Хранитель

Памяти Сергея Андреевича Зегжды — ученого, духовного писателя и богослова

Полгода назад, 1 октября 2015 г., скончался замечательный учёный и человек, последний член старого Александро-Невского братства, доктор математических наук, профессор математико-механического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, богослов и духовный писатель Сергей Андреевич Зегжда. Мы попросили поделиться воспоминаниями о Сергее Андреевиче диакона Владимира Василика, который близко его знал.

Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман, старший священник Иоанновского ставропигиального женского монастыря протоиерей Николай Беляев и Сергей Андреевич Зегжда Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман, старший священник Иоанновского ставропигиального женского монастыря протоиерей Николай Беляев и Сергей Андреевич Зегжда

Жизнь Сергея Андреевича Зегжды действительно необычайна. Его отец Андрей Зегжда и мать Варвара Сергеевна, урожденная Заспелова, познакомились благодаря Александро-Невскому братству, к которому оба принадлежали с 1920-х годов. Отец Сергея Андреевича пал жертвой незаконных репрессий в 1937 году. Мать еще в молодости была знакома с митрополитом Петроградским Вениамином и на всю жизнь запомнила, как получила его благословение. Мне довелось слышать рассказы Варвары Сергеевны о владыке Вениамине, и из них возникал удивительный образ Петроградского священномученика — простого, доступного, сердечного, молитвенного и радостного. Тетушка Сергея Андреевича — монахиня Сергия (в миру Анастасия Сергеевна Заспелова) — принадлежала к Петергофскому сестричеству преподобного Серафима Саровского[1], которое возродилось после того, как изгнали сестер подворья Серафимо-Дивеевской пустыни. В 1933 году отец Варсонофий и сестры были арестованы и сосланы в Казахстан. Сохранились рассказы о том, как во время пересылки по этапу сестры наизусть пели службу Благовещения. Конвойные кричали на них, заставляя замолчать, но сестры отвечали им: «За это мы и идем в ссылку. Не мешайте нам молиться».

Сергей Андреевич рос в духовной молитвенной обстановке. Он познал тяготы войны и бедствия эвакуации. В 1945 году, будучи отроком, он запомнил приезд митрополита Гор Ливанских Илии и его рассказ о явлении ему Пресвятой Богородицы. В детстве Сергей Андреевич был слабого здоровья и болел туберкулезом. Его выручил владыка Гурий (Егоров)[2], который пригласил его в Крым на излечение. Духовное окормление владыки Гурия было очень важным для Сергея Андреевича, и уже в наше время он хлопотал о его канонизации — пока, к сожалению, безрезультатно.

Архимандрит Гурий (Егоров), наместник Троице-Сергиевой лавры. 1946 г. Архимандрит Гурий (Егоров), наместник Троице-Сергиевой лавры. 1946 г.

Сергей Андреевич поступил на математико-механический факультет Ленинградского государственного университета, который и окончил в 1958 г. по специальности «механика». Зегжда хранил православную веру и в школе, и в университете, в котором отлично учился, а затем и работал практически всю свою жизнь. Он вспоминал, что Сам Господь хранил и избавлял его от искусительных ситуаций: то от ненужных собраний, то от соблазнительных вопросов на экзаменах по научному коммунизму и научному атеизму. Сергей Андреевич не напрашивался на опасности, но и не уходил от них. Достаточно сказать, что на всем курсе он был единственным не комсомольцем. Для того времени это был подвиг. Однажды, будучи в Псково-Печерском монастыре, он столкнулся со слежкой и допросом со стороны сотрудника КГБ. Однако Господь защитил его, и всё обошлось без последствий. Можно сказать, что вся жизнь Сергея Андреевича была под особым Божиим покровом.

Однокурсники и коллеги вспоминали о нем, как о человеке очень доброжелательном, скромном и необычном. У него был дар утешать ближних и обустраивать их жизнь и быт. Особенно хорошо было ездить с С.А. Зегждой в командировки: его коллеги знали, что они всегда будут сыты и обустроены, и это притом, что сам Сергей Андреевич был человеком «не от мира сего».

