Мой гнев и заходящее солнце

Беседа с иереем Алексием Новиковым о смирении и гневе

Отец Алексий Новиков, настоятель Свято-Троицкого храма деревни Озерец Тверской области, рассуждает о смирении – истинном и ложном, о подлинном христианском гневе: против чего и кого гнев должен быть направлен, да и должен ли вообще.

Священник Алексий Новиков Священник Алексий Новиков

– Батюшка, говорить о смирении, его значении для христианина мы очень любим. Добродетель спасительная, и дай Бог нам усвоить хотя бы ее начатки. Между тем, на мой взгляд, очень часто те силы, которые так любят принимать вид ангела света, извращают это понятие, представляя смирение каким-то блаженненьким безразличием, инфантильностью. В молодежной среде говорят – «пофигизмом». В чем разница?

– Безразличие – это эгоизм, угождение себе. Это нежелание себя напрягать, трудиться: пусть вокруг меня творится что угодно – я «смиряюсь», меня это не касается. Моя бабушка Татьяна, родившаяся в 1903 году, говорила про такое (немного смягчу): «Писай в глаза – “Божия роса”».

Смирение – творческая, активная позиция, а «пофигизм» – это порожденный ленью отказ от труда над самим собой

А смирение – осознанное подчинение воли своей Божией воле, умение (и желание) с миром в душе принять то, чего принимать часто не хочется, но, согласно Промыслу Божию, принять необходимо – для блага самого человека. Такое подчинение требует труда, большого, казалось бы, рутинного труда, а зачастую – и борьбы. Смирение – творческая, активная позиция; а то, что молодежь называет «пофигизмом», – пассивный, наплевательский, порожденный ленью отказ от труда над самим собой. Борьба смиряющегося увенчивается победой, ложное благодушие ленивого является дезертирством, оставлением поля боя.

– Иногда активная и творческая позиция со смирением не имеет ничего общего, хотя она постоянно прикрывается ссылками на смирение. Я имею в виду агрессию, с которой некоторые православные вовсю стремятся то «обличить», то «вразумить» своих братьев по вере, а то и вовсе выразить какой-то свой очередной протест против чего бы то ни было. Отец Алексий, как вы считаете, откуда и почему появляются т.н. «протестанты» в Церкви? Какова природа их протеста, против чего они протестуют?

– Падшая природа Адама протестует со времен падения – и никогда не переставала протестовать. Через падение Адама нами, его потомками, была усвоена сатанинская гордость, из-за которой гораздо раньше пали ангелы, предводительствуемые Денницей. Суть этого всеобщего протеста страшна своей простотой: это протест против Творца.

Там, где есть люди, есть и протест. Мы протестуем везде и всегда: в семье, в школе, на работе, на кухне и в министерстве, в путешествии и на больничной койке, в детстве и в старости… Против родственников, соседей, начальников, президентов, императоров, патриархов, епископов, против лета и против зимы, против дождя и засухи, против красного света светофора и (да-да!) против зеленого его света.

Церковь, как мы знаем, это Богочеловеческий организм, и у человеческой его составляющей не может не возникать протест. И как бы он ни маскировался, он всегда останется протестом падшего Адама. По-другому быть не может – это надо признать – так же, как признаем мы наличие в природе, скажем, комаров или лесных пожаров, наводнений, болезней. Это есть…

Против своих грехов, а не друг против друга должны бороться все мы, христиане

– Но возможен ли здоровый протест в Церкви? И в чем его отличие от истеричного нездорового? Против чего все мы, христиане, должны бороться в Церкви? Или же всегда нужно «смиренно» кивать головой и всегда поддерживать даже откровенно смущающие, провокационные идеи, поступки, ссылаясь на то, что «наверху лучше знают»?

– Здоровый протест в Церкви возможен – это, прежде всего, протест против собственных своих страстей. Протест против своих грехов. Против них, а не друг против друга, без сомнения, должны бороться все мы, христиане: неофиты, воцерковленные миряне, священнослужители, пастыри и архипастыри – весь народ Божий.

