Я безнадежен?..

«Ездила на прошлые выходные в N-ский монастырь. Вот уж где благодать ощутила! Исповедовалась отцу такому-то за всю свою жизнь. Такую легкость испытала! Дня три потом как на крыльях летала!»

Такие беседы можно услышать, наверное, везде. Православные делятся друг с другом впечатлениями. Столько эмоций в этих разговорах! Но все ли могут похвастаться способностью ощутить в себе действие благодати Божией так явно, чтобы испытывать нечто вроде эйфории?

Моя близкая родственница, мать двоих детей – священника и пока еще алтарника, поделилась со мной своими переживаниями по этому поводу:

– Столько слышала таких разговоров, что становится неловко, ведь я никогда ничего похожего не испытывала. А признаешься – скажут: «Какая бездуховная!» Вот ты когда-нибудь чувствовал благодать физически?

Тут во избежание каких-либо недоумений следует отметить, что она, как принято говорить, воцерковленная православная христианка. Ну, то есть регулярно исповедуется, причащается, читает Священное Писание и духовную литературу. Является внештатной сотрудницей нескольких храмов, детей в Церковь привела сама. Состоит в единственном браке. В общем, захочешь – не подкопаешься.

Пришлось и мне совершить духовный «каминг-аут», заявив в ответ, что никакой эйфории я не испытывал даже в момент Причастия.

И вот вопрос: насколько это нормально? А то, может быть, речь идет о какой-то духовной неполноценности, ведь именно это испытывают те, кому такие чувства незнакомы. Кто гол – король или я сам? Вопрос провокационный: кто же прав? Те, кто считает, что обязательно нужно испытывать особенные ощущения, или же те, кому кажется, что такие люди все выдумали и выдают желаемое за действительное? Возьму на себя смелость объявить, что неправы обе стороны.

Согласно учению Православной Церкви, благодатью называется несотворенная Божественная сила или действие, посредством которой Господь являет Себя человеку, а человек, в свою очередь, при помощи этой благодати борется со своими грехами и страстями. Если говорить образно, стоит вспомнить икону преподобного Андрея Рублева «Сошествие во ад», где Адам протягивает руку Спасителю. Обратите внимание, как бессильно висит кисть Адама, а Христос берет его за запястье, чтобы вывести из этого места. В этом проявляется понятие взаимодействия Бога и человека в деле спасения.

Погоня за эйфорией никогда не являлась целью духовного делания

Изучив авторитетные церковные тексты, я могу с уверенностью заявить, что отцам и учителям Церкви была неведома погоня за эйфорией, поскольку это никогда не являлось целью духовного делания. И если говорить о явном проявлении Божественной благодати, мы знаем, что она укрепляет верующих в их христианском служении и восполняет отсутствие человеческих сил. Об этом так говорится в молитве чина рукоположения: «Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». И ни слова о внутренних ощущениях.

Митрополит Волоколамский Иларион свидетельствует о благодати как о таинственных Божественных действиях, которые бывают ощутимы для человека.

Вот оно, вот! Сейчас мы узнаем, что это за ощущения. Легкость? Сладостность? Может быть, становится больше не стыдно за свои грехи и совесть наконец умолкает?

Но владыка продолжает: «Когда человек соприкасается с этими энергиями, логические доказательства бытия Божия становятся для него не нужны, потому что он встречает Бога в своем собственном религиозном опыте».

Ах вот оно что. То есть, когда благодать действует в человеке, ему становится неинтересно, докажут ли британские ученые, что Бог сотворил небо и землю, неважно, найдут ли Ноев ковчег. Он не требует доказательств бытия Божия и Его присутствия в мире. Что ж… Тогда поспешу позвонить своей родственнице и скажу ей, что мы с ней не совсем безнадежны.

Пусть у меня небольшой пастырский опыт – еще нет двадцати лет, – но со своей колокольни я рассуждаю так: когда благодать касается христианских сердец, люди меняются по отношению к своим ближним в лучшую сторону. Ведь кто не любит ближнего, не любит и Бога. Какая уж тут благодать! Вода через сито. Лилось много, но ничего не задержалось. Стучал Господь, стучал в человеческое сердце, но Ему так и не открыли…

Когда благодать касается сердца, люди меняют отношение к своим ближним в лучшую сторону

Вот что говорит апостол Павел: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1 Кор. 13: 1–2).

Итак, дары еще ничего не значат, если в ответ я не научился любить.

«И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ((1 Кор. 13: 3).

Да, оказывается, что и милостыню подавать, и аскетствовать возможно без любви к конкретным людям. Возможно, но это не принесет доброго плода. Действительно, после Причастия можно ощутить, как недобрые помыслы оставляют голову и в сердце сходит тишина. Исихасты даже испытывали некую сладость во время молитвы – но тут следует заметить, что этому предшествовала действительно серьезная духовная жизнь, которую сегодня сложно найти даже в кельях.

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 4–8).

Умолкли языки, пророчеств пока хватает, а знание частенько высмеивается и приравнивается к бездуховности.

Где христианское долготерпение, если мы делаем друг другу резкие замечания по поводу внешнего вида и поведения? Где милосердие, если мы выискиваем чужие грехи, чтобы немедленно предать их огласке? Благодать – это когда мне больше не хочется ябедничать или изгонять кого-либо из храма. Благодать – это когда я благодушно переношу все невзгоды и не ищу виноватых кроме себя.

Благодать – это когда в сердце мир Христов и любовь

Благодать – это когда в сердце мир Христов, а не желание, чтобы все плохие получили по заслугам. Потому что я тоже плохой и хочу от Бога милости. О такой же милости к другим я должен просить Создателя в своих молитвах.

Когда в сердце мир, никто не может помешать молиться. Ни баловные дети, ни бабушки с шуршащими пакетами. Рингтоны мобильных телефонов, раздающиеся во время церковных служб, конечно, не есть хорошо, но даже они не раздражают того, кто научился слышать Бога.

Не нужно думать, что существуют какие-то особенные места помимо Евхаристической Чаши, где благодать Божия действует сильнее, иначе мы впадем в какое-то подобие шаманизма, начнем искать «места силы». Чаша от Чаши ничем не отличается. В потире священника святой жизни Тот же Самый Христос, как и в потире, который выносит на амвон священник самый что ни на есть обычный. Пока, подобно Петру, не протянем своей руки Христу, сказав Ему: «Спаси меня, Господи, погибаю!», так и останемся утопать в пучине. Пока желаем, чтобы Господь низвел огонь на других грешников, будем оставаться другого духа – не Христова.

А что до сладостных эмоций, которые оказываются недоступными тем из нас, кто сдержан в проявлении своих чувств и о которых апостол не упомянул в своем Послании к Коринфянам, так они тоже не показатель того, что душа деятельно отозвалась на действие Божественной благодати.

Итак, не стоит унывать, если я не испытал каких-либо особенных переживаний после Таинств или после посещения святых мест, ведь вовсе не об этом спросит меня Христос на Суде. Не нужно, конечно же, заниматься псевдодуховным аутотренингом по выдавливанию из себя несвойственных мне эмоциональных проявлений, поскольку этот путь заведет меня совсем не туда. И уж тем более не следует возводить собственные переживания в ранг показателя правильности духовного устроения.

Над всем этим неизменно довлеют слова апостола Павла о любви. Вот то, к чему все мы действительно должны стремиться. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35).

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Размышления у колодца Иакова Размышления у колодца Иакова
Свящ. Димитрий Выдумкин
Размышления у колодца Иакова Размышления у колодца Иакова
Священник Димитрий Выдумкин
Причастившись «живительной влаги» благодати Божией и ощутив на себе ее животворящее действие, мы непременно должны поделиться ею со своим ближним. А каким образом можно поделиться благодатью?
Благодать Божия: как ее сохранить и о ней свидетельствовать (+ВИДЕО) Благодать Божия: как ее сохранить и о ней свидетельствовать (+ВИДЕО)
Прот. Олег Стеняев
Благодать Божия: как ее сохранить и о ней свидетельствовать (+ВИДЕО) Благодать Божия: как ее сохранить и о ней свидетельствовать (+ВИДЕО)
Протоиерей Олег Стеняев
Как подается благодать Божия? Чем святые отличаются от нас, обычных людей, если в таинстве Евхаристии мы все освящаемся благодатью? Почему нужно наше свидетельство о благодати Божией?
Благодать – истинная пища Благодать – истинная пища
Иером. Игнатий (Шестаков)
Благодать – истинная пища Благодать – истинная пища христианина
Слово в день памяти великомученика Феодора Тирона
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Божественная благодать – вот истинная пища и питие для всех нас. Если мы лишаем себя ее, то все остальное, что мы приобретем в этом мире, не будет иметь никакого смысла. (MP3 файл. Продолжительность 9:53 мин. Размер 7.2 Mb)
Комментарии
Кирилл10 мая 2019, 12:39
Все очень просто привел на своем примере о. Паисий. Когда ему запретили причащаться, он послушался, но все равно ощутил Благодать... Всегда и во всем требуется смирение, а "ощущение" это от Господа... Строго говоря, от Господа не только ощущение, но и вообще ВСЕ )))... Христос воскресе !!!
Светлана15 марта 2019, 15:31
А как можно без всяких ощущений придти к Христу, уверовать? Одними мыслями что ли? Так христианство нелогично. Логикой придти к вере тоже не получится.

Не верю, что воцерковленный человек никогда не испытывал счастья переполняющего оттого, что Бог есть. Мира в душе, и покоя и восприятия мира как чуда.
Хотя бы на первом этапе, ещё до того, как может даже в церковь пришёл, а только когда Евангелие прочитал (у меня так).
Со временем, говорят, это чувство у всех ослабевает. Но невозможно не почувствовать встречу с Богом.

А без встречи с Христом, о каком воцерковлении идёт речь? Зачем оно без встречи с Богом?...
Варвара13 марта 2019, 11:18
ИМХО, благодать не эйфория, это тихая радость, спокойствие, мир в душе, умиротворенность. Действительно, дается не часто. Но бывает.
Ольга 8 февраля 2019, 03:06
Огромное спасибо, очень просто и понятно,
Светлана 1 февраля 2019, 09:12
Спаси Бог! Как и всегда - своевременно.
Александр О. 30 января 2019, 00:41
Я прошу прощения, но слово "эйфория" никак не подходит для описания Благодати. Разве можно назвать этим приземленным словом глубочайший мир в душе, как непробиваемой защитной стеной защищающий от страстей и суеты. Или величайшую всенаполняющую тебя радость, чувствуя которую хочется только благоговейно благодарить Бога за эту непостижимую милость, абсолютно незаслуженно и нежданно дарованную тебе внезапно.В советское время антирелигиозные деятели называли непонятную для них Божественную Благодать "религиозным экстазом". Мерзко звучит...
Да, эти благодатные ощущения, конечно не главное, но чувствуя их, ты явно ощущаешь близкое присутствие Бога. Что укрепляет в вере и служении Богу и людям.
Фотиния29 января 2019, 23:10
Спаси Господь, вас отец Сергий! Только буквально на днях, сама осознала, почему не могу побороть грех осуждения! Потому, что нет любви людям, все очень просто оказывается! Надо просто полюбить всех Христовой любовью и ты не сможешь,да и не захочешь и необходимости не возникнет осуждать ближнего!
Осознав это,стало очень стыдно и больно,что оказывается,очень трудно полюбить всех, даже близких людей!(((тем самым,понимаешь, что передаешь Христа...
Спасибо за статью,вы помогли мне утвердиться в моих рассуждениях!
А благодать Божию,можно испытать не только в Лавре и после пречастия, она всегда с нами, если сердце переполнено любовью!это чувство ни с чем не перепутаешь! Спаси всех Господь!
Ника29 января 2019, 22:30
От всей души соглашусь с Иулианией. Как важно, когда в храме происходит все с должным благоговением. Время в храме - бесценно, и здесь все должно способствовать молитве: и поведение прихожан, и пение хора, и работа на свечном ящике, и у подсвечников. Без внимательной же молитвы трудно вообще получить какой-либо добрый результат.
Антон Ребров29 января 2019, 17:41
гордым Бог противится и лишь смиренным дает благодать, ищите и обрящете, толцыте и отворят вам...
Лариса29 января 2019, 15:47
Благодарю протоиерея Сергия за статью. Что называется "не убавить, не прибавить".
Валентина Левина29 января 2019, 15:28
Благодать это действие Святого Духа. Хорошая статья, наставляет на путь Божий и направляет на себя, чтобы были внимательны к себе и ближним. Без Господа человек не сможет любить ибо только пребывающий в Нем слышит любовь и это не чувства, это мир покой и устройство. Да хранит вас Бог и укрепит на этом пути.
игорь ковалев29 января 2019, 13:17
,, Не может он(сатана) произвести ни любви к Богу или ближнему, ни кротости, ни смирения, ни радости, ни мира, ни благоустройства помыслов, ни ненависти к миру, ни духовного упокоения, ни вожделения небесных плодов, ни усмирить страсти и сластолюбие; все сие явным образом бывает произведением благодати.,,(Макарий Великий)
Галина Романенко29 января 2019, 10:43
Очень трудно жить в мире с самыми близкими, и только молитвы помогут, давно прочитала, как одна монахиня сказала, что никого не отдаст, и продолжала в слезах молиться за родных, и нам нужно постоянно держать эту мысль в голове, спаси нас, грешных, Господи, и дай время на покаяние!
Dimitrij28 января 2019, 20:35
Ты любишь меня паче недели я умею любить Тебя! Не умею любить, не умею на завидовать, не гордится не превозноситься.... К этому нужно идти. Через наверно смирение. Хорошая статья.
Сергий28 января 2019, 19:10
Это Бог решает, дать или нет. Может и достойному, и святому не дать, испытуя. Люди прочли где-то слова "синергия" и "стяжание", и решили: вот действие - покаяние, Причастие, паломничество, значит, одновременно придёт Благодать. А если не одновременно, а через 15 лет? Так тоже может быть. Ну и нужен опыт, чтоб отличить истинное от самодельного. Защищаться от прелести нашей слабой молитвой и мнимым попугайским самоуничижением - это как картонка против ТТ. Лучше не сразу поверить незнакомому состоянию, выждать.
Варвара28 января 2019, 18:58
Конечно, нельзя всех сравнивать с собой и утверждать, что не бывает радости после исповеди и причастия. У меня бывало так всего два раза, когда я не чуя под собою ног летела домой после исповеди. И после причастия было всего один раз, когда хотелось всем броситься в ноги, служить как преданная собака. Но уже давно этого нет. Привычка или опыт? Не знаю. Может быть и отсутствие любви....
Олег28 января 2019, 18:50
Добрый день,дорогие братья и сестры.В своё время очень помогло прочтение беседы прп.Серафима с Мотовиловым "О цели христианской жизни".Там есть ответы на все выше приведенные вопросы.И о чувствах, и о целях и о всём том, что ещё не приходило на ум и сердце.Помоги всем Господи!

