Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru
ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU 
Документы истории
 

Письма великих оптинских старцев

Письма великих оптинских старцев. Издание Сретенского монастыря, 2003. Твердый переплет. 656 стр.
Письма великих оптинских старцев. Издание Сретенского монастыря, 2003. Твердый переплет. 656 стр.
В настоящем издании собраны письма четырех великих преподобных оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина), иеросхимонаха Макария (Иванова), иеросхимонаха Амвросия (Гренкова) и иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова).

Жили старцы в XIX веке и были монахами Свято-Введенской Оптиной пустыни, расположенной на берегу реки Жиздры вблизи древнего города Козельска. Оптинское старчество соединило в себе духовные традиции иночества русского от самых первых веков христианского просвещения Русской земли и традиции иночества афонского, принесенные в Россию учениками преподобного старца Паисия Величковского. Под их руководством выросло целое поколение насельников скита.

Письма оптинских старцев приобщают нас к этому великому духовному наследию. Они помогают на нашем, подчас скорбном, пути. "Читайте эти письма, - говорил о письмах старца Макария преподобный Амвросий Оптинский. - Не сомневаюсь, что в них найдете вы себе обильное назидание и утешение в ваших скорбях и разрешение встречающихся вам недоумений".

Слова и образы святоотеческих поучений и наставлений не просто перелагались старцами на язык, понятный их современникам, но переживались вместе с ними, и потому действительно были для многих в полном смысле этого слова душеспасительными.

Письма оптинских старцев вводят в мир активного духовного делания, в основе которого лежит весь опыт Церкви. Именно поэтому они не устарели и сегодня. В Оптиной пустыни понимали значение писем старцев. Почти все оптинские издания включают более или менее значительные публикации именно писем. Это и описания самой обители и скита при ней, и сборники сочинений отдельных авторов, и жизнеописания монахов. Это и отдельные самостоятельные издания писем старцев к монашествующим и мирянам.

Предваряя кратким предисловием собрание писем старца Макария к мирянам, оптинские издатели писали следующее: "При сем не излишним находим предупредить ответом замечание, которое не раз случалось нам слышать от некоторых, по поводу подобных нынешнему изданий: какой, говорят они, совет может дать живущим в мире монах, житель пустыни? Укажем таковым на сонм святых мужей, просиявших в монашеском жительстве и ублажаемых Православною Церковью, между прочим за то, что они "дея учили прилежати о душе, вещи бессмертней" (Тропарь преподобным). А читая жития их, можно видеть, что одни из них, пребывая в совершенном безмолвии, поучали ближних лишь примером своей Богоугодной жизни, а другие, напротив, в трудах и подвигах пустынной жизни, получив от Бога духовные дарования, послужили пользе ближних словом и учением: различно "врачуя души притекающих к ним с верою". Сравнивая между собою два сии делания, св. Иоанн Лествичник говорит: "Поистине великое дело благодушно и мужественно подвизаться в настоящее издание включает письма четырех великих оптинских старцев, чей земной путь завершился в XIX веке и чьи письма были подготовлены к печати и изданы по благословению старцев обители.Все письма публикуются по оптинским изданиям с отдельными незначительными сокращениями. Расположение писем в настоящем сборнике повторяет структуру оптинских изданий: письма, адресованные к одному лицу, объединены и расположены в хронологическом порядке.

Следуя оптинским принципам издания писем старцев, имена лиц, к которым адресованы письма, составители не раскрывают.

Приложения позволят читателям более четко представить духовный облик старцев, понять некоторые их мысли, которые только упомянуты в письмах, а также ощутить сердечное тепло обращения старцев к своим духовным чадам.

В 1987 году Свято-Введенская Оптина пустынь пережила свое второе рождение. 17 ноября 1987 года сохранившиеся монастырские постройки были возвращены Русской Православной Церкви, и 3 июня 1988 года в обители началось богослужение, сначала в надвратной церкви, а затем в Введенском соборе. В 1988 г. преподобный Амвросий Оптинский был прославлен Поместным Собором Русской Православной Церкви (память празднуется 10(23) октября). В Свято-Введенской Оптиной пустыни были обретены святые мощи преподобного старца и помещены во Введенском соборе обители.

26-27 июля 1996 г. были причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни остальные тринадцать преподобных оптинских старцев и установлено им общее Соборное празднование 11(24) октября, а в 2000 году они были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Ежедневно обитель посещают многочисленные группы паломников. Регулярно публикуются материалы об Оптиной пустыни в церковных и светских периодических изданиях. Звучат радиопередачи, посвященные монастырю и его истории.

Поэтому будет полезно самым широким кругам читателей познакомиться с эпистолярным наследием оптинских старцев. В их письмах, как бы обращенных и к нам, последовательно утверждаются духовные и нравственно-этические основы жизни. Подготовка этого издания была начата по инициативе митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима в 1989 году. В работе над книгой большое участие приняли сотрудники Издательского отдела Московской Патриархии. По независящим от них причинам работа была прервана на долгие годы и закончена только сейчас, в Сретенском монастыре.

Письма преподобных оптинских старцев ныне востребованы не только православным российским читателем. Знакомство и изучение наследия старцев с 1995 г. началось и на филологических факультетах государственных высших учебных заведений в рамках учебных курсов истории русской литературы, православной психологии и педагогики.


Из письма преподобного Льва
17 апреля 1822 года

А насчет неудовольствий, по мнению вашему, от собратий, - то всечасно просим и молим Премилосердого Владыку нашего Создателя и Промыслителя, дабы даровал нам бедным разум для беспогрешительного обхождения с ними, и в находящих дабы ниспослал терпение. В таковых случаях пренужно вспоминать себе для утешения Авву Кира, коего все братство и хухнали (хулили) и выгоняли из трапезы, - и проч. Но он при исходе от тела благодарил их, что они его искушали, вместо же того он от бесов пребыл не искушаем, да еще вам припомню батюшку, всеобщего нашего отца, Феодора, скажите где его любили?.. И св. Апостол пишет, что: "хотящии благочестно жити гонимы будут".

...А большие ваши, что сеяли и досевают, то пожнут и жать будут до избытка… Признавать же себя во всем недостаточными… это пренужно и не токмо нам, но и всем вообще; мы же пребеднейшие, как скудоумны: то везде нам должно жить и повсечасно сообращаться с братиею для заимствования доброго.

И сократя просим вас и молим вообще, Господа ради, потерпите еще тамо, а что вы в великом градусе выражаете, что случается вам ночевать в трех и более домах, это нам с вами полезно: вы видно забыли слова покойного батюшки отца Феодора; он часто повторял мысль единого духоносного Старца, что нам должно приобучать себя так, что ежели, времени зовущу, прийдется и в тюрьме посидеть, чтоб и там совместно было.

...Возблагодарим Премилосердого Господа Бога, устрояющего нашу судьбу в пользу убогих душ наших и паки просим потерпеть: может Премилосердый Господь не преподаст ли нам какового неизреченного Своего милосердия!

...Пещись же нам чрезмерно не о чем, а только по возможности о убогой душе нашей. А когда бесовские помыслы влекут в душепагубную жизнь, то мы должны на сие воображать и помнить - для чего отлучились от мира и всего яже в нем, единственно для спасения своей души; при пострижении дан нам на злые помыслы меч духовный, - четки, дабы сим отражать помыслы, бываемые от врага, ибо св. Иоанн Лествичник пишет: "Иисусовым Именем бий ратники, необрящеши бо крепчайша оружия ни на небеси, ни на земли". Отцы наши и собратия! Попечемся о спасении убогих душ наших, и потщимся всегда призывать в помощь Имя Божие.

И сократя пребыть имеем с нашим наичувствительнейшим почтением и обычною преданностию ваши покорные слуги и недостойные сомолитвенники многогрешнии: И. Л., или по форме Леонид и Антиох заочно униженно кланяемся, прося ваших святых молитв в подкрепление немощей наших душевных и телесных.


(Без даты)

Достопочтеннейший о Господе N.! Писание ваше от 28 числа февраля пущенное, я имел честь получить чрез монаха нашего отца А. марта 29 числа, по прибытии его в пустынь. Вы изъясняете свои скорби, наветами и клеветами неблагоприятствующих вам наносимые, и просите моего совета: как вам поступать? и чем оградить и подкрепить себя против злодейского их мщения?

Зная свою скудость в разуме, а паче в деле, должен бы молчанием перейти ваше вопрошение; но видя ваше смущение и по Бозе веру к моей худости, а также и сознание ваше в долге христианских обязанностей - вынужден из сострадания к вам, забыв свое недостоинство и призвав в помощь премилосердого Господа, дарующего и бессловесным глас слова в пользу разумного Своего создания, и дерзаю простреть к вам скудоумную мою беседу не хитросплетенными словами риторского слога, но от искреннего желания вам укрепления и утешения в скорби.

Я уверен, что вы воспитаны в недрах святой нашей матери Церкви Православным Христианским учением, и, как вижу из письма вашего, страшитесь, дабы не дать ответ на страшном суде Христовом!.. О! если бы сей страх руководил нас во всех наших делах, то не было бы столько причиняемо друг от друга скорбей и притеснений. Святая вера учит нас, что и влас главы нашей не погибнет без воли Божией; и птица не падет без оной. Сие основание и вам возможно положить на сердце своем, равно и это: "что ни случается со мною - все Божиим попущением бывает или за грехи в наказание (когда вы оными в чем виновны, яко человек) или ради искуса веры моей" и наконец - для того, дабы скорбми не допустить нас до каких-либо преступлений, кои часто мы делаем упоенные благоденствием, и не входим в совесть свою для рассмотрения ее, и нападающие и восстающие на вас суть ничто, как орудия, коими Бог действует.

Сему твердо веруйте и с покорностию духа покоряйтесь; и паче когда при всех ваших усилиях не можете отвратить посланного бича, но не укрепившись верою, смущаетесь и духом упадаете.

Видно, что еще любит вас Господь; ибо не хощет, дабы вы шли "пространным путем", куда сей отводит довольно известно, но желает вести путем тесным и прискорбным, ведущим в живот вечный. Мне неизвестны ваши дела и жизнь, но кто пред Богом не грешен? войдите в свою совесть, помяните грехи свои и приимите за оные посланные вам скорби, считайте себя сего достойным, приносите Богу благодарение и увидите сами, что эти самые скорби будут для вас удобоносимы, и совсем вскоре освободитесь от них.

Напротив же, когда будете обвинять не себя, а других (хотя бы в таковых случаях вы были и невиновны; но правда Божия действует за другие) и будете на Бога роптать и на непостижный промысл Его, то скорбь ваша более увеличится и не скоро ее освободиться можно.

Вы болезнуете, что чрез злословия и ябеды сделались вы в виду старших, равных и ближних своих дурным человеком; это явный знак самолюбия. Ежели вы невинны, то совесть ваша должна вас утешать, по слову Спасителя нашего: "блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще, Мене ради, радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех" (Мф. 5, 10-12).

А как поступать с враждующими против вас? Спасительные и животворящие заповеди Христовы повелевают: "любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть, и изгоняющие вы" (там же стих 44) и "всяку радость имейте братие моя, егда во искушения впадаете различна: ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение: терпение же, дело совершенно да имать" (Иак. 1, 2-4) и паки: "скорбь терпение соделовает, терпение же - искусство, искусство же - упование, упование же не посрамит" (Рим. 5, 5, 5).

В удостоверение того, что скорби посылает нам Бог от любви Своей, святой Апостол пишет: "его же любит, Господь наказует: бьет же всякого сына, его же приемлет. Аще наказание терпите, яко же сыновом обретается вам Бог: который бо есть Сын, его же не наказует Отец. Аще же без наказания есте, ему же причастницы быша вси, убо - прелюбодейчищи есте, а не сынове" (Евр. 12, 6-9). Видите, что еще должно опасаться тому, кто живет в благоденствии и не имеет никаких скорбей.

И так, утешайтесь тем, что Бог, любя вас, посетил... Но Он силен и избавить, когда мера правосудия Его исполнится.

Св. Апостол утешает нас: "всяку радость имейте" (Иак. 1, 2).., конечно, мир и чувственность скорби сии делает вам чувствительными,.. но я уже сказал вам, что с пространного пути не выгоден вход; от сего-то пути вас Бог и отвлекает.

Представляется вам, что чрез лишение чего-нибудь супруга дети ваши должны претерпевать недостатки. Но они, любя вас, могут разделить с вами скорбь вашу и служить вам утешением. Ежели не будут они богаты, то вспомните, для получения благ вечных бедность удобнее, нежели богатство, и большая часть людей находится в умеренном, или бедном состоянии, чем в богатом. А это все творит премудрый Промыслитель: неужели бы Он не мог всех обогатить? Но какая из сего была бы польза? Он смиряет и возвышает, убожит и богатит и воли Его кто противиться может?

Я думаю, вы там у себя можете у кого-нибудь сыскать книги: сочинения св. Димитрия Ростовского, В 1-й их части есть небольшое его сочинение: "Апология во утешение скорбящих", которую извольте прочесть. Надеюсь, что оная подаст вам помощь ко облегчению тяготящей сердце ваше печали и к упованию на Бога.

Примите сии скудоумные советы, излейте бальзам веры и надежды на скорбное сердце ваше, предайте себя в волю Создателя нашего, и он пошлет вам утешение, а паче в наступающий праздник Светлого Христова Воскресения, прежде которого, вспоминая великую седмицу страстей Его, нас ради восприятых, - увидите недостоинство наших скорбей против Его невинно подъятых нашего ради спасения, и воздавайте Ему благодарение. И так, сретая праздник славного Его Воскресения, желаю вам с семейством духовно торжествовать его с сердечною радостию и спокойствием.

Испрашивая на вас и на семейство ваше мир и благословение Божие, с почтением моим остаюсь ваш усердный богомолец многогрешный и. Л.


14
(Без даты)

Достопочтеннейшая о Господе N.N.! Духовная жизнь внутреннего человека, по сказанию Святых Отцов, разделяется на две части; деятельную и умозрительную. Первая есть - сеятва добродетелей на сердечную ниву исполнением заповедей, вторая - радостная жатва: брак души, очищенной от страстей заповедями, - с женихом Христом в тайных чертогах сердца совершаемый. Кто взойдет на брак сей не в брачной одежде, а в рубище, то есть кто несмысленно и дерзостно пожелает, не совлекши с себя рубище страстей, и не облекшись в брачную одежду чистоты, войти в брачный чертог - внутреннюю клеть сердца своего, где непрестанным богомыслием совершается любовное беседование человека с Богом, - таковому, по словам Евангельским, связываются руки и ноги, то есть, прекращаются течения его по пути благочестия, погибают все труды его, и ввергается "во тьму кромешную", то есть - в невежество, которое горше всякого невежества, рождающееся от гордыни, в коем человек, не понимая самого себя, мечтает: что он все знает и будто служит примером добродетели. И некоторые, ощутивши и себе некое желание к добродетельной жизни, о сей добродетельной Жизни яко страстные страстно рассуждают, то и полагают вместо основания своих подвигов самомнение и гордость, не могши, бедные, к сожалению распознать лица ее, имей очи ума, ослепленные страстями. Они прежде деятельной части стремятся ко второй, и так сказать - прямо из блудилища страстей бесстыдно ищут прикасаться чистейшему Владыке! Весьма редкие избирают тесный и прискорбный путь делания заповедей, который заповедал нам Господь Иисус Христос. Потому-то он и изрек святейшими Своими устнами по окончании притчи о человеке, вшедшем на брак сына Царева не в брачной одежде, что: "мнози суть звани, мало же избранных!" (Мф. 22, 14).

Возлюбленные о Христе братия! Слыша таковые слова Спасителя и отчасти видя исполнение оных, мы страха исполняемся и по вашему желанию дерзаем сложить сии худосложные строки в некоторую вам предосторожность потому, что "враг наш диавол, яко лев рыкая, ходит иский кого поглотити" (1 Петр. 5, 8) не только для всех видимыми ясно сетями распутства: пьянством, блудом и прочим, но и для редких приметною прелестию (сетию) самомнения или гордости, кои часто скрываются под личиною смирения, как ядовитые змеи под благоухающими цветами.

Так многие из нас читают святое Евангелие, но малые оное разумеют, как должно, потому что умственные их уши не отворены для такового слышания, - как у непросящих у Бога вразумления, при таком начинании. Почему Христос часто говорит: "имеяй уши слышати, да слышит", желая сим возбудить нас от нерадения. Мы же, грешные, не умягчаемся и страданиями Господа Иисуса Христа, не поражает нас видимая ежечастная смерть какого-нибудь из братий наших, и от кого-то пренебрегаем спасением нашим; а когда и прийдет маленькое желание спастись - принимаемся за оное опять не так, как повелевает святое Евангелие, но как сами желаем, и потому исполняем не волю Божию, но свою, и делаемся рабами самомнения. Много в нынешнем веке видим подвижников, много постников, много таких, кои по целым ночам простаивают на молитве, но, к сожалению, очень мало смиренных и кротких, мало таких, которые бы украшались молчанием уст своих, а не велеречием, кои бы угощали странников, с любовию, ходили за больными, насыщали голодных, одевали нагих, посещали заключенных в темницах, т. е. мало таких, кои бы внимания для своего спасения обращали на более важные и необходимые добродетели. Нигде прямо не сказано в Св. Писании, что для спасения души необходимо морить себя голодом, делать многочисленные поклоны, носить вериги и предпринимать тому подобные подвиги, между тем Евангелие говорит ясно, что именно за нелюбовь к ближнему осудятся на страшном суде грешные, а праведные за исполнение оной будут оправданы. И когда юноша сказал Спасителю: "Учителю благий, что благо сотворю, да имам живот вечный?" Он же отвечал: "аще ли хощеши внити в живот: соблюди заповеди". Глагола Ему: "а кия?" Иисус же рече: "еже не убиеши, не прелюбы сотвориши, не украдеши, нелжесвидетельствуеши, чти отца и матерь и возлюбиши ближнего твоего, яко сам себе" (Мф. 19, 16-19). И св. Апостол, разъясняя сие, говорит: "аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же не имам, бых, яко медь звенящи, или кимвал звяцаяй. И аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь. И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое во еже сжещи е, любви же не имам, никакая польза ми есть". (1 Кор. 13, 1-3). И неоднократно повторял Господь слова свои, сказанные прежде юноше; так пред смертию Своею говорил ученикам: "аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите, и имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя", и опять, "аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет" (Ин 14. 15; 21, 23).

Видите ли, возлюбленные, что соблюдение заповедей рождает любовь, и желающих достигнуть оной, не может иначе, как сохранением заповедей. Следовательно, неимеющий любви - ничего не имеет, или иначе сказать, как любовь приобретается исполнением заповедей: то кто не исполняет заповедей, как следует, награды не получит, какие бы подвиги (мнимые) не имел! И еще яснее скажу: - не только обыкновенный мирской человек, к которому клонятся слова мои, никакой надежды ко спасению не имеет, когда он не исполняет, как должно, заповедей Христовых, т. е. когда смирение не полагает в основание своих подвигов и самочинно к ним приступает; но даже пророк и чудотворец, если не сохраняют всех заповедей, отвергаются Христом Спасителем, по сказанному: "мнози рекут Мне в онь день: "Господи, Господи, не в Твое ли Имя пророчествовахом и Твоим именем бесы изгонихом и Твоим именем силы многи сотворихом?" И тогда повем им "яко николиже знах вас, отъидите от Мене делающии беззаконие". Видите ли, кто изгоняется за несохранение заповедей? Но за принесение должного покаяния - мытарь, блудница, разбойник сделались наследниками блаженств нескончаемых.

Может быть спросит здесь кто, от чего же многие святые Отцы делали большие подвиги, как например: постились, безмолвствовали, носили вериги (последнее хотя и редкие), отвечается: всякому духовному возрасту прилична сообразная пища духовная. Святые Отцы прежде исполнением заповедей очищались от страстей, и когда очистились, сделались так духовны, что иногда забывали: аще в теле суть, или вне тела, не ощущая его потребностей, как говорил св. Макарий Городской (Александрийский): "вы еще плоть, и требуете пищи, а я не требую ныне". (Дост. сказ. о подв. св. Отцев, глава о Авве Макарие Городском, статья 1-я), ибо был он духовен и оправдывал на себе сказанное: "ни о едином хлебе жив будет человек, но о всяком глаголе Божием, из уст Его исходящем, ибо Бог, как Господь естества, соделывает человека, в коем обитает, превыше естества и нужд естественных, коим напротив мы плотяные, яко страстные и немощные, необходимо покоряемся. И каково было их притом смиренномудрие, когда, и достигнув совершенного бесстрастия через непрерывное понуждение себя к добродетелям, все еще почитали себя страстными, и не преставая в сем подозревать себя, продолжали удручать тело свое подвигами? По сей-то причине и муж "в себе Христа имевший" говорил: "умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како иным проповедуя, сам несключим буду" (1 Kop. 9, 27).

Теперь видно, кажется, почему святые Отцы предпринимали великие подвиги, хотя также в иных излишних подвигов не приметно. Сими словами никак не намерены мы сказать, что большие посты, молитвы, коленопреклонения и прочие подвиги, коими тело удручается, вовсе не нужны; но желаем только склонить вас к благоразумной умеренности в них, которую и святые Отцы похваляют, называя ее "царским путем", и притом хотим обратить ваше главнейшее внимание на исполнение животворящих и необходимейших заповедей Иисусовых.

Любите, братия, врагов ваших, благословите клянущих, добро творите ненавидящим и гонящим вас, побеждайте благим злое (т. e. смирением) по заповеди: "ударившему тебя в ланиту обрати и другую; желающему взять твою ризу отдай и срачицу". Лобзайте милосердие, ибо Господь сказал: аминь глаголю вам: "понеже сотвористе единому сих братий меньших, Мне сотвористе". (Мф. 25, 40). Когда с кем хочешь подружиться и ему ввериться, узнай наперед: любитель ли он заповедей Господних? На сие Спаситель говорит: "От плод их познаете их", ибо от терния, т. е. порочного человека, не собирают виноградных лоз, то есть: заповедей (дел) целомудрия и чистоты души, и от репейника (т. е. горделивого и прелестного, самочинного) не собирают смокв: заповедей смирения.

А как за исполнением заповедей, а иногда и прежде, иные увлекаются осуждением ближнего, то в предостережение надо вспоминать совет Евангельский: вынуть прежде бревно из собственного глаза, т. е. из своего ума, гордость, от коей происходит осуждение других, и тогда, излечившись от своей немощи, возможем вынуть (искусно) сучец из ока ближнего, т. е. случайное его поползновение, и большею частию в то время, когда нас попросят о том; а если непросимый осудил ты сучец в глазе братнем, знай известно, что твой глаз завален бревном гордыни.

Поминайте сказанное: отпущающим ближним их согрешения, отпускает и им Бог собственные их грехи. "Простите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам". В молитвах не просите наслаждения благами мира сего, но "Царствия Божия" и "остальное (т. е. нужное и потребное) все приложится вам". Возлюбите искушения, ибо блаженны поносимые, гонимые, оклеветаемые Господа ради. Лобзайте терпение; потому что не взявшие креста своего, т. е. терпение и благодарение за все случающееся, не могут быть учениками Иисусовыми. Когда нарушишь заповедь Божию, возопий мытаревым гласом: "Боже милостив буди мне грешному", а когда исполнишь оную, скажи себе: "я раб неключимый и сотворил только повеленное". Милосердый же Господь, милуя нашу немощь успокоит нас в Своем Царствии (когда будем нудиться ко благу) и оправдает на страшном судище, где, по сказанному в Евангелии, первые (т. е. желающие в сем мире первенствовать) будут последними, а последние (уничиженные и смиренные духом) первыми...


Письма преподобного Макария
(Без даты)

Ваше благословение, достопочтеннейший NN! Вы ищите от меня, невежды в слове, наставления, и утешения в скорби вашей. Вы образованы, научены, и поставлены на степени пастырства быть другим путеводителем к познанию Бога, исполнению воли Его, и чрез сие совершение во святыню, такому человеку могут ли слова мои принести пользу или утешение? Однако ж я, при всем моем невежестве в слове, по долгу христианина, имею о вас сострадание, видя вельми уязвленна вас печалию, и унынием отягощенна, по слову Священного Писания: (Еккл. 7, 3, 5), "иди паче в дом плача, нежели радости", и по учению св. Исаака Сирина в 2-м слове; "утверди немощныя и опечаленныя сердцем, словом и елико рука твоя может и подтвердит тя десница, носящая вся, буди общник со опечаленными сердцем трудом молитвы и теснотою сердца твоего, и отверзается пред прошении твоими источник милости". И сколько могу по скудоумию моему, паче же по вере вашей, сколько Господь вразумит меня (ибо вы с верою вопрошаете меня) предлагаю вам таковое рассуждение.

Вы хотя учились внешним наукам: вере в Бога и закону Его, но надобно учиться и в училище веры, не на одной теории основанном, а на испытании проходимом; вера не в том только состоит, чтобы веровать, что есть Бог, но и во всепремудрый Его промысл, управляющий тварями Своими и вся на пользу устрояющий; времена и лета положены суть в Его власти (Деян. 1, 7) и каждому из нас предел жизни определил прежде бытия нашего; и что без воли Его ни птица не падет, ни влас главы нашея не погибнет (Лк. 12, 6, 21, 18)! Каждому из нас предлежит испытание веры, но не всем в одно время, и не в однех и тех же вещах; один испытывается бедностью, обременен семейством, не имея дневного пропитания; другие лишением чести, бесславием, иной из богатства переходом к нищете, иной чрез несогласность партии, недобрым поведением детей, снедается сердечною печалию; или скорбит, не имея детей, - надежды и подпоры старости его, иной лишением супруги, друга, брата, детей, родителей и родственников, и прочими многими пестровидными скорбными приключениями отягощаются; но все сие происходит по всепремудрым и неведомым судьбам Божиим. Сии истины вам довольно известны и вы, конечно, можете красотою слога придать им более силы к убеждению; но я напоминаю только вам для того, что в скорби человек исчезает своею крепостию, ищет от других укрепления; однако ж мало того, чтобы только знать, нужно и опытом пройти, когда того нужда потребует; который кормчий искусным считается: тот ли, который всегда только в погоду управлял кораблем, или тот, который многие шумы и волнения в плавании претерпел? Конечно, испытавший неудобства и трудность! Много можно иметь сему примеров и в других делах как-то: воине, лекаре, художнике и прочих, искусом прошедших свое звание, кольми паче в христианине вера познавается от искушений. Итак, что бы с нами не последовало надобно покоряться воле Божией, с детскою покорностью, хотя и нельзя не ощущать скорби. Когда же станем входить в распоряжение Промысла Божия и роптать "на что? и для чего Он так творит?" - то сим подвергаем себя праведному Его наказанию; о сем пишет святый Исаак Сирин: "вся немощи человеческия терпит Бог, человека же присно ропщуща не терпит; аще не накажет его". Вы теперь испытываетесь в вере и неоспоримо, что имеете велию скорбь чрез лишение супруги; и не возможно не скорбеть, но надобно иметь рассуждение и покорность воле Божией и утверждаться в вере, вы же, вместо того роптали на промысл Божий: "на что? и для чего так сотворил Бог?" Предавались унынию и неутешимой тоске, и возлюбили создание паче Создавшего, следствием коих было расстройство вашего здоровья, что можно отнести к наказанию Божию. В примере сему прочтите в житии молдавского старца Паисия (которое есть у вас): по отшествии его в монастырь, мать его лишилась всей надежды, которую она на него полагала, предалась безгодной печали, хотела себя гладом уморить; - увидите, что с нею последовало, и как избавилась она от наказания. А как вы познали в этом свою ошибку, и раскаиваетесь, и жалеете об оной, то силен Господь призреть на вас, даровать вам облегчение, как душевное, так и телесное; паки же не предавайтесь унынию и тоске; не о настоящем токмо помышляйте, но паче и о будущем. Наше ли дело испытывать судьбы Божии? Он един весть: чесо ради сие сотворил, преселив отселе вашу супругу; может быть, исполнилось время, довлеющее к ее вечному спасению, да не злоба изменит разум ея, или лесть прельстит душу ее, по словам одного любомудрого мужа (Прем. 4, 11). Для неверующих, точно, скорбь невозвратима - лишение ближних; для них не блещет из отдаленной вечности луч надежды: кто умирает, для них вечно умирает; их радости мгновенны, а печали безотрадны: но христианин убежденный в действиях промысла Божия, странствующий в юдоли сей с упованием на Бога, и во всех изменениях судьбы своей видит устроение Высочайший Мудрости, и с твердою уверенностью говорит самому себе: это дело Божие! Это сила перста Всемогущего! Обуреваемый волнами бедствий, он не теряет надежды на благое Провидение, но успокаивается в Его объятиях. Что же делать вам в теперешних ваших обстоятельствах, я не могу ничего более вам сказать, как стараться успокаивать свой дух верою и надеждою на Бога, молиться Ему и иметь кого-нибудь, развлекающего вас от скорби и уныния; а по выздоровлении Сам Бог наставит вас, что подобает творить; Коего всесильному покрову вручите себя с детскою преданностью и любовью: Он верно полезное о вас устроит.

Я же, с своей стороны, по заповеди вашей, одолжаюсь в не достойных моих к Богу молитвах, молиться о вашем здравии и спасении, и себя поручаю вашим молитвам, с усердным почтением и желанием вам мира и спасения.

Письма преподобного Амвросия




Преподобный Амвросий Оптинский
Преподобный Амвросий Оптинский

Преподобный Амвросий Оптинский

24 февраля 1882 года

Ты опять пишешь о своем сомнении и недоумении, есть ли воля Божия жить тебе в этом месте, и может быть в другом месте ты удобнее бы спасение получила. Нигде не сказано, чтобы спасение наше местом определялось; а напротив в св. Евангелии прямо и ясно читаем: "аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди"; где бы кому ни пришлось жить, по сказанному в псалмах: "на всяком месте владычество Его, благослови душе моя Господа". Спасение может получить христианин на всяком месте, и в мире живя. Но в Евангелии, в другом месте, читаем и следующее: "аще хощеши совершен быти, продажь имение и даждь нищим", и прочее. Св. Исаак Сирин на основании этих слов пишет: можно получить милость Божию малую и милость Божию великую в совершенстве, - которые совершенно посвящают себя Богу, оставляя мир. При этом вникни в слова Господа; "аще хощеши внити в живот, аще хощеши совершен быти"; и увидишь, что нигде Господь не хощет неволею понуждать человека, а везде представляет благому нашему произволению, и чрез собственное произволение люди бывают или добры или злы. Поэтому напрасно будем обвинять, что будто бы живущие с нами и окружающие нас мешают и препятствуют нашему спасению или совершенству духовному. Самуил жил и воспитывался у Илии священника, при развратных его сыновьях, и сохранил себя, и был великим пророком.

А Иуду и трехлетняя жизнь пред лицом Самого Спасителя не сделала лучшим, когда он видел столько чудес, постоянно слышал Евангельскую проповедь; а сделался еще худшим, продал Учителя своего и Избавителя мира за тридесять сребренников, из которых каждый не более русского полтинника. Все это пишу тебе для того, чтобы ты вполне могла убедиться, что неудовлетворительность наша душевная и духовная происходит от нас самих, от нашего неискусства и от неправильно составленного мнения, с которым никак не хотим расстаться. А оно-то и наводит на нас и смущение и сомнение и разное недоумение; а все это нас томит и отягощает и приводит в безотрадное состояние. Хорошо было бы, если бы мы могли понять простое святоотеческое слово: аще смиримся, то на всяком месте обрящем покой, не обходя умом многие иные места, на которых может быть с нами то же, если не худшее. Сам не знаю, почему я так распространился об этом предмете, при крайнем недосуге. Видно так надобно. Много раз писал я тебе об этом, а ты все-таки продолжаешь спрашивать, будет ли для тебя спасительно это место, в котором живешь. Так же спрашиваешь, есть ли, или будет ли воля Божия на то, чтобы ты облеклась в монастырское платье. Иное дело принять пострижение в мантию; а одеться в монастырское платье особенной важности не составляет, когда пожелаешь это сделать. Потому что уже не один год живешь в обители, и не думаешь возвратиться в мир; и наконец ты живешь в этом месте по благословению. А по апостольскому слову, "сеяй о благословении, о благословении и пожнет". Да будет так по воле Божией! Говори: Аминь. И аз грешный скажу: Аминь. И прочие да рекут: Аминь, аминь, аминь!

8 июня 1886 года

В одном из писем ты упоминала, что у вас с N.N. было разглагольствование о мощах и о некоторых телах грешных, по смерти нерастлевающихся. Действительно, теперь на Афоне нет мощей, как говорят, по следующему обстоятельству.

Один благочестивый старец жил там в безмолвии и уединении, и ученика своего всегда поучал держаться безмолвной и уединенной жизни. По кончине старца чрез год, по обычаю Афонскому, разрыли могилу и нашли главу старца, источающую благовонное и целительное миро. Многие стали ходить на поклонение этой главе, и мазались целебным миром, и тем нарушали безмолвие ученика. Поэтому он с упреком сказал почившему старцу: "Отче! Ты при жизни своей всегда поучал меня безмолвию и уединению, а по смерти своей нарушаешь это".

После этих слов благовонное и целебное миро иссякло, и осталась одна простая кость, и люди перестали ходить на поклонение. И говорят, что после этого находили в могилах одни кости желтые, или белые, или черные, по которым и различали состояние почивших душ; или находили нерастлевшие тела темные.

О таких всем братством молились в продолжении трех лет, ежегодно разрывая могилу, и прося местных ерхиереев читать разрешительную молитву. Некоторые тела, и по прошествии трех лет, остаются нерастлевающимися. Так их и оставляют. Причину этому домышляют такую: грехи против Бога Бог прощает по молитвам других, особенно по молитвам церковным и за поминование на Бескровной Жертве или за милостыню, подаваемую за сих умерших; а грехи против ближнего - обиду и неправду - Бог не прощает, если обидевший и неправдовавший во время не удовлетворит обиженного, или не примирится испрошением прощения. (В монашестве подобные случаи могут быть за самочиние и преслушание отеческих повелений и заповедей, за нераскаянность и утаивание грехов). В сороковых годах, или прежде, в Бессарабии турками сделано было разграбление. Русское правительство от Турецкого потребовало удовлетворения; ограбленным велено было показать свою обиду. Кто показывал несправедливо, и прибавлял свой убыток вдвое или втрое, тех тела по смерти оказались нерастлевшими и темными.

В России же много мощей святых: Прп. Сергия Радонежского, Святителей: Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Димитрия Ростовского и многих других, которые о святости своей свидетельствуют чудесами.

Бывают и грешные тела нерастлевающимися. В одном монастыре случайно открыли тело одного иеродиакона нерастлевшееся и темное.

Местный архиерей в это время ездил по епархии. Владыку попросили прочитать разрешительную молитву над сим телом. Но, и по разрешительной молитве, тело осталось в одинаковом положении. Владыка спросил: кто он был, и что за причина такого положения? В ответ получил, что он был единственный сын бедной вдовы, и против воли матери пошел в монастырь; а мать, по причине бедности, всегда на него роптала, и кто-то проговорил, что мать его и до сих пор жива. Владыка приказал отыскать мать. Привели девяностолетнюю старуху, согбенную. Владыка, указывая на положение ее сына, сказал, чтобы она простила его. Но старуха, отворачиваясь, не соглашалась, повторяя: "я столько горя перетерпела через него!"

Владыка продолжал убеждать старуху, и наконец сказал: если не простишь, то и сама будешь связана. Убежденная старуха, как бы нехотя сказала: "ну, Бог его простит!" Темное тело тотчас рассыпалось в прах.

Вот на ваше разглагольствие в ответ мое скудоумное разглагольствие. Пишу это среди великого недосуга, и растираясь простым спиртом; потому что каждое утро встаю с трудом и изнемоганием, чувствуя охлаждение.

(Без даты)

В письме своем от 18 января передали вы мне следующий вопрос от вашего сына:

"По Евангелию, общество людей пред концом мира представляется в самом ужасном виде. Этим отвергается возможность постоянного совершенствования человеческого. Можно ли после этого трудиться на благо человечеству, будучи уверенным, что никакие средства не в состоянии в окончательном результате пред концом мира достигнуть возможного нравственного совершенства человечества?"

В письме же от 24 марта передали вы этот же вопрос несколько иначе:

"Обязанность христианина - делать добро и стараться, чтобы это добро торжествовало над злом. При конце мира, в Евангелии говорится, зло восторжествует над добром. Каким же образом можно стараться о победе добра над злом, зная, что старания эти не увенчаются успехом, и что зло в конце восторжествует?"

Скажите вашему сыну: зло уже побеждено, - побеждено не старанием и силами человеческими, а Самим Господом и Спасителем нашим, Сыном Божиим Иисусом Христом, Который ради сего и снисшел с неба на землю, воплотился, пострадал человечеством, и крестными Своими страданиями и воскресением сокрушил силу зла и злоначальника-диавола, владычествовавшего над родом человеческим, освободил нас от диавольского и греховного рабства, как Сам сказал: "се даю вам власть наступать на змию, и на скорпию, и на всю силу вражию" (Лк. 10, 10). Теперь всем верующим христианам дается в таинстве крещения сила попирать зло и творить добро, при посредстве исполнения Евангельских заповедей, и никто уже не бывает одержим злом насильно, кроме одних нерадящих о хранении Божиих заповедей, и преимущественно тех, кто добровольно предается грехам. Хотеть же своими силами побеждать зло, которое уже побеждено пришествием Спасителя, показывает непонимание христианских таинств православной Церкви, и обнаруживает признак горделивой самонадеянности человеческой, которая хочет все делать своими силами, не обращаясь к помощи Божией, тогда как Сам Господь ясно говорит: "без Мене не можете творити ничесоже" (Ин. 15, 5).

Вы пишете: в Евангелии говорится, что при конце мира зло восторжествует над добром. В Евангелии этого нигде не сказано; а говорится только, что в последнее время умалится вера (Лк. 18, 8), и за умножение беззакония иссякнет любы многих (Мф. 24, 12). А св. апостол Павел говорит, что пред вторым пришествием Спасителя "явится человек беззакония; сын погибели, противник и превозносяйся паче всякого глаголемого Бога" (2 Сол. 2, 3-7), то есть антихрист. Но тут же сказано, что "Господь Иисус убиет его духом уст Своих, и упразднит явлением пришествия Своего". Где же тут торжество зла над добром? И вообще всякое торжество зла над добром бывает только мнимое, временное.

С другой стороны, несправедливо и то, будто человечество на земле постоянно совершенствуется. Прогресс или улучшение есть только во внешних человеческих делах, в удобствах жизни. Например, мы пользуемся железными дорогами и телеграфами, которых прежде не было: выкапывается каменный уголь, который скрывался в недрах земных, и т.п. В христианско-нравственном же отношении всеобщего прогресса нет. Во все времена были люди, которые достигали высокого нравственного христианского совершенства, руководствуясь истинною верою Христовой, и следуя истинному христианскому учению, согласному с откровением божественным, какое Бог в Церкви Своей являл чрез мужей Богодухновенных, пророков и апостолов. Такие люди будут и во время антихристово, которое их ради и сократится, по сказанному: "избранных ради прекратятся дние оны" (Мф. 24, 22). И опять: во все времена были люди, которые предавались различным порокам и беззакониям, или впадали в различные ереси и заблуждения, увлекаясь лжеименным разумом (1 Тим. 6, 20), и умствуя по земным началам, вопреки предостережения св. апостола Павла, который говорит: "братие, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе" (Кол. 2, 8). Советую вам купить недавно вышедшую книгу: Жизнь Григория Богослова, составленную архимандритом Агапитом. Сами прочтите ее, и дайте прочитать вашему сыну. Тогда увидите, каковы были ученые в IV веке по Рождестве Христовом. Сравните их с учеными настоящего времени. Тогдашние ученые, как Василий Великий и Григорий Богослов, несмотря на то, что были люди высокого учения и высокой нравственности, по христианскому смирению, презирали земную славу и земные удовольствия, и стремились к одним духовным вечным благам. А нынешние ученые следуют ли их примеру? Не большая ли часть из них преклоняется к земной славе, к земным наслаждениям, и к приобретению благ временных, растворяя все это горделивым сознанием своего недостойного достоинства? После этого, есть ли хоть малейшие признаки всеобщего нравственного совершенствования на земле?

Нравственное совершенство на земле (несовершенное) достигается не всем человечеством в совокупности, а каждым верующим в частности, по мере исполнения заповедей Божиих и по мере смирения. Конечное и совершенное совершенство достигается на небе, в будущей бесконечной жизни, к которой кратковременная земная жить человеческая служит лишь приготовлением, подобно тому, как годы проведенные юношею в учебном заведении, служат приготовлением к будущей его практической деятельности. Если бы назначение человечества ограничивалось земным его существованием, если бы для человека все кончалось на земле: то почему же "земля и яже на ней дела сгорят", как говорит св. апостол Петр (2 Пет. 3, 10)? Он же присовокупляет: "нова и бесе и новы земли по обетованию чаем, в них же правда живет" (2 Пет. 3, 13). Без будущей блаженной, бесконечной жизни, земное наше пребывание было бы неполезно и непонятно.

Желание трудиться на благо человечества - весьма благовидное, но поставлено не на своем месте. Царственный пророк св. Давид говорит: "сперва уклонись от зла, а потом уже сотвори благо" (см.: Пс. 33, 15). У нынешних же людей дело выходит на выворот. Все хотят, на словах, трудиться на благо ближним, и нисколько, или весьма мало заботятся о том, что наперед нужно самим уклониться от зла, а потом уже заботиться о пользе ближних. Широкие затеи молодого поколения о великой деятельности на пользу всего человечества похожи на то, как если бы кто, не кончив курса в гимназии, много мечтал о себе, что он мог бы быть профессором и великим наставником в университете. Но с другой стороны думать, что если мы не можем двинуть вперед всего человечества, то вовсе не стоит трудиться, - это опять другая крайность. Каждый христианин обязан по силам своим и сообразно своему положению, трудиться на пользу другим, но с тем, чтобы все это было вовремя и в порядке, как выше сказано, и чтобы успех наших трудов представлять Богу и Его святой воле.

В первом письме своем вы упоминаете о книгах Самопомощь, Самодеятельность. Я этих книг еще не видел, и что в них содержится, не знаю. Старинные люди говаривали: без Бога не до порога. И Сам Господь в Евангелии глаголет: "без Мене не можете творити ничесоже" (Ин. 15, 5). А новые мудрецы, как видно из заглавия этих книг, рассуждают теперь иначе. Но известно, что самоделковые вещи выходят самой дешевой цены, с общим укором: "самодельщина, - топорной работы". Впрочем скажу вам, как можно понять в христианском смысле самопомощь и самодеятельность. Прочтите сами, и пусть сын ваш прочтет со вниманием в Евангелии от Матфея от начала 5-й главы до конца 10-й; потом, пусть он постарается и в жизни своей исполнять, содержащиеся в этих главах, Евангельские заповеди. Чрез такую христианскую самодеятельность он сам себе окажет великую помощь в нравственном и христианском отношении.

В заключение скажу: посоветуйте вашему сыну, чтобы он не смешивал внешних человеческих дел с духовно-нравственными. В-первых, как-то, во внешних изобретениях, отчасти в науках, пусть находит прогресс. А в христианско-нравственном отношении, повторяю, всеобщего прогресса в человечестве нет. Впрочем и во многих науках, или отраслях знания, незаметно прогресса. Не думаю, чтобы нынешние ученые так хорошо знали и понимали, напр. мифологию, и вообще классическую древность, как их знали и понимали Василий Великий и Григорий Богослов.

(Без даты)

Простите, что по слабости здоровья не мог отвечать на ваше письмо тотчас же, хотя и очень желал того, будучи убеждаем вами именем общего нашего отца, покойного батюшки о. Макария. Молитва его да покроет нас обоих, и за его духовное ходатайство да вразумит нас Господь на все душеполезное и спасительное.

Читая духовные книги, без указания, вы опасаетесь, как бы вам не впасть в какие-либо неправильные мысли и неправильные мнения. Опасение ваше весьма основательно. Поэтому, если не хотите пострадать такого бедствия душевного, не читайте без разбора всякие новые сочинения, хотя бы и духовного содержания, но таких сочинителей, которые не подтвердили своего учения святостию жизни; а читайте творения таких отцов, которые признаны православною Церковью за твердо известные и без сомнения назидательные и душеспасительные. Чтобы не потерять твердое православие, возьмите в руководство себе и детям своим книгу "Православное Исповедание" Петра Могилы. Рассмотрите ее со вниманием и со тщанием, и написанное там содержите в памяти твердо, чтобы и самим хорошо знать дело своего спасения, и знать, что нужно сказать и указать детям в приличное время. Второй книгой в этом роде да будет Летопись или 4-я часть творений свят. Димитрия Ростовского. За нею и прочие части его творений читайте не только для руководства относительно правых мнений и разумений, но и для руководства в самой жизни, чтобы знать и уметь, как когда должно поступить чисто по-христиански, согласно православным постановлениям. Для этой же цели читайте книгу Аввы Дорофея, которую по справедливости называют зеркалом души. Зеркало это покажет каждому не только его действия, но и самые движения сердечные. В посты и особенно во дни говения прилично и полезно читать творения Ефрема Сирина в русском переводе, выбирая главы о покаянии. Остальное в его творениях можно читать во всякое время; не мешает также повторять главы о покаянии.

Вас тяготит забота, как дать детям вашим христианское воспитание. И выражаете эту заботу так: "всякий день на опыте вижу, что не имея достаточно твердости к исполнению долга по совести, и чувствую себя весьма неспособною сложить душу человека по образу и по подобию Божественного учения". Последняя мысль выражена очень сильно, и относится более к содействию, и к помощи Божией; а для вас довольно будет и того, если вы позаботитесь воспитать детей своих в страхе Божием, внушить им православное понятие, и благонамеренными наставлениями оградить их от понятий, чуждых православной Церкви. Что вы благое посеете в душах своих детей в их юности, то может после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество, после горьких школьных и современных испытаний, которыми нередко обламываются ветви благого домашнего христианского воспитания. Веками утвержденный опыт показывает, что крестное знамение имеет великую силу на все действия человека, во все продолжение его жизни. Поэтому необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением, и особенно пред приятием пищи и пития, ложась спать и вставая, пред выездом, пред выходом, и пред входом куда-либо, и чтобы дети полагали крестное знамение не небрежно или по-модному, а с точностию, начиная с чела до персей, и на оба плеча, чтобы крест выходил правильный. Если вам самим неудобно будет почему-либо хорошо заняться, чтобы не забывали о крестном знамении, не мешает, кроме других воспитательниц, если возможно, иметь для сего хорошую русскую няню: другие няни пусть занимаются по другим частям, а православная няня по православной части, и особенно крестным знамением; с нее этот предмет и спрашивать. Как можно и насколько можно приспособить это к настоящему делу по обстоятельствам, постарайтесь; совершенно же сего из виду упускать не должно. Ограждение себя крестным знамением многих спасало от великих бед и опасностей.

Чтобы более утвердиться в православных понятиях, советовал бы я вам прочитать со вниманием и со тщанием все творения нового угодника Божия святителя Тихона Задонского. Слог их и хотя и тяжел, но вы при чтении старайтесь обращать внимание ваше более на мысли и на предлагаемые христанские правила. Чтение двух русских светил, св. Димитрия Ростовского и св. Тихона Задонского, многое вам разъяснит и много вас утвердит. К этому прибавьте и слова апостола Павла: "в научения странна и различна не прилагайтеся: добро бо благодатию утверждати сердца, а не брашны, от них же не прияша пользы ходившии в них" (Евр. 13,9). И в другом месте: "аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет" (Гал. 1,8). Крепко держитесь за это свидетельство, и не соглашайтесь принимать никаких новых учений, как бы благовидны они ни были, подражая хорошо знающему все признаки и приметы чистого серебра, который скоро примечает примесь всякой лигатуры, и нечистое серебро отвергает. Подобно и вы отвергайте всякое учение, где заметите хоть мало лигатуры различных человеческих мнений, которые взимаются на разум Божий (2 Кор. 10,5). Утвердившись в православном учении, сперва читайте все духовные журналы, с означенным разбором, и изберите потом, который более придется по духу вашему.

Пишете: "желала бы я, чтобы мы избегли с мужем того пагубного разногласия в деле воспитания, которое почти во всех супружествах вижу я". Да, вещь эта действительно премудреная! Но спорить об этом при детях вы и сами заметили, что не полезно. Поэтому, в случае разногласия, лучше или уклоняйтесь и уходите, или показывайте, как будто не слушались; но никак не спорьте о своих разных взглядах при детях. Совет об этом и рассуждение должны быть наедине, и как можно похладнокровнее, - чтобы было действительнее. Впрочем, если вы успеете насадить в сердцах детей ваших страх Божий, тогда на них разные человеческие причуды не могут так зловредно действовать.

В заключение вашего письма пишете, что вас заботит время трудного рождения: и заботит и страшит так, что эта преобладающая мысль мешает вам пользоваться всяким благом жизни, и поэтому желаете иметь какую либо молитву себе в подкрепление. Есть православное предание, что в этих случаях прибегают к Божией Матери, по названию иконы, Феодоровской. Вымените, или напишите себе эту икону, празднование которой бывает дважды в год: 14 марта и 16 августа. Если пожелаете, то можете накануне этих дней вечером совершать домашнее бдение, а в самый день - молебствие с акафистом Божией Матери. По усердию можете совершать это и в другое время, как пожелается. Можете ежедневно и сами молиться Царице небесной, читая Ей не менее 12 раз в день "Богородице Дево, радуйся", хоть с поясными поклонами. Столько же раз читать и кондак Ей: "Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби: да не постыдимся".

Вот, что мог, по моей немощи и по моему скудоумию, написал вам усердно. Всеблагий же Господь и Преблагословенная Его Матерь да устроит о вас и о вашем семействе все полезное и душеспасительное! Призываю на вас мир и благословение Божие.

(Без даты)

По совету N. вы отнеслись письменно к моей худости, объясняя свое положение, но не ясно. Не зная хорошо ваших обстоятельств и настроения душевного, буду отвечать вам, сколько могу понимать из письма вашего.

Вы пишете, "тяжело я страдаю душевным и телесным расслаблением, которое меня отчуждает от всех радостей и связей мирских, и даже от дел долга. Нет для меня надежды в будущности. Одна лишь усиленная молитва к Богу поддерживает меня, при содействии молитв блаженного сердца отца Серафима Саровского, к которому я имею глубокую привязанность душевную. Но иногда мои страдания доходили до такой степени, что я совершенно отчаявалась. Открываю вам свое малодушие: нет сил больше терпеть".

Содержание письма вашего показывает двоякое в вас расположение. Слова, что лишь усиленная молитва к Богу поддерживает вас, показывают, что вы усердная христианка. Другими же словами, что немощь душевная и телесная отчуждает вас от всех радостей и связей мирских и проч., обнаруживается привязанность к миру. Но вы сами из Евангельского учения должны знать, что "никтоже может двема господинома работати: либо единого возлюбит, а другого возненавидит, или единого держится, о друзем же нерадети начнет. Не можете Богу работати и мамоне" (Мф. 6, 24). Итак должно избирать: или искать удовольствий мирских и радостей земных, или только искать утешения и радости от Господа в свое время, наперед позаботившись о жизни христианской и житии по Его святым и животворным заповедям. Но для мира потребны люди здоровые. Вы же объяснили, что немоществуете телесно. К тому ж радости земные скоро преходящи, и утешения мирские не всегда надежны и верны, а по большей части обманчивы. Св. Димитрий Ростовский говорит: лживый мир обещает утехи, а подает нам скорби и беды и несчастия; обещает злато, а подает блато и проч. Поэтому, основательнее и надежнее искать утешений и радости только о Господе, особливо кто не обилует здоровьем телесным и мужеством душевным. Господь говорит в Евангелии: "научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим". И если возметесь за это подражание, понуждаясь оставлять всякие самолюбивые претензии, по обычаям и приличиям мира, то несомненно можете вступить на ту христианскую стезю, которая ведет к мирному и спокойному состоянию души. Если понудитесь, по Евангельскому учению, смиряться; то мало-помалу, с помощью Божией, будут отступать от вас нетерпеливость и малодушие. Как вы имеете большую веру к блаженному старцу о. Серафиму, то прибегайте к Господу, чтобы, за его молитвы, явил вам Свою милость. Также прибегайте к общей всех нас Заступнице Пресвятой Деве Богородице, моляся Ей молитвою, всегда воспеваемой Церковью: "немоществует тело, немоществует и душа моя, к Тебе прибегаю, Благодатней, надежно ненадежных, Ты мне помози". Если имеете время, то я советовал бы вам читать и весь этот канон Божией Матери, поемый верными во всякой скорби душевной, который начинается так: "многими одержим напастьми"; а если возъимеете усердие, то по 6-й песни можете прилагать акафист "Всех Скорбящих Радости". Но думаю, что главное в наших обстоятельствах внешних и внутренних есть то, чтобы внимательно и точно рассмотреть свою жизнь, начиная с тех лет, как вы стали себя помнить; а чтобы вернее и безошибочнее это сделать, советую вам со вниманием прочитать "Православное Исповедание" Петра Могилы, а также и книгу Аввы Дорофея, которую по справедливости называют зеркалом души. Когда же свою жизнь основательно рассмотрите; то потребно будет вам отыскать духовника поопытнее, которому бы вы могли с верою исповедать все, что нужно исповедать, и который доволен бы был вам подать приличное врачевство духовное.

Вот что я мог по своему скудоумию сказать вам, то и написал, как понимаю и как разумею. Всеблагий Господь, хотяй всем спастися и в разум истины приити, да вразумит вас, якоже весть, и да просветит сердце ваше ко всему душеполезному и спасительному, за молитвы Пречистыя Своея Матери, непостыдныя нашея Надежды, и за моление блаженного старца о. Серафима, которого память вы так глубоко чтите.

Забыл было вам сказать об отчаянии, которое св. Иоанн Лествичник почитает хуже всякого греха. Во всяком грехе человек может покаяться, имея твердое намерение вперед на тоже не возвращаться, и таким образом получить прощение и милость от Господа. А отчаявшийся что может сделать, и что получить? Поистине отчаяние хуже всяких зол. Положим, что человек иногда много и очень страдает: но мало таких людей, которые страдают по примеру праведного Иова. Большая часть страдающих из нас подвергается страданиям, как следствиям. или неправильных мыслей и мнений, или ошибочных действий, Но есть для страждущих и утешительное слово апостола: "его же любит Господь, наказует, биет же всякого сына, его же приемлет" (Евр. 12, 6).

Еще вы говорите: нет для меня надежды в будущности. Не знаю, к чему вы относите слово это. Если к земной жизни, то не только для вас, но и ни для кого будущность не прочна. Слово будущность в собственном смысле относится к будущей жизни, вечной, нескончаемой. Кто позаботится об этой будущности, для того она будет прочная, никогда неизменяемая. Там и для вас и для других христиан есть целый рай со всеми чистыми наслаждениями и много других блаженных обителей у Отца небесного. Кто хочет земную устроить будущность, тому потребна и крепость телесная и многие другие способности, пригодные к мирским делам. Но для будущности вечной, которую уготовил и уготовляет Всеблагий Господь Своим рабам, того не требуется. Апостол говорит: "худородная мира избра Бог и не сущая, да сущая упразднит" (1 Кор. 1, 28). То есть, что не годится для мира, Господь избирает для Себя, и не требует великих способностей, а говорит своим неспособным: только терпите свою неспособность, а не малодушествуйте, уповая на милость и благость Божию. "В терпении вашем стяжите души ваши", глаголет Он в св. Евангелии, и означил целый ряд блаженных обителей для неспособных для мира. Первая обитель нищих духом, то есть смиряющихся перед Богом и перед людьми ради своей неспособности. Вторая блаженная обитель - плачущих о грехах своих. Третья обитель - кротких, подавляющих в себе самолюбивые претензии, и удерживающих себя от гнева на других, оставляя всякие причины и поводы. Затем следуют и прочие блаженные обители, которые и вам самим небезызвестны. Выбирайте себе любую, и к ней уготовляйте себя должным образом. На земле, в мирском состоянии, один хочет служить в армии, другой в гвардии, третий - на гражданской службе: сообразно сему всякий так себя и уготовляет. Образцы земные в некоторых случаях служат образцами для небесного. Всеблагий Господь да вразумит нас на все полезное!

Призывая на вам мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

Письма преподобного Анатолия
10 декабря 1878 года

Пишешь, что тебе жить тяжело! Да ведь ты обрекла себя на это! Неразумная Д.! Ты смотришь на мелочные вещи, а великих не смотришь. Ты в безумии завидуешь деревенским бабам, которые наслаждаются деревенскими благами: мужьями, песнями, плясками и проч.; а того и в разум не возьмешь, что ты идешь по тому пути, которому завидовали и которого искали богачки, знатные, княжны и царицы! Вспомни св. великомученицу Варвару! Вспомни св. Евфросинью. Вспомни даже тех, кои насладились и пресытились мирскими наслаждениями, величайших красавиц и богатейших Пелагию и Евдокию. Чего у них не было? Сундуки золота и жемчугов! Князья за ними ухаживали! Но как мудрые, они все побросали и пошли на посты и злострадания в монастырь. Терпи и ты, и веруй - наследишь с ними вечное царство со Христом и всеми святыми!

Мир тебе и благословение Божие, преподобная сестра Е. Получил письмо твое от 6-го марта. По обычаю оно состоит все из жалоб и ропота. Будто я по нерадению не забочусь о тебе и о других. А что я могу сделать? Одно могу пожелать вам всем - терпения и молить Господа, чтобы Он сам устроил вашу жизнь и успокоил вас всех. Ты ухитрилась найти предлог к ропоту и в нашем, с батюшкой Амвросием, отказе относиться вам к М. М... Ведь если бы у тебя и у подобных тебе была капля разума, вы бы и не подумали лезть в сети. Да как же вы доверите свою душу и всю жизнь, человеку малоизвестному? Да как же этот новоиспеченный старец возьмет вас? Чему он будет учить вас, когда сам не имеет понятия о старческом пути? Как же вы не рассудите о таком важном деле? Ну, попробуй дать кружева плесть кучеру. Он тебе наплетет, что и десять настоящих старцев не расплетут! И все кружевницы голову потеряют! Ведь отыскала было вам покойная N.N. старца - что же вышло? Едва развязались с ним!

Смирись!.. Верю, что и тебе и Г. тяжело, но разве и у нас, при старцах нет таких примеров? Ей, обильно бывает, а чем поможешь, когда Бог попускает? Не на погибель же Он на нас попускает искушения, беды, скорби и болезни, потому что иначе и надежды спасения негде отыскать. А Господу Спасителю нашему, за спасение наше умершем, позорною крестною смертию хочется всех спасти. Он зовет, учит, угрожает, - а мы что? Мы себе почиваем на одре лени и самообольщения, а о спасении и думать забыли. Некогда: надо то пороптать, то поспать, то посудить других, а других-то много; ну и некогда подумать о душе своей и о вечности!

17 ноября 1876 года

Сестра о Господе Т.! Очень порадовала ты меня своим разумным прошением: просишь, чтобы тебе не осуждать других. Поистине нет легче для спасения этой добродетели. Тут ни трудов, ни поста, ни жертв, ни приношений? - Просто: не судите, и не судими будете. Молю Господа, чтобы он даровал тебе эту добродетель. (Хотя сам я ее и не имею).

А когда хульные помыслы смущают тебя: ты не борись с ними, а просто - презирай, т. е. не обращай на них внимания: они не наши помыслы, а диавольские; а потому мы за них и не ответим. А мы, монахи, любим Бога, ибо ради Господа оставили мир. А хулы подмещет диавол, а не мы. Псалтирь читай 1 кафизму, а можешь и 2 читай.

Ты боишься смерти - какая ты бестолковая! Боишься чего нет на свете. Да разве ты не понимаешь и не знаешь, что знает весь белый свет.

Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав! Смерть Иисусом Христом умерщвлена, и бояться ее - мертвой - нечего!

1 декабря 1885 года

С любовию исполняю желание твое, скорбная N.! Что тебе тяжело стало жить, не печалуйся, не унывай и не смущайся! Нельзя юному переплыть бурное море страстей без волнений и страха ежечасно угрожающей погибели. Но это все временное; стихнет и буря, и заблещет красное солнышко, и достигнем уютного, тихого, вечно зеленеющего островка. Только потерпеть надо!


24 / 10 / 2004





Смотри также:

    Сретенский монастырь
     версия для печати

    Также в этом разделе:

    Врата, через которые поступает духовный кислород

    «Я всегда хотел врачевать…»

    Педагогика в пустыни

    Жить на Земле, как потом на Небе

    Былой России чекан. Часть 2

    Севастополь – Афины

    Былой России чекан

    Победит добрейший

    «В Австралии мы остаемся русскими»

    «Дело протоиерея Алексия Мальцева продолжается и сегодня»

    Русский о русских

    Бизнес и нравственность

    Трансляция в формате RSS 2.0