Русская рулетка для сироты

Проблема адаптации сирот всегда стояла в России очень остро, даже тогда, когда отношение к сиротам было более лояльным, нежели сегодня.

Процент устроившихся в жизни сирот в прошлом был гораздо выше, чем сейчас. Многие состоялись, обрели семьи. В наше время все гораздо сложнее, отношение к сиротам колеблется от жалости до брезгливости. Одни считают их детьми алкашей и открыто презирают, другие сторонятся, третьи пытаются им помочь, но часто тем самым мешают набивать им шишки, без которых не сложится жизненного опыта.

Несамостоятельность сирот стала уже легендой, но откуда она происходит, задумываются немногие.

В советское время государство худо-бедно выполняло перед выпускниками детских домов свои обязательства. Система сопровождения какая-никакая существовала, потому что была гражданская ответственность отдельных сотрудников учебных учреждений, опек, общественников-добровольцев, оказывающих помощь в свободное время. Да и простые граждане были не чужды этой теме.

Сейчас чувство гражданской ответственности сошло на нет. Для многих сирот вопрос выживания в обществе стоит куда острее, нежели их товарищам по несчастью десятки лет назад. Ведь существует много факторов, которые формируют успешность того или иного сироты.

Часто таким фактором становится случайная встреча с каким-то интересным человеком, который сможет увлечь ребенка, отдать частичку времени, показать жизненные ориентиры, направить, наставить. В меняющемся обществе, СМИ, системах ценностей и отношениях между людьми ориентир без умного и тактичного наставника ребенку трудно найти верный жизненный путь. Ведь система жизненных вызовов ломает и взрослых людей, а тут – сирота, человек без корней и истории (от которой он часто сам же и отказывается).

Сложно и домашним детям, но сироты имеют гораздо больше проблем и пробелов в жизненных знаниях, низкий уровень компетенций, низкий уровень образования. С таким грузом сегодня крайне сложно самореализоваться. Кроме того, сироты совершенно не знают основ семейной жизни, правил поведении и культуры жизни. Это тоже влияет на адаптацию и успешность в будущем при создании семьи и поиске своего пути по жизни.

Мир в душе

И один из главных моментов успешности для сироты – это умение ладить с самим собой и своими эмоциями и знать, что это Рубикон, пути назад нет. Потому что если домашний ребенок захочет вернуться домой, он может это сделать и начать все с начала. Сироте начать с нуля куда труднее, чаще невозможно.

Из-за этого сироты часто отказываются от своего прошлого, отбрасывая его как ненужный атрибут. А между тем, умение использовать прошлое позволило бы им успешнее пройти те или иные проблемы, найти работу, устроиться в жизни.

К примеру, из сирот получаются отличные психологи, конфликтологи, психотерапевты, наблюдательные и усидчивые охранники, официанты, бармены, – то есть им подходят профессии с использованием того, что заложено в них за время пребывания в детском доме. Часто сироты не хотят говорить о том, что они росли в детском дома, считая, что это может повредить им. Они боятся неверного восприятия, забывая и не желая понимать, что это их история, их детство, и с ним необходимо жить и считаться. Нельзя бояться того прошлого, которое есть – ведь другого уже не будет.

Иждивение и конфликтность как фактор неуспешности

Важный момент заключается и в том, с каким мировоззрением сирота выходит за ворота детского дома. Если у него в голове сохраняется самоидентификация «бедного сиротки», которому все вокруг должны, то тогда адаптация становится русской рулеткой наоборот – в барабане не хватает только одной пули. Существует лишь небольшой шанс для успешной адаптации, которым сирота либо воспользуется, либо нет.

Чаще это приводит к неуспешности. Если рядом есть человек, который сумел разбить его требовательную «сиротскую машинку», то вектор жизни такого удачливого сироты будет иным, нежели у того, кто эту машинку в себе лелеет, как ресурс для добывания ресурсов.

А если такого человека рядом не окажется? Даже если сироте дано жилье или кто-то похлопотал за него перед работодателем, внутренний выстрел «иждивение» со временем сработает в нем, даже не прокручивая барабан, потому что не он сам решил тот или иной вопросы.

Успешность зависит и от того, насколько дружелюбен выпускник детского дома к тем, кто начинает его окружать: сокурсникам, комендантам общежитий и сотрудникам учебных заведений. Ведь известно, что часто сироты не желают решать конфликты иначе, как убегая от них или, что чаще, напротив, целенаправленно идя на него, чтобы попробовать занять доминантную позицию способом, который хорошо работает в детском доме.

В среде людей, выросших в семьях такое поведение приводит к очередным разочарованиям. Конфликтный сирота будет выдавлен из системы «на раз».

Привыкшие жить в тесном контакте друг со другом сироты не умеют жить в ином ритме без обязательств и привязанностей. Сироты дружат часто с первым встречным, потому что так научился в детском доме – все приходящие и живущие рядом люди спонсоры и друзья. Это чудовищно мешает ему в самостоятельной жизни: ведь у каждого есть личное пространство, границы. Сирота их не чувствует и вообще не знает, что они есть.

Веселый взгляд на жизнь и вера

Также важно, чтобы у сироты был позитивный настрой на жизнь. Умение воспринимать разные ситуации с юмором, терпением и смирением также полезны и спасительны. Потому что если, к примеру, у выпускника детского дома нет жилья, но он понимает, что это временная трудность, то тогда бытоустройство не будет его так огорчать, а значит, он сохранит духовное равновесие. Он пойдет работать, снимать жилье, при этом бороться за жилье которое государство обязано дать по закону. Он не будет занимать выжидательную позицию, а просто будет жить с тем, что есть под рукой.

Внутренняя успокоенность, уверенность в том, что жизнь такая какая есть, один из важных факторов выживания и успешности. Трудно ребенку, выросшему без любви, обретать это состояние даруемое только родителями. Его необходимо обретать через веру в Бога, веру в правду и любовь к ближним. Это сложно, но спасительно. Часто именно в Церкви ребенок-сирота успокаивает свой воинствующий дух, потому что там есть Любовь, там есть и Мать и Отец. Это обретение очень важно для самоидентификации себя как нужного Кому-то.

Я знаю несколько священников прошедших детский дом, состоявшихся в лоне Церкви, – замечательные люди.

Трудная любовь

Крайне важно, чтобы рядом с ребенком – выпускником детского дома оказался человек, осознающий что сироте надо, а что для него будет пятым колесом. Непониманием этого частенько страдают наши благотворительные организации, берущие на себя все и вся за сироту: оберегая его от всех и вся, бегая за него по инстанциям. Это тоже пуля в рулетке, она может выстрелить тогда, когда жизненные обстоятельства все же заставят сироту делать ответственные решения и застанут его врасплох, а опциональная компетенция будет не в его руках. Его спасение будет в руках тех, кто будет в это время проводить благотворительный танцевальный марафон в детском доме. И какой выбор будет им сделан, известно уже только Богу.

Вопрос умной помощи крайне важен, ибо в этом скрывается будущая успешность ребенка из детского дома. Вовремя убранная ладонь-костыль позволит ребенку расправить крылья и полететь, ища свой путь и свою дорогу. Так у сироты появляется шанс состояться, и рулетка неустроенности его минует. Дай Бог.

Между тем: Недавно один благотворительный фонд вывез сирот из своего региона в Москву, чтобы поговорить с ними об их трудоустройстве. Мало того, что детей вывезли на территорию, где они не будут жить, мало того, что были созданы неестественные условия для решения этого вопроса – их вывезли, чтобы позвать других поглазеть на них.

Никто не спросил и не спросит сотрудников фонда, а почему бы им не обучить самих сотрудников детского дома навыкам и знаниям, которые им необходимы, чтобы обучить сирот умению искать работу в местах проживания. Потому что социальной ответственности нет (сироты же «общие»), да и кто ее может оценить и замерить? Зачем выдергивать сирот за сотни километров, от места, где им искать свою дорогу и свои будущие предприятия? А потому что вывезенный «зоопарк сироток» соберет и деньги, и СМИ, и PR-очки. Умная ли это помощь? И помощь ли вообще? Не уверен.

Александр Гезалов

Источник: Православие и мир

20 августа 2010 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
sirota4619 декабря 2010, 23:23
Здесь вот абсолютная ерунда:

"Привыкшие жить в тесном контакте друг со другом сироты не умеют жить в ином ритме без обязательств и привязанностей. Сироты дружат часто с первым встречным, потому что так научился в детском доме – все приходящие и живущие рядом люди спонсоры и друзья."

Сироты гараздо соц адаптированей "домашних" детей, И круг общение у них узок как ни у кого, С ними сложно найти общий язык втереться в доверие и вообще большинстиво сирот видят людей насквозь.

По поводу неодаптирования после стен ДД бред полный, Как можно быть адаптированым если у тебя нет жилья?!
http://www.bbc.co.uk/russian/radio/radio_vecher/2009/12/091215_russia_orphans.shtml


P.S. Выше изложено мое личное мнение, Не более того.
sirota4619 декабря 2010, 23:22
Далеко ходить не надо:
"К примеру, из сирот получаются отличные психологи, конфликтологи, психотерапевты, наблюдательные и усидчивые охранники, официанты, бармены, – то есть им подходят профессии с использованием того, что заложено в них за время пребывания в детском доме." (c)

И здесь вы не правы, во первых откуда такая сомнительная информация?
Во вторых в детском доме не закладывают "в них" ничего... Просто приходится привыкать к тому, что нужно за себе постирать,убрать опять же за собой т.к если не ты, то кто?
И ето очень положительный момент, сейчас 18 летний взрослый малый приходит в армию и не умеет стирать носки, не знаю говорит мне мама в машинке стирала... Опять же сильно сомневаюсь что все дети убирают дома, или моют посуду хотя бы за собой...
В третьих почему вы сирот вообще отделили от в плане работоспособности? Разве сирота не может стать депутатом? Или открыть что-то свое.... Логика у вас странная.. Если значит в дд научился мыть посуду и убирать, значит иди в обслугу

Или вот:
В дд был парень он учился в классе с "домашними" 1 с дет дома был в классе. У девочки пропал телефон. Кого потащили в милицию? думаю всем понятно.
sirota4619 декабря 2010, 23:21
Продолжу про питание...

На самом деле ели просто хлеб, т.к готовили отвратительно, - что пол беды, еще и порции давали такие что перваклашки не всегда наедались такой порцией не говоря уже о 9тикласниках.
Если даже такой простой и понятный вопрос
как досыта накормить ребенка государство ни буду говорить что не может решить... (не война же чтоб хлеб в сухомятку есть) Просто сироты на самом деле никому не нужны про квартиры даже тему не буду развивать... Сейчас на очереди на квартиру стоят сироты которым уже по 40 лет... И это я не утрирую - это факт.

Опять же отношение к сиротам:

Учительница в школе говорила мол Вы "сироты" паразиты... 5 раз в день едите! Летом на море вас возят! На уроки ходите через раз... А вот моя дочка на море не ездит...

Какая можно завидовать сироте? Тем боле взрослый человек с высшим образованием... педагогическим мля

sirota4619 декабря 2010, 23:20
Когда ребенок совсем маленький ну или примерно до 14-16 лет, ему необходима хоть какая-то защита со стороны взрослого... Он видит как воспитатель бьет скалкой его ровесников, друзей да и его самого за то что они допустим попросили у мужика мелочи и купили хлеба.
И это самое ужасное для ребенка когда мало того, что у него нет родителей, говорят что он никто,что он не до развитый ребенок алкашей, еще и бьют... И он понимает что вообще никому не нужен и никто его не защитит,я лично уверен что ето серьезный удар по психики ребенка.Он просто о#уевает и думает "как прекрасен етот мир".

Нужно заметить - Ни один из моих знакомых с которыми я был в ДД не скажет вам какой он спокойный человек...

И у всех от водки стоит перебрать не обоснованная агрессия или еще какой-нибудь не приятный эффект типа "там помню там не помню". - Водку не пьем ;)
Т.e выпускники ДД - далеко не сумасшедшие\больные люди но психика уже не та какой она могла бы быть, да и человек другой... И не известно как на твоем здоровье под старость лет какой-ниудь обычный невроз.
sirota4619 декабря 2010, 23:18
Очень много воспитателей отрываются на детях... Чаще всего из-за сугубо личных комплексов неудач, скандалов дома,измена мажа и т.д весь гнев непосредственно на детей...

Так что все разговоры о реабилитации детей в детских домах и оказание им психологической помощи... У меня вызывают улыбку.

Так вот,по поводу стеснения:

Напротив многие грамотно используют этот факт в биографии, никуда не убегая от своего прошлого... Используют не сам "статус сироты" типа я бедный сиротка и тд... А опыт накопленный за всю жизнь( до 9 класса шк в основном)прожитую в детском доме...

Что бы хотелось донести до людей, которые не понимают кто такие "сироты" или думают что понимают... Редко увидишь человека который правильно произносит слово "сироты" не говоря уже о проблеме в целом... Да и вообще кому какое дело до сирот...

Может быть я не прав, но тем ни менее я считаю что сирот которых мы с вами видим сейчас, сделали мы т.е общество...

Оно очень сильно влияет на сирот т.к они всё испытывают на своей шкуре и бьются своим лбом... И некому их предостеречь.. Потому некоторые и садятся уже в 14 лет...
Не потому что дебил или матерый преступник а по глупости,есть дети более спокойные а есть более шустрые и любопытные (я не педагог,объясняю на пальцах)которые суют свой нос везде... А если еще он предоставлен сам себе...
Обычной отверткой открыл стекло взял жигули прокатиться вот тебе и пошло поехало по стандартной схеме...
sirota4619 декабря 2010, 23:15
Я как человек пробывший в детском доме 7 лет (выпустился в 2005) считаю что статья далека от реального положения дел особенно если смотреть на проблему "изнутри"...

Не согласен со следующим:

"Часто сироты не хотят говорить о том, что они росли в детском дома, считая, что это может повредить им. Они боятся неверного восприятия, забывая и не желая понимать, что это их история, их детство, и с ним необходимо жить и считаться. Нельзя бояться того прошлого, которое есть – ведь другого уже не будет."(c)

В мое время нас боялась вся школа, и никто не стеснялся своей судьбы... Скорей гордились. Все ребята были достаточно дружными, понятно что тот кто посильней бил того кто по слабей...
Это вполне нормальное явление, и в дет саду и в школе тоже самое... И в армии примерно на Этом все и построено,если чел. хлюпик (дело не в телосложение а в психологии)постоянно
будут бить в конце концов зачмырят...

Но вдруг коснись что кто-то сказал что "домашние" нашего не по делу тронули реагировали достаточно жестко... Потому и происходило это очень редко.

Так-же поразила фраза "сироты отказываются от своего прошлого" - Таких очень мало, тут 2 варианта либо в ДД его всегда обижали никто с ним не дружил и тд.. - таких единицы.

2 вариант - взрослые так называемые "воспитатели" (есть люди которые действительно воспитатели от бога) вбивают детям в головы что они говно, и учителя поступают так же (опять же не все).
светлана20 ноября 2010, 15:24
Работаю с детьми сиротами.Абсолютно согласна с автором статьи.
Важно понять, что нужно ребенку, понять его слабые и сильные стороны, выстроить ребенка как личность. Выше сказали, что вся страна сейчас - детский дом. Действительно, дети даже в семьях не получают любовьв родителей, что же говорить о сиротах. А ведь это основа... И никакое количество и качество волонтерской и спонсорской помощи не поможет сироте. Любому ребенку нужна любовь мамы...
И в этом наше бессилие. Общество не в состоянии заменить одну!! маму именно его!! маму. А не общую или жаже общественную "маму"-воспитателя.
К сожалению, в теме сиротства много проблем: и юридических, законодательных, материальных, психологических, педагогических и т.д. т.д. т.д. А органы занимающиеся этими проблемами никак не создали общую комплексную стратегию помощи детям сиротам.
Елизавета16 ноября 2010, 12:52
Александр, с большим уважением отношусь к Вам, спасибо за Ваши усилия в том нужном и важном деле, которым Вы занимаетесь.
Единственное, что не могу понять, это тот антагонизм который Вы испытываете к своим коллегам, разве вместе с ними Вы не делаете одно большое и очень нужное и важное дело?

Мне неоднократно приходилось общаться с детьми из реабилитационного центра "одного благотворительного фонда", где им помогают устроится на работу, определиться со своим будущим, поступить в техникум и получить профессию. Разве Вы не в курсе, что "в местах проживания" этих детей невозможно получить достойное образование и приличную работу?
И скольких сотрудников детских домов вы лично обучили "навыкам и знаниям, которые им необходимы, чтобы обучить сирот умению искать работу в местах проживания"?

Читала вашу статью и удивлялась: Вы же пишете хорошие слова о не-конфликтности и дружелюбии.
Где же Ваше собственное дружелюбие и умение ладить с людьми?
Ольга29 октября 2010, 06:18
я не сирота, но прожила в интернате 8лет и он,интернат, мало чем отличается от детдома. Недавно я побывала в своем родном интернате и узнала, что "правила" изменились. Когда я там была (1965-1973), то мы довольно много работали. Убирали территорию сами. За каждым классом был закреплен участок, была масса клумб и мы сами весной и летом их сажали и следили за чистотой, классы и спальни сами убирали и т.д. Сейчас же "бедных деток" оградили от работы и за них все делают наемные работники Зачем???? на мой взгляд-это медвежья услуга.ВЕдь в семье дети помогают родителям и убираться в жилище, и на кухне,и в огороде и тем самым получают навыки жизни. Дети должны уметь себя обслужить, выживать.
Гезалов Александр 4 октября 2010, 11:55
Юрий.

Ситуация с сиротством усугубляется, и уже пора говорить об этом более ярко, даже бить в набат, иногда даже дать кому надо по шее. Потому что вчинить любовь невозможно, а государственная система уже давно начала жить по новому закону-ВЫЖИВАНИЯ!Лишь бы дети были рядом, а как, неважно.
При этом страдания детей-сирот ее не интересует.Если Вы мне найдете еще сколько то статей на эту Важную тему, где будет елей, то эти статьи уже просто отстали от времени.Да и тему отстаивания прав сирот Вы не найдете, потому что это крайне сложно. Сирота как и 20 лет назад и 100 такой же материла и средство для прибыли.Ежегодно тратиться более 20 миллиардов на этих детишек. Просто Вам это не очень видно.Страна превращается в сплошной детский дом, даже в семьях.Это уже нельзя не замечать, и писать уже надо в таком формате и слоге (социальной журналистики), чтобы люди очнулись от сна, и начали что то делать. А насчет потери себя, думаю Господь нам судья или кто?Не судите не зная людей.Читая их тексты.Помоги Вам Бог
Инна22 августа 2010, 17:29
Здравствуйте. С моей мамой в поезде ехала замечательная женщина, которая работает в организации вроде приемника распределителя. Из пересказанного мне мамой, у меня сложилось впечатление, что главной причиной, почему изменить свою жизнь удается единицам - пятиразоваое питание и по жесткому указанию сверху - никакого труда и НИКАКОЙ строгости. Да бедные дети не могут почувствовать, какую радость может приносить труд. Что они такие-же люди и могут многое (доброго конечно) сделать своими руками - а в этом и есть наша жизнь в этом мире (а не существование от еды до еды). Мне лично, нравится "Педагогическая поэма" Макаренко - все сделали сами своими, своими руками чувство ответственности за себя, за окружающих, за жизнь вокруг до стойкой привычки - уважение к окружающим к чужому труду.
Мне кажется, эти дети часто не хотят настоящей жизни, п.что и приблизительно не представляют себе чего хотеть, не было у них в жизни такого продолжительного периода. А хотеть того, чего не знаешь совсем, очень трудно. Тут, наверное нужен комплекс мер - и строгость и дружеское разъяснение и Закон Божий. Вот только где взять таких педагогов, когда наше и несиротское общество (это и власти признают) - "не мужчины, а взрослые мальчики" (и девочки) Это конечно о всем обществе, самим еще няньки нужны. Помоги нам, Господи!



Юрий21 августа 2010, 17:39
Александр, прочитал вашу статью. Написано профессионально и видно, что вы понимаете проблему так сказать не только с наружи, но и изнутри.
Однако чувствуется и то, что от желания что-то изменить в этой системе к лучшему Вы потеряли собственное душевное равновесие и любовь к людям. К сожалению чувствуется раздражительность и отсутствие снисхождения к людям. А ведь такой подход не только не приведет к изменению ситуации, но и оттолкнет даже тех кто пусть неумело, но всеже помогает сиротам. Ваша статья для них только оплеуха и желание отвесить вам в ответ такую же, а ведь цель была наверняка изменить этих людей.
Если вы на самом деле болеете душой за сирот, то вам нужно переступить через себя, через свое "правдолюбие" и научиться смирению, снисхождению к людям и тогда вы увидите как много людей станут вашими помошниками.
Нельзя спасти других потеряв себя
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×