Евангелие: уроки для всей семьи

Материнские заметки

Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен?
С детства воспитывай его в наказании и учении Господни.
Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний
было для него делом излишним»[1].

Вы всё возлагаете на нас <священников>,
тогда как только бы вам надлежало учиться у нас,
а женам вашим у вас, детям тоже у вас;
напротив, вы все оставляете нам[2].

Святитель Иоанн Златоуст

Евангелие входит в жизнь дома. Евангелие освящает эту жизнь и управляет ею. И тогда дом становится Церковью. Становится небом на земле. Тогда главой дома становится Сам Господь.

Были такие люди на свете, жили такие люди на свете, у которых это, и вправду, получилось. Иногда это кажется таким трудным, таким невозможным, что подвиги преподобных пустынников, мучеников и исповедников начинают представляться как что-то более приближенное к реальности, чем возможность сделать свою семью Церковью. Вот мои непослушные дети, готовые драться с родными братьями за возможность прокатиться на сломанном самокате, совершающие мелкие подлости, ябедничающие друг на друга, им в одно ухо влетает, а в другое вылетает… И этих детей под управлением родителей, раздраженных и усталых, с больными зубами и неоплаченным кредитом, можно привести к такой возвышенной, до слез умилительной, но какой-то нереальной жизни? Такое бывает только где-то там, у других. У святых.

А у нас? Не будем и пытаться? Что ж, если не пытаться, то, и вправду, ничего не может получиться.

Но вот если мы хотя бы задачу такую поставим – жить по Евангелию, жить всей семьей как малая Церковь – уже первый шаг будет сделан. Это искреннее намерение – уже начало строительства дома как Церкви. Если мы начнем делать что-нибудь, ну хоть что-нибудь для осуществления этого желания – то вот уже и второй шаг. Задача, действительно, не просто сложная, а почти нереализуемая. Разных людей, разного характера, разного возраста, грешных, со своей свободной и не всегда при этом доброй волей объединить ради Бога, во имя Бога – слишком много неизвестных в такой задаче.

Но ведь невозможное человеку возможно Богу, Который и из камней может сделать детей Авраама. Значит, и из нас сможет. Если мы Его будем просить об этом. Всегда призывать Бога на помощь и в начале строительства нашего дома-храма, и пока кладем каждый кирпичик, и когда эти кирпичики рассыпаются в руках, когда строительной смеси не хватает, когда конца-краю этой стройке не видно. Строить ради Него и во имя Его – и вот тогда Сам Христос станет нашим Домостроителем. А если так – то вот уже готовый фундамент нашего дома-храма. Монолитный. Даже не бетон – камень. А нам останется только не унывать, рук не покладать и всегда нашему Домовладыке помогать.

***

Евангелие входит в жизнь нашего дома… Чтобы это случилось, много всего понадобится. Верить. Жить жизнью Церкви – жизнью, построенной на евангельском учении. И еще – хотя бы представлять себе, чему же нас учит Евангелие. Слушать и слышать слово Божие.

Читать, изучать Евангелие. Всей семьей. Как главный «учебный предмет» в доме, который стремится стать малой Церковью.

В каждой христианской семье такие уроки устроены по-разному. Ведь эти уроки не серия лекций и экзаменов, а особенная форма жизни всего дома.

И здесь я попробую рассказать, как такие уроки мы пытаемся встраивать в жизнь нашей семьи.

Евангелие как история: организованное обучение

Я уже рассказывала о том, как мы изучаем Ветхий Завет, – по этой же схеме могут быть выстроены домашние уроки по Новому Завету. Это именно уроки, когда мы изучаем Евангелие в первую очередь как историю.

Выбираем определенный день недели, когда мы обязательно должны позаниматься с детьми

Выбираем определенный день недели, когда мы обязательно должны позаниматься с детьми. Вообще в такой день мы изучаем предметы круга Закона Божия. Закончили Ветхий Завет – изучаем Новый, затем устройство храма и так далее, по кругу. Сейчас, например, «проходим» Символ веры, по одному «члену» за занятие. Если такой день выделен, если есть «расписание занятий», то гораздо легче – по крайней мере, лично мне – сделать домашние занятия действительно регулярными.

