Я — грешник, и это ужасно

Сергей Худиев о том, почему так трудно говорить о любви

Фото len4ita, www.flickr.com Фото len4ita, www.flickr.com
Христиане часто говорят о грехах, и реже — о любви Божией; это ошибка, Евангелие, конечно, обличает грех, но оно не есть возвещение о грехе. Оно есть возвещение о спасающей любви Божией. Именно эта любовь и есть причина покаяния.

Апостол Иоанн говорит: И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1Ин 4:16).

Наша вера есть вера в то, что Бог нас любит — более того, любит не просто “нас” вообще, а именно меня, конкретного человека с конкретным лицом и именем. Лично я дорог Богу, Он помнит обо всех обстоятельствах моей жизни, и Его взор обращенный на меня, полон бесконечного тепла. Это звучит возмутительно — кто я такой, чтобы Создатель Вселенной питал ко мне глубокий личный интерес? Но наша вера учит именно этому — Господь слышит, когда я призываю Его (Пс 4:4). Каждый день, молясь Богу, я исхожу из этой веры в то, что я дорог, любим, что меня призывают на царский пир, где сам Царь радушно встретит меня.

Более того, Евангелие наставляет меня верить, что Христос возлюбил и меня, умер и за мои грехи, ведет по пути спасения и меня тоже. Бог пожелал искупить меня кровию Христовой. Это ошеломляет, это не укладывается в голове, но это правда. Как сказал Апостол, живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал 2:20).

О любви Божией бывает трудно говорит, по ряду причин.

Во-первых, все это означает, что Бог любит и моего ближнего, и ищет его спасения, желая привести его в вечное общение с Ним и со всеми спасенными. При этом мой ближний — довольно неприятный тип. Он меня раздражает. Ближний, как гласит известный афоризм — это тот, кого нам заповедано любить и кто делает все, чтобы сделать эту задачу невыполнимой. А чтобы поверить в то, что Христос любит меня, мне придется поверить и в то, что Он любит и этого типа.

Во-вторых, для падшего человека, любовь — это слабость, подлежащая эксплуатации. Что приходит Вам на ум, когда Вы думаете о любящей жене мужа-алкоголика? Бедная забитая женщина, которая позволяет на себе ездить безответственному и бессовестному типу. К большому вреду для себя, да и для него тоже. Да, потом Вы, возможно, подумаете, что подлинная любовь тут потребовала бы чего-то другого — в том числе, достаточно жестких и неприятных для алкоголика действий, способных заставить его осознать его проблему и начать ее решать. Но первая ассоциация со словом “любовь” будет именно такая. “Христианская любовь” воспринимается как что-то в этом же ряду — “Вы тут верующие, да? Вам заповедано всех любить, да? Так дайте мне денег-то, выпить хотца”. Грамотный алкоголик может даже сослаться на слова Господа: “просящему у тебя дай”. Понятно, когда человеку не хочется исполнять роль жены алкоголика — а любовь он себе представляет именно так — и он вообще избегает говорить о любви. Он лучше поговорит о том, что пьяницы царства Божия не наследуют, и еще о всяких надежных способах точно не унаследовать Царства.

В-третьих, христиане опасаются ложно обнадежить людей и удержать их от покаяния. В самом деле, люди нецерковные часто полагают, что из утверждения “Бог любит всех, в том числе, пребывающих в грехе”, следует, что “все будут спасены, без покаяния и веры”. Это не так; близкие могут жертвенно любить алкоголика или наркомана — но будет ли он спасен этой их любовью, зависит от того, будет ли он готов принять их помощь и изменить свой образ жизни. Нераскаянные грешники погибают не потому, что Бог их не любит — но потому, что они выбрали отвергнуть Его любовь навсегда. Пока мы пребываем в нераскаянии и неверии, мы отвергаем Его любовь. Мы отказываемся прийти на пир, куда нас настойчиво приглашают. Если мы окончательно решим не входить в эту дверь, мы останемся за дверью. Не потому, что нас не любят — а потому, что мы предпочли тьму внешнюю.

Но покаяние в грехе — а наша вера требует покаяния — исходит именно из того, что мы дороги, любимы, и искуплены. Человек может войти в дверь только после того, как он поверит в то, что его там помнят, любят и ждут. Предостережения о том, что поступающие так Царства Божия не наследуют, Апостол обращает к людям, которым уже возвещено это Царство, и которые ужаснутся при мысли о том, что они могут его лишиться. Ворам, пьяницам, хищникам и злоречивым мира сего нечего лишаться и нечему ужасаться. Поэтому покаяние начинается с возвещения Благой Вести — Христос умер за наши грехи и воскрес из мертвых, стоит нам обратиться — и все наши грехи будут изглажены, как не бывшие.

