Женщины у пустой гробницы

Жены-мироносицы у гроба Жены-мироносицы у гроба
Первые, кто узнают о Воскресении Господа, — «Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, [мать] Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам» (Лук.24:10), группа женщин, которые «в первый день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли ко гробу» (Лук.24:1).

Именно они стали, по выражению святого Иоанна Златоуста, «Апостолами к Апостолам», теми, кто впервые возвестил благую весть о том, что «воскрес Христос от гроба, как Он и предсказал». В Евангелии вообще нет незначительных деталей, и то, что первыми о Воскресении удостоены узнать именно женщины, глубоко не случайно.

В античном мире — как иудейском, так и языческом — женщина была существом второго сорта. Иудейский историк Иосиф Флавий, описывая современные ему обычаи, говорит: «Свидетельство женщин, ввиду их легкомыслия и пристрастия, не должно быть принимаемо во внимание». ( Иудейские древности, Книга 4, 8, 15)

Талмудический трактат «Шевуот» (Клятвы), относящийся к вопросам судопроизводства, исключает женщин из числа свидетелей, которые имеют право давать показания в суде. (Лист 30)

В Талмуде неоднократно указывается на низкий статус женщины. Например, их не следовало учить Закону: «сказано: “...и учите их, сыновей ваших” — сыновей, но не дочерей (т.е. мужчин, а не женщин)» (Трактат «Брахот»).

Но это принижение женщин среди иудеев того времени было еще весьма умеренным, если мы взглянем на язычников. Все же в Библии о первой женщине сказано как о «помощнице», «соответственной» мужчине, в то время как в греческой мифологии первая женщина — это Пандора, та самая, которой принадлежит известный ящик (или шкатулка) Пандоры со всеми человеческими бедами.

Наиболее приниженным положение женщины было в Греции, где женщина (если только она не была гетерой) была полностью подчинена отцу (или мужу) и не могла принимать никаких самостоятельных решений. Как говорил Аристотель, «…Мужчина в сравнении с женщиной лучше её по самой природе, а женщина хуже его, потому он властвует над ней, а она подчиняется ему». Несколько лучше положение было в Риме; но и там женщины не имели гражданских прав и были формально отстранены от участия в государственных делах, хотя могли иметь на них косвенное влияние. В суде интересы женщины должен был представлять отец или, при его отсутствии, опекун мужского пола.

В античной литературе более чем достаточно примеров крайне презрительного отношения к женщине, которая представлялась существом умственно и нравственно неполноценным.

То обстоятельство, что первыми Воскресение возвещают женщины, служило для языческих критиков христианства неиссякаемым источником насмешек. «А что Он, хотя не сумел постоять за Себя при жизни, став трупом, восстал, показал следы казни, пробитые руки, — то кто это видел? Полубезумная женщина или кто-нибудь еще из той же шарлатанской компании?» — язвительно спрашивал антихристианский автор II века Цельс. «Он явился, — продолжает Цельс, — тайком только одной какой-то женщине и собственным своим приверженцам».

Духовный опыт и вера женщин и долгое время спустя не вызывали у язычников ничего кроме презрения. Другой антихристианский автор — Порфирий — приводит ответ оракула, который получил от Аполлона некий мужчина, спрашивавший, как отвратить жену от христианства:

Легче тебе письмена начертать на поверхности моря,
Легче взлетишь ты, как птица, поднявшись на крыльях воздушных,
Нежели женщины ум нечестивый, нечистый исправишь.
Пусть же и дальше она в бессмысленной лжи погрязает,
Пусть воспевает в обманчивых жалобах мертвого Бога,
Коего судьи в решении мудром своем осудили,
И среди славных позорная смерть и железо сразили.

Более того, даже сами Апостолы воспринимают свидетельство жен-мироносиц с явным недоверием: «И показались им слова их пустыми, и не поверили им» (Лук. 24:11). В ту эпоху женщины считались явно неподходящими свидетелями для события такой важности.

Что из этого следует? Отметим три вещи.

Прежде всего, то, что свидетельство о женщинах у пустой гробницы является безусловно достоверным и очень ранним. Первыми о Воскресении узнают именно женщины, а мужчины-ученики вначале не верят — это не то, что ранняя Церковь могла бы выдумать. С точки зрения тогдашнего культурного контекста это чудовищно неудобное, даже неприличное положение дел.

Как пишет современный библеист еп. Том Райт,

«Нравится нам это или нет, в античном мире женщины не считались надежными свидетелями. Когда у христиан появилось время создать готовую формулировку, которую приводит Павел в 1Кор.15, они тихо исключили оттуда женщин, которые здесь совершенно невыгодны с точки зрения апологетики. Но в евангельских рассказах они играют и главные, и второстепенные роли, это — первые очевидцы, первые апостолы. Такое нельзя придумать. Если бы традиция началась со свидетелей-мужчин (что мы видим в 1Кор.15), никто, переписывая ее, не стал бы включать туда женщин. Но все евангелия говорят именно о женщинах» («Главная Тайна Библии»).

Том Райт обращает внимание на то, что, таким образом, свидетельство о женщинах у пустого гроба являются более ранним, чем свидетельство апостола Павла, то есть заведомо существовало до 55–57 гг. н.э., когда, по мнению ученых, было написано Первое послание к Коринфянам.

Другая сторона того, что Бог удостоил быть первыми свидетелями Воскресения именно женщин, состоит в том, что Бог посрамляет человеческую гордыню, избирая тех, на кого окружающие склонны смотреть с пренебрежением, как на людей второго сорта. Это напоминает слова апостола Павла из Послания к Коринфянам: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор. 1:26–29). Бог превозносит тех, кого люди склонны уничижать.

Третье, что стоит отметить — это то, что женщины идут к Иисусу не в тот момент, когда Он в окружении восторженной толпы творит чудеса, не тогда, когда люди ожидают Его воцарения, а когда Он, как кажется, полностью и окончательно проиграл, когда Господь унижен, уничтожен, убит и погребен. Они хранят верность Господу в момент, когда Его поражение кажется несомненным. Именно поэтому они и узнают о Его Воскресении первыми.

Сергей Худиев

3 мая 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Мужчина и женщина Мужчина и женщина
Свящ. Сергий Бегиян
Мужчина и женщина Мужчина и женщина
Священник Сергий Бегиян
Постоянно встречаются публикации православных авторов, несколько агрессивно утверждающих мужскую доминанту. Скажем так: это верно лишь отчасти.
Почему я думаю о Еве? Почему я думаю о Еве?
Елена Балаян
Почему я думаю о Еве? Почему я думаю о Еве?
Елена Балаян
Если сконцентрировать свое духовное внимание на образе прародительницы, на ее хороших и плохих чертах (назовем это условно так), то можно скорее понять то хорошее и плохое, что есть в тебе как в женщине, и, соответственно, понять, от чего нужно уйти и к чему прийти.
Евангелие о женах-мироносицах Евангелие о женах-мироносицах
Свт. Николай (Велимирович)
Евангелие о женах-мироносицах Евангелие о женах-мироносицах
Святитель Николай (Велимирович)
Дивная вещь - любовь живых к живым. И свет солнечный не так дивен. Дивная вещь - любовь живых к мертвым. И тихий лунный свет на озере не так дивен. Благороден человек, если он заботится о живых. Более чем благороден человек, если он заботится о мертвых. Человек часто заботится о живых из эгоизма. Но где эгоизм в заботе человека о мертвых? Разве мертвые заплатят ему или поблагодарят его?
Комментарии
Валентина Батяева30 апреля 2017, 06:04
СТАТЬЯ ИНТЕРЕСНАЯ ПОЧАЩЕ ПУБЛИКУЙТЕ ИХ НА СТРАНИЦАХ ---СПАСИ _БОГ ! ..
Татьяна 6 мая 2014, 19:11
На волю Божию
Всё надеялись,
Любя Иисуса,
Забыв себя,

Идя ко гробу,
С слезой немеренной,
Они все верили,
Свой крест неся.

С любви ко Господу
Огромной,пламенной,
Поверив Ангелу,
Ум вознеся,

На свято место
Три дня спустя
Пришли ко камню,
И там моля:

"Иисус Христос,
Спаситель душам,
Помог усилить
Любовь к Кресту

Христос Воскресе!
Тише, послушайте.
Вот - благолепие
И путь к Нему!"



Елена 6 мая 2014, 13:55
Как ни печально, все, что говорят о нас и языческие авторы, и то, что вынуждены с горечью констатировать отцы Церкви и по сей день большей частью правда. Все эти умозаключения возникли не на пустом месте, а именно из опыта наблюдения за женщинами, в том числе и за крещеными. Не говорю христианками - немногие из нас достойны так называться. Наши главные пороки - упрямое нежелание слушаться мужей, сплетни, осуждение и вечное мотание по приходам, монастырям, православным общинам, организациям, форумам, конференциям и т.д. Признаю и соглашаюсь с тем, что реально участие женщин в общественной жизни всегда приносит намного больше вреда, чем пользы, приводит к смутам и скандалам. Поэтому лучшее, что мы в жизни можем действительно сделать - это осуществлять свое служение в семье или монашеской общине БЕЗ ВСЯКИХ ВЫХОДОВ В ОБЩЕСТВО и конечно же молчать, молчать и молчать, поскольку ничего путного сказать по малоумию все равно не сможем, в связи с чем и говорю самой себе "заткнись" и прекращаю терзать клавиатуру.
Анна 4 мая 2014, 11:23
Поэтому,видимо,в наших храмах больше прихожанок,нежели лиц мужского пола..Славите имя Господне!Христос Воскресе!Спасибо, Господи, что Ты - есть!
Oleg Tomin 4 мая 2014, 08:14
С праздником Вас наши милые женщины!
Ирина 4 мая 2014, 07:14
Христос Воскресе! Спасибо за замечательную статью.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×