Профессор С.А. Зегжда стал крупным учёным[3] в области неголономной механики и теории удара. Им опубликовано свыше 70 печатных работ, в том числе две монографии. Как математик он сделал ряд выдающихся открытий, и многие коллеги и ученики помнят его как мудрого и внимательного наставника, благожелательного сотрудника.

С.А.Зегжда, П.Е.Товстик, А.Ю.Львович, С.К. Николаев. Матмех ЛГУ С.А.Зегжда, П.Е.Товстик, А.Ю.Львович, С.К. Николаев. Матмех ЛГУ

Но нам гораздо важнее его духовная миссия.

Сергей Андреевич был духовным чадом владыки Гурия (Егорова), прибегал к советам последних Валаамских старцев и близко общался со всеми членами Александро-Невского братства. После смерти Владыки Гурия его духовным отцом стал архимандрит Кирилл (Павлов).

В 1960–80-е годы Сергей Андреевич Зегжда стал в некотором роде духовным наставником для университетской и не только молодежи. Сам он не завел семью, но воспитывал детей своих близких и друзей в духе Православия, давал им уроки Закона Божия, рассказывал о Новомучениках и Исповедниках Российских, приобщал к православной вере. При этом он делал это совершенно ненавязчиво, с большой любовью. Он умел расположить к себе юных слушателей. После литургии в Никольском соборе или Покровской Церкви в Мариенбурге они отправлялись к нему на квартиру — вначале на Васильевском острове, затем в Петергофе. Ранней осенью и поздней весной Сергей Андреевич не упускал случая прокатить своих юных слушателей на лодках в Гатчине или Петергофе. Затем следовало радостное и обильное застолье, на котором зимой могла появиться клубника или дыня из Самарканда. После начиналась беседа. Говорил Сергей Андреевич просто, глубоко и искренне — доступным и для умудренного жизнью профессора, и для первоклассника языком. Удивительны были его рассказы о святителях Иннокентии Московском и Вениамине Петроградском. Эти живые образы святости сами собою врезались в душу молодых людей. Сергей Андреевич учил вчитываться в тексты молитв, канонов, вдохновенно рассказывал о Постной Триоди, которую особенно любил.

Но часто образы святости являлись в небольшой квартире Сергея Андреевича очевидно и зримо.

Архимандрит Серафим (Суторихин) Архимандрит Серафим (Суторихин)
В 1970-е годы к нему приезжал один из столпов Александро-Невского братства архимандрит Серафим (Суторихин), который был арестован в 1932 г., в лагере стал инвалидом, а после отпущения на свободу долгие годы служил в Самарканде, где стяжал уважение не только православных жителей, но и мусульман. После его кончины на его могиле в Самарканде стали совершаться чудеса и исцеления. Также Сергей Андреевич, его мама и тетушка поддерживали духовное общение с владыкой Михеем (Хархаровым), архиепископом Ярославским, добрым пастырем, готовым душу свою положить за овцы своя, образцом простоты и любви. Знакомы ему были и духовные чада отца Всеволода Шпиллера, в частности, будущие отцы Владимир Воробьев и Александр Щелкачев.

Частым гостем в квартире у Зегжд был протоиерей Никольского собора Николай Кузьмин — фронтовик, удивительно скромный, доброжелательный и духовно проницательный человек. Из священства, посещавшего Сергея Андреевича, можно упомянуть протоиереев Иоанна Тихомирова и Иоанна Варламова, долгие годы служившего в Троицком соборе Александро-Невской лавры и отмеченного особой силой молитв за болящих. Общался Сергей Андреевич также и с духоносным священником Покровской Мариенбургской церкви отцом Петром Белавским, духовником Святейшего Патриарха Пимена.

Многие из воспитанников Сергея Андреевича стали в дальнейшем священнослужителями, в том числе и архиереями. Сокровенное делание Сергея Андреевича не ограничивалось этим. Его духовного совета спрашивали не только миряне и священники, но и епископы. Ему приходилось выступать советчиком, а иногда и третейским судьей в очень сложных духовных ситуациях. Он особо не любил об этом распространяться и часто повторял выражение святителя Игнатия (Брянчанинова) о праведниках последних времен, которые «благополучно сокроют себя от людей». Это служение давалось ему огромным трудом и молитвой, и для окружающих этот труд был почти незаметен. Сергей Андреевич всегда был спокоен и радостен несмотря на крест одиночества после кончины своей горячо любимой мамы Варвары Сергеевны.

Александро-Невское братство Александро-Невское братство

Последние годы Зегжда посвятил написанию и изданию не только своих механико-математических трудов, но и духовных книг. Одной из первых он издал кандидатскую диссертацию игумена Варсонофия (Веревкина) «Учение о молитве по Добротолюбию». Следующей стала его собственная книга о священномученике Иннокентии (Тихонове), архиепископе Винницком. Его книга «Александро-Невское братство» в высшей степени значима. Предисловие к ней написал митрополит Волгоградский и Камышинский Герман, который также был связан с братством и постоянно помогал Сергею Андреевичу. В этой книге С.А. Зегжда рассказывает не только о внешней истории братства и отдельных его членов, но прежде всего о духовном пути братчиков.

Его предсмертное завещание — книга о священномученике Вениамине Петроградском. На мой взгляд, это лучшее из всего, что написано о святителе Вениамине, поскольку в своем труде Сергей Андреевич раскрыл не только внешние обстоятельства жизни Владыки, но и его духовный подвиг и учение о внутренней молитве, которую святитель являл в своей жизни даже до смерти. Во многом благодаря Зегжде был опубликован подлинный текст предсмертного письма владыки Вениамина.

В нем был дар духовного утешения и прозорливости, который временами проявлялся с необычайной силой. Вспоминаю встречу с ним в апреле 2014 года. Тогда я был под впечатлением от присоединения Крыма, пребывал в некоей эйфории и в беседе с Сергеем Андреевичем стал рисовать перспективы воссоединения Украины с Россией. На это он только покачал головой и сказал: «Крови много прольется». Что и сбылось: 50 тысяч одних убитых. И это только один из примеров его прозорливости.

Последние два месяца своей жизни Сергей Андреевич очень тяжело болел, при этом держался очень мужественно, постоянно исповедовался и причащался Святых Христовых Тайн. Последний раз духовник Сергея Андреевича уже не стал его исповедовать, сказав: «Он совершенно очистился, ему нечего исповедовать». И его смерть стала истинно христианской — покаянной, безболезненной, непостыдной, мирной. На его погребение прибыло 8 священников, 3 диакона и более 100 мирян, съехавшихся из Москвы, Ярославля, Крыма и других городов и регионов России. Похоронили Сергия Андреевича на Петергофском кладбище рядом с мамой и тетушкой.

Отпевание раба Божия Сергия Зегжды в Петергофском Петропавловском соборе 5 октября 2015 года Отпевание раба Божия Сергия Зегжды в Петергофском Петропавловском соборе 5 октября 2015 года

Его уход стал для всех нас большой потерей, ибо ушел настоящий подвижник благочестия, а по большому счету — старец и хранитель памяти о Новомучениках и Исповедниках Российских. И мы веруем, что Господь принял раба Своего Сергия в Свои небесные обители. Царство ему Небесное!

[1] В 1920-е годы иеромонах Варсонофий (Веревкин) по благословению владыки Вениамина создал сестричество — петергофский филиал Александро-Невского братства, в которое Анастасия Сергеевна Заспелова, будущая монахиня Сергия, вступила в 1925 году.

