итайска€

ѕоездка в ѕекин

’ристианство в  итае имеет длительную историю развити€. Ќа ниве проповеди ≈вангели€ в —рединной империи трудились и православные, и католические, и протестантские миссионеры. ¬ насто€щее врем€ во многих странах мира и в самом  итае ученые исследуют и собственно историю распространени€ в  итае христианства, и вопрос о его вли€нии на культуру, образование, политическую жизнь этой страны. 14-17 окт€бр€ 2001 г. в ѕекине проходила международна€ конференци€ "¬стречи и диалоги", посв€щенна€ взаимодействию  ита€ со странами «апада в 17 веке. Ќаучный форум был организован »нститутом мировых религий јкадемии общественных наук  Ќ– и »нститутом истории культурных отношений  ита€ с «ападом имени ћаттео –иччи при ”ниверситете —ан-‘ранциско (—Ўј). ѕредставленные на конференции доклады были посв€щены переплетению миссионерства и дипломатической работы в де€тельности католических проповедников, развитию христианских общин во внутренних районах  ита€, отношени€м между миссионерами и китайскими учеными, вли€нию христианства на китайское искусство, проблемам историографии и архивных изысканий.

јвтор этих строк получил приглашение участвовать в конференции и прибыл в ѕекин накануне ее открыти€, чтобы иметь возможность совершить богослужение в ѕосольстве –оссийской ‘едерации в  Ќ– в день праздника ѕокрова ѕресв€той Ѕогородицы.

ѕравославие начало распростран€тьс€ в  итае в конце XVI в., когда в 1685 г. китайские войска захватили российскую пограничную крепость јлбазин и увели в плен наших воинов. ƒл€ окормлени€ русских людей, оказавшихс€ в  итае, в 1712 г. императором ѕетром I была учреждена –оссийска€ ƒуховна€ ћисси€ (–ƒћ) в ѕекине. ¬плоть до середины XIX в. российские миссионеры выполн€ли также и дипломатические функции. ¬ 1900 г. в  итае разразилось восстание ихэтуаней, развернувшеес€ под антихристианскими лозунгами. «ахватив ѕекин, повстанцы подвергли его разрушению. ¬ руины была превращена и –ƒћ (были уничтожены храмы в столице и пригородах, библиотека, богадельн€ и школа). ќт рук €зычников пострадали 222 православных китайца, которые исповедовали свою верность ’ристу даже до смерти. –ешением —в€тейшего —инода от 22 апрел€ 1902 г. они были причислены к лику св€тых как местночтимые (пам€ть 11 июн€ ст.ст.).

ѕосле восстани€ –ƒћ переселилась на территорию дворца китайского кн€з€, расположенную в северо-восточной части ѕекина и называвшуюс€ Ѕэйгуань. ”сили€ми главы –ƒћ епископа ѕере€славского »ннокенти€ (‘игуровского, впоследствии митрополита ѕекинского и  итайского, +1931) на этой территории был постепенно возведен ѕекинский ”спенский монастырь, где построили четыре храма - ”спенский, ¬сех —в€тых ћучеников, где покоились честные мощи китайских мучеников, св€тител€ »ннокенти€ »ркутского и преподобного —ерафима —аровского. ќбразовалс€ и женский ѕокровский монастырь. –ƒћ развернула обширную издательскую и переводческую де€тельность (на китайском €зыке были изданы Ќовый «авет, ѕсалтирь, ¬оскресный ќктоих, —лужебник, „асослов, “ребник, чинопоследовани€ двунадес€тых праздников, многочисленна€ катехизическа€ и вероучительна€ литература, китайско-русский словарь и др.), всемерно способствовала распространению православи€ в —еверном и —еверо-¬осточном  итае. ѕостепенно сформировалась группа китайского православного духовенства.

ѕосле революции 1917 г. –ƒћ обратила все свои усили€ на оказание помощи обширной российской эмиграции, прибывшей в  итай. ѕостепенно помимо ѕекина сформировались и другие центры православи€ - ’арбин и города вокруг него, ѕорт-јртур и ƒальний, Ўанхай, ¬нутренн€€ ћонголи€ (район “рехречь€) и —иньцз€н. Ѕыли построены величественные храмы, в том числе кафедральный собор в честь иконы Ѕожией ћатери "—поручница грешных" в Ўанхае, Ѕлаговещенский и —в€то-Ќиколаевский соборы в ’арбине.

¬ 1945 г., после окончани€ войны больша€ часть православных архиереев, находившихс€ в  итае, воссоединились с –усской ѕравославной ÷ерковью. ¬ июне 1946 г. был образован ¬осточно-јзиатский Ёкзархат с центром в ѕекине (к 1950 г. включал ѕекинскую, ’арбинскую, Ўанхайскую, “€ньцзиньскую и —иньцз€нскую епархии). ѕосле прихода компартии к власти в  итае в 1949 г. положение –ƒћ сильно осложнилось: русские беженцы, в том числе и духовенство, направились за пределы страны. “е, кто оставались в  итае, посто€нно ощущали давление со стороны атеистических властей.   1954 г. Ёкзархат был ликвидирован, а все церковное имущество (в том числе 73 церкви, часовни и молельных дома) передано советскому посольству. ƒуховенство в последующие годы разъехалось, кто в ———–, кто на «апад. ¬ 1956 г. —в€щенный —инод –ѕ÷ даровал автономию  итайской ѕравославной ÷еркви.

„асть территории –ƒћ в ѕекине была передана городским власт€м, а на оставшейс€ площади обосновалось советское посольство. ѕо распор€жению посла ћ.‘. ёдина были разрушены храм ¬сех —в€тых ћучеников (св€тые мощи перезахоронены на кладбище в неизвестном месте) и колокольн€, ризница превращена в консульский отдел, церковь св€тител€ »ннокенти€ в зал приемов, а ”спенский храм в посольский гараж. Ѕиблиотека миссии была сожжена.

Ќе отставали и китайские товарищи: осквернение и закрытие православных храмов стало дл€ них "доброй традицией", особенно в годы так называемой "культурной революции", начавшейс€ в 1966 г. ’унвэйбины громили церкви, устраивали костры из икон и богослужебных книг, издевались и мучили св€щеннослужителей.

Ќесмотр€ на все лишени€ и гонени€, оставшиес€ в  итае православные русские люди и их потомки бережно хран€т свою веру. ¬ насто€щее врем€ наиболее многочисленные общины имеютс€ в ’арбине, районе “рехречь€ (¬нутренн€€ ћонголи€) и в —иньцз€не (район, пограничный с  иргизией и  азахстаном). ќднако нигде нет св€щенников, и совершение полноценных богослужений невозможно. 17 феврал€ 1997 г. —в€щенным —инодом –усской ѕравославной ÷еркви было прин€то решение о том, что впредь до избрани€ ѕредсто€тел€ "каноническое управление епархи€ми  итайской јвтономной ѕравославной ÷еркви осуществл€етс€ ѕредсто€телем ћатери-÷еркви - ѕатриархом ћосковским и все€ –уси". ѕри ќтделе внешнецерковных сношений ћосковского ѕатриархата была создана √руппа исследовани€ проблем ѕравославной ÷еркви в  итае, которой два раза в год издаетс€ журнал " итайский благовестник".

—овременное законодательство  Ќ– не позвол€ет иностранным св€щеннослужител€м отправл€ть богослужени€ в присутствии китайских верующих. —ам вид св€щенника в р€се вызывает раздражение. јвтору этой статьи пришлось отказатьс€ от участи€ в конференции, потому что организаторы в качестве услови€ выдвинули требование переодетьс€ в светскую одежду.

Ќикто однако не может запретить молитьс€ иностранцам. ¬ насто€щее врем€ в различных част€х  ита€ проживает значительное число российских граждан, дл€ которых врем€ от времени и совершаютс€, начина€ с середины 1990-х годов богослужени€ на территории ѕосольства –‘ в ѕекине. ¬ечером 13 окт€бр€ в бывшем храме св€тител€ »ннокенти€, который теперь носит название "красна€ фанза", состо€лось всенощное бдение, а на следующий день, в праздник ѕокрова - Ѕожественна€ литурги€. ќбычно приезд нашего св€щенника в ѕекин - большое событие дл€ православных верующих из разных стран. Ќа праздник ѕасхи в 2001 г. (тогда служил св€щенник ƒионисий ѕоздн€ев, сотрудник ќ¬÷—) в нашем дипломатическом представительстве собралось несколько сот мол€щихс€ из восьми стран.

» в этот раз приехали помолитьс€ брать€-сербы из ѕосольства ёгославии. ¬ последующие дни были совершены водосв€тный молебен, панихида и в последний день пребывани€ в ѕекине - Ѕожественна€ литурги€.

–усска€ православна€ община в ѕекине уже несколько лет вынашивает планы восстановлени€ храма на территории ѕосольства. ¬ 1997 г. на территории ѕосольства был установлен ѕоклонный  рест в пам€ть о св€тых китайских мучениках, о п€ти начальниках –ƒћ, скончавшихс€ в  итае, о великих кн€зь€х дома –омановых, убиенных в јлапаевске и потом погребенных в ѕекине. ¬ насто€щее врем€ предлагаетс€ перевести расположенный в ”спенской церкви гараж в другое помещение, а в освободившемс€ помещении создать ћузей –оссийской ѕравославной ћиссии и ѕосольства в ѕекине, где станет возможным совершение богослужений силами св€щенников, приезжающих в командировку в  Ќ–. ќкончательное решение за руководством ћинистерства иностранных дел.

—в€щенник ѕетр »ванов

12 марта 2002 года

Ћитература: 1. »стори€ –оссийской ƒуховной ћиссии в  итае. —борник статей. ћ., »зд-во —в€то-¬ладимирского Ѕратства. ћ.. 1997. 2. ѕоздн€ев ƒ., св€щ. ѕравославие в  итае.ћ., »зд-во —в€то-¬ладимирского братства, 1998. 3. ѕравославие на ƒальнем ¬остоке. 275-летие –оссийской ƒуховной ћиссии в  итае. —ѕб., »зд-во "јндреев и сыновь€", 1993. 4. —траница "ѕравославие в  итае" в сети »нтернет находитс€ по адресу http://www.chinese.orthodoxy.ru
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке:


    ƒругие статьи этого раздела
    “рансл€ци€ в формате RSS 2.0