јнтиохийска€

ќбращение ћитрополита Ќью-…оркского и —евероамериканского ‘илиппа на 45-ом епархиальном собрании

¬озлюбленное духовенство
”важаемые члены ѕопечительского совета,
ƒамы и господа:

Ўесть лет назад мы праздновали с вами новое столетие в жизни нашей —евероамериканской епархии. ¬ этом году мы входим в третье ’ристианское тыс€челетие. “ема, которую € выбрал дл€ нашего первого в этом тыс€челетии собрани€ Ц цитата из книги ќткровени€: Ђсе, творю все новоеї. (ќткр. 21:5). јвтор ќткровени€ продолжает его эсхатологическую тему: Ђ» увидел € новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежн€€ земл€ миновалиЕї. ≈сли кто-то из вас не знает, Ёсхатологи€ €вл€етс€ областью богословской науки, занимающейс€ проблемой јпокалипсиса Ц событи€ми, которые должны будут произойти при кончине мира и всего человечества.

 нига ќткровени€ уникальна в своих эсхатологических акцентах. Ќекоторые пророки ¬етхого «авета указывали на подобные вещи. “ак, у пророка »саии мы читаем: Ђ»бо вот, я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. ј вы будете веселитьс€ и радоватьс€ вовеки о том, что я творюЕї (»с. 65:17-18). ¬се это указывает нам на то, что √осподь Ѕог наш Ц это јльфа и ќмега, начало и конец всего, - ќн ¬ечный “ворец,  оторый был вчера, есть сегодн€, будет завтра и пребывает вечно.

Ёсхатологи€ как отрасль христианского богослови€ очень трудна дл€ понимани€. ƒаже свв. ќтцы ÷еркви не брались глубоко и широко освещать данный вопрос. ѕоэтому, вместо объ€снени€ эсхатологического аспекта выбранной темы, € постараюсь остановитьс€ на вопросе космологии нового сознани€, нашедшего отражение в апостольских послани€х, особенно в книгах св. ап. ѕавла.
¬ послани€х св. апостола ѕавла нашли отражение наиболее значительные событи€ человечества. ’ристос Ц новый јдам, несущий в себе обновление всего мира. ¬о втором послании к  оринф€нам ап. ѕавел говорит: Ђ»так, кто во ’ристе, тот нова€ тварь; древнее прошло, теперь все новоеї (2  ор. 5:17). ¬ первой главе ≈вагели€ от »оанна мы находим: Ђибо закон дан чрез ћоисе€; благодать же и истина произошли чрез »исуса ’ристаї (»н. 1:17). ѕророк »ереми€ говорит: Ђ¬от наступают дни, говорит √осподь, когда я заключу с домом »зраил€ и с домом »уды новый завет, не такой завет, какой я заключил с отцамиЕї (»ер. 31. 31-32).

“аким образом, на прот€жении всего времени, Ђ» —лово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу ≈го, славу, как ≈динородного от ќтцаї (»н. 1:14). ’ристос Ц это нова€ истина и новый закон, написанный ≈го собственной кровью. јпостол ѕавел говорит: Ђ“акже и чашу после вечери, и сказал: си€ чаша есть новый завет в ћоей  рови; сие творите, когда только будете пить, в ћое воспоминаниеї (1  ор. 11:25).

ƒамы и господа:
ћы все составл€ем этот самый «авет, и ¬оскресение ’риста из мертвых открыло вечное ÷арство, столицей которого €вл€етс€ ÷ерковь, Ќовый »ерусалим. » если мы с вами - граждане нового царства, то должны, по словам ап. ѕавла: Ђотложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похот€х, а обновитьс€ духом ума вашего и облечьс€ в нового человека, созданного по Ѕогу, в праведности и св€тости истиныї (≈ф. 4:22-24). ћы больше не €вл€емс€ рабами закона, данного Ѕогом через ћоисе€.

ћы Ц дети »исуса ’риста. Ђ» от полноты ≈го все мы прин€ли и благодать на благодатьї (»н. 1:16). ќн освободил нас от закона. » это значит, что мы становимс€ ≈го детьми через усыновление: Ђне потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себ€, как бы от себ€, но способность наша от Ѕога. ќн дал нам способность быть служител€ми Ќового «авета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворитї (2  ор. 3:5-6).

ƒамы и господа:
ѕоскольку мы вступаем в третье тыс€челетие, мы особенно сильно ощущаем призыв главной темы этого cобрани€ - обновить наши обеты перед ѕравославной верой, вечными идеалами и принципами, которые исповедуютс€ нашей ÷ерковью. я не защищаю богословие, сформировавшеес€ относительно недавно, потому что у нас есть лучшее, а вопрос на сегодн€ заключаетс€ в том, действительно ли мы достойны этого древнего богослови€? явл€етс€ ли современна€ ѕравославна€ ÷ерковь достойной этого богослови€? ’отим ли мы защищать это богословие от всевозможных компромиссов? ¬стретились ли наши ѕравославные ѕатриархи дл€ того, чтобы сформулировать общие богословские принципы на рубеже нового ѕравославного столети€? » если така€ встреча состо€лась, каковы же эти принципы? —ейчас очень важно не только сохран€ть нетронутым и неизмененным наследие прошлого, но и делать его известным всему миру, особенно јмерике, посредством евангелизации и миссионерской работы.

¬ благодарность јмерике, открывшей свои объ€ти€ нашим отцам и предкам в трудное врем€, мы должны сегодн€ предложить ей, возвраща€сь к —в€тому ѕравославию: наше вселенское понимание единства Ѕога, человека и природы. Ќо мы не можем предлагать јмерике обособленную ѕравославную ÷ерковь. √осподь знает, в нашем обществе уже достаточно всевозможных обособлений. Ќе стройте себе иллюзий и в том, что наши древние патриархаты желают ѕравославного единства в этой части света. ≈динство не может быть кем-то дано, оно должно быть достигнуто только благодар€ нашей посто€нной борьбе и твердому сто€нию на основах —в€той ѕравославной веры.  ак вы хорошо знаете, в —тамбуле, »ерусалиме, јлександрии и јнтиохии население, м€гко говор€, далеко не повсеместно €вл€етс€ православным. » вот, »ерусалимска€ отдел организации ЂThe Task Forceї, с согласи€ »орданского правительства, открыла первый храм јрабской ѕравославной ÷еркви в г. јмман. ќднако, это же самое правительство под вли€нием »ерусалимского ѕатриархата вскоре изменило свое решение и закрыло эту ÷ерковьЕ ¬ IX столетии ѕравославные ÷еркви были более сплочены, чем сегодн€. ј в уход€щем столетии единственным €рким моментом этого единени€ и сплоченности было ћежправославное сробрание в јнтиохийской ƒеревне Ц комплексе Ѕаламандского ѕравославного ”ниверситета. Ёти два дн€ мы провели в совместных молитвах, дискусси€х и истинном ѕравославном единстве, не взира€ на то, что некоторые из епископов видели друг друга впервые. Ќо, несмотр€ на неповторимость и €ркость данного меропри€ти€, мы подверглись серьезной критике наших ÷ерквей за участие в этой встрече и попытку обнаружить общие идеи и принципы развити€ ѕравослави€ на Ѕлижнем ¬остоке. ќчень жаль, что результатом всего этого становитс€ все большее отдаление и обособление ѕравославных церквей друг от друга.

» € не удивлюсь, если после моего ухода с кафедры внутри нашей митрополии начнутс€ всевозможные споры и разногласи€, способные привести и ее к разобщению. „тобы предотвратить это, вы должны оставатьс€ едиными в своих мысл€х, принципах и цел€х, подобно неприступной крепости и всегда помнить мой призыв к вам на —обрании, проходившем в этом же городе, двадцать лет назад: Ђƒаже если ангелы придут и скажут вам разделение этой митрополии Ц благо, не верьте имї.

ƒамы и господа:
Ќа прот€жении прошедших тридцати п€ти лет, мы помогли нашей ћатери-÷еркви миллионами долларов, и не услышали, к сожалению, даже обычного Ђспасибої, за исключением нескольких архиепископов, поблагодаривших нас за это. ћы выполнили обещание ћитрополита јнтони€, светла€ ему пам€ть, построить первую православную Ѕогословскую школу на Ѕлижнем ¬остоке: 14 августа 1966 года, была учреждена перва€ на Ѕлижнем ¬остоке Ѕогословска€ школа при Ѕаламандском монастыре. ѕозже, в 1971 году, она стала первым зданием Ѕаламандского ”ниверситета.

¬ конце восьмидес€тых, когда этот университет был учрежден нашим отцом во ’ристе ѕатриархом »гнатием IV, мы построили јнтиохийскую ƒеревню, огромное здание, в котором размещались студенты и некоторые преподаватели. Ќесколькими годами позже ѕрезидент ”ниверситета, д-р ≈ли —алем попросил нас построить  ультурный и —портивный комплекс. ћы откликнулись на эту просьбу и собрали более чем 1 млн. долларов дл€ финансировани€ строительства. ≈жегодно наша митрополи€ посылала 100.000 долларов Ѕогословской школе св. »оанна ƒамаскина. я уверен, что вы помните и об увеличении нашей помощи православному госпиталю св. √еорги€ в Ѕейруте во врем€ войны в Ћиване. „асть денег, которые мы посылали на Ѕлижний ¬осток в ‘онд помощи дет€м, в приюты и на закупки продовольстви€ дл€ голодающих, поступила нам от ордена св. »гнати€, от организации јнтиохийских ѕравославных христианок —еверной јмерики и Ѕратства св. »оанна Ѕогослова. я очень благодарен ќрдену, ∆енщинам јнтиохии, Ѕратству св. »оанна Ѕогослова и всем вам.

ѕрошлой осенью, делегаци€ во главе с ≈го ћилостью епископом ƒеметрием, доктором ƒжоржем ћаданатом, ѕрезидентом ЂThe Task Forceї и еще некоторыми клириками и мир€нами совершила поездку в »орданию и пожертвовала 100.000 долларов дл€ помощи палестинским сиротам Ц жертвам ѕалестинской »нтифады. ћы никогда не оставим наших братьев и сестер на Ѕлижнем ¬остоке.   сожалению, мне просто не хватит времени, чтобы упом€нуть обо всех проектах, на которые мы пожертвовали миллионы. ¬ общей сложности треть€ часть нашего бюджета всегда идет на дела милосерди€.

ћои дорогие друзь€,
«десь в јмерике мы говорим: Ђмилосердие начинаетс€ домаї, и это действительно так. — окончани€ второй стадии развити€ нашего ќбразовательного ÷ентра исторического наследи€, мы, к сожалению, не сделали больше ничего дл€ улучшени€ благососто€ни€ нашей митрополии. ѕо этой причине, € нередко подвергалс€ критике за то, что не достаточно заботилс€ о моих дет€х, наход€щихс€ здесь, в јмерике, и, надо сказать, эта критика оправдана.

ѕопечительский совет нашей митрополии на собрании, состо€вшемс€ 1-2 июн€ этого года, прин€л решение о начале финансировани€ третьей стадии ќбразовательного ÷ентра исторического наследи€. ћы счастливы, что нам уже удалось собрать в этом ÷ентре драгоценные старинные иконы, рукописи и другие бесценные экспонаты, которые должны хранитьс€ при определенной температуре и влажности, чего можно добитьс€ только в услови€х музе€. —тоимость этого проекта составит около полутора миллионов долларов. я прошу попечителей, духовенство и мир€н помочь нам в сборе этих средств, чтобы мы смогли сохранить это великолепное культурное и духовное наследие.

я хочу выразить свою признательность нашим отделам и организаци€м за их успешную работу. Ќо думаю вы все понимаете, что нам сейчас необходимо развивать свою де€тельность и стремитьс€ работать еще лучше.   сожалению, большинство наших приходов не привлекательны дл€ молодежи. —кажите мне, сколько наших православных молодых людей, не достигших тридцатилетнего возраста, не зависимо от принадлежности к той или иной ÷еркви, идут в церковь в ¬оскресенье? »менно по этой причине, мы должны прилагать больше усилий на поле  атехизации, богословского образовани€, в области духовной музыки, в публикаци€х, в де€тельности ћолодежного отдела и других епархиальных подразделени€х.

ƒамы и господа:
Ќа прот€жении почти целого столети€ мы говорили о ѕравославном союзе в јмерике. ћы все знаем, что некоторые ѕравославные ÷еркви еще не готовы сделать такой смелый шаг вперед. «начит ли это, что мы откажемс€ от своей идеи? я за€вл€ю вам Ц Ќ» ќ√ƒј! Ѕольшой вопрос, сможет ли ÷ерковь и ее институты открыть новые горизонты, оказавшись перед вызовом нового столети€, продвига€сь по бурному морю перемен.
¬есенн€€ встреча ѕопечительского совета нашей митрополии смело ответила на один из таких вызовов, и представила следующее единодушное решение:
Ђѕ–»Ќ»ћјя ¬ќ ¬Ќ»ћјЌ»≈, “ќ „“ќ дл€ спасени€ верующих в јмерике и надлежащего административного контрол€ над —евероамериканской ћитрополией јнтиохийской ѕравославной ÷еркви, необходимо автономное, самосто€тельное управление, √енеральна€ јссамбле€ этого 45 —овета подает прошение —в€щенному —иноду јнтиохии предоставить нашей епархии автономиюї.

я хочу, чтобы вы знали, что это прошение, которое будет представлено вам позже в полной форме, было также единодушно поддержано епископами нашей епархии.

ƒорогие друзь€,
¬ течение прошедших 35-ти лет, мы прошли довольно длинный путь. я хотел бы познакомить вас с некоторыми цифрами статистики, подтверждающими мои слова. —ейчас в наших приходах служит 270 св€щенников и 80 дь€конов, т.е. общее количество клириков составл€ет 350 человек. ¬ 1966 году в нашей епархии было шестьдес€т п€ть приходов; а сейчас, с Ѕожией помощью, их уже 235.

 роме того, в богословских школах епархии сейчас проход€т обучение двадцать четыре семинариста. Ќаш јнтиохийский ƒом студентов превосходно работает под руководством о. »осифа јллена. Ёто школа прикладного богослови€, которое касаетс€ современных актуальных жизненных проблем.

 аждый раз, когда у мен€ возникает возможность встретитьс€ с выпускниками, € говорю им: Ђћои дорогие дети, сейчас вы можете сказать, что получили обширные теоретические знани€, вы прочитали огромное количество книг, но величайшие книги, которые € желаю вам прочитать Ц это души ваших будущих прихожан. ¬ы получите практически знани€ в ѕравославном богословии только тогда, когда будете успешно посв€щать себ€ пастырским трудамї. —егодн€, как никогда, в нашем обществе возникла необходимость в том, чтобы св€щеннослужители обладали хорошими навыками в прикладном богословии, а иначе, как мы можем объ€снить поведение старшеклассников, стрел€ющих в своих учителей и одноклассников?  ак объ€снить тот факт, что каждый второй брак в нашей стране заканчиваетс€ разводом? » это лишь незначительна€ толика проблем, нависших сегодн€ над нашим обществом. ѕоэтому нам нужно богословие, которое поможет разрешать столь насущные проблемы.

», несмотр€ на то, что подобные проблемы не были столь актуальны в начале моего епископства, а по€вились лишь относительно недавно, они уже успели оказать огромное вли€ние на духовную жизнь нашей ћитрополии. ќт всего сердца € хочу поблагодарить ≈го Ћюбезность епископа јнтоуна, который отпраздновал в этом году п€тидес€тилетие своей пастырской де€тельности. я хочу поблагодарить ≈го Ћюбезность епископа »осифа, ≈го Ћюбезность епископа ¬асили€ и ≈го Ћюбезность епископа ƒеметри€. —тоит также сказать и о том, что мы все еще нуждаемс€ в двух епископах, и надеемс€, что они вскоре по€в€тс€ в наших р€дах.

— того времени, как € стал вашим митрополитом, некоторые из наших возлюбленных клириков и попечителей, перешли к жизни вечной. ѕусть души их упоко€тс€ в мире. я говорю всем отошедшим св€щенникам спасибо за борьбу - хорошую борьбу.

¬ам известно, что ѕопечительский —овет €вл€етс€ наивысшим органом управлени€ в нашей ћитрополии. Ёти дамы и господа отдают все свои силы и жертвуют собственные финансовые средства, дл€ того, чтобы мы всегда достигали поставленных целей. я бы хотел особенно поблагодарить членов совета, а именно: ¬ице-президента д-ра ƒжорджа ‘арха, руководител€ финансового отдела –оберта Ћахама, его помощника ƒжорджа Ќассора; секретар€ д-ра ƒжона ƒалака; и мо€ особа€ благодарность нашим двум руководител€м канцел€рий –оберту  ури и „арльзу јджалату, а также всем членам ѕопечительского —овета.

≈сли вы рассмотрите составные части бюджета нашей епархии, то увидите, что пожертвовани€ ќрдена —в€того »гнати€ составл€ют его третью часть. ¬ этом году ќрден св€того »гнати€ отпраздновал свой серебр€ный юбилей.

ќгромное спасибо всем вам - членам ќрдена, двадцать п€ть лет труд€щимс€ на поле благотворительности и милосерди€.
—в€щенное ѕисание призывает нас всегда помогать сиротам, вдовам и всем нуждающимс€. ћы благодарим √оспода за то, что у нас есть така€ организаци€ как јнтиохийские ѕравославные христианки —еверной јмерики, за то, что она самоотверженно посв€щает себ€ делам милосерди€. ¬ течение последних четырех лет, они прилагали свои усили€ в поиске средств дл€ сирот Ѕлижнего ¬остока и јмерики. ќдной из их целей на сегодн€шний день, €вл€етс€ устанвление посто€нного финансировани€ программы помощи сиротам в объеме одного миллиона долларов. ћы помним, что в древней ÷еркви были диакониссы, так вот они действительно €вл€ютс€ ими в современном мире Ц огромное вам спасибо за ваш благородный труд.

√овор€ о милосердии, € допустил бы большую оплошность, если бы не поблагодарил преподобного о. ƒжорджа –адоса, который управл€ет организацией ƒетской помощи на Ѕлижнем ¬остоке; девушку, –обин Ќиколас из  афедрального —обора св. Ќикола€, котора€ на прот€жении многих лет самоотверженно помогает голодающим, активно участву€ в программе Ђѕродовольствие дл€ голодающихї.

я хочу поблагодарить братство св. »оанна Ѕогослова за его развитую сеть представительств в наших приходах. я также хочу выразить свою признательность нашей ћолодежной организации, в юности, динамизме и энтузиазме которой мы видим будущее нашей митрополии. Ѕольшое спасибо всем председател€м наших отделов, комиссий, комитетов и приходским советам.

ћне также хочетс€ отметить, что мен€ окружает прекрасный и сплоченный коллектив, на который € могу рассчитывать в любое врем€. »менно этим люд€м € об€зан своими успехами.

ƒамы и господа,
“ридцать п€ть лет назад √осподь поручил мне заботу над этим виноградником, этим судном, и дал мне в руки штурвал, чтобы вести его в безопасную гавань. ¬ течение тридцати п€ти лет мы плыли, как говорил ќливер ”энделл ’олмес, иногда по ветру, иногда против ветра, но все-равно продолжали плыть вперед. » если € оставлю вас прежде, чем мы достигнем этой безопасной гавани, € прошу вас хранить в своих сердцах неугасимую мечту о единстве ѕравославных.

—ейчас, на пороге третьего тыс€челети€, мне хочетс€ закончить свое обращение призывом св. ап. ѕавла: Ђќтложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похот€х, а обновитьс€ духом ума вашего и облечьс€ в нового человека, созданного по Ѕогу, в праведности и св€тости истиныї (≈ф. 4:22-24).

» пусть »м€ ≈го, обновл€ющего все и вс€ будет благословенно во веки веков.

ѕеревод ƒениса “уранского по публикации The Word Magazine. 09.2001

5 окт€бр€ 2001 года

    “рансл€ци€ в формате RSS 2.0