Лазарь во вратах смерти

Воскрешение Лазаря Воскрешение Лазаря
    

Воскрешение Лазаря – это чудо, от которого невозможно спрятаться. Но отозваться на него можно по-разному.

В XIX–XX веках, когда либеральные богословы начали страшно стесняться сверхъестественных элементов в Евангелии, появились различные теории, которые должны были объяснить чудеса так, чтобы «современный человек», скептически относящийся к «библейскому миру духов и чудес», мог принять этическое учение Иисуса, не спотыкаясь на каждом шагу об «нарушение законов природы». Исцеления можно было объяснить тем, что многие болезни носят психосоматический характер, и религиозный Учитель, окруженный почтением и страхом, действительно мог повлиять на состояние больных. Умножение хлебов – тем, что яркий лидер побудил людей разделить те запасы, которые они принесли с собой (и до того скрывали друг от друга), так что на всех хватило. Эти объяснения крайне натянуты, но в евангельской истории наступает момент, когда они становятся полностью невозможны.

Когда человек уже мертв – он мертв.

Время надежды истекло

Воскрешение Лазаря. Лазарь не страдал психосоматическим расстройством, при котором мог бы помочь хороший психотерапевт. Он был за той гранью, где помощь уже не нужна и невозможна, – он был мертв. Когда человек еще жив и только приближается к вратам смерти, его близкие на что-то надеются – на чудеса, которые может сотворить израильская, немецкая или еще какая-нибудь медицина, на какую-нибудь суперсовременную клинику, на лечение в которой еще можно успеть собрать деньги, на медицинское светило, которое может помочь, – и иногда их надежды оправдываются. Но когда человек уже мертв – он мертв. Время надежды истекло; врата смерти затворились навсегда, еще раз напомнив, что они ожидают всех нас.

Люди плачут над покойником – плачут над умершим, над своей потерей, над смертью, которая неизбежно ожидает их всех. Марфа и Мария плачут над гробом Лазаря – и Иисус плачет вместе с ними.

Но вот Он повелевает отвалить камень от двери гробницы – и совершает чудо. «Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон» (Ин. 11: 43). Воскрешение Лазаря не могло не вызвать в памяти всех, кто его видел, слова псалма: «Бог для нас – Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти» (Пс. 67: 21). Харизматический целитель может вылечить болезнь. Но Тот, Кто может вызвать умершего из-за врат смерти, может быть только Богом.

И мы видим реакцию людей.

«И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус. Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино. С этого дня положили убить Его» (Ин. 11: 44–53).

Этот короткий рассказ – о том, что есть вера и что есть неверие

Этот короткий рассказ – о том, что есть вера и что есть неверие. Все присутствующие видят одно и то же чудо – но реагируют по-разному. Все получают удостоверение, что перед ними – Мессия Божий; более того – Кто-то, уверенно демонстрирующий власть, которая может принадлежать только Одному Богу. Происходящее не оставляет места для сомнений – и никто не сомневается, что чудо произошло. Но люди реагируют по-разному.

Одни «веруют в Него»; другие бегут к Его врагам, потому что хотят как-то наконец избавиться от этого Чудотворца. Первосвященники и фарисеи не отрицают, что Он творит чудеса. Это невозможно отрицать. Более того, этим-то они и встревожены. Они верят в реальность Его чудес – но не верят в Него в том смысле, что не хотят довериться и покориться Ему.

Неверие – это вопрос ожесточения воли, которая отвергает любые удостоверения

Неверие – это не вопрос нехватки удостоверений. Это вопрос ожесточения воли, которая отвергает любые удостоверения, и чем более несомненными они являются, тем с большим ожесточением отвергает.

Противники Иисуса полагают, что, если «все уверуют в Него», поднимется восстание против римлян, римляне придут и утопят его в крови. Чтобы предотвратить такое развитие событий, Его надо уничтожить. Нам со стороны это кажется полным безумием: как вы собираетесь уничтожить Того, Кто только что показал Свою власть над смертью? Но им это кажется трезвым расчетом, обдуманной политической необходимостью. Они учитывают воспламенимость толпы, жестокость римлян, соотношение военных сил – но не Бога; они прекрасно знают, но не хотят знать, видят – но не хотят видеть.

Так устроено неверие – любое, и наше в том числе. Дверь нашего сердца открывается изнутри; пока мы держим ее на запоре, перед дверью может происходить всё что угодно, какие угодно чудеса. Она не откроется, пока мы ее не откроем. Уверовать – это не значит «удостовериться» в реальности Бога и Его чудес. Первосвященники и фарисеи были вполне удостоверены. Уверовать – это значит покориться и довериться. Не «получить новую информацию», а совершить акт воли, развернуться к Богу. Принять то, что мы уже знаем: Бог пришел на землю в лице Иисуса Христа, умер за наши грехи и воскрес из мертвых. Прийти в Церковь, где Он пребывает среди Своих верных, поклониться Ему, вверить Ему свою жизнь.

Тогда придет день, и мы услышим тот же Голос, повелевающий нам выйти из наших могил к незаходимому свету жизни будущего века. Как поет Церковь:

«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне».

Сергей Худиев

3 апреля 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Неверие Неверие
Архим. Тихон (Шевкунов)
Неверие Неверие
Слово на всенощном бдении накануне Недели о Страшном суде
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Сегодняшнее Евангелие говорит нам о том, что апостолы, жены-мироносицы, которым Господь много-много раз прямо говорил о Своем Воскресении, увидев пустой Гроб, даже не задумались об этом. Это напоминает нам и о нашем с вами неверии, какими бы верующими мы сами себя ни считали. (MP3 файл. Продолжительность 6:30 мин. Размер 4.7 Mb)
Вера и неверие: тайна обращения человека к Богу Вера и неверие: тайна обращения человека к Богу
Валерий Духанин
Вера и неверие: тайна обращения человека к Богу Вера и неверие: тайна обращения человека к Богу
Валерий Духанин
Один священник говорил: «Замечательно то, что Бог в тебя верит, – ты еще не погиб для вечной жизни».
Воскрешение прав. Лазаря. Святоотеческие толкования трудных мест Воскрешение прав. Лазаря. Святоотеческие толкования трудных мест
Антон Поспелов
Воскрешение прав. Лазаря. Святоотеческие толкования трудных мест Воскрешение праведного Лазаря. Святоотеческие толкования трудных мест
Антон Поспелов
Господь, призвавший апостолов стать ловцами человеков, расставил великолепные ловушки строптивым иудеям.
Комментарии
Фаина29 октября 2016, 20:36
Господи, помилуй!!!
Алексей 5 ноября 2015, 11:45
Скептики не смогут объяснить воскрешение Лазаря тем, что Лазарь впал в летаргический сон, так как написано "Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе". (От Иоанна 11:39) Таким образом, не было летаргического сна; было настоящее воскрешение из мертвых, и никто не может отрицать чуда. Об этом чуде свидетельствует и изменившийся характер Лазаря после его воскрешения из мертвых. Он раньше был очень веселым, а потом стал необычайно серьезным.
Наталья30 июля 2015, 16:22
Спасибо! Полностью согласна с автором, что Вера не требует доказательств. Как и Любовь. Веришь. Любишь. В душе тепло. Хочется обнять людей и поделиться с ними своей радостью.
Елена 7 апреля 2015, 11:38
Захотелось Вам рассказать о моем маленьком чуде.летом в 2014г.я пошла в сад после утренней службы и вспомнила,что в кошельке нет совсем денег на автобус на обратный путь.Ну я решила,что перезайму у соседки.Прошла метров 30 и увидела под ногами ровно ту сумму которая мне была нужна 10 руб 2руб 1руб 1руб.Ни на копейку больше или меньше.Я думаю что чудеса нужно уметь видеть и быть им открытым
михаил 5 апреля 2015, 21:26
..И вот что я поняла: чтобы уверовать, не надо зримых чудес. Надо открыть сердце, и наполнить его любовью и благоговением к Господу, ежедневно трудиться, не забывать о Боге ни на минуту. Для меня это трудно. Но я на пути. Бывает, зазеваюсь, остановлюсь, но потом опомнюсь и снова иду. Шажочками. Маленькими-маленькими. Но иду..



Все верно. Согласен. спаси Вас Бог!
Ирина 5 апреля 2015, 00:10
Вот и я никак не отворю свою дверь изнутри... Сначала я думала, что мне нужно увидеть какое-нибудь чудо, чтобы поверить. Хотела съездить посмотреть на мироточащие иконы. Потом рассудила, а сколько чудес уже было в моей жизни, лично со мной?! Ведь было же! А сны вещие кто присылает?! Интернет по вайфаю? Дед Мороз? Вздор! А сколько Господь спасал, помогал - числа нет! Хоть и до конца не верую, молюсь в трудную минуту, и Он слышит, приходит и помогает! Потом я поняла: даже если увижу чудо, то не ПОВЕРЮ (специально не написала УВЕРУЮ). Сколько раз я наблюдала оптические иллюзии из-за своего плохого зрения. Даже если передо мной свершится чудо, мозг будет интенсивно придумывать 'рационалистическое' и 'материалистическое' объяснение сию явлению. В 21 веке я видела много фокусов, хитростей, уловок. Я ничему не верю, вернее, верю, что всё можно фальсифицировать, подделать, подтасовать. И вот что я поняла: чтобы уверовать, не надо зримых чудес. Надо открыть сердце, и наполнить его любовью и благоговением к Господу, ежедневно трудиться, не забывать о Боге ни на минуту. Для меня это трудно. Но я на пути. Бывает, зазеваюсь, остановлюсь, но потом опомнюсь и снова иду. Шажочками. Маленькими-маленькими. Но иду. Спасибо что дочитали.
И Р 4 апреля 2015, 23:07
Дверь нашего сердца открывается изнутри...
Помоги нам Господи открыть наши двери!
раб Божий иоанн
Лидия Оленина 4 апреля 2015, 18:52
Спаси Вас Господь! Каждому православному человеку Господь посылает необьяснимые чудеса! При условии, что мы полностью доверимся Ему. Да, бывает что рассказываешь о чудесах происходящих с нами, а люди смотрят с недоверием,и говорят : хватит фантазировать. Это потому, что они по-жизни очень апатичны.Господь близок ко всем! ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ СТАТЬЯ!
р.Б.Павел 4 апреля 2015, 12:57
Мой Бог - Иисус Христос! Я Верую! Спасибо Вам за статью. Спаси Господи!
Олег Павлов 3 апреля 2015, 18:17
Спаси Господи!
ТаняСем 3 апреля 2015, 13:14
Верую,господи,помоги моему неверию!Сколько читаю на этом сайте статей про смирение и доверие,но никак сама не могу "развернуться к Богу и впустить в сердце",просто не знаю как это сделать!!!Прости меня,Господи,видно у меня оно настолько каменное,что Господь никак не может достучаться до меня,хоть и стараюсь веровать как следует,но увы.... А статья очень хорошая и наглядно показывает,что плач-удел не слабых,но сильных!!!!Слава Богу за все!
Татьяна 3 апреля 2015, 11:39
Спаси Господи! Какая замечательная статья! Как четко и доходчиво дано понятие веры и неверия!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×