»ерусалимска€

—в€той апостол »аков, брат √осподень по плоти

—в€той апостол »аков, брат √осподень по плоти
—в€той апостол »аков, брат √осподень по плоти
—его апостола »акова, согласно с божественным ≈вангелием (ћатф. XIII, 55) и словами ап. ѕавла (√ал. I, 19), ѕравославна€ ÷ерковь называет сыном обрученника от первой его жены и родным братом ап. —имона, »уды и »осии, и также ћалым или ћеньшим (ћарк. ’V, 40), и отличает от »акова «еведеева, коему совершает она празднование в 30 день апрел€, и от »акова јлфеева, коему бывает празднование 9 окт€бр€. ћногие считают »акова, брата √осподн€, одним лицом с ап. »аковом јлфеевым, причисл€ют к лику двенадцати и называют ћалым дл€ отличи€ от ап. »акова «еведеева, призванного в апостольство и умершего прежде »кова јлфеева. Ќо ÷ерковь в предисловии к Ѕогослужебной книги апостол, в прологе под 23 числом окт€бр€, и 4 €нвар€ в ћинее-четьей, и в св€щенных песнопени€х под теми же числами, согласно с ѕисанием и ѕреданием, €сно отличает »акова ћалого, брата √осподн€ по плоти, от »акова јлфеева.

»аков, песнословимый в 23 день окт€бр€, нигде не называетс€ јлфеевым, но именуетс€ сыном »осифа древодел€, от первой жены, братом »осии, —имона и »уды (ћатф. ’Ў, 55. ћарк. VI, 3), спутником »осифа и ћарии, когда они удал€лись с младенцем ’ристом в ≈гипет, и прославл€етс€ братом Ѕожиим, братом »исуса, глаголемого ’риста; первым иерархом »ерусалима, научающим нас Ђда€нию благому и дару совершенну от ќтца светов пода€тис€ человекомї (»ак. 1,17); следовательно писателем того соборного послани€, которое между св€щенными книгами Ќового «авета носит им€ послани€ »аковлева; наконец св€щенномучеником, сверженным за веру ’ристову с крыла церковного.

ќснование, по которому ѕравославна€ ÷ерковь отличает »акова брата √осподн€ от »акова јлфеева, частию указано в ѕисании, в коем брать€ »исуса ’риста по плоти этим самым названием отличаютс€ от двенадцати ≈го учеников (напр. »оан. II, 12. VII, 3Ч5. ћарк. III, 31. Ћук. VIII, 19), а равно отличаютс€ и писател€ми ÷еркви. “ак, ≈всевий  есарийский, св.  ирилл »ерусалимский (365Ч385), св. ≈пифаний  ипрский (404), блаженный »ероним (420) и другие €сно отличают »акова брата √осподн€ от »акова јлфеева.

»так, апостол »аков брат √осподень, по словам ÷еркви, есть сын »осифов, спутник его и ѕресв€той ƒевы ћарии в ≈гипет; он же есть и »аков ћалый или ћеньший. ѕо воскресении —воем √осподь удостаивает его —воим особенным €влением (1  ор. XV, 7), и от —амого √оспода в 34 году или, по сказанию ≈всеви€, от апостолов избран и поставлен первым епископом »ерусалимской ÷еркви Ч матери ÷ерквей христианских. —воею св€той жизнью брат √осподень заслужил великое уважение у всех, не только у апостолов и христиан, но и у неверующих. јп. ѕетр после своего чудесного освобождени€ из темницы сказал: возвестите о сем »акову и брати€м (ƒе€н. XII, 17). јп. ѕавел нарицает его вместе с  ифою и »оанном столпами ÷еркви и между ними первым именем »акова (√ал. II, 9).

Ќа соборе јпостольском, бывшем в »ерусалиме около 50 года по –. X. дл€ решени€: должно ли христианам соблюдать ветхозаветный закон обр€довый, председательствовал »аков, епископ »ерусалимшй, и его суждение прин€то было всем собором и утверждено ощутительным изволением —в. ƒуха (ƒе€н. ’V). »менем »акова отличен брат его ап. »уда (Ћук. VI, 16. ƒе€н. I, 13), который —оборное послание свое начинает наименованием себ€ рабом »исуса ’риста и братом »акова (»уд. 1), и тем показывает особенную важность ап. »акова в ÷еркви јпостольской. ƒаже еретики евиониты хвалились девством ради »акова брата √осподн€. ќ великом всеобщем уважении к нему свидетельствуем особенно мученическа€ его кончина, которой обсто€тельства с подробностию изображает ≈всевий, на основании древних церковных преданий. ќн пишет: Ђкогда ѕавел, по требованию себе суда у  есар€, отправлен был ‘естом в –им: тогда »удеи, потер€в надежду на исполнение своих замыслов против ѕавла, обратились на »акова, брата √осподн€, коему апостолы вверили епископский престол в »ерусалиме. »аков, брать √осподень, от времен апостолов и доныне всеми именуемый Ђправеднымї, был св€т от утробы матери своей, не пил вина и сикера, не ел ничего м€сного, не стриг волос, не умащалс€ елеем и не мылс€ в бане. ≈му одному дозволено было входить во —в€та€, потому что он носил не шерст€ные одежды, а льн€ные. ¬о храм входил он один и его обретали там сто€щим на коленах и мол€щимс€ об отпущении грехов народу. ќт непрестанных коленопреклонений во врем€ молитвы о спасении народа колени его ожестели. «а сие-то превосходство своей правоты и назван праведным и овлиасом, что значит: защита или оплот народа и правда.

÷ерковь »ерусалимска€ особенно об€зана умножением и утверждением верующих св. ап. »акову. ѕо его свидетельству уверовали во »исуса ’риста »удеи и уверовавших оказалось много, даже и между старейшинами. Ќедовольные умножением христиан, книжники и фарисеи начали кричать и говорить, что, таким образом, пожалуй и весь народ признает »исуса за ’риста. ѕосему, собравшись к »акову, они сказали ему: просим теб€, удержи народ; ведь он в заблуждении признает »исуса ’ристом. ¬от теперь сошлись все на праздник ѕасхи. ѕросим теб€, вразуми их касательно »исуса. ћы довер€ем тебе это, потому что сами вместе с народом признаем, что ты праведен и безпристрастен. “ак убеди же народ не заблуждатьс€ касательно »исуса. “еб€ все послушают, и мы со всеми. ¬стань на кровлю храма, чтобы сверху ты виден был, и слова твои слышны были всему народу. ј на ѕасху собрались тогда все колена иудейские и много €зычников. ѕом€нутые книжники и фарисеи действительно поставили »акова на кровлю храма и потом закричали ему: Ђправедный, тебе все мы должны верить! ¬от этот народ, в заблуждении, последует »исусу расп€тому, скажи же нам: что такое дверь »исуса расп€тогої?

»аков громким голосом отвечал: Ђƒл€ чего спрашиваете мен€ об »исусе, —ыне человеческом? ќн восседает на небесах одесную великой —илы и оп€ть придет на землю на облаках небесныхї! Ётим свидетельством »акова многие совершенно убедились и начали славословить »исуса, восклица€: Ђќсанна сыну ƒавидову!ї ј книжники и фарисеи говорили между собою: Ђ’удо же мы сделали, доставив »исусу такое свидетельство, взойдем и сбросим »акова, чтобы другие по крайней мере от страха не поверили емуї, и закричали: ЂЁ! Ё! и праведный заблуждаетї! ¬збежав наверх, они столкнули оттуда праведного и начали бросать в него камн€ми. —верженный не вдруг умер, но, приподн€вшись, стал на колена и молилс€: Ђ√осподи Ѕоже ќтче, отпусти им, они не ведают, что твор€тї!

ћежду тем как на него летели камни, некто св€щенник, один из сынов –ихава, вскричал: Ђѕерестаньте, что вы делаете; праведный за нас молитс€ї. Ќо в это самое врем€ один из них суконщик, схватив скалку, на которую накатываютс€ сукна, ударил преподобного по голове, и он скончалс€ около 63 года по –. X. Ќа этом же месте и погребли его, над его могилою подле храма и доселе стоить пам€тник. “аким образом, »аков был верным свидетелем дл€ иудеев и €зычников, что »исус есть ’ристос. »акову до того все удивл€лись и за праведность столько уважали его, что беспристрастные из иудеев именно мученическую его смерть почитали причиною немедленно открывшейс€ осады и разрушени€ »ерусалима от римл€н. ¬от что известно об »акове, который, говор€т, написал первое из соборных так называемых Ђпосланийї. Ёто послание св. ап. »аков написал около 59 года по –. X. к рассе€нным иуде€м, о спасении коих ему вверено было архипастырское попечение. ≈му же принадлежиг и Ѕожественна€ Ћитурги€, известна€ под именем ап. »акова, котора€ доселе совершаетс€ в »ерусалиме в день пам€ти сего апостола, и на основании которой изложены Ћитургии св. ¬асили€ ¬еликого и св. »оанна «латоустого.

ћученическа€ кончина св. »акова брата √осподн€ последовала в 63 году по –. X. ≈сли при жизни своей ап. »аков пользовалс€ всеобщим уважением: то пам€ть праведного без сомнени€ по смерти его сохран€лась с похвалами в ÷еркви ’ристовой. ¬ IX веке ‘еофан Ќикейский и впоследствии ¬изантий написали многие песнопени€ в честь »акова, брата √осподн€, ныне поемы€ в день его пам€ти.

¬ своих песнопени€х ÷ерковь прославл€ет св. ап. »акова, брата √осподн€ по плоти, €ко ученика √осподн€, воспри€вшаго ≈вангелие; €ко мученика, ст€жавшаго неизреченное блаженство; €ко брата Ѕожи€, имеющаго дерзновение; €ко иерарха, мол€щагос€ за нас. Ќазывает его первым пастырем и учителем иерусалимл€н и верным строителем таинств.

¬ ћоскве, на —таро-»ерусалимском подворье, сохран€етс€ часть мощей св. ап. »акова с 1853 года 23 окт€бр€, полученна€ от патриарха јлександрийского »ерофе€.

Из "Житий святых" архиепископа Филарета (Гумилевского)

5 но€бр€ 2001 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0