|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
Гость сайта
|
|||||||
Жить на Земле, как потом на НебеБеседа с режиссером Сергеем Карандашовым
До переезда в Санкт-Петербург Сергей Карандашов на родине, в Челябинске, сторожил склад, работал на тракторном заводе и в кукольном театре. Затем изучал искусствоведение в Русском христианском гуманитарном институте. Все это время не выпускал из рук камеру – его 16-миллиметровки неизменно побеждали на фестивалях любительского кино. Друзья рассказывают легенду: Карандашов уверяет, что, приехав в Ленинград в 1989 году, буквально на вокзале он встретил Алексея Германа и сообщил тому, что приехал учиться у него. Так это или нет – неважно. Но то, что он стажировался у Германа на съемках фильма «Хрусталев, машину!» – правда. Прежде чем дебютировать в игровом кино, Сергей Карандашов заявил о себе серией документальных картин о людях, томимых духовной жаждой. О тех, кто ищет ее утоления. «Меня интересует человек в состоянии поиска, задумавшийся над смыслом своего бытия», – говорит режиссер в интервью. – Сергей, расскажите о своей работе «НебоЗемля». Что взято за основу этого фильма? – Фильм изначально задумывался и снимался как документальный, в нем нет ни одного постановочного кадра. Мы с друзьями решили пойти на Великорецкий крестный ход и сделать об этом фильм. Этому крестному ходу уже более 600 лет. Обретение Великорецкой иконы святителя Николая произошло в 1383 году, когда крестьянин деревни Крутицы Агалаков обнаружил явленный образ на берегу реки Великой. Вскоре от иконы начались исцеления и чудотворения, слава об этом разнеслась по всей вятской земле. Около 1400 года жители Хлынова – столицы Вятского края – упросили отпустить образ Николы Чудотворца в Хлынов, обещав ежегодно приносить его на место явления. Так и образовался этот крестный ход с чудотворной иконой. В годы советской власти, когда крестные ходы были запрещены, паломники, следуя древней традиции, продолжали ходить на место явления чудотворной иконы. Хранителем древней святыни был Троицкий кафедральный собор в Вятке, но в 1935 году его взорвали, а икона бесследно исчезла. Паломничество на реку Великую жестоко преследовалось, было принято специальное постановление о его запрещении.
Можно сказать, что история Великорецкого крестного хода проходит красной нитью через всю духовную культуру вятской земли. Сегодня Великорецкий крестный ход остается самым продолжительным в православном мире и одним из самых многолюдных в России. Но в наш замысел не входила задача рассказать об этом крестном ходе – это уже сделали другие, лучше нас знающие материал люди. Мы хотели понаблюдать за нашими героями. – И что же вы увидели? – По собственному опыту мы уже знали, что те проблемы, вопросы, противоречия, которые живут в человеке, во время крестного хода только еще сильнее проявляются и обостряются. Преодолеваются немалые физические трудности: ранним утром взвалить на плечи тяжелый рюкзак и пройти за день примерно 50 километров по сложнопересеченной местности. При этом каждый человек совершает еще и важную духовную работу над собой. Он, как в прицеле, находится между духовным и житейским, небесным и земным, между бытом и «бытием» в самом себе. Если вы хоть раз задумывались: «А зачем я, собственно, живу?» – замысел нашего фильма вам будет понятен. Наверное, отсюда родилось и название фильма. А что касается наших героев, какова была цель у каждого из них в этом крестном ходу, то это вопрос сокровенный. Мы старались не лезть к ним в душу, а просто шли, наблюдали, сопереживали, находясь рядом с ними. И надеемся, что, посмотрев фильм, каждый зритель сможет почувствовать то, что почувствовали мы, и сделать из этого свои выводы. – Говорят, что в кино пытаешься реализовать частицы своего подсознания, это так? – Мой учитель Алексей Герман усиленно прививал мне методы глубокого погружения в ту действительность, которую ты пытаешься воспроизвести. Сегодня меня интересует образ не просто скитальца, но человека в состоянии поиска. Все мы в какой-то момент можем упереться в тупик. С любым может случиться подобное: умирает знакомый, попадаешь в катастрофу, и провидение начинает подталкивать человека на разные мысли. Что дальше? Зачем это все? Я столкнулся с этими вещами достаточно серьезно. И, как мне кажется, снимая такое кино, я вкладываю в него частичку себя, свою душу.
– В такой стране, как Россия, с ее богатой историей, где растет процент воцерковленных людей, давно бы пора возникнуть особому сорту кино – кино православному. Это могло бы стать одной из заметных ветвей национального кинематографа. Снимают же в Польше или во Франции игровые картины, в которых ощутима пульсация католической мысли, даже косвенно. Но, к сожалению, мы не готовы развиваться в этом направлении. Не многим людям это надо, потому что каждый день с экранов телевизора мы видим насилие, смерть и тому подобное. Люди хотят в большей своей массе развлекаться. О душе они думают в последнюю очередь. И продюсеры, да и режиссеры просто не найдут аудиторию, которая бы смотрела такие картины. Но мы не сдаемся. – Над чем вы сейчас работаете? Будет ли следующая картина связана с Православием? – Со сценаристом Маргаритой Смирновой мы работаем над сценарием игрового фильма, в котором будет затронута тема православных юродивых, живших на Руси, в частности, мы коснемся истории блаженной Ксении Петербургской. Фильм Сергея Карандашова «НебоЗемля» отмечен на IV Севастопольском международном кинофестивале специальным дипломом, учрежденным центром «Русичи», – «За верность православной традиции». 24 / 09 / 2008 Смотри также: |
Также в этом разделе:
Педагогика в пустыни Былой России чекан. Часть 2 Севастополь – Афины Былой России чекан Победит добрейший «В Австралии мы остаемся русскими» «Дело протоиерея Алексия Мальцева продолжается и сегодня» Русский о русских Бизнес и нравственность «Здесь, в России, мы ощутили духовную связь со своими корнями…» «Жить так, чтобы не ранить другого человека» Общинное сознание как основа русской жизни |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |