Драгоценный страх

Жизнь под иконами. Фото: Михаил Тимофеев Жизнь под иконами. Фото: Михаил Тимофеев
    

Страх Божий — понятие, о котором в наше время говорить особенно трудно.

Жизнь современного человека гораздо сытнее, легче, безопасней, да и просто дольше, чем жизнь еще относительно недавних наших предков. За это, конечно, надо быть благодарным, но в то же время наша культура лишена чего-то, что для людей прошлого было постоянно присутствующим в их жизни. И очень важным.

Эмоциональный (и, как правило, духовный) мир нашего современника беднее — и поэтому некоторые вещи в людях прошлого и их книгах ему непонятны. Ему особенно многое непонятно в Библии.

Представим себе, что из жизни людей будущего исчезло такое явление, как брак. Им можно будет объяснить, что в прошлом было такое: мужчина и женщина, обычно молодые, давали торжественный обет провести всю оставшуюся жизнь вместе, хранить верность, заботиться друг о друге, растить детей, которые у них (обычно) рождались, пока смерть не разлучит их.

Но весь спектр эмоционального, нравственного и духовного опыта, связанного с тем, что молодые влюбляются, вступают в брак, вместе встречают его радости и тяготы, вместе стареют, а потом их рядом хоронят, будет им чужд. Они не переживали этого сами, они не видели этого у своих соседей.

Они будут пытаться понять брак через призму чего-то им знакомого: делового партнерства, например, но это понимание неизбежно будет ущербным. С браком дело обстоит довольно тревожно, но он пока не исчез из нашей жизни.

Однако есть то, что почти исчезло и что в наши дни людям трудно понять — страх Божий.

В Библии страх Божий — это что-то очень хорошее. Это то, что связано с присутствием Бога, то, что отличает доброго, благочестивого человека, то, что является началом премудрости. «Бойтесь Господа, святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его» (Пс. 33:10), — призывает Псалмопевец, а автор Послания к Евреям наставляет служить Богу «с благоговением и страхом» (Евр. 12:28).

В нашем обычном словоупотреблении страх — что-то однозначно плохое. Это крайне неприятное переживание, от которого мы хотели бы избавиться. Люди боятся чего-то, если допустить такую тавтологию, страшного. Диагноза, который будет означать приближение неизбежной и тяжелой смерти. Разорения, потери работы, нападения преступников, войны, катастрофы, увечья, горя. Чего-то, с чем мы бы предпочли не встречаться никогда.

Когда наш современник слышит выражение «страх Божий», он думает чаще всего о страхе перед наказанием. Насмешливые атеисты любят рисовать себе карикатуры на верующих, которые, дескать, запугали себя до посинения Богом, Который только и ищет как следует наказать их за грехи. Некоторое время назад группа британских атеистов даже выпустила рекламу на автобусах «Бога, вероятно, не существует. Так что расслабьтесь и наслаждайтесь жизнью». В их представлении бедные верующие живут в мучительном страхе, и их надо успокоить и утешить: мол, бояться нечего.

Они ошибаются. В страхе — в таком страхе — верующие не живут. «Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!” Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим. 8:15–16).

Верующие живут в страхе Божием. А это нечто иное. Это трудно объяснить тем, у кого такого опыта нет. В то же время, у нас есть некоторые зацепки, потому что потенциально мы способны к страху Божию, у нас бывают отблески чего-то похожего.

Как-то я смотрел документальный фильм об архитектуре, где мне запомнилась одна фраза: «Входя под своды этого собора, атеист чувствует себя неловко». Эта неловкость указывает на то, что здесь надлежит, следует делать что-то важное, чего атеист делать не может — благоговейно поклониться Богу.

Иногда мы сталкиваемся с чем-то, что вызывает наше глубочайшее уважение: с нравственным подвигом, художественной гениальностью или дивной красотой. Мы склоняемся, потому что понимаем, что тут нужно склониться, признать, что мы видим какой-то отблеск истины, красоты, добра.

Иногда такое переживание связано с музыкой. Для меня, например, это «O magnum mysterium» испанского композитора XVI века Томаса Луиса де Виктории, гимн, воспевающий Воплощение Господа.

Бог — это Источник и Податель всякого блага, красоты и истины; единственная возможная реакция на Его присутствие — это благоговейное, исполненное страха и трепета поклонение. Это не страх перед угрозой — страшно, ужасно оказаться настолько слепым, глухим, мертвым, чтобы не испытывать этого страха. Жены-мироносицы встречают весть о Воскресении «со страхом и радостью великою» (Матф. 28:8).

Этот страх отводит от греха, потому что немыслимо оскорбить это Присутствие грехом.

Как говорит святой Иоанн Златоуст, «Оскорбить же Бога — тяжелее, чем быть наказанным. А мы находимся в столь жалком расположении духа, что если бы не было страха геенны, то, может быть, и не пожелали бы сделать что-нибудь доброе. Потому мы и достойны геенны, если не за что-либо иное, то именно за то, что страшимся геенны больше, нежели Христа. Не таков был блаженный Павел, но совершенно противоположного настроения. Но так как мы — иные в сравнении с ним, потому и осуждаемся в геенну. Если бы мы любили Христа, как и должно любить, то знали бы, что оскорбить любимого тяжелее геенны. Но мы не любим, потому и не понимаем громадности этого наказания».

Мы живем в мире, который не только чужд этому страху Божию, но часто и активно враждебен ему — его кощунства и богохульства специально направлены на то, чтобы убить в человеке саму способность к благоговению.

Но страх Божий — величайшее сокровище, которое мы только можем найти. И где нам искать его? В нашем православном богослужении, которое только и может исцелить наши души и ввести нас в присутствие Божие.

Сергей Худиев

1 июля 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Нужно ли бояться собственного страха? Нужно ли бояться собственного страха?
Родион Чепалов
Нужно ли бояться собственного страха? Нужно ли бояться собственного страха?
Родион Чепалов
Что делать, если мы, воцерковленные верующие, все-таки боимся? И насколько бесстрашным должен быть христианин?
Вторник 3-й седмицы Великого Поста Вторник 3-й седмицы Великого Поста
О страхе Божием
Вторник 3-й седмицы Великого Поста Вторник 3-й седмицы Великого Поста
О страхе Божием
Человек, принявший на себя проходить путь внутреннего внимания, прежде всего должен иметь страх Божий, который есть начало премудрости.
О страхе Божием О страхе Божием
Архим. Серафим (Розенберг)
О страхе Божием О страхе Божием
Архимандрит Серафим (Розенберг)
Бойся Бога, бойся и греха, Его гневящего и оскорб­ляющего, бойся нанести «бесчестие Богу» — тогда и не убоишься ничего другого — даже бесов. И не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити; убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне (Мф 10, 28). Оставь надежду на свои силы, ум, характер, благополучие — на Господа уповах… (Пс 10, 1). «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе» (вечерние молитвы). Он — Бог — Живой, Святый, Премудрый, Благий.
Комментарии
Любовь Воробьёва23 сентября 2018, 14:49
Вспоминаю историю Иова. И как верующий человек очень боюсь именно наказания. Я боюсь не самого греха, а наказания за грехи. Страшно боюсь, жутко. Потому что понимаю, - грешен. Понимаю, что не смотря ни на что удержаться от греха нет никаких сил и возможности. Сколько не прошу прощения, грешу снова и снова, точно так же. И боюсь. Трясусь. Это замкнутый круг. Если есть наказание за грехи на Земле, то это ужасное существование в постоянном страхе перед неотвратимым наказанием, ожидание наказания. Человек не может не грешить, он всегда грешит, человек - грешен. И если наказание ему на Земле есть, то это жуткая депрессия, а не жизнь. Жизнь в страхе. Мне кажется от этого страха можно сойти с ума.
р.б. екатерина 6 июля 2014, 21:46
Страх Божий- это боязнь оскорбить Его или огорчить чем-то, как если бы мы боялись оскорбить или огорчить того, кого любим. А не страх наказания за грехи,Бог не наказывает - ведь Он есть Любовь. Так мне это растолковал батюшка.
Павел 3 июля 2014, 17:44
Андрею: "Помилуй", не как преступника. "Помилуй", в том значении, как мать милует дитя.
А желать ада для 99% неверующих все же нам не стоит, что бы там не было сказано блаженной Феодоре. Не нам принадлежит суд.
Валерий 2 июля 2014, 09:03
Наверное все зависит от близости к Богу!
Близость к Богу изменяет человека и избавляет от многих недоумений.
Александр 1 июля 2014, 14:36
Здравствуйте! Я считаю что если человек верующий, то страх совершить грех перед незримым, но так явственно проявляющим себя открытому для него сердцем человеку, является естественным приложением этой веры. Ведь мы предстоим пред Господом не только во время молитвы, но и делами своими ежесекундно. Все свои дела, поступки и желания мы совершаем перед ликом Господним. Страж Божий помогает нам поступать по совести, а если мы все же падаем, помогает искренне раскаятся и с Божьей помощью вновь подняться. Страх Божий - это огромное благо для человека. Потому и молим мы Бога в молитве Иоанна Златоуста "Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое."
Андрей 1 июля 2014, 13:46
«Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!” Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим. 8:15–16)

Скажите, пожалуйста, почему квинтессенцией молитв к Богу являются слова "Господи, помилуй!" (прежде всего имею в виду утренние и вечение молитвы)? Я не могу понять, кто мне Бог - Отец или Судья? Кем я должен чувствовать себя перед Богом? Любить Судью у меня не получается.
Хочу иметь страх Божий, люблю свидетельства о рае и аде, о мытарствах, и хочу верить, что 99% процентов всех людей - не верующих во Христа - будут в аду (это было сказано блаженной Феодоре).
Чувствовать себя детьми Божиими, наверно, - удел протестантов, а не православных.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×