[2] Митрополит Симферопольский и Крымский Гурий (Егоров) — замечательный подвижник благочестия XX века, один из организаторов Санкт-Петербургского Александро-Невского братства. Из-за своей активной миссионерской деятельности неоднократно арестовывался и сидел в лагерях. После открытия Троице-Сергиевой лавры в 1945 году стал первым ее наместником. В 1946 г. был хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. Участник знаменитого Всеправославного Совещания 1948 г. в Москве. В дальнейшем сменил множество кафедр — в Саратове, Чернигове, Днепропетровске. Возглавлял Белорусскую митрополию. С 1960 г. стал митрополитом Ленинградским и Ладожским, постоянным членом Священного Синода. Во время хрущевских гонений на Церковь не подписал ни одного указа об увольнении священнослужителей. Закончил свою жизнь митрополитом Симферопольским и Крымским. Похоронен в Симферополе на Всехсвятском кладбище рядом с могилой святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

[3] Под руководством заведующего лабораторией вибраций НИИ математики и механики Г.Н. Бухаринова Зегжда защитил кандидатскую диссертацию, а в 1988 г. — докторскую по той же проблематике. С 1959 г. он работал в НИИ математики и механики младшим научным сотрудником, инженером и старшим инженером, в 1966 г. вернулся на кафедру (ассистент, доцент), с 1989 г. работал в должности профессора Кафедры теоретической и прикладной механики. Профессор С.А. Зегжда был одним из соавторов учебника для университетов «Теоретическая механика», удостоенного Первой премии СПбГУ. В 2000 г. этот учебник был переиздан издательством «Высшая школа». С.А. Зегжде присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» (1999), он награжден медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003). За безупречную работу и пребывание в стенах Университета в течение более 50 лет, большой вклад в подготовку научных кадров и развитие Университета С.А. Зегжда был награжден медалью «Санкт-Петербургский государственный университет».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Он умел слышать и слушать» «Он умел слышать и слушать»
Памяти схиархим. Гавриила (Стародуба)
«Он умел слышать и слушать» «Он умел слышать и слушать»
Памяти схиархимандрита Гавриила (Стародуба)
Дмитрий Трибушный
Чудаковатый учитель музыки и – тайный монах, духовное чадо святителя Зиновия и старца Виталия; скромный сельский батюшка и – опытный духовник-прозорливец, последними словами которого стало наставление: «Не вините друг друга».
Праведница. Рассказы из жизни бабушки Параскевы Праведница. Рассказы из жизни бабушки Параскевы
Александр Солнцев
Праведница. Рассказы из жизни бабушки Параскевы Праведница
Рассказы из жизни бабушки Параскевы
Александр Солнцев
Мой путь к Богу начался не с пустого места: я вернулся на дорогу, по которой когда-то вела меня бабушка Параскева.
О современных подвижниках О современных подвижниках
Свящ. Димитрий Фетисов
О современных подвижниках О современных подвижниках
Священник Димитрий Фетисов
Эта история о том, как можно нести свой тяжкий крест не только без ропота на Бога, но и без единой угрюмой морщинки на лице.
Комментарии
Александра24 июня 2017, 18:26
Царство Небесное ! Слава Богу, что Господь нам дал такого наставника и учителя Православия в трудные времена и до нашего времени. Близкие и друзья всегда будем помнить его, книги написанные им много раз перечитываем, какой глубокий смысл в них и учение. Он для нас пример подражания в духовной жизни и мирской. Помню все разговоры его в Крыму, Петербурге и Днепропетровске, рассказы его о Господе,о Владыке Гурия, Владыки Иоанна и других дорогих нашему сердцу духовных отцов . Царство Небесное р.Б.Сергию !
Мария 9 апреля 2016, 11:52
Царствие Небесное!
Григорий 5 апреля 2016, 02:21
Неожиданно! Сергей Андреевич был и моим преподавателем на матмехе, но об этой "другой" жизни ничего не знал. Приятно удивлён! Бессменный преподаватель теормеха на матмехе СПбГУ.
Тамара 3 апреля 2016, 15:27
Царствие Небесное рабу Божию Сергию! Как же хорошо, что и в наше время бывают такие замечательные люди - настоящие подвижники!
Ольга 3 апреля 2016, 12:19
Царствие Небесное! Замечательная статья, спаси Господь, утешили, сохраню в избранное. Хотелось бы прочесть книгу об Александро-Невском братстве.
тамара 1 апреля 2016, 21:57
Царствие Небесное р.Б.Сергию.Слава Богу,что во все времена Господь в пример нам являет таких подвижников.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×