Разъяснение позиции Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства в связи с принятием новой редакции ст. 116 УК РФ

Некоторое время назад Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства выступила с заявлением по поводу новой редакции ст. 116 Уголовного кодекса РФ. К сожалению, содержание этого заявления было во многом искажено средствами массовой информации и некоторыми комментаторами. В связи с этим Комиссия считает необходимым дополнительно разъяснить свою позицию.

Патриаршая комиссия выступает категорически против причинения детям какого-либо вреда. Действия, наносящие детям вред, недопустимы, вне зависимости от того, преследуются ли они по закону. Не может быть оправдано и является тяжелым грехом сознательное причинение вреда здоровью, психике, нравственному состоянию ребенка, особенно когда его причиняют те, от кого ребенок зависит, кому он доверяет и от кого вправе ожидать защиты и заботы.

Христианское учение в отношении воспитания детей является вполне ясным для каждого, кто искренне желает его понимать. Ни в коей мере оно не оправдывает каких-либо злонамеренных или жестоких действий в отношении своих домашних. Святой Иоанн Златоуст указывает на христианский идеал семейной жизни такими словами: «Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос». Согласно христианской вере, к детям необходимо относиться с подлинной любовью, всегда заботиться и об их земных нуждах, и об их духовном возрастании и вечном спасении. За соблюдение этой обязанности родители и все, кому Господь доверил заботу о детях, несут особую ответственность перед Богом: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10).

Если человек вместо любви к своим домашним и заботы о них причиняет им зло — это не только греховно, но и противоестественно. Действия, направленные на причинение вреда близким, по справедливости могут преследоваться и преследуются государственными законами. Согласно Священному Писанию, государственная власть, преследуя преступные действия, угрожающие обществу и семье, действует как «Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:3).

Однако ни христианское вероучение, ни здравый смысл, ни правовая логика не позволяют приравнивать к подобным преступным или злонамеренным деяниям действия родителей, которыми движет любовь к ребенку, забота о его земном и духовном благе, стремление удержать его от опасных для него дурных поступков или защитить от их последствий. Опыт поколений показывает, что в некоторых случаях такие действия родителей могут включать и применение физического наказания. Если при этом родителями руководит забота о ребенке, его настоящем и будущем, они действуют разумно и без крайностей, не причиняют здоровью ребенка и его личности никакого реального вреда — нет никаких оснований ставить знак равенства между такими действиями и злонамеренной преступной агрессией, подвергать в этой связи родителей какому-либо преследованию.

Норму закона, которая предполагает в такой ситуации возможность уголовного преследования, трудно счесть справедливой или оправданной. Более того, можно сказать, что такая норма попросту не учитывает реальных обстоятельств человеческой жизни, многообразия ситуаций, с которыми в ней сталкиваются семьи.

Особенное беспокойство вызывает возможность привлечения родителей в такой ситуации по новой редакции ст. 116 Уголовного кодекса РФ к более суровой уголовной ответственности, чем установлена за внешне сходные, но агрессивные и злонамеренные действия посторонних лиц.

Патриаршая комиссия отмечает, что председателем Совета Федерации В.И. Матвиенко было предложено создать рабочую группу, чтобы внести коррективы в эту норму, вызвавшую обоснованную тревогу общественности. Мы надеемся, что в новые нормы действующего законодательства будут внесены необходимые изменения, с тем, чтобы исключить возможность преследования родителей за добросовестные действия, движимые заботой о детях и не причиняющие вреда их здоровью.

При этом Патриаршая комиссия, в любом случае, считает необходимым целенаправленное формирование такой правоприменительной практики в использовании новых норм законодательства, чтобы добросовестные действия родителей, не связанные ни с какими реальными общественно опасными последствиями, не могли рассматриваться как основание для уголовного или административного преследования.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Владимир21 сентября 2016, 01:43
Darina, вы читали-то ст. 116? Она говорит о физическом воздействии НЕ ПРИЧИНИВШИМ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ! Когда вы говорите об "истязании битьём" - вы не в ту дверь вошли. Вам, пожалуйста, в ст. 117. "Истязание", а также ст. 111 "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью", ст. 112 "Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью" и ст. 115 "Умышленное причинение легкого вреда здоровью". Но в эти статьи изменений не вносили, они все действуют в старой редакции.
А что касается "чисто русского" "истязания битьём" - это ст. 282 УК РФ "1. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам ...национальности... совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет".
Darina19 июля 2016, 12:50
Если в Финляндии, Норвегии, Франции отнимают детей чаще всего у русских матерей, то это симптом. Действительно, истязание битьем – это чисто русское. Об этом писал еще Достоевский (*). Мелькают столетья, а наше сочувствие сему виду истязания не проходит. А ведь чуть не плачем от проповеди о трости надломленной и льне курящемся: и те, кто на солее, и те, кто перед солеей. А.П.Лопухин: «Никто не может сказать, что тут не изображаются, так сказать, высшие к ним отношения со стороны Спасителя, не похожие на обыкновенные людские отношения в области “жестокосердия”». ___ Как-то совершенно не обсуждается то, что изменения в ст.116 касаются не только детей, а и вообще всех близких, любимых, единственных и самых родных. Представляю себе, какие случаются воспитательные беседы в адрес битых жён, если, конечно, бедолаги не отчаявают найти где-нибудь не возмездия обидчику, а участливого совета себе. Однако, к счастью, не все за то, чтобы в семьях лились невидимые слезы бесконечно. См. проповедь отца Константина (Кобелева) http://www.pravoslavie.ru/91451.html.
(*) «Братья Карамазовы». Книга пятая. IV «Бунт».
тамара16 июля 2016, 13:54
Слава Богу,что есть здравомыслящие люди и служители Божие,кто смотрит далеко вперёд!!!!! Неужели мы хотим пойти по пути Содома и Гоморры---т.е. запада и Америки!!! где детей отбирают без суда и следствия ,но со слов соседей,учителей и т.д.особенно почему-то от русских мам в Финляндии Норвегии,Франции. примеров море. Что творят наши депутаты,принимая такой ЯВНО НЕ ДЛЯ НАС ЗАКОН.ИЛИ ПРОПЛАЧЕНЫ ЗАПАДОМ???? КАК ТОГДА ПОНИМАТЬ ИХ??? люди.давайте не МОЛЧАТЬ!!!! А КРИЧАТЬ,ПИСАТЬ И ВЫСТУПАТЬ. не дадим уничтожить институт семьи и наших детей!!!!!!1
K16 июля 2016, 12:21
Почему не написать, что принятие подобного закона (как и многих других в последние годы) есть преступное нарушение Христианских заповедей и обыкновенная дьявольщина. Когда критикуют западные страны за ЮЮ и т.п. - выбирают совсем другие слова и выражения.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×