Вопрос Архиерею. Новые ответы

На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин
Епископ Саратовский и Вольский Лонгин
Сейчас многие россияне встревожены возможностью введения в нашей стране ювенальной юстиции. Люди, продвигающие данную инициативу, прикрываются фразами о необходимости защиты прав детей, в том числе от домашнего насилия. Никто не спорит, что мать-алкоголичку, которая продает ребенка за бутылку первому встречному, наверное, надо лишить родительских прав. Однако трактуется понятие домашнего насилия очень широко. Как показывает европейская и американская практика (тот же пример Натальи Захаровой, которой французский ювенальный суд не дает видеться с дочерью на том основании, что мать чрезмерно эмоциональна и т.п.), родители могут оказаться жертвой либо доносчиков-соседей, заметивших, что ребенок, например, поливает клумбу (эксплуатация детского труда), либо измышлений горе-психологов, которые, честно говоря, сегодня напоминают каких-то средневековых гадальщиков (все у них по тестам, по картинкам, не дай Бог, ребенок нарисует что-нибудь не в оранжевых («радостных») тонах – все, значит в семье неладно, забирать его оттуда...

У нас в России работают пилотные проекты, о результатах их деятельности писал протоиерей Димитрий Смирнов. Я лично сталкивалась с авторами, пищущими для детского интернет-портала города Москвы, которые информируют подростков о том, что им следует жаловаться уполномоченному по правам ребенка на "психологическое насилие" в семье. Пример психологического насилия – отнюдь не только разного рода запреты, но и похвала, выраженная не в той форме. Например, нельзя сказать ребенку "ты наша гордость"— это "взваливание груза ответственности", а значит, насилие. Спорить с ними было бесполезно, они на все возражения вешали ярлык: "Это вы в совке привыкли",— хотя речь шла ни о каких не совковых, а о традиционных семейных ценностях. То есть налицо разваливание семьи изнутри.

Я с удивлением обнаружила Ваше имя в числе других уважаемых людей, подписавших обращение Общественной палаты к Путину от 3 июля 2007 года о формировании ювенальной юстиции. Может быть, это ошибка и Вы не подписывали это письмо?

Я совершенно согласен с Вами. Ювенальная юстиция — это проблема, которая вскоре встанет перед нашим обществом в полный рост. Скорее всего, нам придется, как это у нас часто бывает, изо всех сил бороться с тем, что мы просмотрели и что допустили из-за своего нерадения. Действительно, в западных странах благодаря действиям ювенальщиков происходят самые абсурдные ситуации (одна из наиболее известных произошла буквально на днях в Финляндии). В нашей стране, когда ювенальная юстиция начнет действовать в полной мере, можно ожидать еще более чудовищных вещей. Тем более, что занимаются этим люди, явно идеологически ангажированные, которые по своему умонастроению лично мне напоминают сектантов: это люди, питающие какую-то органическую необъяснимую ненависть к семье как институту и традиционным семейным ценностям.

Что касается моего имени под тем документом, о котором Вы говорите,— я разбираюсь сейчас в этом, потому что я, наверное, единственный член Общественной палаты, который голосовал против закона о введении ювенальной юстиции в июле 2007 года. Однако, как Вы заметили, моя подпись оказалась почему-то в числе прочих при публикации обращения. Можно предположить, что аппарат Общественной палаты совершил ошибку, «не заметив» мое заключение, где я писал, что я категорически не согласен. Надеюсь, эта ошибка будет исправлена.

Владыка, сегодня я была в храме Марии Магдалины, где располагается православная гимназия. Случайно проходя мимо класса, где проходил урок, я услышала объяснения учителя относительно восстания декабристов в 1825 г. и испытала недоумение и горечь. Всё, что говорила учительница, я уже слышала в своем детстве: как декабристы радели о народе, а их за это злой царь отправил в ссылку. Потом было сказано ученикам, что могила маршала М. И. Кутузова находится около Исаакиевского собора. Но это же не так! И могила не там, и декабристы не романтики, и планы их были не безобидны. Получается, что ничего не меняется в нашем преподнесении исторических событий, история императорской России видится в черных красках… Как же быть с тем, что мы начинаем узнавать в книгах, и что в действительности говорится в школе? С уважением, Елена.

Уважаемая Елена! Я знаю, что в нашей гимназии есть проблемы, в том числе и проблема интегрированности основного направления — православного вероучения — в те предметы, которые там преподаются. К сожалению, пока не все удается сделать. На это есть и субъективные, и объективные причины. Я разделяю Вашу обеспокоенность, согласен с Вашей оценкой, еще раз обращу внимание руководства и педагогов на эту проблему. Но прошу также понять, что преподаватели, которые сегодня работают в гимназии, не прибыли к нам откуда-то из другого мира: это наши саратовские педагоги, которые здесь учились в вузах, приобретали свою профессию. Для того, чтобы человек пересмотрел свои взгляды, к которым привык, подчас нужно время. Но мы ведем работу в этом направлении.

Мой муж не верит в Бога и не ходит в церковь, запрещает водить в храм дочку. Что можно сделать, чтобы переубедить его? Вероника.

Уважаемая Вероника, практика показывает, что быстро переубедить кого-то в вопросах веры, как правило, невозможно. В первую очередь нужно, наверное, просто попросить супруга не препятствовать Вам водить в храм дочку. Попытаться объяснить ему, что вера для Вас — это не просто какое-то увлечение, непонятное для него времяпрепровождение, а значимая часть Вашей жизни; попытаться договориться о каких-то компромиссах: что Вы не будете требовать от него того, что он сейчас не может исполнить для Вас, а он будет Вам разрешать хоть в какой-то степени исполнять свои христианские обязанности, в том числе, воспитывать в вере дочь, хотя бы иногда приводить ее в храм, причащать.

Не только сейчас, но и в советские годы, когда отношение к вере было еще более нетерпимым, часто встречались семейные ситуации, подобные Вашей, но люди, как правило, находили общий язык. Я думаю, Вам надо попробовать договориться с мужем. Но если это окажется невозможным,— примите это как свой крест, послушайтесь мужа и постарайтесь усилить молитву за него и вашу дочь.

Мне 51 год, в 2007 году во второй раз вышла замуж. Муж старше меня на 12 лет. Поначалу все было очень хорошо. Я поверила, что и в таком возрасте можно найти тихую гавань, жить, поддерживая друг друга на закате лет. Но..... Чем дальше, тем хуже, всего не расскажешь. Недавно мужу поставили страшный диагноз — рак. В течении полутора лет мы сделали 5 операций. Я все это время была с ним. Однако и такую тяжелую ситуацию он обернул против меня: неоднократно называл меня убийцей, обвинил в том, что заболел из-за меня, что я для него постоянный стресс… Предложила расстаться, но он не уходит, хотя есть куда, а выставить его за дверь, наверное, неправильно. Не знаю, как бы другой человек вел себя на его месте, но больше я не могу быть рядом с ним. Что мне делать?

Думаю, что, к сожалению, Вы и Ваш муж недостаточно узнали друг друга за время до брака, и Вам, скорее всего, не следовало выходить за него замуж. Однако теперь, когда он так серьезно болен, по Вашей собственной инициативе расставаться с ним было бы немилосердно, не по-христиански. Вы сами взяли на себя этот крест, и теперь надо нести его до конца, столько, сколько Господь благословит. При этом надо учитывать, что у человека, страдающего раковым заболеванием, действительно часто меняется характер, он становится, грубым, нетерпимым, раздражительным, злобным, это очень характерно онкологических больных. Поэтому, если Вы человек верующий, могу посоветовать Вам только смириться и потерпеть, прося Бога о помощи. Это будет правильно, это будет по-христиански.

У моего мужа от первой девушки (они не были женаты) остался ребенок. Меня посещает жуткое чувство ревности к этому ребенку, я постоянно нервничаю и переживаю, когда речь заходит о нем. Я не хочу, чтобы мои дети "делили" папу еще и с другими детьми. Как мне быть?

Эта ревность — совершенно неправильное чувство. Может быть, оно объяснимо с чисто человеческой точки зрения, но с точки зрения духовной оно недопустимо, и может полностью разрушить отношения в Вашей семье. Вам нужно бороться с этим чувством, испрашивая помощи Божией, и стараться относиться к первому ребенку как можно лучше и добрее.

Уважаемый Владыка, простите за беспокойство! В интернете, в одной из социальных сетей существует "группа", посвященная пономарям. И в этой группе зашел спор о том, может ли алтарник помогать убирать или переоблачать жертвенник, в том случае, если на нем нет Святых Даров, такая практика существует в некоторых епархиях. Как Вы относитесь к данному вопросу?

Я думаю, что может, если на нем нет Святых Даров. Вообще у нас в Русской Православной Церкви, по традиции, лица, не имеющие священного сана, как правило, не прикасаются ни к престолу, ни к жертвеннику. В других Поместных Православных Церквах, в том числе у греков, такого строгого запрета не существует. Хорошо это или плохо? Скорее, плохо, потому что внешнее благоговение необходимо не само по себе, а как воспитательная мера, которая подчеркивает для человека святость алтаря, места, где совершается Таинство Евхаристии. Однако если в этом есть острая необходимость, скажем, в храме служит пожилой священник, которому трудно все делать самому, я думаю, алтарнику можно убрать и переоблачить жертвенник.

На днях мой знакомый задал мне вопрос: "В чем заключается отличие крестного хода от гей-парада?". Он считает, что действо это заключается лишь только в самовыражении, демонстрации своей позиции. Если возможно, ответьте, пожалуйста, на мой вопрос, так как этот знакомый искушает многих людей.

Крестный ход — это не «самовыражение», а исповедание людьми своей веры. Крестные ходы зародились в периоды торжества христианства: часто они совершались в Византийской Империи и в других православных государствах в городах, когда христиане считали необходимым поблагодарить Бога за Его благодеяния или хотели умолить Его об отвращении того или иного бедствия, скажем, при появлении эпидемий, нашествии завоевателей и т.д. При этом участники крестного хода (а зачастую это и было население всего города) принимали на себя сугубый молитвенный подвиг. Для верующих православных христиан важен и такой момент: износя крестным ходом святыни — крест, чтимые иконы, мощи святых — люди тем самым призывают освящающую благодать Божию на то место, где они живут, для них это действо сакрального плана. Кроме того, крестные ходы всегда проходили в христианских государствах, где большинство населения, а не только участники ходов, были верующими, и им даже в голову не могла прийти мысль о том, что они что-то кому-то «демонстрируют», чем-то гордятся или перед кем-то хвастаются.

Что касается демонстраций разного рода, все они возникли в новое время как некая секулярная пародия на религиозные процессии. Сейчас их смысл — или протест против чего-либо, или привлечение внимания к каким-то проблемам, или же, действительно, попытка продемонстрировать окружающему миру какие-то свои «преимущества», заявить о своих правах.

Но даже с этой точки зрения явление, о котором Вы говорите,— завершающая фаза абсурда, полное извращение даже самой секулярной идеи. Потому что демонстрация того, что является, при самом беспристрастном рассмотрении, трагедией человека, не может подавать никаких поводов для гордости. Так люди, которые не желают понимать, что они на самом деле тяжело недугуют, пытаются доказать всему миру и прежде всего, конечно, самим себе, что у них «все прекрасно».

Поэтому я думаю, что сравнивать гей-парады и крестные ходы — во-первых, кощунственно, а во-вторых, совершенно неправильно, потому что это абсолютно разные явления, находящиеся в разных плоскостях и имеющие разную историю.

Мне 30 лет, я беременна. Мать, отец, сестра заставляют меня сделать аборт, заявляя, что я гроблю себе и им жизнь, так как все равно потребуется от них материальная и физическая помощь. Ходила в храм. Конечно, батюшка сказал рожать. Принять решение не могу, потому что, с одной стороны, родителей надо слушаться, а с другой аборт – грех, у меня уже было три «неосознанных» аборта. Мать, говорит, ничего страшного, отмолишь, и не таких преступников прощают...

На мой взгляд, так же, как и на взгляд священника, который Вам сказал о том, что необходимо рожать, здесь нет повода для дискуссии. Представьте себе, что мы дискутируем: убить человека или не убить? «Вроде бы и жалко его убивать, но он усложняет мне жизнь…». Ведь ребенок во чреве матери — это живой человек! Можно еще как-то не то чтобы оправдать, но понять каких-то юных глупых девчонок, которые ничего не слышали ни о Боге, ни о вере, которые ни о чем серьезно не задумываются, воспитаны так, что считают аборт легкой медицинской процедурой…. И все равно, делая аборт, они совершают грех, который будет оказывать влияние на всю их последующую земную жизнь, и за который Господь обязательно спросит с них. Но Вы уже понимаете свою ответственность, осознаете всю греховность этого акта. Здесь можно только напомнить слова Господа: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 47-48).

При этом мне хотелось бы подчеркнуть: собственно говоря, мы сейчас рассуждаем о каких-то конечных вещах, а на самом деле надо смотреть в корень. Отношения вне брака сами по себе являются тем, что несовместимо с христианской жизнью. Очень часто в Церковь приходят люди, которые просят у священника совета и помощи в той ситуации, из которой нет простого выхода. Но ведь эту ситуацию они создали сами, своими поступками, порой даже знали, что совершают грех, но старались об этом не думать. Надо помнить всегда, что заповеди Божии даны во благо человеку. Это те законы, на которых можно построить прочное основание нашей жизни. Если же мы ими пренебрегаем, наша жизнь рушится.

Мне 38 лет, из них 19 лет я курю. Уже около 10 лет хожу в церковь, постоянно причащаюсь, стараюсь в меру возможностей соблюдать посты. Много чего понял с Божией помощью, увидел в себе столько гадости, столько страстей, что на их фоне курение выглядит детской шалостью. Сил бороться с этой страстью нет. Быть может, Господь смиряет меня этим грехом?

Вы знаете, люди, которые искренне хотят бросить курить, все-таки в большинстве своем бросают. Видимо, в том процессе, который Вы описываете, происходит какой-то сбой. Скорее всего, Вам не хватает осознания пагубности этого греха и силы воли. А пытаться переложить на Бога ответственность (как Вы пишете: «Господь смиряет меня этим грехом», «курение выглядит детской шалостью») — конечно же, неправильно. Не переставайте бороться и не старайтесь оправдать, принять свою страсть.

Стоит ли пользоваться продукцией такой компании сетевого маркетинга, как «Vision»? Компания занимается пищевыми биологически активными добавками и оздоровительной косметикой. Я много лет работал дистрибьютером этой компании и сам принимал ее продукцию. Ее логотип — перевернутый треугольник в бело-зеленую полоску. Но недавно я узнал такой факт, что перевернутый треугольник используется в магии и является «малой печатью сатаны». Мой духовный наставник разделил мои опасения по поводу этой продукции и компании. Но сомнения все-таки гложут с двух сторон. А может, это просто совпадение?

Действительно, перевернутый треугольник является одним из антихристианских символов. Почему он оказался в логотипе этой фирмы, я не могу знать: может быть, случайно, а может быть, и нет. В современном мире, к сожалению, сатанизм является достаточно распространенной религиозной практикой во многих странах мира и не исключено, что подобные организации имеют свои компании, обеспечивающие им коммерческую поддержку. Поэтому все может быть. Что же касается биодобавок, то это вещь настолько сомнительная, что я не пользуюсь ими сам и не советовал бы другим это делать.

Как относится Православная Церковь к коллекторам (это люди, которые собирают просроченную задолженность по кредитам, используя разные методы, в пределах закона, конечно), и можно ли православному человеку этим заниматься?

Я не знаю в подробностях, как коллекторы собирают просроченные задолженности и какие методы при этом используют. Но я знаю по опыту, что даже в других сферах коммерческой деятельности «в рамках закона» редко когда все бывает. Поэтому я сомневаюсь, что в такой деятельности, как выбивание долгов, можно обойтись без полузаконных или даже незаконных методов. Поэтому если бы у меня спрашивал совета, стоит ли заниматься таким делом, близкий мне верующий человек, я бы посоветовал ему найти себе другую работу.

Подскажите, что делать, если супруг не хочет венчаться? Мы расписались, через год у нас родился ребенок, и все время, когда я спрашиваю у мужа: "Когда мы будем венчаться",— он отмалчивается или говорит: "Когда сын подрастет", "Когда второго родишь"… При этом он ходит в храм и считает себя православным и воцерковленным. Спасибо. Полина

Очень жаль, Полина, что Ваш муж, считающий себя православным и воцерковленным человеком, не хочет венчаться, вступив в брак и уже имея детей. В таком случае Вы можете передать ему от моего имени, что он напрасно ходит в Церковь. Церковь признает невенчанный брак, в котором люди живут, только расписавшись в ЗАГСе, в том случае, если один из супругов является неверующим, как некое снисхождение, по слову Апостола, что неверующий муж освящается женою верующею (1 Кор. 7, 14), и наоборот. Но если оба супруга верующие, считают себя православными христианами, то невенчанный брак — это грех для них, и я бы в таком случае рекомендовал священнику не допускать к Таинству Причащения, по крайней мере, того супруга, который отказывается венчаться.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×