|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
Интернет-журнал / Культура
вКонтакте
FaceBook
LiveJournal
Twitter
YouTube
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Вопрос: Ростовские живописцы по эмали в последние годы шаг за шагом постигают законы миниатюрной иконописи, восстанавливая утраченную способность свободно работать в этом жанре. Они изображают святых согласно установившимся правилам – иконописным канонам, используя в работе разнообразные источники: от репродукций древних икон и памятников лицевого шитья до поздних образцов иконописи. Отвечает Вера Пак:
Анализ изображений этих святых уже предпринимали некоторые исследователи[1], но ограничивались они главным образом началом ХХ в., а между тем, XX век представляет в этом смысле большой материал для изучения. Ростовская финифть, пройдя, как и весь русский народ, свой путь духовного отречения, в конце 1980-х и начале 1990-х гг. возвратилась на круги своя, к истокам – религиозной миниатюре. Появление финифти в Ростове в XVIII в. было наитеснейшим образом связано с потребностями архиерейского двора в украшении живописной миниатюрой на эмали богослужебных книг, утвари, одежды священнослужителей, а также икон, распятий и панагий. Весь этот перечень применения финифти в XVIII – XIX вв. возобновляется в полном объеме и в настоящее время. Поначалу художники пишут несмело, повинуясь смутному внутреннему чувству; а теперь многие из них, особенно молодые, пишут только религиозные миниатюры. В поле нашего зрения вошли произведения художников различных поколений[2]. Главным образом пишут образ преподобного Сергия Радонежского, и большей частью эти изображения появились в год празднования 600-летия со дня кончины Преподобного в 1992 году. Сергей Минько пишет образ преподобного Сергия[3] в полный рост, имея в качестве ориентира покров 1420-х гг. В 1992 г. молодой художник еще только начал вникать в каноны русского иконописания, он точно скопировал образец, лишь дополнил его подобием ангельских крыльев за спиной святого. В 1998 г. ему вновь представился случай обратиться к образу святого.[4] Образцом служил этот же покров, но на этот раз художник дает погрудное изображение. В лике ощущается легкая характерная асимметрия. Волосы и борода прописаны пластичными тонкими почти симметричными линиями. Раскрытая правая рука преподобного прижата к груди. В левой – свернутый свиток. Композиционное и колористически-тональное решение миниатюры гармонично и классически закончено. По краю пластины художник дает зеленовато-оливковую кайму, которая подчеркивает и выявляет фигуру святого. Авторской находкой можно считать обозначение складок на мантии и кукуле подобием заиндевелых веточек, проведенных темной краской и на концах белой (как бы припорошенных инеем), – очень выразительный и оригинальный художественный прием. Владимир Грудинин знакомится с житийной литературой о святом, летописными источниками, смотрит иконографический материал, близкий по времени к жизни святого – покров, иконы. Образ преподобного Сергия[5], написанный им в 1992 г., не только канонически правилен, но также отмечен портретным сходством: характерно посаженные выразительные серые глаза, чуть вытянутые пропорции лица. В миниатюре проявляются индивидуальные качества, отличающие руку мастера: колорит, приемы письма, особенно доличного. Художник мягко прорабатывает складки монашеского одеяния преподобного, выделяя их тональными переходами. Константин Лола[6] помещает поясное изображение святого на фоне Троице-Сергиевой обители, на верхней крышке коробочки, украшенной жемчугом, перламутром и нефритом. В данном случае в изображении преподобного преобладают декоративизм и внешняя красота. Валентина Коробова исполнила копию[7] с финифтяной иконы неизвестного мастера второй половины XIX в. Подобные иконы, изображающие святых в черной мантии, голубом кукуле, с желтым нимбом на сплошном голубом фоне, широко тиражировались в ростовской финифти XIX в. Живописец выдерживает стиль копируемого образа, складки одеяния святого графичны и выделены контрастным цветом: по зеленому – черным, по черному – коричневым. Интересное изображение преподобного находим мы у художницы Марины Рожковой (Масленниковой). Икона (1997)[8] исполнена по типу житийных, в центре - поясное изображение святого в изумрудно-зеленом кукуле и сиреневато-коричневой мантии на теплом фоне охры. Правой рукой он благословляет, в левой руке держит сложенный свиток. Клейма читаем слева направо: 1 – видение отроку Варфоломею, 2 – пластина с надписью «Пр. Сергий Радонежский Чу.» 3 – Сергий кормит дикого медведя, 4 – явление Богоматери Преподобному, 5 – образ Сергия Радонежского 6 – благословение кн. Дмитрия Донского, 7 – строительство келий, 8 – Прп. Сергий воскрешает отрока, 9 – видение птиц прп. Сергию Иконографической основой художнице послужили гравюры, опубликованные в статье О.И. Зарицкой[9] в каталоге СПГИХМЗ. М.А. Рожкова, имея перед собой этот каталог, самостоятельно отбирает сюжеты для клейм и разрабатывает композиционную схему, в основе имеющую форму креста, построенного при помощи преобладания в общей колористической системе охры. Молодой художник Валерий Садиков в качестве стилистической ориентации выбрал византийской иконопись и мозаику. Это явно сказывается в миниатюре, исполненной в 1998 г.[10]: подчеркнутая графичность основных линий лика и складок одежд, ряды белильных оживок на волосах и бороде святого. Фоном служит изображение облаков, которые крупными своими массами монументализируют и выявляют фигуру святителя.
Борис Михайленко также чтит память святых Сергия и Серафима. Под впечатлением двух событий: перенесения мощей Серафима Саровского в 1991 и юбилея преподобного Сергия Радонежского в 1992 г., он изображает святых вместе на одной миниатюре.[15] Иконографическим ориентиром ему могли послужить финифтяные образа XIX в., в частности икона из собрания ГМЗРК «Святые Димитрий и Иаков Ростовские»,[16] где святые изображены на фоне неба, в верхней части – Троица, благословляющая святых и посылающая свои благодатные лучи на землю. Сильно понижен уровень горизонта, что подчеркивает особую значимость святых. Данную иконографию с незначительными изменениями применяет Б.М. Михайленко. Слева изображен Сергий Радонежский, справа – Серафим Саровский, между ними на втором плане деревянная часовенка – символ церковного строительства святых. Большую часть пространства иконы занимает серебристо-сероватое облачное небо. В облаках изображена Троица: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Если колорит иконы XIX в. празднично-декоративный, с обилием позолоты, то наша икона – воплощение благородства серебра. Мягкий свет, исходящий от Святой Троицы, освещает фигуры святых, и от них струится то незримое сияние, которое передается смотрящему на икону духовным трепетом, озарением. Лариса Самонова пишет парные иконы свв. Серафима Саровского и Николая Чудотворца. Она изображает святых на голубом свето-воздушном фоне неба. Образцом для копирования образа Серафима Саровского послужил календарь 1992 г. (выпуск ТСЛ), на котором репродуцируется одна из ранних икон. Художник по образцу пишет только фигуру и лицо святого, изображая его в том же повороте в три четверти с молитвенно сложенными руками, но нимб – ореолом струящегося холодновато-желтого света и фон не золотой, а воздушный. Миниатюра полуовальной формы заключена в оправу из скани и зерни с крупными фианитами (ювелир М.А. Фирулин[17]). Святитель Димитрий Ростовский – духовный писатель, проповедник, автор житий святых и других сочинений, в том числе, драм на библейские сюжеты. «Имя сего Пастыря славилось не одними заслугами в Церковной нашей словесности, но притом еще и Христианскими высокими добродетелями. Кроме всеобщего попечения о пастве своей, кроме многих личных его добрых качеств, он особенно сострадателен был к больным, нищим, сирым и беззащитным и на них употреблял все избытки своего имения. По сему-то после его, кроме библиотеки, ничего из имения не осталось».[18]
По типу изображения с предыдущим портретом схожа миниатюра, исполненная Екатериной Михайленко. Здесь святой также в архиерейском облачении, только исполнен он по другому, более реалистическому образцу. Ростовские живописцы по эмали в последние годы шаг за шагом постигают законы миниатюрной иконописи, восстанавливая утраченную в 1920-1930-е гг. способность свободно работать в этом жанре. Они изображают святых согласно установившимся правилам – иконописным канонам, используя в работе разнообразные источники: от репродукций древних икон и памятников лицевого шитья до поздних образцов иконописи. От древних икон в миниатюру переходят характерные приемы плоскостного письма, плавей, обратной перспективы, а от поздней иконописи – реалистические тенденции. Если внешние иконографические атрибуты усваиваются художниками, как мы видим, довольно быстро, и профессиональными навыками они владеют достаточно хорошо, то накопление духовного опыта у каждого идет своим, порой очень нелегким путем. По большому счету, это также сказывается на эмоционально-художественном плане миниатюры. Принятые сокращения ГМЗРК – Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» МХПУ – Московское художественно-промышленное училище СПГИХМЗ – Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник ФШМЖ – Федоскинская школа миниатюрной живописи 17 / 05 / 2005
Поиск по ответам на вопросыЗа 10 лет работы рубрики «Вопросы священнику» мы накопили несколько тысяч ответов на интересующие Вас вопросы. Перед тем, как задать свой вопрос, посмотрите, не был ли он уже разобран на сайте.
|
Также в этом разделе:
Свечи на вынос Электронный рай или ад? Призрак бродит по миру – гендерная идеология Призрак бродит по миру – гендерная идеология Просвет История с Содомом: минимум кары и безграничность любви Православная школа: образование плюс воспитание О неплодной смоковнице. Рассказы Я ждала смерть в белой рубашке Ключи от семейного счастья. Часть 2 Грех малым не бывает Ключи от семейного счастья. Часть 1 |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
|
© 1999–2011 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |