Нужны ли обязательные огласительные беседы?

Ответы пастырей

Казалось бы, ответ на вопрос: нужны ли огласительные беседы? – однозначен: конечно, нужны! Да и сам вопрос кому-то покажется странным. Действительно, что плохого в том, что решивший стать христианином перед Таинством Крещения больше узнает о вере, об учении Христа. Между тем у многих решивших креститься и особенно у тех, кто хочет крестить детей, сообщение о том, что необходимо обязательно пройти огласительные беседы, не всегда вызывает положительные эмоции. Бывает, что и открытый протест. И кто-то решение о крещении откладывает на неопределенное время. Так не теряет ли Церковь из-за этого прихожан? И есть ли польза от формального присутствия на таких беседах тех, кто на них пришел, «потому что так надо», «ради галочки»? Может быть, не стоит обязывать к оглашению тех, кто этого не хочет по тем или иным причинам? Мы попросили высказать свое мнение по этим вопросам пастырей.

Дезертиры с поля духовной брани

Игумен Лука (Степанов) Игумен Лука (Степанов)

Игумен Лука (Степанов):

– Не желающие узнать дух и букву церковной жизни потенциальными членами Церкви не являются, а представляются очевидными дезертирами с поля духовной битвы, формальное приобщение которых к числу спасающихся не оставляет без вины и тех, кто содействовал этой профанации. Лучше меньше да лучше, – скажет вам любой ответственный руководитель организации о своих подчиненных. Не думаю, что Церковь Христова даже в малой степени является бюрократическим сообществом, в котором количество адептов является существенным показателем ее благополучия.

Употреби максимум усилий в деле оглашения

Протоиерей Олег Стеняев Протоиерей Олег Стеняев

Протоиерей Олег Стеняев:

– Сказано: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2 Тим. 4: 2–3). «Настой во время и не во время», то есть употреби максимум усилий в деле оглашения и катехизации, есть ли настроение тебя слушать («во время») или нет настроения тебя слушать («и не во время»). Но! Помни: если первая беседа не обеспечила вторую, значит, ты не отнесся правильно к ее подготовке.

Впрочем, могли уснуть и на проповеди самого апостола Павла. Читаем: «Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым» (Деян. 20: 9).

И такое случается…

И в Евангелии сказано: сначала научите, потом крестите

Протоиерей Павел Гумеров: Протоиерей Павел Гумеров:

Протоиерей Павел Гумеров:

– Давайте вспомним, что говорит Евангелие о крещении: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святаго Духа» (Мф. 28: 19). Последовательность такая: вы сначала научите, а потом уже крестите, а не наоборот – сначала крестим всех подряд, а потом уже будем учить. И дело не в том, потеряем мы или нет каких-то людей, – важно не количество крестившихся, а их «качество». Думается, что из тех, кто пришел в Церковь в 1990-е годы, когда после празднования 1000-летия Крещения Руси был духовный подъем, когда открывались храмы, когда, бывало, крестилось по 150 человек в день, многие ушли. Конечно, тогда просто невозможно было проводить катехизацию: мы на подъеме людей принимали. Но если бы проводилась такая же серьезная катехизация, которую ввел патриарх Кирилл: не меньше двух бесед перед крещением, то, думаю, сейчас бы в Церкви было больше людей даже количественно и не было бы такого, что люди хотят пройти обряд раскрещивания, срывают с себя кресты, объявляют себя атеистами. Конечно, сейчас сложно говорить об ошибках, возможно, допущенных тогда, но то, что не было вообще никакой катехизации или она проводилась в виде одной беседы батюшки перед толпой жаждущих принять крещение, это очень большой пробел.

Отношение к крещению крестных, родителей после огласительных бесед гораздо серьезнее

Как приходской священник могу свидетельствовать: отношение к крещению людей – крестных, родителей – после огласительных бесед гораздо серьезнее. А что возмущаются оглашением… Ну, возмущаются. И понятно почему: раньше ничего не требовали, разве что иногда брошюрку «Закон Божий» давали, крестили без всяких разговоров, а сейчас нужно посещать беседы. В некоторых храмах даже по три беседы и более нужно пройти перед крещением. Но польза от этого есть. И хотя за две беседы ты не можешь человеку раскрыть во всей полноте учение православной веры, но настроить его на серьезный лад и на какое-то дальнейшее самообразование вполне получается. Я вижу, что больше стало родителей, которые после таинства приводят детей причащать, приобщать к храму. А прежде это было большой редкостью, чтобы после крещения человек стал и прихожанином храма.

Те, для кого оглашение в тягость, воспринимают храм как место услуг

Священник Валерий Духанин Священник Валерий Духанин

Священник Валерий Духанин:

– Когда человек не желает послушать в храме беседы перед крещением, этим самым он показывает, что и после крещения его уже никто в храме не увидит. Он относится к Таинству как к сложившемуся обычаю или какому-то защитительному ритуалу, но не видит в крещении главного – сочетания со Христом – и соответственно не видит необходимости следовать за Господом. Он воспринимает храм как место услуг, поэтому недоумевает, зачем готовиться к принятию услуги, и если услуга выполнена, то зачем вообще задерживаться там. Вспоминаются слова Спасителя: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9: 62).

В крещении человеку дается бесценный дар – благодать Духа Святого. Крещеный освобождается от всех бывших грехов, становится чадом Божиим и принимает на себя образ Христа. Крещенному открыты врата Рая. Неужели же ради этих даров не стоит пожертвовать каким-то своим временем и посетить огласительные беседы?

Обыкновенно мы всё время куда-то спешим, задуматься о духовном некогда, и даже Таинства Церкви нам хочется принимать, так сказать, набегу, попутно своей будничной суете, как бы переходя с одной остановки на другую. Но Божия благодать не для легкомысленных людей, Господь открывает Себя сердцу ищущему. Вот как раз огласительные беседы могут стать тем временем, когда мы приостановим свою суету и хотя бы немного послушаем о вечном спасении.

Строгость в огласительной дисциплине древней Церкви приводила к укреплению Церкви: в ее ограде не было случайных людей

В древности оглашение было куда более продолжительным, нежели сейчас, могло длиться два года. И это тогда, когда за веру Христову подвергали пыткам и смертной казни. Казалось бы, надо всех созывать и желающих сразу крестить, но этого не было. Почему? Потому что крещенный призван носить на себе образ Христа, должен быть исповедником веры Христовой, являть пример жизни по Евангелию. Какой смысл крестить тех, кто завтра скажет: а я не имею к Церкви никакого отношения. Строгость в огласительной дисциплине древней Церкви как раз влекла за собой укрепление Церкви, в ее ограде не было случайных людей, христиане вели примерную жизнь, а это привлекало к Церкви новых членов.

В общем, как бы это ни звучало категорично, но если человек не желает пройти огласительные беседы, он показывает, что подлинным чадом Церкви он становиться не собирается. Его в храм не тянет, ему хочется поскорее уйти и жить по своим правилам. Кто легкомысленно относится ко крещению, тот поверхностно относится к самой вере. Основательно же готовиться ко крещению будет только тот, кто действительно ищет спасения.

Не должно быть «железного правила»

Священник Димитрий Шишкин Священник Димитрий Шишкин

Священник Димитрий Шишкин:

– Может быть, я не прав, но мне кажется, что здесь не должно быть «железного правила», которое в одних случаях может быть и полезно, а в других – ожесточит человека или станет «медной стеной» между душой и Богом. Очевидным кажется только одно – нельзя быть равнодушным к людям. Надо с ними говорить о вере, смотреть им в глаза, слушать, убеждать, молиться о них… Вот это главное, и в этом, как кажется, и состоит главный смысл огласительных бесед. И здесь можно и нужно проявлять подход именно творческий, потому что, опять же, люди, обстоятельства их жизни бесконечно разнообразны, и наша главная задача – помочь человеку приобщиться к вере, а не «исполнить регламент», который может стать «мертвой буквой закона». Иной человек вроде бы и не знает еще ничего толком, а уже «горит» желанием стать христианином, и это горение в нем подлинное, живое. Конечно, надо ему рассказать о вере. Но надо ли долгими и пространными беседами «угашать в нем это действие Духа»? Именно так, потому что большое самонадеяние считать, что именно наши беседы будут это действие «возогревать». Увы, далеко не всегда так бывает. А иному человеку именно нужно время, чтобы осмысленно и основательно подойти к принятию таинства, разобраться во всем… Словом, всем нам надо быть не «чиновниками по духовному ведомству», а живыми участниками действия в мире Промысла Божиего. Опять же понимаю, что я могу ошибаться, но поскольку спросили меня об этом, говорю, как думаю и чувствую. Но стремиться к тому, чтобы проводить «огласительные беседы», конечно, надо.

Нужно помнить, что Бог есть любовь

Священник Игорь Сильченков Священник Игорь Сильченков

Священник Игорь Сильченков:

– Конечно, чем больше человек узнает о своей православной вере, тем больше у него будет возможностей стать настоящим, деятельным членом Церкви, живым, чувствующим, радостным. Созидающим свою душу и ее спасение, живущим вместе с Богом. Ведь все, что говорят о Боге на этих беседах, есть семя слова Божия, которое падает в наши души. И его взращивает Бог вместе с нами.

Человек, который отказывается прийти на огласительные беседы и узнать о Боге и о своей вере больше, уже заранее относится и к Богу, и к вере формально, считая чем-то незначительным. Такие люди уже не хотят быть деятельными членами Церкви, не хотят открыть глаза на истину. Но надо постараться все-таки привести этих людей на огласительные встречи и усиленно молиться за них, проповедуя им Слово Божие для их спасения.

Но делать это надо без насилия над душой. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2: 8). А также нужно помнить о том, что Бог есть любовь и, служа Ему, мы сами становимся любовью, каждый настолько, насколько откроет Господу свое сердце. А заставить любить невозможно. Человек должен сам захотеть любить, не бояться быть любовью.

Потенциальным членом Церкви является каждый человек, живущий на Земле, ибо Бог «хочет всем спастись»

Вот это и есть наша задача – рассказать людям о Любви и увлечь их за Любовью. А для этого мы и сами должны ею становиться. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35). Потенциальным же членом Церкви является каждый человек, живущий на Земле. Ибо Бог «хочет всем спастись и в разум истины прийти» (1 Тим 2: 4).

Поэтому мы каждому должны являть любовь и словом, и делом и идти за любовью и вести за ней людей. Тогда Церковь наша будет умножаться, ибо все люди хотят любви, потому что любовь и есть высшее счастье для человека, спасение и вечная жизнь.

Возможность показать красоту Церкви как Тела Христова

Священник Максим Горожанкин Священник Максим Горожанкин

Священник Максим Горожанкин:

– Очень важный вопрос. Действительно, совсем недавно была введена очень хорошая практика предкрещального оглашения. Раньше человек приходил, в церковной лавке записывался на крещение, крестился и уходил, и получалось так, что он видит священника впервые и священник видит его первый и очень часто в последний раз. По своей священнической практике припоминаю: крестишь, в храме полно народу, как на большой праздник: мамы, папы, бабушки, дедушки… – когда крестили без оглашения, по 20 и по 30 человек в один день могло быть на крещении, – а потом оглядываешься и задаешь себе резонный вопрос: «А где все эти люди?» А они пришли, покрестились и ушли.

Крестя без оглашения, мы приобрели потенциальных верующих? Отнюдь! Никого мы не приобрели. Покрестить мы покрестили, но эти люди как не принадлежали к церковной общине, так и не стали принадлежать. А святая Церковь как учит? Крещение – это дверь всех церковных таинств. Получается, что человек право на реализацию себя в церковной жизни получил, но может так случиться, что он этим правом никогда не воспользуется. А что нам дает современная ситуация? У человека появляется шанс хотя бы познакомиться со священником, который будет его крестить. Хотя бы услышать здравое учение Церкви. Не от соседки, не от бабушки. Не суеверия какие-то, сколько нужно полотенец принести на крещение, кто должен нательный крестик покупать и прочее. Человек от священника услышит хотя бы, что и Евангелие-то стоит почитать. А ведь это проблема!

Я всегда, когда провожу оглашение – а в нашем храме во исполнение благословения Святейшего Патриарха и нашего правящего архиерея митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна предкрещальные беседы – это неотъемлемая часть самого Таинства Крещения… так вот, я всегда задаю вопрос: «Кто из вас читал Евангелие, братья и сестры?» Часто оказывается так, что Евангелие не читал никто. Вот и напрашивается вопрос: как можно совершать крещение, будь это взрослые люди или дети, за которых ответственность несут восприемники, если эти взрослые, эти восприемники даже Евангелие не читали? А восприемник что должен делать? Он должен учить ребенка вере. А чему он научит, если сам он этой вере не только не учится, но и не начинал даже учиться?! Потому что научение вере – от Евангелия, от евангельской проповеди. Христос Сам говорит: «Вера от слышания» (Рим. 10: 17). А человек о Христе, по сути, никогда и не слышал.

У нас ведь порой обычный человек за обрядом не видит Самого Христа. Вот он в храм пришел, обедню заказал, свечи поставил, панихиду заказал, святой воды набрал… Всё это сделал, а о Христе-то он ничего и не знает. И Евангелие никогда не читал, и «Закона Божия» для детей никогда не читал. Говорят, что Евангелие сложно читать. Но «Закон Божий» не сложен. Но и этого не читали и не знают!..

Но встает и такой вопрос: а не теряем ли мы, введя обязательное оглашение, потенциальных членов Церкви? Но чтобы членом Церкви стать, необходимо обязательно пройти оглашение. И если мы откроем огласительные слова святителя Кирилла Иерусалимского или еще кого-то из святых отцов, мы увидим: человек сначала учился вере, потом принимал крещение. Да вот хотя бы такой пример – житие великомученика Пантелеимона. Он встретился с пресвитером Ермолаем, тот его огласил. Побеседовал с ним о христианстве, и слово пресвитера Ермолая так отозвалось в душе юноши, что он жизнью своей пренебрег ради того, чтобы быть со Христом. И подобных примеров очень много. Так что сначала научение вере, потом обретение этой веры. Это очень правильно. В Церкви так было всегда, и мы к этому должны стремиться. И тогда приобретем реальных членов церковной общины.

Мне кажется, практика нескольких бесед перед крещением – это очень добрая практика, и вот еще почему. Часто бывает, что люди, у которых возникают какие-то вопросы или проблемы, не знают, как к священнику подойти. А на этих беседах люди познакомятся с батюшкой. Может быть, даже номер телефона у него возьмут – в XXI веке же живем, – чтобы потом о каких-то своих переживаниях ему рассказать. А для нас это возможность показать красоту жизни Церкви. Что это не только свечи и иконы, но это мистическое Тело Христово. У Церкви появляется шанс увидеть своих чад и поговорить с ними, чтобы они стали из потенциальных реальными членами церковной общины.

Подготовил послушник Никита (Попов)

1 июня 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
О крещении без веры О крещении без веры
Свящ. Олег Булычев
О крещении без веры О крещении без веры
Священник Олег Булычев
Если бы люди представляли себе всю ту ответственность, которую они берут на себя, дерзая креститься бездумно и без соответствующей подготовки, то много раз подумали бы прежде, чем это сделать.
Рассуждения об оглашении Рассуждения об оглашении
Игум. Нектарий (Морозов)
Рассуждения об оглашении Рассуждения об оглашении
Игумен Нектарий (Морозов)
«Я был крещен двенадцати лет от роду по настоянию родителей. Сейчас я требую, чтобы крещение это было аннулировано, признано не совершившимся…»
Безответственное крещение Безответственное крещение
Об огласительных беседах и не только
Безответственное крещение Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Александра Боровик
Допускаю, что кому-то неинтересно слушать огласительные беседы, но потерпеть их ради таинства вступления в Церковь люди, выходит, тоже не готовы. А ведь это не самая большая жертва. Возникает вопрос: насколько мы вообще ценим таинство вступления в Церковь?
Комментарии
Никита Коваевский16 марта 2017, 14:53
Вспомните беседу Христа с Никодимом. "Только рождённый от Духа может войти в Царствие Божие !".
Сергий10 февраля 2017, 00:17
Священник может отказать биологическим родителям окрестить младенца, так как мать ребенка не крещена? При условии, что воспреемники оба крещены , а один из них воцерковлен.Каким "документом" можно обьяснить отказ священника?
Людмила11 ноября 2016, 10:57
Здравствуйте! Меня интересует вопрос - Можно крестить человека, который очень болен и в бессознательном положении (инсульт). До болезни изъявлял желание креститься - не успел!
Наталья 6 октября 2016, 08:56
Думаю, что при крещении младенцев нельзя требовать от крестных родителей обязательного прохождения огласительных бесед. Потому что это препятствие для крещения младенца.Даже если крестные родители не будут выполнять своих духовных обязанностей, а двумя беседами их все равно не заставишь, всегда будет, кому церковно помолиться за невинную душу, подать записки в церковь, заказать молебен . А если ребенок благодаря этим препятствиям окажется некрещеным -кто будет отвечать за это? Родители изъявили желание -надо крестить и положиться на волю Божью.А если ребенок умрет некрещеным не дожив до сознательного возраста? Кто будет виноват? И куда пойдет его душа? Кто за это ответит! У меня есть крещеные , но неверующие друзья. Так одному их них по моим молитвам, помогла Ксения Петербургская, и помощь свою явила Чудом нам обоим в одном месте.Как молиться за некрещеного ? Я молюсь за двух неверующих болящих постоянно церковной молитвой, а за некрещеного как молиться? Эти беседы огласительные должны быть только добровольными, с любовью.
Мария30 сентября 2016, 12:49
Добрый день, я верующий человек,часто каюсь в своих грехах в церкви. Прошу Бога простить грехи свои и за своих близких. Но вот случилось так,что крестная будущая,не может сейчас сходить на собеседование. Ввиду тяжёлых семейных обстоятельств. Хотя в церковь ходила часто и молила Бога. Вот как сейчас быть? Разве могут отказать нам в Крещении? На собеседование может быть только крестный. Но знаю,что при рождении девочки,обязательной является крестная. А ребёнка нудно крестить,для меня очень это важно,и не как ритуал,а как великое таинство. Очень расстроена,но пути Господни неисповедимы! Подскажите как поступить?
Евгения22 сентября 2016, 03:37
Уважаемая редакция, спаси Господи за приведенные мнения. Буквально сегодня мне стало известно, что в Екатеринбурге почти нереально окрестить младенца без посещения его родителями и будущими восприемниками цикла лекций, что очевидно не равнозначно беседам личного характера. Более того, если сказанное верно, то требуются справки(sic!) о таковом посещении - это в случае приезда будущих крестных родителей из других городов. Разве такая формализация понятий служит добру, тем более, что младенец-то ещё несмышлён? Надо ли лишать людей радости добровольного узнавания таинств церкви? В своё время именно этот путь привёл меня и моего сына к принятию крещения и постепенному вхождению в приходскую семью. О циклах лекций и справках речь не шла, а вопросы задавались и ответы выслушивались. С уважением. Бог в помощь! Р.Б.Евгения
Марина 3 июня 2016, 09:03
Огласительные беседы может и не нужны, а вот БЕСПЛАТНО давать крещяемым простенькие книги о вере надо. Меня спасла такая книжка - детский молитвослов. В нашем храме было принято при крещении давать икону Господа, святого и книжки, при этом говорили, что книжки и иконы выбрасывать нельзя!!! Вот и лежали у меня иконы и книжки до известного часа, более 10 лет! И вдруг такой переворот произошел в душе и все благодаря этим книгам! Но я часто думаю, если бы мне при крещении сказали, что нужно каждое воскресенье посещать храм, Причащаться и исповедоваться, что я ОБЯЗАНА соблюдать Заповеди, что было бы со мной? Приняла бы я эту информацию? В то время, я думала, что крестился и живи дальше как хочешь, что у тебя нет обязанностей никаких по отношению к Господу! Не даром Св. Отцы часто сравнивают крещение с браком, если выходишь замуж, у тебя меняется вся жизнь, появляются обязанности перед мужем и его семьей. Крещение предполагает, то ,что ты принимаешь учение Христа и даешь слово выполнять Его Заповеди!
Игорь Кичеров 1 июня 2016, 22:31
Вся эта эпопея затеяна чтобы не крестить младенцев!?...
Наталья 1 июня 2016, 22:20
Беседы особенно нужны родителям и крестным детей, что бы они понимали великий смысл Таинства и свою ответственность в духовном воспитании ребенка. Для многих крещение - это просто народная традиция и повод для праздника. Такой крестной и я была более десяти лет назад, за что теперь очень стыдно. Да и меня в детстве так же крестили, без какого-либо понимания со стороны взрослых. Но помню свое детское восхищение в храме, и крестик, и первое причастие. А вот второе причастие было уже через много лет, благодаря моему труженику Ангелу Хранителю и безмерной любви Господа.
Людмила 1 июня 2016, 20:02
Думаю, что когда было крещение Руси, то огласительных бесед не было. Русь крестили, но не просветили. Потому и поныне язычество древнее процветает. Много званных, но мало избранных. Хотелось бы более серьёзного отношения к крещению со Стороны Церкви. Предположим, организовать специальные просветительские центры, где для тех, кто желает креститься, были бы организованы православные передвижные оперативные ликбезы. Не обязательно проводить огласительные беседы в Церкви, в определённые дни недели и время. Было бы не плохо, если всё это имело бы частный характер. Например, человек мог бы у себя дома, собрав всех своих домочадцев, пригласить батюшку, или опытного катехизатора, имеющего благословение на проведение огласительных бесед, в удобное для него и его ближних время, в тёплой атмосфере, в домашней обстановке, приобщиться к основам православного вероучения, получить ответы на волнующие его вопросы, советы, наставления и поддержку. Любая мать не бросит своих чад без присмотра, видя что они одичали, забыли свой отчий дом, погибают на чужбине. Она бросит всё и сама придёт к ним, будет с ними рядом, постарается сделать всё, что бы их обогреть, вернуть. Ведь можно и не дождаться их возвращения, а просто потерять навсегда. Прихожане же должны понимать всю важность оглашения и стараться помогать в этом батюшке своему, даже в ущерб себе. Ведь есть сестры милосердия для заботы за физически, телесно немощными братьями и сестрами, а если человек духовно немощен, то о нём вдвойне должна быть забота. И здесь, нам православным можно поставить в пример сектантов, которые заботливо вербуют адептов в свои душегубительные организации. Нет, не призываю ходить по квартирам и навязываться в учителя, но если сам человек пожелает услышать слово о вере Христовой, то сделать надо всё возможное, что бы он его и услышал, и прочувствовал, и принял, и передал ближнему. Как жалко бывает тех же "свидетелей Иеговы", которые встретив тебя на улице, начав с тобой свою беседу, постепенно превращаются во внимательных слушателей, начинают проникаться православием, просят с тобой встреч и даже приходят потом сами к тебе в дом, чтобы пообщаться, а некоторые приходят в дальнейшем в православный храм и крестятся. Они могли бы и не оказаться в секте совсем, будь с ними рядом проповедник веры православной. Это говорит о том, что мы православные равнодушны к своим ближним, не стараемся поработать Господу в жатве, бежим самого главного делания. Хотя, проповедь нашей веры мы не оставляем. Господь устраивает ненавязчивые огласительные беседы повсеместно, особенно в дороге: в автобусе, электричке, поезде, а также, в гостях - в свободное от основных дел время, не говоря о том, что все наши службы церковные, чего нет у сектантов, - единая проповедь и оглашение постоянное.
кветкин андрей 1 июня 2016, 14:50
Огласительные беседы очень нужны в нынешнее время тем более,когда со всех сторон лезут лже-учителя и лжепророки. И не нужны здесь совковые методы валового приема,когда всех принимали в октябрята,пионеры и комсомольцы.Однако ж и они в свое время проходили свеобразную партийную катехизацию,уча всякие принципы партийного домостроительства. Православный христианин - это не индульгенция,не привилегия и льготы,а узкий путь в Царствие Небесное.Иисус Христос говорил в Евангелии о том,что нужно силы свои рассчитывать,прежде чем дело начинать,чтобы потом не осмеянным быть.Поэтому прежде чем креститься или крестить,нужно понимать смысл и ответственность этого действия.
1 июня 2016, 14:32
Но ведь не просто же так первые христиане ходили на литургию оглашенных год и более до крещения. Или не так
Александр Кондаков 1 июня 2016, 14:04
Воистину воскрес Иисус Христос
Григорий 1 июня 2016, 13:18
Мнение священника Дмитрия Шишкина, по-моему, наиболее близко к истине. Нельзя относиться к Таинству Крещения как к некоему шаблону, схеме. Духом Святым крещаем человек, его собственные усилия важны, но Духом Святым преображается человек, никак иначе. И здесь роль священника ключевая, как посредника между Богом и человеком. Задача священника в том и заключается, чтобы узнать, почему человек решил креститься или крестить ребёнка, не в виде урока в воскресной школе, а с любовью, тактом, без унылых назиданий. Может даже домой к нему сходить, поговорить с окружением пожелавшего встать на путь спасения. И потом с этим человеком идти рядом по жизни, быть готовым за него молиться и даже жизнь отдать. Уверен, если человек поймёт, что он в приходе не просто винтик-гайка, а полноправный и ответственный член Церкви Христовой то несомненно он останется. Поэтому проблема общая, всех нас. Нельзя вину в формальном крещении сваливать только на самого человека. "Жатвы много..." (Мф, 9: 37), говорил Иисус Христос и эти Слова везде и во все времена актуальны.
1 июня 2016, 12:42
Из трагедии собственной жизни и жизни близких говорю, что оглашение обязательно должно быть для всех без исключения. Крещение люди должны принимать осознанно, принимая во внимание, что гонения могут возобновиться. Иначе эти люди из-за непонимания могут совершить серьезные ошибки в лучшем случае, в худшем - совершить ужасные преступления или стать жертвой таких преступлений.
Олеся Дурсина 1 июня 2016, 12:32
Спасибо автору за статью! На мой взгляд, огласительные беседы очень нужны. Даже в среде верующих православных людей масса суеверий, те же гороскопы, и как ни объясняй, что это суеверие и неправда, толку чуть... Хочется пожелать нашим дорогим батюшкам терпения, вдохновения и Божьего благословения на такие беседы, а всем нам - почаще быть в храме и примером своей жизни нести истину во Христе!
Константин 1 июня 2016, 10:25
Огласительные беседы, в случае, когда человек не подтвердит батюшке ОСОЗНАННОГО намерения креститься, обязательно. Некоторые люди крестятся только лишь для того, что их попросили стать крёстными, воспринимая это как пустой обряд. Реальный пример - моя жена. К сожалению, из-за поспешности я не выяснил, а она ясно не проявила, глубины своего неверия до свадьбы. Я же думал, что если крещёная, но невоцерковлённая, то постепенно воцерковимся, что человек хотя бы не отрицает основ христианской веры. Как бы не так! Тяготы беременности и воспитания младенца оголили жестокую правду: человек веру не принимает, считает всё это сумасшествием и т.п. Более того, в таком же положении оказался брат жены и его сын: брат тоже крестился так же, а сын, ради крещения которого всё и затевалось, ничего о вере от тётки и отца не слышит. Когда я всю компанию спросил, как же так произошло и понимают ли они, что сделали, то меня упрекнули моими грехами и всё. Батюшки, крещение откровенных атеистов несёт неисчислимые страдания и испытания. Понятно, что мне так попущено за мои грехи, и эта ситуация ускоряет моё воцерковление. Но если б вы знали, как это тяжко - пережить момент осознания ТАКОЙ правды.
Николай 1 июня 2016, 09:36
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!Хотелось бы высказать свою точку зрения по этому поводу.Если человек принял решение крестится,то это решение от Бога,а не от человека и священник обязан выполнить волю Господню.Мы не можем знать промысла Божия,а просвещать обязаны,но так что бы не быть препятствием на пути к просвещению.
Татьяна-Васильевна Борачук 1 июня 2016, 08:04
Согласна с батюшкой Димитрием Шишкиным - не нужна излишняя категоричность. "...люди, обстоятельства их жизни бесконечно разнообразны, и наша главная задача – помочь человеку приобщиться к вере, а не «исполнить регламент», который может стать «мертвой буквой закона». И еще. "...Очевидным кажется только одно – нельзя быть равнодушным к людям. Надо с ними говорить о вере, смотреть им в глаза, слушать, убеждать, молиться о них… Вот это главное, и в этом, как кажется, и состоит главный смысл огласительных бесед...."
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×