С любимыми не расставайтесь!

Несколько лет назад я написал было текст с таким же названием. Потом понял, что написал, поддавшись чувствам, слишком резко и осуждающе. Стер. Но мысли на эту тему меня никогда не покидают. Потому что это моя ежедневная жизнь. Вот, попытался вновь ее озвучить.

Фото: Геннадий Михеев / Фотополигон Фото: Геннадий Михеев / Фотополигон     

У нас в поселке жила семья, муж с женой, обоим где-то под 40, и двое их детей: девочка лет 17 и мальчик порядка 10. Семья была на виду, держала небольшой продуктовый магазинчик. В церковь они не ходили. Одно время он попивал, но одумался: говорят, жену любил, боялся потерять. Он ездил на «девятке», а жена – на подержанной иномарке. Как-то сломалась у Татьяны машина, и ее отогнали на ремонт в соседний с нами городок.

Через пару дней в обеденный перерыв он заехал к ней на работу, и они вместе отправились ее забирать. Машину вел муж. Пока стояли и ждали на красный свет светофора, что как раз рядом с тамошней церковью, их машинку сзади слегка стукнули, и она, выкатившись на перекресток, угодила под грузовик. Татьяна сидела рядом с водителем, не пристегнувшись ремнем безопасности, и, по инерции вылетев через лобовое стекло, сильно ударилась об асфальт и погибла. Правда, сразу после аварии она еще дышала, и сердце билось вполне исправно. Говорили, будто ее можно было спасти, «скорая» вовремя доставила ее в больницу. Но то ли никого из хирургов не оказалось на месте, то ли главная наша российская беда вмешалась и не позволила скальпелю попасть туда, куда нужно, но женщина умерла прямо на операционном столе.

Татьяну многие знали и, я слышал, любили. Потому и не удивился, когда увидел, как много людей пришло в храм на отпевание. На ее мужа было страшно смотреть. Он даже ходил как робот, не сгибая ног в коленях и шаркая, точно старик. В дни похорон мне с ним удалось поговорить. Я сказал ему: если она тебе дорога, знай, что любовь не умирает, – и просил молиться о жене и еще – держать себя в руках, ни в коем случае не позволять себе снова начать пить. Теперь он единственный в семье кормилец и для своих детей папа и мама в одном лице.

– Докажи свою любовь к жене заботой о детях, – говорил я ему, – ей это будет в радость.

Он клятвенно обещал исполнять всё, о чем я его просил. После похорон я его уже больше не видел.

И еще я обратил внимание. Несмотря на то, что проводить Татьяну в последний путь пришло очень много людей, потом в поминальных записках я почти не встречал ее имени. Выходит, пришел народ на поминки, поел, попил, а потом взял и вычеркнул человека из памяти. На отпевании плакали, а во время сорокоуста я один ее и поминал.

Месяца через три случайно узнаю: муж Татьяны, распивая на берегу возле речки с друзьями, вдруг решил покончить с собой. Мол, чувство вины замучило. Пошел и нырнул вниз головой. Речку нашу в половодье воробей вброд переходит, так что бедолага просто свернул себе шею. Слава Богу, позвонки сломались так, что поддались лечению, но все равно с полгода он провалялся на больничной койке и долго потом еще не работал.

Об этой беде мне рассказала его дочь; она пришла помолиться о матери, смотрю: а пальтишко на ней совсем не по сезону. Подошел к ней. Спрашиваю:

– А живете на что?

– Я работаю, батюшка.

Она устроилась в детский сад музыкальным работником. Зарплата, конечно, маленькая, но, благо, бабушка делится своей пенсией.

– А пальто или куртка зимняя – хоть что-нибудь теплое у тебя есть?

Девочка пожимает плечами:

– Мама хотела купить, не успела.

Сколько было у Татьяны друзей, а о детях ее никто не вспомнил. Так горько стало. Представил, что передо мной не какой-то человек мне чужой, а мой собственный ребенок, перебивающийся впроголодь. Пошел, вывернул карманы, собрал все, что было, и отдал ей.

– Купи себе что-нибудь теплое. И вообще, приходите, не стесняйтесь. Уж чем-чем, а едой и одеждой мы вам всегда поможем.

Слезы.

На следующий день ее бабушка подходит ко мне в храме и громко так шепотом:

– Никогда, слышите, никогда больше так не делайте! Мы не нищие и в вашей помощи не нуждаемся!

Предложил прийти домой, пособоровать неудавшегося самоубийцу. Отказался. Разговаривать со мной не хочет. Теперь во всех его бедах виноват Господь Бог. Словно не он за рулем сидел, а Христос его машиной рулил. Раз авария случилась возле церкви – значит, Бог и виноват. А если бы Татьяна погибла возле пожарки, то виноватым был бы министр МЧС. А то, что убить себя собирался, так это все от «великой любви».

***

    

Любовь. В машине радио включишь – по всем каналам или про курс доллара, или про любовь. И так весь день. Домой приедешь – тебе по телевизору под эти же песни еще и танцуют. Какую книжку, журнал ни возьми – самая частая тема «любовь». Все это, конечно, красиво, но я вот что думаю: нет на земле любви, не земная это птица. Слишком высоко она парит, и мало кто с ней пересекается. Годами наблюдая в храме за людьми, я все чаще и чаще прихожу к этому выводу.

Ушел человек из жизни, родные плачут. Думаешь: эти точно станут приходить на панихиды. Ведь если над мертвым телом так убиваются, то о бессмертной душе непременно побеспокоятся. Но боль утраты когда-то притупляется, и до храма доходят единицы.

Давно замечаю: дети если и зайдут помянуть родителей, то, за редким исключением, всего-то раз-другой. На каждом отпевании я прошу не забывать о любви, этом единственном чувстве, что, полагая начало на земле, имеет продолжение в вечности. Точно не слышат.

Мужья о женах и наоборот, за редким исключением, почти не молятся. Если много лет прожили вместе, будут страдать, тосковать, но в церковь почему-то не идут.

Помню одного пожилого мужчину, который после смерти жены приходил на все литургии и панихиды все 40 дней. На моей памяти это был единственный человек, который так молился о своей любимой, – больше я таких случаев не знаю. Земные чувства обычно заканчиваются краем могилы, а любовь продолжается в вечности. Сейчас они оба упокоились у нас на кладбище под одним общим памятником. Бывая рядом, всегда подхожу к их могиле. Разве можно пройти мимо тех, кто любит?

А если супруги молодые и вместе пожили всего ничего, то порой забывают еще до 40 дней. Смотришь: две-три недели прошло, а уже с другой живет. Всеми силами стараясь забыть ту, о которой обещал мне молиться всю жизнь.

Иоанн, апостол любви, говорит, что Бог есть любовь. А если нет в тебе благодати, то и любви в тебе нет и быть не может, как бы ты ни доказывал обратное. Любовь, как и Царство Небесное, дается в награду и усилием достигается.

Почему же мы, тем не менее, все время говорим о любви? Потому что уверены, будто имеем ее. Говорим, что любовь – чувство святое и оправдываем этим чувством порой самые бессовестные поступки. Почему он бросил жену, да еще и с детьми? Потому что «полюбил» другую. «Полюбил» – тогда все свято.

Когда я еще работал на железной дороге, то у одной работницы, женщины одинокой, погиб единственный 12-летний сын. Наша смена тогда работала в ночь. Кто-то позвонил и попросил ей сообщить. Весть о гибели мальчика передавалась от одного участка к другому, пока не отыскала несчастную. Почему-то я отчетливо запомнил ту ночную смену. Моя рация была включена, и я слышал, как оператор просил найти мать и рассказать, что ее мальчик утонул. Я слушал переговоры и все думал об этой женщине.

Вот, пока еще она пребывает в неведении. А узнает обо всем минут через пять. И эти пять минут ее жизни бесценны, потому что это последние минуты, когда она еще счастлива. Наверняка даже сама не подозревая, что счастлива. Может, именно в этот момент она недовольна зарплатой, или рабочим графиком, или плохими оценками сына. Сейчас ей расскажут, и ее жизнь разделится надвое – на до и после этого известия. И она поймет, что на самом деле еще минуту назад была счастлива.

Я недавно передачу смотрел, посвященную композитору Александре Пахмутовой. Девочкой 22 июня 1941 года она участвовала в детской музыкальной олимпиаде, в одном из концертных залов Сталинграда. Играла музыка, и дети были в восторге. Потом кто-то из взрослых вышел на сцену и объявил, что началась война и что концерт отменяется. Война – это на самом деле беда, но зачем было прерывать концерт? Разве немцы уже подходили к городу? Пускай бы дети еще играли, пару лишних часов детства им бы не помешали.

Помню, через полгода мы стояли с этой женщиной и вместе ждали рабочую электричку. И вспоминаю, как она, заливаясь, хохотала над каким-то пустым анекдотом. Тогда я еще про себя отметил: «Она способна вот так смеяться через полгода после смерти сына». Тогда для меня это было откровением.

Когда человек говорит тебе о любви, то, скорее всего, ему от тебя что-то нужно. Может, он даже сам не понимает, что именно. Может, ему просто хорошо с тобой. Мы эгоисты. В любом случае человек будет думать о себе, о своем благополучии и удовлетворении, а любовь все-таки подразумевает другое. Любить, в моем понимании, значит быть способным ради любимого чем-то жертвовать, ну хотя бы тем же комфортом. И вообще любовь жертвенна. Иногда в разговоре я указываю собеседнику на распятие и спрашиваю:

– Крест на груди – это символ. Как вы думаете, символ чего?

Мне часто отвечают: крест – это символ смерти, – и никогда, что крест – символ любви.

***

Однажды звонит мне молодая женщина, по голосу лет 30. У них дача где-то здесь, в наших местах. А звонит: мама у нее умерла. Незадолго до смерти покойная хотела прийти к нам на службу – болезнь не позволила. Умирая, просила дочь обязательно отпеть ее в нашем храме.

– Ну, раз человек об этом просил – отпоем обязательно.

– Батюшка, а сколько стоит у вас отпеть?

Я сказал ей, какое мы просим пожертвование. В ответ молчание. Продолжаю:

– Если для вас это много, тогда сколько сможете.

– Нет, батюшка, мы люди обеспеченные и у нас вопрос о деньгах не стоит. Просто то, что вы сейчас озвучили, это унизительно мало. Поймите, моя мама стоит значительно дороже!

Она именно так и сказала: «стоит».

– Позвольте, я пожертвую ну хотя бы раз в пять больше. Мне даже, знаете, не по себе. Я сама нотариус, и что же получается: моя самая дешевая услуга стоит дороже, чем отпеть мою маму?!

Сколько помню, мы всегда старались обходиться по минимуму. Ведь и потребностей у нас куда меньше, чем в больших городах. Но мне в голову не приходило привязать размер пожертвования за отпевание к стоимости человеческой души. А сколько она «стоит», наша душа? Кто способен назвать ее реальную «цену»? Душа богача дороже души бедняка? Смешно, а человека задело.

– Вы меня, пожалуйста, простите, я не собирался обидеть ни вас, ни вашу маму. Конечно, вы имеете право сделать пожертвование, а мы будем молиться.

Спустя двое суток я отпевал усопшую в храме. И, как мог, старался сгладить возникшую между нами неловкость. После отпевания дочь усопшей, та, что звонила мне накануне, подошла к свечному ящику и спросила:

– Так сколько, вы говорите, я вам должна?

Ей ответили, она рассчиталась. Сказала спасибо и ушла.

Прошло всего два дня, и вот уже на пожертвовании никто не настаивает. Значит ли это, что за два дня мама в глазах самых близких людей «подешевела» в пять раз? Тогда я подумал: сколько же она будет «стоить» через 40 дней? А через год? Не сравняется ли ее «цена» с самой маленькой свечкой, что ставят у нас на канон?

Но было же это желание в первые минуты после маминой смерти сделать для нее, такой единственной и горячо любимой, что-то выходящее за пределы рационального мышления. Это и есть то самое, что отцы называют «намерением». «Господь, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – и намерения целует». Они на самом деле стоят того, чтобы их поцеловали.

***

Но там, где жизнь заканчивается могильным холмиком, прекрасные порывы неизменно упираются в здравый смысл: а зачем? На самом деле, зачем переплачивать там, где от тебя и так ничего не требуют? Для людей, у которых весь мир имеет стоимостное выражение, это вопрос непраздный.

Но прежде чем поставить свечу на подсвечник, даже самую маленькую, нужно войти в храм. Только войти потом будет трудно. Память о намерении не исчезнет и останется тревожить совесть.

Когда-то, много лет назад, мы только начинали восстанавливаться, и нам нужны были деньги, очень нужны. Случись бы это тогда, я бы, наверно, расстроился. Сейчас нет. Время прошло, и я понял, что восстановленный храм не самоцель. Главное – это сам процесс восстановления, причастность к нему. И еще я заметил, что далеко не каждому позволяют в нем поучаствовать.

Бывает, примчится человек в церковь с какой-то сиюминутной проблемой. Потом она решается, и он в порыве благодарности хочет немедленно рассчитаться с Господом. Находит настоятеля и предлагает, например, подарить звонницу или купить в храм икону за совершенно непозволительные деньги. Раньше я такому предложению только бы радовался, а сейчас прошу немного подождать, хотя бы пару недель. За это время страсти в его душе поулягутся, и он начнет рассуждать спокойно. Если желание не исчезнет, можно разговаривать дальше, если исчезло – значит, это не тот человек.

Представляю: зайдет потом такой «благодетель», посмотрит на иконы, написанные за выморочные деньги, и скажет себе: «Ну кто тебя за язык тянул? А поп хитрец, подловил в минуту слабости». И будет последнее хуже первого. Пускай храмовый иконостас напишется на пару лет позже, чем бы хотелось, но именно теми, кому это предназначено.

***

Фото: Александр Осокин Фото: Александр Осокин     

История с гибелью Татьяны случилась много лет назад, и я не думал, что она получит такое неожиданное продолжение. К нам в храм вместе с родителями все эти годы иногда приходила очаровательная девчушка лет семи. Я вообще люблю детей, а этот ребенок, в отличие от других, еще и умела задавать вопросы. Даже повзрослев и отдалившись от храма, она продолжала просить меня о встречах и на разговор, точно прилежная ученица, приходила с тетрадкой для записей. Наверное, ей нравилось и то, что мы разговаривали с ней на равных. Во всяком случае, спорить со мной она не стеснялась.

В последнюю нашу встречу она рассказала о своем друге. Он старше ее и уже учится в институте.

– Мой друг очень несчастен. Я пыталась говорить с ним о Боге, а он взял и закрыл мне рот ладонью. Для него Бог – существо жестокое и беспощадное. Недавно он рассказывал мне историю своей семьи. Батюшка, я его слушала и плакала. И тоже начинаю верить в то, что и вы, и родители меня обманываете! Бог нас не любит, иначе он бы не сделал его сиротой, убив маму, кстати, прямо возле церкви, не сломал бы в тот же год позвоночник его отцу и не заставил бы их с бабушкой и сестрой фактически голодать.

Я знаю, вы мне не ответите, потому что вам нечего ответить. Наверно, зря я это затеяла, и все-таки прежде чем окончательно снять с себя крест, я решила прийти сюда в последний раз и дать вам шанс.

Маленькая и решительная, словно изготовившийся к бою воробышек, она сидела, опершись на стол стиснутыми кулачками, и ждала.

– Я понимаю твоего друга: если он перестанет обвинять Бога, ему придется винить отца. А отец – это единственное, что у него осталось. А тебе, раз ты ставишь вопрос так принципиально, я дам ответ.

И беспощадно, в деталях рассказал, как погибла Татьяна; как пытался, забыв о детях, покончить с собой его папа; как, оставшись без средств к существованию, отказалась от нашей помощи его, уже покойная, бабушка.

Моя собеседница, сама не ожидая, попала в одну самых болевых моих точек, потому что я никогда не забывал эту семью. Она сидела напротив меня с широко открытыми от удивления глазами и молчала. Потом, потрясенная, так же молча встала и вышла из храма.

Мой маленький друг, я знаю: решение снять крест ты приняла еще задолго до нашей встречи. Хотя твои многочисленные друзья не «заморачиваются» и продолжают его носить, правда, я не припомню, чтобы когда-нибудь видел их в храме. Ты неравнодушный ищущий человек, ты настоящий человек. И знаешь, я не сомневаюсь: придет время, ты снова будешь его носить. Потому что ты ищешь истину, а кто ищет, тот обязательно ее находит.

Поверь мне, это не я сказал.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Любить, ничего не требуя Любить, ничего не требуя
Митр. Афанасий Лимассольский
Любить, ничего не требуя Любить, ничего не требуя
Митрополит Лимассольский Афанасий
Совершенство человеческой личности заключается в том, чтобы мы любили, а не были бы любимы другими. Святые не интересовались тем, любят ли их другие. Их интересовало, любят ли они сами людей.
Почему мы отпадаем от любви Почему мы отпадаем от любви
Свящ. Иоанн Истрати
Почему мы отпадаем от любви Почему мы отпадаем от любви
Священник Иоанн Валентин Истрати
Каждая боль, которая следует за неисполнением наших ожиданий, в действительности оборачивается тотальной анестезией нашего духовного чувства, которым мы воспринимаем любовь Божию. Это тот же атеизм, немного приукрашенный, но такой же разрушительный.
Любовь и рассудительность Любовь и рассудительность
Митр. Афанасий Лимассольский
Любовь и рассудительность Любовь и рассудительность
Митрополит Лимассольский Афанасий
Христианин отличается рассудительностью, и самой великой из всех добродетелей считается рассудительность. Она даже больше любви, поскольку безрассудная любовь может причинить зло, да и не просто может, а делает это.
Всегда ли свята любовь? Всегда ли свята любовь?
Епископ Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков)
Мировоззрение церковного и нецерковного человека очень отличается в вопросах, что есть грех, а что добродетель. Но в одном они точно едины: любовь — прекрасное, Богом данное человеку чувство, замечательная способность его души. А может ли любовь быть проявлением страсти или пристрастия, своеобразной болезнью духа? Об этом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.
О любви к Богу и к ближнему О любви к Богу и к ближнему
Архим. Серафим (Розенберг)
О любви к Богу и к ближнему О любви к Богу и к ближнему
Архимандрит Серафим (Розенберг)
Счастливы мы, христиане, во свете ходим, Бога имеем, вечной жизни ждем. Какого же Бога имеем мы? Сотворшего небо и землю, все сущее. Природа создана для нас, для нашего наслаждения ею. А создал ее Бог. Посему Его следует любить более всего, Его заповеди хранить. Главная же из них — возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею (Мф 22, 37).
Дружба, влюбленность, любовь Дружба, влюбленность, любовь
Священник Павел Гумеров
Дружба, влюбленность, любовь Дружба, влюбленность, любовь
Священник Павел Гумеров
Влюбленность не может быть названа любовью еще и потому, что в основе влюбленности лежит эгоизм: мне хорошо, приятно находиться рядом с этой девушкой, у нее красивый голос, большие глаза, гладкая кожа, ее волосы приятно пахнут и т.д. А любовь – это как раз преодоление эгоизма, это умение жертвовать чем-то для любимого, прощать его недостатки, жить для него, даже когда он не радует нас.
Комментарии
Марина 4 июля 2015, 17:07
Спасибо.
r.b.Elena15 марта 2015, 14:28
Dobruje ludi. Nikto nlkogo ne obvinjaet!!!! Pishutsja faktu i tolko faktu.

No zachem nam dumat po drugomu i mu kak obuchno idjom "v ataku" itolkujem i umnichajem.
Zachem? Poprobujte posmotret bez umnichanija i obvineniy.

Hrani vas Gospodi o.Aleksandr.
Виктор Щурихин15 июля 2014, 12:45
Берегите друг друга,
любите! Понимайте,
прощайте всегда. И друг
другом всегда дорожите,
Жизнь назад не вернуть
никогда!
Надежда Кондратович25 января 2014, 22:03
Спасибо за возможность вот так просто прикоснуться к чистому и прекрасному.
"Кака любовь? Я надышаться не могу" - слова из фильма "Любовь и голуби". Кто может также сказать и про свои отношения с любимым? Задайте вопрос на что способны вы ради любви - все станет на свои места (только честно, себя ведь не обманешь).
Татьяна13 января 2014, 23:54
Есть такой замечательный фильм, он называется "Любовь приходит тихо".
Главный герой потерял жену и остался один с маленькой дочерью Мисси, но не потерял веру в Бога. И когда его спросили как он после всего продолжает верить Богу, он сказал такие слова:

" Мисси (дочь), может упасть и пораниться, даже если я буду идти рядом с ней. Это не значит, что я допустил это.
Она знает, что я с безграничной отцовской любовью подниму ее и по забочусь о ней. Я буду лечить ее и буду плакать вместе с ней.
В каждый момент моей жизни Бог был рядом со мной.
Божья любовь проявляется не в том, что Он не дает плохому случиться. Его Любовь-это обещание быть с нами, когда это случится.
Он обещает это. И всегда оказывается рядом."


Не очень злой27 декабря 2013, 00:37
////Я недавно передачу смотрел, посвященную композитору Александре Пахмутовой. Девочкой 22 июня 1941 года она участвовала в детской музыкальной олимпиаде, в одном из концертных залов Сталинграда. Играла музыка, и дети были в восторге. Потом кто-то из взрослых вышел на сцену и объявил, что началась война и что концерт отменяется. Война – это на самом деле беда, но зачем было прерывать концерт? Разве немцы уже подходили к городу? Пускай бы дети еще играли, пару лишних часов детства им бы не помешали.////


"Началась Война!" это не объявление о том что "поезд задерживается" или "каникулы отменяются". Народ не так давно переживший Гражданскую очень хорошо помнил что такое Война, и петь и плясать не мог после того как узнал что скоро начнут гибнуть соотечественники. Странно что Вы так остро все чувствующий этого не чувствуете.

И женщина хохочущая "над пустым анекдотом всего через полгода после" это тоже нормальмально, человек находящийся полгода в депрессии может очень бурно реагировать. Нервное напряжение.

А в остальном хорошая статья. Очень хорошая.
Елена Гурьева25 декабря 2013, 10:45
Как жалко ту бедную девушку и ее друга, которые, возмущаясь на постигшие несчастья, обвиняют Бога. А ведь так бывает очень часто: люди ждут от Бога лишь утилитарных благ, а если их нет, если Бог не дает утешения, и материального, и душевного - работы, денег, друзей, добрых родных, если всего этого нет, а наоборот - болезни, вражда, пьянство близких (например). Или инвалидность, прикованность к постели и зависимость от благодеяний родных и чужих людей. Как все это горько и обидно, а главное - за что? Можно лишь вспомнить, как в Евангелии Господь говорит: у лисиц есть норы, у птиц небесных - гнезда, а сын человеческий не имеет, где главу подклонить. И зовет (всех нас, не только богатого юношу) - отдай все, что имеешь, нищим, возьми крест свой и следуй за Мною. А следовать надо - на Голгофу, не куда-нибудь. Вот кто способен на такое? Я таких людей не знаю, может, не вижу. Сама я тоже не такая, противлюсь, не хочу на Голгофу, не хочу нести крест свой, все пытаюсь скинуть его, обвинить кого-нибудь во всем. Как тяжело жить-то! Наверное, об этом Батюшка и написал: обвинять Бога, который говорит нам - возьмите иго Мое, вот этого мы хотим. Вот оттого тяжело жить бывает, когда беды и горести.
Людмила21 декабря 2013, 23:58
Очень правдивая статья ! Оттого и так больно...Мы с мужем не были воцерковлёнными людьми,но когда 5 лет назад он скоропостижно умер,мне очень захотелось проводить его в последний путь"как надо":всю ночь в храме над его телом читали Псалтирь ,а утром,после Литургии была совершена Панихида...Как всё было спокойно,торжественно,радостно!Когда же наступила пустота-не помогли ни врачи ,ни психологи...-я спасалась только в храме:сначала просто приходила и часами сидела,разговаривала со священниками,ездила по монастырям,прося молитв о его душе,затем стала Исповедоваться и Причащаться...Время летит незаметно:вот уже 5 лет стараюсь не отпасть от Церкви-этого спасительного корабля-куда направил меня своей безвременной кончиной мой любящий супруг Василий... Больно за людей,которые советуют по их примеру перестать ходить в храм по истечении какого-то времени,не понимая силы и важности молитвенного общения!Вот о чём статья!Любящее сердце священника разрывается от боли за каждого из нас!!!!!!!!!!
Елена М29 ноября 2013, 12:54
Ева:"Я против рафинированного счастья, это как то скучно." - Ева, благодарите Бога за то, что Вам всего лишь скучно и не более того.....
Марина29 ноября 2013, 12:01
От частого употребления слова затираются,их смысл уходит в лету.Так и со словом люблю.Любовь...Сейчас это одно из самых расхожих слов,утратившее смысл в своём драгоценном значении.Мы применяем его абсолютно ко всему что нам нравится,что по сердцу и по духу,даже еду обувь,погоду и прочие бытовые мелочи.НО ВЕДЬ СЛОГОКОРЕНЬ ЛЮ-свет,в прямом его значении или точнее ЛЮ-сияние,свет отражённый,земной,источаемый людом.Отсюда люд, люди-дающие свет,сияющие,светоносные.А бо-всего лишь указание-это.И наконец последний слогокорень-вь,время.Наш глаз так устроен.что мы видим свет любви в тех.в ком он горит.это люди.А вот нелюди утратившие этот свет,разум затмила обида,золото,безверие.Чтобы излучать любовь,нужно для начала приобрести образ,или если хотите образование.И после этого,неужели возможно спутать любовь с вожделением.Любовь это дар Божий,копится веками и отдается в дар потомкам,и тем соседям,кто способен,этот дар воспринять.
Кира29 ноября 2013, 10:14
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.

С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!
Кира29 ноября 2013, 10:12
Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана -
Прольется пламенной смолой.

- Пока жива, с тобой я буду -
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду -
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду -
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.

- Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
- За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба - я и ты.

- Но если я безвестно кану -
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
- Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.

Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.

Георгий29 ноября 2013, 08:52
А Вы мне сейчас благодаря Вашему рассказу раскрыли и подтвердили убеждение (которое было лишь ощупью, как бы гадательно), что с любимыми не то, что нельзя расстаться, а даже и невозможно расставаться, раз есть любовь безусловная от Бога, который принес себя в жертву за нас. А такая любовь у моей жены Надежды была ко мне от начала до конца, представляете. Только я не сумел когда-то оценить её, не смог терпеть её недуг, слишком строгим был к ней и она при мне жить не выдержала и уехала из Москвы к сестрам своим. А я в итоге в свою Германию. Вот история любви, Может кому-то тоже будет поучительной, так что не расставайтесь с любимыми, ни при жизни, ни по смерти! Дорогой батюшка, дорогие братья и сестры: Прошу Ваших всех святых молитв за дочерей: Елисавету, Анну и Матрону, которые остались полусиротами и за меня грешного Георгия. Очень надо, чтоб Господь теперь нам помог, чтобы мы с детьми смогли жить вместе, чего весьма не просто, так как у меня нет русского гражданства, а я немец. А вот Архимандрит Серафим (Розенберг, барон фон) тоже ведь был немцом и такую замечатетльную статью его на этом сайте О любви к Богу и к ближнему ещё удалось прочитать. м./г. н./д. р.Б.Георгий (конец 3-ой части)
Георгий29 ноября 2013, 08:44
А я не смог, рука не поднималась, сердце не дало, хотя врагу не пожелаю этого всего пережить, многолетних болей разлуки и отвращения и боязни, если поеду, а она не исправилась ещё, то не переживу или поврежусь сам каким-то образом. И это тянулось и тянулось, почти целую вечность, и как будто никакого решения, и жить нельзя было, и разойтись не хотелось. Все считали меня видимо, уже совсем, что головой повредился, почти что так оно и было от мучений моральных, ну т.е. от совести и безысходности. А перед смертью её полтора года мы так близко общались с ней хотя только лишь СМС-ками, но многими в день, что и денег немеренно стоило, так сблизились и любовь возросла, как и не было при совместной жизни раньше. Приехать мне не удалось при жизни к ней, хоть мы и договорились о моем приезде летом. А приехал только после похорон. Но я после чувствовал частенко, что мы не расстаемся, хотя молиться толком не смог за неё, это, оказывается: подвиг. Я знаю как она страшно, сильно и долго каялась в своем недуге, так что старец сказал мне, что она спаслась. Я пишу это сейчас- и поверьте, я правда очень счастлив. И дети как-то меня сразу приняли и я их полюбил, но мне теперь неловко перед ними, что и месяц не звонил даже. Дорогой батюшка: Нас раньше благословил на венчание старец Николай (с острова Залит). (конец 2-ой части) Георгий
Georgij29 ноября 2013, 08:34
Благодарю Вас, дорогой отец Александр. Жена у меня скончалась после рака груди этим летом. Вы знаете, мы около 10 лет до этого не жили вместе, она в России, а я в Германии. А дети наши любимые, по которым я всегда скучал и убивался и переживал за них, жили с ней, даже разговаривать почти не смог с ними. А мы с ней, с женой венчаны - были, видимо нельзя сказать, потому до сих пор мы и есть венчаны, хотя точно не знаю, как этот вопрос по церковным канонам и догматически в церкви рассматривается. Вы знаете... она пила, а это и нeприязнь к ней со стороны моей мамы служило причиной, что мы жили в разделении. И я бывало молился несколько раз ночью раньше в том 2001 году на Смоленском кладбище у блаженной Ксении о том, чтоб Господь мне дал другую жену. Вот Он и дал, и у нас даже дочка Мария, но мать её- тогда её звали Ксеней (а теперь покрестилась заново)- почти все годы то и дело попадала в психиатрические больницы. Так что конечно никакого другого счастья, так называемого "лучшего" Господь мне и не хотел дать. И точно не нужно было. Но со своей женой мне даже священники советовали "разойтись" через правящего архиерея.
(конец 1-ой части)Георгий
Ева28 ноября 2013, 18:16
Прекрасная статья, но я тоже не согласна, что от любви люди должны прибежать гурьбою в храм и воспевать гимны.

Конечно красиво когда все верующие и птицы поют и верба цветет и все смеются без передышки. Но это какое то рафинированное восприятие счастья.

Христос показал пример счастья через боль. И между прочим сообщил, что иного пути нет.

По моему даже в неверии русского человека сокрыта тайна веры. И оттого она драгоценнее, когда прорываясь внезапно освещает тайники своего и чужого сердца.

В упрямстве мужика не ходить в церковь может быть скрыт личный Диалог с Богом. Пока диалог ведется, иного пути нет.

Вспомним, что и Иов Многострадальный вел диалог с Богом и пока ему Бог не отвечал отказывался воспринимать любые слова.

Я против рафинированного счастья, это как то скучно.
Елена М28 ноября 2013, 15:01
Татиана:
"Как всегда нас обличает совесть и потому так режут слова, которым был предназначен совершенно другой смысл и про копеечную свечу и про смех матери. Батюшка о Любви нам говорит, а мы об осуждении и скупости слышим, грешные.Спаси Бог, отец Александр! Всё Вами сказанное очень разумно и полезно для души. Помоги, Господи, покаяться (изменить направление мысли и жизни)." - Спасибо Вам, Вы фактически сказали за меня то, что и я хотела сказать. Действительно, увы, но чаще всего нас раздражают именно те строки, которые вдруг начинают будить нашу совесть, и сразу нам грезится, что нас кто-то пытается обвинить (и не кто-то, а священник, который нас учит не судить да не судимы будем). Вместо того, чтобы вникнуть в то, о чем до нас пытается достучаться автор, мы, слыша исключительно только себя, становимся в боевую позицию, по только нам известным причинам, считая, что говорят именно о нас и нас осуждают.Как вот, недавно в одной статье о Иване Златоустце царице казалось, что святой каждый раз, говоря проповедь, намекает лично на ее персону.Спасибо о.Александру.
Александра28 ноября 2013, 10:35
...Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.

И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина...
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна.
МИСЮТИНА любовь27 ноября 2013, 19:20
ХОЧУ БОЛЬШЕ ПОЗНАТЬ ЖИЗНЬ С БОГОМ
Елена, Саратовская область27 ноября 2013, 10:48
Спасибо!!! Проникновенно, правдиво.... Не сразу понимаем мы, что надо ДУХОВНО расти. Прирастать не материально, а духовно - наше главное предназначенье на земле... Через сколько обид, гнева, чувства вины, разочарований и болезней проходит духовный рост. Мы же хотим довольствоваться только земными благами и радостями, задавая часто вопрос: за что это мне? почему одним все, а другим ничего. а еще одно парадоксальное наблюдение: если случилась беда - и кто-то запил - его (или ее) жалеют... А если начали посещать храм - это же надо!- в "Бога ударился(лась)" Прямо как о чем-то из ряда вон выходящем эта новость передается из уст в уста. Спасибо, отец Александр! Храни Вас,Господь!
Елена27 ноября 2013, 09:54
Прекрасный рассказ, батюшка! Целая череда светлых чувств родилась, читая...ну и откровение - что все-таки получается, люблю своего папу, умершего 3 года назад..Царствие ему Небесное! И усопшим сродникам.

Комментирующим - часть, как посмотрю, высказались о наблюдательности батюшки в меру так сказать своих способностей...Знаете - нынешние православные зачастую - крайне невыносимые люди....меня это порой сильно беспокоит...думаю, советское наследие сказывается и тотальное "образование" той же материалистической школы.
Маргарита27 ноября 2013, 06:57
Рассказ замечательный!!! Он полон глубокого смысла и затрагивает самые тонкие струнки человеческой души!!! Все верно подмечено, все верно сказано. Большое спасибо отцу Александру за рассказ этот, да и за все его книги, всегда покупаю и читаю его книги, лишь только увижу на обложке имя автора.
р.Б. Ирина26 ноября 2013, 20:00
Замечательный рассказ!Спаси Господи!
Василий26 ноября 2013, 19:04
Мне кажется перенести потерю любимого человека в связи с его уходом в жизнь вечную легче.Мы православные знаем что жизнь земная это всего лишь мгновение по сравнению с вечностью подготовка к этой вечной жизни.И если человек ушел из этой жизни не накопив богатства в виде своих добродетелей на небесах то мы по своей любви к нему можем и обязаны помочь душе любимого человека Своим милосердием жертвенностью добрыми делами свидетельствовать перед Господом за его душу у нас есть такая уникальная возможность спасти любимого своего человека.Гораздо труднее переносить потерю любимого человека когда он жив но который предпочел после многих лет совместной жизни другого .Когда чувствуешь в себе что ты уже не единое целое а та что была частью тебя уже не твоя половинка и эту пустоту очень больно ощущать пока не заполнишь ее верой в промысел Божий чтобы не происходило в нашей жизни.Спаси Господи!
Евгений Фещенко26 ноября 2013, 18:47
Крепка, как смерть, любовь...
Господи, помилуй!
Татьяна26 ноября 2013, 17:16
Спасибо, отец Александр за полезный, искренний рассказ. А некоторым комментаторам хочу возразить... Правда - она и есть жесткая для нас, живущих по неправде. Батюшка, на мой взгляд сказал, то, что сказал и не надо додумывать и домысливать за автора. И не о свечах и смехе шел рассказ, а о неправильном устроении наших душ, поврежденных и несовершенных. Простите, может быть покажется резковато, но написала от доброго ко всем чувства.
Татьяна26 ноября 2013, 17:14
Спаси Вас Господи,Отец Александр! Статья очень хорошая,задевает за душу.
Неля26 ноября 2013, 13:32
Спасибо за размышления. Есть над чем задуматься.
Людмила26 ноября 2013, 09:09
Спаси Господи,отец Александр. Очень нужная статья. Об очень наболевшем и сокровенном для нас всех написано, для нашей души и нашего спасения. Низкий поклон Вам , батюшка Александр.
Наталья26 ноября 2013, 08:55
Мне очень понравилась статья! Спаси Господи!
раб божий Александр26 ноября 2013, 05:25
Спаси, Господи, отца Александра. Его рассказы и после перечтения трогают душу.
Эвели26 ноября 2013, 04:05
Статья просто потрясающая! Грустно ужасно, но это горькая правда. Но я не об этом хочу сказать... Как же священники у нас замечательно пишут! Глубоко, красиво, темы нестандартные...Я как открыла для себя ваш сайт, перестала читать газеты. Умнейшие статьи, да без гонора, без ерничанья. Тихо, спокойно. Вы даже не представляете что вы делаете для народа и для Церкви. Вы ооооочень возвышаете ее в глазах людей такими чудесными статьями. И я этому очень рада, потому что люблю нашу Церковь.Батюшка, пишите еще пожалуйста. Я всегда ищу новые статьи А.Ткачева, Д.Шишкина, теперь еще Ваши буду ждать. Спасибо!
Millia26 ноября 2013, 01:44
СЛАВА БОГУ что есть такие священники
и слезы и горечь и радость вот такие чувства испытала читая
ХРАНИ вас ГОСПОДЬ святый отче за любовь которую ГОСПОДЬ вам
щедро отмерил
Наталья26 ноября 2013, 00:47
Написано из кровоточащего сердца. Спаси Бог, отец Александр!
Нина26 ноября 2013, 00:37
Господи, какая хорошая статья.Как мне сегодня она пригодилась и поддержала. Учитесь отдавать, люди! Любовь ли это, последний рубль или кусок хлеба. Всё вернётся сторицей. Ваше только то, что отдали.
Спасибо, батюшка. Давно читаю Ваши пронзительные и глубокие статьи.Нина.
Людмила25 ноября 2013, 23:41
Читая статью, я соглашалась с каждым абзацем.Мне 51,воспитывалась при Союзе.Из моих одноклассников,живущих в нашем городе, я и еще В. ходим в православную церковь.И,очень трудно понять почему так,хотя они отличные ребята и мы дружим до сих пор.В наш храм ходят люди разного возраста и к счастью все понимают,что священники не меряют свечами души усопших,хотя бы потому,что им некогда следить за каждым ставящим свечку.Речь в статье шла совсем не о деньгах и свечах,а о любви.Когда любишь человека,он становится частью твоего сердца,души,ты "срастаешься" с ним.Ты чувствуешь его на расстоянии,ты любишь его таким,каким он есть,красивым или нет,злым или добрым,умным или не очень.А когда эта частичка тебя отрывается,уходит навсегда,это больно.Остается пустота,душа тоскует.И ТОЛЬКО ГОСПОДЬ может ее заполнить,может незримо соединить ваши души в молитве во время службы или дома.И душа вашего любимого человека будет знать,что ее помнят,молятся за нее,любят по-прежнему.Люди!Не обедняйте ваши души,ходите в церковь,молитесь и Господь наполнит их любовью!Огромное спаси Бог за статью!
Eлена25 ноября 2013, 23:04
спаси, Господи! Всю душу перевернули Вы мне, отец Александр!
Катерина Власова25 ноября 2013, 21:47
спаси вас Господи за ваш рассказ! Долгая лета вам!
Татиана25 ноября 2013, 21:36
Как всегда нас обличает совесть и потому так режут слова, которым был предназначен совершенно другой смысл и про копеечную свечу и про смех матери. Батюшка о Любви нам говорит, а мы об осуждении и скупости слышим, грешные.Спаси Бог, отец Александр! Всё Вами сказанное очень разумно и полезно для души. Помоги, Господи, покаяться (изменить направление мысли и жизни).
Людмила Петровна25 ноября 2013, 21:17
В этом мире мы гости..Слава Богу за все
Елена.Украина25 ноября 2013, 21:16
"С любимыми не расставайтесь...

И каждый раз навек прощайтесь,
Когда уходите на миг".
Инна Волгина25 ноября 2013, 20:00
УДИВИТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ОТЦА АЛЕКСАНДРА
Ирина25 ноября 2013, 19:46
Дорогой отец Александр! Читая Ваши рассказы, каждый раз радуюсь, что есть такие люди как Вы - добрые, искренние, честные, привязанные к своим близким. Хотела на презентации в Библиоглобусе поблагодарить Вас за Ваше творчество. но из-за работы не доехала. Спасибо Вам за Вас)))

Н.Н.25 ноября 2013, 19:15
Замечательная статья.
Думается, что не СМЕХ матери через полгода после потери сына отмечает о.Александр, а именно "заливаясь, хохотала...". А это не одно и то же, согласитесь...
И не о стоимости свечей В ПРИНЦИПЕ пишет батюшка, а О ВЕЧНОЙ ПАМЯТИ. Наверное, не все её, вечную память, заслуживают - В ПАМЯТЬ ВЕЧНУЮ БУДЕТ ПРАВЕДНИК - но вопрос-то стоит о тех, кто остался жить и КАК и СКОЛЬКО времени мы помним о своих близких и помогаем им молитвами в храме (не цена свечей важна, а регулярная молитва до тех пор, пока мы в состоянии это делать). Ведь только так мы и можем помочь их душам.(Другое дело, если ещё при жизни наших родственников, которые были коммунистами-атеистами, мы приложили мало усилий и не смогли их уговорить покреститься... Знаю такой случай, когда падчерица уговорила отчима сделать это - и произошло ЧУДО - этот бывший атеист изменился до неузнаваемости. Его крестил и отпевал (через 1месяц после крещения) один и тот же священник, и он сказал, что этого человека "Господь призвал в Свой виноградник за 15 минут до рассчёта за труды"). Согласна с батюшкой, что ЛЮБВИ НЕТ У НАС, окаменели наши сердца. Но надо себя ПРИНУЖДАТЬ и постоянно помнить о том, что человек уйдёт отсюда, - и тогда только памятью, молитвой и жертвой в храме мы можем хоть как-то искупить нашу НЕлюбовь.
А про жертвователей и благодетелей - ЭТО ВООБЩЕ КЛАСС! Отдельное СПАСИБО!
Простите.
anna25 ноября 2013, 17:52
Слава Богу, о. Александр!
Прочитала и ужаснулась. Это все обо мне!
Мне 50, и внешне я не кажусь эгоисткой. Как примерная дочь забрала к себе престарелых родителей. Сыновья оба взрослые, обоих подняла, выучила и даже помогла купить машины, пусть подержаные, но все-таки машины, старшему сделала свадьбу.
Но вот в предверии своего юбилея вдруг четко осознала, что я НИКОГДА НИКОГО НЕ ЛЮБИЛА. К родителям относилась потребительски, от мужа бывшего только требовала любви к себе (потому и бывший), детей - тоже по-настоящему не любила.
Как дальше жить?
Где найти любовь?
Федор25 ноября 2013, 16:46
Спаси Господи, за Вашу заметку - боль сердца.
Татьяна25 ноября 2013, 16:08
Прочитала со слезами на глазах. Побольше бы таких статей, растапливающих душевный лед.. Спаси Господи!
ЕЛЕНА25 ноября 2013, 15:28
Спасибо за рассказ, очень затронул,до слез,особенно последние слова.Нужная,очень нужная статья и тема.Спаси вас Господи!
Алевтина25 ноября 2013, 14:56
Спасибо,слезы в глазах,так больно читать все это.
Николай25 ноября 2013, 14:47
О. Александр, спасибо за изложение.
Да, так бывает, что с глаз долой - из сердца вон.
Но вот только смех матери над анекдотом спустя полгода после смерти сына - это еще ни о чем не говорит. Разве Вы заглядывали в тот момент ей в душу?
Возможно, Вам знакомы беседы из телепередачи "На сон грядущим" киевского священника о. Андрея Ткачева? Одна из них - об эмоциях: http://www.andreytkachev.com/ob-emociyax/
В первые две минуты он говорит как раз о подобной ситуации.
А есть еще и коротенький рассказ Ивана Тургенева "Щи"...
В прошедшую субботу было 40 дней моему отцу - р.б. Владимиру.
Сколько было панихид, но почему-то не припомню на них тех слов, что слышал несколько лет назад, когда поется: "Братия моя, не забывайте меня - на молитве своей поминайте всегда". А может я просто непонятно о чем думал, и слова пролетали мимо ушей?
Не знаю, как я буду себя вести через полгода, но сейчас - как в песне из "Острова сокровищ": "... и скучно, и грустно, и некому руку подать..."
Конечно, вся родня и знакомые посещает службы, заказываем литургии, панихиды, раздаем милостыни. Стараемся помнить и молиться. Прошу и Ваших молитв о нем. Спаси Вас Господи!
Лидия25 ноября 2013, 14:39
Дорогой о.Александр! Благодарю за Ваши замечательные статьи и рассказы, все они из жизни и о жизни. Вы, как хороший, учитель, друг и отец, находите такие волнующие темы для многих. И все это Вы пропускаете через свое сердце! Спасибо, что Вы есть. Очень рада за Ваш приход,у которого есть такой пастырь. А благодаря Вашим публикациям, получаю частичку Вашей любви к людям. Своими рассуждениями Вы направляете поток наших бурных чувств в нужное русло и делаете их спокойными и разумными.
Еще раз, большое спасибо.Терпения Вам, крепкого здоровья и творческих успехов.
Лидия, г. Воронеж
Дмитрий25 ноября 2013, 14:05
Замечательная публикация, всё понятно. Священнику Александру Дьяченко благодарствие. Надеюсь на продолжение темы.
Андрей25 ноября 2013, 14:01
Все очень проникновенно и рассудительно передано! Печально и в тоже время радостно! Слава тебе Господи!
Ирина25 ноября 2013, 13:37
Здравствуйте, уважаемый отец Александр.
Прочитала Вашу статью «С любимыми не расставайтесь». Как в ней много всего…намешано, и каждый абзац вызывает у меня несогласие.
Как можно обвинять людей в том, что они помнят о Боге только в тяжелые жизненные моменты, что смерть близких прибивает к земле, а иной раз и вовсе убивает. Люди, живущие в нашей стране, воспитывались в безбожном государстве, все, начиная с самых старых и кончая самыми молодыми. Что такое ДУША им вообще не ведомо, тем более что она бессмертна. По-моему, даже Вы, священник, забыли об этом. Вы обвиняете мать, которая через шесть месяцев после смерти сына смеялась над анекдотом, а Вы не задумывались, что для нее сын и сейчас живой, может быть, она осознала, что похоронила всего лишь плоть, а душа соединилась с Богом и живет вечно. Может быть смерть, для нее, это не горе, а радость, ведь празднуем мы Успение Пресвятой Богородицы, мы не плачем, а радуемся. А ЛЮБОВЬ. Вы меряете любовь, к примеру мою, к моей усопшей бабушке количеством свечей, что я поставлю за нее в храме. А знаете ли Вы, что я делать этого права не имею. Она коммунистка-атеистка, так всегда мне это торжественно заявляла, не крещеная. Но я люблю ее, потому, что в честь нее названа моя дочь, а еще потому, что каждый вечер, дома, перед маленьким алтарем я прошу Бога простить и помиловать ее.
Андрей25 ноября 2013, 13:29
Продолжение.
По моему мнению лучше 10 субботних дней по 10 рублей, чем одну субботу по 100 рублей. А если при этом еще и записку на панихиду и постные продукты то думаю, что ни какая свеча даже стоимостью в 1000 рублей не сравниться со свечей за 10 руб. но с чувством и добротой поставленную. Именно момент: "А через год? Не сравняется ли ее «цена» с самой маленькой свечкой, что ставят у нас на канон?" не совсем понятен мне. Думаю, что если более чем через год, эта женщина каждую субботу и воскресение будет ставить самую дешевую свечку на канун и участвовать в панихиде то это будет похвально. Не нарушая Вашего смирения, статья Ваша получилась хорошей и от доброй души.
Если не затруднит, то посоветуйте пожалуйста, как еще можно сотворить полезное безмолвным усопшим душам наших родных и близких?
Андрей25 ноября 2013, 13:26
Статья замечательная, душевно затрагивает, однако хотел бы заранее, попросить прощения за заметку, но история о стоимости души усопшей родителя женщины "нотариуса" с одной стороны понятен, а с другой стороны не очень, видимо я не так понял, но задел меня момент о самой дешевой свечке на канун. Мое лично мнение, что ценность свечи не в стоимости, а в чистоте чувств человека ставящего её и его постоянстве, т.е. как минимум каждую субботу и воскресенье, Вы пожалуйста простите, скорей всего растрогавшись, я не так все понял, но получилось, так, что если я в память о родных и близких беру свечу не за 100 руб. а за 10 руб. то я таким образом проявляю скупость и менее люблю поминаемых, Вы на самом деле, очень хорошо и правильно подчеркиваете и даете понять, что помнить надо всегда и постоянно во имя любви и пользы душ усопших и своей души, но простите еще раз, именно со стоимостью свечей как то резковато.
Продолжение во втором послании.
р.Б.Иулия25 ноября 2013, 12:34
Спасибо!

Ирина25 ноября 2013, 11:54
Спаси Вас Господи,Отец Александр!
Ирина25 ноября 2013, 11:51
замечательная статья
ЕленаТ.25 ноября 2013, 11:02
"Помню, через полгода мы стояли с этой женщиной и вместе ждали рабочую электричку. И вспоминаю, как она, заливаясь, хохотала над каким-то пустым анекдотом. Тогда я еще про себя отметил: «Она способна вот так смеяться через полгода после смерти сына». Тогда для меня это было откровением. "

Думается, что так женщина пыталась сохранить себя. Не зная Бога, не зная вечности, не будучи готовыми к смерти в любой день и час, люди не знают, как пережить такие события. И могут сойти с ума, покончить с собой (сосед у меня так сделал после смерти сына). А эта женщина просто пытается сохранить себя попыткой отвлечься. Многие так на самом деле пытаются заглушить ту ужасную боль и пустоту, не зная, как по-другому думать и действовать в этой ситуаци. Людям, которые не являются верующими в полном смысле этого слова, невозможно взять и вот так сразу поменять всё своё мировоззрение и мировосприятие, чтобы по-друому вести себя после трагических событий, так, как нам представляется правильным. Вот потому и "не осуждай".
А основная тема статьи прекрасная. Дай Бог Вам Любви!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×