Не одержав верха хотя бы над одним своим грехом, не победив хотя бы одной собственной страсти и начав при этом протестовать против чужих слабостей и немощей, мы сразу же уподобимся тем, кто хорошо различает сучки в чужом глазу. Учитывая, что мы с вами благодатных даров не имеем, начав такой, по нашему мнению, «здоровый, хороший, правильный» протест, мы и не заметим даже, что он и у нас тоже истеричный, совсем не здоровый и – безрезультатный.

– И как же так получается? Вроде бы благие намерения у человека: видит вопиющую несправедливость, душа болит и сердце плачет – и с горящей же душою и глазами бросается на амбразуру, а во вражеском доте – еретики, экуменисты, стяжатели, содомиты. Причем о своих собственных грехах, как правило, стыдливо умалчивают, поглядывая в зеркало…

– Современное понятие «протест» вытеснило в нашем сознании понятие «любовь». Давайте откроем Новый Завет, апостольские послания – разве там нет здорового протеста, о котором вы спрашиваете? Есть! Полно протеста! Ну вот хотя бы апостол Павел: «О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?» (Гал. 3: 1). Разве это не здоровый протест? Но какая (нам и не снилось!) в основе этого протеста любовь! «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Пет. 4: 8).

Группа «The Beatles» Группа «The Beatles»

– И что делать? Я, может, за любовь! «All you need is love!» – как пели невоцерковленные жители Ливерпуля.

– Чтобы любовь восторжествовала во всей Церкви (и не было бы тогда смущающих, откровенно провокационных, соблазнительных проступков и идей, безобразия, зависти, алчности… – продолжите сами), любовь прежде должна восторжествовать в одном единственном человеке – во мне. Или в вас. А потом уже в одном отдельно взятом приходе, в котором есть я и (или) вы и другие люди, согласные с этим. Потом в отдельно взятом благочинии, которое складывается из нескольких приходов, и так далее. Правильно?

– Правильно. Я стою в начале этой цепочки, с себя и начну – и признаю: во мне она, столь нужная мне самому и окружающим любовь, не торжествует. И точка. «Битлов» мало слушал, наверное.

– «Битлов» слушали все мы, и много… Шутки шутками, но вся эта простая, в общем-то, схема отметается, заменяется примитивным эгоистическим протестом, протестом против «сучков в чужих очах»…

– Так что получается? Надо ли всегда кивать и соглашаться со всем, что вызывает смущение и отторжение? Ведь не всегда эти чувства продиктованы только эгоизмом. Давайте тогда «смиренно» соглашаться с той же содомией, стяжательством, откровенным самодурством и т.д., ссылаясь на собственное несовершенство.

– У меня вряд ли это получилось бы… Как и моя бабушка, я не согласен, что моча и Божия роса – это одна и та же субстанция, и если меня обольют мочой, я, несомненно, как-то напрягусь, отреагирую. Но достоин ли я Росы? – вот вопрос, вводящий в смущение посильнее, чем от видения чужих сучков.

Насчет того, что «наверху лучше знают». Я даже на своем уровне, на нашем приходе, с этим сталкивался, выслушивая претензии: почему лампочки такие повесил (надо было другие), почему отопление так организовано (надо было по-другому) и вообще – почему вы, настоятель, не советуетесь с нами, прихожанами (хотя всего один человек и был-то недоволен). При этом альтернатива предлагалась или на словах, а не на деле, или вообще не предлагалась. Думаю, понятно, что если бы я согласился идти таким путем, то быстро бы оказался в тупике.

Помню, в начале 1990-х один раб Божий стал активно воцерковляться. Тогда интернета, социальных сетей не было, а только-только появлялись первые православные книги, часто это были репринты, на плохой дешевой бумаге. Раздобыл он где-то переиздание книги Апостольских правил, проштудировал ее и стал ходить по питерским храмам, говоря: «В этом храме вот это апостольское правило не исполняется, в другом другое» и так далее… Так он, по-моему, и не нашел достойного его храма, где бы все исполнялось… Какова его судьба, мне неизвестно. Надеюсь, он стал добрым православным.

