—ербска€

Cв€той великомученик Ћазарь, царь —ербский

ѕам€ть 15/28 июн€

Ђ—в€тосавский всенародный идеал "все за ’риста Ц ’риста ни за что", Ц писал преподобный »устин (ѕопович), Ц никто не осуществил в такой полноте, как св€той великомученик царь Ћазарь. ќн воплотил этот всенародный идеал, избрав ÷арство Ќебесное и принес€ себ€ в жертву на  осово, а с собой и весь сербский народї.

—в.Ћазарь. —овременна€ икона.‘ото: иером.»гнатий (Ўестаков) —в.Ћазарь. —овременна€ икона.‘ото: иером.»гнатий (Ўестаков)
ќтец великомученика цар€ Ћазар€, Ћазарь ѕрибац ’лебель€нович, был вельможей при дворе могущественного сербского цар€ —тефана ƒушана (1331Ц1355). –одом он был из города ѕрилепца и имел троих детей: двух дочерей и одного сына Ц блаженного и славного Ћазар€, который родилс€ в упом€нутом ѕрилепце около 1329 года; с детских лет он был воспитан в христианской вере. »ме€ добрый нрав, кроткий ум, храброе и благородное сердце, он быстро преуспевал в учении и благочестии. Ћазарь обильно преумножал полученные от Ѕога таланты и вскоре превзошел многих своих сверстников, привлек внимание самого цар€ ƒушана и снискал его благосклонность. Ћазарь был вз€т на царский двор в —копье и скоро начал принимать участие в решении государственных дел.

ѕри дворе цар€ ƒушана молодой Ћазарь быстро приобрел всеобщую любовь и уважение за свою честность, мужество и искреннюю веру.  ак человек искусный в ратном деле, Ћазарь стал воеводой цар€ ƒушана, который отдал ему в супруги свою благородную родственницу ћилицу, дочь великого кн€з€ ¬ратко из рода Ќеманичей. (¬оевода “оплицкий и ѕолимский ¬ратко иначе известен как старый ёг-Ѕогдан. ќн вел свое происхождение от ¬укана, старшего сына Ќемани. ¬оспетый в народных эпосах старый ёг-Ѕогдан привел на  осовскую битву всех своих дев€терых сыновей и героически погиб вместе с ними.) ѕо народному преданию, Ћазарь обручилс€ с ћилицей в монастыре …ошанице и вскоре после женитьбы был возведен в достоинство кн€з€. Ёто произошло около 1353 года.

—вв. Ћазарь и ћилица. ‘реска монастыр€ Ћюбостин€ —вв. Ћазарь и ћилица. ‘реска монастыр€ Ћюбостин€
Ћазарь и ћилица служили друг дл€ друга примером в благочестии. Ѕог дал им сначала п€терых дочерей: ћару, ƒрагану, или ћарию, ≈лену, ‘еодору и ќливеру, а затем и трех сыновей: —тефана, ¬ука и ƒоброво€. Ќасколько благочестивой была их семь€, можно судить по тому, что отец, мать и старший сын со временем были прославлены в лике св€тых.

ћогущественный ƒушан распространил —ербскую державу на многие греческие земли, а в 1346 году даже был провозглашен императором в своей новой столице —копье. “огда же —ербска€ архиепископи€ была возведена в ранг патриархии. ¬ это врем€ все большую угрозу дл€ христиан на Ѕалканах представл€ли турки, стремившиес€ продолжить свои завоевани€ из ћалой јзии на ≈вропу. ÷арь ƒушан двинулс€ на них со своим войском, но на пути внезапно заболел и 20 декабр€ 1355 года скончалс€. ѕрестол перешел к его сыну царю ”рошу (1355Ц1371). ќднако молодой правитель уже не смог удержать в повиновении большую державу своего отца. Ќекоторые из вли€тельных сербских вельмож не желали ему покор€тьс€, и держава ƒушана начала распадатьс€.

ѕравивший на юге страны деспот ”глеша, стрем€сь защитить христиан от нападений Ђнечестивых агар€нї, повел с турками решительную борьбу. ќн призывал к совместным действи€м и других сербских правителей, но никто, кроме его брата ¬укашина ћрн€вчевича, не отозвалс€ на этот призыв. 26 сент€бр€ 1371 года в известной битве на реке ћарице турки внезапно разбили сербское войско, а оба брата сложили в этой битве свои головы. ƒл€ христиан южных земель бывшей державы ƒушана настали т€желые времена.

¬ это же врем€ на севере страны правил ”рош V.  роткий и милостивый по своей природе, он был не в состо€нии твердо держать под своим жезлом единство сербских земель. ќставшийс€ верным ”рошу кн€зь Ћазарь стал его надежной опорой в государственных делах. “огда же Ћазарь получил сначала титул Ќовобрдского и “оплицко-ѕолимского, а затем –удницкого и ћоравского кн€з€. ћиролюбивый по природе, кн€зь Ћазарь всем сердцем желал соединить раздираемое междоусоби€ми —ербское царство и сплотить сербов дл€ борьбы с иноверными завоевател€ми. ѕосле смерти цар€ ”роша 4 декабр€ 1371 года Ћазарь еще с большим усердием заботилс€ об осуществлении своего благого намерени€. ѕолучив в свое управление Ќово Ѕрдо, “оплицу и –удник, а затем Ѕраничево и ћачву с Ѕелградом, он перенес свою столицу в ћоравскую область Ц в город  рушевац. Ќемало непри€тностей причин€л ему непокорный и вероломный Ќикола јлтоманович, который неоднократно нападал на его земли.  оварный Ќикола решил погубить Ћазар€ и завладеть его имением. ќднажды он, €кобы дл€ разговора, пригласил безоружного кн€з€, но, когда св€той Ћазарь пришел, один из слуг јлтомановича напал на него и ударил кн€з€ ножом. Ћазарь упал будто мертвый, но, по ѕромыслу Ѕожиему, избежал смерти. «олотой крест, который он все врем€ носил на груди, помешал нанести ему смертельную рану.

ѕосле этого событи€ благоверный кн€зь заключил союз с сербским боснийским королем “вртко I (1353Ц1391) и победил јлтомановича. ¬скоре он подчинил своей власти области √ерцеговины и Ѕаната и стал называтьс€ Ђво ’ристе Ѕоге благоверным и самодержавным господарем —ербии и ѕриморь€ —тефаном великим кн€зем Ћазаремї. —ербский же народ нередко величал его не иначе, как царем Ћазарем.

ќсобую любовь и заботу кн€зь Ћазарь про€вл€л к св€тым Ѕожиим храмам и монастыр€м, став дл€ многих из них ктитором и благотворителем. ѕосле примирени€ —ербской и  онстантинопольской ÷ерквей первым его благоде€нием стала постройка в  рушевце прекрасной церкви св€того —тефана, известной сейчас под названием Ћазарица. ѕо словам патриарха ƒаниила III, этот христолюбивый правитель Ђгоры и холмы державы своей наполнил обител€ми монашеского жити€ї, где поселилось множество монахов, служивших Ѕогу в уединении и молитвенном безмолвии. ћногие монахи из порабощенных областей Ѕалканского полуострова и со —в€той горы, спаса€сь от турок, стекались в державу Ћазар€. Ѕлагочестивый кн€зь с любовью принимал подвижников и предоставл€л им убежище в своих земл€х. ќсобенно много монашествующих поселилось в окрестност€х  рушевца и —талача, где и по сей день сохранилось немало церквей того времени. ѕриходили к св€тому кн€зю и известные подвижники-синаиты Ц ученики и последователи преподобного √ригори€ —инаита. ќдин из них просил Ћазар€ подарить им какое-нибудь уединенное место, где бы они могли подвизатьс€ в тишине и удалении. ¬н€в их мольбам, св€той кн€зь построил в тихом и укрытом месте на реке ћлаве церковь ѕресв€той Ѕогородицы и основал около нее монастырь. ¬ 1379 году Ћазарь снабдил монастырь необходимым хоз€йством и подарил его синайским монахам и св€тому √ригорию. —ербский патриарх —пиридон вместе с церковным —обором подтвердил это кн€жеское дарение. Ётот монастырь, посв€щенный ¬ведению во храм ѕресв€той Ѕогородицы, существует и по сей день и носит название √орн€к.

¬ 1380 году в  рушевац прибыл с јфона попечитель монашеской больницы ’иландарской лавры монах √ерасим, который был родным братом ¬ука Ѕранковича, з€т€ Ћазар€. ѕодвижник €вилс€ к благородному кн€зю и сообщил ему о том, что больные и престарелые монахи обители ждут от него помощи и утешени€. Ћазарь тут же издал грамоту, в которой повелевал ежегодно выдавать на содержание больницы ’иландара 100 золотых, а на пропитание и уход за больными монахами завещал два села. —в€тейший —пиридон и это дарение подтвердил своей патриаршей грамотой. ”знав от √ерасима, что монастырска€ церковь стала мала дл€ мол€щихс€, Ћазарь послал на —в€тую гору зодчих и все необходимое дл€ расширени€ храма. Ѕлагодар€ этому главна€ церковь, построенна€ еще св€тым королем ћилутином, была расширена, а кн€зь Ћазарь вошел в число великих строителей ’иландарской обители. Ќе забывал он и о других св€тогорских монастыр€х. “ак, в 1381 году кн€зь пожертвовал русскому ѕантелеимоновскому монастырю церковь —паса в ’восно и несколько сел с необходимыми привилеги€ми. “огда же чельник ћуса с сыновь€ми —тефаном и Ћазарем подарили этому монастырю село и церковь св€тител€ Ќикола€ на Ћабе. —воей грамотой Ћазарь подтвердил и дарени€ воеводы ÷репа Ц села ћутница и ѕаракинов Ѕрод, завещанные лавре св€того јфанаси€.

Ѕлагочестивый кн€зь заботилс€ и о сербских монахах на —в€той земле. ѕо просьбе »ерусалимского патриарха ћихаила 31 августа 1388 года он писал кн€зю ƒубровицкой республики, чтобы тот выплатил оставшийс€ налог сербским монахам монастыр€ архангела ћихаила в »ерусалиме. Ѕлаговерный Ћазарь посылал пожертвовани€ в —инайский монастырь и другие обители.

ћонастырь –аваница ћонастырь –аваница
Ќо самой большой задушбиной св€того кн€з€ Ћазар€ стал известный монастырь –аваница, основанный им в 1381 году и посв€щенный ¬ознесению √осподню. —троительство этой прекрасной обители было поручено зодчему –аде Ѕоровичу, который воздвиг величественную церковь в прекрасном сербско-византийском стиле. ќчевидец этого событи€ патриарх ƒаниил III в своем Ђ—лове о кн€зе Ћазареї сообщает о великолепном убранстве храма, отделанного Ђпрекрасным мраморомї. »коны и стены храма были украшены золотом и серебром. ћонастырь был огражден Ђвысокими башн€ми и твердыми стенамиї. ¬ этом же году кн€зь щедро наделил обитель имени€ми в ѕоморавье, ѕодунавье и ѕосавине.  н€жеска€ грамота гласит: Ђјз, во ’риста Ѕога благоверный кн€зь Ћазарь, ревну€ иже прежде мене бывшим благочестивым царем, на их же престол Ѕогу м€ вознесшу и царстви€ саном украсившу, и славою от многих его дарований еже на мне, мало тому восхотех принети, елико по силе, благоволением ќтца, поспешением —ына, совршением —ветога ƒуха, воздвигох от основани€ монастир в славу светаго ¬азнесени€, мне же в ктиторию, егоже по силе моей украсив, иже в нем жительство в соединение братием изволих, €коже апостоли уставише и правили светих отец утврдише. ѕриложих же к потребам вс€ изобилне, доходке и села, винограде насадих и друге купих у ÷репа и ёгаЕ » саставих општежитие, да се држи у манастируЕ » вс€ елика приложих, не узех ничию баштину, не сотворих по силе, но вса са искупом и с заменою, €коже кто хотешеї.

ѕервым игуменом новой обители стал јрсений Ц муж, одаренный добродетел€ми, украшенный разумом, наделенный Ђдаром —в€того ƒуха учить многихї. ¬ это врем€ в –аванице подвизалс€ и известный подвижник преподобный –омил –аваницкий, который после своей кончины был похоронен в обители.

 н€зь Ћазарь с усердием занималс€ строительством и восстановлением храмов. ќн про€вл€л отеческую заботу о сиротах и немощных, стро€ и содержа странноприимницы и больницы. ѕри храмах и монастыр€х им устраивались школы дл€ народа. “ак, в  рушевце была открыта школа, в которой учились его сыновь€ и дочери и другие дети столицы. ѕри его царском дворе собралось много ученых и мудрых мужей. Ѕыли здесь и искусные изографы, и мастера-ювелиры из южных сербских и греческих земель, бежавшие от насили€ Ђзлобных измаилт€нї.

ѕо словам  онстантина ‘илософа, вид€ Ђогнем попаленныеї и разрушенные турками города, Ђобители и церкви благочестивыхї и Ђмногие убийства и текущие реки кровиї, кн€зь Ћазарь всеми силами старалс€ восстановить и привести в пор€док все, что мог, и утешить обездоленных. Ќо турецка€ напасть все сильней терзала сербские земли. Ђ»бо давно уже, Ц с сокрушением пишет  онстантин ‘илософ, Ц греческа€ держава пала, а измаилт€не умножались и растеклись уже и по западным земл€мЕ »змаилт€нский род все больше распростран€лс€, как нека€ саранча; одних из христиан уводили, других обращали в рабство, третьих грабили, четвертых убивали, как огонь, уничтожа€ и стира€ все, где бы ни по€вл€лисьЕ » несбыточной казалась надежда изменить это дл€ нас, грешащих и не обращающихс€ к ≈диному,  оторый все измен€етї.

÷арь Ћазарь неоднократно боролс€ против турецких набегов. Ќе терп€ страданий вдовиц, он твердо решил, что или устранит их позор, или сам примет мученическую смерть. Ђ»бо турки, Ц как пишет преподобный »устин (ѕопович), Ц посто€нно продвигались вперед огнем и мечем, неправдой и насилием прокладывали себе дорогу все дальше и дальше на запад. ќни уже не довольствовались выплатой дани и податей со стороны христиан, но стремились все христианские народы полностью покорить себе и поработитьї. «а несколько лет им удалось захватить большие и сильные города —ер (1383), —офию (1385) и —олунь (1387). ¬ 1386 году пал и сербский город Ќиш.

¬о главе огромной турецкой силы сто€л султан ћурад I (1362Ц1389). ≈го перва€ встреча с войском цар€ Ћазар€ произошла у местечка ѕлочник на “оплице в 1387 году. “огда, по сообщени€м древних сербских летописей, ћурад отступил перед кн€зем Ћазарем. ¬ следующем году турки прорвались в Ѕоснию, но там их встретил храбрый ¬латко ¬укович, воевода боснийского крал€ “вртко, и одержал над турками героическую победу под городом Ѕилечем.

Ќо, как предзнаменование надвигающихс€ бед, среди сербов вновь вспыхнули междоусоби€, ссоры и предательства, порожденные властолюбием сербских правителей. Ќе было среди них так необходимого перед лицом грозной опасности единодуши€ и преданности кн€зю, который должен был с мольбой призывать сербов на бой на  осово. ƒл€ этого он провел в  рушевце собор со своими воеводами и вельможами и оттуда направил общее обращение ко всем сербам. Ќо и на этот призыв отозвались не все. Ќе пришла помощь и от западных христиан.

—ербские войска начали собиратьс€ около  рушевца и во главе с царем Ћазарем и воеводами двинулись на юг в направлении  осово, а войска ћурада двигались им навстречу северней от —копье. Ќа помощь кн€зю подоспели боснийский воевода ¬латко ¬укович и с ним бан »ваниш ’орват из ’орватии. «€ть Ћазар€ ¬ук Ѕранкович, господарь  осова, тоже приготовил войско. ¬ день накануне битвы кн€зь собрал своих воинов около белой церкви —амодрежи (храм св€того »оанна ѕредтечи), где была отслужена Ѕожественна€ литурги€ и патриарх —пиридон причастил все сербское войско.

¬ это врем€ ћурад со своими сыновь€ми якубом и Ѕа€зидом, военачальниками и многочисленными отр€дами турецких эмиров из ћалой јзии уже расположилс€ на  осовом поле между ѕриштиной и реками Ћабой и —итницей.

 осовска€ битва. —овременна€ икона. —ерби€. фото: иером.»гнатий (Ўестаков)  осовска€ битва. —овременна€ икона. —ерби€. фото: иером.»гнатий (Ўестаков)
∆естокое и трагическое сражение произошло во вторник 15 июн€ 1389 года на день пам€ти св€того ¬ита Ц по-сербски ¬идовдан. ѕеред битвой царь Ћазарь еще раз от всего сердца помолилс€ Ѕогу и обратилс€ с воодушевл€ющей речью к своим воинам.  огда разгорелс€ кровавый бой между христианами и магометанами, один из храбрых сербских воевод ћилош ќбилич сумел пробратьс€ к шатру турецкого султана и поразить его ножом. ¬незапна€ гибель султана ћурада внесла см€тение в турецкие р€ды, и сербы начали одолевать врага. —ам Ћазарь геройски сражалс€ и, как сообщает один летописец, Ђимел шестнадцать ран, когда сел на третьего кон€, потому что два были уже убиты под нимї. Ќо ѕромысл Ѕожий уготовал кн€зю и его войску другой конец сражени€. ѕосле гибели султана ћурада руководство турецким войском прин€л его сын Ѕа€зид. —ильной атакой и хитрыми маневрами ему удалось переломить ход битвы. Ѕа€зид схватил и обезглавил благородного цар€ Ћазар€ и многих его воевод.

¬ид€, с каким достоинством прин€л смерть христолюбивый кн€зь, Ѕа€зид позволил монахам вз€ть тело Ћазар€ и предать погребению в церкви ¬ознесени€ √осподн€ в ѕриштине. —пуст€ почти год, по совету —ербского патриарха, сыновь€ Ћазар€ —тефан и ¬ук вместе с клиром и народом открыли мощи св€того великомученика и нашли тело его нетленным. ѕо свидетельству ѕечской летописи того времени, оно источало прекрасное благоухание. “ак ¬семогущий √осподь дал нетление телу цар€ Ћазар€ как несомненное свидетельство его мученичества за ’риста, богоугодной жизни и св€тости. ¬з€в св€тые мощи, все отправились крестным ходом в –аваницу. ѕо дороге процессию встретила честна€ вдова Ћазар€ кн€гин€ ћилица.

ћощи св.Ћазар€ в –аванице ћощи св.Ћазар€ в –аванице
—в€тое тело великомученика Ћазар€ было торжественно принесено в –аваницу в 1391 году и положено в храме ¬ознесени€ √осподн€. «десь оно почивало вплоть до великого переселени€ сербов во главе с патриархом јрсением III „арноевичем в 1690 году, когда монахи, спаса€сь от турок, покинули монастырь и перенесли тело св€того кн€з€ в —ент-јндрею. ¬ 1697 году св€тые мощи были перенесены на ‘рушку гору, где монахи обновили монастырь ¬рдник и назвали его Ќовой –аваницей. ¬ ¬рднике тело св€того великомученика Ћазар€ почивало вплоть до ¬торой мировой войны. 14 апрел€ 1942 года профессор Ѕогословского факультета –адослав √руич перенес мощи в кафедральный собор в Ѕелграде и тем самым спас его от поругани€ хорватскими фашистами-усташами. “огда же были спасены и перенесены в Ѕелград мощи св€того цар€ ”роша V и кн€з€ —тефана Ўтиль€новича. ѕочти полвека мощи св€того цар€ Ћазар€ находились в кафедральном соборе архангела ћихаила в Ѕелграде. ¬ 1989 году, во врем€ праздновани€ 600-лети€  осовской битвы, мощи св€того кн€з€ Ћазар€ вновь были перенесены в –аваницу.

Ѕлаговерна€ супруга Ћазар€ кн€гин€ ћилица с трудом управл€ла сербской страной, так как ее сыну —тефану было только неполных 12 лет.   ней в  рушевац прибыло посольство Ѕа€зида с принуждением к миру и условием, что кн€гин€ пришлет к нему свою младшую дочь ќливеру. ƒл€ того чтобы спасти —ербию от дальнейшего разорени€, кн€гин€ была вынуждена согласитьс€ и отправила свою дочь Ѕа€зиду при условии, что она никогда не переменит своей христианской веры. ¬ 1393 году ћилица передала власть своему сыну —тефану, а сама поселилась в построенном ею монастыре Ћюбостине и прин€ла монашеский постриг с именем ≈вгени€. ѕеред смертью она прин€ла великую схиму с именем ≈вфросини€.

 н€зь —тефан Ћазаревич в 1403 или 1404 годах пришел на славное  осово поле и в пам€ть о своем отце и сербских мучениках, погибших с ним, установил здесь большой каменный столб из мрамора. Ќа нем была написана похвала, посв€щенна€ подвигу цар€ Ћазар€ и сербских воинов. “акие и подобные похвалы св€тому великомученику Ћазарю написал не только его сын —тефан, но и другие его современники и позднейшие писатели. ¬есь сербский народ почитал цар€ Ћазар€ как св€того ’ристова великомученика. ƒивную похвалу написала св€тому кн€зю и благодарна€ монахин€ ≈вфими€, вышив ее золотыми и серебр€ными буквами на шелковом покрывале дл€ раки с его мощами.  осовский плач супруги и сына кн€з€ Ћазар€ и остальных сербов не осталс€ без утешени€. Ђ»бо, Ц как сказал преподобный »устин (ѕопович), Ц силой и благодатью Ѕожией плач этот превратилс€ в похвалы и богослужебные гимны и славослови€ св€тому великомученику и его ѕодвигоположнику ’ристу Ѕогочеловеку, ѕобедителю смерти и ¬оскресителю жизниї.

»еромонах »гнатий (Ўестаков)

27 июн€ 2002 года

—мотри также:
 омментарии читателей
2015-07-22
23:00
ћаргарита ћилошевич:
—паси ’ристос!
2014-11-24
14:47
римма:
—в€той великомученик Ћазарь, помоги р.б. јндрею на суде сегодн€, если будет на то вол€ Ѕожь€. ¬о »м€ ќтца и —ына и —в€того ƒуха! јминь!
2012-10-16
17:43
ѕ÷"—“–ј—“Ќќ…" г.ћосква:


—лава √осподу во св€тых ≈го!
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке: