Японская

Речь архимандрита Серафима (Цудзиэ) при наречении во епископа Сендайского

Ваше Святейшество, Ваши Преосвященства!

Прежде всего я хотел бы поблагодарить всех вас за ваше благословение, с которым я, недостойный, нахожусь на этом молитвенном месте.

На Соборе Японской Православной Церкви, состоявшемся после смерти ее Предстоятеля Высокопреосвященного митрополита Феодосия, для сохранения нормального церковного строя были избраны кандидаты на епископское служение. К моему большому удивлению, я оказался одним из них.

По благословению и благодаря отцовским заботам Вашего Святейшества с августа по сентябрь прошлого года я смог ознакомиться с монашеской жизнью во многих монастырях Русской Православной Церкви.

Несмотря на короткий срок моего служения в Церкви Христовой, после долгих колебаний я решился быть кандидатом на епископское служение. Я уверен в том, что Господь дает мне новое послушание через Собор, которому несомненно содействовал Святой Дух. Поэтому я посчитал своим христианским долгом выполнять возложенное на меня по общим молитвам священнослужителей и мирян Святой Церкви послушание.

В чинопоследовании Божественной литургии ясно сказано об апостольском служении епископа: право правяща слово Твоея истины.Я понимаю это как одну из важнейших задач епископского служения. Она заключается в проповеди Евангелия, благовестия Христова людям.

Как известно, святой равноапостольный Николай Японский сеял семя Евангелия на Японской земле и его преемники взращивали это семя. И постепенно оно росло.

Святитель Николай говорил: "Я передал Японской стране Апостольскую Церковь". Теперь по Промыслу Божию на меня, малоспособного, возлагается долг выращивать это православное семя и новое назначение - сохранять невредимой православную веру. Таким образом, мой первейший долг - передавать своим соотечественникам учение Святой Соборной и Апостольской Церкви.

У нас в Японии число христиан не превышает одного процента населения. Это значит, что наша Церковь должна быть миссионерской, какой она была в апостольское время. Правда, в наше время нет гонения на христиан, но зато обязательно будут другие трудности. Нам надо бороться со злейшим врагом нашего времени - безразличием. Значит, нам надо проповедовать всем об истинном смысле жизни не только словами, но и всей своей жизнью.

Чтобы современные люди могли узнать об истинном счастье и получить спасение, нам нужно проводить святую жизнь по Евангелию, подражая тому, как жил Христос и Его ученики.

Наша Церковь делает новый шаг вперед, черпая силы в материнской любви Русской Православной Церкви. И в этот момент мне хочется вспомнить слова Апостола Павла, который так говорит о Церкви Христовой: ...Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви (Еф. 4, 16).

Это значит, что для того, чтобы Церковь росла, нужно возрастать каждому ее члену. Апостол Павел говорит о составляемом и совокупляемом теле, а ключом единения человека с Богом и с ближним является Святая Чаша Господня.

Я убежден в том, что Божественная литургия есть средоточие нашей духовной жизни. Тело Христово, как благодать Божия, оживляет нас, наши тела и души, Причастие Святых Христовых Таин укрепляет нас и дает силы служить Богу. И мы должны, соединяясь в этом великом Таинстве со всеми верующими, привлекать в Церковь людей, не знающих еще Истинного Бога.

Святой Апостол Петр учит нас: Пасите Божье стадо, какое у вас, назирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду... (1 Пет. 5, 2-3). Поэтому я, многогрешный, прошу Вас, Ваше Святейшество, и всех Преосвященных архипастырей молиться обо мне, чтобы я смог достойно выполнять должность пастыря.

По благословению Русской Православной Церкви наша Японская Церковь получила автономию, но она еще защищается любовью Матери - Русской Православной Церкви. Как ребенок, наша Церковь еще нуждается в этой материнской любви.

Прошу Ваших святых молитв о нашей Церкви, лично прошу Ваше Святейшество и всех архипастырей молиться обо мне, недостойном, чтобы я мог понести это ответственное служение как апостольский преемник - безошибочно и по Преданию и правилам Святой Церкви.

12 января 2000 г.
Крестовый храм Данилова монастыря
Москва

Журнал Московской Патриархии, 2000, N 3

21 сентября 2001 года

Трансляция в формате RSS 2.0