японска€

–усский св€титель на кафедре в  иото

—вщмч. јндроник, архиепископ ѕермский
—вщмч. јндроник, архиепископ ѕермский
/p>

ћного еще остаетс€ неизвестных страниц в современной истории православи€. »ногда неординарные событи€, участниками которых были выдающиес€ де€тели ÷еркви, остаютс€ без внимани€. “ак было и с историей поездки новомученика архиепископа јндроника ѕермского в японию.

ƒо недавнего времени само им€ и подвиг этого великого св€того оставались под спудом. Ќе встречаетс€ и упоминаний о нем в работах и стать€х по истории –усской духовной миссии в японии. —ейчас, после прославлени€ на юбилейном —оборе 2000 года сонма новомучеников и исповедников –оссийских жити€ многих из них станов€тс€ широко известными. ¬ажно рассказать о де€ни€х новомученика јндроника и в св€зи с историей одной из братских ѕравославных ÷ерквей.

27-летнего иеромонаха јндроника выпросил в японию близко его знавший архимандрит —ергий (—трагородский), также назначенный миссионером в эту страну. «десь, в японии, пересеклись судьбы двух русских св€тых: јндроник стал помощником св€тител€ Ќикола€ японского, и им же был рукоположен во епископа  иотоского. ƒл€ знакомства с историей поездки и служени€ св. јндроника в японии предлагаем уважаемым читател€м отрывок из книги иеромонаха ƒамаскина (ќрловского) Ђћученики, исповедники и подвижники благочести€ –усской ѕравославной ÷еркви XX столети€ї.

»так, инспектор јлександровской миссионерской семинарии в местечке јрдон на —еверном  авказе в ќсетии иеромонах јндроник “Ев сент€бре 1897 получил телеграмму с назначением его миссионером в японию. ѕопрощавшись с преподавател€ми и учениками, о. јндроник выехал в —анкт-ѕетербург. ѕосле улаживани€ всех формальностей, св€занных с назначением, он поехал навестить родных, а затем побывал в ћоскве и  азани, попрощалс€ с друзь€ми и знакомыми. («накомых о. јндроник имел множество, облада€ веселым и общительным характером).

ѕутешествие в японию зан€ло несколько мес€цев. ѕлыли вдвоем с архимандритом —ергием (—трагородским). ≈хали через »талию, √рецию и —еверную јмерику. Ќа о. јндроника это путешествие произвело огромное впечатление. ¬езде, где приходилось останавливатьс€, они посещали древние христианские св€тыни, катакомбы и гробницы мучеников, молились у мощей св€тител€ Ќикола€ ћирликийского, побывали в развалинах древнего  олизе€, где было замучено множество христиан. » везде знакомились с современным состо€нием христианства, в »талии - католицизма, в √реции - православи€. ”дивила и поразила его прекрасна€ постановка дела преподавани€ у католиков, и в особенности у иезуитов, и невежество и нищета у греков. ”дивило, как много католики труд€тс€, сколько вкладывают усилий в свои меропри€ти€, и все это не ради ’риста, а ради католической идеи. ѕоразило несоответствие великих христианских св€тынь, въ€ве свидетельствующих о безраздельном служении древних христиан ≈диному Ѕогу, и современного католического мира, который только по названию еще оставалс€ христианским, все свои усили€ прилага€ на служение и угождение человеку. ¬с€ выдающа€с€ де€тельность современных проповедников, звучаща€ в храмах музыка органов и даже целых оркестров, все это делалось в потворство страст€м современного человека, чтобы дать ему почти те же развлечени€, что и безбожный мир, но только бесплатно. ¬ проповед€х христианство звучало всего лишь как тема, вз€та€ проповедником дл€ того, чтобы показать свои ораторские способности. ѕроповедники наперебой спешили услужить своей пастве. “аинство исповеди превращалось в средство удержани€ паствы в лоне католицизма.

ћолитва на камн€х  олизе€, политых мученической кровью, у гробниц первомучеников-христиан, сравнение их жизни с жизнью вокруг и собственной, всегда недостойной, вдохновл€ли на подвиг, на верность своей ћатери-÷еркви, пронзительно си€ющей среди всеобщего разрушени€. “¬се мы, христиане, - писал о. јндроник, вспомина€ подвиг мучеников, - должны позаботитьс€, чтобы общее церковное сознание дл€ всех было изменено и стало как свое, чтобы церковное начало жизни было св€тым и полным началом дл€ всех нас. » чем крепче и сильнее будем мы сознавать себ€ живущими в ÷еркви, тем непобедимее €вимс€ дл€ вс€ких ухищрений сатаны. ¬от это дело и есть оп€ть дело крови христиан”. “огда еще не предчувствовалось, что всего через двадцать лет кровь христиан польетс€ ручь€ми.

—то€ в катакомбах у гробов мучеников, приника€ душой к этим св€тын€м, как было и самому не вдохновитьс€ на подвиг. Ђ«десь, на кост€х мучеников, создалась и окрепла церковна€ жизнь; здесь, среди скорбей и страданий изгнанников, про€вилась вс€ сила веры ’ристовой; здесь исповедники веры создали непреодолимую стену и победили гордый мир славной победой духа над плотию... ѕоучительно проходить по этим местам минувшей сильнейшей скорби дл€ первых исповедников веры ’ристовой, ничего не имевших за собой, кроме этой самой веры... „увствуетс€, что вот отсеки человек самоволие и угождение себе, заботу о себе помимо Ѕога, поверь и скажи себе раз навсегда: “Ѕог нам прибежище и сила”, скажи так, чтобы навсегда хранить в сердце это слово, - и начнетс€ ина€ жизнь: жизнь €сна€, жизнь хождени€ по €сным пут€м Ѕожьимї.

ќн и сам давно уже жил этой верой, положив свое упование в Ѕоге. » упование не посрамл€ло. –адостью духовной насыщено было дл€ него это врем€, радостны были встречи с людьми, в особенности с православными, с теми, кто все земное оставил ради ’риста, подобно архиепископу Ќиколаю, под чье начало о. јндроник поступил, прибыв в японию. ”дивительно ему было видеть среди €понской паствы результаты благодатных трудов одного человека. ѕомощь Ѕожи€ тут была €вна€.

ѕо приезде о. јндроник сразу окунулс€ в миссионерскую де€тельность. —о временем он близко познакомилс€ с православными общинами, которые были немногочисленны, но основаны прочно, жив€ полной христианской жизнью среди многомиллионного народа, поклон€ющегос€ идолам. японцы поразили его простотой воспри€ти€ учени€ ’ристова и глубиной веры. ќни сами испытали на себе дивные знамени€ и чудеса, а также исцелени€, о которых просили с детской верой, - и получали их.  ак непреложному внимали они словам √осподним: просите и дастс€ вам, ищите и обр€щете... ќни просили и получали, искали и находили. ѕрожить год среди такого народа, хот€ бы и в непрестанных трудах, было большим счастьем, и впоследствии он с благодарностью вспоминал врем€, проведенное в японии.

5 но€бр€ 1906 года о. јндроник был хиротонисан во епископа  иотского и назначен помощником архиепископа Ќикола€ ( асаткина).

ѕриехав в город ќсака, он нашел православную общину в плачевном положении. ¬ храм ходило не более дес€ти человек, на клиросе читал и пел один псаломщик. ’ристиане, казалось, были рассе€ны и невидимы в этом огромном €зыческом городе. ѕродолжатьс€ так дальше не может, решил владыка јндроник, надо самому идти к пастве. » в будние дни каждый вечер с п€ти часов он начинал обход домов христиан. ¬ это врем€ люди заканчивали свои работы и были свободны. ≈пископ знакомилс€ со всей семьей. –асспрашивал, где и при каких обсто€тельствах они прин€ли христианство, кем и когда крещены дети. ≈сли это были не коренные жители, то он расспрашивал, где они жили до переселени€, кака€ причина побудила их переехать на новое место, какую жизнь проводили они на старом месте, исправно ли посещают церковь и так далее. » постепенно владыка у€сн€л себе всю картину их жизни, всего семейного и хоз€йственного уклада, насколько они тверды в вере и как велико их благочестие. Ѕеседа шла за столом, хоз€ева подавали чай, и разговор от предметов житейских переходил к предметам религиозным. “емы непринужденной беседы сами давали повод дл€ слова назидани€, ободрени€, а иногда и обличени€, и вразумлени€. Ѕывало, что кто-то поплачет, и епископ вместе с ним и поплачет, и посетует. –азговор переходил на историю ÷еркви. ¬ладыка рассказывал о жизни первых христиан, об их ревности и благочестии. ќн рассказывал о св€тых, о молитве и как нужно молитьс€, о христианских правилах и обыча€х, которые должно соблюдать в жизни. » вместе со своими слушател€ми радовалс€ и утешалс€ духовной беседой. “ак за вечер, часов до дес€ти, он успевал побывать в трех-четырех домах. «а два года епископ узнал своих прихожан, их нужды и положение каждого. » постепенно храм наполнилс€, и уже не один псаломщик пел на клиросе, а большой смешанный хор. » это при том, что в японии официально не признаютс€ православные праздники и православным €понцам приходитс€ совмещать их с работой.

„ерез два года, в 1908 году, —инод отозвал владыку јндроника в –оссию и назначил его епископом “ихвинским, викарием Ќовгородской епархии”.

ќднако на этом св€зь епископа  иотоского с японией не прекратилась. —в€титель Ќиколай японский несколько раз обращалс€ к владыке јндронику за помощью в сборе средств на строительство храмов. ≈пископ јндроник откликалс€, и храмы строились. ¬ письме св€титель Ќиколай убеждал: Ђѕродолжите и докончите дело, которое вы вели с такой любовью и с таким успехом; соберите недостающую сумму на завершение постройки ќосакского храмаЕ √осподь поможет вам, - дело ведь Ѕожие, и дело близкое сердцу вс€кого благочестивого русского патриотаї.

≈пископ јндроник трижды обращалс€ с воззвани€ми к российской пастве, чтобы собрать пожертвовани€. “аким образом были построены два храма-пам€тника павшим русским воинам, похороненным на €понской земле в г. ћацу€ма (1906 г.) и г. ќсака (1910г.), а также храм на месте сгоревшей консульской церкви в г. ’акодатэ, колыбели православи€ в японии, где начал свою миссию св€той равноапостольный Ќиколай японский.

ѕо материалам:
1) Ђћученики, исповедники и подвижники благочести€ –усской ѕравославной ÷еркви XX столети€ї, иеромонах ƒамаскин (ќрловский), “верь, изд-во ЂЅулатї, 1996 г.
2) Ќовгородские епархиальные ведомости. 1910. є9, с.262-263., Ќовгородские епархиальные ведомости. 1912. є9, с.274-276.

Анастасия Верина

21 €нвар€ 2002 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0