–умынска€

»стори€ –умынской ÷еркви: культурологический аспект

/p>

¬ насто€щее врем€ считаетс€, что территори€ между ƒунаем и „ерным морем, известна€ из античных источников под названием —кифии, была крещена благодар€ миссионерской де€тельности св. јндре€ ѕервозванного. ≈сть некоторые доказательства такого утверждени€. »пполит –имл€нин и ≈всевий  есарийский ведут речь об этой апостольской проповеди в стране скифов в своих трудах "ќб апостолах" и "÷ерковна€ истори€".   этим источникам следует добавить народные песни, стихи, а также кол€дки и географические названи€, подтверждающие сказанное: "–ай —в. јндре€", "–еки —в€того", или же "ѕещера —в. јндре€" (существующа€ доныне). ≈сть все основани€ считать, что румынское христианство - "апостольского происхождени€".

ѕосле 106 года, когда римл€не завоевали значительную часть территории, на которой проживали даки, были созданы более благопри€тные услови€ дл€ распространени€ нового христианского учени€ к —еверу от ƒуна€. Ќачина€ с этого периода до VI или VII века имеютс€ археологические и литературные доказательства того, что люди, жившие на этой территории, были христианами. јрхеологические находки показали, что христианство распростран€лось не только по границе „ерного мор€, но и продвигалось на —евер. “акие находки, как гемма из оникса из ѕотаиссы ( IIIЦIV в. по –.’.), вотивна€ бронзова€ табличка из Ѕьертана (IV в. по –.’.), доказывают, что в “рансильвании также исповедовалась нова€ религи€. Ћингвистические исследовани€ привод€т к мысли, что основу христианской лексики в румынском €зыке составл€ют слова латинского происхождени€: церковь, вера, закон, ќтец, ƒева, ангел, алтарь, крест, молитва, грех, €зычник, крестить и т.д. ¬ажным €вл€етс€ наблюдение, что 90% слов в ћолитве √осподней и —имволе ¬еры имеют латинское происхождение.

¬ результате преследований христиане погибали и на этой территории. ¬озможно, наиболее примечателен в св€зи с этим св. —авва, умученный недалеко от Ѕузэу. Ѕыло также еще несколько замечательных богословов, пришедших с севера ƒуна€: св. »оанн  ассиан, ученик ≈вагри€ ѕонтийского, и ƒионисий ћладший, известный тем, что заложил основы существующей хронологической системы, христианской эры.

», наконец, есть доказательства и в пользу идеи о существовании церковной организации на карпато-дунайских территори€х. ¬ IV веке епископ ‘еофил из √отии упоминаетс€ как участник Ќикейского ¬селенского —обора. ѕо свидетельству ‘илосторгиу, историка того времени, он был епископом дл€ всех христиан в √оттской стране.

¬ отличие от окружавших их народов, у румын не было массового обращени€ в христианство благодар€ какому-нибудь миссионеру или политическому лидеру. ќни воспринимали новую веру постепенно в течение веков и параллельно процессу становлени€ румынского этноса, так что мы можем утверждать, что румынский народ был рожден христианским. [1]

ѕримерно около 600 года вс€ организаци€ на Ќижнем ƒунае разрушилась под давлением аварских и слав€нских племен. ќтрезанные от «апада венграми, которые были €зычниками до конца XI века, и от ¬изантийской империи - слав€нами, утвердившимис€ на Ѕалканском полуострове, румыны постепенно утрачивали св€зи с романскими народами. Ёто сыграло свою роль в том, что в начале X века румыны прин€ли слав€нскую литургию, составленную св€тыми равноапостольными  ириллом и ћефодием, которой они пользовались до XVII века. ќснование Ѕолгарской ÷еркви и распространение ее канонической территории на север ƒуна€ в то врем€, когда формирующа€с€ –умынска€ ÷ерковь не была еще единой, повли€ла на установление крепких духовных св€зей со слав€нами, проживавшими на юге ƒуна€.

ѕолитика вновь образовавшихс€ румынских средневековых кн€жеств обнаруживает ту же направленность, что и их религиозна€ жизнь. ќни стали независимыми в борьбе против венгерских и польских государств, которые стремились стать суверенными на этих территори€х. –умынские господари всегда находили союзников среди прав€щих династий слав€н, которые много раз становились их ближайшими родственниками. —емейные узы, основанные на единстве веры, также укрепл€ли политические св€зи.

“ем не менее, основатели румынских кн€жеств, движимые "высшим культурным инстинктом", [2] смотрели поверх слав€нского мира, жела€ установить и укрепить как религиозные, так и политические отношени€ с  онстантинополем. ¬ результате, в 1359 году ¬селенский ѕатриархат официально признал ”нгро-¬лахийскую митрополию во главе с митрополитом »акинфом. ¬ 1401 г. был признан митрополит ћолдавской митрополии владыка »осиф.

—отрудничество с  онстантинополем иногда осложн€лось, но, благопри€тное дл€ развити€ религиозной жизни в румынских кн€жествах, после турецкого нашестви€ оно не могло не прекратитьс€. ѕадение  онстантинопол€ привело к заселению ¬осточной ≈вропы турками. ¬месте с  онстантинополем значительна€ часть православного мира на Ѕалканском полуострове подпала под турецкую юрисдикцию. “олько румынские кн€жества остались автономными. „тобы избежать жестокости со стороны турков, многие люди на завоеванных территори€х прин€ли ислам или мигрировали на север ƒуна€. ƒружеские отношени€ между румынскими господар€ми и сербскими и болгарскими династи€ми, а также единство веры и общий литургический €зык благопри€тно способствовали этой миграции.

¬ынужденные покидать свою страну, беженцы брали с собой свои культурные сокровища: рукописи, облачени€, иконы. Ќа новые территории пришли монахи-слав€не, проживавшие в духовной атмосфере горы јфон, и, при денежной поддержке румынских господарей, основали крепкие каменные монастыри, ставшие вскоре насто€щими культурными центрами. Ќаиболее известный среди этих монахов - Ќикодим, который, по прибытии в ¬алахию, основал два монастыр€: ¬одица на ƒунае, и “исмана. —ербское вли€ние не ограничилось ¬алахией, некоторые из учеников Ќикодима добрались до Ќ€мца и Ѕистрицы (ћолдави€ и “рансильвани€),[3] где они основали новые монастыри.

¬ “рансильвании религиозное сообщество румын выжило вопреки политике окатоличивани€, проводимой корол€ми ¬енгрии. —охранению своей веры помогало существование р€да православных монастырей в XI-XIV веках: некоторые из них закрылись, некоторые существуют до сих пор.

ћежду государством и ÷ерковью была своеобразна€ "симфони€", в византийском духе. ¬ XIV-XVIII веках ÷ерковь в ¬алахии и ћолдавии играла важную роль в политической жизни этих кн€жеств и целиком определ€ла их культурную и социальную де€тельность. «амечательно, что €зык, который использовалс€ обеими ÷ерквами, был слав€нский. –умынские господари защищали свою веру перед лицом турецкого нашестви€ и были глубоко вт€нуты в церковную политику своего времени, сами назначали епископов; таким был —тефан ¬еликий на территори€х, завоеванных им в “рансильвании, и ћихай ’рабрый, [4] который планировал создать союз –умынских ÷ерквей из трех провинций - “рансильвании, ¬алахии и ћолдовы. ќни были основател€ми церквей, монастырей, также весьма щедро жертвовали на монастыри, скиты или храмы јфона,  онстантинопол€, горы —инай или »ерусалима. Ќовые церкви, часовни, сторожевые башни были построены с помощью румын. –умынска€ ѕравославна€ ÷ерковь помогала другим христианским ÷ерквам в печатании книг на греческом, арабском и грузинском, особенно тем, которые находились под османским правлением.

Ќачина€ с ћиха€ ’раброго (который посв€тил церковь ћихай-¬одэ в Ѕухаресте афонскому монастырю —имонопетра), [5] румынские правители жаловали православным монастыр€м из-за границы много поместий, лесов, виноградников, прудов с рыбой, фабрик, магазинов. “акими преимуществами пользовались монастыри горы јфон, горы —инай, скальные монастыри ћетеоры,  ипра, ѕатмоса, –одоса, ѕароса, ’алки,  онстантинопольского, јлександрийского, јнтиохийского и »ерусалимского ѕатриархатов. ѕожертвовани€ продолжались вплоть до секул€ризации монастырских земель в 1863 году, котора€ произошла в правление јлександру »оанна  узы, что способствовало сохранению ѕравослави€ в годы ќттоманского правлени€.

—реди румынских правителей этого периода особое место занимает Ќ€гое Ѕессараб, который выдел€лс€ своей щедростью по отношению к православным монастыр€м со всего ¬остока, от горы јфон до »ерусалима. »менно он построил монастырь в  урт€-де-јрджеш, он также €вл€етс€ первым румынским церковным писателем. ≈го книга, затрагивающа€ религиозные, но также и политические вопросы, посв€щенна€ его сыну “еодосию, €вл€етс€ важнейшим пам€тником румынской мысли, изложенной на слав€нском €зыке.

¬ этом процессе выдел€лись некоторые духовные лица, из них отметим лишь некоторых: ћитрополит ¬арлаам, служивший во времена ¬асили€ Ћупу и напечатавший ≈вангелие учительное (" азани€"), в 1643 году, и митрополит ƒосифей в ћолдове. ќн считаетс€ первым великим румынским поэтом (ѕсалтырь в стихах, 1673). ќн также зарекомендовал себ€ великим писателем ("∆ити€ св€тых", в 4-х томах), первым переводчиком мировых театральных постановок, именно он впервые издал литургические книги в ћолдове. ¬ ¬алахии мы отметим митрополита јнфима »вир€ну, одного из великих иерархов, цензора типографий в Ѕухаресте, Ѕрашове, —нагове, –ымнике, где было издано 60 книг на румынском, греческом, слав€нском и арабском, это он завершил процесс романизации религиозных служб, он был автором хорошо известных ƒидахи, основателем монастыр€ ¬сех —в€тых в Ѕухаресте. ќн служил во врем€ правлени€  онстантина Ѕрынков€ну, последнего румынского господар€ в ¬алахии, прин€вшего мученическую кончину в  онстантинополе вместе со своими сыновь€ми в 1715 году.

¬ “рансильвании видны признаки существовани€ организованной жизни ÷еркви с первой четверти XIV века, когда она возглавл€лась архиепископом или митрополитом, которые не имели посто€нного места, но должны были быть там, где им разрешали правители “рансильвании. ¬ажно отметить, что в “рансильвании –умынска€ ѕравославна€ ÷ерковь не была государственной, официальной конфессией, но, напротив, "терпимой" (tolerated) религией, в отличие от других четырех деноминаций.

¬ начале XVIII века, во времена митрополита јфанаси€ јнгела, дл€ получени€ больших политический прав некоторые из румынских клириков заключают унию с  атолической ÷ерковью. “аким образом, в –умынской ÷еркви произошло разделение, хот€ кроме признани€ папского примата, вс€ доктрина, чин богослужени€ и структура ÷еркви остались неизменными.

  концу XVIII века и началу нового века великие ќбъединенные ученые —амуил ћику  лейн (1745-1806), √еорге Ўинкай (1754-1816) и ѕетру ћайор (1756-1821) в своих работах стремились доказать румынское происхождение как румынского народа и его €зыка, так и наследственность румынского элемента в ƒакии. ѕетру ћайор издал первую историю религии румын (1813).

¬ отличие от ћолдовы и ¬алахии, в “рансильвании не было больших монастырей, поскольку не существовало прав€щего класса, способного обеспечить все необходимое дл€ их строительства. “ем не менее, первые тексты и рукописи на румынском €зыке были написаны в “рансильвании и датированы XV-XVI веками (¬оронецка€ ѕсалтырь, Ўуе€нска€ ѕсалтырь, ѕсалтырь ’урмузаки). ¬о второй половине XVI века диакон  орези напечатал в Ѕрашове более 20 книг на слав€нском и румынском €зыках. Ќова€ типографи€ была открыта в јльба-ёлии в следующем веке, и в 1648 году здесь был напечатан Ќовый «авет на румынском €зыке.

¬первые вс€ Ѕибли€ переведена на румынский €зык в 1688 году в Ѕухаресте.   концу XVIII века, в особенности под вли€нием ќбъединенных ученых и их школы мысли, мы присутствуем при завершении романизации литургической службы. Ётот момент имеет особое значение в истории –умынской ÷еркви, т.к. слав€нский €зык и ѕравославие €вл€лись в течение более чем 7 веков основани€ми этнической самобытности румын. —лав€нский €зык был дл€ румын тем же, чем латинский - дл€ народов «ападной ≈вропы. Ќо процесс замены этого книжного €зыка, который больше не могли понимать простые люди, на румынский началс€ несколькими веками раньше. –умынскому €зыку потребовалось некоторое врем€ дл€ того, чтобы созреть и быть способным выражать терминологические тонкости православного богослови€.

XVIII и XIX века составл€ли очень т€желый период в жизни ÷еркви в румынских государствах. ѕротивосто€ турецкому режиму, а потом австрийскому вли€нию, ÷ерковь боролась за сохранение своей автономии и тождественности. ћногие украинские монахи, противодействовавшие јвстрийской империи оставили свою страну и переселились в ћолдавию, где они могли сохранить веру. ќдин из таких беженцев-монахов, отец ѕаисий (¬еличковский) был возобновителем монашеской жизни в –умынских странах. ƒл€ румынов он значит то же что св€той Ќикодим XIV века, основатель монастыр€ “исмана. ѕерейд€ из —екул€ в Ќ€мец под духовным руководством отца ѕаиси€ ¬еличковского, за короткий период времени монашеское братство разрослось и достигло 700 человек.

ѕосле этого краткого благопри€тного периода в начале XIX века, под вли€нием французских либеральных идей и под давлением государства ÷ерковь становилась более и более похожей на одно из государственных учреждений. ≈пископы и митрополиты избирались мир€нами простым большинством голосов, и св€щенники были вынуждены давать на это благословение. ”ставы семинарий составл€лись без следовани€ обыча€м и традици€м страны, следу€ модным вли€ни€м, приход€щим в особенности из ‘ранции. Ўколы вне монастырей, книги, отличные от древних изданий, среда, далека€ от монашества - все это создало другую традицию, подвластную бесцеремонному государству, которое постепенно вытеснило монастыри из общественной жизни.

ќбъединение страны в 1859 под властью единого правител€, јлександру »оанна  узы, имело последствием присоединение к –умынской ÷еркви двух провинций, ћолдавии и ¬алахии. — по€влением нового правител€ ожидалась реорганизации церковной жизни, и  уза не замедлил в действи€х. ќн замышл€л секул€ризировать имущество монастырей, приписанных к —в€той «емле, и в то же врем€ под вли€нием западных идей и по совету людей, игнорировавших национальные и исторические корни, историю ÷еркви, он собиралс€ завершить дело лишени€ ÷еркви автономии, власти и духовного авторитета.

3 декабр€ 1864 г. автокефали€, или независимость, ÷еркви в новом государстве и учреждение правительствующего —инода этой ÷еркви были провозглашены в декрете, подписанном  узой, как первый необходимый шаг на пути религиозной унификации. ѕосле провозглашени€ независимости государства –умыни€ последовали новые переговоры с ¬селенским ѕатриархатом дл€ признани€ автокефалии, так как –умынска€ ÷ерковь оказалась в особом положении по сравнению с остальными ѕравославными ÷ерквами. “олько в апреле 1885 года  онстантинопольский патриарх »оаким IV издал традиционный “омос о признании автокефалии ѕравославной ÷еркви в –умынии.

ѕравославна€ ÷ерковь в “рансильвании управл€лась великим митрополитом јндреем (—агуной). ќн преуспел в восстановлении прежде существовавшей митрополичьей кафедры “рансильвании и —ибиу с двум€ подчиненными епархи€ми: јрад и  арансебес. —агуна учредил митрополичий престол через известный ќсновной указ 1868 года, где преобладали два главных принципа: независимость по отношению к государству и соборность, что отражалось в участии мир€н (в количестве 2/3, тогда как клириков - 1/3) в управлении религиозной жизнью на всех уровн€х.

ќбъединение со старой –умынией “рансильвании, Ѕессарабии и Ѕуковины из которых старое союзное государство было создано, внесло р€д изменений в жизнь ÷еркви. 4 феврал€ 1925 года —в€щенный —инод постановил учредить –умынскую ѕравославную ÷ерковь и возвести митрополита в сан патриарха. »нтронизаци€ первого патриарха ћирона ( ристеа) состо€лась 1 но€бр€ 1925 г. ≈го преемник Ќикодим (ћунтену), автор многих выдающихс€ богословских трудов, возглавл€л ÷ерковь вплоть до 1948. ѕосле 1944 г. ÷ерковь была постепенно отстранена от участи€ в государственной жизни.  оммунисты удалили религию из школы, от служени€ в больницах, домах престарелых и армии. ≈пархиальные издани€ были закрыты, многие богословские семинарии, академии и даже монастыри и скиты были ликвидированы, катехизаци€ молодежи прекратилась. ¬скоре после 1944 г. многие православные св€щенники были арестованы и брошены в тюрьмы, сосланы на работы на ƒанубско-„ерноморском канале, или депортированы в Ѕараган. —реди них были арестованы выдающиес€ богословы такие как: Ќикифор  раиник, »оанн —авин, ƒимитру —танилое, Ћивиу √. ћунтену. ћногие св€щенники умерли, многие были расстрел€ны, те, кто уцелел, были освобождены только в 1964 году. ћножество церквей и монастырей было разрушено, только в Ѕухаресте 20 молитвенных зданий было уничтожено (монастыри ÷итросени, ¬акарести, —пиреа Ќова »звор, ≈ней и др.). »з иерархов этого периода можно выделить ёстиниана (ћарину), бывшего патриархом с 1948 по 1977 гг, »устина (ћоисиеску), бывшего профессора богослови€ факультетов ¬аршавы, „ернаути, Ѕухареста, избранного патриархом –умынской ѕравославной ÷еркви в 1977 г. Ќачина€ с 1986 г. –умынска€ ÷ерковь возглавл€етс€ патриархом ‘еоктистом (јрапасу).

ѕосле событий 1989 г. ÷ерковь столкнулась с новыми проблемами и оказывалась в очень непростых ситуаци€х, св€занных с церковным управлением, среди которых наиболее значительны: перенесение мощей св€той ѕараскевы в яссы и визит ѕапы »оанна ѕавла II в 1999 г. ¬ культурной сфере заметно восстановление богословского образовани€, местами превышающее реальные нужды ÷еркви: Ѕогословские факультеты в яссах,  луж Ќапоке, “имиосаре, новые семинарии в √алати, –имнику ¬ильча, јльбе-ёлии Ѕайа ћаре, монастыре јгапии (дл€ девочек). ћножество периодических изданий по€вилось почти в каждой епархии: ¬еститорил ќртодоксией в Ѕухаресте,  андела ћолдовей в яссах, »нвиереа в “имисоаре, –енастереа в  луж и другие.

¬се монастыри и скиты, полностью разрушенные в коммунистический период, были вновь открыты и заново отстроены, особенно в “рансильвании. Ќесмотр€ на трудности, с которыми пришлось столкнутьс€, можно отметить некоторые позитивные моменты: возвращение широких масс к церковной жизни, и особенно интерес молодежи к православной вере в богослужебном и интеллектуальном аспектах.


[1] D.Parucariu, Istoria Bisericii Ortodoxe Romane, Bucuresti, Sofia, 2000, стр.22

[2] N.Cartojan, Istoria literaturii romane vechi, Bucuresti, Editura Fundatiei Culturale Romane, 1996, стр. 39

[3] N.Iorga, Istoria Bisericii Romanesti, Bucuresti, Editura Ministerului de Culte, 1928, vol.1, стр.58

[4] там же, стр.212

[5] там же, стр. 217

Кармен Бабан, специально для "Православия.Ru"

ѕеревод с английского ≈лены Ѕогомоловой и ¬асили€ “омачинского

24 августа 2001 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0