Искушение или… причастие?

Еще раз об опыте огласительных бесед

После публикации рассказа о введении многочасового оглашения крещаемых на московском приходе и о том, что из этого вышло, редакцию сайта забросали вопросами. Читатели интересовались подробностями: как работает служба, на какие «грабли» наступали организаторы; просили поделиться опытом. На вопросы отвечает руководитель службы катехизации прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове Ирина Русова.

На занятиях воскресной школы для взрослых. Фото: pokrovchram.ru
На занятиях воскресной школы для взрослых. Фото: pokrovchram.ru
– Ирина, зачем нужны огласительные беседы?

– Однажды в храм пришла женщина лет пятидесяти, которая заявила, что хочет креститься. Она ложилась на операцию и слышала, что в этом случае лучше быть крещеной. Во время крестин женщина «обнаружила», что таинство связано с водой, и испугалась, что промокнет насквозь. Начался почти скандал. Женщина заявила, что не знала об этом, думала: ее только немного «побрызгают», и теперь очень сожалеет о своем решении креститься. Наскоро одеваясь, она потребовала фен для просушки волос и оскорбилась, обнаружив, что в храме фена нет. Кроме этого, она искренне коробилась от необходимости смывать перед крестинами косметику. До самого таинства ей не было никакого дела.

Другой случай тоже очень показателен. Пришла женщина лет сорока пяти и спрашивала, что делать, потому что крестилась дважды! Выяснилось, что она была крещена в детстве, прекрасно об этом знала, знала своих крестных родителей, но была совершенно невоцерковлена, как и они. В храм стала ходить уже взрослой, и вскоре у нее произошел конфликт со священником. Батюшка не допускал ее к причастию из-за того, что она жила в незарегистрированном гражданским образом браке. Женщина решила изменить эту ситуацию своеобразно. Надумала «заново креститься». Поехала в Санкт-Петербург, никому ничего не сказала и еще раз участвовала в таинстве. Причем нашла себе новых крестных родителей. Теперь с вопросом «что делать?» пришла, видимо, из-за возникшего ощущения чего-то недолжного.

Ни первого, ни второго случая не произошло, если бы эти женщины пришли хотя бы на огласительные беседы.

Ирина Русова
Ирина Русова
– По вашему опыту, какая форма организации огласительных бесед наиболее удачная?

– Для взрослых крещаемых – это пять бесед. Мы проводим их по субботам, и период оглашения составляет около месяца. Продолжительность одной беседы – полтора часа. Обычно в течение цикла бесед человек обзаводится Священным Писанием, молитвословом, духовной литературой и начинает в них заглядывать.

Каждая беседа посвящена одной большой теме. Это Священное Писание Ветхого и Нового Завета (по одной беседе), догматическое учение Церкви, устройство храма и богослужение, таинства Церкви. Если серьезные обстоятельства не позволяют человеку знакомиться с верой так долго, мы подстраиваемся и можем провести беседы в течение одной недели или даже одного дня. Но за исключением людей, в принципе отказавшихся обучаться и сразу отпавших, все остальные посещали полный цикл бесед, задавали много вопросов и выражали преподавателям свою признательность. Довольно неожиданно для нас оказалось, что лучше воспринимается преподаватель-мирянин, чем человек в сане.

Группы очень маленькие, один-пять человек, потому что каждому позвонившему мы сразу предлагаем начать слушать беседы. Люди не ждут, пока соберется большая группа.

– Как вы беседуете с крестными и родителями младенцев?

– Мы проводим цикл из двух бесед для крестных и родных родителей во вторник и в четверг. Начало занятий – в 7:30 вечера. Преподаватель знакомит слушателей со смыслом таинства крещения (первая беседа) и с его практической стороной (вторая беседа).

Ситуация здесь несколько иная, чем со взрослыми крещаемыми. По большей части, современные крестные – это люди не воцерковленные. Их упросили, они согласились, а потом узнали, что надо еще дважды приезжать на занятия. Религиозная потребность только зреет. Беседы слушают для галочки. Живые и заинтересованные глаза бывают только у тех, кто еще сам, раньше, начал интересоваться церковной жизнью.

Основной недостаток этой формы – как раз необходимость приезжать в храм еще дважды. Неоднократно будущие крестные говорили, что готовы за один раз, посидев подольше, получить всю информацию. Два обязательных приезда их слишком отягощают.

Крестные в основном сами молодые, интенсивно работают, зачастую до 9–10 часов вечера. Чтобы прийти на беседы, им надо отпрашиваться. Крестные мамы часто сами имеют маленьких детей, и им приходится находить няню для собственного ребенка, чтобы посетить беседы. Все эти бытовые трудности очень понятны. Думается, что можно пойти людям навстречу и проводить одну, возможно, полутора-двухчасовую беседу отдельно от таинства крещения, в которой и охватывать все необходимые для крестных родителей темы.

– Приход решил с нуля организовать службу катехизации. Каков первый шаг?

– Нужны люди хотя бы с начальным богословским образованием (воскресная школа для взрослых). Категорически исключается превращение катехизации в сплошной трогательный рассказ о чудесах; беседа должна быть очень трезвой и «рациональной» (насколько последнее слово применимо к проповеди христианства). Если катехизатор совсем незнаком с догматическим и основным богословием – его ожидает провал. Кстати, когда люди узнают, что преподаватель трудится на добровольных началах – доверие возрастает на порядок.

– Чего категорически нельзя делать и почему?

– Ни в коем случае нельзя разговаривать менторским тоном. Если давить на человека, рассказывая, что и кому он должен, это вызовет только отторжение. Да и кто мы такие, чтобы учить? «Я хочу поделиться своей верой, я хочу рассказать о том, Какого Бога знаю», – с таким настроем нужно катехизировать. И ни в коем случае: «Я расскажу тебе, в чем ты неправ». Однажды катехизатор провел все пять бесед именно в таком тоне, и девушка, которая их прослушала, пришла креститься в настроении круговой обороны. Она была готова защищаться ото всех и вся и разительно отличалась от остальных.

Обычно на пятой беседе слушатели начинают осторожно «прощупывать» катехизатора, будет ли тот на крестинах? Узнав, что будет, облегченно вздыхают: «Теперь я ничего не боюсь». И на крестинах мы встречаемся почти как родные, близкие люди. Да и действительно сближаемся за эти четыре недели…

На занятиях воскресной школы для взрослых. Фото: pokrovchram.ru
На занятиях воскресной школы для взрослых. Фото: pokrovchram.ru
– Как образовалась на вашем приходе служба катехизации?

– Вообще на приходе всегда проводилась катехизация и был штат катехизаторов – слушатели и выпускники воскресной школы, которые оказались готовы к тому, что с приходившими на крестины людьми – крестными, родителями и родственниками, а уж особенно со взрослыми крещаемыми – нужно говорить. И вопросы встречались ох какие серьезные!

Мы обязательно проводили 45-минутные беседы перед крестинами. Их слушали одновременно и крестные, и родители с младенцами на руках, и взрослые крещаемые. Практически одновременно с беседой шла запись на крестины, так что головы слушателей были заняты совсем не тем, о чем им рассказывали. Катехизатор пытался осветить широкий круг тем. Рассказать и о смысле таинства, и о чинопоследовании, и о практических моментах: где стоять, как держать младенца, какие вещи достать. В это время еще шла поздняя литургия, которую приходилось пропускать. Начинался колокольный звон. Кто-то застревал в пробке по дороге на крестины…

Потом мы перешли на другую форму. На обкатывание того, что есть сейчас, ушло лет шесть или семь. Главное, чтобы у катехизаторов появилась любовь к этому делу.

Для оптимизации процесса катехизации надо использовать больше наглядных пособий, например предложить слушателям полистать богослужебные книги, провести одно занятие в храме, рассказывая о его устройстве не по картинкам, а в реальном интерьере.

Ирина Русова
Ирина Русова
– Сколько времени беседы отнимают у катехизатора?

– Зависит от того, как катехизатор к этому относится. Равнодушный говорит скучно, людям с ним и ему с людьми неинтересно. Если же катехизатор чувствует необходимость рассказать другим о том, что ему самому Господь даровал узнать, если ощущает взаимодействие с аудиторией во время бесед – времени будет занимать достаточно, может, и много, особенно для людей работающих и семейных, но катехизатор этого не заметит.

Надо сказать, что в последнее время у нас наметилась конкуренция среди катехизаторов – все рвутся на беседы и согласны ходить на них хоть все семь дней в неделю, как недавно мне предложили двое из них.

– А «проколы» случались?

– Вот, пожалуй, забавный случай, очень полезный для катехизатора, чтобы не гордиться. Беседы посещала очень молодая девушка, сирота, которая собиралась креститься. Сначала с ней было очень трудно, потом дело пошло на лад.

Последняя беседа у нас посвящена церковным таинствам – предлагается общий обзор, а основное время уделяется крещению, миропомазанию, покаянию и причастию.

Я очень подробно рассказывала ей о том, что такое причастие, как к нему подготовиться, как причащаться сразу после крещения, а как потом.

В конце занятия мы с ней задумались, в какой же день ей лучше прийти на причастие? Она собиралась креститься в воскресенье.

Я говорю: «Чем скорее прийти причащаться после крещения, тем лучше».

Она: «Да, но в понедельник у меня занятия в колледже».

Я: «Ну, тогда, конечно, не надо. Не надо прогуливать занятия. Приходи в следующие субботу или воскресенье».

Она (решительно и радостно): «Нет, я приду в понедельник. А в колледже скажу, что только что крестилась и должна прийти в храм на… искушение!»

Хоть стой, хоть падай. Только что полтора часа рассказывала ей о таинствах… А вот не гордись, что у нас так хорошо катехизация поставлена!

На занятиях воскресной школы для взрослых. Фото: pokrovchram.ru
На занятиях воскресной школы для взрослых. Фото: pokrovchram.ru
                      

Предлагаемые методические указания для организации цикла огласительных бесед перед таинством крещения

План огласительных бесед для взрослых крещаемых

Первая беседа посвящена ознакомлению со Священной историей Ветхого Завета, не зная которой невозможно понять, каким образом люди оказались во власти смерти, греха и диавола и для чего был необходим приход Спасителя. Кроме того, во время первой беседы происходит знакомство катехизатора со слушателями и, по возможности, выявляются причины, побудившие людей к принятию таинства. Если причины окажутся исключительно житейскими, в течение огласительного цикла катехизатор будет иметь возможность осторожно исправить ситуацию, чтобы к совершению таинства человек подошел уже с правильным пониманием происходящего. (В наше время, как и в IV веке, в качестве причины крещения часто встречается желание: исцеления от болезни, житейского благополучия, защиты от врагов и сглаза путем получения другого, известного очень ограниченному кругу лиц имени и т. д.)

Содержание беседы. Знакомство катехизатора со слушателями: катехизатор представляется (ФИО, образование), выясняет состав аудитории и, по возможности, мотивы желания принять крещение. Понятие о Боге как Святой Троице, изложение догмата. Понятия о Божественном Откровении, Священном Предании, Священном Писании. Творение мира и человека, грехопадение, первородный грех. Необходимость спасения, обетование о нем. Ключевые моменты Священной истории Ветхого Завета (сыновья Адама, Всемирный потоп, вавилонское столпотворение, призвание Авраама и переселение его в Обетованную землю, период египетского рабства, исход, закон Моисеев, пророчества) с указанием его цели ― подготовки человечества к пришествию Спасителя.

Вторая беседа посвящена ознакомлению слушателей со Священной историей Нового Завета. На этом занятии кратко повествуется о событии Боговоплощения, проповеди Господом Иисусом Христом приближения Царствия Божия и возможности спасения, о Крестном подвиге Спасителя, о воскресении, образовании Церкви, начале апостольской проповеди – то есть центральных моментах христианской веры.

Содержание беседы. Рождество Пресвятой Богородицы. Благовещение. Боговоплощение. Жизнь, учение, чудеса Господа Иисуса Христа. Заповеди Христовы (Нагорная проповедь, заповеди о любви к Богу и ближнему). Крестная смерть как центральное событие нашего искупления. Воскресение и Вознесение Христа. Пятидесятница. Основание Церкви. Новозаветная эсхатология: Второе пришествие и Страшный суд. Здесь же: понятие о телесной смерти и бессмертии души, о частном суде и мздовоздаянии после него.

