итайска€

 ратка€ истори€ ѕравославной ÷еркви в  итае

Составил протоиерей Дионисий Поздняев

’рам Ѕлаговещени€ ѕресв€той Ѕогородицы
’рам Ѕлаговещени€ ѕресв€той Ѕогородицы
ѕеред —воим ¬ознесением на Ќебо —паситель, посыла€ апостолов в мир, сказал им: "шедше убо научите вс€ €зыки, крест€ще их во им€ ќтца и —ына и —в€таго ƒуха" (ћф. 28, 19) »сполн€€ повеление √оспода возвещать истину во вс€ком народе, св€той апостол ‘ома дошел ''даже до конец вселенны€'' Ч до земель  ита€, где многих привел ко ’ристу во исполнение библейского пророчества: ''—е сии издалеча приидут...от земли —иним'' (»с. 49, 12).
—видетельством о ’ристе –асп€том и ¬оскресшем была вс€ жизнь апостола ‘омы, и, как все апостолы и все св€тые, он исполнил заповедь Ѕожию: ''“ак да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославл€ли ќтца вашего Ќебесного'' (ћф. 5, 16)

ѕам€ть о благовестнических трудах апостола ‘омы в пределах  ита€ хранитс€ в церковном предании, и тому есть несколько свидетельств. ¬ службе апостолу ‘оме, помещенной в халдейской ћинее ћалабарской ÷еркви, несколько раз говоритс€ о том, что апостол пронес евангельское слово в Ёфиопию, »ндию, ѕерсию и  итай.  нига —оборных постановлений, происхождение которой относитс€ к первым векам христианства, в гл.19 говорит о епископских кафедрах в пределах  ита€. »стори€ жизни и подвигов апостола ‘омы, составленна€ на основании писаний ќригена и ≈всеви€, приводит косвенные свидетельства о проповеди ≈вангели€ в  итае. ƒо сего дн€ предание это сохран€етс€ и среди христиан »ндии. јпостол ‘ома Ч первый из Ќебесных покровителей  ита€, и по сей день вознос€щий к ѕрестолу √осподню молитвы о сохранении и просвещении вверенной его смотрению ѕоднебесной страны.

ƒошедшие до нас исторические источники свидетельствуют о том, что христианство исповедовали в I Ч II веках и позднее многие народы, насел€вшие «ападный  итай. — началом гонений на христиан в  итайской »мперии и с утверждением в «ападном  итае ислама христианство, казалось, окончательно ушло из страны. ќднако и сегодн€ еще можно найти в  итае старинные следы христианства, относ€щиес€ к разным периодам истории страны.
¬ 1685 г. √осподь €вил новых —воих св€тых, покровительствующих  итаю. –усскими первопроходцами —ибири и ƒальнего ¬остока в 1665 г. была построена погранична€ крепость јлбазин (по имени этой крепости называетс€ и одна из чудотворных икон ѕресв€той Ѕогородицы. »кона эта знаменует покровительство ÷арицы Ќебесной над православными ƒальнего ¬остока и ¬осточной —ибири). ”знав о том, что русские поселились на левом берегу јмура, маньчжуры Ч обитатели ѕриамурь€ Ч донесли сведение об основании русского форпоста јлбазин  итайскому »мператору. ѕоследний всеми силами старалс€ вытеснить русских с берегов јмура, на пути его стремлений сто€ла јлбазинска€ крепость.

јлбазинские казаки собирали с местного населени€ €сак Ч подать, которую переправл€ли через Ќерчинск в ћоскву. “Ћета 7198-го окт€бр€ в 23 день. ¬ якутской, в приказной избе перед генералом и воеводою перед ћатфеем ќсиповичем  роковым јлбазинские казаки √анка ‘лоров да ћитка “ушов с товарищи с семьдес€т три человека сказали: ходили де они дл€ €сашного сбору и на соболиные промыслы по јмуру кто где, кто иным по сторонним рекам. » отделилось де от них станица двенадцать человек ¬аска...”.  азаки эти встретили двух чудных мужей "на белых лошад€х и в брони, в сайдаках и с копии". явившимис€ воинами были псковские св€тые Ч благоверные ѕсковские кн€зь€-чудотворцы ¬севолод-√авриил и ƒовмонт-“имофей. "» воины рекли им: ј как де будете во јлбазине и вы скажете соборному белому попу, придут де из них под град китайские люди, и јлбазинцы де град здадут". —в€тые подали казакам свечи, которые повелели возжечь в јлбазине на молебне. ќни обещали покровительствовать албазинцам после их пленени€ и защитить город при второй осаде китайскими войсками.

ѕо повелению »мператора  анси јлбазин был вз€т китайскими войсками в 1685 г. "» приходили под јлбазин  итайцы и јлбазин град китайцам здаша, и с ними отъехаша в  итай...". ¬месте с пленными воинами в ѕекин отправилс€ и св€щенник ћаксим Ћеонтьев Ч тот самый “соборный белый поп”, с которого начинаетс€ истори€ –оссийской ƒуховной ћиссии в  итае, официально учрежденной »мператором ѕетром I в 1712 г.

ѕо разрешению »мператора  анси ламаистска€ кумирн€ в северо-восточной части ѕекина (Ѕэйгуань Ц Ђ—еверное ѕодворьеї) была перестроена дл€ русских пленников, ставших китайскими подданными военного сослови€, в православную часовню в пам€ть —в€тител€ и „удотворца Ќикола€, в которой поместили вз€тый из јлбазина образ —в€тител€. — той поры св€титель Ќиколай особо почитаетс€ всеми православными в пределах ѕоднебесной.
»стори€ –оссийской ƒуховной ћиссии в  итае поучительна: сумев на прот€жении столетий сохранить православную веру среди потомков албазинских казаков, смешавшихс€ с китайским и маньчжурским народами, члены ћиссии немало сделали на поприще дипломатии, науки. »ми были заложены основы отечественного востоковедени€, благодар€ их трудам –осси€ и  итай ни разу не воевали. »стори€ ћиссии неразрывно св€зана с именами св€тых Ч небесных покровителей  ита€.

—в€титель »ннокентий »ркутский в сонме св€тых архипастырей покровительствует  итаю. ќн Ч первый архиерей, назначенный окормл€ть православных в этой стране. ¬ кондаке мы именуем его “проповедником веры в €зыцех монгольских”. ¬ 1721 г. он был поставлен во епископа ѕере€славского и назначен Ќачальником –оссийской ƒуховной ћиссии в ѕекин. ѕрибыв в пограничный город  €хту, он, однако, так и не пересек границы  ита€ Ч старани€ми католических миссионеров, имевших в то врем€ вли€ние на двор  итайского »мператора, ему было отказано в праве въезда в ѕоднебесную. –оссийский посланник пишет в ѕетербург, что “китайцы вз€ли суспицию, что будто он, епископ, Ч превелика€ особа, и посланному к ним курьеру говорили, что богдыхан такую превеликую особу прин€ть никогда не повелит, понеже у них великий господин называетс€ папа или кутухта...”. ¬последствии, будучи первым »ркутским св€тителем, он открыл миссионерское училище при »ркутском ¬ознесенском монастыре, где особое внимание удел€лось изучению монгольского и китайского €зыков.

¬ честь св€тител€ »ннокенти€ в  итае были основаны ѕравославное Ѕратство, крестовый архиерейский храм в ѕекине и миссионерский храм в “€ньцзине. –оссийска€ ƒуховна€ ћисси€ особенно чтила его как своего небесного ѕокровител€. ќдной из св€тынь, хранившихс€ в ћиссии, была митра св€тител€. ѕервый епископ  ита€, митрополит »ннокентий (‘игуровский), также был наречен в его пам€ть.

ƒвадцатый век, ознаменовавшийс€ невиданным оскудением веры и умножением беззакони€ и жестокости, тем не менее, €вил многочисленных мучеников и твердых исповедников ѕравослави€ во всем мире, в том числе и в  итае. »стори€ ѕравослави€ в  итае в двадцатом веке глубоко трагична и, вместе с тем, она €вл€етс€ свидетельницей особой св€тости. ¬ 1900 г. прин€ли смерть за ’риста мученики восстани€ “ихэтуаней”, а в 60-х годах нашего века  итай обогатилс€ новыми мучениками и исповедниками веры, пострадавшими во врем€ “культурной революции”. »згнанничество русской полумиллионной эмиграции в  итае дало обильные плоды св€тости: чудотворцы нового времени Ч св€титель »она ’анькоуский и архиепископ »оанн Ўанхайский, благочестивые архипастыри, насельники ’арбинских обителей, ст€жавшие благодатные дары прозорливости, многие тайные подвижники благочести€, имена которых ведает один лишь Ѕог... —вое последнее пристанище и упокоение в  итае нашли убиенные в јлапаевске в 1918 г. родственники последнего –оссийского √осудар€ Ч »мператора Ќикола€ II. ¬ ѕекине до переезда в »ерусалим своими св€тыми мощами почивали преподобномученицы ≈лизавета ‘еодоровна и инокин€ ¬арвара.
Ќачало XX века Ц краткий период расцвета ѕекинской ћиссии. «а несколько дес€тилетий было сделано немало переводов —в€щенного ѕисани€ на китайский €зык, были переведены основные богослужебные тексты и некоторые труды св€тых отцов. ¬ те годы ћисси€ издавала как ученые труды членов ѕекинской ћиссии, так и церковные книги. ¬ ѕекине был основан первый китайский монастырь. ¬ ћоскве и ѕетербурге действовали ѕодворь€ ѕекинской ћиссии. ѕо всему  итаю открывались миссионерские станы Ц к 1918 году ѕравославие прин€ли около 10 000 китайцев.

“рагические революционные событи€ в –оссии и массова€ эмиграци€ из –оссии в  итай прервали миссионерскую де€тельность –усской ѕравославной ÷еркви в  итае. ƒуховенство ѕекинской ћиссии почти не занималось проповедью ѕравослави€ среди китайцев, а сосредоточило все свои труды на пастырском попечении о русских беженцах. ¬месте с тем именно в 20-е Ц 40-е годы минувшего века  итай ближе познакомилс€ с ѕравославием Ц русские эмигранты построили на территории  ита€ более сотни храмов Ц в ѕекине, ’арбине, —иньцз€не, ¬нутренней ћонголии, √онконге, ’анькоу, “€ньцзине Ц во всех городах, где жили русские, можно было видеть ѕравославные храмы. ѕравославие воспринималось, правда, как Ђрусска€ вераї - знакомство  ита€ с ÷ерковью было внешним. Ѕогослужени€ на китайском €зыке совершались только в ѕекине, да и то нечасто.  итайской паствой –усской ѕравославной ÷еркви были в основном кресть€не.

 итайска€ революци€ 1949 года и последовавша€ за ней массова€ эмиграци€ русских беженцев из  ита€ поставили перед ÷ерковью вопрос о создании  итайской јвтономной ѕравославной ÷еркви.  раткий период 1945 Ц 1955 годов славен возрождением миссионерского служени€ –усской православной ÷еркви в ѕекине и Ўанхае Ц были совершены хиротонии первых китайских епископов, продолжалась работа по переводу богослужебных текстов на китайский €зык, рукополагались китайские св€щенники и диакона, совершались иноческие и монашеские постриги. ѕравославна€ ÷ерковь в  итае получила статус автономии в 1957 г.

¬се это, однако, проходило на фоне усиливающегос€ давлени€ на ÷ерковь Ц в  итае была провозглашена политика государственного атеизма. –усска€ ѕравославна€ ÷ерковь была вынуждена покинуть  итай, оставив свою единокровную дочь, ÷ерковь  итайскую, перед лицом страшных событий Ђвеликой пролетарской культурной революцииї, известной варварским бесчинством хунвэйбинов, разрушением храмов и кладбищ, осквернением мощей и сожжением икон. Ќа несколько дес€тилетий ÷ерковь в  итае как бы прекратила свое существование Ц храмы были разрушены, богослужени€ не совершались более 20 лет.

¬озрождение церковной жизни в  итае началось в 80-е годы минувшего века.
ѕервым открытым храмом стал —в€то-ѕокровский храм в ’арбине. Ќемногие оставшиес€ в ’арбине русские и православные китайцы получили разрешение молитьс€ в нем в 1986 г. ¬ насто€щее врем€ это Ч единственный православный храм на территории  Ќ–, в котором совершаютс€ богослужени€.

Ќасто€телем храма был назначен иерей √ригорий „жу, служивший в ’арбине до своей смерти в 2000 году. —егодн€ в ’арбинском приходе около 120 прихожан, русских из них всего лишь 7 человек. Ѕогослужение совершаетс€ по-слав€нски Ч китайские богослужебные книги, конфискованные в годы Ђкультурной революцииї, не возвращены до сих пор. «а богослужением в ’арбинском храме возноситс€ им€ —в€тейшего ѕатриарха ћосковского и все€ –уси јлекси€ II. ¬ ’арбине есть и второй храм, построенный в честь –ождества „естнаго и славнаго ѕредтечи √осподн€ »оанна. ¬ 25 километрах от центра города, в местечке —анкешу, находитс€ новое православное кладбище, возникшее уже после образовани€  Ќ–. ¬ласти провинции ’эйлунцз€н выделили около 80 000 юаней ( 10 000 ам. долл.) на реставрацию этого храма. ¬ августе 1995 г. реставраци€ храма была завершена. ¬ласти провинции сегодн€ забот€тс€ о возрождении исторического лица ’арбина. ¬ сент€бре 1997 г. завершена реставраци€ —в€то-—офийского храма, бывшего некогда украшением ’арбина.

Ќа территории јвтономного –айона ¬нутренн€€ ћонголии, в “рехречье, проживает около 7 000 православных христиан, в основном русских. ÷ентром их церковной жизни €вл€етс€ город Ћабдарин. Ќа одной из главных улиц этого города как бы в компенсацию за 18 разрушенных храмов “рехречь€ власти возвели новый храм в честь св€тител€ »ннокенти€ »ркутского. ќднако до сих пор храм этот не осв€щен, в нем не совершаютс€ богослужени€ Ц по причине того, что св€щенников нет.
¬ ”румчи в 1986 г. трехтыс€чна€ община русских, проживающих в —иньцз€не, добилась разрешени€ на строительство —в€то-Ќикольского храма. —троительство было завершено к 1990 г. Ѕогослужени€ в храме, однако, не возобновились Ч в —иньцз€не также нет св€щенников. ’рам так и осталс€ неосв€щенным до сегодн€шнего дн€. ѕо праздникам и в воскресные дни православные —иньцз€на собираютс€ сами в храм дл€ молитвы. ¬ласти —иньцз€н-”йгурского автономного района  Ќ– объ€вили –ождество ’ристово нерабочим днем дл€ православного населени€. ¬ дни ѕасхи местные власти устраивают дл€ православных праздничный банкет. ¬ —иньцз€не православные храмы построены также в  ульдже (»нин) и „угучаке.
¬ ѕекине вокруг территории ѕосольства –оссии Ч бывшей территории –оссийской ƒуховной ћиссии Ч до сегодн€шнего дн€ живет около 400 албазинцев. ¬се они сохранили веру, смогли тайно в годы “культурной революции” крестить своих детей и внуков. ¬ ѕекине проживают также один пожилой св€щенник Ч протоиерей јлександр ƒу. Ќесмотр€ на преклонный возраст он неоднократно обращалс€ к городским власт€м ѕекина с просьбой открыть дл€ православных пекинцев храм, однако всегда получал отказ.

–елигиозное законодательство  Ќ– не позвол€ет совершать неофициальные богослужени€, он может только молитьс€ в домах своих прихожан.

Ќа территории ѕосольства –оссии в ѕекине по благословению —в€тейшего ѕатриарха ћосковского и все€ –уси јлекси€ 19 апрел€ 1997 г. был установлен ѕоклонный  рест в пам€ть истории ћиссии, православных китайцев и русских китаеведов. ¬ ѕриветственном јдресе по случаю осв€щени€ этого  реста 4 ма€ 1997 г. —в€тейший ѕатриарх выразил надежду на то, что этот  рест будет свидетельствовать гр€дущим поколени€м о подвижнических трудах всех, чь€ жизнь была св€зана с ћиссией во им€ добрососедства между народами наших стран. Ќа территории ѕосольства сохранилс€ бывший ”спенский храм, переделанный в гараж. ¬ августе 1997 г. по инициативе ѕосольства была отреставрирована и фактически восстановлена часть «ападной стены бывшей ћиссии, примыкавша€ к ”спенскому храму.

ќ былой истории ћиссии в ѕекине сегодн€ напоминают только камни Ч остатки надгробий русского кладбища за бывшими јньдинмэньскими воротами города. ≈ще в 1986 г. на территории ѕарка ÷инн€ньху, в который было обращено кладбище, был разрушен —в€то-—ерафимовский храм. Ѕывша€ ѕосольска€ ÷ерковь в районе Ќаньтан разрушена была в 1991 г. ¬ пекинском ћузее колоколов хран€тс€ два русских колокола Ч один сн€т с колокольни ћиссии, другой Ч со —в€то-—ерафимовского храма. ¬ одном из музеев ѕекина хранитс€ надгробна€ плита Ќачальника 1-й ƒуховной ћиссии, архимандрита »ллариона (Ћежайского).

ќколо 30 православных китайцев живут в Ўанхае. “ак же как и в ѕекине, власти не соглашаютс€ до сего дн€ открыть в Ўанхае ѕравославный храм. √ородские власти Ўанха€ объ€вили архитектурными пам€тниками и вз€ли под свою охрану два сохранившихс€ православных храма города Ч кафедральный собор в пам€ть иконы Ѕожией ћатери “—поручница грешных” и —в€то-Ќиколаевский храм, воздвигнутый в пам€ть об убиении »мператора Ќикола€ II. –€дом с кафедральным собором сохранилс€ архиерейский дом. ¬ самом соборе открыта биржа, а в —в€то-Ќиколаевском храме Ч ресторан.

17 феврал€ 1997 г. —в€щенный —инод –усской ѕравославной ÷еркви постановил в св€зи с исполн€ющимс€ в 1997 г. 40-летнм юбилеем даровани€ автономии  итайской ѕравославной ÷еркви в более полной мере осуществл€ть попечение о пастве  итайской јвтономной ѕравославной ÷еркви. ѕрин€то было также решение о том, что впредь до избрани€ ѕоместным —обором  итайской јвтономной ѕравославной ÷еркви своего ѕредсто€тел€ каноническое попечение о приходах на территории  Ќ– осуществл€етс€ ѕатриархом ћосковским и все€ –уси.

ѕоистине скорб€ми и болезн€ми надлежит нашим современникам исповедовать свою веру. Ћюбовь ко —пасителю Ч то основное стремление души, которое соедин€ет нас со св€тыми минувших времен и делает нас их преемниками. ѕо неложному обетованию Ѕожьему врата ада не смогут одолеть ÷ерковь, и, верим, обетование это касаетс€ и  ита€. –усский и китайский народы не смогут развить полноценных отношений и по-насто€щему пон€ть друг друга, если не обрат€тс€ к духовным истокам своего быти€. ќсобое место в развитии отношений между народами –оссии и  ита€ может иметь ѕравославие, ибо без религиозного осмыслени€ быти€ отношени€ развиваютс€ лишь поверхностно, в соответствии с законами падшего человеческого естества.
 итайска€ јвтономна€ ѕравославна€ ÷ерковь сегодн€, пожалуй, единственна€ ѕравославна€ ÷ерковь в мире, испытывающа€ притеснени€ и давление со стороны властей. Ќе решены вопросы с рукоположением св€щеннослужителей, зачастую не возвращены ÷еркви храмы, нет возможности издавать —в€щенное ѕисание и богослужебные книги, получать церковное образование. —егодн€ –усска€ ѕравославна€ ÷ерковь готова поддержать  итайскую јвтономную ѕравославную ÷ерковь и способствовать решению ее проблем.

Протоиерей Дионисий Поздняев

4 марта 2002 года