Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru ПРАВОСЛАВИЕ.RU
ПРАВОСЛАВИЕ.RU  
 

История и современность
Священномученик Иларион
Российский центр Туринской Плащаницы
Издательство
Магазин «Сретение»
Оптовый интернет-магазин
Сретенская Духовная Семинария
Воскресная школа «Сретение»
Путь в монастырь
Расписание богослужений

Отзывы вожатых о летнем лагере «Княжеская Русь 2008»

Иеромонах Ириней
15 октября 2008 г.

Алексей Васильев

Алексей Васильев
Алексей Васильев
Этот летний лагерь стал моим первым достаточно серьезным опытом работы с детьми. Не знаю, можно ли назвать мою деятельность в лагере «педагогической», скорее это было (как и всегда при первом знакомстве) больше общение, попытка узнать друг друга, найти общий язык и точки соприкосновения. Кроме того, я также впервые попал в лагерь, до этого в подобных структурах не бывал, ни качестве вожатого, ни в качестве участника. Так что, пришлось сразу осваивать новые порядки.
Загрузить увеличенное изображение. 1280 x 838 px. Размер файла 248590 b.

Конечно, дети в отряде были самыми разными и по возрасту, и по характеру, и по поведению. Сложился ли наш отряд как отряд, как небольшая, хоть в какой-то степени сплоченная часть общелагерного коллектива? Мне кажется, что да. Победам и поражениям отряда сопереживали все его участники без исключения. Другое дело, не все активно участвовали в «делах» отряда, там где нужно было проявить себя как единую дружную группу — в конкурсах, построениях, особенно, конечно, дежурствах. В целом, девочки оказались серьезнее и ответственнее мальчишек.

Естественно, были у нас и свои «хулиганы», такие ребята редко принимали участия в лагерных мероприятиях, их мало что могло заинтересовать. Некоторые поначалу просто не умели слиться с коллективом, почувствовать себя частью единого дружного отряда, поэтому занимались своими делами, а иногда пытались обратить на себя внимание окружающих разнообразными шалостями. Трудовые повинности действовали на них положительно, правда недолговременно. Принципиальных конфликтов и разногласий в группе не было, думаю, к концу лагеря наши «Асы поднебесья» совсем сдружились.

Помимо организации интересного отдыха для детей, перед нами стояла другая, ничуть не менее важная цель — приобщение к православию, к Церковной жизни. У этой цели было два основных способа осуществления — совместная молитва и беседы на катехетические темы. В связи с этим соответствующим образом была организована богослужебная жизнь лагеря. Каждый день в храме читались утренние и вечерние молитвы, причем чтец выбирался из самих детей. Помимо этого, дети участвовали в нескольких всенощных и Литургиях, на одной из таких служб все ребята исповедались и приобщились Святых Христовых Таин. Все это способствовало укреплению в детях навыков духовной жизни.

Помимо интенсивной богослужебной жизни были организованы отрядные свечки на христианскую тематику. Часто на таких свечках присутствовал духовник лагеря, принимал участие в беседе с детьми, отвечал на интересующие их вопросы.

Самое яркое воспоминание от лагеря — поход на Рдейское озеро, где находится полуразрушенный Рдейский монастырь. В ту сторону мы шли пешком, назад ехали на танкетке (гусеничном транспортном средстве). Идти часов 5 — 6. И вот, уже в конце пути нескольким девочкам стало плохо, они не могли продолжать поход. Хорошо, что до места оставалось минут сорок ходьбы, и наш проводник смог сбегать и вызвать за нами танкетку.

Ну что еще осталось? Оставлю в подарок нашу замечательную песню, которая родилась у детей под впечатлением нескольких всем известных лагерных игр. Конечно, не стоит ее воспринимать слишком всерьёз. Мы её исполнили в театральный день нашего лагеря. Мотив: «Что такое осень?» (ДДТ). Итак, - наша песня:

 

Что такое лагерь — это флаги,

Флаги постоянно убегают.

