»ерусалимска€

ѕространна€ истори€ »ерусалимской ÷еркви. ѕериод I. „асть 1 (33-326)

»стоки ÷еркви

–азрушение иерусалимского ’рама
–азрушение иерусалимского ’рама
Ќачало »ерусалимской ÷еркви €вл€етс€ началом ≈диной —в€той —оборной и јпостольской ÷еркви √оспода нашего »исуса ’риста. » это не только потому, что в »ерусалиме свершилось таинство спасени€ рода человеческого. ѕосле вознесени€ —пасител€ в »ерусалиме осталась тесно сплоченна€, пребывающа€ единодушно Ђв молитве и моленииї (ƒе€н. 1,14) перва€ христианска€ община, котора€, по свидетельству апостола Ћуки, насчитывала тогда около ста двадцати человек (ƒе€н. 1,16).

—леду€ повелению »исуса ’риста Ђне отлучайтесь из »ерусалимаї, ученики ожидали сошестви€ —в€того ƒуха в скромной иерусалимской горнице, уже осв€щенной посредством свершени€ в ней “айной ¬ечери, €влений воскресшего ’риста, а также непрерывной молитвой апостолов и единодушным собранием всей общины, собиравшимс€ дл€ избрани€ двенадцатого апостола -- ћатфи€ -- на место отпавшего »уды. ¬ день ѕ€тидес€тницы, после сошестви€ —в€того ƒуха и гор€чей проповеди апостола ѕетра, первое ≈вангельское сем€ нашло в собравшемс€ народе плодоносную почву.   Ђмалой паствеї присоедин€ютс€ около трех тыс€ч человек из числа набожных иудеев, прозелитов и €зычников, которые охотно прин€ли слово ап. ѕетра, крестились и посто€нно Ђпребывали в учении јпостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвахї (ƒе€н. 2,41-42).

Ёто было необычайное врем€ дл€ иерусалимской общины. ѕребыва€ под непосредственным руководством св€тых апостолов и согреваема€ духом братской любви во ’ристе, община процветала и возрастала с каждым днем. ¬ ней каждый был равноправным членом единой семьи. ¬от как свидетельствует о тех дн€х св€той евангелист Ћука: ЂЅыл же страх на вс€кой душе; и много чудес и знамений совершилось через јпостолов в »ерусалиме. ¬се же верующие были вместе и имели все общее. » продавали имени€ и вс€кую собственность, и раздел€ли всем, смотр€ по нужде каждого. » каждый день единодушно пребывали в храме и, преломл€€ по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хвал€ Ѕога и наход€сь в любви у всего народа. √осподь же ежедневно прелагал спасаемых к ÷ерквиї (ƒе€н. 2,43-47).

√онение со стороны иудеев

ƒобившись расп€ти€ »исуса ’риста, иерусалимские правители, главным же образом предводители св€щенства, верили, что после ≈го смерти ученики рассеютс€, а Ђнова€ ересьї исчезнет бесследно. Ќам неизвестно, каким было настроение неправедного св€щенства спуст€ п€тьдес€т дней после воскресени€ ’риста, но скорее всего власть имущие града »ерусалима находились в неведении относительно де€тельности апостолов. ќни, очевидно, даже не подозревали, что ученики расп€того »исуса пребывают в единодушном собрании. Ќеизвестными, возможно, остались и происшедшие на глазах у не одной тыс€чи человек событи€ ѕ€тидес€тницы. Ћишь совершение апостолом ѕетром чуда при двер€х храма пробуждает дремавшую до сих пор злобу иудеев.

ѕетр и »оанн шли в храм, в дев€тый час молитвы. ” дверей храма им повстречалс€ хромой от рождени€ человек, жалостно прот€гивавший к ним руку. ¬смотревшись в хромого, ѕетр сказал: Ђсеребра и золота нет у мен€; а что имею, то даю тебеї -- и, вз€в его за правую руку, повелел во им€ »исуса ’риста Ќазоре€ встать и ходить. » здесь, прилюдно, на глазах у иудейских св€щенников произошло невиданное со времен расп€ти€ ’риста чудо: хромой, Ђвскочив, встал, и начал ходить и вошел с ними в храм, ход€ и скача, и хвал€ Ѕогаї (ƒе€н. 3, 1-10).

»сполнившись ужаса и изумлени€, пораженный чудесным исцелением всем хорошо известного сорокалетнего хромого, народ собралс€ вокруг апостолов, предоставл€€ ѕетру возможность произнести вторую, еще более гор€чую проповедь. «а€вив, что чудо совершилось силой имени —ына Ѕожи€ »исуса ’риста, апостол напоминает люд€м горькую правду, что они расп€ли Ќачальника жизни и призывает народ к пока€нию, подтвержда€ свои слова пророческими предсказани€ми. ћножество людей в тот день обратилось в христианство, увеличив, согласно евангелисту Ћуке, иерусалимскую общину на п€ть тыс€ч человек.

Ёто событие и стало поводом дл€ начала открытого гонени€ на христиан со стороны иудеев. ≈ще апостолы не успели закончить своей речи, как Ђк ним приступили св€щенники и начальники стражи при храме и саддукеи, досаду€ на то, что они учат народ и проповедуют в »исусе воскресение из мертвыхї (ƒе€н. 4,1-2). јпостолов бросили в темницу, а на следующий день был созван синедрион, недавно осудивший на крестную смерть ’риста. Ќе име€ возможности наказать апостолов, по причине народа, старейшины с угрозами прогон€ют апостолов, вообще запретив им говорить об имени »исуса ’риста.

ќднако, невзира€ на запрет, апостолы продолжали благовествовать об имени расп€того и воскресшего »исуса, соверша€ при этом множество чудес. —лово Ѕожие очень быстро распростран€лось среди людей, и число учеников в »ерусалиме весьма умножалось, и даже из св€щенников многие покорились христианской вере (ƒе€н. 6,7).

“огда первосв€щенник, а с ним и все принадлежавшие саддукейской ереси старейшины, переход€т к более жестким мерам. ѕервой жертвой их ненасытной злобы становитс€ архидиакон —тефан Ц человек мудрый, исполненный веры и силы, совершавший в народе великие чудеса и знамени€. —тефан, как и —ам »исус ’ристос, по ложному свидетельству (ƒе€н. 6,15) был обвинен в богохульстве, за которое по иудейскому закону полагалась смерть.

ѕосле смерти архидиакона —тефана на ÷ерковь в »ерусалиме обрушиваетс€ великое гонение. ≈вангелист Ћука свидетельствует, что все, кроме апостолов, рассе€лись по разным местам »удеи и —амарии (ƒе€н. 8,1).   гонению в »ерусалиме был причастен и принадлежавший к фарисейской секте €ростный ненавистник христиан тарс€нин —авл, будущий страдалец за ’риста и известный всем апостол ѕавел, который Ђтерзал церковь, вход€ в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницуї (ƒе€н. 8,3).

ћежду тем, рассе€вшиес€ ходили по городам и благовествовали слово Ѕожие. ≈вангелие проповедуетс€ в многих селени€х —амарийских, в √азе, јзоте,  есарии, ƒамаске и, несмотр€ на свирепствовавшие в »ерусалиме гонение, христианска€ община возрастала, соедин€€ в себе доселе ненавидевших друг друга иудеев и самар€н. “аким образом, гонение способствовало выходу христианской общины за рамки одного города и более широкому распространению новой религии.

»род јгриппа

 ак мы видели, прежде всего на христиан обрушились саддукеи, к которым, однако, в скоре присоединились и фарисеи -- после публичного выступлени€ архидиакона —тефана (ƒе€н. 7,2-53), который еще раз показал величину различи€ между иудаизмом и христианством, законом и благодатью. ќднако, до сих пор политическа€ власть »ерусалима, представител€ми которой с 37 по 41 гг. были римские проконсулы —амарии и »удеи ћаркелл и ћаруллий, как и правители —ирии ¬ителлий и ѕетроний, в гонени€х против христиан никакого участи€ не принимали. —лучилось это лишь с прибытием в »ерусалим нового правител€ Ц цар€ »рода јгриппы, внука »рода ¬еликого.

—о смертью  алигулы (37-41) императором провозглашаетс€  лавдий (41-54), который по неизвестным причинам своим восхождением на римский престол в большой мере считал себ€ об€занным »роду јгриппе. ¬ благодарение за это  лавдий не только подтвердил полученный к тому временем »родом от  алигулы титул цар€ »удейского, но соединил под его скипетром власть над —амарией и √алилеей.

“аким образом, в 42 году иудеи с огромным восторгом встречали нового цар€, раду€сь восстановлению древнего величи€ единой »удеи. ” иудеев действительно было много причин любить своего нового цар€. ¬ его лице они видели освободител€ страны и гр€дущую славу. ѕодобно своему деду, »род јгриппа прин€лс€ украшать город, возвод€ дворцы, арки, амфитеатры и даже присоединил новый район под названием ЂVezethaї. «аметно разросшийс€ город был окружен новыми стенами. »род посто€нно посещал храм, соверша€ помпезные жертвоприношени€ и почти всегда проживал в »ерусалиме. ќднако, самое примечательное, что будучи иудеем только по своей бабушке ћариамни, »род јгриппа никогда не упускал возможности показать себ€ истинным иудеем, укрепл€€ эту идею посредством ревностной защиты ћоисеева «акона и иудейской религии.

¬ 44 году, жела€ угодить своему народу, »род начинает преследовать христиан. ќ масштабах гонени€ »рода јгриппы, как и о его прот€женности, к сожалению, нет свидетельств ни у иудейского историка »осифа, ни у ≈всеви€  есарийского. ѕо его приказу арестовывают и казн€т апостола »акова «еведеева, брата апостола »оанна. »сход€ из слов евангелиста Ћуки, что »род, Ђвид€ же, что это при€тно »уде€м, вслед за тем вз€л и ѕетраї (ƒе€н. 12,3), можно заключить, что в эпицентре преследовани€ в тот период оказались апостолы, предводители иерусалимской общины, что также не исключает возможности более широкого гонени€. ѕоскольку арест апостола произошел в дни праздновани€ ѕасхи, казнь ѕетра была отложена, и его бросили в темницу, сковав двум€ цеп€ми и приказав стеречь его Ђчетырем четверицамї. ќднако, несмотр€ на все предприн€тые меры, в ночь перед казнью јнгел √осподень освобождает ѕетра, который, попросив уведомить об этом »акова и остальных братьев, покинул »ерусалим.

»аков брат √осподень. јпостольский —обор 49 года

ѕросьба апостола ѕетра уведомить »акова о своем освобождении и удалении из »ерусалима фактически свидетельствует о превосходстве авторитета св€того »акова среди бывших в »ерусалиме апостолов, а следовательно, о занимании им уже к 44 году места епископа »ерусалимской ÷еркви.

¬ своем единственном послании св€той »аков именует себ€ Ђрабом Ѕога и √оспода нашего »исуса ’ристаї. јпостол ѕавел называет его Ђбратом √осподаї. ¬ св€тоотеческой литературе »акову приписываютс€ такие имена, как Ђбрат »исусовї или Ђплем€нник √осподнийї. Ќачина€ же с четвертого века, в церковной литературе св€той »аков именуетс€ исключительно Ђбратом √осподнимї.

ќшибочно мнение тех, кто утверждает, что св€той »аков был апостолом из двенадцати. ¬ —в€щенном ѕисании брать€ ’риста по плоти (»аков, »осий, —имон и »уда Ц дети »осифа от предыдущего брака) четко обособл€ютс€ от апостолов и остальных учеников ’риста (»н. 1,12). Ќе двусмысленно в ѕисании говоритс€ и о том, что брать€ ’риста не уверовали в Ќего при жизни (»н. 7,5), но лишь после ≈го воскресени€, где они вновь отмежевываютс€ от двенадцати апостолов (ƒе€н. 1,13-14; 1 ор. 9,5). —огласно древнему церковному преданию, св€той »аков был апостолом из семидес€ти и первым епископом »ерусалимской ÷еркви (≈всевий, ÷ерк. »стори€ 1,12; 11,1 и проч.)

–ассе€нные гонением по всей ѕалестине апостолы неустанно исполн€ли прин€тую ими от ’риста заповедь: Ђидите, научите все народы, крест€ их во им€ ќтца и —ына и —в€того ƒуха, уча их соблюдать все, что я повелел вам...ї (ћф. 28,19-20), благовеству€ люд€м расп€того ’риста и основыва€ новые общины, новые ÷еркви.

— возрастанием ÷еркви возрастала и необходимость окончательного решени€ вопроса о необходимости обрезани€ прозелитов и об отношении христиан к ветхозаветному закону. –ади этого в 49 году в »ерусалиме собираетс€ первый в истории христианской ÷еркви —обор, известный как јпостольский. —обор состо€л из апостолов и пресвитеров (ƒе€н. 15, 6-29), а его председателем, согласно древнему церковному преданию, был св€той »аков брат √осподень. Ќа соборе выступили апостолы ѕетр, ѕавел и ¬арнава, поведавшие собранию о множестве чудес, совершенных Ѕогом среди очищенных благодатью €зычников. јпостолы единогласно за€вили о нецелесообразности наложени€ на них бесплодной теперь т€жести соблюдени€ ветхозаветного закона. «аканчиваетс€ собрание выступлением св€того »акова, который и принимает окончательное решение: Ђѕосему € полагаю не затрудн€ть обращающихс€ к Ѕогу из €зычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хот€т себеї (ƒе€н. 15,19-20).

—в€той »аков брат √осподень €вл€етс€ автором соборного послани€ (58г.), обращенного к христианам из иудеев всей ѕалестины и —ирии. ¬ своем послании иерусалимский епископ излагает христианское учение с позиций практики и этики. ќн говорит о постигающих христиан искушени€х (1,2-18), о вере и делании (1,19-2,26), об учении (3,1-18), об истинных отношени€х между Ѕогом и миром (4,1-17) и, наконец, о бедных и богатых (5,1-20).

≈всевий  есарийский свидетельствует, что Ђпосредством »акова многие прин€ли веру и среди начальников. » было возмущение среди иудеев, книжников и фарисеев, утверждавших, что весь народ находитс€ в опасности ожида€ »исуса ’ристаї. Ёто и была причина мученической кончины »ерусалимского ѕервоиерарха.

¬ид€ все возрастающий успех христианской проповеди, иудеи вновь решили поразить пастыр€, дабы стадо рассе€лось, так и не осознава€, что истинный ѕастырь христиан находитс€ на небесах и недос€гаем дл€ их кровавых рук. ¬оспользовавшись отсутствием в городе римского прокуратора јльбина, иудеи в 62 году схватили св€того »акова брата √осподн€ и, обвинив его в богохульстве, приговорили к смерти через побиение камн€ми.

–азрушение »ерусалима

—пуст€ почти четыре года после мученической кончины св€того »акова брата √осподн€, преемником јльбина на должности прокуратура »удеи стал ‘лор, во много раз превосходивший своих предшественников грубостью, жестокостью и бесчинствами.

¬спыхнувший в ночь с 16 на 17 ма€ 66 года народный бунт вынудил проконсула ‘рола в спешке покинуть »ерусалим, что послужило мотивом к широкому восстанию по всему городу. ¬осстание безрезультатно попытались успокоить мирным путем прибывшие тогда в »ерусалим јгриппа II и его сестра ¬ероника. Ќапротив, народ предал огню царские палаты и безжалостно расправилс€ с охран€вшими город римскими воинами. ¬ыхлестнувшее за пределы »ерусалима восстание переросло в насто€щую иудейскую революцию, и теперь уже разрушались различные стратегические объекты ѕалестины. –еволюци€ захлестнула всю страну. ¬о многих городах последовали неописуемой жестокости столкновени€ между иуде€ми и €зычниками.

–азумеетс€, что мирно существовавша€ до этих пор христианска€ община »ерусалима помимо своей воли была вовлечена во всеобщий раздор.  ак и следовало было ожидать, римл€не прин€ли решение подавить вспыхнувшее в »удее восстание с помощью огн€ и меча. ’ристиане, воспринимаемые римл€нами как некое ответвление иудаизма, уничтожались наравне с взбунтовавшимис€ иуде€ми.

24 окт€бр€ 66 года эпарх —ирии  естий √алл, завоевав расположенные по соседству города и селени€, прибыл в близ лежащий от »ерусалима √аваон. Ќесмотр€ на причиненные от столкновений с бунтовщиками потери, 30 окт€бр€  естий осадил »ерусалим, предав огню недавно отстроенный »родом јгриппой I новый район города под названием Vezetha. ќднако, по неизвестной причине он вынужден был оставить осажденный город и отступить. ѕреследуемый воспр€нувшими духом м€тежниками,  естий √алл в одном из столкновений потерпел полное поражение и едва спасс€, скрывшись в јнтипатриде с тыс€чей п€тьсот солдат.

Ќаходившийс€ в то врем€ в √реции римский император Ќерон, узнав об постигшем римскую армию в ѕалестине несчастии, поручил известному уже тогда полководцу ¬еспасиану подавить иудейское восстание. ≈му действительно удалось в очень короткое врем€ подчинить √алилею и многие селени€ »удеи, однако на »ерусалим полководец выступать не спешил, предвид€ внутренний переворот в самой –имской »мперии. »збранный в 69 году –имским »мператором ¬еспасиан поручил подавить очаг иудейской революции »ерусалим своему старшему сыну “иту.

–азумеетс€, что под давлением подобных условий »ерусалимска€ ÷ерковь переживала ужасные дни. ¬ этот период, согласно свидетельству ≈гезипа (IV,22), епископом иерусалимской общины был избран св€той —имеон. ¬ид€ непрекращающеес€ кровопролитие и ожесточение возбужденных иудеев, а также возвращающиес€ к стенам »ерусалима римские легионы, иерусалимска€ община покидает город и перемещаетс€ в ѕеллу (≈всевий, ÷ерк. »стори€ III, 5).

Ёто был город, построенный в эллинистическую эпоху, размещавшийс€ на левом берегу реки »ордан. ѕо большей части его насел€ли миролюбивые греки. ќн был одним из немногих городов, которые оставались верными римским власт€м на прот€жении всего иудейского восстани€.  ак позже подтвердилось, такое решение оказалось весьма мудрым. ќсадивший в начале 70 года столицу »удеи “ит очень быстро перешел в наступление и вскоре разрушил до основани€ стены города и ’рам, а весь »ерусалим сжег дотла. ѕовстанцев распинали тыс€чами, не щадили ни женщин, ни детей. “ыс€чи иудеев были уведены в плен, тогда как Ѕожий √рад был превращен в груды дым€щихс€ развалин.

Ётим событием был запечатан ¬етхий «авет. –азрушение ’рама, ос€заемого символа ћоисеева закона Ц единственной основы иудейской религии Ц в свою очередь как бы уничтожило и саму цель ее существовани€. ћесто иудаизма в истории должна была зан€ть единственно истинна€ религи€ Ц основанна€ на жертве Ѕогочеловека ’риста.

»ерусалимска€ ÷ерковь в ѕелле

— этого момента первенство более не принадлежало »ерусалиму. –азрушение —в€того √рада в совокупности с плодотворной проповедью апостолов давали повод дл€ по€влени€ и развити€ в ѕалестине новых христианских центров.

Ќа обосновавшуюс€ в ѕелле иерусалимскую общину очень быстро обрушилось двойное гонение: со стороны римл€н и непримиримых иудействующих христиан.

ѕосле правлени€ ¬еспасиана и “ита римским императором стал младший брат “ита Ц “ит ‘лавий ƒомициан. »стощив казну издержками на различные постройки, зрелища и повышение жаловань€ воинам, не обладающий изобретательностью ¬еспасиана и здравомыслием “ита ƒомициан не смог найти иного выхода, как начать отнимать с помощью каких угодно обвинений имущества живых и мертвых. ѕравление ƒомициана вылилось в самый разнузданный террор. ќдними из первых жертв этого террора стали насел€вшие –имскую »мперию иудеи, а следовательно, и ничем не отличавшиес€ от них в глазах римл€н христиане.

ќднако наиболее печальным было то, что большинство из прин€вших христианство иудеев пребывало жестоковыйным даже после јпостольского собора 49 года, остава€сь верным своим иде€м, то есть необходимости исполнени€ ћоисеева закона. ѕоскольку усили€ми и старанием св€того —имеона р€ды »ерусалимской ÷еркви в ѕелле все больше приумножались насел€вшими город €зычниками, то очень скоро, по причине настойчивости и упр€мства иудействующих, в христианской общине произошел неизбежный конфликт.

ѕредводителем иудействующей части христиан был ‘евуд, человек с амбици€ми, прит€завший на епископский престол. ќтделившись от иерусалимской общины, ‘евуд образовал р€д Ђиудейскихї ересей. » вот, даже не иудеи, а именно эти еретики при каждой возможности доносили римл€нам на христиан. —в€той ≈всевий  есарийский свидетельствует, что именно по их доносу в 107 году »удейским прокуратором јттиком (Tiberius Claudius Atticus) в возрасте 120 лет был арестован св€той епископ »ерусалимский —имеон, который после долгих ист€заний был расп€т (≈всевий, ÷ерк. истори€ III,32). ћученической кровью св€того —имеона была запечатана истори€ »ерусалимской ÷еркви в период апостольского века, и предначертан мученический характер ее дальнейшего развити€.

ѕо причине гонений восходившие после него на иерусалимский престол епископы не управл€ли ÷ерковью подолгу. Ќесмотр€ на то, что центр иерусалимской общины пребывал в ѕелле, ее епископы не перестали именоватьс€ иерусалимскими. —огласно свидетельству ≈всеви€  есарийского, после св€того —имеона »ерусалимским епископом стал »уст I (или »уда), пробывший на престоле до 111 года. ќт 111 и до 134 гг. епископами —в€того √рада »ерусалима были «акхей, “ови€, ¬ениамин, »оанн I, ћатфей, ‘илипп, —енека, »уст II, Ћевий, ≈фрем (или ≈фрис), »осиф I и »уда.

ќ том, что христианска€ община в ѕелле не была бездейственной, свидетельствует дошедша€ до нас апологи€ христианства, изложенна€ јристом ѕеллейским в его труде Ђ—пор или диалог ѕаписка и ясонаї. ¬ нем один из спор€щих €вл€етс€ александрийским иудеем, а другой Ц крещенным евреем. ¬ процессе диалога христианин, основыва€ свою апологию на высказывани€х ѕророков, убеждает ѕаписка креститьс€.

ќкончательное разрушение »ерусалима. –асцвет других ѕалестинских городов

 о времени написани€ јристом ѕелльским апологии на едва начавший восстанавливатьс€ »ерусалим обрушилось новое несчастье. ¬ 130 году по воле посетившего ѕалестину и —ирию римского императора јдриана (117-138) —в€той √рад »ерусалим был обращен в римскую колонию и переименован в “Colonia Aelia Capitolina”.

≈два император, направл€вшийс€ в јфины, покинул город, в нем вспыхнуло новое восстание иудеев под предводительством Ѕар- охабы (или Ѕар- озибы), почитаемого среди восставших как пришедший ћесси€.

ќтношение иудеев к христианам в этот период очень сильно изменилось. —чита€ христиан отступниками и предател€ми, иудеи начали их преследовать, заставл€€ их под страхом смерти отрекатьс€ от ’риста и присоедин€тьс€ к Ђистинному ћессииї -- Ѕар- охабе.

ѕоначалу восставшим сопутствовала удача, и им даже удалось одержать победу в нескольких столкновени€х с римл€нами. ќднако после убийства Ѕар- охабы их дух сломалс€, и восстание было полностью подавлено. ¬ наказание иудеи были изгнаны из »ерусалима полностью и навсегда, а разрушенный до основани€ город римл€не вспахали плугом, стира€ его, таким образом, с лица земли. –им еще раз переживал триумф, устроенный на телах п€тидес€ти тыс€ч евреев и на развалинах »удеи, которой уже больше никогда не будет суждено увидеть прежнего расцвета.

  северу от старого города был заложен новый римский город Aelia Capitolina, в который иуде€м вход был воспрещен под страхом смерти. Ќова€ колони€, испещренна€ театрами и €зыческими храмами, во всем походила на остальные римские города.

 ак следствие разрушени€ »ерусалима, религиозного центра евреев, и наступившего в »удеи мира, начинаетс€ подъем и расцвет других палестинских городов. ќсобенно быстро возрастали города, населенные греками и лежавшие р€дом с торговыми пут€ми. ¬ этом про€вл€лась благосклонность императора јдриана к грекам, известного своей любовью к античной культуре и ко всему, что имело хоть какую-то св€зь с √рецией.

—реди таких городов были греческий город »оппи (в нем проповедовал сам апостол ѕетр), древний, основанный филистимл€нами город јскалон.  рупными €зыческими центрами были √аза, —кифополь, ƒиосполь, ѕелла, ‘иладельфи€, ¬остры и проч.

— этого времени наступает расцвет  есарии, крупного административного и торгового центра ѕалестины. ¬  есарии довольно рано по€вилась христианска€ община, котора€ с церковной точки зрени€ раньше была незначительной. ѕосле падени€ »ерусалима  есари€ приобрела большее значение, чем некогда сам »ерусалим.

¬озвращение ÷еркви из ѕеллы

–езультатом расцвета €зыческих городов было быстрое увеличение числа христиан Ђиз €зычниковї в »ерусалимской ÷еркви.

“ак, в ѕелле произошло полное очищение ÷еркви от элементов иудейства и ее окончательное разрешение от ветхозаветных уз. ƒревний историк —ульпиций —евир пишет: Ђдо этого времени почти все находившиес€ в »удее христиане соблюдали «акон и одновременно поклон€лись ’ристу, как Ѕогу, но божественному домостроительству было угодно освободить ÷ерковь от этого рабстваї (Historia sacra II,31). ѕричиной этому послужил не только раскол и выход из общины ереси иудействующих, но и быстро возрастающее число христиан из €зычников. Ќепосредственным результатом этого стало наполнение »ерусалимской ÷еркви пелльскими и другими греками. ≈всевий пишет: Ђ...и вот в этой, состо€щей из €зычников, ÷еркви, вкупе с другими епископами из обрезанных служение восприн€л ћаркї (≈всевий, ÷ерк. истори€ IV,6; V,12). Ёто произошло в 134 году, когда христианам не иудейского происхождени€, но родом из »ерусалима, был разрешен вход и поселение в городе.

— этого времени в истории »ерусалимской ÷еркви начинаетс€ нова€ эпоха, наполненна€ испытани€ми и страдани€ми. —в€той √рад представл€л из себ€ теперь небольшое и незначительное селение, политически и юридически подчиненное  есарии -- месту пребывани€ правител€ ѕалестины.

ќднако христианские св€тыни очень быстро подверглись поруганию со стороны €зычников. Ѕлагосклонность императора јдриана к обосновавшимс€ в Ёлии христианам совпала с его прин€тием в јфинах Ђјпологииї выступивших в защиту христианства  одрата и јристида. ќднако, возвратившись в –им, јдриан снова начал преследовать не только иудеев, но и христиан. ќн приказал, чтобы посредством €зычества и идолов в »ерусалиме и ¬ифлееме, насколько это возможно, было уничтожено и стерто все св€занное с воспоминани€ми об иудаизме и христианстве. Ќа месте храма —оломона был возведен храм «евса  апитолийского. —татуи јфродиты покрыли √олгофу и —в€той √роб √осподень. ¬озле ¬ифлеемской пещеры возвышалс€ храм јдониса.

ѕод таким гнетом после ћарка I епископами »ерусалимской ÷еркви были  ассиан, ѕуплий, ћаксимиан, ёлиан, √ай I, —иммах,  апитон, ћаксим I, јнтонин или јнтоний, ”алис и ƒолихиан, после которых, в 185 году, епископом »ерусалимской ÷еркви стал Ќарцисс I.

— восхождением на епископский престол Ќарцисса в »ерусалимской ÷еркви наступает новый период развити€: она начинает общатьс€ и участвовать в жизни всего христианского мира. ѕри Ќарциссе I в »ерусалиме был созван первый ѕоместный —обор (190 г.), на котором решалс€ вопрос о праздновании ѕасхи. ќднако живший св€той жизнью и чудотворивший еще при жизни св€той Ќарцисс был оклеветан завистниками, после чего, покинув »ерусалим, удалилс€ в пустыню.

ѕреемником удалившегос€ от дел Ќарцисса собравшиес€ в 211 году епископы соседних епархий избрали Ёлиоса (или «евса). ¬ этом же году на »ерусалимский престол взошел √ерманион, которого вскоре сменил √ордей. ¬ 213 году, после смерти √орде€ и очередного отказа св€того Ќарцисса возвратитьс€ из пустыни на »ерусалимский престол, епископом —в€того √рада »ерусалима избираетс€ јлександр.

—в€той јлександр. ѕоследнее гонение

— восхождением на престол »ерусалимской ÷еркви епископа јлександра (213-251), соученика великого ќригена по јлександрийской школе, в »ерусалимской ÷еркви начинаетс€ период духовного образовани€ и общего подъема.

Ћичными старани€ми св€того јлександра в Ёлие (»ерусалиме) была основана библиотека, в которой, по свидетельству ≈всеви€  есарийского, хранилось большое количество трудов и различных посланий Ђси€вших тогда на церковном небосводе мыслителей и мужей церковныхї (≈всевий, ÷ерк. истори€ VI,20). ќднако иерусалимска€ библиотека просуществовала недолго и, к сожалению, была сожжена при ƒиоклетиане.

ѕомимо этого, епископ јлександр был основателем иерусалимской богословской школы, основной задачей которой, разумеетс€, была катехизаци€. Ўкола была создана по образу существовавшей уже около двух веков јлександрийской (основателем которой, согласно преданию, был евангелист ћарк), где вместе со знаменитым ќригеном у св€того  лимента јлександрийского обучалс€ и сам јлександр. ¬ »ерусалимской школе христианскую веру преподавал и прибывший в 215 году в ѕалестину ќриген.

ќднако церковный мир был недолгим, ибо в 250 году в попытке подн€ть престиж императорской власти и укрепить единство государства римский император ƒеций (249-251) объ€вил об€зательным дл€ всех участие в культе √ени€ императора (божества, которое покровительствует императору). Ќа непокорившихс€ христиан во всех концах империи началось новое гонение, при котором в 251 году, после гор€чей речи в защиту христианства, в иерусалимской тюрьме скончалс€ св€щенномученик епископ јлександр.

√онени€ продлились и в период правлени€ императора ¬алериана, когда восприемником св€того јлександра на »ерусалимском престоле был епископ ћазаван (251-260). ≈всевий  есарийский свидетельствует, что Ђв те дни в  есарии пострадали три христианина: ѕриск, ћалхос и јлександр, а также нека€ женщина, принадлежавша€ к ћаркионовой ересиї (≈всевий, ÷ерк. истори€ VII,12).

—ила ƒецио-¬алерианового гонени€ состо€ла в том, что оно было неожиданным дл€ ÷еркви. ѕривыкшие к мирной жизни и расслабленные зат€нувшимс€ покоем христиане оказались неготовыми к испытани€м. ѕо этой причине, в это гонение было очень много Ђпадшихї (lapsi), которые из страха перед смертью, утратой имени€ или выгодного положени€ отказывались от ’риста. ѕо причине большого количества отпавших от христианства, впервые возник вопрос о возможности и мерах их прин€ти€ в лоно ’ристовой ÷еркви. Ётот вопрос был решен на собравшемс€ в 252 году в јнтиохии ѕоместном соборе, на котором, среди многих других, присутствовали и палестинские епископы.

—тоит отметить, что в послание 256 года ƒиониси€ јлександрийского (246-265) римскому папе —тефану (253-257) первым поминаетс€ ‘еоктист  есарийский, а за ним ћазаван Ёлийский (≈всевий, ÷ерк. истори€ VII,45). ќднако спуст€ дес€ть лет на јнтиохийских соборах 264 и 268 г.г. (созванных дл€ рассмотрени€ тринитарной ереси епископа јнтиохийского ѕавла —амосатского) в де€ни€х соборов первой следует подпись епископа “арского Ёлена, второй »ерусалимского »менэ€ (260-298) и третьей  есарийского ‘еоктиста.

¬ 296 году ѕалестину посетил римский император ƒиоклетиан (284-305), сопровождаемый будущим первым христианским императором  онстантином. ¬ 298 году в мире почившего »менэ€ на »ерусалимском престоле сменил епископ «амвд (298-300), а спуст€ два года Ц ≈рмон (300-314), при котором на всю христианскую ÷ерковь обрушилось ƒиоклитианово гонение.

¬ первый год (303) этого гонени€ в ѕалестине пострадало очень много христиан, особенно епископов и клириков. —амыми известными среди них €вл€ютс€ —кифопольский ѕрокопий, замученный в июне 303 года при правителе  есарийском ‘лавиане, а также диаконы јлфей и «акхей (17 но€бр€ 303 года). ¬ 304 году гонение усилилось. ¬ √азе заживо на медленном огне был сожжен христианин “имофей, а јгапий и ‘екла были брошены на съедение звер€м.

ѕосле отречени€ императора ƒиоклетиана в 305 году јвгустом становитс€ его з€ть √алерий (305-311), который отдает ѕалестину, —ирию и ≈гипет в правление своему плем€ннику ћаксимину (305-313), вошедшему в историю под именем ћаксимина ƒазы.

¬ начале своего правлени€ ƒаза внешне снисходительно относилс€ к христианам. ћногие из них были освобождены из тюрем, возвращены из рудников. ’ристианам даже было разрешено собиратьс€. √лавными качествами еще недавно бывшего пастухом ƒазы были жестокость и суеверие. ќн был окружен магами и философами, которые постепенно внушили ему антипатию к христианам, в следствие чего последовало новое, сопровождаемое бесчеловечной жестокостью гонение.

¬ этот период многие христиане были осуждены на смерть или ссылку. “ак 2 апрел€ 306 года в  есарии прин€л мученический венец јпфион. 10 но€бр€ 306 года, прибывший на празднование своего дн€ рождени€ ћаксимин устроил гладиаторские бои, после которых на арену вывели христианина јгапи€ и напустили на него медвед€. ќднако медведь не тронул мученика, и тогда јгапи€, прив€зав к ногам камень, бросили в море. 2 апрел€ 307 года, в день праздновани€ ѕасхи, в  есарии пострадала восемнадцатилетн€€ дева ‘еодоси€, котора€, после долгих мучений, также была брошена в море. ѕресытившийс€ смертью мученицы ‘еодосии правитель  есарии ”рбан повелел ссылать остальных христиан на рудники в ѕалестинский город ‘ано. 5 но€бр€ этого же года, после долгих ист€заний, в числе других христиан туда был сослан и —илван, епископ √азский. ¬ этот же день за свободную исповедь ’риста был осужден на сожжение известный по всей ѕалестине ƒомнин, а старец јвксентий брошен к звер€м.

¬ начале 308 года в јскалоне были обезглавлены ѕровол и »ли€, а христианин по имени јфис сожжен заживо.

¬ √азе во врем€ чтени€ —в€щенного ѕисани€ было арестовано целое собрание христиан. ћногих из них после телесных ист€заний отправили на рудники; двух женщин сожгли, а христианину по имени ѕавел отрубили голову.

—таравшийс€ угодить ћаксимину новый правитель  есарии ‘ирмилиан запретил погребать тела мертвых христиан, и много дней плото€дные животные растаскивали останки мучеников по улицам города и за окраины  есарии. 13 но€бр€ 308 года среди многих других пострадали јнтоний, √ерман и «евинас из Ёлевферупол€. ѕосле долгого бичевани€ была сожжена ≈ннафа из —кифупол€.

ќсобенным был день 16 феврал€ 308 года, когда в  есарии ѕалестинской было казнено сразу двенадцать человек. ¬месте с христианским проповедником ѕамфилом были казнены п€теро сосланных из ≈гипта христиан: »ли€, »ереми€, »саи€, —амуил и ƒаниил. ћученический венец в этот день также прин€ли иерусалимский диакон ¬алент, зилот из ямнии ѕавел, ѕорфирий, старый воин —елевкий, едва прибывший в  есарию ёлиан, а также состо€вший в свите ‘ирмилиана ‘еодул. ѕо приказу ‘ирмилиана их тела пролежали на улицах города четыре дн€, однако ни дикий зверь, ни птица, ни собака не прикоснулись к мощам св€тых мучеников, которые спуст€ четыре дн€ были погребены благочестивыми христианами.

¬ гонении на христиан в309 году в ѕалестине был замучен и некий маркионский епископ јсклипий.

5 марта 310 года на съедение львам был брошен не отрекшийс€ от ’риста јдриан, а 7 марта ≈ввул. —мертью ≈ввула была запечатана кровава€ истори€ гонени€ на христиан ѕалестины первого периода.

√онение на ’ристову ÷ерковь продолжалось еще несколько лет, пока христианство окончательно не восторжествовало с восхождением на престол »мперии первого христианского императора Ц  онстантина ¬еликого. Ётот триумф пережил и последний этого зат€нувшегос€ периода гонений »ерусалимский епископ ≈рмон, непрестанно руководивший жившей в муках ÷ерковью.

Дмитрий Гоцкалюк

12 окт€бр€ 2001 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0