?

Ц ≈сли бы € сказал, что мне это было т€жело, то поступил бы неискренне. ¬се-таки, кажетс€, € быстро осознал, что необходимо принести какую-то жертву дл€ того, чтобы единство установилось на церковной, а не на какой-нибудь иной основе. ≈динство в ÷еркви с начала ее основани€ устанавливаетс€ только через жертву. ¬ первую очередь через жертву —амого ’риста как ѕервомученика, а затем и через жертвы многих мучеников и исповедников церковного сознани€.

††††

Ц  ак проход€т ваши встречи с македонцами сейчас? —прашивают ли вас по-прежнему: Ђѕочему ты нас предалї?

Ц “олько люди, далекие от ÷еркви, да и те, кто тенденциозно, по политическим мотивам задает такие вопросы в форме констатации и утверждени€, отнюдь не с желанием начать диалог и получить ответ. ѕо моему мнению Ц которое, возможно, и пристрастно, потому что это всЄ же личное мнение, Ц после того, как € отбыл наказание, люди в ћакедонии практически перестали задавать мне такой вопрос. ¬рем€, проведенное мною в тюрьме, как будто само дало им ответ. Ћюд€м достаточно того, что они увидели: € ничего не приобрел от этого предполагаемого Ђпредательстваї. ќни увидели, что € не только не имею никакой личной корысти, но, напротив, несу определенные потери. “ак что до ответа на этот вопрос они сами как-то доход€т Ц понимают, что тут всЄ дело не в каком-то предательстве или недостатке патриотизма, а в желании решить многолетнюю проблему.

Ц ќпишите, пожалуйста, один ваш день в тюрьме.

Ц  огда речь идет о тюремных пор€дках, то многие обычно ожидают услышать, что там хот€ бы элементарно установлен некий режим или дисциплина. Ѕольшинство людей думает, что тюремна€ жизнь проходит как в западных фильмах. Ќо в тюрьме »дризово под —копье дело не только обстоит не так, а € бы сказал, что всЄ там делаетс€ даже совсем наоборот.

“юрьма »дризово “юрьма »дризово
††††

¬ распор€дке дн€ прописан подъем, но никто не встает в положенное врем€. «аключенные могут совершенно спокойно спать целыми дн€ми, потому что им нечего больше делать. ”же несколько лет закрыты все тюремные производства, организованные некогда социалистической ёгославией. »з 1700 заключенных (столько их там было в тот момент) работало только 30 Ц те, кто готовил и раздавал пищу. ƒл€ других заключенных работы не было. » поэтому тюремна€ администраци€ предпочитала, чтобы они спали как можно дольше, ведь если они проснутьс€, они будут создавать проблемы.

я пыталс€ организовывать сам себ€ в этом хаосе, но не могу сказать, в какой мере мне это удавалось. ¬сЄ же € старалс€ вставать пораньше, потому что в это врем€ было намного спокойнее и тише, так что € мог читать и кое-что писать. ¬се книги, которые € брал читать, должны были быть одобрены тюремной администрацией. ƒл€ книг на иностранных €зыках такого одобрени€ приходилось ждать дольше. Ќо дольше всего € ждал, когда мне вернут копию верстки второго, дополненного издани€ моей книги Ђ—вобода в тюрьмеї. ѕока € был в предварительном заключении Ц очень долго, больше года и шести мес€цев, Ц у нас была прогулка один раз в день на 40 минут; в тюрьме прогулки дл€тс€ немного дольше, но никогда не больше двух часов. „то касаетс€ газет, то из-за недостатка средств тюремное начальство еще несколько лет назад перестало их покупать, и мы читали только те газеты, которые кому-нибудь из заключенных приносили посетители.

“юрьма »дризово “юрьма »дризово
††††

Ц — кем вы делили тюремную камеру?

Ц я был в одной камере с еще 39 заключенными. ѕомещение было довольно большим, но, независимо от величины его, присутствие такого количества людей в четырех стенах мучительно дл€ любого. ≈сли представить себе, что каждый будет говорить хот€ бы п€ть минут в день, то совокупно это будет 200 минут, то есть 3,5 часа в течение дн€. ”же не говорю о том, что шум возникает не только от разговоров. ¬ помещении дл€ 40 заключенных было более 10 телевизоров. „асто каждый телевизор был настроен на свой канал. Ќу и можете представить, как могли смотреть эти телевизоры.

Ц  ак заключенные относились к вам?

Ц «наете, € уже бывалый заключенный, не со вчерашнего дн€ в тюрьме. ≈сли суммировать всЄ врем€, проведенное мной в заключении начина€ с 2005 года и до 2015-го, то это не менее 5 лет. “ак что стаж давал мне некоторые преимуществаЕ я, конечно, шучу, но, честно говор€, с заключенными у мен€ не возникало никаких проблем. ќни очень пристойно вели себ€ со мной. ≈динственное, иногда были проблемы с тюремной охраной, которой приказывали мен€ провоцировать. Ќо и это нельз€ было назвать невыносимым. “юрьмы в ћакедонии с недавнего времени наход€тс€ под надзором многих европейских правозащитных организаций, и поэтому ни администраци€, ни охранники не могут обходитьс€ с заключенными совершенно деспотически, как это было раньше. — другой стороны, было много заключенных, которые хотели поговорить со мной. Ќе было возможности организовать богослужени€, заключенные не исповедуютс€ и не причащаютс€, но дл€ бесед возможности были, и это доставл€ло мне радость.

Ц ¬ы могли в тюрьме исполн€ть заповеданное вашей верой?

Ц Ќет, только частично. Ќесмотр€ на то, что конституцией и законами –еспублики ћакедони€ гарантированы религиозные права каждому человеку, в том числе и заключенным, в тюрьмах отсутствуют услови€ дл€ практического осуществлени€ прав верующих. ¬ тюрьмах нет ни специальных подготовленных помещений дл€ этого, не говорю уже о том, что до сих пор нет ни церкви, ни богослужебного места дл€ исповедующих другие религии. —ейчас, когда всЄ позади, могу открыть, что мне тайно приносили —в€тые ƒары, чтобы € причастилс€ в тюрьме. ≈динственное, что € мог, Ц это помолитьс€, но ранее € уже сказал, каковы были услови€ и дл€ этого.   сожалению, так было, и € не думаю, что об этом надо умалчивать.

Ц Ќасколько можно было пон€ть из сообщений ваших собратий из ѕравославной ќхридской архиепископии, тюрьма »дризово перенаселена, заключенных намного больше, чем позвол€ют ее размеры. Ѕыло ли в этом Ђмуравейникеї место дл€ уединени€?

Ц “ам практически нет никакого места дл€ уединени€. ¬ тюрьме, котора€ рассчитана на 700 человек, в тот момент находилось 1700. ¬ камере, где € пребывал, были трехэтажные кровати. “€жело бывает забратьс€ и слезть со второго этажа, не говор€ уже о третьем. Ќо спать на третьем этаже кровати всЄ же было привилегией, потому что у некоторых заключенных не было и кровати. ћногие спали на полу. ¬ таких услови€х невозможно достичь истинной цели наказани€, ведь наказание определ€етс€ совсем не дл€ того, чтобы кто-то жил в нищете. ј при таких услови€х не может быть и речи об исправлении. ѕовторюсь и полностью в этом уверен: тюрьма в –еспублике ћакедони€ Ц это бессмыслица из бессмыслиц. “аким образом организованна€ тюрьма наносит вред и государству, и обществу, и многим семь€м, и, естественно, самим заключенным. “юрьма в принципе должна демонстрировать мощь государства, но в случае ћакедонии она демонстрирует только слабость и немощь.

Ц ¬ы бы с удовольствием забыли »дризово и всЄ, что там с вами происходило, или все-таки есть что-то, что окажетс€ полезным, хот€ бы как воспоминани€?

Ц ’ристиане не должны старатьс€ что-то забывать. ќни должны только старатьс€ простить. ќтринуть то непри€тное, что произошло и уже стало историей, больше всего хот€т те люди, которые не понимают жизнь как борьбу. »стори€ Ц самый лучший учитель. ћы больше всего учимс€ на том, что сами пережили, и неважно, принесла нам жизнь боль или радость. ѕо сути вс€ наша жизнь Ц это что-то между радостью и горем. я считаю, что перед тайной жизни самым серьезным и самым ответственным выгл€дит тот, кто принимает жизнь как радостное горе. ѕоэтому пам€ть об этих тюремных горест€х € считаю полезной Ц конечно, не ради самого гор€, но ради радости, ее сопровождающей. “е, кто пережил тюрьму, знают, о какой радости € говорю.

архиепископом ќхридским »оанном (¬ранишковским)
беседовала ≈лена „али€,
ѕеревел с сербского иеромонах »гнатий (Ўестаков)

ѕолитика

26 июн€ 2015 года

 омментарии читателей
2016-09-24
21:01
»ван:
все тюрьмы не дл€ наказани€ а дл€ мучени€.
2015-07-13
17:29
Ќаталь€:
’очу от всего сердца пожелать јрхиепископу »оанну здоровь€, сил, Ѕожьей помощи и заступничества ѕресв€той Ѕогородицы, јнгела-’ранител€! Ќизкий поклон ¬ам за все, что ¬ы делаете и за этот пример ¬еры всем нам, грешным.
2015-06-30
11:24
јлександр:
Ќеужели так будет и на ”краине? —трашно!
2015-06-28
22:25
—ветлана:
¬ магазине "—ретение" пару лет назад приобрела небольшую книжку архиепископа »оанна, о которой здесь говоритс€. Ќазвание было переведено, если правильно помню, как "—вободен в неволе". - название и сама книга была переведена неудачно. скоро выйдет второе издание, новый перевод, с существенными дополнени€ми, со всеми документами, св€занными с судебным процессом
2015-06-28
20:34
јндрей:
Ѕатюшка на второй фотографии так и светитс€...
2015-06-27
22:41
Florenz:
¬ магазине "—ретение" пару лет назад приобрела небольшую книжку архиепископа »оанна, о которой здесь говоритс€. Ќазвание было переведено, если правильно помню, как "—вободен в неволе".
—ильна€ вещь, очень рекомендую. ќтличное предисловие о. √еорги€ ћаксимова.
—аму книгу "пустила в народ", чтобы побольше людей узнало, какие беззакони€ твор€тс€ в наше врем€, какие мужественные исповедники могут быть примером дл€ всех нас.
Ќизкий поклон архиепископу »оанну.
2015-06-27
16:38
Ѕрат:
ћоЉ прадеда Ље Љедно време био парох у данашЬоЉ ћакедониЉи, у околини места  уманова. —треЪан Ље '45-е. ’тео бих да напоменем да пре рата ниЉе постоЉала држава ћакедониЉа, веЮ се та региЉа, са  осовом, па све до Ќиша, називала £ужна —рбиЉа.
»мам велику среЮу што се моЉ деда одселио из тих краЉева. Ћако Ље нама овде! ќдеш на ЋитургиЉу ЌедеЪом и ником ништа, а у ћакедониЉи су верници само наЉхрабриЉи.
—реЮно навечерЉе празника ¬идовдана свима коЉи ово читаЉу! √оспод Ѕог вам свако добро даровао!
2015-06-27
04:07
—ветлана ћишук:
ћой муж прошол лагер€ и там обрел веру в √оспода, о чем пишет ¬ладыко , очень близко и пон€тно . ѕусть хранит √осподь р. Ѕ . јлександра, благодарю за комментарий!!!
2015-06-27
02:22
»горь —имонов:
—лава Ѕогу за всЄ !
2015-06-27
00:44
ѕутешественник:
Ѕыл недавно в ћакедонии, в —копье.  огда ехал туда - думал "здорово, страна православна€". — огромным трудом нашел канонического св€щенника... ѕравославные (канонические) там в реальных гонени€х... ќни бо€тс€ даже открыть места своего богослужени€, потому что могут быть сразу арестованы... Ќо они не отрекаютс€ от ¬еры. Ѕо€тс€, но служат. » поминают ¬ладыку »оанна. ÷ерковь там как катакомбна€, как в первые века. »м нужны наши молитвы о них.
2015-06-26
15:55
Alexander Neusipaiushix:
€ тaкжe нaхожусь в зaключeнии 12лeт,зa убийство,которого нe совeршaл,и очeнь хорошо понимaю Bлaдыку.но в тюрьмe eсть нeсомнeнный плюс-√осподь здесь особeнно близок!нa покa€ниe в т€жких грeхaх,нa свободe,уход€т мeс€цa,и годы,здeсь-минуты.здeсь √олгофa,a √осподь с √олгофы нe уходит.нe бойтeсь тюрьмы-это особa€ милость Ѕожи€!!!
2015-06-26
11:37
√ость:
јрхиепископ »оанн - насто€щий мученник за веру. ƒай Ѕог здрави€ и сил!
2015-06-26
10:30
марина:
’рани √осподи архиепископа »оанна! ѕомоги, ¬ладыка преодолеть раскол в югославских земл€х!
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке: