—ербска€

ћитрополит и господарь „ерногории ƒаниил (ѕетрович-Ќегош)

ћитрополит „ерногории ƒаниил (ѕетрович-Ќегош)
ћитрополит „ерногории ƒаниил (ѕетрович-Ќегош)
/p>

Ѕудущий „ерногорский владыка родилс€ в селе Ќегуши в 1677г. Ёта дата стоит на его могиле. ѕо другим данным, он родилс€ около 1670г. или около 1680г. ќтцом Ќико, таким было его мирское им€, был воевода —тефан (Ўчепац) ѕетрович. ѕоэтому владыку ƒаниила часто величали по отчеству - Ўчепчевич. –одоначальником фамилии ѕетровичей Ќегошей был дед ƒаниила –адул. Ќико ѕетрович, будучи еще ребенком, ушел в ÷етиньский монастырь, где вскоре прин€л монашество.

¬ это врем€ „ерногори€ переживала т€желые времена. Ѕор€сь за свое полное освобождение от турок, черногорцы выступили против ќсманской империи в начавшейс€ ћорейской войне (1684-1699) ’ристианского союза, в который входили јвстри€, ѕольша, ¬енеци€ и ¬атикан. Ќо венецианска€ помощь, на которую наде€лись черногорцы, оказалось недостаточной. —кадарский паша —улейман Ѕушатли дважды - в 1685 и 1692гг. - захватывал черногорскую столицу ÷етинье, которую оборон€ли венецианцы с черногорцами. 28 сент€бр€ 1692 г. ÷етиньский монастырь был разрушен, а митрополичь€ резиденци€ перенесена в монастырь ƒобрска€ „ели€. ѕереломным моментом в истории „ерногории стало избрание в 1697г., после смерти владыки —аввати€ ќчинича, митрополитом и господарем молодого цетиньского монаха ƒаниила. ¬ладыка ƒаниил стал первым черногорским правителем из династии ѕетровичей-Ќегошей, котора€ владела „ерногорией до 1918г. ћитрополичий, а затем кн€жеский престол стал наследственным в этой семье, переход€ от д€ди к плем€ннику.

¬ 1700г. ƒаниил был хиротонисан сербским патриархом јрсением III („ерноевичем) в венгерском городе —ечуй. ѕосле возвращени€ на родину в 1701 - 1704гг владыка возрождает на новом месте ÷етиньский монастырь, разрушенный турками. ¬ 1702г. ƒаниил был коварно схвачен скадарским пашой ƒемиром и приговорен к смерти в случае невыплаты выкупа. ≈жедневно турки заставл€ли его носить орудие своей казни - кол из ѕодгорицы в —пуж (10км) и обратно, а по ночам подвешивали со св€занными руками под сводом городских ворот. ¬ладыка был выкуплен за огромную сумму, собранную по всей „ерногории.

¬ 1711г. в ÷етинье прибывают послы из –оссии полковник ћихаил »льич ћилорадович, родом из √ерцеговины, и капитан »ван Ћукашевич, уроженец ѕодгорицы, с посланием от русского цар€ ѕетра I с предложением о совместной борьбе против “урции. ћысль послать грамоту в „ерногорию подсказал старый друг владыки ƒаниила —авва ¬ладиславич-–агузинский. „ерногорцы с радостью прин€ли предложение и напали на турок, стрем€сь присоединить «ету к „ерногории. Ќо вскоре пришло сообщение из –оссии о неудачном ѕрутском походе ѕетра I и подписании мира с турками. „ерногорцы остались один на один с сильным непри€телем. ¬ 1712г. 60 тыс€ч турок под началом боснийского визир€ јхмеда-паши вторглись в „ерногорию. 17 июл€ 1712г. черногорцы одержали победу при ÷аревом Ћазе. Ѕыло захвачено 86 турецких знамен. ¬ битве был ранен сам владыка ƒаниил. ¬ ÷етиньском музее хранилс€ крест, который имел на себе митрополит ƒаниил и по которому ударил саблей турецкий офицер. Ётот крест и спас жизнь митрополита. Ќо другой части турецкого войска удалось пробитьс€ в ÷етинье и разрушить монастырь.

¬ 1714г. боснийский визирь Ќуман (ƒуман) - паша „уприлич со 120 тыс. турок опустошил всю „ерногорию. Ѕежавшие в Ѕудву черногорцы - в основном старики, женщины и дети - были выданы венецианцами туркам на расправу. —ам владыка ƒаниил чудом спасс€ в одной пещере. ќтсюда он написал письмо своему брату негушскому кн€зю –аде, в котором показал свой неукротимый дух и образно выразил свою внешнеполитическую программу: Ђя Ц ћосков, ћосков, ћосков!ї

Cпаса€сь от преследовани€, владыка ƒаниил был вынужден уехать через Ѕоку  оторскую и ¬ену в –оссию. ѕобывав в 1715г., в ѕетербурге черногорский митрополит получил от русского цар€ ѕетра I деньги на восстановление монастырей и церквей, церковные книги и богослужебные предметы. ¬ернувшись из –оссии в апреле 1716г. ƒаниил остановилс€ в монастыре ѕодмаина, вблизи города Ѕудвы. ќн нашел „ерногорию в т€желейшем состо€нии. ¬ своем письме к русскому канцлеру √оловкину ƒаниил писал: Ђ¬се разорено, разогнано и мечу предано, в рабство отведено; лишь малый остаток бежал в горы и спасс€ї.

”же в 1716г. (по другим данным - в 1717г.), в день Ѕлаговещени€, произошла нова€ битва черногорцев с турками у села “ернине. ¬ этом сражении черногорцы одержали победу. ¬ 1718г. черногорцы прин€ли участие в войне венецианцев с турками, напав на города Ѕар и ”льцинь. 21 июн€ 1718г. был заключен ѕожаревацкий мир между “урцией с одной стороны и ¬енецией и јвстрией с другой. ѕо нему венецианцы получили приморские земли √рбаль, ћаини, Ѕраичи и др., ранее принадлежавшие „ерногории. ¬ладыке удалось лишь отсто€ть свою церковную юрисдикцию над этими земл€ми, где находились древние православные монастыри ѕодмаина, —таневичи, Ћаства √рбальска. ¬ 1718г. митрополит ƒаниил добилс€ от венецианского сената подтверждени€ прав православных в Ѕоке  оторской.

¬ 1719г. ѕечский патриарх ћоисей (–айович-„урла), во врем€ своего посещени€ „ерногории, рукоположил в епископы плем€нника ƒаниила Ц архимандрита —авву (ѕетровича-Ќегоша), которого черногорский митрополит наметил в свои преемники. ƒолгое правление —аввы (1735-1781) показало, что выбор владыки ƒаниила был неудачен. ¬ладыка —авва был полной противоположностью своему энергичному д€де. ќн был скромным пастырем, не отличавшемс€ твЄрдостью характера и решимостью вести свой народ по пути полного освобождени€ от турецкой зависимости. ѕри нЄм большое вли€ние приобрЄл его двоюродный брат ¬асилий.

ћитрополит ƒаниил умер 4 €нвар€ 1735г. в монастыре ѕодмаина в Ѕудве, где и был похоронен в малой ”спенской церкви. ¬ 1747г. в этом монастыре была построена Ѕольша€ ”спенска€ церковь, прах владыки перенесли в нее. ќтсюда в 1856г. останки были перенесены в ÷етинье, где и покоитс€ сейчас в небольшой открытой часовне на горе ќрлиный крест.

¬ладыка ƒаниил был один из самых выдающихс€ сербских архипастырей. ќн рассматривал себ€ не только наследником зетских митрополитов, но и наследников династии зетских господарей „ерноевичей. »ногда он подписывалс€: Ђƒаниил, воеводич сербской землиї. ќн был твердым защитником ѕравослави€. ќ нем которский бискуп ћарин ƒраго писал: Ђќн агрессивен, и если светские власти не воспреп€тствуют ему, то католицизм в дальних кра€х его епархии попадет в очень большую опасность.ї »менно владыка ƒаниил заложил фундамент полной черногорской независимости, которой добилс€ —в. ѕетр ÷етиньский и официально подтвердил черногорский кн€зь Ќиколай I.

Ѕиблиографи€:

на русском €зыке:
1. Ђ–усский зрительї, 1829г., є 17/20, с.198-199 Ц письмо черногорского митрополита ƒаниила ј.ѕ.  урбатову от 1.01.1721г.
2. Ђ—лав€нский мирї, 1878г., вып. 10, с.290-302
3. ќписание документов и дел, хран€щихс€ в архиве —в. —инода. т.2 (—ѕб, 1879г.), ч.1, с.612-614, т.32 (—ѕб, 1915г.), с.490-507.
4. ѕ.ј. –овинский Ђ„ерногори€ в еЄ прошлом и насто€щемї, —ѕб, 1881-1901гг.
5. ѕЄтр Ќегош Ђ√орный венецї (перевод ё.  узнецова), ћ, 1988г.
6. ё.¬. Ѕромлей, Ћ.Ѕ. ¬алев Ђ»стори€ ёгославииї, ћ, 1963г.

на сербском €зыке:
1. ј. —таматовиЮ Ђ ратка историjа ћитрополиjе ÷рногорско-приморске (1219-1999)ї, ÷етиЬе, 1999г., с. 23-26
2. C. ћилутиновиЮ —аралиjа Ђ»сториjа ÷рне √ореї, ÷етиЬе, 1997г., с.37-81
3. ћ. ѕаjовиЮ Ђ¬ладари српских земаЪаї, ѕодгорица, 1999г., с.127-128
4. ¬. —теклоЮа Ђƒинастиjа ѕетровиЮ-Ќьегош измеРу приjатеЪа и неприjатеЪа ї, ÷етиЬе, 2000г., c.37-43.

Олег Кузеванов

11 окт€бр€ 2001 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0