Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version Rambler's Top100
Православие.Ru
ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU 
Документы истории
 

Памяти владыки Иоанна (Снычева)

Отец Иоанн у меня и Ваня, и старец. Дар рассуждения у него громадный... Почему я благоговею пред отцом Иоанном? Хочу воплотить в нем то, что на себе не удалось выполнить...
Митрополит Мануил (Лемешевский) [1]
 
Не боялся никого, кроме Бога одного

Митрополит Иоанн (Снычев)
Митрополит Иоанн (Снычев)
Вот сегодня какой солнечный день… этот день и день, когда я в последний раз видел своего Владыку, разделяет уже десять лет. Десять лет назад, 2 ноября, погода была совершенно другая: с утра выпал снег. Странный это был снег… у нас в Петербурге ведь как? выпал снег — растаял. Но тот снег пролежал всю зиму. Это было явное прощание с Владыкой природы, и в том был Божий Промысл. Была скорбная, лютая, холодная зима. И такой же ледяной была в наших сердцах скорбь, что покинул нас великий пастырь, учитель града святого Петра и всея Руси.

Что я могу сказать о Владыке? Он был святой, вот и все.

У многих людей была с Владыкой одна-единственная встреча, и они каждую минуточку ее помнят и лелеют в памяти. А я жил с ним в резиденции, был его доверенным человеком и относился к нему, как к отцу, который меня духовно воспитал, наставил и рукоположил. Владыка был моим духовным отцом.

Я бывало сколько раз просыпался утром, а Владыка уже стоит на утренних молитвах, вечером на вечерних — исполняет монашеское правило. Или когда бывало невзначай зайдешь к нему в келью, когда он молится, — будто переносишься в какое-то такое древнее историческое пространство, которое мы, христиане, идеализируем, когда, читая жития святых, видим, как подвижники подвизались в вере. Вот то же самое видел и я своими глазами и удивлялся: с одной стороны, Владыка — немощный старец, болящий, а с другой стороны — несгибаемый воин Христов. И всегда он на молитве. И всегда он будто светился.

Помню, как он меня рукополагал. Я был тогда диаконом в Шлиссельбурге, а Владыка попал в больницу — что-то с сердцем. Я приехал и остался ночевать в палате, дежурить. Мы с ним помолились, легли спать. И вдруг Владыка поднимает меня и говорит: "Знаешь что, давай-ка мы тебя рукоположим и назначим туда-то". Я удивился: "Как же, Владыка, я вот только диаконом не так давно стал". А он: "Так нужно. Мне было повеление свыше". Меня так поразили эти слова, что я смирился и согласился. И Владыка постриг меня в монахи. И вот что удивительно, хотя я жил в Печорах, но мы с ним никогда раньше не говорили о монашестве и планов таких на ближайшее время не было. Изменилось все в одночасье и противиться было невозможно. Вскоре затем последовало рукоположение в иеромонахи. Я не жалею о свершившемся.

Это не единственный случай, когда Владыка так же властно заставлял меня что-либо делать. И всегда то было на пользу. В обычной жизни Владыка был смиреннейший человек, но если дело касалось Церкви, веры, духовной жизни — умел настоять на своем. Он ничего и никого не боялся, только Бога. Я многому научился у него.

О. Пахомий, келейник митрополита Иоанна (Снычева) [2]

 
Золото иноческой жизни

Впервые я увидела Владыку, когда мне было всего 19 лет. Я тогда работала в нашей Духовной Академии. Меня сразу поразило, с каким уважением относился Владыка к каждому человеку — независимо от его возраста, образования. Я сразу почувствовала, что святитель имеет большую любовь к людям.

Если же говорить о запомнившихся словах митрополита Иоанна… Вы знаете, у таких духовных людей каждое слово осолено духом и каждое западает на сердце… Но я хочу рассказать, как Владыка благословлял меня на монашество. Вернее, благословил меня старец Николай Гурьянов, а Владыка, узнав, что мои родные не одобряют моего выбора, поддержал меня духовно, дал мне полезное наставление. Это была притча, вот она: некий юноша решил пойти в монастырь. Вот идет он в обитель, а навстречу ему старик: "Зачем тебе в монастырь, у тебя же родители старые! Вернись, упокой их старость, схорони их, а тогда и постригайся". Юноша так и сделал: заботился о родителях вплоть до их смерти, а потом вновь отправился в монастырь. По дороге опять встречается ему тот же старик: "Ну куда ты идешь? Ты еще молод, тебе жениться пора. Сохранить честный брак и ложе нескверно, это тоже подвиг!" Молодой человек послушался старца, женился, вырастил детей и вновь пошел в монастырь. На этот раз добрался до обители без приключений. В монастыре дали ему послушание — дрова рубить. Подошел он к колоде, ударил топором первый раз — брызнуло из-под топора золото. Ударил второй раз — брызнуло серебро. В третий раз ударил — посыпалась труха. И понял он: так и его попытки уйти в монастырь. Монашество, принятое в ранней молодости, — это золото. Монашество в зрелом возрасте — серебро. А монашеские труды, на которые решился в старости, — от них уже не столь велика душевная польза… Вот такую притчу владыка рассказал, напутствуя меня в монастырь.

За три дня до кончины Владыки я зачем-то позвонила ему. А он был уже совсем слабенький… И вот последние его слова, услышанные мною: "Помолись обо мне, мне очень плохо!"

Многих сестер, мною знаемых, Владыка благословил на монашеский путь. Он очень мечтал о возрождении нашего Новодевичьего монастыря, но по Божиему промыслу дожить до этого ему не пришлось. Но мы постоянно поминаем его в нашей обители и знаем, что и он тоже молится за нас.

Игуменья София, настоятельница Новодевичьего монастыря[3]

 
В стране молитвенников

Митрополит Иоанн (Снычев)
Митрополит Иоанн (Снычев)
Впервые услышав тихий голос Владыки Иоанна на богослужении в Смоленской церкви, я подумала грешным делом: "Не могли, что ли, найти на такой пост с голосом погромче, да попредставительней…" Но когда стала читать его книги, начала понимать, почему Господь нам его послал.

Счастье, что мы живем в такой стране, где есть такие молитвенники, как приснопамятный Владыка, старец Иоанн Крестьянкин, батюшка Иоанн Миронов. Митрополит Иоанн воспитал достойных чад: о. Александра Захарова, чьи книги помогают мне спасаться, о. Игоря Филина, которому я благодарна за то, что он меня научил готовиться к исповеди.

Пришла я как-то на могилку Владыки. Стала молиться о своей семье. И мне подумалось: не так я молюсь о своей семье, муже, детях, внуках. Самое главное, чтобы они были верующими, тогда сами найдут правильное решение в жизни, начнут понимать волю Божию о нас, и мне уже не придется за них так переживать.

р.Б.Людмила [4]

 
Он подписывался «Твой богомолец»

Я была тринадцатилетним подростком, когда впервые увидела Владыку Иоанна. Он управлял тогда Самарской и Ульяновской епархиями и приехал в нашу деревню Оськино на престольный храмовый праздник. Церковь била битком набита, а он стоял на кафедре в митре, и мне не разглядеть было его лица. В окно лилось щедрое солнце, и от этого Владыка стоял, будто в некоем розовом облаке. Я не перемолвилась с ним ни словом, но интуитивно почувствовала, что это тот человек, которого бы я хотела назвать своим духовным отцом. Однако прошло много лет, прежде чем моя мечта осуществилась. Мы встретились, когда я поступила в Пюхтицкий женский монастырь и игумения Варвара послала меня домой выписываться. Приехав в Самару, я пошла в епархию. Владыка принял меня.

О чем я говорила тогда? Не помню. Помню только, как хорошо и тепло было у меня на душе от общения с ним. Но вот беда, из-за волнения я позабыла о самом главном — попросить, чтобы взял он меня в свои духовные чада. Тогда, вернувшись в монастырь, я решила, подобно другим сестрам, написать Владыке. Вскоре получаю ответ, а внизу подпись — "Твой богомолец". А я уже знала, что другим он подписывался знаком равенства, что значило — духовный отец. Я вновь написала Владыке, попросилась в духовные чада. Он ответил: "Я не против, но всё будет зависеть от того, насколько ты будешь послушна". Вот был праздник души!

Подошло время пострига в мантию, я побежала звонить Владыке: "Владыченька, помолитесь, через два часа у меня постриг. Я так боюсь". Он мне в трубку: "Не переживай, все будет хорошо". Еще я боялась, что мне дадут какое-нибудь некрасивое имя, но говорить Владыке о том не стала. И вдруг слышу, как произносят: "Постригается монахиня Иоанна". Меня нарекли именем Владыки, которое означает — "благодать Божия".

Ошибочно думать, что Владыка всегда был благодушен. Как он умел нас проучивать! Вспоминаю два случая. Прихожу как-то к нему, а там — чай, а мне еще в одно место поспеть надо. Я с порога: "Владыченька, у меня времени мало, всего полчасика…" Он ничего не сказал и продолжил прерванную моим появлением беседу. Тема, затронутая в беседе, давно меня интересовала, и я решила остаться. Но Владыка напомнил: "Тебе пора уходить, полчаса прошло". Я заупиралась: "Но, Владыка, мне уже и не хочется уходить, так интересно, что вы рассказываете". Он был неумолим: "Нет. Уходи". Я шла по улице и ругала себя за безтолковость, ведь Владыка помолился бы и там, где меня ждали, всё устроилось бы.

В другой раз мы приехали втроем. Одна сестра подошла к Владыке и говорит: "Владыченька, мне нужно с вами поговорить минут двадцать". А надобно сказать, что мы все ждали, когда у него появится свободная минуточка. "Хорошо, — согласился Владыка, — идем". Он отвел ей ровно двадцать минут, как она и просила. Мы в тот день на прием не попали. Зато на следующий день сразу после вечерней трапезы Владыка пригласил нас к себе, а Елизавете сказал: "А с тобой, матушка, мы уже вчера обо всем поговорили". Владыка угощал нас чаем, и беседа наша затянулась до одиннадцати вечера. После я сказала Елизавете: "Пусть будет это тебе в мудрость — имей терпение. Вот мы потерпели, и Господь послал нам такое утешение".

А как он испытывал меня, когда я к нему приехала впервые… Он не пригласил меня на трапезу, а только вечером на беседу. Я восприняла это как должное, обидеться — в голову не пришло. Вечером после беседы он вдруг спрашивает: "Ну, говори, какие у тебя в этот день помыслы были?" Какие у меня могли быть помыслы? Я весь день как на крыльях летала в предвкушении встречи. Так и ответила. "Ну, подумай, подумай, — настаивал он. — Вспомни". "Все слава Богу, Владыка", — отвечаю растерянно. Тогда он благословил меня и сказал: "Завтра чтобы была на архиерейской трапезе". Потом уж я узнала, что так он испытывал меня на гордыню, не обижусь ли я, что не сразу получила приглашение. С тех пор, когда я приезжала к Владыке по делам ли монастырским, за советом ли, он всегда приглашал меня на трапезу.

Еще он выковывал у нас дух монастырский, следил, чтобы не очень прилеплялись мы к своим родителям. Однажды я приехала к нему и надеялась потом еще на несколько денечков съездить к маме. Вот я живу неделю, две… Мама каждый день звонит, плачет, ведь целый год встречи со мной ждала. Я тогда говорю: "Владыченька, мне бы домой теперь". А он: "Ничего, ничего, отсюда поедешь прямо в монастырь". Купил он мне билет, и я мимо мамочки прямиком до Пюхтицы и поехала. Кому-то это может показаться жестоким. Нет, он делал правильно, обрывая все родственные связи, выковывая в нас иноческий дух. Сам он так и жил.

Я благодарна Господу за то, что Он, по милости Своей, послал мне такого пастыря.

