Мудрость целомудрия

Беседа с академиком РАО, доктором психологических наук Виктором Слободчиковым

Сегодня наиболее трудным для родителя является воспитание целомудрия. Ведь даже само это слово выпало из школьного лексикона: мы знаем, что такое половое воспитание, пол, а «целомудрие» — как понятие и как явление — не обозначено для современного подростка. О воспитании целомудренного чувства в детях мы беседуем с академиком РАО, доктором психологических наук Виктором Ивановичем Слободчиковым.

— Виктор Иванович, чтобы приблизиться к правде воспитания целомудрия в ребенке, расскажите в общих чертах, врожденное ли это качество или приобретенное? Где искать основания целомудрия? Целомудрен ли новорожденный ребенок?

— В этом вопросе я бы сознательно хотел уйти от отождествления этого понятия с девственностью. «Целомудрие» человека необходимо рассматривать в широком смысле: гармоничности и иерархичности его в целом. К сожалению, понятное как будто бы всем слово, прямо означающее «цело» и «целостность», в бытовой трактовке рассматривается именно как целостность тела, а разрушение целомудрия воспринимается как утрата невинности. Целомудрие в самом широком понимании было в человеке единственный раз на белом свете — в момент Сотворения Адама: все в нем было совершенно, гармонично, иерархично. В результате грехопадения в человеке сразу же разрушилась гармоничность и
иерархия: каждая инстанция стала бороться за власть, тело фактически оккупировало душу, поставив ее на службу себе, а вместе они начали противостоять духу, блокировать его, навязывая свои смыслы и цели. Хотя современный человек входит в этот мир с заложенной способностью к целомудрию, это качество должно когда‑то проявиться в человеке, по аналогии с фотографическим изображением, проступающим на фотобумаге, и постепенно наращиваться.

Создав мужчину и женщину, Господь сразу создал и дом целомудрия — семью. И если мы говорим о воспитании целомудрия в наши дни, прежде всего надо обратить внимание на то, как устроена наша семья, каков отец и какова мать, в каких отношениях они находятся между собой, к детям, что они детям предлагают и предъявляют? Целомудрие развивается в детях только благодаря примеру родителей, то есть все начинается с нас — это не злобная среда корежит и уничтожает целомудрие в ребенке, а в первую очередь неправильное его воспитание! Целомудрие не записано в генотипе, не «живет» оно и в моральных предписаниях. Никакие поучения, предписания и призывы «будь хорошим, будь воспитанным, будь вежливым, будь таким‑то», как в песне «стань таким, как я хочу», — ничего не дают! Целомудрие — это Божий замысел о человеке и существует в устройстве совместной жизни детей и взрослых. Как взрослые без детей — бессмысленные существа, так ребенок без взрослых — существо невозможное. Потому первая заповедь родителя, первая задача взрослых людей — посмотреть на свое собственное жизнеустройство: правильно ли мы живем. Действия ребенка определяются той объемной картиной мира, которая складывается у него в родительском доме! Следовательно, целомудрие, как внутреннее фундаментальное качество человека, усваивается (заметим, не присваивается!) ребенком через совместное бытие взрослых и детей.

«Живя» между нами, оно становится тем внутренним остовом, той абсолютной ценностью и силой, которая позволяет устоять, защититься подрастающему человеку в любых жизненных ситуациях. Если разрушить эту детско-взрослую общность, то все упования на целомудрие просто бессмысленны, потому что не останется тех самых жизненно необходимых условий.

— Какие угрозы наиболее опасны для целомудрия ребенка?

— Ввиду трехчастности человека удар по целомудрию может прийтись в любое место. Например, телесная чувственность возбуждает у него душевно-духовное, а у кого‑то растление может начаться на душевном уровне — с эмоций, переживаний, картинок и т. д. Известно, что кроме памяти времени существует импринтинг, то есть память-печать, когда картинка из детской жизни отпечатывается в подсознании, а потом всплывает и оказывается провокатором действий человека в дальнейшей его жизни.

Прямая угроза целомудрию — попустительство и безответственность родителей, когда им просто лень думать: все пустяки, «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало»! В воспитании цельного восприятия мира, то есть целомудрия, важна любая мелочь: например, многие современные игрушки направлены на разрушение, на отчуждение и обособление ребенка от семьи. Вместо того чтобы поиграть с ребенком, современная мамаша нередко сует ему игрушку лишь для того, чтобы он отстал от нее: «Ты с ней повозись, а я пока в это время займусь другими важными делами». А ведь через игрушку ребенку открываются грани мира, в который ему предстоит войти и жить!

Поймите, нам необходимо вернуть самим себе исходные смыслы нашего существования, только тогда может состояться осознание того, что воспитание ребенка — это колоссальная ответственность, колоссальное искусство и труд, предполагающие видение перспективы растущего человека: «Я уже сейчас, пока моему только родившемуся ребеночку дня два, должен задуматься о том, что будет с ним в двадцать или тридцать лет».

Сегодня же родителя ставят в условия, когда он должен, знает он или не знает, умеет или не умеет, озаботиться лишь тем, как профессионально подготовить ребенка сначала к школе, затем младшего школьника профессионально подготовить к старшей школе, далее — профессионально подготовить к вузу. Идет тотальная «профессионализация»: родители озабочены, как максимально вооружить ребенка компетенциями — только в этом случае он будет социально более «успешен». О каком целомудрии может идти речь, когда маленького человека форматируют и специализируют под запросы и ожидания извне? Вот чем заменили задачу нормального взращивания жизнеспособного, жизнестойкого, жизнелюбивого, а значит, целомудренного человека — ее свели, в лучшем случае, к медицинскому обиходу! А это нарушение в воспитании, которое я бы сформулировал в виде свое­образного антропологического закона: «Всякая преждевременность: интеллектуальная, физическая, эмоционально-чувственная, — носит растлительный характер».

Психологи развития знают, что сегодняшнее действие аукнется не завтра, даже не послезавтра, а значительно позднее. Этого чутья времени и отсроченности последствий лишен современный родитель. Слово «растление» означает умертвление (от «тления» — умирания), вызывание того, что является молекулой, причиной смерти. То есть преждевременность — не просто разрушение целомудрия, это его умерщвление.

Нынешнее тотальное физическое нецеломудрие, я уж не говорю о нравственном нецеломудрии, стало результатом того самого ускоряющегося процесса всякой преждевременности в воспитании. Его участниками являются и родители, и общество — все должны понимать свою меру ответственности.

Мы не осознаем даже, что поддаемся какому‑то негласному приказу, непреодолимому импульсу: «надо успеть, надо не опоздать». А что это означает? Это означает: забыть про Бога, семью, отца с матерью — всё потом, они никуда не денутся, главное — «туда» не опоздать, главное — «туда» успеть! А на деле оказывается: «туда» успел, а в руках ничего не осталось. Удивляются, например, почему это вдруг девица поехала на кастинг в Москву, а потом не знает, как вернуться в свою собственную деревню к родителям! Да здесь, на кастинге, они «умерли» в ее сознании, хотя физически живы, — между ребенком и родителями пропасть образовалась!

— Если говорить о воспитании целомудрия в мальчиках и девочках, есть ли разница в подходах?

— Без понимания исходной точки, природы мужчины и женщины в замысле Божьем, мы не сможем всерьез разобраться в том, что творится с нами.

Каждый новорожденный приходит в этот мир с задачей осуществления в нем замысла Божия. К огромному сожалению, многие упрощают задачу воспитания целомудрия в детях: «Дайте рецепт, как это сделать». А задача более глобальна: надо воспитывать не абстрактное целомудрие, а мальчика-мужчину-отца и девочку-женщину-жену! Бессмысленно говорить о целомудрии мальчика, если нет воспитания мальчика-мужчины и отца. Бессмысленно говорить о целомудрии девочки, если нет воспитания девочки-женщины, и не просто женщины, а еще и матери. Дело в том, что «мальчик» — это девичья фамилия «мужчины», как «ребенок» — девичья фамилия человека, а «девочка» — девичья фамилия «женщины».

Целомудрие мальчика и целомудрие девочки связаны с воспитанием, культивированием идеальных мужского и женского образов бытия. Воспитание целомудренного мальчика-мужчины означает создание у него правильного понимания жизни, цельного представления о мире. Его целомудрие заключается, прежде всего, в обладании качествами, которые являются средством защиты от соблазнов, нападений и растлительных ситуаций извне, в умении понять и вовремя избежать их. Мужчина — это глава, но не начальник, он одновременно и муж, и отец для своей жены. Глава — это краеугольный камень, строитель семьи. По­этому в воспитании мальчиков надо исходить из той ответственности и тех жизненных задач, которые им предстоит решать.

Приснопамятный протоиерей Борис Ничипоров, православный священник, психолог, педагог, общественный и научный деятель, впервые всерьез рассмотрел этот вопрос с духовной точки зрения, а не с точки зрения только возрастно-половых особенностей мужчины или женщины. До него в лучшем случае описывали поведенческие особенности мальчиков и девочек: например, почему первым присуще играть в машинки, а вторым — в куклы. А что же за этим стоит, что это значит? Мужчина и женщина, тот и другая имеют свою миссию в совместном строительстве семьи — малой Церкви. Построение семьи зиждется на двух столпах: мужчине и женщине, отце и матери, и весь вопрос в том, как эти столпы растут, то есть как из мальчика и девочки вырастить достойных строителей дома целомудрия!

В своей книге «Введение в христианскую психологию» отец Борис воспитание мальчиков называет краеугольным камнем педагогики и говорит: «Какие воспитываются нынче у нас мальчики — от этого будет зависеть вся судьба державы нашей». Важнейшим моментом воспитания целомудрия у мальчика, по его мнению, должно стать воспитание патриотизма, которое означает осознание родной земли как своей, а себя — ответственным за нее, за ее благосостояние, осознание себя в диалоге с живой историей земли, в ряду поколений, населявших эту землю. Это, наконец, формирование готовности, не осуждая, простить ошибки отцам и дедам и искупить их своей жизнью. Последнее можно назвать выпрямлением пути рода (семьи) и народа в целом. Отмечает он еще два основополагающих мужских качества, которые необходимо воспитывать в мальчиках. Это мужество — фундамент характера мальчика, и жертвенность — вершина его духовного облика.

И далее он перечисляет важные нравственные качества, психологические способности, которые, на его взгляд, актуальны для воспитания сегодняшних мальчиков: понятие о грехе, опыт покаяния в Боге; опыт благодати, радости и покоя после искренней молитвы, близость с природой, жертвенность, чувство стыда и жалости, терпимость к любой другой позиции на фоне спокойного и глубокого осознания своей — и все это должно быть развернуто, по его мнению, во времени, опытно. Отец Борис особенно подчеркивает, что отсутствие духовного воспитания рождает в детях праздность души. «Праздность, пустота, невостребованность души возникает даже и при формальной загруженности детей в различных школах, секциях и кружках. Но свято место никогда не бывает пусто. Чисто энергетически душа ребенка постепенно заполняется энергиями, имеющими безблагодатную, а часто и откровенно демоническую природу. С этим связаны излишняя мечтательность и романтизм, сопряженные нередко с частичной потерей чувства реальности. Глубина депрессивности у многих сегодняшних детей все чаще сочетается с суицидальными тенденциями. Он говорит, что причиной тому являются отсутствие мужества и праздность, отмечая, что у современных мальчиков и девочек есть общий нравственный порок — это праздность души, а механическая занятость в кружках и секциях лишь отчасти решает проблему этой пустоты души.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Идеал целомудрия и современность Идеал целомудрия и современность
Америка уже давно отказалась от секспросвета
Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий
Во время Великого Поста, когда Церковь предписывает своим чадам более глубокое рассуждение о собственных страстях и путях преодоления зависимости от них. Руководство Просветительского отдела Ташкентской и Узбекистанской епархии обратилось к главе Среднеазиатского митрополичьего округа, митрополиту Ташкентскому и Узбекистанскому Викентию с просьбой дать свои комментарии по одной из наиболее актуальных проблем современного христианского сознания и христианской жизни – целомудрия.
О целомудрии и внебрачном сожительстве О целомудрии и внебрачном сожительстве
Семейная жизнь в вопросах и ответах
Священник Павел Гумеров
Человек, разрешая себе связи до брака, нарушает свою духовную природу и очень ослабляет волю, открывает ворота греху: он уже дал слабину, и ему очень трудно противостоять соблазнам. Не научившись воздержанию до брака, он и в браке не будет воздержан, не изменится чудесным образом.
Должен ли мужчина хранить целомудрие до брака? Должен ли мужчина хранить целомудрие до брака?
иеромонах Иов (Гумеров)
Доброго Вам дня! У меня вопрос по поводу целомудрия. Про то, что девушка должна хранить его до брака, все понятно, а должен ли мужчина до женитьбы тоже быть целомудренным? И являются ли женский и мужской физический блуд равными в глазах Бога? Большое спасибо за ответ.
Комментарии
Татьяна Нариманидзе 1 июля 2016, 00:08
Спасибо
Григорий Православный21 июня 2016, 08:49
Спасибо! Статья нужная, полезная.
Наташа28 июня 2013, 17:33
Наталье:
О воспитании мальчиков без активного участия отца есть глава в книге Шишовой "Чтобы ребенок не был трудным".Советую и всю книгу почитать,там много полезного о воспитании детей.
N-a24 июня 2013, 17:11
«Всякая преждевременность: интеллектуальная, физическая, эмоционально-чувственная, — носит растлительный характер».

Как хорошо сказано! Прям по Курпатову.
Печально, но сейчас почти все общество нездорово, и дальнейшие поколения выживают, как могут... в том числе, чисто психологически.
Хорошая статья (за исключением момента, который указала Наталья, - жестковато получается. И не совсем верно, учитывая писание).
Елена22 июня 2013, 18:07
Наталья:
"...взрослые без детей — бессмысленные существа..."
Насколько же безапелляционное высказывание от доктора ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ наук...

Знаете, меня это тоже в первый момент укололо, а потом я подумала: а зачем это понимать с точки зрения бездетности? Посмотрите шире - скорее речь идет о том, что большие и маленькие люди в мире должны обязательно существовать вместе - замечая друг друга, любя друг друга вне зависимости от кровных связей. Вот тот взрослый, который сосредоточен исключительно на себе, кого не трогают детские проблемы, действительно - бессмысленное существо...
А материал этот все-таки надо судить по законам жанра - интервью - не авторская статья.
Татьяна22 июня 2013, 13:50
Целые общества и культуры объявляются больными и ненормальными с точки зрения некого "ученого", естественно не принадлежащего к данной культуре? А Полани? С его стремлением "раскрыть сокровенные тайны современного научного мировоззрения" и "различием между вероятностным суждением... и вероятностью суждения или степенью убежденности" (напоминает обвинения в шпионаже - главное убежденность вероятностного суждения и доверие со стороны "слушателей" - а такие найдутся)? Одной бабе привиделась вероятность - и выдают её за факт (в Израиле хорошие врачи и прекрасные клиники)? может быть все-таки есть зерно истины в теориях - преодоление непогрешимости "гуру" и его "двора"? Спаси Бог. Спаси Бог.
Татьяна22 июня 2013, 13:50
НЕ совсем понятно: одно из расхождений Фрейда и Юнга состоит в том, что Юнг не выводил все из сексуального? Это вызвало агрессивное неприятие "двора" Фрейда? Это можно рассматривать как сопротивление при психоанализе? Действительно, сложно найти пару в диаспоре, где все становятся родственниками? А ехать за невестой в неизвестные страны и работать там годами за невесту на ее отца - не каждому хочется - лучше сразу начальником или хотя бы высокоинтеллектуальным научным сотрудником института - работа не пыльная иногда близкая к политической власти и бюджету - возможность расширить диаспору? Интересен факт шантажа фрейдистами семьи Юнга? Т.е. подоплека стара как мир - меркантильные интересы? Кто-то сказал, что человек больной и ненормальный и ему надо лечиться, кто этому поверит? Есть такие люди? Человек сопротивляется и говорит, что голова или рука у него не болит - а ему отвечают - это болезненный комплекс и руку или голову срочно надо лечить и не бесплатно? Спаси Бог.
Татьяна 22 июня 2013, 02:17
Научить целомудрию нужно ребенка уже с детского сада.. Родители не могут сейчас дать детям то, что потеряно в течении 20-30 лет. Если сейчас не будет начато воспитание с детского сада, мы потеряем еще несколько покалений детей . Общество зашло в тупик ,уже нет норм правильного поведения в обществе. Утеряна мораль.. Дети не знают почему нужно сохранять целомудрие... Что такое телегония... Дети рождаются с пороками развития Ц.Н.С., ..Уродствами.,. И складывается такое впечатление, что всем просто всеравно куда катится общество...
ирина20 июня 2013, 01:04
Спасибо! Всегда актуальная тема.
Наталья19 июня 2013, 01:18
Спасибо большое за статью! Это действительно очень важно для родителей. Хотелось бы услышать, как воспитывать мальчика одинокой маме или в той ситуации, когда общение ребенка с отцом сводится к минимуму. К сожалению, такая ситуация сложилась у многих в наше время.
Иван Х.19 июня 2013, 00:17
Чувствуется глубокая мудрость автора с одной стороны и простота всякой истины с другой.
Как с великим прискорбием писал святитель Игнатий, мы дошли до таких глубин греха, что простейшие, естественные истины в нас нужно вкладывать через огромный ежедневный труд.
Большое спасибо за очередное напоминание о главном!
З. Ы.
Ещё и ещё раз радуюсь за классическую отечественную школу психологии и психиатрии, которую совершенно несправедливо не хотят изучать не только в мире, но и у нас.
Наталья18 июня 2013, 13:09
"...взрослые без детей — бессмысленные существа..."
Насколько же безапелляционное высказывание от доктора ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ наук...
Сергей М.17 июня 2013, 21:34
Наиболее близко к современной трактовке определяет целомудрие словарь Даля:
«Целомудренный — сохранивший себя в девственной (юность чистая до брака) и в брачной чистоте, непорочный, ведущий жизнь в браке чисто, непорочно».
В христианской религиозной традиции целомудрие понимается в значении воздержания от незаконных сексуальных действий и помыслов, а также вообще как скромность в отношениях в широком смысле: во взглядах, речи, одежде.
Святитель Игнатий Брянчанинов объясняет понятие целомудрия следующим образом:
«Целомудрие — уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания. Скромность. Отказ от помышлений и мечтаний блудных. Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия — ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия — чистота, зрящая Бога».
Формы целомудрия. Святой Амвросий Медиоланский говорит о трёх формах целомудрия:
«Существуют три формы добродетели целомудрия: целомудрие супругов, целомудрие вдовства и целомудрие девственности. Мы не восхваляем одни из них, исключая другие. В этом — богатство церковной дисциплины».
Катехизис католической церкви утверждает призвание к целомудрию всех верующих, но одних — в посвящении монашеской жизни, других — в семейной или безбрачной жизни в миру.
Алексей17 июня 2013, 20:55
Спасибо за статью.
По скромному разумению моему, статья читалась бы лучше, если бы в ней не было обобщений типа "Нынешнее тотальное физическое нецеломудрие, я уж не говорю о нравственном нецеломудрии, стало результатом того самого ускоряющегося процесса всякой преждевременности в воспитании".
А ведь даже в статье (не говоря уж о Писании) отмечено, что целомудрие разрушено прародителями нашими.

или "Целомудрие развивается в детях только благодаря примеру родителей, то есть все начинается с нас — это не злобная среда корежит и уничтожает целомудрие в ребенке, а в первую очередь неправильное его воспитание!"
Простите, ради Бога, я на минуту подумал, что Целомудрие может развиться у любого ребенка, любого человека по промыслу Божьему.

Стиль нагнетания проблем, и слабая логика, при этом тусклое обозначение выхода, решения проблем может ввести в соблазн уныния и (или) оттолкнуть от Бога.
Пишу этот комментарий, потому что сам писал в таком стиле в "веселые" 90-е, когда главное пошире обличай - больше текста - больше гонорара.
Этот материал что есть воспримут те родители, что и так на пути к целомудрию, а как повернуть на путь истинный ? То что я заблудился - я и сам вижу - где выход ?
Простите, если кого обижаю, но хочется чтобы на дорогом мне и многим православным сайте были тексты только самого высокого качества.
Еще раз простите.
Татьяна17 июня 2013, 19:50
Виктор Иванович, автор учебников, книг,монографий, открылся мне с неожиданной стороны. Тем приятнее. Спасибо!
Елена17 июня 2013, 18:41
Спасибо :)
Ирина17 июня 2013, 15:23
Спасибо большое за статью! Очень полезно и актуально для всех родителей.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×