«Забытый» грех лакомства

Началась подготовка к Великому посту. Время духовного совершенствования призывает нас оставить житейские заботы (насколько это возможно) и устремить все свои мысли в глубины души. В деле мирских ограничений не последнюю роль играет воздержание плоти от излишнего потребления пищи. Нам это кажется самым понятным: исключи мясо, рыбу и молочное из рациона – и дело с концом. Однако за этой простой формулой мы забываем «утонченную и изысканную» страсть, способную ужалить ядом всё наше великопостное намерение.

Страсть лакомства имеет и более отрезвляющее название – гортанобесие. Это некрасивое и даже страшное слово уже само по себе довольно точно раскрывает всю глубину греха. Наша гортань, полная вкусовых рецепторов, в погоне за самоуслаждением вслед за чревом вопиет к человеку: хочу вкусненького! Много, часто, иногда уже и без осознанного участия человека. Каждый из нас может вспомнить свою привычку съесть на несколько конфет больше, регулярно заказывать в кафе один и тот же салатик, с наслаждением по несколько раз в день смаковать кофе. Нам кажется, что наша маленькая гастрономическая приверженность вряд ли серьезно повлияет на дело спасения (или не повлияет вообще). Но это не совсем так.

Преподобный Иоанн Лествичник призывает на время поста исключать всё, «что услаждает вкус»

Священное Писание говорит нам: «Не пресыщайся всякой сластью и не бросайся на разные снеди» (Сир. 37: 32). О необходимости питаться просто, без сытости говорят и святые отцы. Например, преподобный Иоанн Лествичник призывал на время поста исключать из своего рациона всё, «что услаждает вкус». В этой связи довольно странным кажется появление в продаже соевых и так называемых «постных» продуктов –заменителей белковых. Еще более странным кажется спрос среди православных на эти продукты. Наш современник старец Паисий Святогорец 18 лет ел одну лишь капусту. Таким образом он стремился победить страсть гортанобесия. Пожалуй, для мирян этот пример нельзя назвать абсолютом для подражания. Но задуматься о том, насколько серьезно греческий старец относился к борьбе со страстью лакомства, безусловно, заставляет.

Чревоугодие преподобный Иоанн Лествичник называет главой всех пороков. Именно потому пост человека начинается с ограничения себя в пище, в попытках взрастить противоположную добродетель воздержания. Через излишнюю любовь к еде мы рискуем нарушить вторую заповедь Бога: «Не сотвори себе кумира». Апостол Павел в одном из своих посланий резко говорит о страстных приверженцах чревоугодничества: «Их бог – чрево» (Флп. 3: 19).

Казалось бы, такая мелочь! Нет, в духовной жизни мелочей не бывает. Вода камень точит, и маленькая привязанность может стать причиной более серьезных духовных потрясений. Например, ссор и конфликтов от возрастающего самолюбия.

Английский король Генрих VIII вошел в историю не только как тиран и церковный реформатор, но и большой гурман. Завтрак самодержца начинался в 6 часов утра. Он съедал шесть пирогов, мясо и выпивал бокал эля. Обед англичанина состоял из 20 блюд, а кухня занимала 50 комнат. Любовь к сладкому быстро лишила короля зубов, а обхват его талии составлял 137 (!) сантиметров. Чревоугодие короля сказывалось на всем его образе жизни. Он был жесток и своенравен, круто расправлялся с политическими оппонентами (считается, что в правление Генриха VIII было убито 72 000 человек). Король был женат шесть раз, сластолюбие заставило его разорвать общение с Ватиканом и самолично возглавить Англиканскую церковь. В Великий пост английский монарх вместо свинины и говядины употреблял жареный хвост бобра и мясо морской свинки. Необузданное чрево Генриха VIII определило судьбу английского народа и частично повлияло на мировую историю. Король ел не по расписанию, а по зову желудка. И очень любил полакомиться.

В Евангелии есть слова: «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2: 16). Что же такое похоть плоти? Ответ дает нам преподобный Антоний Великий. Святой говорит, что «похотью плоти» называется пресыщение чрева, за которой следует блудная страсть. Действительно, излишнее питание плоти, ее любление (в том числе и смакование пищи) приводит к самолюбию, а здесь уж и открываются врата для разного рода грехов, в том числе и смертных. Вкусно поел – чем бы еще насытиться?

Лакомство может стать причиной и уныния, и даже забвения Бога, и потери благодарности Ему

Наверное, от прочитанного кому-то станет грустно и даже немного страшно. Что, совсем не есть? А как же дети? А праздники? Воскресные дни? Но мы ведь призваны к «царскому пути», отвергающему крайности и призывающему к рассуждению. Лакомство в своих высших формах может становиться причиной уныния и даже забвения Бога, потери благодарности Ему. Ведь каждый кусочек, который мы употребляем в течение дня, – это дар Бога нам, и за дар этот мы должны быть благодарны. Но лакомая пища способна пресытить и притупить в нас это чувство благодарности Богу. Даже и в пост, когда «тамбовская картошечка с лучком» регулярно меняет приправу, способ приготовления и добавки. А вот питание скромной и простой пищей с добавлением изысков в воскресные и праздничные дни – чем не «приправа» к церковному торжеству! И даже способ поднять настроение, вырваться из лап уже, возможно, охватывающего уныния.

Господь призывает нас радоваться. А современный мир, вернее, его парадигма пресыщения лишает нас возможности наслаждаться вот этими маленькими радостями и славить Бога, благодарить Его.

Мир живет, чтобы есть, работает, чтобы есть и отдыхать, и снова работает, чтобы есть. Лакомство может привести к расслабленности и увести христианина от важнейшего, особенно в пост, делания – молитвы.

Лакомство превратилось в наши дни в самый настоящий четко спродюссированный культ со всеми необходимыми атрибутами. Хочется это кому-то слышать или нет, но рестораторы играют на наших низменных инстинктах, покупая чрево вкусом, калорийностью, комфортом обстановки и лишающей бодрствования музыкой. В одном из своих интервью архимандрит Рафаил (Карелин) отметил, что менталитет современных христиан «подвергся разрушающему реактивному облучению». Действительно, среди нас сегодня ведутся горячие споры: от мiра или в мiр? И, последнее, к сожалению, побеждает. Отец Серафим (Роуз), этот пламенный американец, в 70-е годы XX века явственно видел ту синтетику, которая должна была утвердиться в России не ранее, чем через 30 лет. Он с печалью говорил и о музыке в торговых центрах, и о повседневных занятиях простых людей…

Увы, сегодня мы отнюдь не всегда готовы воспринимать тот факт, что мир с его законами далеко не христианский. Это не значит, что от него нужно закрыться за глухими дверями. Но смена парадигмы мироустройства с теоцентричности на буквальный гуманизм нанесла серьезный удар по всему человечеству именно в деле спасения, сделав многих людей глухими к словам Священного Писания. В кратчайшее время увеличилось количество и уровень соблазнов, оттого возросли и споры по поводу отношения к ним в церковной среде.

Человеку нужен праздник – иногда можно сходить и в ресторан, встретиться с братьями и сестрами во Христе, отметить Пасху, Рождество, другие какие-то праздники. Но и посреди самого застолья важно помнить о тех маленьких пакостях лукавого, заготовленных нам во вроде бы безобидных вещах.

Впереди Великий пост – самое благодатное время для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.

Владимир Басенков

14 февраля 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
4-е воздушное мытарство – чревоугодия 4-е воздушное мытарство – чревоугодия
Прот. Олег Стеняев
4-е воздушное мытарство – чревоугодия Воздушные мытарства. Мытарство четвертое – чревоугодия
Цикл «Путь всей земли». Беседа 6-я
Протоиерей Олег Стеняев
О том, чем опасно чревоугодие с духовной точки зрения, как поступать, если ближайшие родственники любят устраивать «праздники желудку», и чей пример поможет укрепиться в воздержании.
О чревоугодии О чревоугодии
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Оптинские старцы видели духовные причины чревоугодия, пьянства и курения и советовали искать исцеления частой исповедью, причастием, молитвой и чтением Евангелия, понуждением себя к смирению и неосуждению.
Ч. 5. Чревообъедение<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Ч. 5. Чревообъедение
Восемь смертных грехов и борьба с ними

Свящ. Павел Гумеров
Ч. 5. Чревообъедение<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Часть 5. Чревообъедение
Восемь смертных грехов и борьба с ними
Священник Павел Гумеров
Пресыщение чрева не только не позволяет думать о Боге и молитве, но и очень мешает хранить себя в чистоте. «Кто наполняет чрево и обещается быть целомудренным, тот подобен утверждающему, что соломой остановит действие огня. Как невозможно соломой удержать стремительность разливающегося огня, так невозможно пресыщением остановить жгучее стремление непотребства», – говорит подвижник IV века преподобный Нил Синайский.
Комментарии
Татиана18 февраля 2018, 18:42
Очень значимая статья!Полностью согласна с автором.Помоги нам всем,Господи!С наступлением поста.
Андрей17 февраля 2018, 12:56
Ольга, что оставила комментарий 16 февраля 2018 в 10:56, во-первых у современного человека много проблем с обменом веществ; во-вторых мера "на глазок да по ощущению" подводила во все века. Больше того, традиции правильного питания утрачены во многих семьях, а в школе этому фундаментальному предмету не учат. Вот и получается, что сократив белковую пищу человек добирает физиологическую норму килокалорий углеводами да жирами, где уж тут думать о каком то балансе. Добавьте сюда же дефицит времени, повышенную нервно-психологическую нагрузку и особенности ассортимента в магазинах. Надеюсь это не очередное открытие Америки?
Ольга16 февраля 2018, 10:56
Кто-то «постится» ради похудения. Мне непонятно, как полнеют во время поста. Если я начинаю хуже питаться, меньше есть –я мгновенно теряю вес. Глядя на упитанного, розовощекого человека, я никогда не поверю, что он постится. Кто поправляется во время поста, попробуйте несколько раз в неделю проходить на лыжах или пешком километров 10 – стопроцентно потеряете лишние «постные» килограммы. И настроение улучшится, и станут посильнее Заповеди Божии.
Ольга16 февраля 2018, 10:55
Как радостно читать, что у нас много здоровых людей, которым организм позволяет употреблять бобовые,капусту,грибы,соленья…! Меня ни одна статья - даже на любимом сайте - не переубедит в том, что пост в еде только для тех, кто здоров и имеет возможность полноценно питаться вне постного времени. Знаю людей, замороченных на постном питании. Любвеобильнее они не становятся. Скорее - наоборот. Жалко их. Особенно тех, кто горделиво говорит: «Я пощусь!»
Катерина 16 февраля 2018, 01:20
А вот по поводу веса после постов - теряю 1 - 1,5 кг. Вероятно, калорийность уменьшается за счет исключения определенных продуктов.
Катерина 16 февраля 2018, 01:10
Уважаемая Наталья -за сою простите) действительно дело вкуса. Про духовные достижения или потери в унисон (как впрочем и во всем остальном в унисон) говорят наши святые подвжники, что гордыня мать всех грехов. И посредством непобжденной гордыни ничтожаются остальные уже почти приобретенные духовности. Если поститься внутренне ропща против, то и не будет приобретений. Если же внутренне согласиться с тем, что не пост строг, а моя конкретная поломанная когда-то давно чужим даже плодоядением душа не в состоянии преодолеть такой малости и хоть чем-то порадовать в Вечности своего Создателя - то и вроде как что-то небольшое, да достигается. Ключ в смиренном принятии и поста тоже."се раба Господня"
Ольга15 февраля 2018, 22:22
Большое спасибо за статью. Полностью согласна. Очень своевременно, логично и доходчиво
Ольга15 февраля 2018, 22:04
Нужно питаться так,чтобы пища не вгоняла человека в уныние, а поднимала ему настроение.Но нужно знать меру. Если у человека хорошее настроение,он любит весь мир. А человек голодный безрадостен и зол.Среди моих родственников и близких знакомых не знаю тех,кто объедается. Все питались и питаются довольно скромно, но у каждого, естественно, свой вкус. Неужели пример короля Генриха VIII так актуален?! И неужели есть корреляция между чревоугодием «королей» и ходом мировой истории?! Если так,то,кроме упомянутого Генриха VIII и Людовика XIV, также известного своим пристрастием к еде,никакие другие «короли» в мировой истории роли не сыграли. И много ли тех, кто имеет возможность есть"по расписанию"?
Алла15 февраля 2018, 20:46
Мне все-таки решительно непонятно, почему всегда говорят в таком контексте: "дашь себе послабление в том-то - и придешь к блуду". Как будто не существует женатых людей. Как насчет них? Разве супружеская жизнь, в том числе плотские отношения, не должны приносить удовольствие, радость? А значит должно быть и желание. Чему вечно постное настроение не способствует. Я повторюсь - да, ограничиваться в пост - естественно. Но наслаждаться жизнью, в том числе вкусной едой, когда пост закончился - точно также естественно. На то и есть пост и непост. А то такую унылую картину рисуют - дескать, православному удовольствия вообще воспрещены.
Вадим15 февраля 2018, 18:43
Наталия15 февраля 2018, 14:34 По состоянию здоровья питаться приходиться раздельно и с большими паузами со своего опыта могу сказать что все то что к нам попадает в рот Влияет на нас тем или иным способом,просто не все за собой это замечают.Святые отцы в этом отношение полностью правы,а лакомство душе вредит так же как и пьянство одного поля ягодки.Пост нам нужен чтобы начать а после уже закрепить а по другому с малым грехом нельзя.
Ольга15 февраля 2018, 18:34
Поставлю-ка я этой статье единичку!Потому как не в лакомстве дело,а в настроенности человека работать над собой,т.е.,бороться с грехами.Если нет такого настроя,то действительно,что капуста,что мясная котлета - все одно,на душевное состояние человека они не действуют никак.Ни хорошо,ни плохо. Жареная картошка,для меня лично,больше вкуса имеет,чем свиной стейк.По логике автора,мне нужно весь пост мучить себя свининой,а встречу с картошечкой с огурцом отложить до Пасхи. Каждый избирает себе меру поста."Ядый не ядущаго да не укоряет: и не ядый ядущаго да не осуждает". Вы попробуйте,хотя бы этот посыл апостола Павла выполнить. Я такой постник великий, а вот он! съел! конфету шоколадную!
Наталия15 февраля 2018, 14:34
Катерина, к Богу в душе я обращаюсь перед каждым постом в последние годы. И во время постов тоже. Но духовной пользы лично мне пищевой пост вообще не приносит. Какие были грехи, такие и остаются. Поэтому действия поста как инструмента я не вижу вообще. Но поститься буду, надеюсь все же на лучшее. По поводу сои. У меня специальная диета, рекомендованная специалистом. И засилью углеводов, как это бывает в пост, в ней нет места. Собственно, я и набрала вес по причине того, что в посты мы лопаем почти одни углеводы, а посты длятся более полугода. Так что, кому капуста, а кому - соя. Я вам ничего не навязываю. С Богом.
Евгения15 февраля 2018, 12:52
Ближе всех к существу дела Сергей в комм.(14.02.18,21:57) о профанации. / Наталии (14.02.18,14:36). У меня точно такие же вопросы, как и у Вас. И такие же выводы. Хочу написать на вот это предложение: "А нам, в т.ч. в данной статье говорят, что пищевой пост способствует борьбе со грехами". Мне как-то на вопрос о посте один священник сказал, что не слушаться Церкви (в частности,о посте) нельзя. / Говорят, что умение слушаться очень высокая добродетель. Может, она и другие добродетели подтягивает? И когда начнешь слушаться, может, все грехи станут меньше терзать? Может, смысл поста для мирян в привитии привычки слушаться? При этом прав Сергей: настоящий пост - война не на жизнь, а на смерть.
Иоанна_15 февраля 2018, 10:30
Сергей, возможно, для вас это будет откровением, но пища, по крайней мере, в том виде и в том количестве, которое принято за норму в нашем обществе, вовсе не является источником здоровья. Подсчёт белков, жиров, углеводов - это всего лишь одна из многих теорий питания, весьма условная, но на данный момент господствующая в медицине. Есть последние исследования, согласно которым клетки человеческого организма самоочищаются и обновляются именно в периоды голода (за это открытие в прошлом году была присуждена Нобелевская премия). Самое лучшее - чередование обычного питания с длительными периодами ограничений. Так что и с точки зрения здоровья аскетическая практика - самое лучшее.
Катерина 15 февраля 2018, 01:05
Поэтому, уважаемая Наталия, попробуйте перед самым началом поста... обратиться к Богу в душе. Просто обратиться. И высказать все, что Вы думаете об этом пищевом посте. Но... "по слову Твоему закину сеть". Смиренно так. Это непременно! Раз попущенно было установить их на земле в такой тягостной для многих череде и сложности - значит, есть и Смысл. По крайней мере Рождественский пост принес избавленице от одного грешка, от которого мне желательно было избавиться (Вы спрашивали, помогает ли... ну да).
Катерина 15 февраля 2018, 00:54
По поводу ценности соевых продуктов в качестве носителей белка - растительные белки усваиваются плохо или вообще не усваиваются. Ценность мяса в наличии в нем определенных аминокислот, которые есть только в мясе. Какая-то особая их ценность позволяет усваиваться и белку. Азиаты вероятно "заточены" метаболизмом на продукты их широт. Как и мы на наши и наоборот. Я сою видеть уже не могу! Этот её особый мерзкий привкус еще... уж лучше честные кислая капуста и картошка жаренная.
Катерина 15 февраля 2018, 00:48
Вообще-то автор прав, тему затронул практически целину непаханную. Чрезмерное наслаждение (чем-либ.)К сожалению, лишь затронул, зачем-то отругав невинное растение семейства бобовых на протоптанную не тропинку даже, а четырехполосное шоссе :) все, ВСЕ душеспасительные тексты посвященны эдак процентов на 90% именно греху чревоугодия. Обжорства. Может, потому что основная масса людей никогда не надоедалась досыта, бедствуя основную часть времени и радуясь хлебу с маслом на столе? (Отсюда и выражение про "на хлеб с маслом" - предел мечтаний... эх)какие уж там соловьиные язычки и комариные крылышки:) полуголодная паства со втянутыми щеками бы просто не поняла, о чем речь.
Алла15 февраля 2018, 00:25
Георгий: "Лакомство также способствует блуду, гневу, раздражительности." Наоборот, отсутствие вкусной еды способствует гневу и раздражительности. Что касается блуда - а как насчет супружеской жизни? Супруги должны желать друг друга, и супружеская страсть - это хорошо, а не плохо. "Если не убрать лакомство спастись не получится." Это просто смешно. "Если не уберете сами, а Бог захочет вас спасти, то пошлет вам такую болезнь, при которой вам придется отказаться от лакомства." Вы желаете мне болезнь? Да как вам не стыдно! Очень по-христиански! Вот и сравните, что вы выдали тут мне на мой "грех" - любовь к вкусностям. Вы куда больше нагрешили.
Иван15 февраля 2018, 00:14
Думаю, вполне достаточно борьбы с чревоугодием. Надо же, слово какое придумали - гортанобесие)) Впадают в крайности. Такое бывает, когда вера переходит в фанатизм. Нет ничего зазорного в том, чтобы питаться полезно и вкусно, на то нам и даны Господом эти самые рецепторы. И постная пища может быть аппетитной, главное мера. Всем помощи Божией.
Диана14 февраля 2018, 23:58
По-моему тут слегка увлеклись обсуждениями о сластолюбии, обжорстве и гартанобесии, и о предстоящем Великом посте. Но давайте вспомним что все посты - включая Великий - могут быть во многом смягчены в случае болезни человека.Еслита или инаяеда небходимы человеку для поправки здоровья то ему МОЖНО ее есть...Во всяком случае пока этот человек болеет.
Сергей14 февраля 2018, 21:57
Для многих, это будет откровением. Но монашеская аскетика (серьёзная), не приводит к укреплению здоровья и продолжительности жизни. Прп.Паисий Святогорец, отказывался прервать сугубый пост, при ухудшении здоровья. Врач велел, а он отказывался. С болью,кровью и потерей здоровья, аскеты отвоёвывали у плотяной души, место для духа. Это реальная война не на жизнь, а на смерть. Автор рассказывает о методах ведения этой войны. А вот нужна ли она вам? И если нужна, то в какой мере - это сугубо личный выбор. Как бы хотелось укрыться от этой войны, за формальным соблюдением постного меню. Но это профанация. Лучший индикатор того что мы постимся, это "безрадостная" посадка за стол. Но это не для всех
Ксения14 февраля 2018, 21:29
Да... Очень серьёзно и актуально! Во всяком случае, для меня... Всё никак не могла определиться с причинами особого интереса к еде - всё оказалось не очень сложно. Впервые слово такое узнала -гортанобесие! Не могу не согласиться с теми, кто опасается болезней- сама такая! Однако для решения подобных вопросов есть добрые советчики - батюшка ничего не посоветует во вред, в том числе, и касаемо поста для болящих. Спаси, Господи, автора за своевременное вразумление!
р.Б14 февраля 2018, 20:58
для Наталии 14 февраля 2018, 14:36 В посты организм замедляет свою работу, а ум становится яснее. Движения делаются неторопливыми, основательными, экономными. Исчезает какая-то суетливость из тела и ума. И на многие промахи ближних смотришь как бы отстранённо: лишний раз не доказываешь свою "правоту", не поправляешь в мелочах. Меньше спишь. Разве не так? А если так, то духовная польза от поста есть.
Александр А14 февраля 2018, 20:15
Наталье 14 февраля 2018, 14:36 Понимаете в чём дело, пост является не самоцелью, а инструментом для покаяния, кроме него есть другие инструменты для борьбы с грехами: молитва, воздержание языка(не осуждение), милостыня и т.п. Ещё есть такой момент, который присущ нам всем православным в той или иной мере - это теплохладность; наберите в поисковике здесь на этом сайте это слово, почитайте, я думаю это будет ответом на Ваш вопрос... Я сам соблюдаю все посты и среду с пятницей, но увы-увы очень далёк от совершенства...
Елена14 февраля 2018, 19:30
Добрый день! Для меня очень важны такие статьи. Как холодной водой окатить, омыть. Я грешна обжорством без сытости - это когда ем до горла. Ем быстро, заглатывая и давясь. Сейчас даже вкусы не совсем различаю как раньше. Бороться очень тяжело. Господи, помилуй! Помоги должным образом провести Великий пост!
14 февраля 2018, 16:49
Все понемногу правы. Спасибо Господи за всё и за разум особо.
Георгий14 февраля 2018, 15:50
Алла14 февраля 2018, 02:48 Я не согласна к такому отношению к еде. Дело в том, что лакомство есть заедание уныния, которым поражены люди. Если не убрать лакомство, то не получится начать борьбу со страстями. Лакомство также способствует блуду, гневу, раздражительности. Если не убрать лакомство спастись не получится. Если не уберете сами, а Бог захочет вас спасти, то пошлет вам такую болезнь, при которой вам придется отказаться от лакомства. Другого пути - нет.
Прихожанка14 февраля 2018, 15:24
По ТК "Спас" довольно часто идет передача "Православная кухня", по-моему. Ув. монахи демонстрируют процесс приготовления разных блюд, в основном, постных. Я иногда хватаюсь за голову: ничего себе, "постные блюда" (простите,без всякого осуждения). Просто на такие деликатесные ингредиенты у меня не хватит денег.И потом, действительно, для кого какая эта "гортанобесия". Когда батюшка на исповеди посоветовал мне, что есть при болезни, я сжала губы, т. к.мне было стыдно: на такую пищу моей пенсии тоже не хватит.Ну разок- другой побалуюсь, и все. И сейчас я на лечении. Хочу держать пост, но как бы не свалиться совсем. Живем на севере.Все дорого, на крупах не протянешь. Это что, "забвение Бога"?
Николай Тихонов14 февраля 2018, 15:13
Людей главное не кушайте.
Наталия14 февраля 2018, 14:36
Кстати, хотела сказать. Пощусь всеми постами не первый год. Но никакой духовной пользы от пищевого поста не вижу вообще. Что котлету съем, что капусту - как были те же грехи, так и остаются. Разницы ноль. А нам, в т.ч. в данной статье говорят, что пищевой пост способствует борьбе со грехами. Но в реальной жищни этого нет вообще. Совсем. И так еще у многих, я спрашивала. Кто-нибудь знает, почему пищевой пост на деле не приносит никакой духовной пользы?
