Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru
Интернет-журнал
ПРАВОСЛАВИЕ.RU
 

Есть такая профессия – полковой батюшка

В Свято-Даниловом монастыре обсуждаются проблемы сотрудничества армии и Церкви в ХХI веке.

"Я никогда не скрывала того, что при жизни Жени я, партийный работник со стажем, стыдилась своего верующего сына. Я старалась никому не говорить о его убеждениях, в этом смысле мы жили с Женей в разных мирах… Первые полтора года после смерти Жени дались мне очень нелегко… Душа моя хотела только одного – доброты. И она пришла ко мне через церковных людей».

Это слова Любови Васильевны Родионовой, матери погибшего в Чечне русского солдата, который не снял с себя крест даже под угрозой страшной смерти.

Трагическая участь сына стала для нее дверью в Церковь и началом новой жизни – в вере, для людей. Об этом она рассказывает в книге "Наука побеждать», только что вышедшей в издательстве Данилова монастыря "Даниловский благовестник».

Книга весьма необычная. Среди ее авторов священнослужители и военные, писатели и журналисты. Кроме статей, интервью и очерков здесь же жития святых воинов, краткий солдатский молитвослов, переписка Александра Васильевича Суворова и, наконец, адреса помощи военнослужащим.

Конечно, такая книга очень нужна и полезна всем, кто служит сегодня в наших Вооруженных силах. И потому тираж ее – 15 000 экземпляров – очевидно маловат для такой миссии. Ведь необходим этот сборник не только военным, но и нам – всему обществу. Разговор-то идет о проблемах всеобщих. Вера и патриотизм. Духовная жизнь и защита Отечества. Армия и Церковь. Могут ли отдельно, изолированно друг от друга существовать сегодня эти понятия и институты? Разобраться в этом – значит осознать: кто мы, откуда и куда идем.

В книге много материалов для размышления над этими проблемами – от философских умозаключений и ярких жизненных впечатлений до исторических сведений и поразительной статистики.

Одним из самых актуальных вопросов, который оказывается в центре внимания, это вопрос о военном духовенстве. Этот институт фактически уже существует в российской армии. И в книге множество убедительных примеров успешного участия православных священников в армейской жизни.

"Пастырское попечение о российских военнослужащих осуществляют около 2000 священников Русской Православной Церкви, из них около 950 на постоянной основе», – рассказывает в книге генерал-лейтенант В.Н. Бусловский.

Среди таких священнослужителей немало и тех, кто умело делит с солдатами и офицерами абсолютно все тяготы армейской жизни. Так, иерей Михаил Васильев, заместитель председателя синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами, сам много раз прыгал с парашютом, участвовал вместе с десантниками в непростых командировках в Косово, Боснию, на Северный Кавказ. Об этом он тоже рассказывает в книге.

Польза от полкового священника велика и многообразна. Мировой и дореволюционный отечественный опыт это убедительно подтверждают. А возражения сводятся к мифам о том, что такая практика посеет межнациональную и межконфессиональную рознь, что Православная Церковь стремится утвердить свое монопольное присутствие в армии, будет использовать его исключительно для миссионерства. Все это не выдерживает критики. Множество свидетельств в книге говорят о том, что священник необходим армии, что его там ждут. И это в общих интересах.

Но вот соответствующего официального статуса и соответствующих условий для работы у таких полковых батюшек до сих пор нет. А вопрос крайне назрел.

"Хватит ссылаться на правовые трудности, они мнимые, – говорит один из авторов сборника генерал-майор А.В. Черкасов. – Никаких запретов на введение института военных священников в законодательстве России нет. Ссылки на конституционное положение об отделении Церкви от государства не что иное, как лукавство… Я изучал опыт Польши, Германии, США, других стран Запада. Во многих из них существуют очень жесткие нормы правовых отношений государства с религиозными организациями, но это не мешает священникам различных конфессий официально работать в армии и на флоте. Делается это исходя из интересов национальной безопасности».

Речь не только о безопасности, но и о нравственном здоровье общества, его духовности, а значит – о будущем. Об этом говорится и в самой книге, это звучало и в ходе ее обсуждения, состоявшегося 9 апреля в Свято-Даниловом монастыре.

Так уж получается, что некоторые книжные проекты "Даниловского благовестника» приобретают особую значимость. Так было с предыдущим сборником этой серии – "От сумы и тюрьмы…». Так происходит и сейчас. Книга в этом случае больше, чем просто книга.

На обсуждении нового сборника в обители собрались представители Московской Патриархии, Госдумы, Министерства обороны, Главной военной прокуратуры, общественные деятели, сотрудники СМИ. Разговор шел не столько о самой книге, сколько о проблемах, которые она подняла. Тема встречи была обозначена как "Армия и Церковь в XXI веке». На встрече прозвучало много конструктивного и дельного, что поможет укрепить связи Церкви и армии. А это – к пользе для Отечества и для духовного возрождения нашего народа. Ведь и подзаголовок у новой книги звучит так: "За веру и Отечество».

Валерий Коновалов

9 апреля 2008 года





Код для блогов / сайтов
Посмотреть анонс
Разместить анонс
Добавить ссылку
Печать
Версия для печати
RSS
RSS-потоки портала Православие.Ru
Есть такая профессия – полковой батюшкаВалерий КоноваловЕсть такая профессия – полковой батюшкаПольза от полкового священника велика и многообразна. Мировой и дореволюционный отечественный опыт это убедительно подтверждают. А возражения сводятся к мифам о том, что такая практика посеет межнациональную и межконфессиональную рознь, что Православная Церковь стремится утвердить свое монопольное присутствие в армии… Все это не выдерживает критики. Множество свидетельств говорят о том, что священник необходим армии, что его там ждут.

