Тюремный замок княгини и его обитатели

Древний западно-украинский Дрогобыч встретил нас мокрым февральским снегом и приветливым участием офицеров пенитенциарной службы Львовской области.

Они гостеприимно предоставивили на вокзал микроавтобус для встречи тюремных капелланов различных христианских конфессий — членов правления Украинской межконфессиональной миссии «Духовное и благотворительное попечение в местах лишения свободы», которую возглавлял протоиерей Виктор Яценко. Событие неординарное: в Дрогобычской исправительной колонии усиленного режима №40 на 1500 человек оборудован новый православный храм Украинской Православной Церкви в честь Сорока мучеников Севастийских.

Как известно, храбрые воины пострадали за Христа в 4-м веке и являются покровителями всех «страждущих и обремененных», кто обращается к ним за помощью.


Такую аналогию выбрали сами заключенные, создатели нового тюремного храма – сороковая колония и Сорок мучеников Севастийских. День памяти — 22 марта. Ровно за месяц до этого события, 22 февраля, храм должен был быть освящен епископом Львовским и Галицким Филаретом (Кучеровым) и в нем должна совершиться первая Божественная литургия с участием самих заключенных.

Божий храм за тюремной стеной

Согласно преданию, этот столетний тюремный замок на 600 заключенных, вошедший ныне в состав 40-й колонии, построен приближенной к австро-венгерскому трону некой графиней Брегидой Люмбергской на месте гибели своего супруга от рук разбойников. Он расположен на живописной горе, на окраине Дрогобыча, по направлению к известному курорту Трускавец, что в пяти километрах отсюда. Графиня желала, очевидно, чтобы убийцы ее мужа-графа в покаянии завершили здесь свое преступное житие. Эту легенду передают из уст в уста и нынешние заключенные, так что она известна каждому обитателю старинного тюремного замка, точнее — «сороковки» — как принято называть это учреждение усиленного режима для отбывания наказаний.

Видимо, графиня усердно молилась, говорят сами осужденные, раз в «сороковке» действует сразу пять домовых храмов различных конфессий: греко-католический, самозваного УПЦ-Киевского Патриархата, двух протестантских и УПЦ (Московского Патриархата). Правда, храм канонической Церкви, на освящение которого мы прибыли, создавался в течение последних трех лет. Православный приход действовал, настоятель протоиерей Роман Кононенко служил молебны и акафисты, исповедовал и причащал заключенных запасными дарами, но литургии совершать было негде. Староста общины Евгений Шадрин со своим помощником и собратом Павлом К. и другими осужденными взялись за оборудование нового храма в честь 40-ка мучеников Севастийских.

Работы длились три года. Нашелся и меценат из местных жителей, помогавший строительными материалами, и в приобретении церковной утвари. В прошлом году колонию посетили и насельники Киево-Печерской лавры, духовную связь с общиной поддерживает также братия Свято-Михайловского Грушевского монастыря из Закарпатья во главе с иеромонахом Пименом (Мацолой). Отец Пимен — известный духовник и молитвенник, автор книжных изданий о монастырях Закарпатья, несмотря на отсутствие зрения, проводит большую попечительскую работу в местах лишения свободы. Он с другими монахами монастыря также прибыл на освящение храма колонии.


Нашим спутником был также представитель департамента государственной пенитенциарной службы Украины подполковник Виталий Хведчук. Он поведал о том, что в настоящее время в местах лишении я свободы пребывает около 150 тысяч человек, из которых более 40 тысяч посещают богослужения различных конфессий, преимущественно храмы, часовни и молитвенные комнаты Православной Церкви.


Миновав живописный Дрогобыч, мы подъехали к старинным корпусам колонии, где нас встречало ее руководство во главе с подполковником В.Кутовым. Ожидали прибытия Преосвященного Филарета, епископа Львовского и Галицкого. Вскоре владыка приехал в сопровождении львовского духовенства и певчих. Остались формальности — пройти строжайший пропускной контроль на территорию колони...

«В темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф 25:36)

...Когда последние тяжелые решетчатые тюремные двери с устрашающим лязгом захлопнулись, мы оказались на территории колонии, где за высоким краснокирпичным забором с колючей проволокой и тюремными вышками виднелось хмурое февральское небо. Здесь уже действовали строгие законы пребывания под стражей обитателей колонии, преступивших закон, совершивших преступления различной тяжести, в том числе и тяжелых — убийство, грабеж, насилие, хищения в крупных размерах, торговля людьми и оружием и проч. Средний возраст осужденных 25-45 лет.

Как заметил в беседе протоиерей Виктор Яценко, глава Синодального отдела по тюремному служению УПЦ, в колониях Украины, как ни в одном другом месте, сконцентрирован грех и преступность, и от Церкви во многом зависит, чтобы этого зла в стране было как можно меньше.

Места лишения свободы — это не просто изоляция. Это и место великих страданий и ожиданий, тяжелых дум, горьких слез, отчаяния и надежды. Это своеобразный индикатор духовно-нравственного состояния общества, в котором рождается преступление перед государством, социумом и Богом. Зачатки преступлений и их проявления, пусть в эмбрионном состоянии, каждый без труда отыщет в своей душе. Как-то — злость, зависть, алчность, сребролюбие, любодейство, многостяжание, любовь к роскоши и нежелание трудиться, и многое другое, часто невидимое для постороннего глаза, но хорошо известное падшей человеческой природе. Так что, по высказыванию Достоевского, прошедшего каторгу, «все согрешили и все участники единоличного и общемирового греха», но расплачиваются за него лишь «самые несчастные».

Тюремное духовенство полагает, а пенитенциарная служба целиком разделяет это мнение, что совершивший преступление человек, находящийся в заключении, имеет особые и исключительные условия для покаяния, для обращения своего измученного грехом сердца к Богу. Недаром бывший Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний переименован в Государственную пенитенциарную службу Украины, поскольку латинское «penitentiarius» означает «покаянный». То есть в самом названии службы заложен духовный, исправительный, в первую очередь пред Богом, смысл.

Еще двадцать лет назад о присутствии священника на территории исправительного учреждения не могло быть и речи. Тем более о создании храма и проведении богослужения. Правда, бывали исключения и в советское время. Бывший настоятель Свято-Кирилловского прихода г. Киева протоиерей Федор Шеремета (†2012) рассказывал, как в бытность его служения клириком Свято-Покровского монастыря ему приходилось по просьбе и ходатайству родственников исповедовать двух расстрельников, приговоренных советским судом к высшей мере наказания. И произошло буквальное повторение евангельского сюжета.

Один из приговоренных, совсем еще молодой человек, на исповеди в камере принес чистосердечное покаяние, молил Господа о прощении его тяжкого греха. Другой же, закоренелый уголовник, не пожелал исповедоваться. И что удивительно: раскаявшемуся преступнику смертная казнь была заменена 15-летним сроком, а другому – приведена в исполнение. Мало того, исповедовавшийся преступник переписывался с отцом Федором и по молитвам Церкви получил досрочное освобождение.

Как известно, после распада СССР в начале 1990-х в новообразованную демократическую Украину хлынули разного рода проповедники и миссионеры неорелигий, часто носившие деструктивный характер. И большая часть из них тут же сориентировалась на проповедь в украинских тюрьмах и исправительных колониях, получив туда доступ. Пока руководство исправительных учреждений не забило тревогу. В 1998 году между Департаментом по вопросам отбывания наказаний и Украинской Православной Церковью был заключен договор о сотрудничестве, после чего практически за каждым учреждением был закреплен православный священник. В настоящее время на территории исправительных учреждений Украины действует 132 храма и часовни, преимущественно православных, также 188 молитвенных комнат. Духовную работу с осужденными проводят более трех тысяч священнослужителей и волонтеров.

В храме Сорока Севастийских мучеников

В храме и коридоре, ведущем к нему, было торжественно тихо. Осужденные, сотрудники учреждения, духовенство и журналисты ждали владыку. Таков обряд: настоятель о. Роман Кононенко с крестом на покрытом платом блюде встречает архиерея при входе в храм и просит возглавить богослужение. Служба началась. По архиерейскому чину епископу полагается часть службы проводить в храме среди верующих.

Трогательно было видеть сидящего в центре храма архиерея, еще достаточно молодого человека, в окружении заключенных в тюремной форме с нашивками на груди с указанием фамилии, отряда и статьи, по которой подсудимый отбывает наказание — своеобразное «клеймо», обозначающее, что ты — преступник. Многие из молодых людей были ровесниками владыки, плотным полукольцом окружившие его со свечами в руках, действительно, как овцы своего пастыря.

Накануне литургии мне удалось пообщаться с некоторыми участниками создания этого тюремного храма — старостой Евгением Шадриным и его помощником Павлом К. Расспрашивать в подробностях о составе преступлений мне казалось неуместным. Спросил лишь у обоих, что изменилось в их жизни в местах лишения свободы, когда они пришли к Богу и стали активными прихожанами. Староста Евгений родом из Крыма, занимался серьезным бизнесом и преступил закон. Получил солидный срок. Осталось немного. На свободе его ждет жена и дочь.


Евгений: «Знаете, на воле я тоже считал себя верующим. Любил подъехать на своей машине к храму, поставить свечи, перекреститься. На Пасху куличи освятить. Бога я встретил здесь, на зоне. Здесь я понял, что такое покаяние, что такое вера, понял и опытно познал, как прощает и милует Господь, и как он обновляет душу и тело. Потому что человек, несущий на себе бремя греха, чаще всего не знает и не понимает, какую страшную тяжесть несет его душа, насколько она больна и искалечена. Как человек, находящийся в душном и смрадном воздухе, привыкает к нему, и не понимает, отчего ему плохо. Это лишь отдаленное сравнение. И вдруг он выходит на чистый свежий воздух и вдыхает полной грудью...

Знаете, в создании, ремонте и оформлении этого храма я видел великую милость Божью, потому что душа моя радовалась, и люди, мои соузники, стали мне понятнее и ближе, и... роднее. Потому что душа моя возродилась. Здесь я это понял и благодарю Бога за мое испытание и наказание, без него бы я оставался, как написано в евангелии, "слеп, глух и нем"»...


Павел родом из Закарпатья. Так получилось, что его родной брат уверовал в Бога, а Павел с семьей жил в Москве, зарабатывал на жизнь сперва честно, а потом ступил на преступную стезю, и, как показалось — легкую добычу. Статьи тяжелые. Но срок тоже подходит к концу. И что удивительно — его родной брат монах Петр — насельник Грушевского монастыря, который и попечительствует над Дрогобычской колонией. В этот день монахи приехали сюда, привезли в подарок книги, иконы и священническое облачение.

Павел: «Накануне нашего праздника я много дней до поздней ночи трудился здесь с нашим настоятелем отцом Романом. Если бы раньше мне сказал кто-то, что я с такой радостью и волнением буду помогать в храме, я бы назвал этого человека сумасшедшим. Конечно, молитвы брата, молитвы Церкви — великая сила. Я почувствовал это на себе, и когда сам стал молиться, не формально, а так, из сердца. Когда стал впервые на исповедь, казалось, что горю в огне. Нужно пройти это, прежде всего — признать себя виновным пред Богом, не только в содеянном перед законом, а во всем остальном, из чего слагается греховный человек. Конечно, нас здесь, православных христиан, мало, из всей колонии человек 30-40. Но здесь у нас молитвенные помещения для других конфессий, я не сужу никого, пусть каждый молится, где считает нужным, и, слава Богу за это. Но я точно знаю, что для меня вне Православия нет спасения... Так что сегодня я соединюсь со Христом в Святой Евхаристии».

В этот день был освящен храм Сорока мучеников Севастийских и вся тюремная церковь причащалась. Это событие останется в памяти этих людей, и этого сурового тюремного замка.

Когда прилетают жаворонки

Жила на Руси такая традиция — в день памяти Сорока Мучеников Севастийских выпекать из пшеничного постного теста жаворонков. Обычно это происходит в Великий пост, и в этот день служится Божественная литургия, после которой на столе появлялись фигурки жаворонков. Эта удивительная птичка первая прилетает из-за теплых морей-океанов. Чтобы вить гнезда и петь высоко в небе чудесные песни. Орнитологи знают, что поющий жаворонок, славящий Бога по-своему, часто становится жертвой воинственных ястребов. И единственный путь спасения от хищника — камнем падать вниз. В этом видится аналогия с Севастийскими воинами-мучениками, которые не прекратили песнь Христу-Богу под угрозой смерти.

А еще в этот мартовский день с пением жаворонков приходит весна. И день тюремного престольного праздника эти малые птицы, повисая высоко в небе, разольются трогательным пением, славя Бога.

Возможно, в этот день в колонии будут печь хлебных жаворонков, и однозначно — будет совершаться Святая Евхаристия. Жаворонок – птица весны, красоты и свободы, такой вожделенной и желаемой для узников этого тюремного замка. Как хотелось, чтобы свобода эта стала для них свободой радостной и легкой. Свободой от греха, свободой радости и новой жизни.


Фото автора

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Он рассказывал мне, как убивал их» «Он рассказывал мне, как убивал их»
Письмо матушки N
«Он рассказывал мне, как убивал их» «Он рассказывал мне, как убивал их»
Письмо матушки N
Это – реальная история, произошедшая в наши дни: в одной из российских зон несет служение простая инокиня N., встретившая в окормляемой ею исправительной колонии человека, зверски убившего ее дедушку и бабушку. Инокиня N. рассказала об этом в письме к своему другу, которое мы с ее разрешения и публикуем.
По ту сторону свободы. Ч. 1 По ту сторону свободы. Ч. 1
Алексей Величко
По ту сторону свободы. Ч. 1 По ту сторону свободы. Часть 1
Беседа с заместителем директора Федеральной службы исполнения наказаний России Алексеем Величко
«В русском народе запас святости сохраняется на генетическом уровне», – убежден государственный советник юстиции Алексей Величко, по долгу службы знающий как о проблемах духовного окормления заключенных, так и о том, насколько востребовано и необходимо сегодня это служение.
Почему нужно посещать заключенных в тюрьмах? Почему нужно посещать заключенных в тюрьмах?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Почему нужно посещать заключенных в тюрьмах?
Комментарии
тамара. 4 августа 2015, 20:47
СПАСИ ВАС ВСЕХ БРАТИЯ,ГОСПОДИ.веры вам и надежды .и скорейшего возвращения домой к семьям.и настави вас ГОСПОДИ на правильный путь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×