Спасительное мучение

Подошла к концу первая седмица Великого поста... И очень хочется подвести для самого себя ее итог — что самое главное удалось вынести из этих дней — таких непростых, насыщенных, таких по-весеннему светлых и оттого, невзирая на покаянный свой характер, радостных. Вот, пожалуй, это главное, из чтения Покаянного канона и из собственного опыта: нет ничего страшнее, разрушительнее, губительнее греха. Об этом — все те примеры сокрушительных падений, о которых повествует в своем удивительном и поистине великом творении преподобный пастырь Критский. О том же свидетельствует — буквально все Священное Писание, все святые отцы говорят. И опять же — наш личный опыт подтверждает: со всем можно справиться, все можно пережить, лишь бы Господь помощью Своей не оставлял. Что бы это ни было — предательство близкого друга, нищета, болезнь, смерть того, кто для нас бесконечно дорог,— ничто не сломит, не уничтожит человека, если с ним Господь. А грех... Он не просто ранит, отравляет, уродует душу. Он разлучает нас с Богом, отлучает от единственной истинной Жизни.

Чтение Великого покаянного канона. Новоспасский монастырь. Фото: Патриархия.Ru
Чтение Великого покаянного канона. Новоспасский монастырь. Фото: Патриархия.Ru
Страшен грех. И все же... Все же есть нечто, что гораздо страшней, чем быть грешным, плохим со всех точек зрения человеком. Не считать себя таковым, быть искренне убежденным в своей всецелой или хотя бы «частичной» праведности — это самое страшное.

Умирает, гибнет душа грешного человека. Но Господь для того и пришел на землю, чтобы спасти грешников (см.: 1 Тим. 1, 15). И спасает, когда они каются в своих грехах, оплакивают их, просят с сокрушением сердечным, чтобы Он вывел их из бездны и мрака падения в Свой чудный, прекрасный свет.

А вот праведников Господь спасать не приходил. Почему? Потому что нет на самом деле, никогда не было и не будет на земле ни одного праведника в собственном смысле, кроме Одного — Того, Кто, будучи Богом, не усомнился стать Человеком. «Праведники» — это на самом деле те же грешники, только своей греховности не признающие и потому в Спасителе не нуждающиеся. Ибо зачем Спаситель, если ты не погибаешь?..

Впрочем, не обязательно почитать себя праведным для того, чтобы остаться вне пути спасения. Для этого достаточно просто… не считать себя грешным, только и всего. Что, кроме покаяния, может возвести от земли к небесам? Что, помимо него, может сотворить такое чудо: «сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк.15:24)? Нет покаяния, нет и спасения. С чего Евангелие начинается? «Покайтесь…» (Мф.3:2). Если это слово не услышано, то все остальное — не понято.

А легко ли на самом деле видеть свою греховность, признавать, что ты грешник? Нет. Не только потому, что это ко многому обязывает: к смирению, сугубому терпению, самоуничижению, например. Но и потому, что мы невнимательны к себе, глубоко не «копаем» и никак не возьмем в толк: что уж в нас такого плохого?

Когда есть грехи по-настоящему тяжелые — те, что именуются смертными, — разглядеть их легче. И сердцем тогда совершенно естественно сокрушаться. Правда, это сокрушение, как правило, удается сохранять недолго. А если грехи всего-навсего «повседневные», «обычные», «простительные»? Как тогда попасть в число тех грешников, для спасения которых вочеловечился Господь, соединиться с ликом этих блаженных счастливцев?

Наверное, возможно это все же и без совершения особых злодеяний, каких-то исключительных беззаконий. Достаточно понять и удерживать в памяти только один, но всем нам присущий грех: несоответствия той высочайшей цели, тому поразительному назначению, которое определил для нас Господь.

«Бог сотворил нас для Себя»,— свидетельствует блаженный Августин. Не потому, что испытывает в нас нужду, не потому, что мы Ему необходимы: Он Самодостаточен, Совершен, нет ничего, что в нашем понимании было бы Ему «нужно». Суть в другом: назначение человека быть с Богом, жить в Его любви, чувствовать, воспринимать ее сердцем и на нее сердцем же откликаться. К мыслимой, предельно возможной для тварного существа полноте совершенства нас призывает и хочет возвести наш Создатель. А мы хотим ли этого так же, как Он? Или всю жизнь уклоняемся, уворачиваемся от Его заботливых, ласковых рук, ищем чего-то, кого-то, но не Его единого? Скорее — так.

Это и есть главный грех, всеобщий, объемлющий собой все прочие, их обуславливающий. Он — главный повод и основание для того, чтобы мы все же смогли счесть себя действительно грешными, действительно нуждающимися в том, чтобы Господь нас спас — вопреки всему, в том числе и нашей воле, так часто Ему противящейся.

Мне кажется, к сознанию этого греха и сердечному его чувствованию и должен подвести нас пост. Об этом мы молимся, когда просим словами преподобного Ефрема, чтобы Господь даровал нам зреть наши грехи и, конечно же, тот источник, из которого они рождаются.

И еще кажется, что Господь эту молитву только тогда исполняет, когда мы хорошо понимаем, чего в ней вымаливаем. Видеть свои грехи больно и неприятно. Видеть же главный грех, убеждаясь в том, что неправильно не что-то отдельное в жизни, а жизнь в целом, как таковая, мучительно нестерпимо. Хотим мы этого мучения? Если нет, то и не сподобимся. А если да, то Господь нам его обязательно дарует. И оно-то, войдя в сердце, завладев душой, заставит меняться — день за днем, шаг за шагом, не давая покоя и роздыха.

Таково это мучение, желанность и ценность которого приоткрывает ревностной христианской душе пост. Мучение, избавляющее от мучения вечного.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Духовная борьба Великого Поста Духовная борьба Великого Поста
Старец Ефрем (Мораитис)
Духовная борьба Великого Поста Духовная борьба Великого Поста
Старец Ефрем (Мораитис)
В эти дни мы вступаем на духовную стадию благословенного Великого Поста. Святой Великий Пост – это период молитвы, период покаяния, слез, преображения человека, период, возводящий его на новую ступень духовной жизни.
Великий канон cв. Андрея Критского Великий канон cв. Андрея Критского
Текст и аудиозаписи
Великий канон cв. Андрея Критского Великий покаянный канон cвятого Андрея Критского. Текст и аудиозаписи
Великим постом с понедельника по четверг первой седмицы на великих повечернях читается покаянный канон святого Андрея Критского.
Первая неделя Великого поста: советы пастырей Первая неделя Великого поста: советы пастырей Первая неделя Великого поста: советы пастырей Первая неделя Великого поста: советы пастырей
Приближается первая неделя Великого поста – время особой молитвы и строгого воздержания. Портал «Православие.ру» попросил пастырей сказать несколько слов о том главном, что, на их взгляд, должно наполнить жизнь христианина в дни Великого поста, подсказать что-то из личного опыта, помочь охваченным заботами христианам определить духовную программу – максимум и минимум – в эти дни.
Комментарии
Оксана Горская28 февраля 2014, 11:00
Елене М. "А еще меня очень смутила фраза О.Нектария :"Наверное, возможно это все же и без совершения особых злодеяний, каких-то исключительных беззаконий." Что значит, "Наверное"? Не значит ли, что сам О.Нектарий сомневается в том, что без злодеяний и последующего раскаяния невозможно войти в Царствие Божие?" Вы знаете, я думаю, здесь автор просто пытается подвести нас к этому выводу, так ненавязчиво... Здесь ведь рассматривается ход мыслей обычного человека, не глубоко верующего, а лишь пытающегося верить, но иногда сомневающегося. Естественно, автор уверен в том, о чем говорит, иначе не публиковал бы свои рассуждения, а сомневался втихомолку. Ну, может, я по себе сужу, но мне это очень понятным кажется.:) А праведники, конечно, есть и были. Только вот в чем засада: тот кто считает себя праведником, им быть точно не может. Не бывает настоящих праведников, которые бы считали себя праведными. Ощущение собственной праведности - уже прелесть.
Александр Б.23 августа 2013, 02:00
Елена: "Замкнутый круг." Нет, уважаемая Елена! Просто Вы пока сами, своей волей не позволили другим вытереть о Вас ноги. Безцеремонно вытереть! Просто пока у Вас не было такого опыта. Опыта Вашего добровольного и молчаливого согласия на ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ (хотя бы однократное) душевное истязание (безжалостное и мучительное) Вас другими. Поэтому для меня и, думается, для Вас остаются "за семью печатями" слова свт. Луки (Войно-Ясенецкого): "Я полюбил страдания". Испытав же когда-нибудь нечто подобное, Вы сможете реально почувстовать, как казавшийся замкнутым круг начинает размыкаться...
Лариса15 апреля 2013, 15:00
Прости меня,Господи,и помилуй !
Галина29 марта 2013, 21:00
Елене,спасибо,что высказала вслух мои сомнения,но...мы идем на исповедь к Богу,который незримо присутствует.Священик же только свидетель нашего покаяния.А Господь не делит этого люблю,а этого нет,потому что он плохой.Господь нас любит и хочет нашего спасения.В это надо просто верить.
Галина25 марта 2013, 16:00
Прости меня,Господи,и помилуй !
Елена М25 марта 2013, 15:00
Уважаемый Александр! А Вы никогда не обращали внимание на то, что, среди комментариев, иногда встречаются и комментарии священнослужителей, которые иногда не поддерживают точку зрения автора статьи? А Вам никогда не встречались толкования одних и тех же эпизодов, трактовка которых была не одинаковой, а иногда даже противоречещей, хотя трактовали ее признанные знатоки православия?Увы, не всё так однозначно, иначе бы и вопросов и сомнений не было бы.Иисус Христос говорил, что люди старое вино хвалят больше, нежели молодое вино, имея ввиду Старый и Новый Заветы.Прошло уже более 2000 лет, а вопросы остаются...
Александр25 марта 2013, 00:00
Со всем, что написано в статье, согласен. Но у меня вопрос ко всем нам, комментаторам: каждый ли из нас сможет вот так же написать что-то похожее, на любую тему, и в точности с православным вероисповеданием? Мы ведь высказываем своё мнение, а истинное мнение может быть только одно, значит, и все наши комментарии должны быть похожи. А у нас почему-то разные мнения. Получается, что если у нас мнения разные - то мы или не поняли смысл самой статьи, или наши познания о православии неточны.
Елена М24 марта 2013, 17:00
А еще, я думаю, что вряд ли найдется на земле человек, который скажет, что он не нуждается в Спасителе, потому что грехи есть у каждого, у кого-то большие, у кого-то маленькие. А уж грех желания пожить Земной временной жизнью и побольше и, чтобы без врагов - такой грех на каждом из нас, о Царствии Небесном, в основном, только на смертном одре задумываемся. Так как же не молиться и не просить Того, от кого это непосредственно зависит?Все и молятся, и просят, и каждый получает по мере его. Есть еще в Евангелии фраза о том, что, если ты простишь, то и тебе Бог простит грехи твои. А в наших человеческих судах есть такое: тебе могут скосить срок если ты согласишься на сделку с правосудием, т.е. ты даешь им какие-то им очень необходимые показания на кого-то, а они тебе срок уменьшают. Мне вообще-то, такая практика не очень нравится, уж лучше я за себя отвечу по полной программе, чем кто-то "выйдет сухим из воды".Неужели строки поэта и в самом деле верны: "Нет правды на земле, но нет ее и выше..."
Елена М24 марта 2013, 17:00
Уважаемая Н.Н.! Мне бы тоже очень хотелось получить от О. Нектария ответ на Ваш вопрос. Хорошо, что нас уже двое, есть шанс получить ответ.Вы верно заметили о том, что в Евангелии говорится о 99 праведниках и без всяких ковычек.А еще там написано о том, что , когда фарисеи задают вопрос Иисусу о том, почему он окружил себя мытарями и разбойниками, а не пришел к ним и книжникам (т.е. в данном случае, более приличным людям), то Христос отвечает им, что прежде всего врач приходит к тем, кто более серьезно болен (грешен) и именно к ним, в первую очередь, обращены Его слова: Покайтесь и возлюбите.А вот, когда он говорит о книжниках, то он говорит, чтобы эти самые "больные", которые Его окружали, этих самых книжников слушали, потому что они несут слово Божие, но не превратились в фарисеев, которые, хоть и говорят правильные вещи, но сами тому не следуют.А еще меня очень смутила фраза О.Нектария :"Наверное, возможно это все же и без совершения особых злодеяний, каких-то исключительных беззаконий." Что значит, "Наверное"? Не значит ли, что сам О.Нектарий сомневается в том, что без злодеяний и последующего раскаяния невозможно войти в Царствие Божие?
Людмила24 марта 2013, 15:00
Елене: Мне очень понятно то, о чем вы написали. Я много лет, проходя мимо храма начинала плакать и не могла переступить порог храма будучи уверена, что я - плохая и таким, как я не место в храме Божием, что в храм могут ходить какие-то другие, не такие как я, люди. Наверно, это все-таки горе от ума (или от строгого воспитания). А вот когда оказалась в больнице в критическом состоянии и стоило мне узнать, что в больнице есть храм - от куда силы взялись,"побежала" исповедоваться. И уже не стеснялась ни слез, ни своего жалкого вида. И уже не думала, достойна я Божией любви или нет. Я умоляла Бога о любви и снисхождении! Умереть нераскаянной страшно!
Н.Н.24 марта 2013, 14:00
..."А вот праведников Господь спасать не приходил. Почему? Потому что нет на самом деле, никогда не было и не будет на земле ни одного праведника в собственном смысле, кроме Одного — Того, Кто, будучи Богом, не усомнился стать Человеком. «Праведники» — это на самом деле те же грешники, только своей греховности не признающие и потому в Спасителе не нуждающиеся"... Меня это смутило. Богочеловек - Он и есть Бог, а праведник -человек, его разве можно сравнивать с Богом?... "От Луки, глава 15 7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии." Это о каких праведниках идёт речь? Это же праведники не в кавычках?(«Праведники»). И сказано, что "на праведниках мир держится"... О. Нектарий, если можно, поясните пожалуйста.
Вера23 марта 2013, 20:00
Спасибо, игумен Нектарий, за правильные, нужные сейчас, в пост слова.
Леван23 марта 2013, 17:00
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!
Елена23 марта 2013, 17:00
Не претендую на истину в последней инстанции, но все же рискну взглянуть на проблему признания своей грешности с иного ракурса. Как говорится, все мы родом из детства и все более или менее помним тот жуткий ужас от слов родителей:"Я тебя не люблю, ты плохой, ты не сделал того-то и того-то, поэтому я не буду тебя любить, иди от меня вон". И сейчас разговор не о справедливости воздаяния соответственно поступку провинившегося или о прочих воспитательных нюансах. Как мне кажется, признать себя грешником, для достаточного числа наших современников, равноценно признать себя недостойным любви, стать отвергнутым, вновь, как в детстве, погрузиться в мрак безысходности, отчаяния и признания собственной никому ненужности. А так вроде ни сильно плохой, значит любят. Что еще надо человеку? Вот и выходит, за многочисленными, подчас не в меру пылкими обличающими речами священников постепенно исчезает главное - безраздельная и безусловная любовь Бога к человеку любой степени греховности. Человек боится быть отвергнутым на высшем уровне и коснеет в грехах. Замкнутый круг. Думаю, читающие не усмотрят упрека автору и поймут основную мысль. Простите, если что не так.
Анастасия23 марта 2013, 15:00
Отче, спаси Вас Господь! Ваши слова помогают понять главное и вселяют силы.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке