|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
Аналитическое обозрение
|
|
Год православной России28 января 2004 года в рамках XII международных Рождественских образовательных чтений в московском Свято-Даниловом монастыре прошла конференция "Церковь и государство в России и в мире". В конференции принял участие представитель РОМИР-Мониторинг Александр Музафаров, выступивший с докладом "Год православной России", основанном на результатах исследований РОМИР-Мониторинг в 2003 году. В формировании общественного мнения граждан России наряду с прочими мировоззренческими парадигмами немалую роль играет религиозное сознание. В продолжение ряда лет компания РОМИР-Мониторинг проводит исследования, посвященные отношению граждан России к религии вообще и к Православию в частности. В 2003 году помимо стандартного набора вопросов, повторяющегося с 1999 года, участникам исследования было предложено ответить на ряд вопросов, посвященных годовому кругу православной жизни – соблюдению постов, отмечанию церковных праздников. Исследование проводилось по всероссийской репрезентативной выборке взрослого населения (репрезентируемые параметры – пол, возраст, тип населенного пункта, федеральный округ). Объем выборки – 1500 респондентов. 1. Вероисповедание Респондентам был задан вопрос: "Какую религию Вы исповедуете?" (%) Таким образом, большинство участников исследования заявили о своей приверженности православию, около пятой части опрошенных считают себя атеистами, а 5% респондентов указали на свою принадлежность к другим религиозным конфессиям. 2. Частота посещения религиозных служб. Респондентам был задан вопрос: "Как часто Вы посещаете религиозные службы?" (%). Представленные на диаграмме результаты опроса показывают, что большинство верующих, посещающих религиозные службы, делают это лишь несколько раз в году. В то же время, сравнение полученные данных с аналогичными параметрами исследования 2001 года показывает, что частота посещения богослужения несколько возросла. Если в 2001 году наиболее массовым ответом был "Только на Рожество и Пасху", то в настоящее время, пик ответов приходится на следующее значение шкалы – "несколько раз в год". 3. Важность религии Респондентам был задан вопрос: "Насколько важна религия в Вашей жизни? Оцените по пятибалльной шкале, где 1 – "совсем не важна", а 5 – "очень важна"" (%). Таким образом, большинство верующих респондентов считает религию важной частью своей жизни. 4. Религиозные Догмы Респондентам был задан вопрос: "Верите ли Вы в следующие религиозные догмы? Отметьте те ответы, с которыми Вы согласны" (%). Поскольку респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа, сумма значений в таблицах не соответствует 100%. Представленные на диаграмме данные, показывают что респонденты, объявляющие о своей религиозной самоидентификации (см. п. 1), далеко не всегда имеют четкое представление о догматах своей религии. Как следует из диаграммы 1, православными себя считают 71% опрошенных, в то время как в Бога верят только 62%. Респондентам был задан вопрос: "Верите ли вы в сглаз, порчу, амулеты и обереги? Оцените по пятибалльной шкале, где 1 – "совсем не верю", а 5 – "очень верю"" (%). Показательно, что только 30% опрошенных дали отрицательный ответ на данный вопрос. Остальные участники исследования, как считающие себя верующими, так и атеисты, в той или иной степени верят в силу оккультных и языческих принадлежностей. 5. Отношение к Церкви Как показали результаты исследования, респонденты часто склонны соотносить себя с религиознным исповеданием (Православием) иногда не разделяя догматов и редко посещая богослужения. Что же побуждает людей декларировать свою принадлежность к религии? По-видимому, одной из причин является высокий авторитет Русской Православной Церкви в российском общественном мнении. Как показывают результаты исследования (см. ниже), Церкви в той или иной степени доверяют 73% опрошенных. Рейтинг доверия крупнейшей религиозной организации страны уступает только рейтингу Президента РФ. Респондентам был задан вопрос: "В какой степени Вы доверяете или не доверяете Русской Православной Церкви?" Ответы на него распределились следующим образом: ПОСТЫ И ПРАЗДНИКИ 1. Общее отношение к постам Респондентам был задан вопрос: "В какой степени Вы согласны или не согласны с утверждением, что соблюдение постов способствует нравственному развитию человека?" Ответы на него распределились следующим образом: Респондентам был задан вопрос: "Как Вы считаете, в чем основной смысл поста?" Ответы на него распределились следующим образом: 2. Великий пост Респондентам был задан вопрос: "Планируете ли Вы соблюдать Великий Пост (пасхальный)?" Ответы на него распределились следующим образом: 3. Светлое Христово Воскресение. Пасха Респондентам был задан вопрос: "Будете ли Вы или члены Вашей семьи освящать в церкви пасху, куличи, яйца?" Рассматривается мнение респондентов, исповедующих православие. Ответы на него распределились следующим образом: Респондентам был задан вопрос: "Пойдете ли Вы на Пасху в церковь?" Рассматривается мнение респондентов, исповедующих православие. Ответы на него распределились следующим образом: Респондентам был задан вопрос: "Пойдете ли Вы в Пасхальное воскресенье на кладбище?" Ответы на него распределились следующим образом: 4. Братские могилы Респондентам был задан вопрос: "Как Вы относитесь к тому, что в последнее время на братских могилах советских воинов, погибших в 1941 – 1945 гг. и воинских кладбищах в качестве памятников стали сооружать православные часовни и церкви?" Ответы на него распределились следующим образом: 5. Столетие канонизации преподобного Серафима Саровского Респондентам был задан вопрос: "100 лет назад, 1 августа 1903 года был канонизирован преподобный Серафим Саровский. Как бы Вы оценили роль этого человека в истории России?" Ответы на него распределились следующим образом: Респондентам был задан вопрос: "Хотели бы Вы присутствовать в Дивеево в день столетия со дня канонизации преподобного Серафима?" Ответы на него распределились следующим образом: 6. Преображение Господне Респондентам был задан вопрос: "19 августа Русская Православная Церковь празднует праздник Преображения Господня. Намерены ли Вы посетить в этот день церковное богослужение?" Ответы на него распределились следующим образом: Респондентам был задан вопрос: "Какое народное название имеет этот праздник?" Ответы на него распределились следующим образом: 7. Рождество Респондентам был задан вопрос: "Когда Вы отмечаете Рождество?" Ответы на него распределились следующим образом: Заключение Результаты исследования позволяют выделить устойчивую группу респондентов, численностью от 20% до 25%, которые не только считают себя православными, но и имеют представление о догматах своей религии, стремятся соблюдать посты и относительно регулярно (не реже раза в месяц) посещают храмы. Следует отметить рост численности данной группы по сравнению с 1999 годом, когда по результатам исследования РОМИР она составляла 14% - 16%. Таким образом, результаты исследования позволяют говорить об определенном росте уровня религиозности граждан России. (По материалам исследований РОМИР-Мониторинг) 11 / 02 / 2004 Смотри также: |
Также в этом разделе:
«Я всегда хотел врачевать…» Педагогика в пустыни Жить на Земле, как потом на Небе Былой России чекан. Часть 2 Севастополь – Афины Былой России чекан Победит добрейший «В Австралии мы остаемся русскими» «Дело протоиерея Алексия Мальцева продолжается и сегодня» Русский о русских Бизнес и нравственность «Здесь, в России, мы ощутили духовную связь со своими корнями…» |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |