За что мы наказываемся

Сегодня, в день памяти святителя Макария (Невского), предлагаем Вашему вниманию одну из проповедей этого великого подвижника и миссионера.

Како потемне злато и помрачися сребро доброе?

Святитель Макарий (Невский)
Святитель Макарий (Невский)
Золотое сердце было у тебя, русский народ. Как же потемнело это золото? Серебро доброе были твои нравы и обычаи. Как же помрачилось это сребро доброе?

Русь святая, что сталось с тобою? Где твоя святость? Кто возвратит нам то благочестие предков наших, которые за веру православную, за дом Пречистой Богоматери, за Царя Самодержавного, за землю русскую готовы были отдать все, не только имущество, но и самую жизнь? Тогда весь русский народ был, как один человек: все думали одну думу, как бы постоять за те устои, на которых стояла земля русская: за веру, за Царя, за народ благочестивый. Все сословия, и бояре, и земледельцы, и богатые, и бедные составляли как бы одну семью. Где земледелец, там и боярин; где купец, там и нищий. Настанет ли праздник Господень, и все идут в храм Божий: князь и боярин с сумой для милостыни, и бедняк в лохмотьях, и нищий с протянутой рукой, и земледелец с копейкой трудовой на свечку Богу, — все идут в храм Божий и для всех там было место. А пьянства и греховных увеселений, отвлекающих ныне людей от праздничной Божией службы, отнюдь не допускалось: все питейные дома запирались в субботы до понедельника; о зрелищах и увеселениях под праздники, как допускают ныне, и помину не было.

Супружества были связаны неразрывными узами до гроба. Дети воспитывались в страхе Божием, в повиновении родителям, в почтении старшим. Не много было тогда мужей ученых, но все они были люди верующие, благочестивые. Простой народ разным наукам хотя и не учился, но хорошо знал ту науку, которую давала ему Св.Церковь; от нее он учился по Псалтири, по Прологам или толковым Евангелиям, по житиям святых, по Златоусту и другим учителям Церкви, которые читались в храмах Божиих. Из этих книг народ не только умудрялся но спасение, но научался и житейской мудрости. Много и доныне осталось мудрых народных изречений от старых времен; из сборников их составляются ныне целые книги. Откуда у предков наших та мудрость, которую можно уподобить изречениям древних мудрецов иудейских и эллинских? Все это, или почти все, благочестивый народ восприял из писаний, которые читались ему в храме и которым он научился и дома. Ныне не то стало; все пошло по-иному, но только не по-Божьему. Старое мы стали бросать и нового доброго ли наживаем? От добрых старых обычаев у нас остались только клочки. Мы проживаем старое богатство, доставшееся нам по наследству от добрых наших предков, как проживал блудный сын наследство своего доброго отца. Нужны ли примеры для этого? Вот, в старину и боярин, и купец, и ремесленник, и земледелец — все любили Св.Церковь, как матерь свою. Ныне многие стали чуждаться Св.Церкви, стыдиться, как стыдится иногда юноша своих простых родителей, попавший в город по их же милости и наслушавшийся насмешливых рассказов недобрых людей о простоте селян и мнимом превосходстве городских жителей.

В старину и князь, и боярин, и купец, и земледелец чтили праздники Господни; все более или менее любили посещать храмы Божии; с вечера шли к вечерне; утром, вставая рано, шли к утрени, а потом к литургии. Ныне не то. Посмотрите, кем ныне бывают наполнены наши городские храмы? Там только простой народ, да и тот далеко не весь и не всегда. Все знатное и богатое там отсутствует; нет их ни на вечернем, ни на утреннем богослужении. С вечера одни из них сидят в домах увеселений, в театрах; другие в домашних спектаклях, в прогулках; иные за картежными столами, а утром, когда бывает литургия, они еще спят после вечерних и ночных увеселений.

В старину весь русский народ составлял одну семью, у которой была одна вера, одни обычаи. Ныне разделился русский народ. — Каждое сословие избрало для себя как бы свою особую веру, свои обычаи. Верхние сословия стали стыдиться веры своих отцов и остались совсем без веры или же пошли за изобретателями новых вер, сделались последователями новых лжеучителей, образовавших новые секты, новые толки. Средние сословия избрали себе новых богов: торговое стало поклоняться злотому тельцу, которому приносит в жертву все свои труды, все время, ему отдает и все свои думы и все свое сердце; ремесленник то занят своим делом, препятствующим ему служить Богу, то отдается греховному отдыху в виде разгула, попоек и разного рода увеселений. И торговцы, и ремесленники живут также без веры и без Церкви. Только низшее сословие пока держится унаследованной от предков веры и обычаев, но и то далеко не все. И среди его образовался злополучный раздел: значительная часть простого народа отпала от Церкви, перешедши в раскол и сектантство с их многочисленными толками и разделениями.

Таким образом, как бы весь русский народ пришел в такое состояние, в каком некогда находился Израиль, который, отпавши от Бога и предавшись нечестию, за это подвергался разным наказаниям, а потом 70-летнему плену. Чрез пророка сказано было об этом народе: От подошвы ноги до темени головы нету него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны (Ис.1:6).

Нечто подобное стало и с русским народом. И он как бы обратился от ног до головы в гнойный труп.

В верхних слоях его отступление от Бога, отпадение от Церкви, восстание против Богоучрежденной власти, крамолы и убийства, подстрекательства к бунту, убийства сановников и других верных царских слуг. В среднем сословии — торговом и ремесленном — поклонение золотому тельцу, с забвением о Боге, о правде и чести, о милости.

А о простом народе с сожалением должно сказать, что он спился и развратился. Он пропивает свое достояние, свои пожитки; он пьет с горя, пьет с радости; все сделки у него совершаются не иначе как с выпивкой.

Если он несет в жертву Богу свою трудовую копейку, то в винную лавку отдает полный рубль. Он сам пьет, и дети пьют; пьют и женщины.

Пьянство приводит его к разврату. Мужья оставляют жен, жены покидают мужей и идут за другими. Развращается и молодежь по примеру старших. Не было в старину такого разврата, как ныне. Усилилось ныне и воровство: один обкрадывает казну, и не считает это грехом; этот крадет святыню, обкрадывает церковь. Наемник обкрадывает хозяина, а хозяин не всегда отдает должное наемнику.

Обман и клятвопреступление также не стали считаться грехом. Кто только ныне не лжет, кто не обманывает? Нигде не стало честности и добросовестности. У самых, по-видимому, честных людей честность сохраняется только дотоле, пока ее сдерживает стыд и страх. У нас прошли те времена, когда можно было ценные вещи оставлять на дворе без запора и караула.

Трудно ныне найти человека, который сам объявил бы потерянную кем-либо вещь и доставил ее хозяину ее.

Так мы растеряли то сокровище добра, которое скопили наши предки и передали нам как богатое наследие, с которым соединялось Божие благословение.

Не потому ли мы теперь терпим неудачи? На окраине нашего отечества идет война, столь несчастливая для нас, что как будто Господь отступил от нас и не ходит с нами в войсках наших, предавши нас позору пред народами земли. И при таком унижении мы дерзнем ли сказать: за что, Господи? Ибо знаем, что мы, будучи народом, осчастливленным Богом и удостоенным милости Его преимущественно пред другими народами, обезславили имя Его нашей жизнью. Мы можем сказать только одно; Тебе, Господи, — правда, нам же — стыдение лица!

Несчастливые во внешней войне, мы ведем и внутреннюю войну, которая едва ли не тяжелее внешней. Это — наша внутренняя смута, которая раздирает наш народ, производит застой в работах. Нам грозит опасность придти в состояние того царства, которое, по Евангелию, разделившись само на себя, не устоит. Но при всем том мы как бы не чувствуем ударов; ибо пришли в состояние бесчувствия, подобно больному, пораженному параличом. Бедствие родины, как чужое, не трогает нас, и мы, даже при тяжелых ударах, говорим: не больно нам! Не для того ли Господь посылает к нам, кроме общего для всей страны бедствия, еще для каждого города и области особые несчастья: в одном месте у нас повальные болезни, в другом — падеж скота, в третьем — неурожай хлеба несколько лет сряду, в четвертом — волнения молодежи, волнения среди рабочих и другие смуты, грабежи, пожары. Несмотря на это, мы все еще готовы говоритъ: «Не больно нам» и продолжать есть и объедаться, пить и пропиваться, играть и проигрываться. По-прежнему пустеют наши храмы, и наполняются театры и дома народных увеселений любителями веселия.

Мы не только не чувствуем боли от поражающих нас ударов войны, убийства, мятежей, голода и других бедствий, но как будто у нас веселее стало с тех пор, как на отечество наше стали падать удары.

О, кто даст сердцу нашему сокрушение и очам нашим слезы, чтобы оплакать наши бедствия и выплакать пред Богом наше избавление?

О, Русь Святая! Вспомни свои добрые былые времена! Вспомни и те лихолетья, в которые ты умела прибегать к Богу с молитвой и покаянием и получала себе избавление! Вспомни Забытого тобою и помолись! Смех твой в плач да обратится; принеси покаяние и плоды, достойные покаяния.

Обрати нас, Господи, и мы обратимся. А без Тебя мы и сего не можем сделать.

Восстани, Господи, помози нам и избави нас имене Твоего ради!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Храмы зимней Руси с высоты птичьего полета Храмы зимней Руси с высоты птичьего полета
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Храмы зимней Руси с высоты птичьего полета Храмы зимней Руси с высоты птичьего полета
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Вот уже несколько лет Михаил и Екатерина занимаются аэрофотографией. Самыми излюбленными объектами их творчества являются храмы и монастыри России.
«Красота греха» и современная культура «Красота греха» и современная культура
Протоиерей Александр Шаргунов
Мы можем видеть, как постепенно происходит в истории деградация культуры: религия, потом гуманизм, так называемые «общечеловеческие ценности», а потом, оказывается, и от этого легко можно отказаться. Последним этапом будет, и это сейчас уже происходит, попытка соединения религии с самым растленным злом, освящение зла, романтизация диавола. Сегодняшняя массовая культура не только глубоко атеистична — она глубоко демонизирована.
О Стиве Джобсе и национальной идее О Стиве Джобсе и национальной идее
(Проповедь в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших)
Иеромонах Симеон (Томачинский)
Этот праздник воскрешает идеалы Святой Руси. Известный мыслитель Владимир Ильин писал, что Запад простил бы нам кремлевские соборы и оптинских старцев, но он не мог простить нам, что при этом у нас были потрясающие успехи цивилизации, мощное государство, развитая промышленность и высокая культура. И все западные проекты проникнуты неприязнью в отношении России – от Октябрьского переворота до «пора валить».
Комментарии
Владимир.14 июня 2015, 20:00
Неимоверной глубины проповедь, дай нам Господи силы и яви милость свою достигнуть глубин в покаянии и вернуться к жизни по Заповедям Твоим.
Владимир 5 марта 2013, 18:00
"Таким образом, как бы весь русский народ пришел в такое состояние, в каком некогда находился Израиль, который, отпавши от Бога и предавшись нечестию, за это подвергался разным наказаниям, а потом 70-летнему плену. Чрез пророка сказано было об этом народе: От подошвы ноги до темени головы нету него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны (Ис.1:6)." И кого Господь винит в этом?
р.б.Сергий 4 марта 2013, 14:00
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! "И вот по чему узнаём, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши; ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам." (1,Ин.,3,19-23) "Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем." (1,Ин.,2,4-5) "Не люби'те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек." (1,Ин.,2,15-17) БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Сергей-59 3 марта 2013, 23:00
Достоинство сказанного в том, что читаешь как бы про себя. В отличии от нас святитель Макарий обладал духовным зрением и видел то, что от нас скрыто. Прав Андрей_01, но мы должны быть сильнее внешних причин. Сильный ветер крепкому древу на страшен. Страшна внутренняя гниль. Не соглашусь с Людмилой: "И если наши отцы и деды не сделали этого,то мы можем." Что можем - это точно. Только отцы и деды у нас разные. Большинство атеисты-коммунисты и им сочувтвующие, но соль земли была всегда. Я помню полные храмы в 50-х, когда и на колени-то стать было затруднительно по множеству народа. И почти все в телогрейках. Спасибо Никите Х., одел страну и пенсии ввёл. Тот же Никита и гонения на церковь возобновил. Поэтому и надгробие у него черно-белое.
Michael 3 марта 2013, 15:00
Много праведных слов у святителя Макария, но только винить простой народ во всех грехах наверное не стоит, так как слишком много примеров было за последние 100 лет, когда церковная элита и особенно светская преподносили примеры не благочестивого поведения, а зачастую предательского по отношению к своему народу.Да и сегодня, чтобы понять и решить проблемы в своем доме, нужно закрыть границы страны,освободить от гнета олигархов свой народ и всячески поддерживать своих национальных лидеров,которые безусловно появятся и будут служить примером для своего народа.
Елена 2 марта 2013, 19:00
Господи, дай нам силы ко исправлению, прости наше малодушие и маловерие!!!
Андрей_01 2 марта 2013, 16:00
Многие высказывания уважаемого святителя Макария очень актуальны для нашего времени. Не уменьшая значения собственных погрешностей, все же стоит сказать, что русский народ, как и многие другие народы, является жертвой целенаправленных операций теневых влиятельных группировок (известного происхождения) по разложению традиционных нравственных и религиозных ценностей. Современные "режиссеры" культурно-информационных вирусов основной упор делают на растлении молодежи и подростков, тем самым лишая общество будущего и превращая нормальных людей в управляемых мутантов. Страшно наблюдать за этой массовой катастрофой. Помилуй, Господи.
раб Божий Василий 2 марта 2013, 15:00
Да, хитер дух лукавый, но я верю и знаю, что он не одолеет неизглаголанной благости и милосердия Всемогущего Создателя нашего. Час придет дать ответ за все содеянное, и помоги нам Господи иметь в тот момент хотя бы каплю оправдания. Русский дух забыл своего истинного Отца, но Отец придет в Сыне и не замедлит, тогда конечно обратятся, но будет поздно...Да хранит вас Бог!
Георгий 2 марта 2013, 10:00
Актуально и по сей день...
Александр 2 марта 2013, 10:00
Спаси всех Господи. Жалко,что эту статью не прочитают те кому её надо прочитать.
Людмила 2 марта 2013, 00:00
О, Русь Святая! Вспомни свои добрые былые времена! Вспомни и те лихолетья, в которые ты умела прибегать к Богу с молитвой и покаянием и получала себе избавление! Вспомни Забытого тобою и помолись! Смех твой в плач да обратится; принеси покаяние и плоды, достойные покаяния. О необходимости всеобщего покаяния говорили и многие современные старцы.Да,мы не убивали царя,как говорят многие,но мы жили без Бога,вне Церкви,без поста и молитвы,работали в праздники и воскресенья,70 лет Бога гневили,а теперь хотим,чтоб все было хорошо.И если наши отцы и деды не сделали этого,то мы можем.Только современные священники это не поддерживают,говорят,что хватит личного покаяния.Но ведь всем известно,что есть родовой грех.И если наши деды отказались от веры,от Бога,как это может не касаться нас?
Сергей 1 марта 2013, 21:00
Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих,и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,и ввергнут их в печь огненную:там будет плач и скрежет зубов Мф.13:41-42
Галина 1 марта 2013, 19:00
Спасибо за очень хорошую статью. Прям о нашем времени. Прости нас, Господи и помилуй. Святитель Макарий, моли Бога о нас грешных. Где самим силы взять для молитвы?
http-observer 1 марта 2013, 19:00
Как современно звучат слова святителя Макария! Почитал проповедь иеромонаха Симеона (Томачинского) "О Стиве Джобсе и национальной идее", и комментарии либеральной публики на его публикацию, наложил текст на проповедь святителя Макария, получилось, что, как тогда, так и сегодня все еще продолжается падение русского народа, и не видно дна той пропасти куда валимся!
Алексей 1 марта 2013, 15:00
Больно за Россию, больно за всех, больно за себя. "И он как бы обратился от ног до головы в гнойный труп", лучше не скажешь........Господи, если только хочешь, спаси......
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке