Апостол Петр: все дороги ведут в Рим

Часть 3-я


СкачатьMP3
(MP3 файл. Продолжительность 14:00 мин. Размер 6.8 Mb)

1893 год. Польский писатель Генрик Сенкевич и его молодая жена Мария путешествуют по Италии. Сенкевич обдумывает роман о пребывании в Риме апостола Петра и об основании им христианской общины в столице империи. Ему уже ясен замысел; есть сюжет, герои, но… чего-то не хватает. Нужен какой-то непосредственный отправной пункт. Прежде супруги Сенкевич посетили собор святого Петра и базилику Сан-Пьетро-ин-Винколи, но писатель не нашел там того, чего искал. Сегодня они отправились в южный пригород Рима, в катакомбы святого Каллиста.

– Видишь эти зеленые холмы, Марыся? Под ними находятся древние катакомбы. Первые христиане углубили их и использовали для захоронения мучеников, казненных в Риме. Никто точно не знает размер и сложность получившегося лабиринта.

– Чем же провинились христиане перед Римом? Не могу поверить, что их истребляли просто так. Дыма без огня не бывает.

– О, да, дорогая, все началось именно с дыма, окутавшего столицу мира, – отвечает Сенкевич, – и с огня, охватившего город в ночь на 19 июля 64 года…

Семирадский Г.И. Светочи христианства (Факелы Нерона)
Семирадский Г.И. Светочи христианства (Факелы Нерона)
Великий пожар Рима начался в лавках, расположенных с юго-восточной стороны Большого цирка. К утру пламенем была охвачена большая часть города. Бедствие продолжалось шесть дней и семь ночей, опустошив десять из четырнадцати кварталов города. Счету погибшим в огне не было числа.

– По-моему, Генрик, прежде я уже читала об этом у Светония. Нерон мнил себя великим поэтом, собирался описать в стихах гибель Трои и в поисках вдохновения повелел поджечь Рим. Сам император наблюдал за огнем с безопасного расстояния, одетый в театральный костюм и с лирой в руках.

– Кто знает, Марыся? Во всяком случае, многие обвиняли в пожаре именно его. Посмотри, что пишет Тацит: «И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых. Он предал изощреннейшим казням тех, кого толпа называла христианами. Их облачали в шкуры диких зверей, чтобы отдать на растерзание львам, распинали на крестах, привязывали к столбам и поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады…»

– Я видела это! Знаешь, Генрик, четыре года назад я была в Кракове и видела в Национальном музее большую картину художника Семирадского. На картине изображен сад перед Золотым дворцом Нерона в преддверии чудовищной театрализованной оргии. Слева, около дворца и на его ступенях, расположились многочисленные зрители во главе с императором. В красочной толпе – сенаторы и полководцы, философы и музыканты, игроки в кости, танцовщицы и гетеры. В правой части картины изображены последние приготовления к казни. Христиане привязаны к шестам и обмотаны коконами из просмоленной соломы. Рабы запаляют огненные факелы, и один из них уже поднимается по лестнице, готовый поджечь первого несчастного – старика с белой бородой. На раме картины было написано: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

– Семирадский изобразил факелы, устроенные Нероном из живых людей. Сгорая в страшных мучениях, они осветили самую безобразную оргию Рима и в то же время распространили по миру свет учения Христа. Поэтому картину художник назвал «Факелы Нерона, или Светочи христианства».

Посетив катакомбы святого Каллиста, супруги Сенкевич возвращаются в Рим по Старой Аппиевой дороге. Писатель сидит с правой стороны экипажа. Неожиданно его задумчивый взор падает на небольшую белую церковь, отмеченную геральдическим щитом с изображением трех пчел – гербом аристократического семейства Барберини.

– Странно. Я ездил по Аппиевой дороге не раз, но прежде не замечал этой церкви. Марыся, ты не знаешь ее названия?

– И это у меня спрашивает пан великий писатель? Возможно, этот храм – единственный в мире с посвящением-вопросом: «Domine, quo vadis?» или «Камо грядеши?», что означает: «Куда идешь, Господи?» Кажется, Ориген первым записал эту историю из Священного Предания. Апостол Петр, спасаясь от преследования Нерона, уходил из Рима и на рассвете в этом самом месте увидел Спасителя, идущего к Вечному городу…

Радуясь возможности поучить чему-то знаменитого писателя, Мария продолжила свой рассказ, указывая на аккуратно выложенную дорожку в центре храма, символически изображающую Аппиеву дорогу. Но Сенкевич уже не слышал жены. Он задумчиво осматривал изображения, украшающие стены церкви слева и справа от него: на одном – бегущий из Рима святой Петр, напротив – являющийся ему Спаситель. Мощная волна вдохновения уносила писателя в Рим 67 года от Рождества Христова…

***

– Мир тебе, учитель! Я принес грозную весть с Палатина. Император узнал, что вы с Павлом из Тарса пережили гонения и находитесь в столице. Он приказал найти вас и бросить в Мамертинскую тюрьму. Сейчас отряды преторианцев обыскивают все дома в Заречье.

– Отче, пусть завтра на рассвете Назарий выведет тебя из города к Альбанской горе. Там мы тебя встретим и заберем в Анций, где нас ждет корабль, чтобы повезти в Неаполис и на Сицилию.

– Скройся, пастырь наш, ведь в Риме тебе не уцелеть. Сохрани живое слово истины, дабы не исчезла она вместе с нами и с тобою. Послушайся нас, просим тебя как отца!

Апостол качал головой, однако он не говорил, что не покинет Рима, и сам колебался, потому что уже давно в его душе поселилось сомнение, даже тревога. Паства рассеяна, дело погибло, Церковь, которая до пожара возросла могучим древом, обращена в прах властью Зверя. Не осталось ничего, кроме слез, воспоминаний, мук и смерти. Уже не раз рыбарь Господень воздевал в одиночестве руки к небу и вопрошал:

– Господи! Что мне делать? Как мне здесь остаться? И как мне, немощному старику, бороться с несметной ратью злого духа, которому Ты разрешил владеть и побеждать? Нет уже тех овец, которых Ты приказал мне пасти, нет Твоей Церкви, пустыня и скорбь в столице Твоей, так что ж Ты ныне прикажешь мне? Оставаться ли здесь или увести остатки стада, дабы где-нибудь за морями мы славили имя Твое тайно?

Комаров Н. Апостол Петр
Комаров Н. Апостол Петр

Часто ему мечталось, что вот покинет он Рим, верующие пойдут за ним, и он уведет их далеко-далеко, в тенистые рощи Галилеи, к тихим заливам Генисаретского озера. И все сильнее жаждало сердце рыбака тишины и отдыха, все больше тосковало по озеру и по Галилее, все чаще заливали слезы старческие глаза. А между тем небольшая горстка оставшихся христиан, стоя на коленях, умоляла апостола покинуть Рим. И Петр решился. Простирая руки над коленопреклоненными людьми, он произнес:

– Да будет прославлено имя Господне и да свершится воля Его!

На другой день в предрассветных сумерках два странника шли по Аппиевой дороге к равнине Кампании. Одним из них был Назарий, другим – апостол Петр, который покидал Рим и гонимых единоверцев. Дорога была пустынна. Над седловиной между горами показалось солнце, и странное явление поразило апостола. Ему почудилось, будто золотой диск, вместо того чтобы подыматься все выше по небу, спускается с гор и катится по дороге.

– Назарий! Видишь это сияние – вон оно, приближается к нам?

– Нет, отче, я ничего не вижу.

– Смотри, Назарий, к нам идет кто-то, весь в солнечном сиянии.

Однако никакого шума шагов они не слышали. Вокруг было совершенно тихо. Назарий видел только, что деревья вдали колышутся, словно кто-то их тряхнул, и все шире разливается по равнине свет. Он с удивлением поглядел на апостола.

– Учитель, что с тобою?

Дорожный посох Петра, выскользнув из его руки, упал наземь, глаза были устремлены вперед, на лице изображались изумление, радость, восторг. Внезапно он бросился на колени, простирая руки, и из уст его вырвался возглас:

– Христос! Христос!

И он приник головою к земле, будто целовал чьи-то ноги. Наступило долгое молчанье, потом в тишине послышался прерываемый рыданьями голос старика:

– Камо грядеши, Господи?

Назарий не услышал ответа, но до ушей Петра донесся грустный, ласковый голос:

– Раз ты, Петр, оставляешь народ Мой, Я иду в Рим, на новое распятие.

Апостол лежал на земле, лицом в пыли, недвижим и нем. Назарий испугался, что он в обмороке или умер, но вот наконец Петр встал, дрожащими руками поднял страннический посох и, ни слова не говоря, повернул к семи холмам города. Видя это, юноша повторил как эхо:

– Камо грядеши, господин мой?

– В Рим.

***

Мария Володкович оставила мужа два года спустя. Роман Генрика Сенкевича «Камо грядеши?» был переведен более чем на 50 языков мира и удостоен Нобелевской премии в 1905 году. А барельеф с профилем польского писателя стараниями благодарных читателей установлен в стене церкви «Quo vadis?» на старой Аппиевой дороге.

Учители. Мыслители. Пророки. Совместный проект "Радио России" и Русской Православной Церкви

Сергей Мазаев

15 июля 2013 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Дух Отца нашего Небесного Дух Отца нашего Небесного
Архим. Тихон (Шевкунов)
Дух Отца нашего Небесного Дух Отца нашего Небесного
Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Когда мы с вами исповедуем Христа Господом Богом, Сыном Божиим и Мессией, исповедуем от всего сердца и всей жизнью своею, открывает нам это не учебник по Закону Божию, а Дух Отца нашего Небесного. (MP3 файл. Продолжительность 10:06 мин. Размер 7.3 Mb)
Божественная литургия в Сретенском монастыре в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла Божественная литургия в Сретенском монастыре в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла
29 июня / 12 июля 2013 г. Пятница 3-й седмицы по Пятидесятнице. Память святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:14:60 мин. Размер 54 Mb)
Апостол Петр: идущий по волнам Апостол Петр: идущий по волнам
+Аудио
Апостол Петр: идущий по волнам Апостол Петр: идущий по волнам
Часть 1-я
Сергей Мазаев
Дерзновение – это сила, удерживающая нас в жизни в качестве ее героев, а не зрителей. Она-то и делает простого рыбака не статистом Священной истории, а ее действующим лицом.
Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла
28 июня / 11 июля 2013 г. Четверг 3-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:35:26 мин. Размер 112 Mb)
Комментарии
Евгения12 июля 2015, 14:10
Слава Тебе Господи, слава Тебе!

Святые апостолы Петр и Павел, молите Господа о нас грешных.

Слава силе Твоей, Господи!
prot Ioann11 июля 2014, 13:45
замечательная статья -анализ на "Камо грядеши" Сенкевича есть у Дворкина, рекомендую. Там рассматриваются все тонкости католичества в этом произведении.
Владимир23 июля 2013, 13:02
И все таки католики остаются католиками, что стоят слова писателя в обращении Апостола Петра к Господу: "Нет уже тех овец, которых Ты приказал мне пасти, нет Твоей Церкви, пустыня и скорбь в столице Твоей", Столицей Господа он называет Рим? Церковью он называет, только тех христиан, что были в Риме? Не кажется ли вам, что это однобокость в суждении, свойственное католической церкви?
Виктория16 июля 2013, 18:17
Спаси Господи автора!
Елена.Украина16 июля 2013, 00:09
Книга "Камо грядеши?" Генрика Сенкевича в свое время очень понравилась. Как любили друг друга первые христиане.Дай,Господи,и нам,современным христианам,хоть немного такой любви и веры. Спаси Господи,Сергея Мазаева,за все три части "Апостола Петра".
Филатов Алексей15 июля 2013, 21:46
Богу нашему Слава!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×