–ейтинг@Mail.ru јрхив RSS  арта сайта
ѕравославие.Ru ѕоместные ÷еркви ѕравославный  алендарь English version
ѕравославие.Ru
»нтернет-журнал
ѕ–ј¬ќ—Ћј¬»≈.RU
 

”чение »льина о гр€дущей –оссии

»ван »льин
»ван »льин
¬се творчество »льина удивительно цельно и последовательно. ≈го энциклопедичность, обширность и глубина требуют значительного объема дл€ своего освещени€. ќднако одна тема никак не может быть опущена. Ёто тема –оссии. »льин сделал –оссию философским предметом дл€ постижени€ и духовным пон€тием. ≈го Ђ“ри речи о –оссииї Ч это беспримерна€ песнь своей –одине и своему народу. ѕричем »льин исследовал и описывал не только положительные и восхитительные стороны своего предмета, но с горечью отмечал и анализировал недостатки и исторические провалы русского народа и русского государства. ¬ своей статье Ђѕочему сокрушилс€ в –оссии монархический строй?ї он писал:

Ђ¬ –оссии Ч так неожиданно, так быстро, в несколько дней, и притом столь трагически и столь беспомощно, Ч сокрушилс€, отменилс€ и угас монархический строй. –аспалась тыс€челетн€€ твердын€. »счезла государственна€ форма, державно державша€ и строивша€ национальную –оссию. —в€щенна€ основа национального быти€ подверглась разложению, поруганию и злодейскому искоренению. » ƒинасти€ не стала боротьс€ за свой трон. “рон пал, и никто тогда не подн€л и не развернул упавшего знамени; никто не встал под ним открыто, никто не встал за него публично. <Е>  рушение монархии было крушением самой –оссии; отпала тыс€челетн€€ государственна€ форма, но водворилась не "российска€ республика", как о том мечтала революционна€ полуинтеллегенци€ левых партий, а развернулось всероссийское бесчестие, предсказанное ƒостоевским, и оскудение духа; а на этом духовном оскудении, на этом бесчестии и разложении вырос государственный јнчар большевизма, пророчески предвиденный ѕушкиным, Ч больное и противоестественное древо зла, рассылающее по ветру свой €д всему миру на гибель. <Е>  огда созерцаешь эту живую трагедию нашей ƒинастии, то сердце останавливаетс€ и говорить о ней становитс€ трудно. “олько молча, про себ€, вспоминаешь слова ѕисани€: Ђ€ко овча на заклание ведес€ и €ко агнец непорочен пр€мо стригущего его безгласенїЕ ¬се это есть не осуждение и не обвинение; но лишь признание юридической, исторической и религиозной правды.

Ќарод был освобожден от прис€ги и предоставлен на волю своих соблазнителей. ¬ открытую дверь хлынул поток ока€ннейшего в истории напористого соблазна, и те, которые вливали этот соблазн, желали власти над –оссией во что бы то ни стало. ќни готовы были проиграть великую войну, править террором, ограбить всех и истребить прав€щую ƒинастию; не за какую-либо Ђвинуї, а дл€ того, чтобы погасить в стране окончательно вс€кое монархическое правосознание. √р€дуща€ истори€ покажет, удалось им это или нет. ј на нас, на поколении русских людей, скорбью и мукой переживших эту революцию, лежит об€занность спросить себ€, в чем же состоит сущность здорового, крепкого и глубокого монархического правосознани€ и как нам возродить его в –оссииї.

ѕомимо внутренних причин развала русского государственного устройства »льин отмечал и внешние причины и угрозы будущему его очертанию. Ёто он первым предвидел и сформуларовал в своей знаменитой статье Ђ„то сулит миру расчленение –оссииї: ЂЕмирова€ закулиса хоронит единую национальную –оссию. Ќе умно это. Ќе дальновидно. “оропливо в ненависти и безнадежно на века. –осси€ не человеческа€ пыль и не хаос. ќна есть прежде всего великий народ, не промотавший своих сил и не отча€вшийс€ в своем призвании. Ётот народ изголодалс€ по свободному пор€дку, по мирному труду, по собственности и по национальной культуре. Ќе хороните же его преждевременно! ѕридет исторический час, он восстанет из мнимого гроба и потребует назад свои права!ї

—ам »льин верил в силы своего народа и в его будущность. Ђћы научились хоронить нашу национальную св€тыню в недос€гаемости. ћы постигли тайну уход€щего  итежа, столь недоступного врагу и столь близкого нам, неразрушимого и всеосв€щающего; мы научились внимать его сверхчувственному, сокровенному благовесту; в дремучей душевной чаще нашли мы таинственное духовное озеро, вечно огражденное, навеки неисс€кающее Ч боговидческое око русской земли, око откровени€. » от него мы получили наше умудрение; и от него мы повели наше собирание сил и нашу борьбу Ч наше национальное ¬оскресениеЕ » от него мы поведем и впредь наше освобождение и национальное восстановление Ч все равно, какие бы хищники ни завладели бы временно нашей –оссией и какие народы не вторглись бы еще в наши пространстваЕ ¬от откуда наша русска€ способность Ч незримо возрождатьс€ в зримом умирании, да славитс€ в нас ¬оскресение ’ристово! ¬от откуда наше русское умение Ч таить в глубине неисс€каемые, неисчерпаемые духовные силы, силы поддонного  ремл€, укрытого и укрывающего Ђ€ї. ¬от откуда наше русское искусство Ч побеждать отступа€, не гибнуть в огне земных пожаров и не распадатьс€ в вещественной разрухеїЕ

»льин верил в –оссию и объ€снил, Ђпочему мы верим в –оссиюї: Ђ√де бы мы, русские люди, ни жили, в каком бы положении мы ни находились, нас никогда и нигде не покидает скорбь о нашей родине, о –оссии. Ёто естественно и неизбежно: эта скорбь не может и не должна нас покидать. ќна есть про€вление нашей живой любви к родине и нашей веры в нее.

„тобы быть и боротьс€, сто€ть и победить, нам необходимо верить в то, что не исс€кли благие силы русского народа, что не оскудели в нем Ѕожий дары, что по-прежнему, лишь на поверхности омраченное живет в нем его исконное боговоспри€тие, что это омрачение пройдет и духовные силы воскреснут. “е из нас, которые лишатс€ этой веры, утрат€т цель и смысл национальной борьбы и отпадут, как засохшие листь€. ќни перестанут видеть –оссию в Ѕоге и любить ее духом; а это значит, что они ее потер€ют, выйдут из ее духовного лона и перестанут быть русскими.

Ѕыть русским значит не только говорить по-русски. Ќо значит Ч воспринимать –оссию сердцем, видеть любоью ее драгоценную самобытность и ее во всей вселенской истории неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть ƒар Ѕожий, данный самим русским люд€м, и в то же врем€ Ч указание Ѕожье, имеющее оградить –оссию от пос€гательств других народов, и требовать дл€ этого дара Ч свободы и самосто€тельности на земле.

Ѕыть русским значит созерцать –оссию вЅожьем луче, в ее вечной ткани, ее непреход€щей субстанции, и любовью принимать ее, как одну из главных и заветных св€тынь своей личной жизни. Ѕыть русским значит верить в –оссию так, как верили в нее все русские великие люди, все ее гении и ее строители. “олько на этой вере мы сможем утвердить нашу борьбу за нее и нашу победу. ћожет быть и не прав “ютчев, что Ђв –оссию можно только веритьї, Ч ибо ведь и разуму можно многое сказать о –оссии, и сила воображени€ должна увидать ее земное величие и ее духовную красоту, и воле надлежит совершить и утвердить в –оссии многое. Ќо и вера необходима: без веры в –оссию нам и самим не прожить, и ее не возродить.

ѕусть не говор€т нам, что –осси€ не есть предмет дл€ веры, что верить подобает в Ѕога, а не в земные обсто€ни€. –осси€ перед лицом Ѕожьим, в Ѕожьих дарах утвержденна€ и в Ѕожьем луче узренна€ Ч есть именно предмет веры, но не веры слепой и противоразумной, а веры люб€щей, вид€щей и разумом обоснованной.

–осси€, как цепь исторических €влений и образов, есть, конечно, земное обсто€ние, подлежащее научному изучению. Ќо и самое это научное не должно останавливатьс€ на внешней видимости фактов; оно должно проникать в их внутренний смысл, в духовное значение исторических €влений, к тому единому, что составл€ет дух русского народа и сущность –оссии. ћы, русские люди, призваны не только знать историю своего отечества, но и видеть в ней борьбу нашего народа за его самобытный духовный лик.

ћы должны видеть наш народ не только в его м€тущейс€ страстности, но и в его смиренной молитве; не только в его грехах и падени€х, но и в его доброте, в его доблести, в его подвигах; не только в его войнах, но и в сокровенном смысле этих войн. » особенно Ч в том скрытом от постороннего глаза направлении его сердца и воли, которым проникнута вс€ его истори€, весь его молитвенный быт. ћы должны научитьс€ видеть –оссию в Ѕоге Ч ее сердце, ее государственность, ее историю. ћы должны по-новому Ч духовно и религиозно осмыслить всю историю русской культуры.

», когда мы осмыслим ее так, тогда нам откроетс€, что русский народ всю свою жизнь предсто€л Ѕогу, искал, домогалс€ и подвизалс€, что он знал свои страсти и свои грехи, но всегда мерил себ€ Ѕожьими мерилами; что через все его уклонени€ и падени€, несмотр€ на них и вопреки им, душа его всегда молилась и молитва всегда составл€ла живое естество его духа.

¬ерить в –оссию значит видеть и признавать, что душа ее укоренена в Ѕоге и что ее истори€ есть возрастание ее от этих корней.

≈сли мы в это верим, то никакие Ђпровалыї на ее пути, никакие испытани€ ее сил не могут нас страшить. ≈стественна наша неутихающа€ скорбь о ее временном унижении и о мучени€х, переносимых нашим народом; но неестественно уныние или отча€ние.

»так, душа русского народа всегда искала своих корней в Ѕоге и в его земных €влени€х: в правде, праведности и красотеї.

–усскую идею в ее государственно-правовом плане »льин формулировал очень четко и верно:

Ђ–усское право и правоведение должны оберегать себ€ от западного формализма, от самодовлеющей юридической догматики, от правовой беспринципности, от рел€тивизма и сервилизма. –оссии необходимо новое правосознание, национальное по своим корн€м, христиански-православное по своему духу и творчески-содержательное по своей цели. ƒл€ того, чтобы создать такое правосознание, русское сердце должно у видеть духовную свободу, как предметную цель права и государства, и убедитьс€ в том, что в русском человеке надо воспитать свободную личность с достойным характером и предметною волею. –оссии необходим новый государственный строй, в котором свобода раскрыла бы ожесточенные и утомленные сердца, чтобы сердца по-новому прилепились бы к родине и по-новому обратились к национальной власти с уважением и доверием. Ёто открыло бы нам путь к исканию и нахождению новой справедливости и насто€щего русского братства. <Е>

 уда бы мы ни взгл€нули, к какой бы стороне жизни мы ни обратились, Ч к воспитанию или к школе, к семье или к армии, к хоз€йству или к нашей многоплеменности, Ч мы видим всюду одно и то же: –осси€ может быть обновлена и будет обновлена в своем русском национальном строении именно этим духом Ч духом сердечного созерцани€ и предметной свободы. „то такое русское воспитание без сердца и без интуитивного воспри€ти€ детской личности?  ак возможна в –оссии бессердечна€ школа, не воспитывающа€ детей к предметной свободе? ¬озможна ли русска€ семь€ без любви и совестного созерцани€?  уда заведет нас новое рассудочное экономическое доктринерство, по-коммунистически слепое и противоестественное?  ак разрешим мы проблему нашего многоплеменного состава, если не сердцем и не свободою? ј русска€ арми€ никогда не забудет суворовской традиции, утверждавшей, что солдат есть личность, живой очаг веры и патриотизма, духовной свободы и бессмерти€Е

“аков основной смысл формулированной мною русской идеи. ќна не выдумана мною. ≈е возраст есть возраст самой –оссии.

ј если мы обратимс€ к ее религиозному источнику, то мы увидим, что это есть иде€ православного христианства. –осси€ восприн€ла свое национальное задание тыс€чу лет тому назад от христианства: осуществить свою национальную земную культуру, проникнутую христианским духом любви и созерцани€, свободы и предметности. Ётой идее будет верна и гр€дуща€ –осси€ї. » к народу, и к правител€м и власт€м гр€дущей –оссии у »льина очень высокие нравственные требовани€. ƒл€ насто€щего правильного государства у тех и других должна быть глубока€ религиозна€ и нравственна€ мотиваци€:

Ђƒл€ того, чтобы создать это единение, лучшие люди народа (т. е. именно те, которые хот€т и могут служить общей органической солидарности) должны договоритьс€ и согласитьс€ друг с другом, сомкнуть свои р€ды и затем приступить к объединению народа.

≈сли лучшие политики страны этого не сделают, то это дело будет вырвано у них противогосударственными антиполитиками. Ёто значит, что политика требует отбора лучших людей, Ч прозорливых, ответственных, несущих служение, талантливых организаторов, опытных объединителей.  аждое государство призвано к отбору лучших людей. Ќарод, которому такой отбор не удаетс€, идет навстречу смутам и бедстви€м. ѕоэтому все то, что затрудн€ет, фальсифицирует или подрывает политически-предметный отбор лучших людей, Ч вредит государству и губит его: вс€ка€ властолюбива€ конспираци€, вс€кие честолюбиво-партийные интриги, вс€ка€ продажность, вс€кое политическое кумовство, вс€ка€ семейна€ протекци€, вс€кое привлечение государственно-негодных элементов к голосованию, вс€кое укрывательство, вс€кое партийное, племенное и исповедное выдвижение негодных элементовЕ  то желает истинного политического у спеха, тот должен проводить всеми силами предметный отбор лучших людей.

» вот, то, что этот отбор может и должен предложить народу, есть осуществимый оптимум в пределах общей органической солидарности. “ут немедленно возникает р€д вопросов: как осуществл€ть эту цель? какие меры необходимы? какие законы должны быть изданы? и возможно ли немедленно отыскать и осуществить Ђвсеобщую справедливостьї? ¬ ответ на эти вопросы необходимо всегда находить и предлагать наилучший исход из осуществимых.

Ќикогда не следует мечтать о максимуме и ставить себе максимальные задачи: из этого никогда ничего не выйдет, кроме обмана, разочаровани€, ожесточени€ и демагогии. Ќужен не фантастический максимум, а наилучшее из осуществимого (трезвый оптимизм!).

Ёто означает сразу: политика невозможна без идеала; политика должна быть трезво-реальной. Ќельз€ без идеала: он должен осмысливать вс€кое меропри€тие, пронизывать своими лучами и облагораживать вс€кое решение, звать издали, согревать сердца вблизиЕ ѕолитика не должна брести от случа€ к случаю, штопать наличные дыры, осуществл€ть безыдейное и беспринципное торгашество, предаватьс€ легкомысленной близорукости. »стинна€ политика видит €сно свой Ђидеалї и всегда сохран€ет Ђидеалистическийї характер.

» в то же врем€ она должна быть трезво-реальной. ≈е трезвый Ђоптимумї не должен покоитьс€ на иллюзи€х и не смеет превращатьс€ в химеру. Ќо именно сюда ведет полное невежество массы и слепое доктринерство полуобразованных демагогов; и хуже всего бывает, когда такое доктринерство имеет успех у невежественной толпы и когда ему удаетс€ закрепить свою власть системой террораЕ

“резвый и умный Ђоптимумї (наилучша€ возможность! Ќаибольшее из осуществимого!) всегда учитывает все реальные возможности данного народа, данный момент времени, наличные душевные, хоз€йственные, военные и дипломатические услови€. Ётот оптимум должен быть исторически обоснованным, почвенным, зорко рассчитанным, Ч реализуемым. »стинна€ политика Ч сразу идеалистична и реалистична. ќна всегда смотрит вдаль, вперед Ч на дес€тилети€ или даже на столети€; она не занимаетс€ торгашеством по мелочам. » в то же врем€ она всегда ответственна и трезва; и не считаетс€ с утопи€ми и противоестественными химерами. ѕолитика без идеи оказываетс€ мелкой, пошлой и бессильной; она всех утомл€ет и всем надоедает. ѕолитика химеры Ч есть самообман; она растрачивает силы и разочаровывает народ. »стинна€ же политика имеет крупные очертани€, она значительна и благодетельна; и силы ее возрастают от осуществлени€; и в то же врем€ она никого не обманывает, но экономит силы и поощр€ет народное творчество. ≈е судит врем€; и суждение гр€дущих поколений всегда оправдывает ееї.

ƒл€ вз€ти€ этой высокой планки Ђрусскому народу необходимо духовное обновлениеї:

Ђ»так, что же мы предлагаем и что мы будем пожизненно отстаивать?

ѕрежде всего мы не верим и не поверим ни в какую Ђвнешнюю реформуї, котора€ могла бы спасти нас сама по себе, независимо от внутреннего, душевно-духовного изменени€ человека. Ќет такой Ђизбирательной системыї, нет такого государственного устройства, нет такого церковного стро€, нет такого школьного пор€дка, которые обещали бы человечеству, и в частности, в особенности –оссии, обновление и возрождение, независимо от того, что будет созерцать его воображение и каков будет внутренний уклад его мысли и настроений и каковы будут дела его жизниЕ Ќевозможно, чтобы др€нные люди со злою волею обновили и усовершенствовали общественную жизнь. ∆адный пустит в ход все средства; продажный все продаст; человек, в коем Ѕога нет, превратит всю жизнь в тайное и €вное преступление. ¬нешнее само по себе не обеспечивает человеку ни духовности, ни духовного спасени€; никакой государственный строй не сообщит человеку ни любви, ни доброты, ни чувства ответственности, ни честности, ни благородства. »стинное обновление идет не от внешнего внутрь, не от формы к содержанию, не от видимости Ч к существу, а обратно. » странно, даже страшно доказывать это через 2000 лет после –ождества ’ристова- странно потому, что люди, по-видимому, прошли мимо ’ристианства, страшно потому, что мы не видим, чем и как восстановить и утвердить неприн€тое откровение.

¬се великое и св€щенное идет изнутри Ч от сердечного созерцани€-из глубины Ч от постигающей и приемлющей любви; из таинственной духовности инстинкта; от воспламенившейс€ воли; от узревшего разума; от очистившегос€ воображени€. ≈сли внутри смутно, нечисто, злобно, жадно, скверно, то не поможет никака€ внешн€€ форма, никакой запрет, никака€ угроза, никакое Ђизбирательное правої, особенно всеобщее, равное и пр€мое. «наем: не наше дело учить другие народы. ќни сами тыс€челети€ми делали свою историю; сами уродовали свой духовный акт, содейству€ его оскудению и формализации; они сами дошли ныне до духовной пустоты, до духовно-бессмысленной техники и самодовлеющего спорта, до так называемого Ђмодернизмаї, в коем зло выдаетс€ за главное, а добро презираетс€ как ненужна€ сентиментальность; они сами стали жертвою пустой формы Ч в науке, в политике, в искусстве, в культе машины и во всем прочем. Ќе нам их учить, не нам их исправл€ть. ƒа и самодовольство их сделало бы все наши попытки смешнымиї.

¬озрождение –оссии зависит, вообще говор€, от каждого из нас: Ђ огда русские патриоты говор€т о возрождении –оссии, то они представл€ют себе обычно восстановление достойной государственной формы, возобновление осмысленного хоз€йства, основанного на частной собственности, и возрождение свободной русской культуры.  ажетс€, что вот, рухнет тоталитарный режим, прекратитс€ вмешательство коммунистического государства во все сферы человеческой жизни, возродитс€ вольна€, творческа€ инициатива Ч и –осси€ встанет, как долго спавший богатырьЕ ћы совершенно не сомневаемс€ в том, что все указанное необходимо и что оно будет полезно и значительно, но посто€нно с грустью думаем о том, что всего этого мало; что есть еще нечто, значительнейшее и глубочайшее, такое, что здесь не упом€нуто, но что составл€ет самое естество человеческого быти€: это личные качества и т€готени€ человека; это то, как он поведет себ€ в личной жизни; и еще глубже: это его вера, его совесть и верность; это его характер; это то, что он способен совершить в общественной жизни и чего не может не сделать. —ловом, дело совсем не сводитс€ к внешнему пор€дку, строю и Ђуспехуї жизни, но к внутреннему укладу, строю и характеру человека. ѕри внешнем приличии, пор€дке и свободе общественной жизни человек может растить в себе безбожного, бессовестного и бесстыдного предател€, продажного пролазу, напутанного и трепещущего подхалима, Ч словом, жалкое и жалости достойное существо, на котором ни государства, ни тем более великой и славной духовной культуры не построишь. „ем больше порочности будет гнездитьс€ за ширмами парламента и всех учреждений, тем ближе государство будет к смуте и разрухе, тем непосильнее будут ему исторические испытани€. » если этой продажности и порочности будет много, если русские люди будут мерить в жизни все личное жадностью, а не предметным достоинством, Ч то как возродим –оссию? „то противопоставим напору внешних сил, стрем€щихс€ насадить коррупцию и разложить наше отечество?

 ак справимс€ с соблазнами озлоблени€, мести, фактического захвата (грабежа), лжи, доноса и, главное, продажности? ј если не справимс€ с этими т€готени€ми и соблазнами, то не возродим –оссию, а предадим ее мировой закулисе и разбазарим ее на мировом рынкеЕ

–осси€ рухнула на наших глазах не потому, что русский человек был силен во зле и злобе, наподобие немцев, а потому, что он был слаб в добре; и в роковой час истории (1917) он не сумел извлечь из своего добродуши€ и утомлени€, из своей улыбчивой, песенной и ленивой души Ч ту энергию воли, ту решимость поступка, то искусство организации, то умение сопротивл€тьс€ злу силою, которых потребовал от него час испытаний. –усский человек оказалс€ слабым в добре и подчинилс€ нерусским люд€м, составл€ющим в стране ничтожное меньшинство (около 50 000 большевиков), но зато оказавшимис€ сильными во зле, сильными бессовестностью и волею к власти, сильными пр€мым и свирепым убийством.

» вот, в истории осуществилось невиданное и неслыханное: злое меньшинство, захватив власть, поставило на колени добродушное большинство народа, с тем чтобы переделать его, сломать ему его моральный хребет, окончательно перемешать ему и его дет€м в душе пон€ти€ добра и зла, чести и бесчести€, права и бесправи€ Ч и приучить его голодом и страхом к безусловной покорностиї.

¬ своих Ђќсновах борьбы за национальную –оссиюї »льин разъ€сн€ет, почему мы должны боротьс€ за ее восстановление, возрождение и процветание:

Ђ–одина не есть то место на земле, где € родилс€, произошел на свет от отца и матери или где € привык жить; но то духовное место, где € родилс€ духом и откуда € исхожу в моем жизненном творчестве. » если € считаю моей родиной –оссию, то это означает, что € по-русски люблю, созерцаю и думаю, по-русски пою и говорю; что € верую в духовные силы русского народа и принимаю его историческую судьбу своим инстинктом и своею волею. ≈го дух мой дух; его судьба мо€ судьба; его страдани€ мое горе; его расцвет мо€ радость. <Е>

ѕомышл€€ о –оссии, мы должны всегда идти не от частей к целому (от людей, сословий, классов к государству), но от целого к част€м, понима€, что государство не только дает права и выгоды, но требует от всех служени€ и жертв. ќдин за всех, все за одного. “олько жертвою и служением восстановим –оссиюї.

ёрий Ћисица, ќльга Ћисица

29 сент€бр€ 2005 года





—мотри также:

    Ќовости»нтернет-журнал√ость сайтаƒокументы истории
     од дл€ блогов / сайтов
    ѕосмотреть анонс
    –азместить анонс
    ƒобавить ссылку
    ѕечать
    ¬ерси€ дл€ печати
    RSS
    RSS-потоки портала ѕравославие.Ru
    ”чение »льина о гр€дущей –оссииёрий Ћисица, ќльга Ћисица”чение »льина о гр€дущей –оссии¬се творчество »льина удивительно цельно и последовательно. ≈го энциклопедичность, обширность и глубина требуют значительного объема дл€ своего освещени€. ќднако одна тема никак не может быть опущена. Ёто тема –оссии. »льин сделал –оссию философским предметом дл€ постижени€ и духовным пон€тием. ≈го Ђ“ри речи о –оссииї Ч это беспримерна€ песнь своей –одине и своему народу. ѕричем »льин исследовал и описывал не только положительные и восхитительные стороны своего предмета, но с горечью отмечал и анализировал недостатки и исторические провалы русского народа и русского государства.

    ƒругие статьи автора

    «начение творчества великого философа-патриота ». ј. »льина дл€ –оссии
    “ворческое наследие »льина огромно и хорошо сохранилось, это более 40 книг и брошюр, более 600 статей, более 100 лекций, огромное количество писем, часть незаконченных работ, стихотворени€, поэмы, шуточные поэтические и прозаические опусы, воспоминани€, документы, наход€щиес€ в многочисленных архивах разных стран.
    –од »льиных
    ¬ыдающийс€ русский философ, ученый-правовед и государствовед, национальный мыслитель, оратор и публицист »ван јлександрович »льин родилс€ в ћоскве 28 марта по старому стилю 1883 года. ѕо отцовской и материнской лини€м он происходил из двор€нских семей. ≈го прадед »ван »льич »льин служил при »мператоре ѕавле I коллежским советником, 25 апрел€ 1796 года ему был пожалован ƒиплом на двор€нское достоинство.