Программа есть: это последовательность евангельских событий. Выбрав день, выбрав время – такое время, когда дети готовы хоть что-нибудь воспринимать, – родители пересказывают небольшой сюжет детям. Во время обеда, например. На одном занятии говорим о Благовещении, на другом – о встрече Богородицы с праведной Елисаветой, затем – Рождество Христово и так далее. Потом вместе с детьми мы разглядываем иконы и другие иллюстрации по теме. Их в Интернете предостаточно. Читаем сам евангельский текст в синодальном переводе, а через несколько дней – тот же текст по-церковнославянски. С малышами изготавливаем тематические поделки: прочитали о чуде превращения воды в вино – и сделали кувшинчики из пластилина, прочитали о чуде размножения хлебов – и испекли пять булочек. Таким образом постепенно закрепляем в памяти детей услышанное, и так «проходим» весь Новый Завет. Это занимает месяца три-четыре.

Ориентироваться можно и на учебники Закона Божия, и на готовые изложения евангельских событий для детей. Одно «поколение» детей подрастает – и через пару лет мы заново начинаем этот «курс».

Такое изучение новозаветных текстов в хронологической последовательности помогает понять и запомнить евангельские события как историю. А еще мы смотрим с детьми документальные фильмы – о раскопках на Святой Земле, об открытиях ученых, подтверждающих историчность евангельского рассказа. И таким образом изучаем еще и исторический контекст описанных в Евангелии сюжетов. Основная задача таких занятий – сформировать общее представление именно о событиях Нового Завета в их историчности и последовательности.

Евангелие как часть домашнего богослужения

Мы, родители, сами стараемся каждый день читать Евангелие и апостольские послания. Ведь освящая словом Божиим свой собственный день, мы освящаем и день всего своего дома. А значит, и день своих детей. Ведь начало образования детей – это самообразование родителей. Начало исправления детей – это самоисправление родителей. Формирование личности ребенка не во всем, но во многом зависит от личности его учителя, его воспитателя, от личности человека, который выстраивает образовательное пространство дома. Поэтому если мы сами прочитали Евангелие, если сохранили прочитанное – хотя бы на начало дня, – то и дети будут приобщены к слову Божию.

При первой возможности мы читаем евангельские тексты вместе с детьми. Это бывает проще всего, когда дети не загружены школой. Поэтому, если сегодня выходной, если каникулы, наш домашний день начинается, как и обычно, с утренней молитвы, и – это уже особенность именно выходного дня – после молитвы читаем Евангелие. Позже, за завтраком, мы можем обсудить услышанное, прочитать, может быть, небольшое толкование евангельского текста. Причем здесь совершенно не важно, все ли дети в семье уже «проходили» уроки по Новому Завету. Мы ведь уже не историю изучаем, а приходим услышать слово нашего Спасителя.

Ежедневное (в идеале ведь все-таки ежедневное) домашнее чтение Евангелия задает определенное направление всему дню. Это возможность не только обращаться к Богу, но и слышать Его слова, сказанные нам 2000 лет назад, но обращенные к нам именно сегодня. Такое чтение соединяет всех членов семьи в одно целое.

Чтение положенных «вседневных» евангельских отрывков соединяет наш дом со всей Церковью

И еще – соединяет наш дом со всей Церковью. Это происходит в том случае, если мы не просто читаем «подряд», но открываем положенные «вседневные» евангельские чтения, подобранные именно для этого дня нашей Церковью. И в таком случае мы освящаем день нашего дома теми самыми евангельскими словами, которые сегодня же читают в храмах, в своих домах другие православные люди.

Соединение домашнего и церковного обучения

Участие в этом «повседневном» церковном чтении слова Божия – уникальная возможность сделать домашнее обучение продолжением и закреплением обучения в Церкви. Возможность соединить наш дом-школу с нашим главным Училищем – с Церковью. Святитель Иоанн Златоуст призывал родителей разбирать дома с детьми сюжеты Священного Писания (во время вечерней трапезы и семейного досуга), а изучив соответствующий текст – приводить ребенка в храм: «В церковь веди его <ребенка>, взяв за руку, и стремись привести его туда в особенности тогда, когда читается этот самый рассказ <перед этим изученный дома>. И увидишь, как он веселится, прыгает и радуется, что знает то, чего не знают все остальные, что он предвосхищает, узнаёт наперед и получает великую пользу. И тогда дело это запечатлеется в памяти на будущее»[3]. Такую «программу обучения» Священному Писанию совсем не трудно реализовать в нашей жизни.

Вот наступила суббота, выходной. Утром мы читаем сегодняшнее, субботнее евангельское чтение. А после вечерней молитвы мы открываем тот евангельский текст, который будет читаться на воскресной Литургии. Читаем на русском языке. Можем обсудить, можем прочитать толкование святителя Феофана Затворника – как сложится.

Читает уже не папа, не мама, а священнослужитель. И это будет уже не домашнее, «личное» чтение – а Общее Дело, Литургия

А назавтра мы всей семьей идем на службу. И здесь, в храме, мы услышим, как диакон прочитает этот же самый отрывок на церковнославянском. Как и во время домашних занятий, чтение Евангелия в храме будет «повторением пройденного». Дети, услышавшие накануне чтение на русском языке, без труда узнают эти же слова в церковнославянском переводе. Но это уже будет не домашнее, кулуарное, «личное» чтение – это Общее Дело, Литургия. Читает уже не папа, не мама, а священнослужитель в священных одеждах. Весь народ преклоняет головы, свещеносцы держат свечи, раскатистый бас диакона гремит под сводами освещенного солнцем храма…

После Евангелия в храме обычно бывает проповедь. И это еще и еще раз углубляет полученные «знания», закрепляет их. Уже не на домашнем – на церковном, на вселенском уровне. Бывает (и нередко), что мы приходим на Литургию уже после Евангелия – и в таком случае попадаем на проповедь в конце богослужения, которая часто также посвящена сегодняшнему евангельскому чтению. И если даже мы не услышали Евангелие из уст диакона, мы можем услышать размышления священника именно на эту тему. И дети узнают евангельские слова, поймут, о чем говорит проповедник.

Вот так, пусть раз в неделю, мы соединим наши домашние уроки с церковными. Еще раз соединим жизнь нашего дома с жизнью Церкви.

Церковные праздники дома

Весь круг церковных праздников построен на Евангелии. И если мы действительно включаемся в жизнь Церкви, то в течение всего года, в течение каждого года мы снова и снова не просто «проходим», но становимся причастниками евангельских событий.

Чтобы Преображение не было для детей только Яблочным Спасом, Вход Господень во Иерусалим – только Вербным воскресеньем, мы заранее готовимся к каждому церковному празднику. И эта подготовка включает в себя и изучение соответствующего евангельского текста. Включаясь в круг церковных праздников, мы «погружаем» детей в этот «предмет», дети начинают жить внутри каждого вспоминаемого Церковью события.

Дня за два до праздника – или за столом, или на ночь – мы рассказываем детям, например, о Сретении Господнем. Иногда старшие сами начинают рассказывать младшим, а родители только уточняют что-то. Когда получится, смотрим картинки в Интернете, иконы, картины художников, посвященные Сретению, по возможности – и видеоматериалы.

Дети приходят в храм на богослужение – и оказывается, что события, о которых мы узнавали дома, из книжек, из компьютера, из рассказов, – «живут» здесь, в храме. Этому событию посвящены песнопения, молитвы, проповедь священника. Дети, даже двухлетние, узнают икону на аналое. Здесь, в храме, все выстраивается вокруг Встречи ученого двухсотлетнего старца Симеона с маленьким Христом.

Как и в случае подготовки к воскресной Литургии, вечером, во время общей молитвы, мы дома читаем на русском языке тот евангельский отрывок, который будет прочитываться завтра во время богослужения. И так же дети услышат это чтение в храме, из уст диакона, по-церковнославянски. Слушают проповеди, песнопения, и все это – снова посвящено празднику, которого они ждали, о котором уже знают что-то.

И дома мы всегда отмечаем церковные праздники – все они оказываются и нашими домашними праздниками. Вот так в течение всего года мы «проживаем» основные евангельские события.

Обсуждение Евангелия с детьми

Вообще чтение слова Божия само по себе дело самодостаточное. Евангелие может быть понятно детям так же, как и взрослым. Причем в неадаптированном для детей переводе. Даже по-церковнославянски. И одновременно – может быть совершенно непонятно детям, так же, как его не понимаем и мы, взрослые, начитавшиеся и наслушавшиеся всяких умных книжек. Если бы мы, и вправду, понимали, по-другому бы жили… Ведь Евангелие, как известно, может быть открыто неразумным и юродивым века сего и может быть закрыто для книжников и мудрецов.

Кажется неуместным пытаться все разжевывать для детей, переводить на какой-то «детский» язык, что-то опускать из Евангелия

Поэтому мне кажется неуместным пытаться все разжевывать для детей, переводить на какой-то «детский» язык, что-то опускать из Евангелия, прочитывая тот или иной отрывок… нет, не детям – а вслух при детях, для всей семьи. Мы, родители, поставлены Богом быть учителями детей, но здесь мы и их соученики. Эта ситуация хорошо прослеживается в соединении домашнего и церковного обучения: дома папа обращается к жене и детям как их учитель, а в Церкви мы все вместе оказываемся учениками – учителей-священников, епископов, учениками святых отцов нашей Церкви.

Но, тем не менее, мы всё же учителя наших детей, учителя первые и главные именно в обучении дарованных нам детей Закону Божию.

Разговор о прочитанном евангельском тексте можно было бы назвать скорее размышлением вслух, а не «поучением». Размышления над прочитанным евангельским текстом помогают нам представить, как слова Спасителя могут быть приложены к каждому дню, к сегодняшнему дню, к жизни именно нашей семьи. Обсуждение прочитанного текста может объединить нас – причем объединить именно вокруг учения Спасителя нашего.

В каждой семье, в каждый конкретный день, после прочтения конкретного евангельского текста это обсуждение будет особенным. Может быть глубоким и серьезным – а может не сложиться вообще. И не складывается чаще, чем оказывается глубоким.

В таком обсуждении то, что позволю себе в кавычках назвать «специальным образованием», имеет, конечно, какое-то значение, но вообще-то совсем небольшое. Понимать бесконечную недостижимость достаточного уровня знаний «по теме» и при этом постоянно стремиться к самообразованию в этой области – важнее, чем прослушать умный курс или проучиться пять лет в институте и при этом решить, что тебе уже все известно.

Я сама побывала на школьных и на семейных уроках по «Закону Божию» и в качестве маленькой девочки, и в качестве сомневающегося всезнайки-подростка, и в качестве учителя – поэтому я вполне представляю себе всю неуместность конкретных рекомендаций по поводу общения с детьми на «религиозные темы». И все, что я сама могу сказать по данному поводу, – всего лишь некоторые соображения, которые сложились вокруг этой темы.

Наши занятия с детьми – это создание такого пространства, в котором мы формируем представление о Евангелии. О том, что это – ценность. Что это имеет отношение к жизни каждого из нас, это бесконечно интересно и бесконечно важно. Наши занятия с детьми – это возможность для детей услышать, подумать, понять. Как служба в храме: Литургия идет своим чередом, кто-то заходит поставить свечку, кто-то участвует в богослужении. Так же и здесь. Мы будем сейчас читать Евангелие, кто хочет слушать – тот слушает, кто не хочет – того мы не неволим.

Чтобы привлечь детей к таким занятиям, мы сами должны считать это важным и интересным. Если сохраняется привязанность детей к родителям, то родителям будет легко «заразить» детей своим собственным вниманием к учению Христову.

Фото: Ю.Костыгов / Expo.Pravoslavie.Ru Фото: Ю.Костыгов / Expo.Pravoslavie.Ru

А если ребенок не хочет слушать Евангелие и заявляет об этом? Важно понять, откуда взялось это нежелание

А если ребенок не хочет слушать Евангелие и заявляет об этом? А родители скажут: «Бесноватый ты, что ли? От слова Божия убегаешь! А ну иди, слушай вместе со всеми!»?..

Здесь важно понять, откуда взялось это нежелание слушать. Может быть, это говорит пятилетний малыш, у которого в детской комнате недостроенный город из кубиков, а тут пришли родители и заставляют его слушать некий текст в гостиной.

В таком случае вопрос, прежде всего, в организации: например, чтение, как и молитва, должно быть заранее заявлено в «расписании дня», и дети должны быть заранее готовы к такому событию. Либо такое чтение должно устраиваться, скажем, в начале дня, до завтрака, или перед сном – когда дети не могут быть заняты своими важными детскими делами.

А может быть, нежелание ребенка слушать Евангелие – это демонстрация собственной независимости от родителей. Может быть, это изощренная месть подростка, который знает, как именно расстроить или вывести из себя церковного родителя. И здесь копать надо глубже – выстраивать такие близкие, дружеские отношения, в которых дети будут разделять хотя бы в общем и целом родительские ценности, в которых и дети, и родители будут рады общению между собой. Легко сказать, конечно. Но в семье с разрушенными, извращенными отношениями между мужем и женой, между родителями и детьми об общем домашнем богослужении говорить рано. А совместные размышления о прочитанном окажутся в лучшем случае пародией.

Заставить малыша слушать Евангелие, когда он этого открыто не желает, – значит, представить ему чтение Священного Писания в качестве тягостной повинности, времени, которое «пропадает зря», которое не дает ему заниматься «важным делом». Что он в таком случае услышит? Чему научится? А заставить подростка – значит, продемонстрировать ему свою силу и власть. Раздражить его. Что услышит он? Будет ли он слушать, присутствуя при чтении? Или мы таким актом восстановим ребенка не только против себя, но и против самого чтения, против самих слов, которые мы читаем?   

Фото: В.Ходаков / Expo.Pravoslavie.Ru Фото: В.Ходаков / Expo.Pravoslavie.Ru

Если мы обсуждаем прочитанное, важно быть внимательным к своим детям, важно прислушиваться к ним. Если ребенок хочет высказаться – выслушать. Если в ответ на вопрос мнется, говорит, что не знает, – не настаивать, не требовать ответа. Научить детей с ходу и грамотно отвечать на все вопросы «религиозного» характера – проще простого. Дети усваивают «религиозную» лексику так же легко, как и любую другую. «Воцерковленный» шестилетка, не задумываясь, может озвучить услышанное, зазубренное: «Бог Слово воплотился от Девы нашего ради спасения» или «Денница спал с неба по своей гордыне». Можно восхищенно ахнуть и погладить голубоглазого ангела по головке. Но это ведь не более чем бессмысленный набор слов для этого маленького книжника. Я не раз наблюдала (в основном, когда сама была в позиции ребенка, а не учителя), как ученик отвечает преподавателю что-то вроде: «Человек, осуждающий ближнего своего, подобен…» – и при этом осторожно, под столом, отнимает у соседа игрушку, которую тот зажал в кулаке. Обиженный начинает щипать обидчика, тоже под столом. Все это – на фоне видимой дисциплины, когда нарушение строя урока повлечет за собой наказание для всех. И – на фоне продолжающейся беседы, в которой оба мальчика высказывают правильные «богословские» идеи.

Такая детка может в будущем по-настоящему прийти к Богу, отдать Ему свое сердце и всю жизнь свою. Может действительно поверить в учение нашей Святой Соборной и Апостольской Церкви. И однажды даже понять кое-что. А может вырасти уже не маленьким, а большим фарисеем, который знает все, который ничему не может научиться, но учит всех и который легко «делает карьеру» в «религиозной среде». Или может стать сознательным безбожником и богоборцем – какими становились русские православные люди, изучавшие Закон Божий в дореволюционных гимназиях и университетах, какими становились бывшие семинаристы и сыновья священников в годы большевистского лихолетья… И сейчас становятся…

Мне кажется, в разговорах с детьми о вере, об учении Церкви важно уходить от «заумных» и «возвышенных» слов, не хвалить за «правильный» ответ и тем более не корить за «неправильный». Только направлять разговор. Просто и коротко обозначить то, что мы сами четко представляем. Здесь важнее всего наше общее стремление найти возможность применить евангельские слова в своей собственной жизни.

Это страшная ошибка – попрекать детей Евангелием и вспоминать учение Христа в раздражении и тем более в брани

Еще одна ужасная вещь – попрекать детей Евангелием и вообще говорить об учении Христовом в раздражении и тем более в брани. «Это про тебя Господь сказал…» или «Только вчера ведь читали притчу… а ты…» А ведь такое нередко случается в церковных семьях. Для малыша это просто будет означать, что всё «церковное» на стороне родителей в возникшей конфликтной ситуации. А подросток устно или мысленно однажды начнет спорить с родительскими обвинениями. Нет, не должен я мыть эту посуду! А я не хочу жить по вашим правилам! А мне все равно… что сказал апостол… Родитель в ужасе назовет сына или дочь безбожником, обвинит школу и друзей, телевизор и Интернет в таком падении. А ребенок, пусть вызубривший даты Вселенских Соборов и с детства умилительно поющий в церковном хоре, просто представляет себе «все церковное» не как истинную веру, не как Церковь Бога Живого, а как часть родительской системы функционирования, системы управления им, этой непонятой и неоцененной свободной личностью. Но если именно так мы сами преподносили нашим детям «наставление и учение Господне» – как обвинение, как угрозы, как последний аргумент в спорах, как инструмент давления, как систему требований, – то чего же мы ждали? Как ему преподносили, так он и усвоил.

Это вовсе не значит, что церковная жизнь должна быть показана детям как сладкая конфетка в ярком фантике. Отнюдь. Жизнь по Евангелию вообще нельзя показывать – ею надо жить. Всем вместе. Всей полнотой церковной жизни.

Если мы хотим приобщить своих детей к Евангелию… Нет, вернее, если мы хотим этого для себя, для всего своего дома – то кроме собственно евангельских текстов мы должны, мне кажется, сами читать святых отцов, читать книги церковных авторов. Вся эта литература – осмысление Церковью евангельского учения. Это могут быть и прямые толкования на евангельские тексты. Это – и объяснение с позиции церковного учения самых разных новозаветных сюжетов. И просто мысли по теме – мысли святых людей, мысли тех, кто не только читал, но жил словами Евангелия. Найти время на такое чтение не всегда просто. В таком случае можно взять за правило каждый большой пост класть на тумбочку рядом с кроватью одну из подобных книг и читать ее каждый день на ночь. Вместе мужу и жене. Так мы постепенно «напитаемся» чистой водой церковного учения, еще больше соединимся и друг с другом, и с Церковью. И сможем по случаю кое-что зачитать и детям. Поделиться с ними тем, что узнали сами. Часто всего несколько слов, сказанных святителем Иоанном Златоустом, оказываются более уместными, чем самые пространные рассуждения. Тем более что этот великий вселенский учитель и святитель легко и иногда неожиданно применяет евангельские слова к повседневной жизни именно семейных людей, а не монахов.

Иногда прочитанный нами евангельский текст оказывается разрешением какой-то нашей семейной ситуации. И тогда мы просто скажем об этом. Без каких бы то ни было искусственных постановок, просто, искреннее скажем нашим родным детям, родному мужу, родной жене.

Лучше короче сказать, чем длиннее, и когда есть что сказать, чем болтать с утра до вечера о «духовном»

Иногда и сказать нечего – тогда и не будем пытаться произнести нечто «назидательное». И вообще любые беседы на «душеполезные» темы такая вещь, которую лучше принимать дозированно. Лучше один раз, да на всю жизнь, чем постоянно, к месту и не к месту, бездумно и невнимательно стараться «наставить детей на путь истинный». Лучше короче сказать, чем длиннее. Лучше раз в неделю сказать, если есть что сказать, если дети готовы слушать, чем болтать с утра до вечера, чтобы дети вообще перестали воспринимать такие разговоры. Мы уже услышали назидание, сказанное апостолами или Самим Христом, – и это чудо, что у нас есть такая возможность. Это уже – образование, по образу Божию. Обсуждение уместно и возможно, только если мы к этому сегодня готовы.

Если родители находятся в постоянном контакте со своими детьми, если родители всегда открыты к общению со своими детьми, готовы всем своим существом откликнуться, повернуться навстречу своему чаду любого возраста, если дети привязаны к родителям – то дети естественным образом оказываются учениками своих родителей. Учениками, которые стремятся слушать и слышать своих любящих учителей. Тогда и совместное чтение Евангелия может стать образованием дома.

Если общение, общность всех членов семьи по крайней мере иногда предполагает радость, мир, согласие – тогда и обращение этого дома к вере будет радостью для детей, той радостью, к которой они будут стремиться. Если в основании этого дома – единодушие мужа и жены, единодушие между двумя главными воспитателями детей, если в основании дома – согласие супругов услышать слово Божие, построить на евангельском учении свою собственную жизнь – то они действительно смогут устремить и всю семью свою к Богу. Сделать дом свой малой Церковью.

Анна Сапрыкина

29 марта 2016 г.

[1] Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Послание к Эфесянам / ПСС. Т. 11. Кн. 1. С. 185.; PG 62, 151.

[2] Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Послание к Колоссянам / ПСС. Т. 11. Кн. 1. С. 432–433.; PG 62, 362.

[3] Иоанн Златоуст, святитель. О тщеславии и о воспитании детей. §41.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Светлана 15 октября 2016, 09:03
Анна, прошу Вашего совета... Как читать Евангелие детям в коррекционном детском доме (отставание в умственном развитии, возраст - 11-18), работая там (учитывая, что коллектив - светский)?
Сергей Белых 3 апреля 2016, 17:54
Спасибо за статью!
Анастасия 1 апреля 2016, 10:33
Спасибо Вам большое за такие хорошие поучительные статьи,с огромным удовольствием их читаю.Как хорошо,что есть такие семьи,есть на кого ориентироваться.Храни Господь Вас и вашу семью!
Галина Ц.29 марта 2016, 21:33
Умничка, как мне всё нравится. И хотя мне уже 55, я почувствовала себя 5-летней девочкой, которая хочет также обучаться Слову Божию. Жаль, что в моей семье этого не было.
ТАТИАНА1729 марта 2016, 21:28
Мне очень нравятся "Материнские заметки" Анны Сапрыкиной.Сомообразование,личный пример родителей,ограничение себя в праздной болтовне,СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ работа по изучению Евангелия создают НЕ ФАЛЬШИВУЮ атмосферу для детей. Именно такое материнское поведение может служить примером,но подражать кому-то всю жизнь нельзя.ЭТИМ НАДО ЖИТЬ.Пусть Господь поможет и Вам,Анна, и всем родителям.
тамара29 марта 2016, 15:30
Божией Вам помощи,Анна ,в воспитании деток,здоровья и благодати Вашей семье.Пишите и учите на своём примере других.Как это хорошо и понятно.Храни ,Господи,Вас и Вашу семью.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×