Пчелы и мухи

Источник: Фома.Ru

Протоиерей Владимир Вигилянский Фото Бориса Сысоева
Протоиерей Владимир Вигилянский Фото Бориса Сысоева
Социальные сети являются пусть и специфическим, в некотором смысле маргинальным, барометром нравственного состояния нашего общества. Антихристианские информационные атаки СМИ на протяжении последних десятилетий то вспыхивали, то затихали, а вот в интернет-сетях эти атаки с самого момента их зарождения и развития только нарастали. Если СМИ (в идеале) должны опираться на факты, то для сетей — так уж повелось — это совершенно не обязательно. Достаточно почитать на форумах любое обсуждение на любую тему, чтобы убедиться, что подавляющее большинство блогеров не удосуживается аргументировать свою позицию, не брезгует использовать слухи, не ссылается на источники информации и вообще считает себя критерием истины. А главное — любое мнение блогера абсолютно безответственно. И это при том, что значительная часть участников обсуждения или анонимна, или полуанонимна. Таким образом, сети в силу своей специфики могут быть использованы в качестве идеального механизма для беспардонной пропаганды и бесконтрольного манипулирования общественным мнением.

Этим пользуются так называемые «лидеры мнения», которые посредством «медиаторов» (в нашем случае — блогеров) распространяют в разных социальных группах сугубо пропагандистский материал, относящийся к идеологической, партийной, социальной, экономической, коммерческой, рекламной и иной сфере. Это азы информационных технологий, разработанных более 50 лет назад в США (например, социологом Полом Лазарсфельдом), когда еще не было социальных сетей. Многие участники форумов, втянутые в бесконечные дискуссии, даже не подозревают, что иногда они выступают в качестве «пушечного мяса» в невидимой войне одних с другими. Люди, помимо своей воли, начинают подчиняться манипулированию тех, кто дает свою, ложную, трактовку событий.

Недавно я участвовал в круглом столе, организованном известной радиостанцией, по поводу захвата панк-группой амвона в храме Христа Спасителя.

Все участники, кроме меня, утверждали, что это была, с одной стороны, художественная акция, с другой — политическая. Я же утверждал, что песню там никто не пел, а многократно выкрикивалась одна фраза, оскорбляющая Господа, а потом еще и Богородицу. Имена президента и Патриарха вообще не упоминались. Меня хором обвинили во лжи и грубой пропаганде.

Участники под воздействием «лидеров мнения» искренне считали, что в храме была исполнена песня, которую на самом деле вмонтировали в ролик позже, в студийных условиях.

Красноречивые примеры подобных технологий, используемых против Церкви, священнослужителей, Патриарха и вообще христианства, я привел в моей книге «Что это было? Весеннее антихристианское обострение», которая частично выложена в Интернете. В этом сочинении я показал, как подчас из вроде бы безобидной, а порой — грубой и клеветнической болтовни в сетях, в радиоэфире, в телестудиях и на страницах СМИ вырастают хулиганские действия в отношении верующих, вандализм, связанный с христианскими святынями, погромы, поджоги храмов и часовен, физическое нападение на священнослужителей и даже убийства. Все это мы «проходили» в советские времена, когда террор, направленный против Церкви, обернулся террором против всего народа, в том числе и против тех, кто участвовал, одобрял или просто индифферентно наблюдал антихристианскую вакханалию атеистов.

Испокон веков христиане претерпевали гонения на Церковь, для нас это не ново, бывали времена и пострашнее, но сегодня Промыслом Божиим мы увидели методы гонений, соответствующие нынешнему постмодернистскому времени, уничтожающему всякую норму, элементарную этику и представление о человеке как о создании Божием. Цель эпохи постмодерна, в которую мы вступили, именно и состоит в том, чтобы дезавуировать и низложить христианские истины, а затем и вовсе стереть их из сознания наших современников. Цель этой эпохи — навязать человеку новые парадигмы, где грех объявляется манифестацией человеческой свободы, богохульство выдается за художественную акцию, а порок воспринимается как нечто сообразное человеческой природе.

