–ейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 јрхив RSS  арта сайта
ѕравославие.Ru ѕоместные ÷еркви ѕравославный  алендарь English version
ѕравославие.Ru
»нтернет-журнал
ѕ–ј¬ќ—Ћј¬»≈.RU
 

‘едор “ютчев: поэт, дипломат, политический публицист (к 200-летию со дн€ рождени€ ‘.». “ютчева)

‘игура ‘едора »вановича “ютчева - €вление в культурной жизни –оссии важное и особенное, но малоизученное. ѕоэтому его биографи€ еще состоит из загадочных и малоизученных фактов. „еловек высокого духа и мысли, “ютчев, и через двести лет нам интересен, доступен и пон€тен. ќн сегодн€ - наш современник. », несомненно, еще долго будет современником не дл€ одного поколени€ людей живущих на этой планете.

5 декабр€ 2003 года исполнилось 200 лет со дн€ его рождени€ и наш долг вспомнить об этом замечательном поэте, дипломате, философе, публицисте, гражданине и патриоте –оссии.

ќн родилс€ 23 но€бр€/5 декабр€ 1803 года в родовитой двор€нской семье, в селе ќвстуг, расположенном у реки ƒесны, сорока верстами выше г. Ѕр€нска, входившего в это врем€ в ќрловскую губернию.

ѕервоначальное образование он получил под руководством —. –аича. ”влека€сь классической поэзией, рано начал писать стихи. ¬ 1821 году окончил отделение словесности ћосковского университета. «атем стал дипломатом, служил в русской миссии в ћюнхене (1822-37) и “урине (1837-39).

 ак Ђрусский выходец из ≈вропыї, “ютчев был св€зан с ней духом и родством (обе его жены происходили из немецких аристократических фамилий). ¬осприимчивость к новейшим достижени€м европейского интеллекта сочетались в нем с исключительной чуткостью к судьбе –оссии. ѕосле отставки поэта с дипломатической службы и возвращени€ поэта из ≈вропы(1848), его слав€нофильские симпатии усиливаютс€. ѕри этом, обраща€ свое пристальное внимание к –оссии, русский мыслитель прежде всего стремитс€ показать, что –осси€ не противостоит христианскому «ападу, а €вл€етс€ ее Ђзаконной сестройї, правда живущей Ђсвоей собственной, органичной самобытной жизньюї.

¬ своей дипломатической де€тельности поэт активно служил интересам –оссии, в то же самое врем€ критику€ вредоносный дл€ интересов страны курс министра  .¬. Ќессельроде.  роме этого, он раскрывает вредную политику иезуитов и папства в судьбах народов ≈вропы и мира. ¬ своих депешах и записке царю, он призывает его к тому, чтобы внешн€€ политика страны соответствовала интересам –оссии и успешно бы противосто€ла экспансии со стороны «апада (в том числе и –имской церкви). “акже в своих дипломатических депешах “ютчев критикует суть тогда еще молодого государства - —Ўј.

¬ 1839 году дипломатическа€ де€тельность “ютчева внезапно прервалась, но до 1844 года он продолжал жить за границей. ќднако, в августе 1843 года опальный “ютчев по делам прибыл в ѕетербург. ј уже 7 сент€бр€ знакома€ “ютчева јмали€  рюденер в своем петербургском поместии устраивает ему встречу со всесильным начальником III отделени€ ј.’. Ѕенкендорфом. ћежду ними проходит продуктивна€ многодневна€ беседа (в том числе и в поместье Ѕенкендорфа). »тогом этих встреч стала поддержка всесильного чиновника и цар€ всех инициатив “ютчева в работе по созданию позитивного облика –оссии на «ападе через участие в этой работе крупных зарубежных интеллектуалов и политиков. Ѕолее того, “ютчеву дали добро на самосто€тельное выступление в печати по политическим проблемам взаимоотношений между ≈вропой и –оссией.

ѕодобна€ активность “ютчева не осталась без внимани€. ¬ернувшись в –оссию в 1844 году, он вновь поступил в министерство иностранных дел (1845), где с 1848 года занимал должность старшего цензора. —овсем не печата€ в эти годы стихотворений, “ютчев выступает с публицистическими стать€ми на французском €зыке: Ђѕисьмо к г-ну доктору  ольбуї (1844), Ђ«аписка царю (1845), Ђ–осси€ и революци€ї (1849), Ђѕапство и римский вопросї(1850), а также позднее, уже в –оссии написанна€ стать€ Ђќ цензуре в –оссииї (1857). ƒве последние €вл€ютс€ одними из глав задуманного им под впечатлением революционных событий 1848-49 гг., но не завершенного трактата Ђ–осси€ и «ападї.

“ютчев писал свои статьи и незавершенный трактат как до, так и после революций, всколыхнувших ≈вропу - во ‘ранции, √ермании, јвстро-¬енгрии. ¬ них он оценивает ситуацию, сложившуюс€ в ≈вропе как до, так и после отмеченных событий.

Ѕольшой интерес Ќикола€ I вызвала анонимно опубликованна€ “ютчевым брошюра Ђ–осси€ и √ермани€ї (1844). Ёта работа была предоставлена императору, который, как сообщил родител€м “ютчев, Ђнашел в ней все свои мысли и будто бы поинтересовалс€, кто ее авторї.

ѕоводом дл€ написани€ данной статьи послужила книга маркиза ј. де  юстина Ђ–осси€ в 1839 годуї. Ёта книга французского путешественника стала впоследствии синонимом непри€зненных и недостоверных отношений к –оссии. “ютчев в отличии от неумелых -близких к официозу - критиков  юстина не стал вести полемику с автором, вз€вшихс€ судить о –оссии, черпа€ информацию о ней из придворных анекдотов и из окна своей кареты. ќн поступил иначе, написав по-французски письмо √уставу  ольбу, редактору вли€тельного немецкого издани€.

√лавной целью “ютчева не было разоблачение множества ошибок  юстина, что походило бы, по его словам, на серьезный разбор водевил€. ѕодоплеку этих настроений, показывает “ютчев, составл€ет отрицание как близости –оссии к ≈вропе, так и ее своеобрази€. ќбосновыва€ свою мысль, “ютчев отмечает в статье следующее: Ђћое письмо не будет заключать в себе апологии –оссии. јпологи€ –оссии... Ѕоже мой! Ёту задачу прин€л на себ€ мастер, до сих пор вполне успешно. »стинный защитник –оссии - это истори€; ею в течении трех столетий неустанно разрешаютс€ в пользу –оссии все испытани€, которым подвергает она свою таинственную судьбуї.

ѕосле этого, у “ютчева вызрел замысел, так и не завершенного трактата Ђ–осси€ и «ападї. Ќаправление этого сочинени€ историософское, а метод изложени€ - сравнительно-исторический, делающий акцент на сопоставлении исторического опыта –оссии, √ермании, ‘ранции, »талии и јвстрии. «ападные страхи по поводу –оссии, показывает “ютчев, проистекает в том числе и от незнани€, поскольку ученые и философы «апада Ђв своих исторических воззрени€хї упускают целую половину европейского мира.

¬ данном трактате “ютчев создает своего рода образ тыс€челетней державы –оссии. »злага€ свое Ђучение об империиї и о характере империи в –оссии, поэт отмечал ее Ђправославный характерї. ќсобенностью использовани€ ‘.». “ютчевым теории мировых монархий €вл€етс€ разделение –имской и ¬осточной ( онстантинопольской) империи.

¬ этом самом трактате “ютчев говорил о том, что –осси€ освободивша€ 30 лет назад ≈вропу от наполеоновского господства, подвергаетс€ ныне посто€нным враждебным нападкам европейской печати. ¬ результате, пишет “ютчев, ту державу, которую Ђпоколени€ 1813 года приветствовало с благородным восторгом... удалось с помощью припева, (..) почти удалось, говорю €, эту же самую державу преобразовать в чудовище дл€ большинства людей нашего времениї.

¬о второй статье Ђ–осси€ и революци€ї “ютчевым была проведена мысль, что в Ђсовременном миреї как бы существуют только две силы: революционна€ ≈вропа и консервативна€ –осси€. “ут же излагалась и известна€ утопи€ “ютчева - иде€ создани€ слав€нско - православной державы под эгидой –оссии.

¬ этой статье “ютчев, анализиру€ противоречи€ революции как таковой, подвергает ее резкому осуждению за то, что она не гнушаетс€ присвоением себе некоторых важных положений христианства, как это было, например во времена французской революции, провозгласившей на своих знаменах идеи братства. ¬ этом плане, сама революци€ Ђзамен€ет эти чувства духом гордости и вознесени€ человеческого я во им€ его автономии и превосходстваї. Ѕолее того, далее “ютчев отмечает следующее: Ђ«а три последних века историческа€ жизнь «апада, необходимо была непрерывной войной, посто€нным приступом, направленных против тех христианских элементов, входивших в состав старого западного обществаї.

ƒл€ “ютчева революци€ на «ападе началась не в 1789 году и не во времена Ћютера, а гораздо раньше - источники ее св€заны с папством. Ётой теме “ютчев посв€тил свою статью Ђѕапство и римский вопросї (1850), ставша€ своего рода продолжением статьи Ђ–осси€ и –еволюци€ї. —ама иде€ реформации вышла из папства, и из нее же проистекает непрерывна€ революционна€ традици€. —амо папство сделало попытку организовать Ђцарство ’риста как мирское ÷арствої, и западна€ церковь превратилось в Ђучреждениеї, как бы римской колонией в завоеванной земле. Ётот поединок завершаетс€ двойным крушением: ÷ерковь отвергаетс€ в реформации во им€ человеческого Ђяї, и при этом, само государство отрицаетс€ в революции. ќднако, сила традиции становитс€ столь глубокой, что сама революци€ стремитьс€ организоватьс€ в империю - как бы повторить  арла ¬еликого. ќднако этот революционный империализм мог быть только лишь пародией. Ёто своего рода возврат к €зыческому –иму. ѕримером революционной империи служит правление Ќаполеона во ‘ранции.

¬ этих стать€х “ютчев глубоко предчувствовал гр€дущую  рымскую войну, задолго до его реального начала, 29 окт€бр€ 1853 г, когда был обнародован царский манифест. 8 апрел€ 1854 г. “ютчев писал по этому поводу следующее: ЂЌу вот, мы в схватке со всей ≈вропой, соединившейс€ против нас общим союзом. —оюз, впрочем, неверное выражение, насто€щее слово заговор...ї.

“ютчев знал о чем говорил. ѕротив –оссии был осуществлен насто€щий заговор. ‘ранци€ мечтала вз€ть реванш за поражение в 1812 году, јнгли€ и ‘ранци€ при этом преследовали свои интересы. ћинистерство иностранных дел во главе с  .¬. Ќессельроде предоставл€ет неверную информацию императору о реальном положении дел. » “ютчев как никто другой видит главных действующих лиц этого заговора не на «ападе, а в самой –оссии. ¬ этой св€зи о своих коллегах по министерству он отзываетс€ следующим образом: Ђ огда видишь до какой степени, эти люди лишены вс€кой мысли и соображени€, а следовательно и вс€кой инициативы, то невозможно приписывать им хот€ бы малейшего долгого участи€ в чем бы то ни былої.

¬о многом благодар€ “ютчеву, в начале 1856 г. Ќессельроде был наконец, смещен с поста министра. Ќа его место заступил в апреле кн€зь ј.ћ. √орчаков. √орчаков и “ютчев не прерывали дружеских отношений, потому не удивительно, что новый министр сразу же вовлек поэта в круг его живейших политических интересов.

¬ это врем€ поэт, вполне обоснованно считает, что теперь необходимо обратить внимание не только на внешние дела, но и на внутренние. ѕрежде всего он эту мысль внушал ј.ћ. √орчакову, дл€ которого стал ближайшем другом и сподвижником на целых 17 лет. » √орчаков действительно рекомендовал јлександру II Ђобратить внимание на внутренние дела и отказатьс€ от активных действий во вне...ї. » царь утвердил курс, в основе которого Ђлежало сосредоточение сил на внутренние развитие страны, использу€ противоречи€ европейских державї. Ќо “ютчеву и этого мало. ≈му нужно формировать широкое общественное мнение. ƒл€ достижени€ этих целей он использует все: деловые совещани€, салонное остроумие и просто задушевные беседы с сильными мира сего. ќн пишет государственным де€тел€м, не обходит своим вниманием придворных дам, а так же родственников и друзей. ќсобую роль в этих планах он отводит творческой интеллигенции, особенно издателей, литераторов и публицистов.

¬ этот период и сама поэзи€ “ютчева подчинена государственным интересам. ќн создает много Ђзарифмованных лозунговї или Ђпублицистических статей в стихахї: Ђ√ус на костреї, Ђ—лав€намї, Ђ—овременноеї, Ђ¬атиканска€ годовщинаї. Ќо среди них есть и гениальные стихотворени€, переросшие свою первоначальную задачу: Ђƒва единстваї, Ђ“ы долго ль будешь за туманом..ї. Ќо насто€щей жемчужиной его творчества стали широко известные его строки, которые во многом характеризуют его умонастроени€: Ђ”мом –оссию не пон€ть...ї.

17 апрел€ 1858г. действительный статский советник “ютчев был назначен ѕредседателем комитета иностранной цензуры. Ќа этом посту, несмотр€ на многочисленные непри€тности и столкновени€ с правительством, “ютчев пробыл 15 лет, вплоть до своей кончины. 30 августа 1865 г. “ютчев был произведен в тайные советники, тем самым достигнув третьей, а фактически и даже второй степени в государственной иерархии. ¬оскресным утром 15 июл€ 1873 года великий русский поэт, философ, государственный де€тель и дипломат ‘.». “ютчев скончалс€ в ÷арском селе. 18 июл€ был похоронен на Ќоводевичьем кладбище в —.- ѕетербурге.

—ергей Ћабанов

16 декабр€ 2003 года





—мотри также:

    јналитикаƒокументы истории
     од дл€ блогов / сайтов
    ѕосмотреть анонс
    –азместить анонс
    ƒобавить ссылку
    ѕечать
    ¬ерси€ дл€ печати
    RSS
    RSS-потоки портала ѕравославие.Ru
    ‘едор “ютчев: поэт, дипломат, политический публицист (к 200-летию со дн€ рождени€ ‘.». “ютчева)—ергей Ћабанов‘едор “ютчев: поэт, дипломат, политический публицист (к 200-летию со дн€ рождени€ ‘.». “ютчева)‘игура ‘едора »вановича “ютчева - €вление в культурной жизни –оссии важное и особенное, но малоизученное. ѕоэтому его биографи€ еще состоит из загадочных и малоизученных фактов. „еловек высокого духа и мысли, “ютчев, и через двести лет нам интересен, доступен и пон€тен. ќн сегодн€ - наш современник. », несомненно, еще долго будет современником не дл€ одного поколени€ людей живущих на этой планете.

    ƒругие статьи автора

    ѕолитические идеи ј.—. ѕушкина.   205-летию со дн€ рождени€ поэта
     онечно же, ѕушкин знал многочисленные €звы –оссии, критику€ при этом еЄ многочисленные грехи, кому бы они ни принадлежали (даже и дому –омановых). ќднако, он не терпел Ђбезумныхї и несправедливых нападок на своЄ ќтечество. ѕушкин впервые наметил проблему русофобии, столь блест€ще развитую позднее у “ютчева.
    Ђ¬рем€ слав€нофильствуетї.   200-летию со дн€ рождени€ ј.—. ’ом€кова
    —ама –осси€, как отмечает ’ом€ков, имеет перед «ападом много исконных преимуществ. Ќа еЄ начальной истории Ђне лежит п€тно завоевани€ї, не лежит Ђкрови враждыї, Ђи деды не завещали внукам преданий ненависти мщени€ї. –усска€ же церковь тоже Ђникогда не утрачивала чистоты своей жизни внутренней и не проповедовала дет€м своим уроков не правосуди€ и насили€ї.
    Ѕорец с нигилизмом. (к 180-летию со дн€ рождени€ Ќ.ѕ. √ил€рова-ѕлатонова)
    –усский философ считал гегелевскую систему логическим завершением западноевропейской философии, выбравшей одностороннее, рационалистическое направление в мысли. ¬ целом же, сама по себе греческа€ философи€, по его справедливому мнению, противоречит Ђздравому смыслуї и поэтому оставл€ет человека с двум€ равноправными воззрени€ми на мир: обыденным и отвлечЄнно-теоретическим.
    ‘илософ-почвенник (к 175-летию со дн€ рождени€ Ќ.Ќ. —трахова)
    »м€ русского философа, публициста, литературного критика, одного из €рких основателей почвенничества Ќ.Ќ. —трахова (1828-1896) долгое врем€ было как бы в тени философского и публицистического внимани€. ƒо сих пор не переизданы его основные философские работы, обширна€ политическа€ и литературна€ публицистика, а также обширные воспоминани€ о ‘.ћ. ƒостоевском, переписка с такими де€тел€ми русской культуры как Ќ.я. ƒанилевским, ј.ј. ‘етом, ‘.ћ. ƒостоевским, ј.ј. √ригорьевым, Ћ.Ќ. “олстым.
    ѕоследний слав€нофил (к 180-летию со дн€ рождени€ »вана јксакова)
    »ван јксаков - один из виднейших теоретиков и практиков слав€нофильства. ќсновополагающим принципом его политической теории стала слав€нофильска€ формула Ђ—илу мнени€ - народу, силу власти ÷арю!ї, которую јксаков отстаивал всю свою жизнь.
    ‘еномен российской интеллигенции
    „то такое Ђинтеллигенци€ї? ¬округ этого социального €влени€ за многие годы возникло или было сознательно создано слишком много мифов. ¬ сознании многих интеллигенци€ - это некий Ђпозолоченныйї романтизированный образ, продвинута€ социальна€ группа людей, сломивша€ русскую монархию в XIX веке и совершивша€ не один государственный переворот в стране в веке ’’.
    –озановский ренессанс
    ¬ последние дес€ть лет в общественных кругах усилилс€ интерес к такому оригинальному и парадоксальному русскому философу и писателю конца XIX - начала ’’ века как ¬асилий –озанов. ѕосле того как подобное случилось с его старшим современником и другом по переписке, еще одним великим Ђрусским оригиналомї  онстантином Ћеонтьевым, можно смело говорить о начале возрождени€ русской философии. Ёффект оказалс€ еще более мощным, чем в случае с Ћеонтьевым, ибо уже в течение последних двух лет из печати вышли три полноценных биографии русского мыслител€.
    Ћучшие материалы ѕравослави€.Ru: —емь лет назад"’оть родом он не слав€нин, но был слав€нством всем усвоен"
    »м€ ј.‘. √ильфердинга мало знакомо сегодн€шнему читателю. Ќо именно ему великий русский поэт ‘едор “ютчев посв€тил два стихотворени€, причем последнее - уже на смертном пороге, в 1873 году. Ёто говорит о том, как высоко он ценил √ильфердинга. 15 июл€ исполнилось 130 лет со дн€ рождени€ этого замечательного историка-слависта, фольклориста, дипломата, общественного де€тел€, публициста и оригинального политического мыслител€. Ётому человеку –осси€ навсегда об€зана тем, что он превосходно осуществил запись ценнейших образов русского былинного эпоса, составивших три тома его "ќнежских былин".
    Ћучшие материалы ѕравослави€.Ru: —емь лет назад.‘едор “ютчев: русофоби€ против империи
    »м€ крупнейшего русского поэта ‘едора »вановича “ютчева входит не только в пантеон русской литературы - “ютчев по праву может считатьс€ и значительным политическим мыслителем, классическим "русским империалистом".
    Ћеонтьевский ренессанс
     онстантин Ћеонтьев: философ, эстет, геополитик и монах
    ѕолитическа€ философи€ ¬асили€ –озанова
    ѕолитическа€ философи€ јполлона ћайкова
    "’оть родом он не слав€нин, но был слав€нством всем усвоен"
    —удьбы –оссии в историософии ƒанилевского
    ѕочему на –уси жить т€жело?

    ƒалее...