Уверенность в себе или самоуверенность?

Монашеский постриг
Монашеский постриг
Грешно ли быть уверенным в себе и верить в себя, то есть считать, что можешь самостоятельно справиться с любой ситуацией, возникающей на жизненном пути? И чем отличается разумная уверенность в себе от эгоистичной самоуверенности?

На эти вопросы ответить не так-то просто, потому что это тонкая проблема, которую каждый переживает по-своему. Что здесь можно сказать? Совсем не обязательно, что человек, действительно желающий изменить свою жизнь, имеет эгоистичную самоуверенность. Христианин, как правило, говорит, что сделает все от него возможное, а Бог поможет.

Вспоминаются монашеские обеты при постриге, когда дающий их обещает соблюдать их, не полагаясь только на себя.

Постригаемого спрашивают:

– Пребудешь ли в подвиге и в обители до последнего вздоха?

Он отвечает:

– Да, с Божией помощью.

– Будешь ли хранить воздержание с предусмотрительностью и благоговением?

– Да, с Божией помощью.

– Ты пришел сюда, чтобы сохранить послушание до самой смерти?

– Да, с Божией помощью.

Итак, человеку задают несколько очень важных вопросов, причем на некоторые из них он не может дать точный ответ сразу же – в силу ограниченности человеческих способностей, а он уверенно отвечает: «Да, я буду делать то, что вы говорите, но только с помощью Бога». При этом личная свобода никем не отменяется, а, следовательно, не отменяется и наша собственная личность. Когда мы говорим о нашем бытии, личности, то имеем в виду, что можем руководить своими силами и волей. Вот я говорю: я желаю сделать то-то и то-то, а Бог пусть поможет мне достигнуть этого. Но если я не достигаю желаемого, то смиряюсь и прошу Господа о прощении, с кротостью и покаянием заполняю ту пустоту, которая создается невозможностью осуществления того, о чем я заявлял.

Все сказанное выше касается, прежде всего, молодых людей, для которых особенно характерна самонадеянность. А когда человек уже взрослый, в годах… Какая уверенность в себе у него может быть? Если ему за 60 или за 70, он уже может начинать со всеми прощаться… После 50 человек начинает готовиться, «паковать свои вещи» – подобно тому, кто возвращается домой из отпуска. Он жил здесь месяц, но отпуск закончился, осталось два или три дня, нужно наконец собираться, складывать вещи, одежду, укладывать их, стирать, убирать в чемодан, быть готовым к тому, чтобы уехать через пару дней.

Вы ведете себя совершенно по-разному – в первый день отпуска, когда знаете, что останетесь в этом месте на месяц или два, и в последние дни. В эти дни все кончено – вам остается только собирать вещи…

Когда человек только в начале какого-либо пути, он должен иметь дерзновение, но и предположение о том, как он приступит к своему делу, как распорядится днями своей жизни, как он вступит в брак, создаст семью, будет продвигаться по карьерной лестнице, брать кредит, строить свой дом… Если он лишен такого взгляда в будущее, отходит в сторону, заявляя: «Я ничего не смогу сделать», то в этом нет ничего хорошего – это нездоровое, болезненное пораженчество, и Бог не хочет, чтобы мы были такими, потому что Бог создал нас царями, а не пораженцами и рабами. Но, конечно, царями мы становимся только после того, как обуздаем наши страсти и грехи, которые делают нас своими рабами. Только тогда духовная свобода претворится в реальность наших решений и дел.

Все, что мы делаем, мы делаем потому, что так хотим: то есть я следую за Христом в своей жизни, потому что хочу следовать за Ним… Итак, я хочу быть христианином, у меня может не получиться, но я хочу этого – в соработничестве с Богом. С Божией помощью и уповая на Его поддержку, я могу. Мне нужно показать свое намерение, и Бог даст мне требуемые силы – как гласит прекрасное изречение из Патерика, которую отцы часто повторяют: «Пусть Бог даст силу вашим намерениям и желаниям».

У нас нет силы, у нас, возможно, многого нет, но главное – у нас есть своя воля. «Да, я хочу это сделать, я хочу быть христианином, я хочу следовать Евангелию, я хочу держать свое слово и свое обещание Богу. Смогу ли я? Не знаю, но знаю, что хочу этого. Так что если я проявлю свою волю, то Бог даст мне силы, и моя свобода и Божия сила будут работать вместе ради блага меня, как человека, на пути к совершенству».

Так разрешается вопрос: «У меня уверенность в себе или эгоистичная самоуверенность?» Наличие или отсутствие эгоизма становится явным благодаря совсем другому.

Иногда человек должен оказать сопротивление. Он должен быть настойчивым в том, что есть его.

Многие будут говорить вам: «Вы упрямы, вы следуете только своей воле». Так что же? Что, если так? Разве я должен быть как тростинка, которую ветер качает туда-сюда? Неужто вы думаете, что если скомандуете: «Эй! Иди сюда!», то я тотчас и побегу?

Нужно иметь твердость говорить: «Нет, я не пойду в это место; это не по мне, у меня нет желания идти туда, а вы можете идти… Вы можете делать, что хотите, я уважаю вашу свободу, я не могу ей мешать, но я, безусловно, не считаю обязательным для своей свободы делать то, чего не хочу. Это все».

Как все мы знаем из собственного опыта, человек должен иногда быть настолько тверд, настолько непоколебим в своих убеждениях, что даже если все его окружение будет давить на него или угрожать, тем не менее он ответит: «Я не откажусь от своей точки зрения, а вы можете делать все, что хотите!»

Человеку не нужно разрушать себя, он не должен действовать так, чтобы всегда и во всем уступать якобы из смирения. Такая позиция не имеет отношения к смирению, потому что подлинное смирение не обезглавливает человека. Смирение делает нас совершеннее; смирение предоставляет нам свободу выбора в понимании того, где мы должны устоять, а где нет; где должны сказать «нет» и остаться на месте, а где – полностью подчиниться другому человеку – безусловно.

Так что нельзя думать, будто бы нам не пристало хотеть что-то изменить в своей жизни, иметь мечту – особенно в молодости – например, стать врачом или кем-то еще. Кто-то скажет вам, что это невозможно, – ну и что? Я должен перестать хотеть? Разумеется, невозможно не иметь желаний – только мертвый ничего не хочет. Даже великие святые имели большие желания… Какие же? Исполнить Божию волю. И хотя святые обычно по смирению уступали, но, когда дело касалось Божией воли, они оставались непреклонными. Они были непоколебимы, так что даже если бы весь мир обрушился на них, они не изменили бы своего положения.

Вспомним, что говорил святой Косма Этолийский: «Когда ты видишь турок и они требуют серебро, позволь им взять серебро; они захотят земли – отдай им поля; разреши им взять все – и не сопротивляйся. Только не отдавай туркам свою душу». В этом ты должен оставаться непоколебимым. Ты должен выучить, что значит «нет», и ответить всему, что посягает на твою душу: «Нет». К сожалению, в наши дни многие подростки говорят: «…но это же мои друзья – что я могу сделать? Это моя компания – как я могу сказать им “нет”? Разве могу я разочаровать их и пойти против?»

Здесь не может быть двух мнений. Есть определенные границы в наших отношениях с людьми. Как гласит пословица: ты же не позволяешь кому угодно ложиться в твою постель? Да, он может войти в твою гостиную, даже пройти на кухню, но ему не дозволен доступ в твои личные покои. Незнакомцы просто не могут туда войти. Есть определенные пределы, и мы говорим: «Нет, сюда вы не можете войти».

Нам необходимо научиться обозначать эти пределы. И, как мы уже говорили, истинное смирение дарит человеку личность – чрезвычайно сильную, но ни для кого не опасную. Она никому не вредит, как и Сам Бог, Который управляет миром, никому не нанося ущерба.

Бог дал нам свободу делать все, что мы хотим. У нас есть свобода отвергать Его, оскорблять Его… Он дал нам эту свободу, потому что у Него нет чувства незащищенности. У смиренного человека тоже нет чувства незащищенности, он не склонен к подозрительности или слабости; он позволяет другим поступать, как те хотят, но сам остается непоколебимым в своих решениях. Он уверен, но никому не мешает.

Эгоистичная самоуверенность есть в том случае, когда человек говорит: «Я могу делать все сам и ни в ком не нуждаюсь». Но не в том случае, когда вы говорите: «С Божией помощью, я сделаю; я попытаюсь это сделать, и я молю Бога, чтобы Он помог мне…»

Например, вы говорите: «Я хотел сдать эти экзамены; я сделал все возможное, я учился, я во всем поступал так, как было нужно, но я не сдал». Это то, что обнаруживает вашу внутреннюю сущность как духовно здоровую. Да, вы чувствуете разочарование – по-человечески, но вы не будете ощущать уныния или отчаяния и бросать все. Вы говорите себе: «Ладно, я принимаю эту неудачу, я рассматриваю неудачу как возможный результат. Это меня не пугает, это не вызывает у меня паники. Неудача не раздавит меня. Это допустимо – столкнуться с неудачей, ведь она не всегда имеет отрицательные последствия… Я человек, я ограничен в своих возможностях, я не идеален, не всемогущ, я не могу добиться всего…»

Вот почему, даже когда святые грешили, у них были силы подняться вновь с простотой и здоровым отношением; если они грешили, то каялись из самой глубины своего сердца, и так до самой смерти, но они никогда не поддавались чувству угнетения и депрессии. Мы же, когда внутри нас есть грех, начинаем заниматься мучительным самокопанием и терзанием, как будто согрешить есть что-то странное для нас… Неужто вы и впрямь считаете себя настолько важным и непогрешимым, что рассчитывали никогда не ошибаться и не в чем не погрешить?

Грех и ошибка рядом с нами в любую минуту; они «замешаны» в нас. Это обычное для нашего состояния дело, и поэтому даже скромный человек должен быть благоразумным. Он скажет себе: «Эй, я должен быть осторожным и не подвергать себя опасности». Смиренный человек будет действовать осмотрительно, в то время как надменный скажет, что нет проблем, а потом – бац! – падает…

Жить во Христе не значит, что вы спокойно можете «проспать» всю свою жизнь, и все будет идти гладко, без всяких забот. Нет. Жизнь во Христе проходит в серьезной борьбе; вы должны заплатить за свою свободу кровью. Слова «Я буду следовать за Христом» исполнить не так-то просто, и в этом нет ничего странного. Жизнь во Христе требует многого, иногда очень многого. Чтобы обрести такую жизнь, необходимо приложить к этому все свои силы… Иными словами, вы не сидите, сложа руки и ожидая от судьбы, что она подаст вам все, что пожелаете. Вы боретесь. Жизнь во Христе – это борьба.

Митрополит Лимассольский Афанасий,
перевела с английского Ангелина Леонова

5 мая 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Лев24 мая 2021, 07:08
Очень хорошая статья.
Olya Voskresenskaya 1 июля 2016, 13:36
Спасибо за полезную и интересную статью. Самое главное, это понять, зачем вам становится уверенным. Некоторые хотят стать более раскрепощенными, легко вступать в контакты, некоторые хотят стать увереннее при знакомстве с противоположным полом, некоторые, что бы бросить курить, а некоторые просто хотят быть уверенным в себе
Мифодий15 сентября 2015, 14:41
Неплохая статья. Кстати, с уверенностью связано несколько забавных моментов и важных нюансов (тем более, что и определений у слова несколько), которые частенько остаются за бортом. Например, мало кто задается вопросом откуда и главное каким образом появилась уверенность. Другими словами, относится уверенность хоть каким-либо боком к истине. Есть и другие моменты.
el 7 апреля 2015, 11:50
Храни Вас Бог! Как же мне не хватало такой статьи и ответов на все эти очень важные и злободневные вопросы! Спасибо, и Спаси Господи!
Оксана Горская28 февраля 2014, 12:46
Спасибо, это очень важный для меня вопрос:)
татьяна 2 сентября 2013, 15:50
читала будто про себя..СПАСИБО за мудрые слова.
Инна 3 мая 2013, 09:47
Спаси Господи!
Георгий25 декабря 2012, 02:03
Спасибо. Помогло.
Кирилл28 сентября 2012, 10:37
Удивительная статья и так вовремя!Дай Бог сил этому мудрому человеку на пути любви к Тебе...
Екатерина 7 февраля 2012, 14:20
Спаси Господи! Для меня всегда важна была тема действия и бездействия, ведь так всю жизнь можно просидеть и не "напрягаться",например, по поводу работы, отношений в семье, даже собственного здоровья. Очень важно понять, что нужно все-таки делать всё, что в твоих силах, с уверенностью, что Господь поможет и даст силы и терпение. Надо быть Богу соработником, а не "поджимать ножки и виснуть, чтобы тебя волокли по земле, а не вели" :)
Павел 6 ноября 2011, 21:52
Все делается с Божьей помощью. Помоги нам Господи не падать духом и на тебя надеяться и самим не плошать. Буди милостив нам грешным, научи творити волю твою яко ты наш Бог.
Антон 6 июля 2011, 17:01
Да, занятная статья, тем более очень много откликов, значит задумывались люди, это действительно радует:) Спаси Бог Митрополита Лимассольского Афанасия и помоги Бог принять и соблюдать эти рекомендации всем нуждающимся. Кстати, у Веры наболевшая тема о культуре поведения затронута и о том, как же нам поступать, если это задевает за живое? Хороший у неё вопрос. Интересно послушать мнения
Вадим18 мая 2011, 14:22
Простите, но немного разрозненная статья в своей структуре и логике повествования. Увы, не порадовала, нового не дала ничего(((((
Петр15 мая 2011, 23:54
Да, когда читаешь, слушешь проповеди - все так понятно, все по полочкам рссуждения и умозаключения раскладываются.Но,в жизни, увы,приходится моментально принимать решеня, и часто неверные, в суетном состоянии своих страстей.А чтобы избежать этого, надо непрестанно быть в Боге, т.е.в молитве.А этого нет у нас, живущих в миру.И как бы это выглядело со стороны твое постоянное молитвенное сосояние-это искушение для окружающих.
И как отразится на моих детях мое строгое следование Заповедям:я обрекаю их на страдания и скорби.Ведь ни я, и никто им не разъясняет, что при этом предстоит и всем нам пострадать,как Сам Христос
Евгений15 мая 2011, 18:14
Спаси Господи!!! Утешила очень сильно, буквально новые силы влила, а то ятак уже от всего устал!
роман13 мая 2011, 14:37
Прямо про меня. Спасибо. эта статья очень помогла мне!
Екатерина13 мая 2011, 11:51
Спаси Вас Господь за добрые слова!
Андрей10 мая 2011, 21:18
Спасибо! Очень важная и нужная статья, рекомендую всем!
А еще рекомендую читать святоотеческую литературу, а именно Иоанна Златоуста, Димиртрия Ростовского, Игнатия Брянчанинова, Исаака Сирина, Феофана Затворника, Никодима Святогорца ("Невидимая Брань" особенно первые главы этой книги.) и конечно жития Православных Святых.
Христос Воскресе!
Георгий 9 мая 2011, 13:22
Эх... Спаси Господи! =)
Светлана 9 мая 2011, 13:17
Спасибо за вашу статью!Оченнь полезные наставления для наших сердец,как много порой мы незнаем и не видим самих себя,и как важны для нас ваши наставления.ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Екатерина 8 мая 2011, 22:23
Спаси Господи за эту статью! Хочеться перечитывать ее бесконечно, и кажется каждый раз находить что-то нужное и полезное, изучать и открывать себя. Это как раз то, что мне сейчас было нужно! Спаси Господи!
Олег 7 мая 2011, 22:47
Вновь и вновь перечитываю эту статью, т.к во многом
блуждаю и нет достаточных знаний. Очень рад, что Православная вера, с каждым годом, днём и часом и минутой и наверное даже секундой оживает и крепнет после многолетнего отступления! Прям золотое правило в этой статье, нашёл для себя: - ответить "НЕТ",всему, что посегает на твою душу.
Надежда 7 мая 2011, 21:05
Спаси Господи за статью!И Бог в помощь и в укрепление всем,стучащим в двери познания своей души.
Сергей 7 мая 2011, 16:36
Это самая прекрасная статья, относительно человеческой личности, которую я когда-либо читал на вашем сайте.
Ирина 7 мая 2011, 00:50
Спаси Господи!
Мария 6 мая 2011, 22:38
Большое спасибо!!!
Людмила 6 мая 2011, 22:37
Спасибо, очень хорошая и полезная статья! Храни Вас Господь.
Людмила 6 мая 2011, 10:51
Христос Воскресе! Прекрасная статья для души!!!:-)
Елена 6 мая 2011, 10:50
Как часто, в действительности, приходится сталкиваться с такими проблемами и входить в недоумение и смущение, не понимая, где грех. Оказывается нужно просто иметь перед собой Бога, всегда памятуя о нем.
Елена 5 мая 2011, 22:33
Прекрасная и своевременная статья для меня. Никак не могла эту грань понять между самоуверенностью и уверенностью в себе. Винила себя в неумении подчиняться, ложно винила. И относительно депрессии и угнетения такие замечательные слова.
«Ладно, я принимаю эту неудачу, я рассматриваю неудачу как возможный результат. Это меня не пугает, это не вызывает у меня паники. Неудача не раздавит меня. Это допустимо – столкнуться с неудачей, ведь она не всегда имеет отрицательные последствия… Я человек, я ограничен в своих возможностях, я не идеален, не всемогущ, я не могу добиться всего…»
Леван 5 мая 2011, 22:21
Спаси Господи за душеполезную проповедь!
Очень важные моменты жизни рассмотрены, тема - очень актуальна.
Олег 5 мая 2011, 21:46
Низкий поклон за статью!!! Дай нам всем Бог, следовать этим наставлениям и да поможет на Бог. Аминь
Алексей 5 мая 2011, 21:40
Христос Воскресе!
Спаси Господи за полезную статью. Весьма душеспасительные истины, точно и доступно изложены. Храни вас Господь!
al 5 мая 2011, 20:43
Спасибо огромное, как мне это было нужно!!! Какие хорошие точные слова!
Екатерина 5 мая 2011, 18:28
Большое спасибо за статью! Очень важные слова поддержки в нашем каждодневном христианском труде.
Ольга 5 мая 2011, 16:39
Очень нравятся проповеди Митрополита Лимассольского Афанасия, публикуйте почаще. Все то, что нужно услышать, все прямо в точку. Спасибо!
Нина 5 мая 2011, 15:26
Огромное спасибо за статью!
Я долго мучалась и не могла почувствовать грань в своей голове между верой и самоуверенностью. Это меня кидало из стороны в стороны. От излишней амбициозности до ничего не делания принимаемого за смирение.
А вы вот так по-простому расставили все по полочкам))
Спаси Вас Господи!
татьяна 5 мая 2011, 15:24
Прекрасная проповедь. Но я прочла и небольшие статьи справа от проповеди. Очень интересно! Особенно о курении и выпивке...
Добавлю, что каждый христианин-это храм Духа Святого. Помня это, человек сам не захочет закурить и выругаться...
Вера 5 мая 2011, 13:41
А если люди нарушают общественный порядок, надо ли их призывать прекратить? Они же не заставляют меня делать то же, просто сами безобразничают - бросают мусор, курят в подъезде и общественном транспорте, выпивают у вечного огня, топчутся на ландшафтных скульптурах, громко слушают музыку по ночам...

Вроде бы надо, но каждый раз так неприятно, когда приходится это делать, и потом всегда сомневаюсь - стоило ли их просить перестать, может, это неправильно - христианину брать на себя функции мирских властей, полиции?

А если пройти мимо, сделать вид, что не замечаешь, то тоже гадко, да и жалко - и пассажиров автобуса, и несчастную газонную траву, жалко труда садовников, которые создают ландшафтные скульптуры, и стыдно перед теми, кто отдал свою жизнь на войне за нас - перед теми, в чью память горит вечный огонь...
Нужно ли с уверенностью идти и пытаться навести порядок, конечно, без ненависти к нарушителям, а с молитвой за них?
Или ограничиться только молитвой?
Или сразу звать милицию и жаловаться?
Этот вопрос давно меня волнует.
Ирина 5 мая 2011, 13:28
Спасибо большое,мне это необходимо было услышать.Слава Богу!Христос Воскресе!
Антон 5 мая 2011, 12:38
Большое спасибо за наставление! Очень полезно Ваше Слово для наших сердец, обуреваемых страстями и суетой.
Дмитрий 5 мая 2011, 12:14
Спаси Господи!
Виталий 5 мая 2011, 12:11
Давно не читал того, что очень точно выражает мои личные переживания и непонятные до сих пор простые истины. Спасибо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×