Дети эти флаги все время догоняют,

Но догнать не могут — это лагерь.

Дети эти флаги все время догоняют,

Но догнать не могут — вот так лагерь.

 

Ищем флаги, бродим во мгле,

Лагерь, что я знал о тебе?

Ищем флаги, скоро помрём,

Флаги мы не найдём!

 

Что такое лагерь — это полдник,

Полдник печенеги утащили.

Дети долго по полю за полдником носились,

Ох, какая мука, этот полдник!

Дети долго по полю за полдником носились,

Вот какая мука, этот полдник!

 

Лето, лагерь, поле, река,

Полдник нам не найти никогда.

Вместе дружим, вместе умрём,

Полдник мы не найдём!

 

 

Вера Панасенкова

Вера Панасенкова
Вера Панасенкова
Во время проведенной смены, я успела провести маленькое анкетирование детей. Детям были розданы анкеты с незаконченными предложениями, ребята должны были их дописать.
Загрузить увеличенное изображение. 800 x 600 px. Размер файла 158895 b.

Многие дети на вопрос: «Что ты можешь сказать о лагере?» дали ответ, что лагерь:

1. Хороший

2. Клёвый

3. Отличный

4. Всё супер! Весело и интересно!

5. Замечательный лагерь, в нем мне все нравится.

6. Сууупер!

7. Очень приятный лагерь в палатках.

8. Замечательный лагерь! Хочется, чтобы он был не 2 недели, а 4-5 недель.

9. Он супер.

10. Лагерь хороший, интересные мероприятия, в общем, отлично!

11. Мне нравится в лагере. Не хватает душа, кровати, туалета, еды.

 

Незаконченное предложение/ Имя участника анкетирования.
Больше всего мне нравится в лагере… Больше всего мне не нравится в лагере… По сравнению с другими наш отряд… Многие ребята из нашего отряда… Я бы на месте наших вожатых...
1. Валентин 14 лет. спать Окапывать поле Самый дружный Мои друзья Не приехал сюда
2. Диана 11 лет Лапта и общелагерные мероприятия ______ Лучше всех смешные _______
3. Варвара 13 лет Игры, общие мероприятия, общие костры Ранний подъём Лучше всех классные Отпускала в магазин, не заставляла отжиматься
4. Ирина 13 лет Учувствовать в общелагерных мероприятиях Ходить в поход Лучше всех, но остальные отряды тоже не надо забывать обидчивые Хотела бы быть как Вера Борисовна
5. Митрофан 11 лет Не окапывать поле Окапывать поле зашибенный Талантливые Разрешил бы дать Ваньке по шее
6. Лиза 13 лет Игры и костер Туалет и комары Самый крутой прикольные Не заставляла окапывать поле, отпускала в магазин
7. Маша 12 лет Друзья, дразнить мальчиков Когда меня дразнят Дружный, лучше, интересней балованные Их воспитала
8. Ксения 14 лет То, что многие ребята находят друзей, есть послушания, закаляется и вырабатывается характер Ребята не всегда хотят слушать старших Дружный, веселый, находчивый Общительные, добрые, дружелюбные Дала ребятам по больше проявлять ответственность
9. Катя 14 лет Развлечение, вожатые, то, что готовят наши повара Ранние подъемы Очень шумный Любят спорт, музыку, танцы и рыбалку. Многие дружат друг с другом. Проводила бы больше время вместе со всеми

 

Отзыв о лагере « Княжеская Русь» 2008 Овчинниковой Екатерины, II отряд:

 

«В этом году мне очень понравилась смена « Княжеской Руси»! Мне попались замечательные вожатые: Васильев Алексей Алексеевич и Панасенкова Вера Борисовна. Они добрые, чуткие, отзывчивые и в меру строгие. Я считаю, что у меня были самые лучшие вожатые этой смены. Также я познакомилась и подружилась со многими ребятами. У нас нашлись общие интересы и взгляды на жизнь. Мне будет жалко с ними расставаться! А еще в этой смене у нас был директор – Владислав Николаевич. По моему мнению, лучшего директора придумать просто не возможно! В прошлом году он был моим вожатым. С того времени он не изменился, остался таким же клёвым! Было очень много интересных мероприятий, конкурсов и кружков. Каждому было чем заняться. Конечно, жаль, что только две недели длилась наша смена. Очень грустно со всеми расставаться, но я надеюсь продолжать общение. А также надеюсь и жду следующей смены!

 

Из ответов детей можно видеть, что им не хватает и чем им интересно заниматься. Очень хорошо, что дети посещали богослужения, утренние и вечерние молитвы проходили в храме. Это воцерковляло и объединяло детский коллектив. Я думаю, что лагерь положительно повлиял на духовно-нравственное становление личности насельников.

 

 

Алексей Ковалев

Алексей Ковалев
Алексей Ковалев
Проведение такого рода мероприятий подразумевает большую ответственность, за детей которых нам доверили родители. Необходимо подвести итоги, насколько эффективно мы выполнили свою задачу, что нужно еще усовершенствовать в проведении таких мероприятий.

За мои студенческие годы, это была первая поездка в лагерь, и что сразу же хочу отметить грамотный подбор места для лагеря – это был действительно живописный уголок на берегу реки Кунья, со всей, по походным условиям, «инфраструктурой». Мероприятия, проводимые в лагере, на мой взгляд были интересные. Однако хорошо бы иногда давать детям возможность заниматься и тем, что они сами хотят, а не буквально исполнять расписание дня. Также необходимо принимать более решительные меры относительно поведения в столовой. Самым важным замечанием ко всему персоналу лагеря, без исключения, считаю – следует вести более внимательное наблюдение за детьми во время купания, и нахождения в палатке после отбоя.

Относительно общения между вожатыми - его было мало, кроме планерок, на которых сидел уже «варенный» персонал.

Не могу не сказать о замечательной поездке в Великий Новгород. Мы посетили удивительные места, лицезрели много древностей, которые необходимо увидеть каждому, в частности - фрески Феофана Грека, Софиевский собор. Также незабываемое посещение озера Ильмень, с его мелкими берегами, где дети хорошо провели время.

Нельзя не заметить какое было питание в лагере, а оно было действительно, на высшем уровне! В этом в первую очередь заслуга нашего повара Раисы Степановны, которая полностью посвятила себя своему профессиональному делу. Очевидно, что она прекрасно понимала, что большой процент в формировании нашего хорошего настроения, принадлежал именно ей.

Самым главным итогом полагаю то, что дети вернулись домой в целости и сохранности, и никаких серьезных инцидентов не произошло. Все вернулись домой отдохнувшие и довольные.

 

Елена Чуйкова

Елена Чуйкова
Елена Чуйкова
Лагерь, в котором я имела честь работать во время столь непродолжительного времени, носил название «Княжеская Русь», что вполне объяснимо. Лагерь можно вполне назвать спортивно-оздоровительным, т.к. одной из главных задач было оздоровить наших больных и заезженных школой и родителями детишек, помочь им вернуться домой отдохнувшими и счастливыми.

Лагерь находился в г. Холм Новгородской области. Располагался он на берегу реки Кунья, посреди леса, что обеспечивало беспрерывный поток всевозможных лесных ароматов и свежего воздуха отдыхающим, а вожатым – головную боль по поводу постоянно убегающих на речку детей. Приходилось пристально следить за детьми. Достаточно сказать, что фразу: «Уйдите с мостика» каждый из нас повторил за смену как минимум по десятку раз.

Финансирование осуществлялось Сретенским монастырем, непосредственно огромную роль сыграл наместник – архимандрит Тихон. А идею о создании такого рода досуга для московских детей подкинул отец Ириней.