Другие статьи автора

«Общее дело» подхватили регионы
Одним из первых регионов, включившихся в «Общее дело», так теперь называют движение, стала Воронежская область. О том, как идет эта работа, рассказывают сопредседатель Церковно-общественного совета, наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), губернатор Воронежской области Алексей Гордеев и руководитель воронежского отделения Церковно-общественного совета издатель Александр Лапин.
Возвращение. Заметки из «православной кругосветки»
«Знаете, как фамилия семьи моей мамы? – спрашивает отец Андроник, архидиакон из Сан-Франциско. – Святополк-Мирские. Получается, что мои далекие-далекие дедушка и бабушка – князь Владимир и княгиня Ольга. Значит, живы еще Рюриковичи, понимаете? А просьба моя такая. Когда в Москву вернетесь, передайте, пожалуйста, что я хочу российского гражданства. Еще несколько лет назад даже мысли такой не было. А сейчас – очень хочу!»
Завершилось уникальное кругосветное путешествие по епархиям Русской Зарубежной Церкви
Покинув на несколько недель Россию и перелетая из страны в страну, с континента на континент, мы всякий раз снова оказывались среди русских людей, в наших храмах, на своей земле. Это было путешествие по России, которая живет далеко за границами нашей страны, на небольших островках русского Православия. Еще недавно эти «островитяне» ощущали себя осколками исчезнувшей державы. Теперь они говорят о том, что все изменилось, что они почувствовали – к ним вернулась Россия.
Продолжаем путешествие по епархиям Русской Зарубежной Церкви
Ни протоиерей Петр Перекрестов, ни протоиерей Виктор Потапов, ни многие другие деятели Зарубежной Церкви не меняли своего отношения к России. Изменилась Россия. Другой вопрос, что еще не все за рубежом заметили и поняли эти перемены, так же, как и позицию Московского Патриархата. И тут все в один голос говорят, что предпринятое кругосветное путешествие оказалось бесценно для того, чтобы многие предрассудки оказались отброшены.
Вальс в Бостоне
В Бостоне мы начали за упокой. В том смысле, что первым пунктом в программе нашего пребывания в этом американском городе оказалось заупокойное богослужение в здешнем Богоявленском храме. Впрочем, это обстоятельство вовсе не омрачало встречи, которая состоялась у церковных ворот. Все пространство вокруг храма было заполнено людьми.
«К нам пришла Родина»
Миссионерская суть пребывания делегации Московского Патриархата в Австралии и пребывания здесь вообще Русской Православной Церкви, которая теперь едина, конечно же, самое важное. Но не менее важно восстановление практики молитвенного и человеческого общения русских православных, которые недавно были разделены. Это уже случилось. И ради этого стоило облететь вокруг земного шара.
В русских храмах Канады и Америки
Визит делегации Русской Православной Церкви, в рамках которого проходят выступления хора Сретенского монастыря, по праву можно назвать и миссионерским. Разными средствами в разных формах и на разных площадках во время этого путешествия до множества людей доносится весть о Православии. «После концерта хора мне захотелось пойти и на Богослужение, – говорил канадец Джордж Саттэн. – Ведь если здесь, в светском зале, испытываешь такой подъем духовности, каково же будет в церковных стенах!»
Встречи и молитвы в американских храмах
– То, что происходит у нас сегодня, иначе как чудом назвать не могу, – сказала Елена Герасименко, уже немолодая женщина, которая вместе с матерью пришла встречать Державную икону Божией Матери к храму Богоявления в американском городе Бостоне. Ощущение необычайности происходящего, о чем сказала Елена, было очевидно присуще многим. На лицах и радость, и слезы. Икону встречали с благоговением. Гостей из Москвы – как родных.
«Подмосковные вечера» в штате Нью-Йорк
В объединительных процессах внутри русского Православия наступило совершенно особое время: время ломать психологические барьеры. Формальности совершены. Теперь объединение начинается в душах и сердцах. Людям трудно. И надо им помогать. Многие люди в Свято-Николаевском храме Нью-Йорка признавались, что именно желание поклониться чудотворной иконе и услышать пение знаменитого хора Сретенского монастыря помогло им открыть дверь в храм Московского Патриархата.
Православная кругосветка
Из Москвы в Нью-Йорк отправляется делегация Московского Патриархата, которая везет с собой знаменитую православную святыню – икону Божией Матери «Державная». Это лишь первый пункт в маршруте кругосветного путешествия по епархиям Русской Зарубежной Церкви. В ходе визита будут совершены совместные богослужения в монастырях и храмах США, Канады, Австралии, Швейцарии, Германии, Великобритании и Франции. Более месяца продлится эта программа празднования в русском зарубежье восстановления канонического единства Русской Православной Церкви.
Победить своего дракона
Всезарубежный Собор созывается лишь в четвертый раз за всю историю Зарубежной Церкви, последний был более 30 лет назад. Голос Собора имеет совещательное значение, однако он, наверняка, станет определяющим для последующего Архиерейского Собора, ведь он будет выражать коллективное мнение духовенства и мирян, составляющих всю полноту православного зарубежья. Исторический шанс дается двум частям Русской Церкви, чтобы вновь стать единым целым.