Богатырское смирение,
или Почему нельзя злиться в «котле»?

Недавно я побывал в казачьей общине «Спас», расположенной в славном городе Обнинске Калужской области. Этот регион – с недавнего времени символ провинциального экономического возрождения – запомнился мне ударным тренингом. Хотя давайте с начала.

    

В 1996 году группа потомственных казаков решила возродить древнюю форму общежития – общину. В неспокойные 1990-е жить и делать дело сообща – это весьма разумно. Но и в эгоцентричные 2010-е казаки (и их жены, и их дети, и их друзья) по-прежнему вместе.

За прошедшие годы люди в общине не просто научились жить вместе – а ведь, пожалуй, и это не так мало? – но и организовали при своем казачьем центре храм, кружки, музей ремесел, мастерскую… Поражает деятельное неравнодушие «общинников» к современным российским проблемам: здесь много лет вполне успешно работает реабилитационный центр для наркоманов и алкозависимых.

Этих людей помещают в… разумно структурированную социальную среду. По контрасту с внешним миром эта среда действительно организована со смыслом – и именно это, по словам атамана общины Игоря Лизунова, является главным лекарством для больных людей. Распорядок дня и ночи, утреннее и вечернее правила, просто совместные молитвы, труд (не превращающая в инвалида повинность, не погоня с горящими глазами за властью и прибылью по головам коллег, а именно понятный, разумный, творческий труд), отдых (не пьянка с сотоварищами в пятницу, не роман с диваном и телевизором, не залипание в виртуале, а осознанный, осмысленный отдых с песнями и плясками), совместная трапеза (это действительно весело и вкусно), обучение чему-то новому… Так вот, эта здоровая среда, оказывается, лучший релакс для современного заложника мегаполиса и лучшая терапия для пристрастившегося к адскому порошку и неправильным напиткам.

Вот утром хочется тебе поспать – а никак: все идут на молитву.

Вот после молитвы хочется тебе поспать – а никак: все идут есть.

Вот поел и хочется тебе поспать – а как? Да никак! Все идут на тренировку.

    

И так весь день. Это, конечно, определенная ломка для таких журналистов-фрилансеров, как я, но только первый день…

Вера в Бога – это, безусловно, главный стержень общинной жизни. Насильно никого в храм не тянут, тут и там не богословствуют, лобовое столкновение с катехизисом здесь вряд ли возможно: много людей из совсем другой среды, живущих по другим законам-понятиям, осторожных, не всегда верящих на слово… Поэтому воцерковление в общине происходит как бы само собой, вырастает из такого, казалось бы, далекого от мира Православия явления, как… боевое искусство. О нем мне бы хотелось рассказать поподробнее.

Когда справа тебя учат экстремальному кросс-фиту, а слева – бодибилдингу, опасно граничащему с нарциссизмом и культом тела, казачий «котел» кажется дворовой детской забавой. Игорь Лизунов, атаман, не скрывает: главный секрет «котла» как раз в том и заключается, что это – забава, игра.

– Играть вместе могут только те, кто доверяет друг другу, у кого хорошие, дружеские отношения, – поясняет он. – Как только дети поссорились, они – что? – правильно, перестают вместе играть. Так и в «котле» успешно «вариться» могут только люди с добрыми намерениями…

Классический казачий «котел» – это действительно «варево» большой или маленькой группы людей «в собственном соку», буквально «броуновское движение» нескольких человек внутри очерченного круга. За пределы круга выходить нельзя – так будущие бойцы учатся крепко стоять за родную землю, не отступать назад. Каждый участник «котла» должен двигаться от одной произвольной точки окружности до условно противоположной, стараясь пройти центр круга. При этих перемещениях участники, естественно, друг с другом сталкиваются. Сталкиваясь, необходимо наносить всем попавшимся удары (слегка) и защищаться от ударов товарищей. Столкновения можно избежать, плавно уклонившись, завертевшись как колобок, как балерина, – словом, тут надо максимально расслабиться (это в бою-то!) и включить воображение. Дотоле спавшие рефлексы сами подскажут телу, как ему увернуться от очередной затрещины.

    

Казалось бы, это нехитрое занятие. На деле – очень даже хитрое. Наставники по «котлу» не устают повторять: «Ратоборство (другое название «котла») – лучший сканер человеческого характера». «Варение» тут же изобличает внутренний мир человека: добрый остается добрым, а тот, кто лишь умело притворялся таковым, обязательно покажет свое истинное лицо. Как свидетель, могу сказать, что «свирепых бычков» видно в «котле» сразу. И их отличают два качества – неадекватность действий сложившемуся «боевому» моменту и неспособность влиться в общий ритм «варева», иначе говоря – низкая адаптивная способность.

– Человек, поддавшийся искушению обиды или гнева, тут же теряет львиную долю разума: его разум помрачается, он перестает контролировать ситуацию, – комментирует атаман. – Как результат – он совершает бессмысленные движения, просто так теряет энергию, получает тумаков и слева, и справа, и сверху…

Как участник «котла», могу подтвердить: лишь только я начал персональную охоту за обидчиком и жаждал его во что бы то ни стало поймать, тут же потерял всякую ориентацию в происходящем «вареве». Удары на меня летели со всех сторон, и мне показалось, что все в «котле» действуют против меня одного. Чем больше я злился, тем больше «котел» меня дубасил…

На самом деле это интереснейший феномен. Действительно, человек, начинающий проявлять агрессию или, наоборот, поддавшийся трусости, выбивается из ритма «котла»: он двигается либо быстрее, либо медленнее, соответственно. И тут микросистема под названием «котел» начинает ликвидацию нарушителя общего ритма. Любопытно, что разные люди в этот момент ведут себя как единый живой организм: все подсознательно чувствуют участника с другой скоростью движения и почему-то хотят немедленно его устранить. То есть система буквально стремится восстановить нарушенное равновесие, хотя сама система – это совокупность «персон», уверенных в свободе и разумности своих действий.

Поэтому, как это ни покажется странным адептам современных единоборств, для повышения выживаемости в «котле» надо повысить собственную… доброжелательность. Агрессия только затуманивает сознание, сковывает, лишает творческого полета. И приводит к поражению. В ратоборстве нарушение духовного закона (сочетание со страстями гнева, гордости) тут же превращается в летящие со всех сторон удары. Что же, неплохое доказательство для многих, что эти духовные законы всё же есть.

Кроме того, в «котле» человек учится думать о ближнем: среди участников есть люди со старыми болячками, и ты, «варясь», всегда стараешься иметь это в виду и не причинять боль этим самым людям. Да, вот так вот, вроде все против всех, а всё же все обо всех заботятся.

Когда тебе вдруг покажется, что здорово у тебя получается: ты всем затрещины, а они все мимо – то тут же получаешь мощнейший удар в корпус. Проверено.

Кстати, физическая форма в чистом виде здесь тоже не играет ключевой роли – атлетизм как таковой не имеет в этом деле постоянной точки приложения. Поиск этой точки и желание придавить кого-нибудь всей своей массой-силой тоже не приводят к успеху: ты выглядишь безнадежным бульдозером среди юрких ниндзя. Поэтому «котел» «посмеивается» над качками…

    

Хочу вернуться к мысли о том, что «котел» – это с самого начала игра. В него, забавляясь, играли дети, юноши усложняли элементы ударов и самообороны, мужчины из «котла» выходили на поле брани и защищали свою Родину. «Котел», видимо, сыграл важную историческую роль в боеспособности нашего государства.

В общинном центе «Спас» «котел» – это главный компонент многих методик: спортивных, учебно-воспитательных, лечебных, реабилитационных, рекреационных… И всё это делается как бы играючи, это такая очень естественная форма народной забавы. Вроде играем, а вроде и учимся Родину защищать, а где защита Отчизны – там и служение Богу, а где встреча с Богом – там уже совсем другие горизонты бытия.

Не обязательно быть казаком, чтоб «вариться в котле», – этим могут заняться и обычные мальчишки (и взрослые дяди) в обычном дворе. Но лучше всё же взять пару вводных тренировок у профи.

Например, у атамана Игоря Лизунова, который не перестает расхваливать «котел». Руководитель общины уверен: именно эта игра-забава лучше всего тренирует гибкость мышления: в ратоборстве важно искать нестандартные ходы, приемы, уловки-увертки. Только так можно выжить под градом «обстрела» со всех сторон. Зажавшись, испугавшись, человек перестает думать, отключает фантазию (а она-то не зря нам дана) и, весь такой скованный, превращается в танк с ой-ой-ой как предсказуемыми телодвижениями. Да к тому же командир этого танка – трус, водитель – болван. Такой вот танк чем хорош? Распрекрасная мишень, товарищи!

И наоборот – спокойствие, творческое отношение к происходящему, радость боя увеличивают шансы на победу. Чем гибче мышление, тем больше адаптивная способность: настоящие опытные ратоборцы ведут бой против одновременно пяти-шести товарищей удивительно играючи – кажется, что они просто разудало фристайлят в брейк-дансе…

– Люди, умеющие хорошо ратоборствовать, как правило, успешны во многих других, самых далеких от казацких забав сферах, – не может нарадоваться атаман. – От продажи автомобилей до супружества и высшей международной дипломатии.

Гибкость мышления, однако…

Когда-то крылатые гусары (молниеносная конница Речи Посполитой) были одной из самых грозных военных сил в Европе. Эта кавалерия с орлиными крыльями за спиной (можно увидеть в исторических фильмах) посмеиваясь громила неприятелей, в том числе русских воинов. Польский король Ян Собеский именно с помощью гусар освободил Европу от турок и вознес Польшу до небывалого уровня. Историки утверждают, что эта казавшаяся непобедимой военная элита потерпела одно из самых крупных поражений от… украинских казаков. Казаки со своими «гуляй-городами» (мобильными укреплениями, чьи местоположения на поле боя можно было легко менять: Фигаро – тут, Фигаро – там…) оказались слишком уклюжими мишенями: вот бы на одном месте стоять и дать себя спокойно разбить врагу – так нет, начинали свои казачьи круговороты и перекаты. Ну просто головная боль для аккуратно мыслящего европейского военачальника!.. Понятна, откуда такая нестандартность мышления в бою? Будущие сокрушители несокрушимых «крылатых» готовились к битве очень серьезно – заваривали многочасовые многолюдные «котлы»…

Так что, родители! Запустите глюки в комп вашего чада, властью вам, родителям, данной лишите его шутеров и пошаговых стратегий и съездите с ним к правильным казакам. Они вас там здорово «уварят». Если в жилах вашего розовощекого пупса течет хоть капелька крови великих предков – он вам только спасибо скажет.

Сергей Кириллов

11 октября 2013 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Быть казаком — быть православным христианином Быть казаком — быть православным христианином Быть казаком — быть православным христианином Быть казаком — значит, прежде всего, быть православным христианином
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл
Председатель Синодального Комитета по взаимодействию с казачеством, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл ответил на вопросы посетителей сайта СИНФО.
Лагерь выживания Лагерь выживания
Даниил Ильченко
Лагерь выживания Лагерь выживания
Даниил Ильченко
Казачий международный молодежный лагерь «Крым-СИЧ» находится там, где пещерный город-крепость прикрывал от Дикого Поля границу Византии. С тех пор все не раз менялось, но местные жители по-прежнему знают, зачем их дети учатся защищаться и воевать.
Традиционная культура: история и церковная миссия Традиционная культура: история и церковная миссия
Беседа с этнографом Ириной Кузнецовой
Традиционная культура: история и церковная миссия Традиционная культура: история и церковная миссия
Беседа с этнографом Ириной Кузнецовой
К сожалению, у современного городского человека словосочетание «народная традиционная культура» вызывает ассоциации только с частушками и суевериями. Такое представление сформировалось в советский период, когда сохранялась только развлекательная составляющая народной культуры. Но традиционная культура – это образ жизни, система ценностей, устные традиции, нормы и правила общения и поведения, верования, обычаи, обряды, празднества.
Комментарии
Ольга 9 ноября 2013, 13:53
продолжение: 1) не борись с тем, что сильнее тебя (можно уходить, обкатывать, видимо поддаватья, но при этом знать свою цель и идти к ней. 2) при решении нестандартных проблем нужно иметь расслабленно-сосредоточенное состояние (отличается от напряжения), для нахождения лучшего решения. 3) нет заученных движений или приемов, только зная себя, свои особенность можно добиться действительно значимых результатов. Как говорит Александр Владимирович, тренер, "я могу показать вам прием, но он может вас убить. Т.к. я не знаю как вы в этот момент дышите, какие мышцы напряжены, какие расслаблены, как вы стоите... " Так же и в психологии (жизни), я как психолог не могу дать прямого совета, рекомендации, т.к. она может навредить. Сам клиент знает, что для него нужно в тот или иной момент, я могу быть лишь зеркалом, немного открывать для него видение себя с разных позиций. А решение всегда за тем, кто в "бою". И еще один для меня важный момент. Борьбы в "котле" как такогого нет, это больше похоже на танец, на водный ручей, который обходит препятствия и течет туда, куда ему нужно! Я неадеюсь, что мой эмоциональный рассказ будет вам интересен и вы найдете в себе силы и желание попробовать "Котел" на себе!
Ольга 9 ноября 2013, 13:52
"Котел" - это действительно один из самых мощных психофизиологических тренингов, которые я когда либо посещала. Построен он на традиционных для России боевых техниках (а если вспомнить события давно минувших лет русские успешно и неплохо сражались с врагом). Что было интересно мне: во-первых - я не знала, что есть традиционное, русское боевое искусство, во-вторых, я поняла, что даже я (трусиха и неженка) могу ему обучаться. И в третьих, я поняла, что во время занятий я получаю гораздо больше, чем просто физические движения, я усваиваю философию, можно сказать методологию для работы с собой и своими психологическими клиентами. Что это за методология:
Николай Саламатов15 октября 2013, 22:13
Слава Богу за всё! Поистине наш Бог Иисус Христос долготерпилив и многомилостив!
Иван15 октября 2013, 11:28
Ничего не знаю о данной общине и их "котле", но удивляет зацикленность (хотя может быть показалось) на одном упражнении.
На мой взгляд, базой подготовки бойца лучше всего будут бокс и самбо (или близкие им дисциплины), а "котел" хорошее упражнение для тренировки действий в массовой драке, например, в масленичной "стенка на стенку" или фанатском "махаче". Но строить всю подготовку на одном упражнении, а тем более наделять его мистическим смыслом - это не наш метод, так и до сектантства недалеко.

О себе: воцерквленный православный христианин, учусь в духовном училище (заочно), много лет увлекаюсь единоборствами.
Алексей Филатов14 октября 2013, 07:16
Спасибо! Да, хочется съездить.
Любовь14 октября 2013, 07:01
да хранит вас Господь за дела ваши добрые.
Антоний13 октября 2013, 15:34
Спасибо, прекрасный материал
Геннадий-либерал12 октября 2013, 17:12
Все очень путано: если говорите, что хорошо "радость боя увеличивает шансы на победу", то продолжайте - физическое подавление (истребление) другого человека, если говорите "Вера в Бога – это, безусловно, главный стержень общинной жизни", то продолжайте - "взявший меч, от меча и погибнет", и одно с другим даже не пересекается. Что-то одно придется оставить: либо верить в Бога, либо в навыки от "котла". Если я заявляю, что верю в Бога, а сам живу в подземном бункере за бронированными метровыми покрытиями с лабиринтом смертоносных ловушек, то наверное, меня бережет не Бог, а армия натасканных ниндзей.
А историю, по крайней мере, православному человеку надо уметь трактовать через понятие - Воля Божия - а не через факторы "крылатые гусары" или "казачьи гуляй-города" (ибо это инструмент, который не лучше и не хуже, например, простого народного ополчения в лаптях и с трухлявыми дубинками). Конечно, если Вы всегда знаете, что будет Богу угодно и, поэтому, оставляете за собою право самостоятельно определять направление вектора промысла Бога, то подобные мне, молчат в тряпочку.
Напоследок хочется съязвить - а где Ваши "крылатые гусары"?
Александр11 октября 2013, 21:44
спасибо
роман11 октября 2013, 20:44
стоить действительно съездить. сам был неоднократно в гостях, правда в котле так и поварился - чего-то не хватило.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×