Сергей Н.28 января 2019, 16:24
р.Б.Алла, конечно не стоит унывать, а стоит следующий раз подойти более торжественно к моменту Причастия. Я полагаю, Вы не будете отрицать, что Христос всегда посылает нам радость и любовь?
Если мы не чувствуем их, значит недостаточно постарались, подошли к обряду формально, без благоговения, не настроились.
И слова эйфория, экзальтация, конечно не подходят к такому великому таинству как Причастие.
Радость и благодарность!
Alexander28 января 2019, 15:54
Спасибо за статью, о. Сергий. Спаси Вас Господи. Мне особенно актуальным показалось место в статье, где вы говорили о том, что и аскетствовать и милостыню подавать, да и всё прочее в церковной жизни можно и без любви. Видел не раз у человека большую и крепкую веру... и в то же время - отсутствие любви и терпения к ближним. А "..Вера без любви, рождает фанатизм". Очень печально это видеть.
р.Б.Алла28 января 2019, 15:12
Сергей Н,позвольте не согласиться с Вами.Автор об этом очень подробно написал,особенно в конце публикации"...итак,не стоит унывать,если я не испытал каких-либо особенных переживаний после Таинств...". это пишет не простой мирянин,а Протоиерей,который гораздо больше нас сведущь в Православии.Или Вы не согласны с автором?
Иулиания28 января 2019, 14:55
Спасибо. Очень нужная статья. Но все же нужно деликатно об этом говорить:

"Ни баловные дети, ни бабушки с шуршащими пакетами. Рингтоны мобильных телефонов, раздающиеся во время церковных служб, конечно, не есть хорошо, но даже они не раздражают того, кто научился слышать Бога."

Мы не святые и молитва наша слабая, как бы не хотелось иного. И благоговение во время службы никто не отменял.
Светлана28 января 2019, 13:15
Все так и есть. Спасибо.
Лариса28 января 2019, 13:05
Ну наконец-то, обличили всю эту дамскую экзальтацию под видом благодати! "От Вас же благодать уйдёт!!", - услышала я однажды вслед реплику "богомолки", произнесённую в авторитетных тонах, когда подавала милостыню ПОСЛЕ выхода из храма (оказывается, надо было ДО входа в храм подавать). Суеверия, поиск благодати в виде эйфории, экзальтация - всеми этими пережитками ещё вовсю страдают досрочно воцерковлённые.
Сергей Н.28 января 2019, 12:52
Полагаю, что радость должна приходить от причащения Христовых тайн всегда. А если не пришла, значит ты подошел к этому как к чистке зубов по утрам. С привычкой с обыденностью которая убивает в человеке сопричастность чуду.
Татьяна28 января 2019, 10:58
Очень хорошая и здравая статья. Ищут эмоций и ими движутся протестанты,а наша,православная,духовная жизнь внутренняя. Тихий Свет Христос..
Ирина28 января 2019, 10:38
Возможно такая радость о которой пишет женщина, почти эйфория даруется Господом новоначальным христианам, из не воцерковленных семей, не имеющих православных друзей- в помощь и поддержку.Тем кто наконец-то ощутил этот мир в душе после длительного хаоса. Давно воцерковленные люди, тем более батюшки давно живут в мире и только поддерживают его причастие. Пишу из личного опыта, причащаюсь около 2х лет, не всегда испытываю радость после причастие, но после последнего да, хочу обнять весь мир, и после посещения Киево-Печерской Лавры тоже было ощущение счастья и не хотелось от туда уходить. Спасибо за статью. СПАСИ ВАС ГОСПОДИ
Анна28 января 2019, 10:13
Спаси Господи! Очень нужная статья.
р.Б. Сергий28 января 2019, 09:57
СпасиБо,о.Сергий.Прочитав,написанную Вами строки,получил ответ на многие,мучающие меня вопросы.Отдельная благодарность сайту pravoslavie.ru за этот опубликованный материал,который,вероятно,поможет многим в ответах на вопросы,задаваемые самим себе.
Ирина28 января 2019, 09:11
Отец Сергей! Спасибо Вам за ваши статьи. Пусть хранит Вас Господь и даст Вам силы и возможности и дальше писать и вразумлять нас блуждающих и ищущих
Геннадий28 января 2019, 08:47
"Кто не любит ближнего, не любит и Бога"!
И ЭТО ПРАВДА!
Алла28 января 2019, 02:33
Слава Богу, в чувствах к Нему у меня недостатка никогда не было. Человек существо эмоциональное, а любовь это эмоциональная привязанность. Да, разумеется, чувство выражается через дела, но само чувство первично, оно источник мотивации. И любовь и страх - это чувства, вполне понятные человеку.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×