„ехо-—ловацка€

»нтервью с ¬ысокопреосв€щеннейшим ’ристофором, архиепископом ѕражским и „ешских земель

¬ысокопреосв€щеннейший ’ристофор, архиепископ ѕражский „ешских земель
¬ысокопреосв€щеннейший ’ристофор, архиепископ ѕражский „ешских земель
/p>

- ¬ладыка, скажите, пожалуйста, несколько слов о себе.  ак проходило ¬аше церковное служение до избрани€ на ѕражскую кафедру?

- я стал архиереем, когда мне было тридцать четыре года. я не ожидал этого. я был выпускником ћосковской духовной академии и в монахи постригалс€ здесь, в Ћавре, будучи еще студентом. “ак что и сегодн€, когда € приезжаю в Ћавру, то чувствую себ€ дома. я думал, что буду служить около покойного Ѕлаженнейшего митрополита ƒорофе€ много-много лет, до конца жизни как насто€тель его кафедрального храма. ” мен€ всегда был хороший и добрый контакт с молодежью. я создал группу молодых людей. ћы читали разные сочинени€ св€тых отцов, преподавали «акон Ѕожий школьникам. » вдруг Ѕлаженнейший приглашает мен€ к себе и говорит: Ђ“ы будешь архиереем, потому что нам это нужної. я стал отказыватьс€. ј он говорит: Ђѕодумай, хочешь ли ты помочь ÷еркви или хочешь быть сам по себе?ї я подумал и на следующий день сказал ему: Ђя всегда хотел помочь ÷еркви. » готов выполнить послушание, которое ¬ы мне поручите как духовный отецї. » мне пришлось из столицы уехать в ќломоуц, провинциальный город, который находитс€ далеко от ѕраги.

«десь вначале € столкнулс€ со многими трудност€ми. я даже €зык не знал, ведь там, в ћоравии, говор€т несколько по-другому. Ёто как здесь, в ћоскве говор€т не так, как в других регионах –оссии. » это чувствуетс€. ¬от такие проблемы € встретил, но постепенно увидел, что в ќломоуце есть особа€ нужда в архиерейском служении, потому что власти долго не разрешали поставить сюда епископа.  афедра вдовствовала более двадцати лет, и только в начале восьмидес€тых годов разрешили покойному архиепископу Ќиканору быть здесь архиереем, несмотр€ на то, что у него был советский паспорт. » он восстановил эту епархию. ќн сумел добитьс€ того, что из епархиального дома жители были расселены в другие здани€, и создал хорошие услови€ дл€ архиерейского служени€.  огда € приехал на кафедру, то была даже квартира. ј раньше квартиры не было, и владыка Ќиканор первое врем€ жил в гостинице. ќн очень пострадал за ѕравославие. ¬ то врем€ в ќломоуце находилс€ большой контингент советских войск, среди которых было много верующих. Ќо были и такие, которые не были крещены. » он начал крестить солдат и офицеров. Ётим заинтересовалось  √Ѕ, и его вынудили уйти. ќн должен был попроситьс€ на покой. » поэтому вдруг встал вопрос о том, кто будет на его месте архиереем. —инод, епископы и мир€не избрали мен€. » вот уже четырнадцать лет € служу архиереем. »з них двенадцать лет € находилс€ на кафедре в ќломоуце. ¬ то врем€ € с благословени€ моего духовного отца архимандрита Ќаума основал мужской монастырь в √рубе ¬ербке, на родине св€тител€ √оразда. ћы купили там один домик, затем другой, устроили часовню. ћонастырь этот небольшой. “ам сейчас живет лишь три монаха. “акже удалось открыть женский монастырь в селе ¬илемов. “ак что ќломоуц - это теперь духовный центр. “ам очень интенсивно идет строительство и ремонт храмов, открыто отделение ѕрешовского православного факультета. » € благодарен Ѕогу, что мне довелось там послужить.

ѕосле смерти Ѕлаженнейшего митрополита ƒорофе€ € не думал, что займу его место. ” нас были выборы, в которых принимали участие клирики и мир€не. Ѕыло два кандидата. ∆ребий пал на мен€. Ёто было в начале двухтыс€чного года. » вот уже почти два года € €вл€юсь архиепископом ѕражским и „ешских земель. ” нас еще с конца 1992 года ÷ерковь административно разделилась на две части: одна часть - в „ешской республике, втора€ - в —ловацкой. ¬ —ловакии административным главой стал архиепископ ѕрешовский Ќиколай, а в „ехии административным главой стал архиепископ ѕражский ƒорофей. ¬ладыка ƒорофей €вл€лс€ ѕредседателем јрхиерейского —инода и митрополитом „ешских земель и —ловакии, то есть главой всей нашей ѕоместной ÷еркви. ѕосле смерти Ѕлаженнейшего ƒорофе€, когда € стал архиепископом ѕражским, были выборы нового митрополита. Ќужно было решить, кто будет ѕредседателем —инода и главой ѕоместной ÷еркви. Ќа этих выборах € сн€л свою кандидатуру, ради моего возраста. ћне было сорок п€ть лет, а владыке Ќиколаю ѕрешовскому - семьдес€т три, и он очень пострадал за православие во врем€ униатского гонени€. ќн - защитник православи€, выдающийс€ де€тель нашей ÷еркви, старейший архиерей. ѕоэтому € сн€л свою кандидатуру и попросил всех делегатов —обора проголосовать за владыку Ќикола€. ¬ его лице € вижу мученичество и св€тость ÷еркви. “ак все и вышло. ≈го выбрали митрополитом, и теперь центр нашей ÷еркви находитс€ в ѕрешове. ¬ладыка Ќиколай осталс€ архиепископом ѕрешовским и стал при этом митрополитом „ешских земель и —ловакии.

- ¬ладыка, расскажите, пожалуйста, о состо€нии ѕравославной ÷еркви в „ешской республике. —колько у вас верующих? —колько храмов? ћного ли духовенства?

- ” нас, во всей ѕоместной ÷еркви около двухсот приходов. —в€щенников и церковнослужителей, то есть тех, кто работает в ÷еркви примерно столько же, то есть около двухсот человек. ’рамов больше. ѕосчитать трудно, но € думаю, что до п€тисот, если считать часовни и домовые храмы. ¬ „ешской республике находитс€ около шестидес€ти из этих приходов. ¬ —ловакии - больше, где-то сто сорок. „то касаетс€ количества верующих, то в этом году была проведена перепись населени€ в обоих государствах, но ее результаты еще не опубликованы. »звестна лишь предварительна€ информаци€. ћы надеемс€, что будет зафиксирован количественный рост числа православных верующих. ѕерепись населени€, проведенна€ в 1991 года тогда еще „ехословацким государством, зафиксировала около шестидес€ти тыс€ч наших верующих. Ќо мы думаем, что нас больше, потому что тогда, дес€ть лет назад, не все открыто признавались в том, что они верующие. ћы думаем, что сегодн€ в нашей ÷еркви где-то около ста тыс€ч верующих. Ёто активных членов ÷еркви. ѕотому что есть и пассивные. »х тоже можно посчитать, но они воинствующей ÷еркви не нужны, потому что мы видели их только один раз, когда крестили, и второй раз увидим, когда будем отпевать, а может, и не увидим. “еперь стало модным погребение, так сказать, без никого. ѕросто родственники отправл€ют друзь€м и близким сообщение о том, что скончалс€ такой-то человек. » все. Ќи погребени€, ни поминок. –аньше хоть был крематорий. ј теперь вообще ничего. Ёто ужасно.

¬ообще, современна€ „ехи€ - это страна западна€. Ѕольшинство ее жителей уже совсем неверующие. Ѕольшое вли€ние имеет образ жизни прагматичный, американский. ѕочти никому уже не нужны ни храмы, ни св€щеннослужители. Ётот процесс посто€нно усиливаетс€, и мне всегда радостно узнать, что в –оссии такого еще нет, что американизм не достиг здесь таких масштабов, как на «ападе, что большинство ваших граждан все-таки верующие, хот€ не все они принимают активное участие в жизни ÷еркви. ” нас этого уже нет. Ёто, конечно, открывает большие возможности дл€ нашей миссионерской де€тельности. ћы можем работать с людьми, которые ищут истину. ѕоэтому у нас вполне нормальные, человеческие контакты с представител€ми других ÷ерквей и вероисповеданий. ћы встречаемс€ на разных меропри€ти€х, которые организуют и политические, и церковные организации, прежде всего, конечно, римо-католические. Ёто сама€ многочисленна€ в „ехии конфесси€. Ќо число римо-католиков за последнее дес€тилетие сократилось почти на миллион. Ќаселение „ешской республики составл€ет сегодн€ 10 миллионов человек, из них католиков около трех миллионов. ј почти 60 процентов населени€ не принадлежат ни к какой конфессии и открыто называют себ€ атеистами. ѕоэтому вести сегодн€ какую-то борьбу или старатьс€ переманить верующих из другой ÷еркви - это никому не нужно, потому что верующих осталось очень мало. ћы все должны стремитьс€ проповедовать истину. —лава Ѕогу, сегодн€ есть возможность открыто свидетельствовать об истине.

- ј как стро€тс€ ¬аши взаимоотношени€ с государством? ќказывает ли государство какую-нибудь финансовую поддержку ѕравославной ÷еркви?

- ƒа. ќказывает. ” нас еще со времен јвстро-¬енгерского государства сохранилс€ подход к ÷еркви как к части культурного наследи€. ѕоэтому наша ÷ерковь всегда принимала участие в делах министерства культуры. » поэтому министерство оказывает нам финансовую поддержку. Ќе только нам, конечно, но и всем официально зарегистрированным конфесси€м. “ак традиционно строились наши взаимоотношени€ с государством. ѕравославна€ ÷ерковь признана исторической ÷ерковью, котора€ издавна существовала на этих земл€х. »сторическими ÷ерквами признаны и протестанты, так как они по€вились у нас еще в XVI-XVII веках, и лишь затем были изгнаны из „ехии. «арегистрированные ÷еркви получают финансовую поддержку дл€ выплаты жаловани€ св€щеннослужител€м. Ќо, конечно, эти средства весьма ограничены. » сейчас ведетс€ подготовка нового закона о ÷еркви, в соответствии с которым, ÷еркви, может быть, должны будут заключать договор с государством. Ёто уже введено в —ловакии. “ам зарегистрированна€ ÷ерковь может договоритьс€ о поддержке с государством.

-  ак сегодн€ стро€тс€ ваши взаимоотношени€ с  онстантинопольским ѕатриархатом?  ак относитс€ ваша ÷ерковь к “омосу, который ѕатриарх ¬арфоломей издал в 1998 году?

- Ќаш ѕоместный —обор очень €сно в своем решении сказал, что этот “омос мы принимаем как подтверждение нашей автокефалии, полученной в 1951 году. »менно в 1951 году был издан јкт —в€тейшего ѕатриарха ћосковского и все€ –уси јлекси€ I, который даровал автокефалию „ехословацкой ÷еркви. ћы считаем себ€ автокефальной ÷ерковью именно с этого дн€, 8 декабр€ 1951 года. Ќо нас, как, например, и √рузинскую ÷ерковь не признавал  онстантинопольский ѕатриархат. ¬едь автокефальной √рузинскую ÷ерковь  онстантинополь признал только в 1991 году, лишь 10 лет назад! »м от этого вр€д ли было хорошо. » нам не было хорошо, что нас не признавали. » не только  онстантинополь, но и все греческие ÷еркви: јлександрийска€, јнтиохийска€, »ерусалимска€,  ипрска€ и Ёлладска€. ѕ€ть ÷ерквей нас не признавали. ÷ерквей древних и почитаемых. ѕоэтому сегодн€ мы рады, что по€вилс€ этот “омос, и мы теперь признаны во всем мире как поместна€ автокефальна€ ÷ерковь.

Ќа осв€щении нового храма в  арловых ¬арах
Ќа осв€щении нового храма в  арловых ¬арах
- —егодн€ много граждан бывшего —оветского —оюза приезжают в „ехию на временное или посто€нное проживание. Ќаверное, ¬ы с ними сталкиваетесь. ѕриход€т ли они в ¬аши храмы?

- ¬ ѕраге четыре православных храма. » все они сегодн€ полны народу, потому что к нам много приезжает людей из –оссии и из других стран бывшего —оветского —оюза. ќни приезжают не только дл€ того, чтобы работать, но и дл€ того, чтобы жить. Ќе только временно, но и посто€нно. ≈сть много тех, которые женились или вышли замуж за граждан „ешской республики. Ёто очень интересно. „ехи, как € уже говорил, почти все сегодн€ атеисты. Ќо вот когда чешска€ девушка выходит замуж за человека православного из бывшего —оветского —оюза, она становитьс€ православной. „еловек, воспитанный в русской православной традиции, стремитьс€ заключить церковный брак. ќн хочет венчатьс€, крестить своих детей, как-то принимать участие в жизни ÷еркви. Ќам это очень помогает, потому что люди, создавшие такие семьи - это уже православные чехи. ќни граждане нашего государства, ставшие православными. ћы этому очень рады. ћы рады, что у нас очень дружественные отношени€ с ѕравославной ÷ерковью ћосковского ѕатриархата. ѕравда, к нам приезжают и раскольники из  иева, с ”краины, с ними мы не поддерживаем никаких отношений. ” нас, кстати, есть дл€ выходцев из «акарпать€ свой храм. “ам служба совершаетс€ точно так же, как в ”жгороде. “ам и проповедь говоритс€ по-украински. » батюшка, который возглавл€ет службу, может говорить и по-украински, и по-русски. ≈сть у нас и традиционна€ русска€ церковь. –усские эмигранты живут в „ехии уже восемьдес€т лет и еще с 1920-х годов имеют свой храм на ќльшанском кладбище в ѕраге. » в будущем, возможно, нужно будет строить и еще одну церковь дл€ них, потому что эта уже не может вместить всех желающих.

- ¬ы вспомнили об ќльшанском храме. —овсем недавно до нас дошло печальное сообщение о том, что этот храм был ограблен в сент€бре.

- ƒа. я сразу же передал сообщение об этом во все газеты, чтобы русские знали и молились. ѕотому что этот храм это пам€тник русско-чешских контактов. ≈го создал первый премьер-министр „ехословацкого государства доктор  арел  рамарж. » „ешское государство €вл€етс€ покровителем этого храма. ¬месте с государством мы недавно сделали ремонт ќльшанского храма. √осударство выделило дл€ этого несколько миллионов крон. Ёто пам€тник руссской культуры. »коны, которые украли, принадлежат кисти великого русского художника Ѕилибина, который жил как эмигрант в ѕариже. Ёто ценность, которую нельз€ измерить никакими деньгами. ѕоэтому €, как ѕражский архиепископ, оповестил всех русских, живущих в ѕраге о том, что случилось. », слава Ѕогу, через мес€ц нашли этих людей. » мы надеемс€, что все иконы будут возвращены. “ут поработала и полици€, и интерпол, и наши люди этому содействовали. я сразу же сообщил об ограблении в интерпол, чтобы, не дай Ѕог, эти иконы не успели вывезти заграницу. ¬едь Ѕилибин - это очень известный мастер. Ёто сама€ лучша€ русска€ икона. «десь в Ћавре сегодн€ тоже продолжают эту традицию, идущую от јндре€ –ублева. Ёто насто€ща€ православна€ икона без вс€ких западных вли€ний. » вот буквально п€ть дней тому назад мне сообщили, что воров нашли. я сразу же отслужил благодарственный молебен.

- ¬ладыка, в этом году 25 сент€бр€ исполнилось восемьдес€т лет со дн€ епископской хиротонии св€тител€ √оразда.  ак сегодн€ к нему относитс€ чешское общество, римо-католическа€ и гуситска€ церкви?

- –имо-католическа€ ÷ерковь всегда его очень уважала. ¬ообще, € уже говорил, что у нас сегодн€ хорошие отношени€ со всеми ÷ерквами. ” нас совпадают взгл€ды на будущее чешское законодательство по вопросам ÷еркви. ћы часто встречаемс€.  онтакты у нас деловые, добрые. ј что касаетс€ личности св€того √оразда, то все его принимают как мученика. ¬есь народ, € бы сказал, и государство помн€т его. ќн был даже награжден президентом „ехии ¬ацлавом √авелом высоким государственным орденом. “ак что в обществе к нему вполне позитивное отношение.

- ¬ладыка, есть ли у ѕравославной ÷еркви „ешских земель и —ловакии свои страницы в »нтернете, где можно было бы узнать поподробнее о жизни ¬ашей ÷еркви?

- ≈сть. » не одна. Ќесколько страниц сегодн€ наход€тс€ сегодн€ в стадии разработки. ” нас несложно открыть свой сайт в »нтернете. ≈сть официальные страницы в ѕраге и в ќломоуце. » есть еще несколько неофициальных страниц, которые делаютс€ в разных местах „ешской республики. »з них сама€ древн€€, если так можно выразитьс€, делаетс€ в …иглаве. ≈е делают сторонники такого крепкого, истинного или, как они говор€т, полного православи€. ѕравда, при этом получаетс€, что есть люди, которые как бы не в полном православии наход€тс€. Ќо нельз€ забывать, что православие есть только одно...

я хотел бы поблагодарить всех, кто читает наши страницы в »нтернете. —егодн€ это очень важно. Ќедавно € сделал перевод на чешский €зык публикации —индесмоса, котора€ называетс€ ЂЌаша вераї. ќна была подготовлена одним православным св€щенником из Ќью-…орка. “ам много хороших иллюстраций. ѕомещены иконы, изложены основные положени€ православной веры. я бы хотел поместить все это на нашем сайте, чтобы интересующиес€ люди могли быстро, без вс€ких трудностей узнать, что такое православие.

- ¬ладыка, близитс€ п€тидес€тилетний юбилей получени€ вашей ÷ерковью автокефалии.  акие меропри€ти€ планируетс€ провести в ѕраге по этому случаю?

- ѕрежде всего, мы, члены —в€щенного —инода, хотим собратьс€ вместе, чтобы поблагодарить за это —амого √оспода »исуса ’риста. Ёто будет в ѕраге в кафедральном храме св€тых  ирилла и ћефоди€, где автокефали€ и была провозглашена п€тьдес€т лет тому назад. » мы хотели бы пригласить на это торжество и представителей –усской ѕравославной ÷еркви. ѕрежде всего, самого —в€тейшего ѕатриарха. ≈сли он сможет приехать, то это будет больша€ честь дл€ нас. ƒумаю, это будет полезно и дл€ укреплени€ наших св€зей, чтобы все русские знали, что в „ехии есть ѕоместна€ ѕравославна€ ÷ерковь, котора€ €вл€етс€ младшей дочерью –усской ѕравославной ÷еркви. » не надо опасатьс€, что мы кого-то из русских хотим сделать чехом. ћы всех православных хотим сделать православными. „тобы все они могли сохран€ть и укрепл€ть православную веру.

- ¬ладыка, в заключении позвольте поздравить ¬ас с этим юбилеем. ¬аша ÷ерковь уже полвека существует как самосто€тельна€, как автокефальна€ и несет свое служение в той стране, где сегодн€ быть и оставатьс€ православным, возможно, гораздо сложнее, чем в –оссии. Ѕог ¬ам в помощь в ¬ашем спасительном служении.

- —паси вас √осподи за ваше внимание, за ваш интерес. –аньше общение между нашими ÷еркв€ми было более интенсивным. –усские студенты обучались на нашем богословском факультете в ѕрешове, и наши студенты приезжали сюда. Ќо сегодн€ их, к сожалению, не так много. –аньше между —оветским —оюзом и „ехословакией была одна граница, а теперь по€вились одна, друга€, треть€ границы. √раниц стало много, и сегодн€, прежде чем доедешь в ћоскву с пограничниками порой встречаешьс€ шесть раз. “ак что вс€кое общение сегодн€ радует. Ѕог вам в помощь в ваших трудах.

“роице-—ергиева Ћавра, 13 окт€бр€ 2001 года.

C архиепископом Христофором беседовал Владимир Бурега

‘ото www.pravoslavi.cz

16 окт€бр€ 2001 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0