Обращение к истине о себе может быть очень болезненным; мы все носим маски, чтобы понравиться, не в последнюю очередь — себе самим. Как-то я смотрел документалку об англичанине, который приехал в какое-то племя, где люди, в ходе традиционного обряда, пили ядовитый сок какого-то растения. Считалось, что этот сок (и связанные с его потреблением обряды) раскрывали подлинное, внутреннее “я” человека. Англичанин рассказывал о своем страхе — что выйдет на поверхность? Каким увидят его люди? Он сам?

Покаяние не требует пить ядовитый сок — оно требует гораздо более мучительной вещи. Признания того, что я согрешил, поступил дурно, позорно, и что вообще я — человек виновный и испорченный, и бессильный что-либо исправить. Если я сниму маску — хотя бы перед зеркалом — мне может сильно не понравиться то, что я увижу.

И в тот самый момент, когда я понимаю, что я — грешник, и это ужасно, становится ясно, что Бог любит не того, приличного и успешного, человека, которого я из себя изображаю, а того грешника, которым я являюсь. Я могу положиться на Него — Он видит меня как есть, и любит меня неизменно, может и хочет спасти меня и очистить, и ввести меня в жизнь вечную и блаженную.

Без этой веры в неиссякаемую любовь Божию покаяние превратится в бессмысленное бубнение “яхужевсех, яхужевсех, яхужевсех”, которое, на самом деле, ничего не изменит. Мы призваны уверовать в эту истину — Бог нас любит. Неизменно, несмотря ни на что. Мы должны сдаться Ему и позволить Ему нас переделать. Тогда Он сделает из нас, бедных, виновных, испорченных грешников, нечто немыслимо прекрасное — Его святых.

Сергей Худиев

Источник: Фома.Ru

8 октября 2013 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Ступени любви Ступени любви
Прот. Думитру Стэнилоае
Ступени любви Ступени любви
Протоиерей Думитру Стэнилоае
В отличие от католицизма, который не допускает нетварных энергий Бога и поэтому должен считать и любовь тварным даром, Православие считает любовь нетварной энергией, сообщаемой Духом Святым.
«Духовный настрой заразителен» «Духовный настрой заразителен»
Схиархим. Иоаким (Парр)
«Духовный настрой заразителен» «Духовный настрой заразителен»
Беседа на Русской земле
Схиархимандрит Иоаким (Парр)
Если в течение дня вы заняты тем, чтобы показать Богу, что вы любите Его, и сердце ваше непрестанно беседует с Ним, молясь о том, чтобы остаться с Ним наедине, сделать это вечером вряд ли покажется вам сложным.
Жертвенная любовь Жертвенная любовь
С. Мазаев
Жертвенная любовь Жертвенная любовь
Сергей Мазаев
Один уважаемый писатель, читая житие известного католического святого, был сильно смущен рассказом о том, как тот обнимал замерзающего нищего, согревая его своим телом. «Христианская любовь – одно сплошное лицемерие. – Утверждал он. – Можно искренне и страстно обнимать прекрасную женщину, которая пахнет розой. Но обнимать нищего, вдыхая смрад из его пасти, можно лишь стиснув зубы».
Комментарии
Игорь21 декабря 2013, 14:34
Хорошая статья.Со смыслом!
Алексей К.14 октября 2013, 10:26
Спаси Христос!
Радислав 9 октября 2013, 21:53
Спасибо за потрясающе глубокую и красивую мысль: "Бог любит не того, приличного и успешного, человека, которого я из себя изображаю, а того грешника, которым я являюсь"!
Елена.Украина 9 октября 2013, 20:57
"Мы должны сдаться Ему и позволить Ему нас переделать". Оригинальный способ достичь спасения. Действительно,что может быть сладостнее,чем быть в плену у Господа,у Его любви.
Николай 8 октября 2013, 14:00
Иисус Христос заповедовал нам: ибо без Меня не можете делать ничего. На самом деле очень трудно прийти к соблюдению как бы простой истины. Ведь для этого недостаточно просто уповать на помощь Бога, нужно уверовать в Любовь Бога к своим созданиям и постоянно всей своей жизнью это подтверждать. Любовь же к Богу не имеет предела, но за свою короткую жизнь человек может подняться на очень большую высоту. Счастлив тот, кто с юных лет целеустремленно идет по этому пути.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×