В этой ситуации заискивать перед гонителями, перенимая их язык и тон, пытаться соответствовать их конъюнктуре, быть подпевалами в общем хоре хулы на Церковь и ее служителей и даже отмалчиваться, когда при тебе поносят то, что свято для христианина, — значит становится иудами, предателями.

Всплеск информационной атаки против Церкви, свидетелями которой мы все были, начался после того, как в Москву привезли на поклонение Пояс Пресвятой Богородицы. Многотысячная очередь в храм Христа Спасителя (в 15 городах России поклонились Поясу более трех миллионов человек) стала таким раздражающим фактором для противников христианства, что они не могли сдержать свои эмоции. Особенно усердствовала одна телеведущая («лидер мнения»), которая через сеть (посредством «медиаторов») попыталась опошлить это грандиозное событие. Многие увидели, что в стране есть сила, которая может противостоять новому постмодернистскому тренду.

Лично меня, честно говоря, не задевают высказывания этой телеведущей о христианстве, особенно после того как она определила Россию как «страну генетического отребья», но я был огорчен, когда увидел моих друзей-священнослужителей, пришедших дискутировать о Церкви на ее телешоу. А потом я был потрясен, когда на ТВ увидел сотни аплодирующих и смеющихся зрителей на ее концертном шоу, в котором звучали откровенные издевательства над Церковью, пошлые шутки в отношении Патриарха.

Меня часто спрашивают — а что делать нам, рядовым христианам, в ситуации подобных сетевых и информационных войн? Ввязываться ли вообще в эти перепалки? Проще всего ответить так: поступайте по Евангелию, там есть ответы на все вопросы. Впрочем, уже сами православные блогеры (я не из их числа) начинают вырабатывать правила поведения в публичных и сетевых дискуссиях.

У католиков, например, они есть. Игнатию Лойоле приписывают следующее:

«Римо-католическая церковь не ведет полемики с противником, который проявляет явную глупость или безумие. Нельзя ставить себя с таким противником на один уровень, нельзя, чтобы создавалось впечатление равноправного диалога. В подобных случаях следует всячески избегать дискуссии, необходимо просто умолкнуть и умолчать даже о попытках диалога. В подобном случае полное игнорирование является значительно более эффективным средством борьбы, нежели вступление в разговор».

К сожалению, многие православные блогеры и редакторы православных СМИ не до конца понимают, что одна из главных целей врагов христианства — расколоть единство Церкви, столкнуть одних православных с другими. Любые попытки вовлечься в агрессивную полемику на «церковные темы», разворачивающуюся не в церковном кругу, а на либеральных подмостках, с оппонентом-единоверцем — категорически недопустимы.

Так же как недопустимо перенимать утвердившийся как сетевой штамп ернический тон высказываний, бесконечный поиск соринок в чужом глазу, нецензурную лексику, брюзгливое недовольство всем и вся.

Недавно я услышал шуточное рассуждение о том, что люди психологически делятся на «пчел» и «мух». Первые собирают нектар, вторые уютно себя чувствуют в навозе. Анализ блогосферы говорит о том, что она большей частью ориентируется на мух. Столько там невыносимой грязи!

Что же касается «вступать ли в перепалки» — конечно же, нет. А вот аргументированно, без эмоций, с фактами в руках опровергнуть ложь, клевету, диффамацию в отношении любого человека, тем более — Церкви надо обязательно, не боясь ответных оскорблений оппонентов. Мы, христиане, должны всегда оставаться свидетелями истины.

Надо осознавать, что наступили времена исповедничества.

От нашего выбора зависит, останемся мы со Христом или будем спокойно и безучастно наблюдать за Его казнью.

Протоиерей Владимир Вигилянский

Источник: Фома.Ru

2 октября 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Pussy Riot – несчастная жертва обмана Amerika-нской Гегемонии Pussy Riot – несчастная жертва обмана Amerika-нской Гегемонии
Пол Крэйг Робертс
Pussy Riot – несчастная жертва обмана Amerika-нской Гегемонии Pussy Riot – несчастная жертва обмана Amerika-нской Гегемонии
Пол Крэйг Робертс
Недоверие населения правительству и разногласия внутри страны – вот то, что хочет Вашингтон для России. В то время как Вашингтон убивает огромное число людей по всему миру, он будет указывать своим перстом на судьбу Pussy Riot. Западные продажные СМИ сосредоточились на российском зле, а не на зле, творимом Вашингтоном, Лондоном и европейскими марионеточными государствами, убивающими мусульман в огромном количестве.
Заявление Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви в связи с судебным приговором по делу лиц, осквернивших священное пространство Храма Христа Спасителя Заявление Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви в связи с судебным приговором по делу лиц, осквернивших священное пространство Храма Христа Спасителя
В связи с решением Хамовнического суда по делу о бесчинстве в Храме Христа Спасителя с официальным заявлением выступил Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви.
Что это было? Часть 6 Что это было? Часть 6
Протоиерей Владимир Вигилянский
Опять возвращаюсь к теме, которая поднимается на «Эхо Москвы», на ТК «Дождь», на НТВ, в «Московском комсомольце», в «Новой газете», в «Новых известиях» и др. подобных СМИ, что никакой травли Церкви нет, а если что-то есть, то виновата сама Церковь, которая объявила «крестовый поход» против «агрессивного либерализма» и «пусей».
Комментарии
Cергей 2 февраля 2013, 04:46
Каждое новое поколение будет хуже предыдущего, верующих будет всё меньше и меньше, и злых людей(в своём роде и похожих на добрых)во все времена было больше чем добрых. Будут сиять золотые купола храмов и люди примут антихриста. Антихристианство в Интернете меня ничуть не удивляет, было бы удивительно, если бы его не было! Идёт накопление зла в человечестве, всё по Библии, 100% совпадение. Увы, духовного возрождения в России не может быть, хорошо если какое то время число верующих не будет снижаться.
Геннадий - либерал 11 октября 2012, 09:34
Зорре. Т.к. данный ресурс отождествляет как Православный, то предполагается: -во-первых, материалы, любого вида и формата, представляют пользователям в разной степени чистоты и смысла духовное содержание; -во-вторых, вышеуказанное обстоятельство, ужесточает принципы общественного диспута, т.е. 1) предлагается к разумению некая тематика; 2) пользователь имеет возможность высказать в форме комментария свое личное мнение по вопросам темы (в случае согласия предпочтительнее промолчать); 3) пользователь имеет возможность оппонировать к мнению другого пользователя, однако в рамках контекста тематики. Как видите, Ваши комментарии, таковыми не являются. По сути Вы преследуете, уязвляя нелепыми и необоснованными нападками, участников диспута, руководствуясь не доводами логического исследования, а личными предпочтениями собственного существования. Обратите внимание, что лично мне и иным пользователям, вы представляетесь неопределенным существом (то ли девочка, то ли мальчик), поэтому предлагаю осмыслить причины Вашего наименования при заявлении себя на Православных ресурсах. Если, Вы, православный христианин, то у Вас, в принципе, должно быть христианское имя (в частности, при принятии Святого Причастия каждый причащающийся христианин называет это имя).
Зорро10 октября 2012, 13:53
По поводу Г- либерала... Тактику модеров понял... "Дай либералу раскрыть рот и он все сам раскажет". ;)
Елена 4 октября 2012, 10:43
Уже писала в комментариях к статье Ткачёва, что мухи - ещё те работники, г... за нами же убирают с лица Земли. Так что не надо мух обижать, во-первых. А во-вторых, нельзя никогда врага унижать, оскорблять и недооценивать, каким бы он ни был. Это ошибка, которая обернётся против нас. Поэтому не стоит врагам никаких унизительных сравнений делать, а всегда относиться к ним серьёзно.
Георгий С 4 октября 2012, 10:05
Ответ на пост от: "Грешен, не люблю зануд" Спасибо! Мой пост на ту же тему не пропустили. Наверное, не тем языком написал...
Геннадий - либерал 4 октября 2012, 10:02
Иоанна. Спросите о любого психолога (можно и у психолога-атеиста): что является мотивом для участия в разговоре у любого человека? Если Вам ответят примерно следующим: "субъективный интерес", то вы не пугайтесь, а возвратитесь к переосмыслению о цели общения людей, как одной веры, так и разных. При прочтении Евангелия будьте по-внимательнее - Иисус Христос на всем протяжении своего служения людям постоянно, не считаясь со временем, без боязни быть униженным и оскорбленным, если не сказать уничтоженным, а также продолжительно в течении любого благовествования своего спасительного учения общался с различными людьми, в т.ч. и фарисеями, законниками, мытарями, книжниками и иными тамошними либералами. Грешному, не люблю зануд. Правильно делаете, что обращаетесь к Господу о милости; если обратите большее внимание на правила грамматики, то ваши обращения к Богу будут удовлетворяться несколько быстрее. Виталию Я-ЗА. Не стоит фальсифицировать полемику. Не смешивайте процессы учительства в период благовествования Иисуса Христа с обстоятельствами произвольного судилища над Сыном Человеческим. Слова: "порождения ехидны" произнесены не Иисусом Христом. Сказанное Нашим Господом о "свиньях и псах", очевидно компетентно для Бога: в любом случае недопустимо равнять свои похоти с полномочиями Создателя. Нас просил Иисус Христос: "не осуждайте" и "благословляйте и молитесь за врагов ваших" - почему мы только и делаем, что осуждаем и гоним их (сажаем в тюрьмы)?
р.Б. Владимир 3 октября 2012, 22:58
Ирине. Не знаю, матушка или, скорее сестра. Вы в храм идёте, думаю, к Господу. А выходите с обидой, что Вас не увидели смертные? Так что вы хотели, когда в Храм шли? Единения с Господом и сопричастия с нами, всеми грешными, или показаться? Не ругаю, поймите. Люблю. У Вас свои грехи, у меня свои. В Храм идёте - Вы на правильном пути. Просите Господа и Сил его и даст. Спаси Вас Господи!
Серега 3 октября 2012, 13:40
Геннадий: 1) К большому сожалению не выше, как Вы полагаете, а просто слабее. Безопаснее это признать и не прыгать выше головы -- пользы от такого "рывка" может не быть. При этом как-то не помню был ли вразумлен спорами хоть один фарисей... Ведь цель спора при народе не в том или не только в том, чтобы переубедить того же фарисея, а еще в том, чтобы показать неправоту оппонента присутствующим. 2) Тому стоило бы удивиться, а вот увиденное -- ужас. Был потрясен видимо масштабами этого ужаса, т.к. ожидал меньшее. 3) Выдумавший фразу про пчел и мух если кого и может осквернить -- лишь себя... Оскорбить кого-то -- запросто. Осуждение в этом может и есть, но опять же не нам судить. Соблазнить (понизить нравственный уровень слушателя, реально осквернить его) -- для этого обычно другие слова говорят (лесть). Лично мне от этой шутки совсем не смешно. очень грусно если кто-то соответствует, еще груснее когда стремится соответствовать такому "идеалу".
Александр 3 октября 2012, 13:36
Спасибо, отец Владимир. Очень поучительная статья!
Дмитрий. 3 октября 2012, 12:59
Дмитрий, не "совет" был нам дан а гораздо больше чем совет- ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими И ОБРАТИВШИСЬ, НЕ РАСТЕРЗАЛИ ВАС. «Евангелие от Матфея гл. 7, ст. 6»
Дмитрий 3 октября 2012, 08:59
Замечательная статья, полностью за неё, устал от хамства в интернете, тем более, что невыносимо тяжело и противно читать все гадости про РПЦ, Православие и всём, что с этим связано. Действительно, чем больше говоришь, тем больше вляпываешься в грязь. "Не мечите бисер перед свиниями...", такой нам был дан совет от Иисуса Христа.
Ирина 3 октября 2012, 08:48
Браво, Геннадий! Сталкивалась со многими Вашими комментариями и практически под каждым могла бы подписаться - Ирина-захожанка (так называют тех, кто заходит в храм поставить свечу и уходит оттуда, потому что ещё ни один батюшка и постоянный прихожанин не обратил внимания человека делающего робкие шаги к храму).
Виталий Я-ЗА 3 октября 2012, 07:30
Геннадий, поскольку Вы читали Евангелие, не могли бы подсказать, что ответил Господь и Бог наш Иисус Христос на вопрос Пилата: "откуда Ты?"? что Он там отвечал на "их территории" когда судили Его в Синедрионе: «Разве не слышишь, что они против Тебя свидетельствуют?» (Мк. 14, 60)? Может Вы полагаете себя выше Учителя? Да нет, опять подбираете удобные Вам цитаты, очевидно, чтобы судить. Может быть, остановитесь и будете поступать как велено рабам, а не судить, как апостол? А что за образы Божии были удостоины наименования "Порождения ехиднины!"Матф. 12:34 и Кем? Все-таки Геннадий, это у Вас заблуждение или намеренное жонглирование цитатами?
Грешен, не люблю зануд 3 октября 2012, 01:46
Господи, помоги нам многогрешным выдержать на этом портале Генадия- либерала. Аминь. Господи, еще надоумь, вразуми модераторов пожалеть нас слабых и обремененных христиан и безщадно отмодерачивать Генадия-либерала отправляя его в его "улей" под названием "Эхо Москвы" к другим трутням, а не разносить его "медовую" вонь по всему и так довольно таки "замедовленому" рунету. Аминь. Господи помилуй!
Иоанна 3 октября 2012, 00:58
Отец Владимир, большое спасибо за статью, совершенно с ней согласна: православный христианин должен вести себя подобающе и в сетях тоже. Геннадию: Уважаемый Геннадий, мне кажется, что о.Владимир пишет в статье о ненужной перепалке между верующими христианами и атеистами, которые вовлекая оппонента в разговор, не стремятся узнать его мнение или что-то новое для себя, но использовать сам процесс "разговора" для того, чтобы лишний раз выссказаться, оскорбить Господа и попытаться навязать свое мнение (особенно, если атеист более искусно владеет речью). А Иисус Христос, по-моему, не вступал в долгую полемику с фарисеями, а довольно коротко отвечал на их вопросы (и они, кстати, не находили, что Ему ответить). Простите, если мой комментарий нечаянно Вас обидел.
Геннадий - либерал 3 октября 2012, 00:01
Отец Владимир. Поскольку я честно могу сказать о себе, что читал Святое Евангелие, то позволю не согласиться с Вами: 1. Господь и Бог наш Иисус Христос никогда не смущался и не уклонялся от "полемики" со своими "оппонентами" - фарисеями, законниками, книжниками, причем вступал с ними в дискуссии на их "территории" в синагогах и храмах, ибо пришел "спасти погибшее". Разве не так? Почему мы полагаем себя выше Учителя и при этом оправдываемся мнением католика, который в принципе - еретик ("волк в овечьей шкуре")? 2. Вызывает удивление реакция некоторых православных - "был потрясен, когда на ТВ увидел сотни аплодирующих и смеющихся зрителей на ее концертном шоу, в котором звучали откровенные издевательства над Церковью, пошлые шутки в отношении Патриарха", разве нам за новость слова Иисуса Христа: "...Меня гнали...и вас будут гнать"? По-моему, было бы очень огорчительно, если бы наоборот, хвалили Церковь и Патриарха - вот уж чего надо боятся и чему стоило бы удивиться; 3. Почему нам нравиться "шуточное рассуждение о том, что люди...делятся на «пчел» и «мух». Первые собирают нектар, вторые уютно себя чувствуют в навозе". Лично я пчела (я первый сказал), кто отнесет себя к мухам? А ведь человек - образ Божий, и "сказавший рака подлежит синедриону", выдумавший эту шутку радуется, оскверняя человека, или плачет? Может быть, остановимся и будем поступать как велено рабам, а не судить - мы же не Апостолы.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×