О благочестии внешнем замолвите слово…

Фото: Т.Кувшинова
Фото: Т.Кувшинова
Недавно зашел у меня разговор с сотрудниками о темах для следующего номера нашего журнала, и предложена была в числе прочих такая: «Внешние проявления благочестия — подлинного и ложного». Сначала я по инерции было согласился, что да, дескать, стоит лишний раз об этом поговорить. Потом решил все же свериться с автором идеи — а одинаково ли мы понимаем, о чем идет речь. Выяснилось, что думали мы примерно об одном и том же. Например, о храмах, на дверях которых висят объявления: «Женщинам в брюках и без платков вход воспрещен». Или о «шиканье» уже в легенду превратившихся «бабушек» на молоденькую девушку, в чрезмерно короткой юбке зашедшей в церковь. Или о людях, которые так истово крестятся в храме и так низко и сосредоточено кланяются, что и службы самой не слышат, и, упади кто рядом в обморок, не заметят, не говорю уже, не помогут.

И я тоже уже готов был согласиться: с примерами такими сталкиваться, конечно, приходилось, слов нет, и сколько раз! Только вот...

Только вот лично мне кажется, что эта проблема больше в прошлом или постепенно отходит туда. А в настоящем куда актуальней другая. Проявлений благочестия, о которых речь, внешних то есть, стало настолько меньше, что уже об этом впору задуматься, а не о том лишь, подлинные они или ложные. Да и то — кто, кроме Господа, в подлинности и ложности разберется и верно рассудит?

Было время, когда для православной девушки нормой казались юбка до пят и платок, надвинутый на лоб, а для молодого человека — засаленные нечесаные волосы и всклокоченная борода. Время, когда, входя в храм, правилом было трижды в пояс поклониться, а оказавшись среди людей, подкрепляющихся пищей, всем бодро пожелать: «Ангела за трапезой!» и услышать в ответ такое же бодрое и жизнерадостное «Невидимо предстоит!». И после этого придирчиво исследовать упаковку с печеньем на предмет того, есть ли в нем яичный порошок или маргарин или что-то еще, чего нельзя в среду-пятницу-пост и чего не заметил благословивший трапезу священник. Была пора, когда на исповеди человек со слезами каялся в том, что поторопился при чтении правила или по болезни не все свои обычные поклоны положил.

Да, нередко приходилось доказывать, что не столь важна форма, сколь содержание, что случайно съеденный пряник с яичным порошком или пирог с сухим молоком вкупе с ароматизатором, «идентичным натуральному», это не самый ужасный грех, не предательство по отношению к Богу и своей вере, что куда страшней такие гнездящиеся в сердце и то и дело высовывающиеся наружу змеи, как лицемерие, коварство, злоба, зависть... И казалось, что это вправду очень плохо: такое фарисейское «отцеживание комара и проглатывание верблюда». Но вот сегодня... Сегодня комарами уже мало кто занимается, а с верблюдами ситуация тем не менее не исправилась.

Я не спорю: и сейчас можно встретить определенное число людей, для которых буква неизмеримо выше и значимей духа: потому хотя бы, что дух не увидишь и руками не ощупаешь, а буква — такая зримая и читаемая. Иногда это служит свидетельством новоначалия, младенчества в жизни церковной, иногда же, напротив, является признаком укоснения в подобном взгляде на христианство, причем чаще всего уже вполне сознательного. Ведь жизнь по букве куда проще, здесь не требуется «дать кровь», чтобы «принять Дух», а тем паче нет нужды отдавать Богу все свое сердце.

И все же: внешних проявлений благочестия нынче немного, и чем дальше, тем меньше. А между тем, сами по себе они не то, что не плохи, они просто необходимы. Конечно, «телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно», как говорит апостол Павел (1Тим.4:8), однако общий принцип христианского подвига таков: вначале деяние, потом вИдение, на первых порах делание более телесное, и затем уже в большей степени душевное. Одно неразрывно связано с другим: где найдешь святого, который никак внешне своего благочестия не проявлял? Если только в лике Христа ради юродивых. Но вряд ли мы к этому лику себя причисляем.

Фото: С.Воронин
Фото: С.Воронин
На протяжении целого ряда лет то и дело можно было слышать: «Платок на голове не главное. И короткая юбка не беда! Если пришел в гости постом, ешь, что дают, не обижай хозяев: любовь выше поста! Не можешь молиться внимательно, молись лучше покороче, но собранней. Стесняешься, проходя мимо храма, перекреститься, обратись к Богу мысленно». И — вот удивительно! Похоже, именно эти советы и им подобные оказались в большей мере, чем какие бы то ни было другие, востребованы и исполнены. Впрочем, чего уж удивительного... Куда проще «сотворить послушание», когда тебе говорят: «не понуждай себя, не трудись», нежели в случае, если требуют противоположного.

А между тем свобода — удел совершенных, мы же, немощные и грешные, нуждаемся в законе, в том числе и в «законе внешнего благочестия». С чего прежде начиналось, помимо наставлений о смысле и содержании жизни иноческой, пребывание новоначального послушника в монастыре? С преподания ему целого свода правил внешнего благочиния. У святителя Игнатия (Брянчанинова) — уж насколько он был чужд всякого формализма и фарисейства! — целая глава об этом в «Приношении современному монашеству». Преподобный Паисий Величковский, опытнейший наставник делания не внешнего, а внутреннего, как-то раз увидел идущего по двору не в меру разбитного послушника, размахивающего при ходьбе руками, и тотчас вызвал к себе для разбирательства старца, которому тот был поручен, чтобы сделать ему строгий выговор. И не надо думать, что это лишь к иноческому чину отношение имеет. Не к иноческому чину, а к общему для всех нас новоначалию. Есть «внешнее», наполненное внутренним смыслом, носящее характер сложившейся традиции, и пренебрегать им нельзя, ни к чему хорошему это не приведет.

Суть не в том, что ходить надо по струнке и руки по швам держать, взор обязательно устремлять либо горе, либо, наоборот, долу, подолом юбки пол подметать, на шее четки вместо галстука носить. Это, на самом деле, и не благочестия проявление, а чудачества. Нет. Суть в другом.

Ну, например, тот же пост. Считается сегодня признаком «духовной культуры», «мудрости», «зрелости» разрешать себя от него — не по болезни, а по случаю прихода гостей или в гости, праздника на работе и т.п. Если же кто-то не хочет этого делать, но держится по силе устава, то рискует со стороны своих же собратий — православных — нарваться на критику: «Фарисей!».

И креститься с глубокими поясными поклонами, войдя в храм сегодня как-то не модно — не в интенсивности поклонов ведь благочестие заключается! И на священника, который рискует девушке подсказать (не приказать, нет!), что лучше бы не в джинсах в храм (да и вообще) ходить, а в юбке, все чаще смотрят как на ничего в подлинном христианстве и жизни духовной не понимающего ретрограда.

Зачем так отмахиваться от внешнего, которое не является определяющим само по себе, но формирует, тем не менее, определенное направление нашей жизни, влияет на наш настрой, а самое главное — смиряет? Ведь в борьбе против ложно понимаемого «фарисейства» можно далеко зайти, пытаясь максимально «деформализовать» свою христианскую жизнь.

Фото: С.Воронин
Фото: С.Воронин
Вот, скажем, обязательно ли при благословении целовать руку священника? Конечно же, нет. И разумный пастырь никогда не будет с усилием толкать свою десницу к устам испрашивающего благословения человека (мне даже книжка как-то раз попалась по пастырскому этикету, в которой говорилось, в частности, о том, что ни в коем случае так поступать нельзя). Но ведь в этом целовании сколько всего заключено! И благоговение перед священным саном и благодатью Божией, священников совершающей, и почтение перед тем, кого Господь поставил пасти словесное Свое стадо, и смирение опять же, столь требуемое, столь необходимое. Перестань это делать, — и рано или поздно возникнет соблазн похлопать священника по плечу — не просто как равного, а как младшего. И происходит это сплошь да рядом, может, не всегда в буквальном смысле, но происходит.

Та же дилемма — юбка или джинсы, те самые, которые вроде бы не мешают спасению. Или платок… Это вопрос послушания Церкви, простоты детского, не прекословящего мудрования и снова — смирения… Можно сотню доводов привести в пользу того, что «все это на самом деле неважно», а можно — принять то, что для Церкви всегда было нормой, правилом, и смириться.

И это касается не только мирян, но и нас, священников. Скажем, вопрос о духовном платье и волосах. Можно ли стричься коротко или брить бороду, можно ли ходить в светской одежде? Имеет ли этот вопрос какое-то отношение к нашему внутреннему миру? Известна ведь поговорка: «Борода как у Авраама...» и далее — про хама. А все-таки имеет.

Есть традиционный образ священника, который подчеркивает его определенную инаковость. Инаковость не как то, что сообщает пастырю особое достоинство, важность, а как то, что, с одной стороны, делает его всегда узнаваемым для тех, кто имеет в нем нужду, а с другой, заставляет его самого помнить о том, кто он, не забываться, не «смешиваться» с имеющими все же немного иной закон и правила жизни мирянами. И если священник отступает от этого образа, становится «непохожим» на пастыря внешне, то за редким исключением это бывает обусловлено именно желанием «не бросаться в глаза, быть как все» — с разными целями, редко с богоугодными.

Сюда же отчасти можно отнести и разговоры о нужности-ненужности поста перед Причастием и исповеди перед ним же. Вроде бы «и так, и так на самом деле можно». Можно, только результат разный. Потому что в одном случае Причастию предшествует определенный подвиг — воздержания и самоиспытания, а в другом нет.

Вообще, какую традицию, сложившуюся на протяжении многих поколений жизни церковной, ни возьми, однозначно можно сказать: отход от нее в сторону «большей мягкости», «большей легкости», «большей демократичности» не будет вполне безопасным. Особенно — в наше время, время всеобщей расслабленности, когда мы так легко освобождаемся от того, что кажется нам неудобным, прощаем себе свои недостатки, оправдываем собственные страсти и грехи. Мне кажется, что нам, наоборот, стоило бы сейчас быть к себе потребовательней и построже, пока мы не растеряли окончательно того, что у нас есть. Вреда от этой строгости не будет, только польза…

…Впрочем, ключевое здесь — «строгость к себе», а не к окружающим. В сущности, и отталкивает, и от Церкви отгоняет чья-то жесткость не по отношению к себе, а по отношению к другим, тем, кто к ней не готов и, более того, смысла ее не понимает. Более того, опыт свидетельствует о том, что строгий к себе человек чаще всего милостив и терпелив к окружающим его. Ни от кого ничего не требует, но просто являет собой пример того, как можно и как должно. Пример благочестия. Внутреннего и внешнего, связанных друг с другом неразрывно.

Игумен Нектарий (Морозов)

22 февраля 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Русское благочестие Русское благочестие
Митр. Питирим (Нечаев)
Русское благочестие Русское благочестие
Митрополит Питирим (Нечаев)
Жизнепонимание и религиозность чад Русской Православной Церкви отличается замечательной цельностью: в основе их лежит глубокое понимание значения абсолютных духовных ценностей и преображения мира. Самобытная духовная традиция, освятившая жизнь русского народа, охватывает все проявления религиозной жизни: богослужение, молитву, почитание икон, культ святых, благотворительность, старчество.
Мир веры. Внешние проявления веры. Часть 1 Мир веры. Внешние проявления веры. Часть 1
Евгений Поселянин
Так как человек состоит из души и тела, то его внутреннее настроение и чувства необходимо выливаются во внешние поступки. До сих пор было говорено только о внутренних настроениях человека, о вере, которая возникает в душе, о порывах к Богу, о невидимой, действующей на человека благодати. Теперь предстоит беседовать о том, какие внешние пути избрала душа человеческая для того, чтобы чувствовать себя ближе к Богу, иметь постоянные напоминания о небе, и какие пути избрала Церковь для низведения на душу человеческую благодати.
Иностранцы о России. Народный характер. Благочестие Иностранцы о России. Народный характер. Благочестие
Русская Церковь устанавливает весьма строгий способ поста, который теми, кто желают быть благочестивы и богобоязненны, соблюдается добросовестно. Впрочем, все, кого я знал, будучи предоставлены сами себе, даже во время путешествия не хотели вкушать в постные дни мяса.
Комментарии
Татьяна20 ноября 2019, 20:07
Нет, дорогие, все имеет значение: и платок, и юбка, и брюки, и сокращение молитвенного правила, и послабление в пост (мол, не это главное). Сужу по себе: ослабила рвение, строгое соблюдение внешнего благочестия, а внутреннего то нет, там и ещё дальше стала от возможности его достижения. Неверный в малом.... А что есть малое? Вся жизнь (так говорят святые отцы). И потом, нам хотя бы стремиться к соблюдению внешнего благочестия, дай Бог, продвинемся ко спасению.
Николай 9 марта 2019, 01:24
Анатолий, св. апостол Павел писал о покрытии головы для своей эпохи и своей культуры. В I или II веке, в Элладе действительно, распущенные непокрытые волосы намекали на разврат. Это чисто культурное, традиционное явление. Ныне непокрытая голова у женщин ни на что такое не намекает, сейчас другая культура. Ношение платка в церковь - скорее суеверие, чем благочестие. Скажем, в Греции или в Зарубежной Православной Церкви платков не носят. Священник, который с амвона навязывал такое требование (через чтеца) - Бог ему судья. Это буквальное понимание Библии. Опять-таки, в нынешней культуре платок - не благочестие, а какой-то нелепый анахронизм
Василий Н.30 июля 2014, 11:45
Митрополит Иларион (тогда еще архиепископ) о брюках:
http://www.patriarchia.ru/db/text/963846.html

Димитрий 2924 июля 2014, 23:55
Мир вам братия и сестры.
Благодарствую батюшка за статью, актуальна тема благочестия на всё время века сего.
Скажите пожалуйста люди: - "Бытие определяет сознание, или сознание определяет бытие?", "Не по одёжке ли встречают?", "Не по плодам ли деревья различают, а цветы по соцветиям?", "Форма определяет содержание, или содержание форму?". Может нужно напомнить, что Храм Божий Домом молитвы нарекается?, в котором, предстоит сам Господь, Царица Небесная и стоят святые Ангелы? Хотелось бы посмотреть на того, кто дерзнёт прийти на приём к земному Царю в чём попало и как попало (развязно), а к Небесному Царю являются позволяя всё что на ум взбредёт.
"Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих, и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным." - из богослужения Великой Субботы. Не слышна и не видна плоть должна быть, всё внимание естества нужно устремить к Богу. "Имейте горе сердца!" - возглас священнослужащего. И в такой момент взор устремляется на согнутую в поклоне впереди близко стоящую "благочестивую" женскую особу,что возникает соблазн поддать ей, чтоб до самого амвона на коленях проползла, да memento mori — «помни о смерти» останавливает. Не просто так веками традиции складываются. Горе тому, через кого соблазны приходят (см. Лк. 17: 1).
Господи, вразуми неразумных, спаси и помилуй хотящих быть в правде и истине благочестивых. Аминь.
23 июля 2014, 02:10
Как сказал архимандрит Амвросий Юрасов,когда,допутим, смотрим новости и там показывают,что у кого-то бедствия,то не надо просто смотреть,а лучше сказать:"Господи,помоги этим людям".Может там революция где-то или пищи не хватает или другое.И как-то пришла мысль,что когда стоят женщины в храме в брюках и их просто осуждать стоять сзади,то какой толк?А если помолиться,например:"Господи,помоги этим женщинам купить красивые юбки,чтобы они с удовольствием ходили в них в храм",то это лучше,чем просто возмущаться.Ведь иногда женщине трудно найти в продаже нормальную приличную одежду,чтоб подходила для храма.
Михаил22 июля 2014, 17:42
Женщина, которая носит брюки проклята Богом, или не так? Или нет такого в правилах святых отцов? Там вроде говорилось о одежде противоположного пола, т.е перед Богом женщина в брюках, это как трансвестит. Как если бы жирный толстый дядя оделся бы школьницей, вот что это, примерно.
А раз она проклята, то и все дела её прокляты, верно? От пищи которую она приготовит, до дома в котором она живет или даже в гости приходит.
Я не верю, что можно игнорировать такие вещи, как правильная одежда и не нанести себе вреда.
Я не понимаю, как вы все это в себе совмещаете, это же нелепица просто. Не могу понять.
Объясните, почему батюшки осуждают гомосеков, а женщин в брюках не осуждают, разница тут ведь очень размыта походу. Ну вот мальчик оделся девочкой, но пока же с мальчиками не спит, значит ещё не содомлянин, так ведь? Хороший мальчик, давайте помолимся о нем, многая лета, чо.
Василий Н.10 мая 2014, 18:07
Ирина, я бы вам посоветовал не заставлять ваших дочерей носить только юбки. Ничего непристойного в джинсах нет.
А если женщины, особенно молодые, будут все время ходить в платках и балахонах (как некоторые предлагают)... Простите, но, на мой взгляд, такая одежда напрочь убивает всякую женственность.
Вот, кстати, по поводу одежды. Нашел фотографии из сирийского православного храма: http://www.alepporthodox.org/modules/slideshows/index.php?page=slideshows&op=display_slideshow_details&slideshow_id=339#
Или, может, сирийцы неправославные?

Еще раз простите.







Василий Н. 6 мая 2014, 01:04
Судя по отзывам читателей, скоро у нас начнут считать неправославными всех женщин, кто ходит в брюках (в которых лично я не вижу ничего непристойного) и не носит платок. Насчет постоянного ношения последнего как условия дарования благодати - это, однако, круто.
Простите.
ирина28 января 2014, 17:34
простите,вот меня мучает вопрос и в семье с мужем по этому поводу разногласия.мы живем в ереване у на на весь город два православных храма.проблема в том что наши старшие дочери (15,14 лет)никак не хотят одевать только юбки,они одевают и джинсы ,но с длинными широкими толстовками прикрывающими зад.
с ними в школе учится дочь нашего настоятеля она ходит и в джинсах и в коротких юбках,и дочь нашего другого батюшки тоже одевается как ей нравится.и наши девочки всегда ссылаются на них если мы что то хотим им объяснить.сама я брюки не одеваю ну может 2 или три раза в месяц если причина есть для этого,а вот как быть с дочками ума не приложу,если сами добровольно не хотят пойти на уступки и перестать носить брюки,ломать не хочу,с мужем спорить об это тоже не хочется,в приципе я с ним согласна.может посоветуете что?
НатальяК16 января 2014, 22:15
Платок на голове - это не вопрос послушания Церкви, это Воля Божия. Когда в начале воцерковления у меня стоял вопрос, носить его на улице или нет, шла вечером по улице в платке, и мне дали ясно понять, что в платке я защищена Благодатью Святого Духа. Когда будучи дома, не так давно, стала молиться без платка (он спал с головы, не заметила), указали (думаю Ангел-Хранитель), что без платка молиться нельзя. Тем более юбка должна быть заметно ниже колен. Да, трудно начинать носить платок постоянно и пристойные юбки. Но это условие дарования Благодати Святого Духа.
Любовь Павлоградская23 июля 2013, 18:00
нужно помнить, что "Форма дух бережет".
людмила 4 мая 2013, 20:40
Спаси Господи, батюшка, за статью! Во многом себя узнала - и насчет жесткости к другим, и насчет того, что ослабление в поведении по принципу "это все не суть важно" приводит к печальным последствиям. Особенно отношение к Причастию - начала злоупотреблять данным мне по снисхождению благословением.
Да, строгость к другим - беда, сопровождающая человека при начале стараний заставить себя проявлять признаки внешнего благочестия. Наверное, злость и даже бешенство по отношению к "не так" одетым в храме женщинам у меня просто вызвано завистью и своего рода обидой - вот, мне нельзя, а ей можно? Да и потом, конечно, во сто раз легче следить за тем, как кто одет, чем молиться. Наверное, это происходит и от непонимания сути всех этих правил. И, наверное,потому, что я только начала стараться вести себя благочестиво - надо, наверное, стараться долгие годы, чтобы это стало другой натурой, и тогда это вызывает внутреннюю перемену в человеке. Старые благочестивые женщины и матушки-монахини, с которыми я встречалась, отличались большой любовью и мягкостью, одна из них, когда упрекала мальчика-алтарника за поведение, делала это так мягко, с таким смирением и такой любовью, что от выслушивания ее упрека можно было скорее обрадоваться, и быть тронутым, чем обидеться :)
Василий31 марта 2013, 12:21
Если судить по старым фильмам - лучше всего женщины одевались в 60-е годы в СССР.
Василий20 марта 2013, 20:32
Простите, Василий-украинец, и что вы предлагаете? Продолжать выгонять из храма за брюки или отсутствие платка?
Василий Украинец 5 марта 2013, 23:44
Vasiliyu:

"Вообще-то женские брюки - они и есть женские..."

Смею Вам напомнить, что, да, женские брюки действительно существуют, но их носят,извините, под юбкой, это во-первых.
(по-украински они называются "штанци" - не путать со словом "штанишки")

Во-вторых, напомню Катерине, котрая пишет:
"Внешнее благочестие должно исходить из внутреннего",
что часто внутреннее благочестие созидается внешним. В психологии это называется интериоризация, а не только внешнее исходит из внутреннего (экстериоризация).

Иной женщине надеть на голову платок - достойный удивления по количкству прилагаемых усилий подвиг, а тем более какую-нибудь немодную вещицу - вот где высота душеспасительного страдания!!!


В-третьих, форма неразрывно связана с содержанием. Поэтому давайте не будем себя обманывать внутренним благочестием при внешней развязанности.

Благдарность отцу за своевременную статью!
максим 1 марта 2013, 20:01
юбки брюки, ноги. люди. честно скажите , вы понимаете, что конкретно читается из Евангелия. а как много священников своих прихожан хоть по именам знает. у кого есть возможность честно работать и вести богатую духовную жизнь имея двух детей. а много ли нас крещенных по утрам и вечерам вместе с женой и детьми молится. Кому вообще интересна жизнь души того , кто рядом стоит. можно сказать : каков поп , таков и приход. только , видать, все сложнее. Первая таки заповедь - возлюби Бога. Значит первый грех - фраза :"неинтересно" или : "некогда".
Игорь27 февраля 2013, 01:22
Ну не одеваться же нашим женщинам как мусульманкам, в самом деле.
Vasiliy26 февраля 2013, 23:06
Геннадию-либералу.

Вообще-то женские брюки - они и есть женские, и к мужской одежде не относятся.

Нонне.

Насчет того, что "брюками женщины вводят мужчин в соблазн" - а по-моему, это кому как. Кого-то больше вводят в соблазн открытые ноги (о чем уже тут упоминалось).

И вообще, что-то мы чересчур зациклились на "правильной" и "неправильной" одежде. Вот так и можно в конце концов зайти в крайность.
р.б.Сергий26 февраля 2013, 20:29
Для БОРИСА(2013-02-25|11:54)
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Простите меня за помысл совета, ибо Вы поступаете разумно, - Храм не место для детских игр. Молитва труждающихся Господу, тем паче соборная, требует внимания и благоговения. Помните лишь, что вы там, где сердце ваше, и вы то, чем вы наполняете его (сердце). Приучение детей, с младенчества, к внутреннему благочестию - одна из важнейших задач Богом установленной власти (родительской) над ними. В Вашем случае внешнее благочестие будет понятным для них (детей) способом понуждения обращения к Богу.
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
р.б.Сергий26 февраля 2013, 19:55
(продолжение)
Ни одно дело, слово или помысл наши не будут добрыми, если не являются средством видения собственной немощи, если не обращают нас к покаянию для обретения подобия Божия! Встретив согрешающего брата (сестру), дабы наше СТРЕМЛЕНИЕ К БЛАГОЧЕСТИЮ НЕ СТАЛО БЫ САМОЦЕЛЬЮ, не превратилось бы в духовную коросту фарисейского осуждения, необходимо прежде всего обратиться к Богу за Милостью для согрешающего, чтобы Всемогущий Господь молитвами сего грешника (грешницы) помиловал бы и нашу грешную душу. Ибо зачастую, согрешающий по неведению человек, особенно в Храме, гораздо ближе к Богу чем воцерковленный люд.
Братия и сестры, дабы спасение наше не было "как из огня" (без добрых дел), будем же прежде всего искать воли Божией на пути к Нему! Тогда не придется спешно опускать глаза и искать другого места для молитвы, когда сердце наше будет наполняться произволением Любви!
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
р.б.Сергий26 февраля 2013, 19:54
БРАТИЯ, ЛЮБОВЬ ПОКРЫВАЕТ ВСЕ!
Милосердный Господь заповедью: "возлюби ближнего своего, как самого себя" освещает нам путь к Нему, научает нас способам борьбы с нашими страстями (похотью очей, похотью тела и гордыни ума своего), дает возможность покаянием излечивать (очищать) падшее естество наше.
Премудрый Господь попускает лукавому искушать (экзаменовать) нас и в Храме, дабы омывая слезами покаяния наше духовное око мы научались смотреть глазами "нового" человека, а не "ветхого", дабы мы не осуждали как фарисеи молодую девушку, за короткую юбчонку и напомаженную бабулю за шляпку и брюки, ибо встретив их в Храме наше сердце должно было бы наполниться радостью о возвращении "блудной" дочери (сына) в Дом Отца нашего!
Всеведущий Господь видя произволение Любви в сердце нашем, видя нашу отверженность воли и правды своей ради заботы о ближнем подаст нам силу и знание (видение) того, что и как потребно делать для спасения его души.
(продолжение следует)
Вячеслав26 февраля 2013, 17:09
Как-то сказал ученик старцу, который строго подвизался в посте и других внешних подвигах: Отче, говорят, что строгое подвижничество приводит к гордости. Старец ответил: Если будем так думать, то ни леность ли и нерадение приводит в преуспеяние.
К М В26 февраля 2013, 12:21
Спасибо за слова отче. Не знаю благочестив внешне или внутренне. Бог ведает. Но вот хочется заходя в храм перекреститься и поклон положить и к иконе подойти. Не знаю почему но хочется. И когда за руль сажусь тоже крестное знамение и слова:"Господи помилуй, Господи благослови". Может и фарисейство, или магизм, или мракобесие, но перед тем как картошку, помидоры и т.д. садить - водой святой окропим да "Царю Небесный" споем. Раньше то же стеснялся, что ли. А теперь как то и все равно, что там и кто подумает. Как говориться "Всем, мил не будешь".
Могу и в храме подсказать, как стоять не надо (на Троицу, стоит парочка в обнимку, ну подошел шепнул на ушко, что мол "паренек успеешь еще полюбовничать, здесь то ты к Богу пришел" и подействовало же.).
Виталий Я-ЗА26 февраля 2013, 06:10
просто человек писал (писала):
"для Василия
А красивые женские ноги в метро на эскалаторе не вызывают у вас аналогичных эмоций? Если вызывают, то проблема не в красивых женских ногах, а в вашем внутреннем устроении.

... Так что ж мне теперь и в церковь не ходить?"

Проблема в нашем, вашем, человеческом устроении. Пал человек, далек он от мира ангельского, бесовскому близок. Святые отцы афонские удалились от женского присутствия. Очевидно практический опыт их со всей несомненной силой и яркостью свидетельствовал и свидетельствует им о данном факте (удобопреклонности падшей человеческой природы ко греху).
Правило церковное (как афонцы на свою службу удалились на свою половину Храма - Афон; так и нам следует во время службы: женщины должны удалиться налево, а мужчины - направо) нам, как правилО (приспособление, которое приставляют для распрямления), хоть оно средство внешнее, но способствует исправлению внутреннему, хотя бы на время беседы с Ним.
Есть еще в храме окна в мир Горний, неотступно, неотрывно взирая в которые, можно не видеть и рук священника.
Василий26 февраля 2013, 02:33
Мне кажется, часть комментаторов была бы не против, чтобы короткие юбки и женские брюки вообще запретили. А то и ввели бы официально (не только для посещения храма) такую одежду, как на первых двух фотографиях.
Хотя, возможно, я ошибаюсь.
НАДЕЖДА25 февраля 2013, 21:44
Топила печку и попалась картинка буддийского храма с нашими русскими путешественниками,снятыми в момент,когда они снимают обувь задолго до входа в этот храм.Очевидно,никто из них и не помышлял пройти обутым,да ему бы и буддисты не дали.А у нас можно все;без платка,в штанах,в шортах и т.д.Но самое страшное то,что к Чаше идут,поклона не сделав.
просто человек25 февраля 2013, 14:07
для Василия
А красивые женские ноги в метро на эскалаторе не вызывают у вас аналогичных эмоций? Если вызывают, то проблема не в красивых женских ногах, а в вашем внутреннем устроении. И в метро и в церкви красивые женские ноги - чужие, не ваши, чужой жены, чужого мужа. С собой разберитесь.
Вот, например, я не могу скрыть своего восхищения (внутреннего) при виде красивых сильных мужских рук. Так что ж мне теперь и в церковь не ходить?
татьяна25 февраля 2013, 13:06
А как священник может быть более мягким в вопросах Причастия, например? Разрешить людям совсем не поститься, не пойти на вечернюю службу, не вычитывать каноны? Дааа, тогда у такого священника будет огромный приход, люди будут хвалить его, но не попахивает это обновленческой ересью и Причастие будет во осуждение, т.е. в грех
Борис25 февраля 2013, 11:54
Спасибо огромное за Вашу статью, прочитал с огромным интересом. Ходим в храм с маленьким, но очень ативным ребенком (2,5 года, спокойно сидит на руках первые минут 10-15), стоять службу с начала и до конца не рискую, так как скорее всего эта служба надолго запомнится и нам с женой и всем молящимся, поэтому приходим для причастя непосредственно к выносу чаши. Получается, что сами тоже причащаемся не выстояв службу. С исповедью ситуация похожая, на вечерней службе тоже постоять не получается. Всей душой хочется быть на службе от начала до конца, но действительно с маленькими детьми это сложно реализовать. Вопрос: как определить границы необходимого присутствия на службе для причастия в такой ситуации, какая практика посещения церкви с детьми (особенно с несколькими малышами)? Отношу себя к воцерквляющимся, поэтому прошу прощенья если что-то не так спросил. Просто именно на эту тему ничего конкретного на православных ресурсов не вижу, а вопрос очень актуален для многих семей, предлагаю поднять эту тему на сайте. Или может кто-то подскажет где посмотреть можно. Заранее благодарю.
С уважением, Борис.
Наталья25 февраля 2013, 10:53
Согласна с автором, что и внешнее содержание христианина должно соответствовать его положению. Но есть одна трудность. Вот моя молодая дочь хочет ходить в храм в юбке, но не в мини и не до пят, а в такой приличной юбке до середины икры. Представьте, что их нигде нет в продаже. Я сама уже не молодая женщина. Очень хочу ходить в юбках, зимой конечно они должны быть теплые, но таких практически не купить, чтобы подобрать по росту и размеру. Не шьют их. Брюк пожалуйста сколько угодно. Конечно, если потратить много времени и денег можно одну приобрести. Вот и поэтому многие не носят.
Летом другое дело. Носим юбки, потому что летние бывают в продаже.
Виталий Я-ЗА25 февраля 2013, 06:35
Василий писал:
"То как мы одеваемся и как себя ведем в храме это не просто признак внешнего благочестия. Вот вам пример: у нас в приходе есть одна женщина, всегда заходит в юбке до колен
... Ну какая тут молитва?! Конечно стараюсь не вертеть башкой, только всего лишь одного взгляда хватает чтобы выбить из молитвы на десяток минут. Сами знаете как трудно собрать мысли и следить за службой даже если рядом никого.
И сказать ничего не могу, она ведь как любой из нас пришла помолиться, а я ей - про длину юбки? А у меня в голове следующие пятнадцать минут уже совсем не молитвенные настроения. Понятное дело - с годами это конечно же пройдет."

Василий, Святой Афон закрыт для женщин неспроста. А Вы говорите "с годами пройдет". Не кажется, что обольщаетесь? Уж найдите способ. В другое место встаньте. Или если случается исповедоваться, скажите священнику, каюсь в таком-то грехе, может что посоветует или сам сообразит как исправить.
Бог в помощь.
Дионисий25 февраля 2013, 00:04
Статья отличная! Отец игумен как всегда о злобе дня и ничего лишнего, отсебятины, не пишет! Всегда с удовольствием читаю его статьи.
Геннадию-либералу: Уважаемый, в храме, на Литургии тем паче, надо не на женщин/мужчин в их одеяниях пялиться, а молиться! Статья именно о внешнем благочестии, заметьте! И подумайте о своих "сучкАх"...
Эльвира24 февраля 2013, 21:14
Полностью согласна с Анатолием. Атмосфера и поведение прихожан в храме напрямую зависит от отца-настоятеля и священников, естественно и их матушек. Если матушка пренебрегает элементарными правилами нахождения в храме женщин, то прихожанки пойдут по пути реформирования и дальше матушки. Самое интересное, что мужчины молча снимают головные уборы, никогда я не слышала, чтобы мужчина возмутился в ответ на просьбу снять шапку, зато от женщины чего только не наслушаешься.
Доброго здоровья отцу Нектарию, он всегда пишет взвешено и очень точно.
С уважением, Эльвира
Алексей24 февраля 2013, 20:47
Согласен.
Геннадий-либерал24 февраля 2013, 19:11
Батюшка, по моему Вы и сегодня остались верны своему терпению: мое же мнение - православная женщина не может одеть мужскую одежду, разве что в случае выбора своей погибели ради ближнего.
Я в силу личного опыта имею представление - нет никакого "внешнего благочестия" - какой ты внутри, такой и снаружи. Допущения типа: "я вот сейчас по обстоятельствам оденусь как мужчина (мысль женщины) / как женщина (мысль мужчины), а когда пойду в Храм то приведу в себя в порядок...если успею", это мышление человека прежде всего лукавого и развращенного (может быть шизофреника). Православный человек призван к целомудрию и святости, а как же облечься в святость поверх одежды противоположного пола?
Я постоянно на Литургии сталкиваюсь с прямо физическим отвращением в момент неожиданного появления рядом со мной существа, судя по всему женского пола, одетого в мужскую одежду, особенно это мерзко в случае явно пожилого возраста субъекта. Конечно, я понимаю невозможность такого восприятия присутствия сестры в Храме - усиливаешь молитву, однако все равно чувствуешь вину, но и сказать себе: "это не важно и не главное, мы вне закона" не получается. Такую реакцию я вижу и у других мужчин: отводят глаза, отходят в сторону...
Женщины, нежели Вы не понимаете, что так нельзя: представте себе, что в Храме будут стоять мужчины, одетые в женскую одежду. Неужели Вы не боитесь проклятия самого Бога?
Василий24 февраля 2013, 16:22
Муразову.

Имеется ввиду, что не должно быть крена в сторону какого-то одного из этих видов благочестия.

P.S. Полностью согласен с Лизой (2013-02-23, 03:16).
Ирина, Киев24 февраля 2013, 11:42
Дорогой отец Нектарий, благословите!
Как созвучно моему сердцу - спасибо !
Катерина24 февраля 2013, 00:39
Внешнее благочестие должно исходить из внутреннего. Если нет внутреннего, то не нужно надевать благочестивую маску так как получается лицемерие, а лицемерие - ложь. Господу нужны мы настоящие, а не приукрашенные. Ему нужен наш рост, наше возрастание, наша "настоящесть". Ему нужен наш подвиг, наше усердие, наше прилежание благочестию. Он ждет, чтобы мы были искренними с Ним всегда - и среди людей, и в одиночестве.

Внешнее благочестие укрепляет гордыню когда оно зиждется на том, чего в человеке нет. В жизни христианина есть тихие моменты - моменты отдыха и бурные - моменты подвигов. Одно сменяется другим. Когда мы преуспеваем, то преуспеваем потому, что Господь рядом и мы близки с Ним, а не потому, что нам удается делать это своими силами. Мы должны врасти в благочестивую жизнь настоящего христианина, а на это уходит очень много лет, даже вся жизнью, о каком внешнем благочестии вообще может идти речь? Есть место подвигов, подвижничества длинною в жизнь по силам, а внешним благочестием только обманываем себя и других, но не Бога.
Светлана23 февраля 2013, 23:42
Спаси Бог за такие искренние слова!!! Помоги нам всем Господь!!
Василий23 февраля 2013, 22:48
То как мы одеваемся и как себя ведем в храме ето не просто признак внешнего благочестия. Вот вам пример: у нас в приходе есть одна женщина, всегда заходит в юбке до колен на ногах туфли на высоких каблуках и всегда становится там где свободнее, то есть впереди и как правило справа. Я всегда прихожу раньше и получается что она неизменно становится передо мной. Что происходит потом - мои глаза сами периодически выворачиваются в сторону ее красивых ног. Ну какая тут молитва?! Конечно стараюсь не вертеть башкой, только всего лишь одного взгляда хватает чтобы выбить из молитвы на десяток минут. Сами знаете как трудно собрать мысли и следить за службой даже если рядом никого.
И сказать ничего не могу, она ведь как любой из нас пришла помолиться, а я ей - про длину юбки? А у меня в голове следующие пятнадцать минут уже совсем не молитвенные настроения. Понятное дело - с годами это конечно же пройдет.
Н23 февраля 2013, 20:36
Спасибо большое, какая чудесная статья!
Елена23 февраля 2013, 14:06
Благодарю, о. Нектарий. Как будто груз с плеч свалился. А то в последнее время все чаще и чаще слышишь (причем не от прихожан, а от священников да еще всеми уважаемых) слова, оправдывающие обычную лень, распущенность, гордыню, нежелание человека сделать над собой усилие и непонимание того, что это усилие - ради Христа и ради нашего же спасения. Сейчас такое время, когда строгость к себе особенно нужна, и об этом надо напоминать как можно чаще, а мы, наоборот, жалеем и бережем свою плоть и усыпляем душу. Много чего еще хотелось бы написать, но уж и так много - простите за многословие.
Татьяна23 февраля 2013, 12:49
Очень признательна Вам за своевременную статью.
Лиза23 февраля 2013, 03:16
Дорогие, ну причем тут юбки? Должно быть внешне приятно на человека смотреть, чтобы лицо у него ( нее) было не угрюмое, не как у служащих на почте ( простите, если обидела, это для примера). Лицо открытое, доброе- вот чего вновь пришедшим в храм нужно от опытных прихожан, тогда и потянутся с вопросами, даже просьбами. Так было, одна незнакомая мне ранее девушка стала крестной моему ребенку, потому что у нее светлое лицо. Да, она ходит в юбке, и что? А другие тоже в юбках да еще каких - как " гробы крашеные". Простите, не обижайтесь
Elena22 февраля 2013, 23:23
Thank you very much.

I agree with everything you said. We face this problem in our church all the time. I am going to give this article to my friends.

God bless.

Elena
Елена.Украина22 февраля 2013, 21:45
Думается,что внешний вид и поведение человека всегда связано с тем,что у него внутри,в его сердце и уме. Можно,например,заставить человека одеть юбку до пят и платок,но это все равно не спасет,если нет внутреннего расположения к такому внешнему виду,если в душе - противостояние. И наоборот - целомудренная девушка никогда не оденет юбку выше колен - ее душа будет протестовать. Здесь нужно рассуждение,например,ходить в офис в юбке до пят и в платке - выставлять себя напоказ,выделяться среди всех,а ходить в таком виде в храм - нормальное явление. Действительно,золотая середина,Царский путь - это лучший выход. В жизни духовной и физической не должно быть крайностей,ни в одну,ни в другую сторону. И по мере духовного возрастания человека,ему самому уже не захочется одевать то,что не прилично православному христианину,и поступать так,как нельзя поступать человеку верующему. Главное - быть самим собой,не лицемерить перед Господом и людьми во внешнем благочестии,а тем более - во внутренней жизни души. Спаси Господь,статья нужная,актуальная.
Нонна22 февраля 2013, 21:37
Спаси, Вас Господи! По мере моего воцерковления и отношение к внешнему стало меняться. Мне не хочется ходить в джинсах и брюках. Красивую одежду, особенно в храм, я тщательно стала подбирать. Даже появились цветовые комплекты, на Богородичные праздники что- то сине- голубое, а на преподобных- зеленое. На работе коллегам нравится, а еще недавно меня критиковали за несуразность в одежде. Было удивительным услышать, что я стильной стала, а я просто нашла во внешнем то, что называют добротность. Пусть, люди, которые знают меня и знают, что я хожу в церковь видят во мне современную женщину по виду и благочестивую по духу. Это и призыв к тому, чтобы и они так же следовали. Платок я полюбила настолько, что не представляю себя без него даже и вне церкви. Конечно, на все нужно время, чтобы до этого самостоятельно дойти. Кто говорит, что в брюках удобнее, не знают, что своим видом они подталкивают мужчин на греховные помыслы. Кстати, после посещения восточных стран, я поняла преимущество закрытой одежды. Становишься, по- настоящему, свободной.
р.б.Сергий 22 февраля 2013, 21:25
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Наталье(2013-02-22/14:24): То, что вас пугает в других, есть страх Божий, смиряйтесь...
Таисии(2013-02-22/13:43): Господь не награждает дважды одним и тем же даром...
Нате(2013-02-22/13:40): Мир лежит во зле, и похоть наших очей никуда не делась. Терпите и молитесь за делающих беззаконие, не осуждайте... Господь отдал на заклание Сына своего единородного не ради праведников, но и ради грешников...
Валентине(2013-02-22/13:40): Не стремление к удобствам, а собственная воля (неразумие) нашего падшего естества "погубит и нас и наш мир". Наши смертность, тленность и более всего страстность наполняют время, отведенное нам на покаяние стремлением к удовольствиям и комфорту. Борясь лишь с симптомами болезни, не устраните причину...
Ксении(2013-02-22/13:21): Отче наш... остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим...
Сергию(2013-02-22/13:06): Брат, твое радение о чистоте помыслов так же грешит самомнением, как и мой комментарий, но невзирая на климат, арбузы, чтобы они выросли сладкими, должно выращивать среди арбузов, а не среди кабачков и дынь. Имеющий уши да услышит, имеющий око да увидит...
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Муразов22 февраля 2013, 21:17
Комментаторы активно предлагают искать золотую середину.
Вопрос - между чем и чем середину?
Между неблагочестием и благочестием? Между фарисейством и благочестием? Между неблагочестием и фарисейством?...
Думаю, о. Нектарий призывает к другому, являть ...Пример благочестия. Внутреннего и внешнего, связанных друг с другом неразрывно.
Наталья22 февраля 2013, 21:14
Не надо закрывать двери храма перед теми, кто пришел по зову сердца и не прочел всего того, что мы умеем цитировать. В этом году ряды православия уже не пополнило около 2 процентов. Они пополнили ряды других конфессий. Кстати, неверующих, по статистике, стало меньше. Апокалипсис, извините, это дело рук человеческих. И нам всегда кажется, что чьих-кто, но не наших. А вдруг ошибаемся((.
р.Божия Ольга22 февраля 2013, 21:12
Спаси Господи
спасибо за эту поучительную статью, многие моменты просто берут за душу ...Можно сотню доводов привести в пользу того, что «все это на самом деле неважно», а можно — принять то, что для Церкви всегда было нормой, правилом, и смириться...Впрочем, ключевое здесь — «строгость к себе», а не к окружающим...
Помогай вам Господи ,игумен Нектарий , всегда читаю ваши статьи и всегда нахожу в них много полезного, душеспасительного ,
всех нас вразумлет Господь и все мы в глубине души знаем что нам нужно и что полезно .Ещё раз спасибо
Инна22 февраля 2013, 20:34
Спаси Господи!
р.б.Сергий22 февраля 2013, 20:12
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
"Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь."(2,Пет.,3-7)
Человек, будь он мирянин или монах, исполняя заповедь Божию: "возлюби ближнего своего, как самого себя", восходя духовно претерпевает и различные степени благочестия, ибо "Дух творит себе форму"...
"Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа."(2,Пет.,8)
Наше внешнее благочестие не имеет никакого значения, когда наше внутреннее устремление наполнено Любовью к тому, кто привлекает наше внимание, когда мы отвергаемся собственной воли и собственной правды, когда мы ищем правды Божией в отношении предмета нашего внимания!
Низкий поклон и благодарение отцу Нектарию за заботу о произволении нашего "падшего естества".
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Артем22 февраля 2013, 20:11
Спасибо за статью очень интересная,но слова насчет поста перед причастиям вызывают некоторые вопросы ,скажите пожалуйста как можно причащаться каждый день или хотя бы каждую неделю если перед причастием надо обязательно держать пост или что мы будем исповедовать каждый день? Монах понятно каждый день должен открывать свои помыслы духовному наставнику, а как быть мирянину?
И как это согласуется с ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
ПРАВИЛО 9
Всех верных, входящих в церковь и Писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного

и с ПРАВИЛА АНТИОХИЙСКОГО СОБОРА
ПРАВИЛО 2
Все, входящие в церковь, и слушающие Священные Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святой Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедуются, окажут плоды покаяния, и будут просить прощения, и таким образом возмогут получить оное.
Это не в коей мере не значит что я требую не исповедоваться и не постится перед причастием до того как этот вопрос исследует Священный Синод и вынесет соответствующие решение . Если Священный Синод примет решение надо постится и исповедоваться ,значит я считаю что это надо делать ,какие бы вопросы при этом не возникали,а если нет то нет.
Простите если мои высказывания кажутся дерзкими ,но поймите я всего лишь высказываю свое личное мнение.
надежда22 февраля 2013, 19:48
Спаси Господи за эту статью! правильная статья. и пусть "широкий круг читателей" вспомнит, до чего "докатились"католики, отказавшись от определенных внешних правил, уйдя в протестантизм, а потом - и в сектантство... уход от смирения- потакание гордыне... а дальше - страшно и подумать...
Николай22 февраля 2013, 18:08
Очень правильная и взвешенная статья. Внешнее и внутреннее благочестие должны быть связаны воедино, внешнее должно отражать внутреннее, и, в свою очередь, стимулировать его рост (об этом и в духовной литературе пишется: "спящее" внутреннее можно пробудить внешним). Действительно, нужна золотая середина. А у каждого она своя, в меру духовного возраста. И не нужно пугаться "взрослости" ближнего, а тем более ее осуждать. Пугать внешнее благочестие может тогда, когда за ним не стоит благочестия внутреннего, когда нет в душе человека главного - любви. А это всегда заметно.
Что же касается отказа от внешнего, позвольте привести анекдот:
Встретились два монаха из разных монастырей. "Как часто вы молитесь?" - спросил один. "У нас предусмотрено пять молитв в день," - ответил другой, - "но одна из них необязательная, и все молятся четыре раза. А как у вас?". "А у нас все молитвы необязательные..."
Никита22 февраля 2013, 17:58
Отец Нектарий, спасибо за хорошую и как всегда взвешенную статью! Всё довольно точно нарисовано! Я бы ещё сюда добавил два пункта - не для наставления, а для размышления: бороды у батюшек и юбки у женщин - в современном мире это в особенности наша, русская традиция, во многих других восточных церквях (как Греция, Сербия) это не является традицией. Второе: среди молодёжи иногда встречается такой, скажем, типаж верующих, которые во всём стараются не отставать от своих неверующих собратьев, не хотят сдавать позиции ни в умении развлекаться, ни в умении заработать побольше и прочая. И при этом часть их жизни, скажем так, самовыражения - то, что они православные, участвуют в Таинствах Церкви - может быть, я просто описал другими словами то, о чём вы пишите в статье... Но хотелось бы подробнее о таком типе людей раскрыть, если вы понимаете, о чём я. Мои слова, повторяю, не несут в себе морали, только для поддержания (виртуальной) беседы с автором.
Галина22 февраля 2013, 17:29
"... пока мы не растеряли окончательно того, что у нас есть."
сможем ли сберечь ...эти остаточки ?
Большое спасибо Вам за статью,как всегда близка и понятна. Храни Вас,Господь !
Лариса22 февраля 2013, 17:21
Статья очень актуальна.
Внешние нарочитые проявления "благочестия" отталкивающи, но они хорошо заметны, и довольно скоро даже новоначальный понимает, что к чему.
А отсутствие строгости к себе, потакание своему стремлению к комфорту приводит к внутренней расслабленности.
Нежелание же слушать советы Церкви приведет рано или поздно к плачевным результатам.
Марина.22 февраля 2013, 16:39
Спасибо за статью,Батюшка.Без понуждения - нет спасения.
Последнее время только и слышишь,нужны ли посты, нужны ли правила и т.д.Вроде как уже сомневаемся в том, что веками копилось. Как хочется научиться, не осуждая внутри,праведно жить.
Екатерина Домбровская22 февраля 2013, 15:41

Не кажется ли Вам, Ваше преподобие, что Вы несколько неоднородно и неосторожно смешали очень разные вещи.
"На протяжении целого ряда лет то и дело можно было слышать: «Платок на голове не главное. И короткая юбка не беда! Если пришел в гости постом, ешь, что дают, не обижай хозяев? и т.д.".
Да, тут на первый взгляд, тонкости, но в этих-то тонкостях и есть все главное, чему надо учиться людям. Даже в статьях нельзя насильственно формализовывать духовные проявления.Есть в гостях, что дали - об этом говорит вся святоотчесекая литература и практика наших благочестивых отцов.Короткая юбка - неприемлема однозначно.

В статье, к сожалению, смешались причины и следствия, в противопоставление внешнего благочестия внутреннему оказалось формальным и чреватым для общего смысла и духа статьи. Не ослабление внешних сторон благочестия причиной нынешнего поведения людей в Церкви, а издержки миссионерства и ложная практика неподготовленной плеяды молодых священников, которые зачастую не имеют сами этого "внутреннего", а потому и научить прихожан ему не умеют.
Тема внутреннего и внешнего благочестия - вечная и нужнейшая.Но она требует обозначения прежде всего сакральной связи между тем и другим. А этого у Вас в статье нет.
Простите. Вы замечательно пишете и мотивы у Вас понятные и пафос душа принимает. Но исполнение, увы, немного отстает. Прошу Ваших молитв.
Мария 22 февраля 2013, 15:39
Спаси Вас Господи! Все правильно сказали. Хорошая статья.
Анастасия22 февраля 2013, 15:20
Отче, спаси Вас Господь! Как назидает и помогает Ваш труд!
Василий22 февраля 2013, 14:47
Нужна золотая середина, однозначно.
А первые две фотографии, как лично мне кажется, тут излишни.
Наталья22 февраля 2013, 14:24
Нарочитым внешним "благочестием"и особой лексикой миногие специально выделяют себя. А"деланное" просветление на лице?-так это самая любимая маска прихожан, наверное, всех храмов.... Только вот дома они совсем другие. По мне, так лучше видеть рядом просто добрых людей. И не важно какой длинны юбка. Обратите внимание, как многие из нас поздравляют кого-либо с церковным праздником. Один из вариантов:"С праздником тебя, православная" и с блеском глаз ждут ответ: а знает ли она, (он), с каким празником поздравил))). А ведь можно начать с рассказа о том, что за праздник. И пожелать того, что так необходимо человеку в этот момент для укрепления силы духа. Благочестие внешнее важно, но оно пугает, по крайней мере меня) С любовью о Господе, Наталья
Анна22 февраля 2013, 13:58
Спасибо за статью! Да, согласны, все правильно.
Ольга СПб22 февраля 2013, 13:46
Замечательная статья, спасибо! Нашла чёткие,грамотные разъяснения на возникшие недавно вопросы.
Таисия22 февраля 2013, 13:43
Спаси Господи Вас, Батюшка! Стараюсь не пропускать ни одну Вашу статью. Рассудительность действительно одна из лучших добродетелей. Да наградит Вас ею Господь!
Нат22 февраля 2013, 13:40
Ведь на праздник мы ходим, одеваясь по-праздничному, а на работу - по деловому. Это помогает верно настроиться на нужный лад. Создать настроение. Нормальный человек не пойдет в театр в замасленной робе, в которой работал в гараже. Потому что своим видом мы себе и другим создаем определенный настрой. Вот и опрос, какой мерзопакостный настрой мы создаем, одеваясь в модную одежду, открывающую, обтягивающую все, что можно и нельзя(
Валентина22 февраля 2013, 13:40
Спасибо Вам.

Стремление к удобству, в конце концов погубит и нас и наш мир, т.к. ради него мы на многое готовы пойти. Надо стараться сохранять веками созданные традиции, даже если не видно на первый взгляд смысла в этом. Без принятия этих традиций нет возможности для духовного роста, нет роста значит...


Константин22 февраля 2013, 13:38
Да! Что правда то правда. Строгости к себе нет. А самомнение огромно.
Ксения22 февраля 2013, 13:21
Спаси Вас Господи за замечательную статью. Полностью с Вами согласна, пережив укорения в фарисействе на собственном опыте. Просто по словам апостола Павла у каждого своя мера: кто-то ест любые пряники в пост, кто-то читает состав. От этого никто ближе или дальше к Господу не становится, но проблема возникает когда тебя вынуждают идти на сделку с совестью даже в малом. ЭТОГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ! "Верен в малом над многим будет поставлен". Что движет тем, кто не хочет казаться фарисеем?....Тщеславие! А тем кто насмехается над якобы фарисеем?....Зависть!
Екатерина22 февраля 2013, 13:16
Наша задача - находить золотую середину. Это не всегда просто.
Сергий22 февраля 2013, 13:06
Сразу очевидна благодатная истина расцветающая в личных качествах конкретного человека - Игумена Нектария.
Помогай Вам Господь!
Пожелание наполнителям сайта - больше статей размещать с авторством пастырей и строже относится к редактированию статей мирян. По комментариям заметно, что невольно мы соблазняем читателей разномыслием, являющемся следствием личного восприятия автора. Здесь нужно нести истину людям, а не развлекать их "творческую мысль" пищей мнений. Патриарх просил в таком ключе, давайте послушаемся.
Личная просьба - ввести рубрику "Толкование Евангелия на каждый день" начиная с воскресных.
Мария22 февраля 2013, 12:54
Спасибо за статью. В последнее время действительно проблемой в Церкви стало не благочестие внешнее, а старательное избавление от него. Мы стараемся вроде бы переключить внимание с формы на содержание, через избавление от формы, но ведь и содержание без формы не устоит.
Анна22 февраля 2013, 12:53
Прямо о наболевшем! В точку! Спаси Господь.
Игорь22 февраля 2013, 12:21
Во внешнем благочестии ничего плохого нет, плохо когда кроме внешнего благочестия ничего нет
Олександр22 февраля 2013, 12:07
Царский путь: Золотая середина і даже во внешнем благочестии, крайности всегда негативно сказуются на духовной жизни человека. Поэтому мне кажется сегодня задача пастырей стоит в том что бы приблизить паству к подлинному пониманию всех действий в Церкви и даже внешних.И главное уметь когда надо для человека указать главное не забывая о второстепенном!
Анатолий22 февраля 2013, 12:03
Очень важная тема затронута. К сожалению никогда не слышал проповеди священника на эту тему. Один раз правда чтец зачитал главу 11 Первого послания к Коринфянам святого апостола Павла. Похоже настоятель благословил. Видимо не выдержал, что в храме присутствует женщина с непокрытой головой. Затем дьякон очень деликатно пытался увещевать эту же женщину. Их труды не остались незамеченными и не пропали даром.
А вот в другом храме примерно половина женщин голову не покрывает. И пример им показывает жена настоятеля.
Когда вижу в храме женщину с непокрытой головой вспоминаю из Откровение Иоанна Богослова такие слова: "По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; ... лица же ее – как лица человеческие; и волосы у ней – как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов."
При чтении этой статьи опять приходит на ум "Апокалипсис", а именно:
"знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих."
Как мне думается, автор проводит мысль,что одновременно с уходом внешнего благочестия в души христиан приходит внутренняя теплохладность. Слова о Лаодикийской церкви являются предупреждением для нас.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×