Лагерь палаточного типа. Практически все жили в палатках. Были отдельные палатки для мальчиков, которые рассчитаны на 8 человек и отдельные палатки для девочек – на 6 человек. И, конечно же, палатки для вожатых! У всех имелись спальные мешки и столь необходимые туристические коврики. На территории лагеря все продуманно до мелочей: было место для игр – это футбольное и волейбольное поля, было общее костровое место, а также у каждого отряда было свое отрядное место и место, где каждое утро проводилась линейка. Питался весь лагерь в трапезной храма, все готовилось на электрической плите. И повара были профессионалы в своем деле. Все были сытые и довольные. В этом плане у меня даже не поворачивается язык говорить о каких-то недостатках и недочетах. Нужно помнить, что это непростой лагерь, а именно походный. Жаловаться на трудности не имеет смысла, так как родители, дети и вожатые знали куда едут и что их ждет в таких условиях. Единственное, что можно сказать, но это, скорее всего недоработка, так это о системе мытья посуды и дежурстве отряда. Во-первых, дети полностью выпадают из жизни лагеря, и многие мероприятия готовят недобросовестно, а во-вторых, мыть, убирать и накрывать – было для них тяжело. То ли это от того, что они не приучены, то ли от того, что им просто хотелось резвиться, бегать и гонять мяч. Поэтому многое приходилось делать самим вожатым!

Состав детей в лагере

Общее количество детей было примерно 80 человек. Сколько из них было мальчиков, а сколько девочек сказать затрудняюсь, ну примерно поровну. Отрядов было 4. Формировали отряды не по возрастной категории. Дети были в основном городские, продвинутые, поэтому каждый из них имел свою «специализацию» и занимался тем, что ему нравилось.

Взаимоотношения между детьми были сформированы еще до приезда в лагерь. Так получилось, что большинство учатся в одной школе. Мне поручили руководство 3-им отрядом. У меня было 17 детей, из них 6 девочек и 11 мальчиков. Средний возраст детей – 12 лет. Скажу честно, сначала было очень трудно собрать детей и заставить их слушаться. Но вместе со своим напарником мы с этой проблемой быстро справились. В какой-то степени это и понятно. Ведь лето – пора отдыха и наслаждения, а тут воспитатели со своими кружками, секциями, отрядными мероприятиями «мешают» приятному времяпровождению. И по правде сказать, особо назойливыми в этом плане вожатые не были. В общем, дети были самые обычные и требовали солнца, воздуха, воды и свободы. Благо, что дети более или менее активно, но участвовали в общелагерных мероприятиях.

Управление отрядом

Принципы управления в лагере были не замысловатыми. Часто начальник и старший воспитатель говорили: «Надо …», а это «надо» ложилось тяжким грузом на наши плечи. В каждом отряде был выбран командир. Командир должен был отрапортовать на линейках открытия и закрытия, вот и все его обязанности. Но о командире моего отряда хочу сказать как о настоящем командире, ибо он неоднократно помогал мне в моей воспитательной работе. Чаще всего отдувался за отряд на песенных конкурсах, так как хорошо пел и мог завести аудиторию своими шутками, и вообще, Николай Кляпин, так его звали, был самым воспитанным и ответственным в моем отряде. Также в его обязанности входил сбор команды отряда для межотрядных игр в футбол и волейбол. Но этот сбор и проводить не надо было, так как желающих поиграть в эти игры было всегда хоть отбавляй. Ребята охотно играли в игры, участвовали в различных состязаниях, спортивных мероприятиях, эстафетах, днях лагеря и т.д. С ними было интересно общаться. Не знаю как в других отрядах, но мои дети (их, конечно, надо было иногда долго упрашивать) участвовали практически везде, и даже иногда выигрывали. Попадались, конечно, отдельные дети, которые не хотели быть как все, но это были единичные случаи. То, какой веселой оказалась смена, какими талантливыми и активными дети, непосредственно зависело от вожатых, их умения работать с детьми. В нашей смене дети были весьма активны. В 3-м отряде были настоящие таланты!

Деятельная направленность во всех отрядах не отличалась друг от друга. Основная цель вожатых заключалась в том, чтобы дети не сидели без дела. Каждый ребенок должен был быть каждый день занят чем-либо. Короче говоря, вожатым и методистам смены необходимо было постоянно придумывать и проводить с ними какие-то мероприятия, чтобы детям было весело.

Что еще хотелось бы отметить. Большинство детей были в этом лагере уже один раз, поэтому, казалось бы, приехав сюда снова, они уже понимали как надо себя вести, с кем и как общаться, но на практике оказалось совсем не так. Они были непослушны! Дети, которые приехали в первый раз, начинали подражать другим. В итоге, из-за этого дисциплина первую неделю очень хромала.

 

Педагогический состав

Педагогический состав мне очень понравился. Мы все сдружились практически с первых дней смены. На каждый отряд приходилось по два вожатых. В целом, с детьми в лагере работало 20 человек под контролем директора, в лице Павлушенко Владислава Николаевича, и старшей воспитательницы лагеря, в лице Гетманец Александры Васильевны. Вожатые-девушки являются студентками ПСТГУ, а парни – учащимися Сретенской семинарии. Все вожатые примерно одного возраста, то есть 20-22 летние молодые парни и девушки.

Теперь по поводу планерок. Проходили они ежедневно, и основным предметом разговора было планирование предстоящего дня и подведения итогов уходящего. Коллектив у нас собрался что надо и мне приятно было работать вместе с ними на протяжении всей лагерной смены.

Мне повезло чрезвычайно. Моим напарником был Красиков Александр Сергеевич. Похожие и разные одновременно мы всегда находили общий язык, поэтому недомолвок, а уж тем более обид, у нас не было. Александр Сергеевич очень ответственный, целеустремленный и аккуратный во всем человек, чем дополнял некоторые мои недостатки, поэтому на него всегда можно было положиться.

Главными массовиками-затейниками были Дорош Валентина и Бабаян Георгий Вадимович. Без них наша отрядная жизнь не была бы столь интересной и разнообразной.

 

Досуг детей

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 600 px. Размер файла 171222 b.
Для досуга детей были организованы кружки различных направлений:

Фото-видео кружок, его вела Руденко Юлия Владимировна. Изначальной целью кружка было снятие художественного фильма с фантастическими элементами. Но вскоре все поняли, что снять целый фильм за столь короткое время будет нелегко.

Самым популярным оказался кружок рукоделия. И, конечно же, руководила им Гетманец Александра Васильевна. Он сразу же привлек к себе внимание девочек, однако вскоре название переменилось (творческий) из-за сильного интереса мальчиков к феничкам. И почти у каждого совсем скоро было около 3-х штук.

«Колокольный звон» . Всем известный кружок, который вел всем известный Иван Андреевич. Несмотря на короткие сроки проведения, все остались довольны.

Спортивный кружок, его вел непревзойденный Середа Иоанн Васильевич. Многие мальчики, узнав о кружке, побежали записываться. Кружок вызвал такой восторг, что многие начали уделять все свободное время, чтобы играть в футбол, волейбол, пионербол и лапту.

Хотя времени не хватало, но нам с моим напарником удалось провести внутриотрядные свечки, на которых мы разговаривали о смысле жизни, об отношениях внутри отряда и хоть чуть-чуть смогли повлиять на их духовную жизнь. Вместе мы обсуждали притчи и некоторые моменты из Священного Писания.

Теперь хочется упомянуть о крупных общелагерных мероприятиях, которые были придуманы нашими массовиками-затейниками.

В первую очередь хочется упомянуть поездку в Великий Новгород. Лично я от этой поездки получила массу удовольствий и впечатлений, здесь же будет уместно привести впечатления детей: «17 июля 2008 г. Сегодня мы поехали в Великий Новгород. В прошлом году нам не удалось посетить Софийский собор. Однако в этом году у нас это получилось. Больше всего мне понравилось в соборе фреска, изображающие сцены Ветхого Завета. Такое увидишь не в каждом храме. Обед был красивый и вкусный».

Экстремальный спуск по реке, или как его еще называли «сплав», состоялся 19 июля. И 3-ий отряд оказался первым, кто удостоился такой чести открыть дорогу другим отрядам. Как сказал сам о.Ириней, если мы выживем, то отправят по этому маршруту и др. ребят. День был пасмурный, с утра лил дождь, и ни о каком сплаве не хотелось ни думать, ни слышать. Но все оказалось не так уж страшно и мы отправились. В результате, все остались очень довольны.

«Весь 3-ий отряд отправился в экстремальное путешествие по знаменитым древним рекам. Особенно было интересно смотреть, когда мы выплыли на сильное течение и плыли между желтыми и черными (кстати, очень теплыми) водами. Все были усталые и довольные».

«Мне понравилось путешествие (сплав) на лодках тем, что мы испытали много новых ощущений, мы 15 раз застревали на камнях и садились на мель. Один раз у меня застрял шест и мы стояли на воде 5 мин. Ну вообще приключений было много».

«Мне понравилось путешествие на лодках тем, что там мы испытали уроки: держать равновесие, не бояться воды и самое главное научиться терпеть. Мокрые, голодные и холодные мы доплыли до цели. По пути нам встречались трудности и опасные места в речке. С самого начала мы плыли по мелкой, холодной, желтой речке, на которой попадались огромные плоские камни. Которые можно было оплыть резким поворотом или же, не противясь стихии, попасть на них, тогда приходилось либо отталкиваться шестом, либо вылезать из лодки и толкать её пока она не сдвинется с места. Затем мы попали в черную речку. Она была очень теплая и почти прямая. По ней-то мы и доплыли до конечной цели».

Одно из интереснейших мероприятий, которое запомнилось ребятам, было «Поиск знамени». Смысл игры был очень простой. Наш затейник, в лице Георгия Бабаяна, спрятал знамена отрядов на противоположном берегу реки и расставил всевозможные ловушки и препятствия. На этот раз нам с погодой очень повезло.

«Вот наступила долгожданная игра «Поиск знамени». На нас напало племя врагов и украло наше знамя. Погода была солнечная. И вот все мы вместе побежали к рек, чтобы переправиться на другой берег. Течение было очень сильное. Вначале нам было тяжело, но потом мы привыкли. Отряды так торопились прийти первыми, что побежали без карт и маршрута. Поэтому нам пришлось начинать сначала. Всем понравилось. Наш отряд прошел все препятствия первым, и знамя мы нашли тоже первыми».

 

Из стихотворений детей:

 

Вы уедете, а мы останемся,

Быть разлуке суждено.

Но надолго ли расстанемся -

Это знать нам не дано.

 

Время крутит нас и мы беспомощны

Перед натиском его,

И зовем на помощь мы

Не зная сами уж кого.

 

Но сильнее всех есть дружба крепкая,

Есть любовь и память навсегда.

И быть может эту встречу летнюю

Кто-то не забудет никогда!

 

И быть может эта точка в лагере

Есть начало жизненных дорог,

Чьих-то судеб, чьих-то встреч и радостей,

До свиданья! Встретимся, дай, Бог!

 

Маша, 13 лет

 

 

 

Красота – это Жизнь, Чистота, Свет и Правда!

Красота – это Путь над обильем дорог.

Это Воздух душе, и Любовь, и Премудрость, и Радость,

Это Все, что над всем, Красота – это Бог!

Детская записка, которая осталась безымянной

Загрузить увеличенное изображение. 1024 x 1178 px. Размер файла 199272 b.