Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru
Интернет-журнал
ПРАВОСЛАВИЕ.RU
 

Прикосновение к Православию в Польше

По-европейски деловой подход, немногословность и блестящее воплощение задуманного — вот, пожалуй, самые характерные черты выставки «Православие в Польше». Два полу-коридора в нижней церкви Храма Христа Спасителя вместили емкую по содержанию и глобальную по существу экспозицию. Все о Православии в Польше от фотографий до икон, от архитектурных проектов до возрождения уникальных храмов, от именитых иерархов Церкви до простых православных верующих.

 
Андрей Рублев нашего времени?

Говоря «икона», подразумеваем Церковь, говоря «Церковь», вспоминаем икону. Пожалуй, ни одна выставка, посвященная христианским традициям, не сможет обойти вниманием иконопись. Польская православная иконопись требует особого разговора. В первую очередь потому, что все мы знаем Польшу как католическую страну, где латинская Церковь играет важную роль даже в политической жизни государства. Однако и православные традиции в Польше сильны и имеют более чем шестивековую историю.

Иконописная школа в Бельске Подляском представила на выставке 20 работ своих мастеров. Иконы «Не рыдай мене мати», «Положение во гроб», образ св. Ксении Петербургской, св. Георгия лишены так ожидаемого католического налета, влияния. Они в полном смысле этого слова согласны канонам древнего иконописания. Именно древние, и в том числе русские, иконописные традиции возрождаются и сохраняются в школе.

Иначе на этом фоне выглядят репродукции икон Ежи Новосельски — самого знаменитого изографа Польши. Девятнадцатилетним юношей он открыл для себя иконопись в монастыре св. Иоанна Крестителя во Львове. Там он был послушником иконописцем. Этот опыт Новосельски вспоминает и по сей день, говоря: «Все, что я на протяжении жизни реализовывал в живописи, было... определено моим первым столкновением с иконами во львовском музее. Настроило оно меня, похоже, на всю жизнь». После войны он учился в Краковской академии искусств, но закончил ее чуть не через двадцать лет после поступления. И все эти годы принимал активное участие в культурной жизни Кракова. Он попробовал себя, пожалуй, во всех стилях живописи — от абстракционистских композиций со звучными названиями: «Зима в России» или «Битва за Адис-Абебу», до портретов и сюжетных полотен.

Критики брались сравнивать его с Модильяни. Но согласились во мнении, что своим исключительным языком художественного выражения Новосельски обязан скорее византийскому искусству, «в котором сидит по самые уши». Сам Новосельски не только не скрывает любви к традициям византийского иконописания, но, похоже, именно в иконописи художник нашел и сумел выразить себя полностью. Его безупречная, четкая и сдержанная манера письма стилистически оправдана. Чуть более положенного вытянутые фигуры, удлиненные лица, дышащее воздухом пространство, склонность к абстракции, к лаконичности — почерк, который Новосильски вырабатывал в течение многих десятилетий работы над живописными полотнами, стенописью, иконами, полихромными композициями.

Посетители выставки «Православие в Польше» смогут полюбоваться фотографиями с потрясающими росписями храма в Михайлове на Белосточине, выполненными Ежи Новосильски, и репродукциями его икон.

 
Фотография как отражение

Репродукции и фотографии наиболее доступные и выразительные информационные формы, из которых легко слагается рассказ и рождается выставка. На выставке «Православие в Польше» представлено более 160 фотоснимков самых известных польских фотографов. Это и Гжегож Домбровски, Марек Долецки, Кшиштоф Мишулович, и Пётр Савицки, Виктор Волков, Веслав Мариуш Зелински.

В репортажном тоне их фотографий ничуть не утрачена художественность. То волнение, которое фотографы испытали перед увиденным, опыт общения с православным миром Польши, доходчиво и убедительно перенесен на плоскость снимков. Снимков цветных и черно-белых, сюжетных и пейзажных, печальных и оптимистических. Эти фотографии, заставляющие приостановиться и задуматься, далеко не тени реального мира, напротив, — разные стороны и проявления мира православной Польши. Выставка так и задумывалась кураторами. Целью было показать литургическую и монашескую жизнь, святые места и обыденность, все векторы присутствия Православной Церкви в Польше.

В «Молитве» Кшиштофа Мишуловича, «WOJNOWO» («Пожертвуйте») Томаша Мосцицки показана жизнь монашеская — тяжелая, и при этом освященная радостью бытия и общения с Богом. «Помазание больных елеем в Супрасльском монастыре» Петра Савицки взятое в ракурсе сверху, эмоционально переполнено. Будто слышишь, как звучат мольбы о помощи и раздаются благодарственные песнопения.

В фотографиях «Паломники идут в село Зверки» (родина святого младенца Гавриила), «Покаяние», не возможно не заметить молодежь и детей. Улыбчивых, бодрых детей, для которых и крестный ход, и дальнее паломничество, и литургия, и исповедь есть торжество православия, есть легкое общение в удовольствие и в будущем — самое светлое воспоминание из детства.

Серия фотографий, сделанных в монастыре св. Марии и Марфы на горе в Грабарке, дает представление о самой древней православной святыне Польши. Буквально усеянная и поросшая крестами гора. Паломники, поднимающиеся к храму с крестами в руках (по традиции, каждый пришедший сюда оставляет на горе крест) — большими, малыми, светлыми, темными. Старуха, присевшая в задумчивости, опершись на крест, вереница монахинь в коридоре между стеной храма и стеной крестов — все это и восхищает и пугает кладбищенской прохладой и напоминанием конца.

 
Стеклянные иконостасы

Серебрящиеся купола церкви в Василькове, будто из сказки вышедший Свято-Троицкий собор в Гайнове, или Свято-Духовская церковь в Белостоке (самый большой православный храм Польши) живописуют национальные черты. Внутренние интерьеры храмов, запечатленные на фотографических снимках, озадачивают. Как возможен, например, стеклянный витражный иконостас, витражное паникадило? Витражи Адама Сталоны Добжанского, фотографии которых у москвичей есть возможность увидеть, это далеко не иконы, но по своему выразительному потенциалу они стоят бок о бок с фреской. Витраж «Утоли моя печали» — серия евангельских сюжетов о страдании Спасителя, со словами из акафиста. И текст молитвы здесь как орнамент, в обрамлении которого заключен сюжет за сюжетом: страдание, распятие, снятие со креста. «Благодарственно восписуем Ти Богородице…» — витраж с сюжетами из жизни Девы Марии: Благовещенье, Рождество Христово, бегство Святого семейства в Египет.

Перечислять названия храмов не будем. Пожалуй, важнее сказать, что жизнь православной Польши не стоит на месте. В Польше идет экстенсивный процесс, когда православные приходы увеличиваются за счет молодежи. И надо признать, что здесь православная молодежь более активна, чем в России, даже небольшая выставка в Храме Христа Спасителя может быть тому свидетельством.

О развитии говорит и растущее число православных храмов — вновь построенных. Целый стенд дизайнерских и архитектурных проектов храмов, колоколен известного польского архитектора Ежи Устиновича выглядит логическим завершением экспозиции. То, что делает Устинович — это продолжение развития, следующий шаг. Но шаг этот, несмотря на свою твердость, кажется чересчур техногенным, минимально рукотворным. Кого-то это даже отпугнет своей прогрессивностью. Впрочем, все не так драматично: некогда и стиль Арт Нуво (Art Nouveau) казался заморской диковинкой, а теперь модерн для нас стал эпохой. Архитектура Ежи Устиновича для Польши  — это сегодняшний день.

Дарья Рощеня

11 октября 2005 года





Код для блогов / сайтов
Посмотреть анонс
Разместить анонс
Добавить ссылку
Печать
Версия для печати
RSS
RSS-потоки портала Православие.Ru
Прикосновение к Православию в ПольшеДарья РощеняПрикосновение к Православию в ПольшеПо-европейски деловой подход, немногословность и блестящее воплощение задуманного — вот, пожалуй, самые характерные черты выставки «Православие в Польше». Два полу-коридора в нижней церкви Храма Христа Спасителя вместили емкую по содержанию и глобальную по существу экспозицию. Все о Православии в Польше от фотографий до икон, от архитектурных проектов до возрождения уникальных храмов, от именитых иерархов Церкви до простых православных верующих.

Другие статьи автора

Спасение на байдарках, или Приходская жизнь вне стен храма
Храм святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке — небольшая церковь в самом центре мегаполиса. В воскресный день сюда съезжаются люди со всех концов города. Подавляющее большинство из них — маленькие дети и подростки и люди средних лет. Сейчас все чаще приходится слышать, что молодежь уходит из храма, где ей скучно. Здесь все не так: приход напоминает большую многодетную семью.
Умение удивляться что увидели европейцы на выставке Владимира Ходакова
Показать миру, что у нас медведи по улице не ходят, — такую миссию вольно или невольно выполняет любой выставляющийся на Западе российский художник. Московскому церковному фотографу Владимиру Ходакову в этом смысле есть что показать публике и в России, и на Западе. Он работает в церковных СМИ почти двадцать лет: снимает Патриарха, церковные события, да и просто современную действительность.
Все дышит любовью. Фотопоэзия Юрия Кавера
Мне хочется рассказать о том, как прекрасна земля и на ней человек. В жизни мне в основном попадались хорошие люди, о которых хочу говорить. Но я не снимаю всё и сразу. Поэтому никогда не считаю, что тема закончена. Я нанизываю, нанизываю. На интронизации патриарха Кирилла впервые услышал “Херувимскую” Калинникова. Для меня это был готовый образ очерка.
Рисую, как дышу. Мультипликатор Александр Петров — о фильмах, картинах и жизни
Я называю себя православным, стараюсь воцерковиться, хотя не могу похвастаться глубоким и искренним религиозным чувством. Скорее, в этом отношении я еще ученик. И честно признаюсь, за последние тридцать лет моей учебы я не сильно продвинулся. Однако то, что сказано в Евангелии, и православная традиция понимания Евангелия — это мне близко, дорого, я стараюсь этим жить и этому соответствовать.
Портрет неизвестной провинции
С фотографий с упреком смотрят на зрителя заколоченные окна храмов, свернутые кресты, провалившиеся купола, осыпающиеся и оскверненные нечистоплотными посетителями лики святых на фресках. Руины, одним словом. Но, несмотря на это, интерес к этой умершей, по сути, архитектуре, проявляется, если не сказать нарастает. Появилось несколько журналов, охотно берущих к публикации не только фотографии, но научные статьи о провинциальной архитектуре.
Неизвестная Россия из старообрядческих коллекций
В залах музея представлены не просто предметы старины и национальной культуры, что само по себе немало. Главное, чтобы мы почувствовали, какая дивная духовная сила заключена в памятниках, какой труд и пример добродетели перед нами.
Православие как воздух
Неожиданный поворот в беседе обратил нас с собеседницей к совершенно иной, острой для сегодняшнего дня проблеме. Проблеме нелюбопытства и нашего плохого знакомства с православной культурой. Проистекающего у одних от до сих пор существующей стыдливости за свое Православие, у других — от сомнения в избранном пути. Наконец, мы до сих пор не научились понимать, что Православие — это как воздух. Перекрой доступ кислорода — и жизни нет.
Христианские лики Архыза
Сидя в Москве, удивительно бывает слышать, когда кто-то называет Северный Кавказ раннехристианским центром. Еще меньше вериться в возможность православным совершить паломническую поездку по святым местам, ну скажем Карачаево-Черкесии. Экскурсию по ущельям с водопадами - вероятно. А поклониться лику Христа на скале, затерянной среди горных перевалов? Это уже на грани фантастики.
Шедевры на воде
Неизвестные акварели и графика знаменитых живописцев позапрошлого века выставляются в галерее школы акварели Сергея Андрияки. Продолжается масштабный проект знакомства столичного зрителя с шедеврами из региональных музеев. Вслед за калужской, в Москву приехала коллекция Тульского музея изобразительных искусств.
Художники-реалисты сегодня в авангарде.
Интервью с художником Виктором Маториным

Художник Виктор Маторин, несмотря на молодость, уже довольно известен. Это тем более удивительно, что работает он в непопулярном и очень сложном жанре исторической картины. О том, что представляет собой современное реалистическое искусство, есть ли у него шансы в России и о многом другом Маторин рассказал в интервью Православию.Ru.
Женщина с «Лейкой»
Немцы называли «Тигр» непобедимым и не подпускали к подбитому танку никого. «А бабушке удалось пробраться в нейтральную полосу и сфотографировать танк в деталях, с пробоинами в броне, - с гордостью говорит внук. - Фотоснимок крупным планом вышел в газете: мол, смотрите - вот он непобедимый немецкий «Тигр». Бабушке дали орден Красной Звезды. Она очень его любила. Всегда носила, даже когда от него кусочек откололся».
Пейзажи русской души
Русский пейзаж понять в состоянии человек, связанный с культурой, традицией. Пейзаж - это отражение, типология характерных состояний русской природы. Это напевность, протяжность, лирика и сочетание с эпичностью. Человек после грехопадения очень сильно исказил в себе Божественный образ, а природа осталась неизменной. Много сотен и тысяч лет назад росли эти деревья, текли эти реки. Естество природы, как Божественного творения, неизменно.
Золото московских реалистов
Картинная галерея в Паломническом центре Русской Православной Церкви гостеприимно приняла в своем зале московских художников-реалистов. Под конец рабочей недели в вестибюле бывшего кинотеатра «Литва» собралось неожиданно много живописцев. Они жарко приветствовали друг друга одобрительными возгласами, обнимались, целовались и пели казачьи песни. Открытие выставки «Родная земля» – событие в жизни творческого объединения «Москворечье».
Шедевры из новых поступлений
Музей имени Андрея Рублева держит глухую оборону за толстыми крепостными стенами. И хотя Андроников монастырь расположен в самом центре Москвы, попав сюда, вы окажетесь в совершенно не столичном мире. Если вы намеревались посетить проходящую здесь выставку для галочки, уверяю - не получится. Я возвращалась сюда трижды.
Съедобный экспонат
В помещении Фонда народных художественных промыслов открылась кондитерская выставка «Рождественский пряник». Мощная волна ароматов имбиря и корицы, гвоздики и меда ударяет в голову при входе в небольшой зал музея. Здесь все очень по-новогоднему и по-рождественски: огоньки, елки, деды морозы, снегурки. Из теста и глазури.
Квартирный вопрос по-императорски
Царское Село переехало в Москву. Перебралось на месяц в лучший ампирный особняк столицы - усадьбу Хрущевых-Селезневых - ныне принадлежащий Музею А.С. Пушкина. Оставляю пальто в прихожей. Ноги послушно ныряют в войлочные тапочки. У входа меня встречает с десяток улыбчивых лиц, гостеприимно приглашая пройти.

Далее...