Нешуточное дело

Источник: Радонеж

Афиша концерта "Граждане бесы"
Афиша концерта "Граждане бесы"
Недавно в Петербурге появились афиши концерта под весьма говорящим названием. На афише, под большими буквами «граждане бесы» находились портреты и фамилии граждан, собиравшихся принять участие в одноимённом представлении по стихам Дмитрия Быкова. Знакомые все лица — Ксения Собчак, Леонид Парфенов, Михаил Ефремов. Зачем им выступать под такой вывеской?

Очевидно, они вовсе не являются сознательными демонопоклонниками, которые убивают несчастных чёрных кошек на кладбищах и пишут кровью расписки о продаже души. Такого рода сатанизм, полный мрачной, напыщенной торжественности, явление скорее подростковое, удел отроков, тяжело ушибленных блэк-металлом и отравляющим средством, продающимся под маркой “ягуар”. Тут, скорее, такое непрестанное хихикание - сначала рассуждения о том, как нам переделать Церковь чтобы она соответствовала возвышенным идеалам креативного класса, потом совершение оккультных манипуляций с целью наведения порчи на врага, с последующим рассказом об этом, потом серебряная калоша, потом явление под шапкой «граждане бесы».

Это все милые шутки милых, интеллигентных людей, не принимайте всерьёз. Что же, давайте поговорим о шутках. Как-то принц Гарри на вечеринке появился в форме “Африканского корпуса” генерала Роммеля, немецкого полководца, противостоявшего англичанам в годы Второй Мировой войны. Очевидно, Гарри, известный весельчак и балагур, решил просто пошутить. Никому в голову всерьёз не могло прийти, что он действительно питает хоть какие-то симпатии к нацизму. Тем не менее, после того, как фотографии попали в прессу, сограждане не оценили шутки. В Британии принято чтить память воинов, павших в борьбе с нацизмом, а к самому нацизму - отношение настолько негативное, что наряжаться в гитлеровскую форму даже ради глупой шутки считается неуместным. Люди, которые враждебно относятся к нацизму, не будут так шутить.

Люди, которые хоть немного верят в Бога, не будут кокетничать с бесами. Кто охотно играл в бесов (хотя и заявлял о своем неверии в них), мы помним из новейшей отечественной истории. И это напоминает о другом значении слова “бесы”, связанном с одноимённым романом Федора Михайловича Достоевского, где речь идёт о революционерах. В романе также упоминаются акты кощунства и осквернения икон — определённая визитная карточка, которая появлялась тогда и которую мы видим сейчас. Мрачные пророчества Федора Михайловича вполне исполнились в ХХ веке. Мы все это уже видели — революционных интеллигентов, призывавших бурю. Ведь революционная буря — это так поэтично! По крайней мере, пока она не произойдёт в действительности и не сожрёт тех, кто безрассудно вызывал ее демонов.

Собственно, склонность к определённого рода шуткам юмора всегда была визитной карточной граждан революционеров. Газета «Известия ВЦИК» в Январе 1923 года приводила образцы тогдашних креативов:

«Всех богов на землю сдёрнем,
Визжите, черти, веселей!
Станцуем карманьолу!
Всех богов на карнавал!
Буянит в вышней роще
Безбожный комсомол.

Пляшут и хватают в плен публику черти в получёрных, полукрасных костюмах, в бархатных чёрных масках, с такими рогами, не то ушами...

... Славно поработали комсомольцы! До встречи на пасхальной неделе. Только не забудьте захватить с собою побольше дудок, свистков, домбр и бубнов. Вышибать тысячелетнюю дурь, так с треском»

Почему революционеры так шутливы? Юмор может быть разный — он может быть безобидным и даже полезным, в нем может быть доброта и мудрость. Юмор революционеров в принципе другой; он служит двум целям — разрушать и обманывать. Его первая цель — разрушить всякое доверие, уважение, способность к человеческой беседе — в самом деле, какие человеческие беседы можно вести с этими смешными уродцами? Их можно только смести с глобуса красной метлой, как и изображалось на плакате. Это всегда язвительная, циничная насмешка, всегда «серебряная калоша», всегда демонстративный отказ признавать человеческое достоинство другого.

Другая цель такого рода юмора — обман, прежде всего, обман человека относительно серьёзности принимаемых им решений. Вот, например, Александр Никонов, известный атеистический публицист, прославившийся в свое время призывом убивать больных младенцев, созывает единомышленников, чтобы «помолиться бесам». Начать молиться бесам без этой шутовской анестезии — это же масса возникнет вопросов. Верит ли устроитель в реальное существование бесов? Как это согласуется с другими его верованиями? Самое главное — если бесы существуют, благоразумно ли их призывать? Создание глумливо-шутовской атмосферы позволяет достигнуть такого превосходного результата, как материалист-бесопоклонник — человек, который решительно отрицает существование духовного мира и при этом созывает адептов на коллективные молебны бесам.

Более того, этот многообещающий метод позволяет иногда достичь даже таких результатов, как христианин-кощунник и даже христианин-бесопоклонник. Это звучит абсурдно — это и есть абсурд — но так бывает. В Японии во время гонений на христиан подозреваемых в христианстве заставляли топтать Распятие. Тот, кто отказывался, выдавал себя, и отправлялся на смерть.

Но есть более эффективные методы, чем страх лютой смерти. Страх — для кого-то очень серьёзный - показаться недостаточно открытым, современным, продвинутым и креативным. Что, у вас нет чувства юмора? Вы мрачные фанатики? Не можете, шутки ради, вместе с остальными немного покощунствовать? Это же просто в знак карнавального протеста против чего-нибудь... ну, вот хотя бы «сращивания Церкви и государства».

И так, под смех и шутки, человек уже не замечает, как он глумится уже не над Патриархом, и солидаризируется уже не с врагами «РПЦ МП»; он глумится над Распятым и солидаризируется уже с бесами, которые вполне прямо себя обозначают в качестве таковых. Мол, это такой тонкий юмор.

И вот тут надо посмотреть правде в глаза — это не игры и не шутки. Это определённый духовный выбор с определёнными последствиями. Участие в такого рода развлечениях креативного класса — это как появление на вечеринке в нацистской форме. Есть вещи, в которые не играют.

Сергей Худиев

Источник: Радонеж

25 октября 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Культурология кощунства Культурология кощунства
Аркадий Малер
Идея возможной “актуализации” традиционных религиозных смыслов через придание им постмодернистских форм обсуждается с того момента, как появилось само слово “постмодерн”. В самом общем виде эта идея основана на представлении о том, что поскольку неотъемлемым признаком эпохи Модерна была последовательная секуляризация, то ситуация Постмодерна неизбежно влечет за собой десекуляризацию и возвращение к традиционному религиозному сознанию
О «художественных» истоках кощунства в храме Христа Спасителя О «художественных» истоках кощунства в храме Христа Спасителя
Андрей Яхнин
Акция в храме Христа Спасителя вовсе не случайная и ограниченно единичная провокация. Нет, акция эта является частью хорошо структурированного и широкого наступления анархо-радикального крыла представителей «актуального» искусства. Тестируя реакцию православной общественности, этот глобальный Интернационал «современной культуры» все больше и больше демонстрирует свою антихристианскую экспансию. И мы, православные христиане, должны ясно понимать это.
Комсомольский молебен Комсомольский молебен
Максим Соколов
Мирские молебны о ниспослании Русской Церкви новоевангельского патриарха Деларю, безусловно отвергающего светскую юстицию и полицию и утверждающего, что надругательства над церквями (а также, логически рассуждая, и над костелами, мечетями, синагогами, а равно и над могилами) должны быть безнаказанны, мешают понять ту вещь, что в поврежденном земном мире верующие не должны быть вовсе без государственной защиты, ибо это означало бы постановку их вне закона.
Война символов Война символов
Сергей Белозерский
Когда у революционеров недостаточно возможностей, чтобы взрывать храмы, они прибегают к действиям более символическим – к ритуальному осквернению. Если неприятельский флаг нельзя сорвать с высоты, его надо хотя бы обгадить. Поэтому “актуальным художникам” (есть более подходящий термин, “какаторы”, от латинской поговорки cacatum non est pictum) так важно глумление над иконами. Поэтому так важно выбрать для плясок именно центральный храм страны, именно построенный в память 1812 года, символ ее духовной и исторической идентичности.
Слово Иоанна Златоуста о том, «как надлежит поступать с кощунниками» Слово Иоанна Златоуста о том, «как надлежит поступать с кощунниками» Слово Иоанна Златоуста о том, «как надлежит поступать с кощунниками» Слово Иоанна Златоуста о том, «как надлежит поступать с кощунниками»
Святитель Иоанн Златоуст
Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутьи или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить, не отказывайся, — ударь его по лицу, сокруши уста его.
Комментарии
Геннадий - либерал28 октября 2012, 09:18
Автор полемизирует с устроителями различных интеллектуальных шоу, которые будучи порождены внутренней реакцией части нашего общества на опасные состояния и тенденции политической системы, не имеют более действенных механизмов коррекции сознания власть имущих, кроме попытки словесного протеста, в частности, в форме высмеивания. Спрашивается, что в этом порочно и недопустимо? Шутки дурака или безумца не интересны нормальным людям, соответственно о них даже не говорят и на них не акцентируют внимание. Наоборот, если нормальные люди обращают внимание на какие-либо шутки, то следовательно это уже не шутки дурака и в них есть что важное, отражающее объективные противоречия: иначе это уже не шутка и не юмор. Возможно в принципе и такое состояние когда дурак обращает внимание на шутки дурака (надеюсь данная статья, не этот случай). Но лично мне проблема видится в ином: автор утверждает - "юмор может быть разный — он может быть безобидным и даже полезным, в нем может быть доброта и мудрость". Так ли это? Юмор строится на обнаружении противоречия или абсурда. Но Бог устроил мир без противоречий - "хорошо": совершенно. Над чем смеется человек? Над Солнцем? Над дождем?...? В сути своей получается человек смеется над собственной порочностью? Почему не плачет, а смеется? Так может ли юмор быть добрым и мудрым? Нет юмор всегда злой, это обличение, и если Вас обличают, так надо всмотреться в себя, ибо Вы причина этого юмора, и только в этом польза смеха.
Татьяна27 октября 2012, 14:46
Особенно актуален вот этот кусок: "Что, у вас нет чувства юмора? Вы мрачные фанатики? Не можете, шутки ради, вместе с остальными немного покощунствовать? Это же просто в знак карнавального протеста" Как раз, в преддверьи Хеллоуина. Это какая-то эпидемия: в ВУЗах устраиваются тематические вечера с целью знакомиться с зарубежной культурой!.. А в организациях устраиваются тематические вечеринки. Когда пытаешься объяснить, что праздник этот чужд и противен, натыкаешься на неизменное: "Что за хенжество? Это же так, просто для веселья"...
р.Б. Андрей25 октября 2012, 21:55
Мне кажется, что поляризация общества, которая началась примерно год назад из-за позиции людей по отношению в Церкви не может кончится ничем... как ни горько это звучит. По сути, это - начало войны. Мы, кто еще недавно восхищались талантами ефремовых и парфеновых должны отдавать себе отчет - ОНИ ПО ТУ СТОРОНУ и "точка не возврата" уже пройдена... Можно, конечно, пытаться остаться "над схваткой" как делают многие "либеральные православные" вроде Архангельского. Но дело ясное - рано или поздно это противостояние заставит КАЖДОГО сделать выбор. Спаси нас всех, Господи
Павел25 октября 2012, 15:47
бесы они и есть.
Екатерина25 октября 2012, 13:19
Да,мне понравились слова касательно того, что это выбор и что он очень и очень серьёзный - на всю вечность. С этим, конечно, не шутят. Интересно, а какова ответственность человека, который "молится" бесам "в шутку"? Тут ответственность только за безбожие или за прямой сатанизм (если человек серьёзности ситуации не понимает и не верит, что на самом деле темных духов призывает)?
Дмитрий25 октября 2012, 12:30
Для либерализма вещей "в которые не играют" нет, в этом вся суть этой тоталитарной секты.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×