Монахиня Иоанна (Смолкина) [5]

 
Негасимый свет

Мое послушание — возжигать лампады на кладбище. Они горят здесь день и ночь. Заправляем масло с вечера, до утра хватает. Живу неподалеку, меня сюда тянет. День и ночь идут люди поклониться могилке Владыки Иоанна. Из Самары едут, из Владимира, Москвы, Уренгоя, Воркуты, Магадана. Книги оказывают огромное влияние, они всех сюда приводят. Некоторые даже сердятся, что нет указателей к могиле Владыки.

Недавно приезжали паломники киприоты. Спрашиваю одного монаха: "Откуда вы знаете Владыку?" На ломаном русском он отвечает: "Столп. До неба". Этим все сказано. Труды митрополита Иоанна переведены на разные языки. Накануне дня Ангела Владыки приезжали румыны, настоятельница монастыря пела на могиле на своем родном языке. Сказала: "У нас есть Общество Иоанна Снычева". Скольких людей объединил Владыка… Бывает, священники приходят в мирской одежде, проездом или после службы, но никто не уходит, не отслужив панихиду. Недавно приходил бывший офицер, и плакал, и просил. Сказал: "Владыка Иоанн перевернул мою жизнь".

У одной женщины из Павловска муж пролежал в больнице Боткина полгода. И не выздоравливал, и не умирал. Она ходила сюда каждую неделю, брала земельку, молилась, плакала. Потом появилась радостная: "Выписывают". Муж живет и здравствует. Здесь происходят исцеления.

Сама я много раз убеждалась в действенной помощи Владыки и понимаю, что по гроб жизни обязана ставить на его могилке свечи и возжигать лампады. Несмотря на все невзгоды, в дни памяти Владыки Иоанна на душе у нас праздник. Это молитвенник, наш ходатай пред Богом. Не сомневаюсь, что со временем, когда Господу будет угодно, его прославят в лике святых.

р. Б. Анна [6]



[1] Из дневников митрополита Мануила (Лемешевского) «Божий виноградник»
[2] «Православный Санкт-Петербург» №10 (165), октябрь 2005 года
[3] «Православный Санкт-Петербург» №10 (165), октябрь 2005 года
[4] «Православный Санкт-Петербург» 10 (114), октябрь 2001 года
[5] «Православный Санкт-Петербург» №10 (153), октябрь 2004 года
[6] «Православный Санкт-Петербург» 10 (114), октябрь 2001 года

02 / 11 / 2005





Смотри также:

    Встреча с Православием 

    Код для вставки статьи на сайт / в блог

    Посмотреть, как это будет выглядеть в браузере
    Памяти владыки Иоанна (Снычева)Памяти владыки Иоанна (Снычева)День и ночь идут люди поклониться могилке Владыки Иоанна. Из Самары едут, из Владимира, Москвы, Уренгоя, Воркуты, Магадана. Книги оказывают огромное влияние, они всех сюда приводят. Недавно приезжали паломники киприоты. Спрашиваю одного монаха: "Откуда вы знаете Владыку?" На ломаном русском он отвечает: "Столп. До неба". Этим все сказано. Несмотря на все невзгоды, в дни памяти Владыки Иоанна на душе у нас праздник. Это молитвенник, наш ходатай пред Богом.
     версия для печати


    Также в этом разделе:

    Свято-Ольгинская община сестер просвещения и женская диакония в России рубежа XIX-XX веков. Часть 2

    Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 5

    Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 4

    Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 3

    К истории православного движения в закарпатском селе Иза

    Письмо с фронта

    Исторические предпосылки и причины православного движения в Закарпатье на рубеже XIX–XX веков

    «Изволися Духу Святому и нам». Часть 2

    «Изволися Духу Святому и нам». Часть 1

    Албанский геноцид сербов в XX веке: свидетельства церковных архивов

    Михаил Керулларий – патриарх Константинопольский. Часть 2

    Михаил Керулларий – патриарх Константинопольский. Часть 1

    Трансляция в формате RSS 2.0