Павел14 февраля 2018, 14:33
Страдаю от сего греха, спаси Господи за материал. Учту на ближайшее будущее.
Н.М.14 февраля 2018, 14:27
Спасибо Владимир, просветили. Не понял про грызунов - бобра и свинку. Их можно в пост или это послабление?
Надежда14 февраля 2018, 13:20
Искренне считаю,что пост должен быть "по силам". Может кто-то впервые будет поститься и для него и просто продержаться вкушая постную колбасу уже подвиг. Все таки это длительный пост и силы и обстоятельства у всех разные. Уж наверное лучше поститься и есть постную колбасу чем не поститься вообще. Все индивидуально. В монастырской кухне то же показывают очень разнообразные блюда и постные сладости. Это наверное личное дело каждого, но такие статьи настраивают на ограничения!
Андрей, 56 лет14 февраля 2018, 11:53
Статья актуальная, спасибо. В иное время и картошка с луком может оказаться поводом к гортанобесию (в первые два дня первой седмицы Великого поста, например). Правда, нельзя впадать в крайности, и нельзя осуждать других, более немощных.
Ольга14 февраля 2018, 11:47
А вот у меня перелом руки и нужно есть желе, холодец и творог, а не то плохо будет срастаться. Я в полном недоумении как поститься. Буду конечно больше молиться, читать псалтырь. Полагаю автор мне посоветовал бы все равно соблюдать пост.
Евгения14 февраля 2018, 11:08
Я бы добавила об отце Паисии. Еще один оттенок. «…огород отца Паисия. Правда, он выращивал не все виды овощей, а только те, которые не требовали дальнейшего приготовления. Остальные были несовместимы с его подвижническим образом жизни». (Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай. В каливе отца Паисия. http://www.pravoslavie.ru/95258.html)
рб Марина14 февраля 2018, 10:30
СПАСИ ГОСПОДИ ВЛАДИМИР за вразумление!!!ПРОСТИ ГОСПОДИ И ПОМИЛУЙ нас грешных!!!
Наталия14 февраля 2018, 10:01
Все так, но все равно как то грустно, с учетом того, что еда эконом класса в магазинах пластмассовая. Я например говядину уже давно не могу себе позволить из-за цены (да и не только её), а некоторые люди говядиной кормят домашних собак. В дикой природе животные сейчас питаются пожалуй получше многих людей, а мы едим круглый год одни отходы производства -курица надутая, молочные продукты искусственные, шоколад ненастоящий, из рыбных продуктов - караси да минтай в лучшем случае. Одно радует -можем купить хотя бы это, слава Богу за все!
Наталия14 февраля 2018, 08:24
Занимаюсь спортом, в связи с чем в пост буду есть так называемое соевое "мясо". Надо быть большим фантазером, чтобы назвать этот продукт "лакомством". С таким же успехом этим словом можно назвать сырую капусту. Не представляю, как соевое мясо может "усладить" вкус: оно безвкусное. Хоть какой-то вкус ему придают соль и приправа. А православные едят сей продукт, дабы не загнуться за 50 дней без полноценного белка, а не потому, что погрязли в "гортанобесии". Безвкусное и растительное соевое мясо и гортанобесие несовместимы. Давайте без крайностей. Кстати, непонятен запрет на молочное. Для меня кисломолочное - это лекарство для желудка.И какое там может быть гортанобесие,совершенно непонятно.
Виктория14 февраля 2018, 07:41
Спаси Господь! Перед Великим постом очень нужная статья. Отрезвляет и настраивает на нужный лад.
Алла14 февраля 2018, 02:48
Я не согласна к такому отношению к еде. Одно дело пост, тут понятно, что не нужно сильно изощряться, чтобы сделать еду повкуснее из постных продуктов. Потому что просто неправильно в пост слишком думать про еду. Но в остальное время лишать себя радости съесть что-то вкусное? Что плохого в том, чтобы лакомиться кофе или любимым салатом (такие примеры в статье)? Зачем лишать человека всех радостей в жизни? Одно дело избегать кутежей с выпивкой, избегать обжорства, и другое дело считать вкусную еду чем-то греховным.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×