Во время третьей беседы слушателям кратко излагается догматическое учение Православной Церкви. Занятие включает ознакомление слушателей с Символом веры и его краткое объяснение, с догматами о Пресвятой Троице и двух природах Господа Иисуса Христа, с основными молитвами и объяснением их смысла.

Содержание беседы. Символ веры. Догмат о Пресвятой Троице. Догмат о двух природах Господа Иисуса Христа. Понятие о добре и зле. Грех, страсть. Добродетель. Цель христианской жизни – обожение. Необходимость изменения жизни оглашаемых. Основные молитвы: «Отче наш», «Богородице, Дево», Иисусова молитва – с объяснением их смысла.

Четвертая беседа посвящена ознакомлению слушателей с устройством православного храма и богослужением. Во время беседы катехизатор рассказывает слушателям о том, что человек видит в храме, знакомит их с такими понятиями, как алтарь, икона, иконостас, солея, клирос; рассказывает, как следует вести себя в храме, для чего перед иконами ставят свечи, когда и зачем кладут поклоны и т. д. Кроме того, дается общее представление о богослужении – дневном, седмичном и годовом его кругах, названиях и смысле служб. О Евхаристии в основном рассказывается на заключительном, пятом, занятии, посвященном церковным таинствам.

Содержание беседы. Устройство православного храма: части храма, изображения, иконы, утварь, правила поведения в храме. Священнослужители и церковнослужители, их облачения. Богослужение Православной Церкви: богослужебное время (три круга богослужения, основные службы), богослужебные тексты. Православные праздники и посты.

Пятая беседа полностью посвящена церковным таинствам. Слушателям рассказывают о том, сколько таинств, чем они отличаются от обрядов, в чем их богоустановленность и смысл. Практика показывает, что о богословском смысле таинств на этом занятии говорить следует очень кратко (так как за полтора-два часа раскрыть глубинный богословский смысл хотя бы одного таинства не представляется возможным, особенно для неподготовленной, не владеющей терминологией аудитории). Больше времени следует посвятить практической стороне участия в таинствах: как к ним подготовиться (что читать, как поститься, если это требуется, и т. д.), в какое время приходить в храм, куда встать (например, на исповедь), как себя держать. Практика показывает, что именно по этой теме у слушателей возникает больше всего вопросов и живого интереса. Также на этом занятии катехизатор отвечает на вопросы, возникшие по всему курсу обучения (если они не были заданы ранее), прощается со слушателями и обязательно оставляет свой контактный телефон для возможности дальнейших консультаций при необходимости (а такая необходимость возникает часто).

Содержание беседы. Понятие о таинствах и обрядах. Таинства крещения и миропомазания (с подробным толкованием чинопоследования и практических моментов подготовки: когда и куда приходить, что необходимо взять с собой и др.). Таинство покаяния (с подробным разъяснением подготовки к нему), таинство елеосвящения. Таинство брака (с указанием важнейших канонических препятствий к его совершению, отношения Церкви к разводам, недопустимости абортов). Таинство священства. Таинство Евхаристии, Божественная литургия (чинопоследование очень укрупненно: три части литургии; следует акцентировать внимание на необходимости регулярного причащения с подробным разъяснением подготовки к нему). Ответы на вопросы.

Таким образом, в предлагаемом нами цикле огласительных бесед находят отражение основные моменты оглашения в Древней Церкви – ознакомление со Священной историей Ветхого и Нового Завета, основными догматами, устройством храма и богослужением, сакраментологическим учением Церкви. Отличием от оглашения в первые века церковной истории становится, конечно, продолжительность огласительного цикла. (Не три года, как в Александрии, а 30 дней, причем в течение этого периода беседы проводятся не ежедневно, как, например, в Церкви Иерусалимской, а еженедельно). Вторым отличием можно назвать то, что морально-этическая часть оглашения занимает в цикле бесед достаточно небольшое место. На самом деле катехизатор просто не акцентирует на этом внимание в процессе всего цикла оглашения, и успех этой части главным образом зависит от тактичности катехизатора и его умения найти общий язык со слушателями. Также в качестве отличия можно отметить то, что сакраментологическая (или тайноводственная) часть оглашения преподается слушателям до принятия ими таинства, но это, как и многое другое, связано, как мы уже говорили, с «немощью человеческой» – далеко не все оглашаемые, став новокрещеными, снова придут на занятия. По нашему мнению, было бы более правильным знакомить с сакраментологией уже новокрещеных, поэтому в дальнейшем необходимо будет перейти именно к этой практике, проводя тайноводственное занятие, возможно, сразу после таинства крещения, в тот же день.

Огласительные беседы должны проводиться в здании воскресной школы, в приспособленной для этого аудитории. Крайне важно наличие учебных пособий (плакатов с изображениями икон, облачений, священных предметов и т. д.). Также необходимо показать слушателям Священное Писание, молитвословы, объяснить, чем они друг от друга отличаются, как выбрать лучший.

План огласительных бесед для крестных и родных родителей крещаемых детей

Первая беседа посвящена «выяснению мотивов обращения человека к Церкви с просьбой о крещении, помощи ему в осознании христианского смысла таинства, ответам на вопросы и первоначальному наставлению в вере».

Содержание беседы. Знакомство катехизатора со слушателями: катехизатор представляется (ФИО, образование), выясняет состав аудитории (ФИО полностью, статус – кто является крестными родителями, кто – родными). Понятие о Святой Троице, изложение догмата. Понятия о Божественном Откровении, Священном Предании, Священном Писании. Творение мира и человека, грехопадение, первородный грех. Понятие о добре и зле. Грех, страсть. Необходимость спасения. Ключевые моменты Священной истории Ветхого Завета (сыновья Адама, Всемирный потоп, вавилонское столпотворение, призвание Авраама и переселение его в Обетованную землю, период египетского рабства, исход, закон Моисеев, пророчества) с указанием его цели – подготовки человечества к пришествию Спасителя. Боговоплощение. Жизнь, учение, чудеса Господа Иисуса Христа. Крестная смерть как центральное событие нашего искупления. Воскресение и Вознесение Христа. Пятидесятница. Основание Церкви.

Вторая беседа посвящена наставлению «в христианской вере и жизни посредством толкования Символа веры и основных библейских заповедей. Катехизатор должен акцентировать внимание оглашаемого на необходимости изменить свою жизнь в соответствии с Евангелием Христовым, а также удостовериться в правильности усвоения им основных истин православного вероучения о Боге, мире и человеке».

Содержание беседы. Символ веры. Декалог. Заповеди Христовы (Нагорная проповедь, заповеди о любви к Богу и ближнему). Цель христианской жизни – обожение. Таинства (перечислить все, акцентировать внимание на крещении и Евхаристии, их смысле). Основные моменты чинопоследования таинства крещения. Обязанности крестных родителей по отношению к крестнику. Необходимость изменения жизни и крестных, и родных родителей. Практические вопросы подготовки к таинству крещения. Ответы на вопросы.

При составлении плана использованы материалы:

  • Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во ПСТГУ, 2010.
  • Сысоев Даниил, свящ. Пять огласительных бесед. М.: Миссионерский центр им. иерея Даниила Сысоева, 2010.

Автор методических указанийИрина Русова
Беседовала Александра Боровик

20 февраля 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Безответственное крещение Безответственное крещение
Об огласительных беседах и не только
Безответственное крещение Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Александра Боровик
Допускаю, что кому-то неинтересно слушать огласительные беседы, но потерпеть их ради таинства вступления в Церковь люди, выходит, тоже не готовы. А ведь это не самая большая жертва. Возникает вопрос: насколько мы вообще ценим таинство вступления в Церковь?
«Опыт внедрения и проблемы обязательной катехизации на приходах» «Опыт внедрения и проблемы обязательной катехизации на приходах»
Выступление на пленарном заседании направления «Катехизация и Таинства Церкви»
Епископ Саратовский и Вольский Лонгин
Примеры многих приходов показывают, что обязательная катехизация на приходах не только необходима, но и возможна, и что люди в большинстве своем с пониманием и заинтересованностью откликаются на предложение священника познакомиться с православной верой и с церковной жизнью.
Вместе или отдельно Вместе или отдельно
Прот. Андрей Ткачев
Вместе или отдельно Вместе или отдельно
Протоиерей Андрей Ткачев
Практика раздельного совершения оглашения и крещения, обручения и венчания – это именно старая практика, по грехам нашим и с нашего молчаливого согласия сошедшая к нулю.
Комментарии
Андрей Васин23 февраля 2013, 14:55
Все-таки кажется, что крещение это, скорее всего, вымученный акт: это когда человек, познавши грязь греха, хочет, призывая Господа, навсегда отречься от сатаны, отречься от его помощи и сотрудничества с ним. Неслучайно в Евангелие приведен пример разбойника, распятого с Христом и получившего дар веры.
В любом случае призыв стать христианином должен начинаться с призыва: Покайтесь! Устройство Святой Церкви, ее обрядовая значимость важны, но уже для тех, кто решил стать на сторону Света.
Можно ли уверовать в других условиях, не знаю: наверно можно. Пути Господни неисповедимы. У К.С. Льюиса есть прекрасная книга "Кружный путь". Он пишет про это.
Спаси Господи!
Иван Х.21 февраля 2013, 20:22
Я живу в благодатном месте, где во всех храмах оглашают. Поэтому странно слышать об оглашении как о чуде или как о чём-то необычном.
Но такое счастье не везде. Дай Бог, чтобы повсеместно люди понимали, зачем крестятся. А это задача больше, чем для оглашения. Для этого нужно вернуть людям понимание, что их цель не креститься, а спастись. Крещение - абсолютно необходимый шаг, но только лишь первый из многих и многих.
Валентина21 февраля 2013, 12:34
Андрей, вера это Божий дар. Все возможно только общими усилиями человека и Божией благодати. Как-то нужно подготовиться к принятию Божьего дара.
р.б.Сергий21 февраля 2013, 11:33
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Низкий поклон всем труждающимся на ниве катехизации! Опыт авторов статьи очень полезен и важен, - безусловно требуется его дальнейшее распространение и совершенствование. Помогай вам Бог на этом благом поприще! Идея создания под руководством учебного комитета РПЦ видеокурса оглашения могла бы значительно облегчить и ускорить процесс катехизации новоначальных.
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
P.S. Господи, помоги неверию Андрея Васина (2013-02-20/09:57), пошли Ольге (2013-02-20/14:18) избавления от осуждения и предвзятости, и молитвами их к Тебе помилуй и меня, грешного!
Ольга20 февраля 2013, 21:53
Спаси Господи.Спасибо за статью.
Евлампия20 февраля 2013, 16:01
Спаси Христос! Может когда и пригодится Ваш опыт! :)
Ольга20 февраля 2013, 14:18
А мне не понятно, почему огласительные беседы ведет не священник, а какая-то женщина. Священнику что совсем не интересно, кого он крестить будет. И еще настораживает формальный подход.
Олежка В.20 февраля 2013, 13:58
Очень хорошая статья!
Как важно катехизаторам делиться своим опытом друг с другом! :)
СпасиБо большое!
Муразов20 февраля 2013, 13:33
Хорошее начало.
Интересно было бы теперь посмотреть видео этих бесед.
Лариса20 февраля 2013, 12:58
Полезная статья.
Хорошо бы на Православии.Ру сделать отдельный раздел для катехизаторов и новоначальных, чтобы можно было получить необходимые знания из надежного источника.
Александр20 февраля 2013, 11:47
Как всё знакомо, как интересно! Вот это очень серьёзно, молодцы! Я был несколько лет катехизатором, всё было, и радости общения, и неудачи, и окрыления. Согласен, что с мирянами оглашаемые чувствуют себя попроще, но когда оглашает очень хороший священник - стоишь и завидуешь тихой радостной завистью.
Андрей Васин20 февраля 2013, 09:57
Как обрести Веру за 5 бесед?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×