И еще. Когда я принял священный сан, один мой бывший сотрудник с улыбкой спросил меня: «Ну что – офицером стал?», а я, тоже улыбнувшись, ответил: «Да нет, просто из окопа вылез». У меня и сейчас сохраняется это ощущение: пули свистят со всех сторон, снаряды рядом ложатся, но пока живой. А ведь я простой деревенский священник. Каково же тогда городским? Каково же тогда архиереям? Находясь «в окопе», никогда этого не почувствуешь, не познаешь. Из «окопа» другой ракурс.

И вот еще что: говоря об этих вещах (протестах, «верхах»), мы как-то за деревьями леса не видим. Глава наш Кто, Кто «наверху»? – Христос! Неужели Ему «хуже видно», чем нам?

– Не уверен.

– Да еще, знаете, часто наше желание самим вершить судьбы Церкви очень напоминает мечты известного героя романа Ильфа и Петрова об издании книги «Васисуалий Лоханкин и его роль в русской революции».

– Припечатали, в общем. Но вы же сами говорите, что критика и обсуждения необходимы в жизни Церкви.

– Разумеется. Приведу только маленький пример. Живу в деревне и прекрасно знаю, что такое пчелиный воск, каковы его свойства (цвет, вкус, запах, пластичность и т.д.), его стоимость – воск, надо сказать, стоит дороже меда! И вот я, и вы, и все мы видим на прилавках свечных ящиков, больших и малых церковных магазинов, на епархиальных складах так называемые «восковые свечи» – не знаю, из чего они, но только не из воска. И делайте со мной, что хотите, – но это обман. Это ложь. Ложь, которая присутствует всюду, где предлагают такие свечи.

Мне один раб Божий сказал: «Тебе не всё равно? Ведь эта свеча горит так же, как любая другая, какая разница, из чего она…»

Дело в том, что Церковь – одно из немногих, а может быть – и единственное место, где пока еще сохраняется, если можно так сказать, естественность, натуральность, что ли. Где важен голос служащего, или поющего, или читающего, не усиленный микрофоном, где вино настоящее используется, а не суррогат, где предпочтение отдается единственному имеющемуся колоколу, в который, когда положено, «клеплет» звонарь, а не компьютерному карильону, управляемому из алтаря нажатием кнопки на пульте. Католик облатки для причастия (даже специально для диабетиков!) может купить в любом супермаркете, а мы просфоры для Литургии сами печем – знаем, на чем служим.

Ну, если так хочется подороже продать эти свечи, придумайте что-нибудь, но не врите! Это все равно что пластилин в фантики завернуть, назвать это «Трюфель» и продавать по цене этих конфет. И самое удивительное: все молчат, всех этот «воск» устраивает – и продавцов, и покупателей… Так и написано на этикетке: «Воск»… Кто заставляет это писать?

Подрясник нужно было заменить, и пришлось купить «хэбэшный», простенький, не очень ладно скроенный (пришлось немного переделать) кусок тряпки – за 9500 р. Столько стоит приличное драповое пальто… Простой подсвечник дороже современного ноутбука… Откуда у деревенского священника такие средства?

Критика и обсуждения, конечно, нужны – но только конструктивные и на основе любви​

– Это вы только навскидку назвали и сразу – а сколько всякого зла еще…

– Зол много, но хуже всего для Церкви роскошь, избыточная и совершенно не нужная. Прежде всего роскошь вызывает справедливый протест как внешних людей, находящихся вне церкви, так и внутренних – чад Божиих.

Критика и обсуждения, конечно, нужны (все мы люди, и все мы не совершенны), но только конструктивные и на основе любви, иначе – это просто склоки, ругань и озлобленность. Без любви – какое же это христианство, какая же это Церковь?

– Без любви получается диалог в стиле «А сам кто такой?», по-моему.

– Точно. И Христа тут не увидишь. Так и заходит солнце во гневе нашем (ср.: Еф. 4: 26). Что грустно.

С благодарностью примем любую помощь. Денежные переводы можно посылать на карту:

  • номер карты Сбербанка: 4276 6300 1794 1462

или Почтой России по адресу:

  • 172892, Тверская область, Торопецкий район, почтовое отделение (п/о) Выдры, деревня Юханово. Новиков Алексий Николаевич, священник, настоятель Свято-Троицкого храма д. Озерец благочиния Торопецкого района Ржевской епархии.

Сообщайте ваши святые имена – будем о вас молиться!

Наши телефоны:

  • +7 (48268) 25-182;
  • +7 (910) 930-20-03;
  • +7 (911) 359-36-11.

Со иереем Алексием Новиковым
беседовал Петр Давыдов

12 июля 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Мытарство 12-е — гнева и ярости Мытарство 12-е — гнева и ярости
Протоиерей Олег Стеняев
Мытарство 12-е — гнева и ярости Воздушные мытарства. Мытарство двенадцатое: «Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа»
Цикл «Путь всей земли». Беседа 14-я
Протоиерей Олег Стеняев
Противостоя мысленным гневливым движениям, чревоугодию противопоставим пост, сребролюбию — благотворительность, а тщеславию — смирение.
Выше – истина Христова Выше – истина Христова
Игумен Нектарий (Морозов)
Выше – истина Христова Выше – истина Христова
Игумен Нектарий (Морозов)
Христианство призывает к стяжанию добродетели послушания, и этим, казалось бы, ограничивает нашу свободу. Так ли это? Кому и чему необходимо быть послушным? В каких ситуациях христианин может проявить непослушание? Как послушанию научиться?
Вспыльчивость и ее преодоление Вспыльчивость и ее преодоление
Валерий Духанин
Вспыльчивость и ее преодоление «В гневе начал царь чудесить…»
Вспыльчивость и ее преодоление
Валерий Духанин
Господь всех нас ставит в ситуации, раскрывающие нам наше подлинное внутреннее содержание. Мы видим свою внутреннюю неправоту (она-то и проявляется во вспыльчивости), преодолев которую обретем внутренний мир.
Комментарии
алексей новиков17 июля 2017, 20:01
Если унижают слабого,его достоинство,и в ход идут уже такие термины, как "опустят" и "зачморят",надо слабого защитить.Если меня самого,как слабейшего,унижает сильнейший(обычно их несколько,в одиночку боятся),унижает достоиство Божие во мне,буду защищаться,даже если пострадаю,и буду прав.Греха в этом не вижу.И тому,кто пытался унизить,на пользу пойдет-в следующий раз не станет провоцировать.Но,повторюсь,есть другой путь-смириться "до зела",до предела,он доступен только очень силным духом людям, но реален-святые и сейчас рядом с нами живут.Простите,что задержался с ответом!
Александр15 июля 2017, 13:56
Позволю немного срезюмировать. Батюшка Алексий, если я понял правильно, говорит о том, что к смирению в полном, христианском смысле готовы немногие - дано это только достигшим высот святости. А учение о смирении дано нам как идеал, к которому нужно каждому стремиться, чтобы не впасть в грех гордыни.Правильно, батюшка?Но поскольку мы - не апостолы, а грешные, можем защищать свое достоинство разными способами,т. е.отвечать грехом на грех.Но по словам р. б. Вероники,человек создан с царским достоинством, т. е. по образу и подобию Божьему и его оскорбление - богохульство, на которое можно и нужно отвечать тоже всеми адекватными способами и это не должно считаться грехом. Так как же быть?
Юлия14 июля 2017, 21:02
P.S.Во многих школах сейчас группируются по следующим принципам: сила, знание игр и умение играть. Если интереса к этому нет – сразу возникают проблемы. На мой взгляд, позволять себя опускать так, как пишет Александр, недопустимо. Так же недопустимо позволять калечить себя убийце – мы тем самым провоцируем его, создаём условия для его греха и погибели. Серафим Саровский – особый случай, а нам, как верно говорит о. Алексий, до апостола Павла и св. Серафима очень далеко.
Юлия14 июля 2017, 21:00
Вопрос актуальный, у многих сыновья - подростки, пойдут в армию – возможно повторение ситуации.Но разве дети не сталкиваются с чем-то похожим в школах? В школе сын завоёвывает авторитет знаниями. Но здесь есть обратная сторона – зависть. Поэтому за себя нужно уметь постоять. И ребенку, воспитанному на христианских ценностях грозит (по словам Александра Нотина, «Переправа») самое настоящее мученичество, причём не только со стороны детей.Обстановка в современной школе не сильно отличается от детдомовской, о которой пишет Александр Гезалов http://www.pravoslavie.ru/104731.html. Надо искать друзей, без них, как говорит Саша, «зачморят». Обратишься к учителю – станешь доносчиком.
Юлия14 июля 2017, 16:24
Александр, тут на сайте есть статья о мальчике, думаю там найдете ответ на Ваш конкретный вопрос (ситуация с утюгом и т.п.): http://www.pravoslavie.ru/104731.html Отцу Алексию: молитва - самое драгоценное, но Юлия - это не моё имя, это имя моей усопшей бабушки, которая меня крестила. Позвольте и нам молиться за Вас.
священник Алексий Новиков14 июля 2017, 15:31
Ксении:Читаю апостола Павла,но как он жил,жить не могу.Что же мне,бросить все?Но ведь я не апостол Павел!У меня своя жизнь,свои путь, свои заблуждения и поражения,свои открытия и победы.Бог ведь нас не по трафарету создавал.Наша жизнь=наша вера-это область потрясаюшей неотъемлемой свободы,пользоваться которой нас нигде-ни в семье,ни в школе и т.д.-не научили.Я могу32кг-гирю поднять, а вы нет.Одних книг мало,нужет собственный опыт использования богоданной свободы+совет того,кому доверяешь.Я священником не родился, меня в 30 лет к первому причастию старший,более опытный друг привел.А мир в сердце от неподъемной тяжести не появится.Надеюсь на продолжение беседы и раскрытие этих вопросов!
Александр14 июля 2017, 13:40
Да, Ксения, чувствую, что мы с вами не одиноки с такой проблемой.И то же самое я испытываю - чем больше вникаю в вопросы веры, тем больше их возникает. Самое страшное - начинаешь понимать, что невозможно найти ответы на простые житейские вопросы, в том числе и тот, который мы с вами подняли. И задать их некому...Прости меня, Господи!
Ксения13 июля 2017, 23:55
Присоединяюсь к Александру! Тоже начиталась о самоуничижении и самоукорении, особенно поразили такие слова, что самоукорение рождает мир в сердце. У меня наоборот, начинаю зацикливаться на своих проступках, от этого чувствую себя никчемной и ни на что не способной ни в жизни, ни в работе. Из смирения (смиренничания?), стремилась помогать всем вокруг, в итоге навалила на себя такую прорву обязанностей, которую просто не смогла выполнить... чем дольше изучаю нашу веру, тем все кажется более запутанным и сложным.., буду благоларна за пояснения!)
Иоанна_13 июля 2017, 22:48
Александр, вы вспомните, как "оттягивались" римские охранники на Безответном Господе, как Его били, заушали и об одежде Его метали жребий. Надо о том только переживать, чтобы ничем не обидеть Бога. А всё остальное, в том числе и мнение людское - это пыль, которая только того заслуживает, чтобы её сдуть и в следующую секунду забыть о ней.
священник Алексий Новиков13 июля 2017, 22:34
Саша,я бы так рассудил:Господи,я тебе доверяю. Ты всегда со мной.Служба в армии, хоть и трудна,но свята,не даром солдат и священник "служат",а не "работают"),и хотя сейчас прапорщик мне и вредит, но я же СЛУЖУ,а не отлыниваю,и совесть моя спокойна. А не Ты ли это рядом,а вовсе не прапорщик? Не Ты ли таким образом учишь меня тепению,которого так мне не хватает? А дальше жить так, как подскажет седце в ответ на этот вопрос. Да - значит да, нет - значит нет.Все просто. Дорогие наши помощники, сердечно всех благодарю! Молюсь о вас. Пока есть возможность вынимать на проскомидии частички за каждое имя, давайте её использовать! С любовью о Господе, иерей Алексий Новиков.
р.Б.Вероника13 июля 2017, 22:14
А можно мне тоже ответить р.Б.Александру? Думаю, в любом человеке от образа Божьего сохраняется царское достоинство. И вот его-то нужно в любом случае защищать, никому не дозволено его оскорблять и, тем более, не позволительно оскорблять самому( я сейчас про жизнь в миру - работу, армию и т.д.)Это,даже при всей любви к врагам,борьба против греха, а не против человека. Простите, отче, может я не права.
р.Б.Вероника13 июля 2017, 21:59
Спаси, Господи за интересную беседу - нам всем во вразумление!Дай Бог доброго здравия о.Алексию и р.Б.Петру - глубокие вопросы и мудрые ответы.Сразу понимаешь, насколько несовершенна в своих попытках стать лучше.
Юлия13 июля 2017, 18:26
По рассуждении, любовь к врагам (не личным, разумеется) может иметь разные формы в зависимости от действий врага и наших немощей: кого пожалеть, за кого помолиться, кому подсказать, с кем перестать общаться, кого обличить, а кого – в тюрьму посадить. Как бы иначе государство русское укрепилось и выжило в борьбе с язычниками, масонами и т.п.? Разве наши текущие дела - это основание закрывать глаза и не интересоваться историей и судьбами Отечества?
александр13 июля 2017, 17:32
Спаси Господи за ответ, батюшка! Общий смысл вашего ответа, мне кажется, я понял. Но проявить унижение перед игуменом, присутствие которого напоминает о Боге - это одно. Понимаешь, что смиряешься не перед ним, а перед перед Богом. А как быть, если прощаешь насмешки, игнорирование и просто на тебе "оттягиваются" те из окружающих, которые видят твою безответность. Меня так в армии прапорщик "загнобил". Что делать в таких случаях, молиться?
рбМарина13 июля 2017, 14:20
СПАСИ ГОСПОДИ о АЛЕКСЕЯ и ПЕТРА!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ в СЛУЖЕНИИ и в ДЕЛАХ ВАМ и ВАШИМ РОДНЫМ!!!ПРОСТИ НАС ГОСПОДИ И ПОМИЛУЙ!!!
священник Алексий Новиков13 июля 2017, 11:41
Саша, здравствуйте! Мне Господь самолично не являлся, Его вижу в людях, окружаюших меня. Поскольку мы, люди, не статичны, то четких границ между смирением и унижением для меня нет. Вспоминаю житие, как одному святому, просящемуся в монастырь, игумен бросил хлеб на пол (для проверки его намерений), а тот, уподобляясь псу, на четвереньках подполз и стал есть. Это-большая высота, которой я не достиг. Когда ударят по щеке, Господь велит подставить другую. Велит Он и врагов свох любить... Для этого нужно, чтобы Он жил во мне, тогда это возможно и спасительно, иначе - все мимо, сплошная беспросветная гордость, пусть и не заметная окружающим... Не знаю, насколько "квалифицированно" сумел сказать...
Александр12 июля 2017, 13:11
Вопрос, на который никак не могу найти ответа - где граница между смирением и самоуничижением? Может, смиряться нужно только перед Богом? Очень хотелось бы получить квалифицированный ответ от батюшки.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×