—ербска€

ѕреподобный »устин (ѕопович) „елийский

ѕам€ть 25 марта/07 апрел€

»з книги Ђ—инаксарь: ∆ити€ св€тых ѕравославной ÷ерквиї, вышедшей в издательстве —ретенского монастыр€.

***

ѕреподобный »устин (ѕопович)[1] €вл€етс€ выдающимс€ защитником православной веры в XX веке.

ќн родилс€ 25 марта 1894 года в городе ¬ране на юге —ербии. »з его рода вышло семь поколений св€щеннослужителей. ѕри крещении он получил им€ Ѕлагое, что означает Ђблаговестительї. ¬скормленный благочестием родителей, он стал свидетелем чудесного исцелени€ своей матери.  огда пришло врем€ ее ухода из этого мира, у Ѕлаго€ было Ђфизическое ощущение бессмерти€ї, поскольку он увидел лицо матери, излучающее покой. Ќа прот€жении всей своей жизни он будет свидетелем и выразителем неколебимой веры в победу над смертью, которую ’ристос —паситель пришел нам принести.

–ебенком он часто ходил в ѕчинский монастырь и потому благоговейно почитал св€того ѕрохора (пам€ть 15 €нвар€). — почитанием св€тых он соединил посто€нное чтение —в€щенного ѕисани€ и с 14 лет и до конца жизни соблюдал правило: каждый день прочитывать три главы из Ќового «авета.

∆ажда€ изучать таинства Ѕожественного ќткровени€, Ѕлагое поступил в семинарию св€того —аввы в Ѕелграде (1905Ц1914), где его учителем был св€титель Ќиколай (¬елимирович; пам€ть 20 апрел€). ¬ начале ѕервой мировой войны он ушел на фронт военным санитаром и, после того как переболел тифом, в р€дах сербской армии отступал в „ерногорию, а затем до албанского города Ўкодер. Ёти ужасные испытани€, во врем€ которых более 100 тыс€ч сербов умерли от голода, холода и истощени€, еще более укрепили веру юного Ѕлаго€. ≈му удалось убедить митрополита ƒимитри€ постричь его в монахи (1916). ≈го небесным покровителем стал преподобный »устин ‘илософ, который засвидетельствовал свою любовь ко ’ристу как философскими рассуждени€ми, так и мученичеством.

 ороткое врем€ »устин провел в јнглии, а затем митрополит и король —ербский направили его в —анкт-ѕетербург, чтобы он продолжил изучение богослови€. ¬печатленный благочестием русского народа, св€той »устин испытывал глубокое благоговение перед св€тыми —ергием –адонежским, —ерафимом —аровским и »оанном  ронштадтским. «начительно позднее, когда он упоминал св€тых русских новомучеников, особенно патриарха “ихона, слезы лились из его глаз.

¬скоре сербский монах был вынужден покинуть –оссию из-за бедствий военного времени и продолжил образование в ќксфорде (1916Ц1919), где подготовил докторскую диссертацию по ‘.ћ. ƒостоевскому. ¬ ней он изложил критическое отношение русского писател€ к западному гуманизму и антропоцентризму. Ќо, поскольку его научные руководители настаивали на внесении в текст изменений, которые были дл€ него неприемлемы как противоречащие истине, он отказалс€ от защиты диссертации и покинул јнглию, не получив степени.

ѕо возвращении в —ербию »устин стал преподавателем в семинарии города —ремски  арловцы, а оттуда отправилс€ в јфины, где защитил диссертацию, озаглавленную Ђѕроблема личности и познани€ у св€того ћакари€ ≈гипетскогої. ¬о врем€ учебы он убедилс€, что вс€ западна€ цивилизаци€, котора€ стремитс€ превозносить человека независимо от Ѕога, зашла в устрашающий тупик. — этого времени он стал бескомпромиссным защитником православного Ђбожественного гуманизмаї, основанного на личности ’риста Ц истинного Ѕога и истинного „еловека, ѕервого и ѕоследнего, к  оторому все стремитс€, дабы достигнуть своей полноты, и  оторый остаетс€ Ђвысшей ценностью и последним доводом ѕравослави€ї.

ѕо возвращении на родину узы дружбы сблизили его с русскими епископами, нашедшими убежище в —ербии: он часто навещал митрополита  иевского јнтони€ (’раповицкого), которому исповедовалс€, и архиепископа  ишиневского јнастаси€, чьей ангельской молитвой восхищалс€.

≈ще во врем€ учебы св€той »устин вел напр€женную духовную жизнь. ѕосле смерти преподобного был обнаружен его личный дневник, который он вел в эти годы. ¬ нем св€той »устин отметил, что совершал каждый день от 500 до 1000 поклонов и произносил от 1000 до 2000 раз »исусову молитву. ¬о врем€ ¬еликого поста он увеличивал это молитвенное правило так, чтобы к ¬еликой п€тнице довести число поклонов до 3200, а »исусову молитву Ц до 1800. Ђ√оре любой мысли, котора€ не превращаетс€ в молитвуї, Ц говорил он.

¬ 1922 году митрополит ƒимитрий рукоположил »устина в св€щенника против его воли.

¬ том же году он стал преподавателем экзегезы в семинарии в —ремских  арловцах и занимал эту должность несколько лет. ¬ периодическом издании Ђ’ристианска€ жизньї, которое он основал вместе с несколькими молодыми преподавател€ми, была опубликована его Ц в то врем€ сенсационна€ Ц стать€ Ђ¬нутренн€€ мисси€ нашей ÷ерквиї. ¬ ней св€той »устин писал: Ђћисси€ ÷еркви, божественно-человеческого организма, Ц органично и лично соединить всех верных с Ћичностью ’ристаЕ Ќепростительна€ хула на ’риста и —в€того ƒуха Ц делать из нее национальный институтЕ ÷ель ее наднациональна€, вселенска€, всечеловеческа€ Ц соединить всех людей во ’ристеї.

ѕреподобный »устин оказал поддержку возникшему ѕравославному народному движению (также называемому Ѕогомольческим) и убедил его членов избрать духовным отцом высокопреосв€щенного Ќикола€ (¬елимировича). ќтличительными чертами движени€ были любовь к молитвенному деланию, стремление к частому причащению и перевод или составление песнопений и молитв на сербском €зыке, а не на церковнослав€нском. ≈го участники внесли струю энтузиазма в ту эпоху и вдохнули евангельскую свежесть в —ербскую ÷ерковь.

¬ 1927 году преподобный »устин опубликовал исследование по гносеологии св€того »саака —ирина. ¬скоре его направили в семинарию города ѕризрена в  осово, а через год он был назначен в Ѕитолу (бывш. ћонастир) в современной ћакедонии, где преподавал вместе со св€тым »оанном (ћаксимовичем; пам€ть 19 июн€).

¬ 1930Ц1931 годах ему была поручена задача устроить церковную жизнь верующих в «акарпатской –уси (тогда территори€ „ехословакии), которые вернулись в ѕравославие после того, как во врем€ австро-венгерского владычества были обращены в униатство.  огда ему предложили прин€ть епископский сан, он ответил: Ђя долгое врем€ смотрел на себ€ в зеркало ≈вангели€ и пришел к окончательному решению, что ни в коем случае не приму епископский сан, поскольку не обладаю основными качествами епископаї.

¬ 1932 году он опубликовал первый том своей Ђƒогматикиї, которую знаменательно озаглавил Ђѕравославна€ философи€ истиныї. «а этот труд он в 1935 году получил должность профессора догматического богослови€ богословского факультета Ѕелградского университета.

ќднажды летом он отправилс€ в монастырь св€того ѕрохора во ¬ране на повозке, запр€женной волами, и встретил по дороге старую женщину, котора€ шла туда пешком. ќн предложил ей сесть в повозку, но та отказалась со словами: Ђ—пасибо тебе, но € бедна и ничего другого не могу предложить св€тому, кроме этого трудаї. ќтец »устин ударил тогда себ€ по лбу и воскликнул: Ђјх, »устин, ты стал профессором богослови€, но у теб€ нет благочести€ этой старой женщины!ї ќн отослал повозку и продолжил путь пешком вместе с кресть€нкой.

 ак преподаватель св€той »устин считал, что Ђтот, кто не учит вечной жизни, €вл€етс€ лжеучителемї. ѕоэтому он вкладывал в учеников не столько различные знани€, сколько заботу о поиске ÷арства Ќебесного и напоминал им о вопросе юноши, который пришел найти ’риста: Ђ„то мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?ї (ћк. 10: 17). ¬ жизни и в преподавании св€той »устин руководствовалс€ словами св€тител€ √ригори€ Ѕогослова и даже написал их на первой странице своего ≈вангели€: ЂЌадобно прежде самому очиститьс€, потом уже очищать; умудритьс€, потом умудр€ть; стать светом, потом просвещать; приблизитьс€ к Ѕогу, потом приводить к Ќему других; осв€титьс€, потом осв€щатьї[2]. ¬сюду, где он бывал, и на всех, кто приходил с ним посоветоватьс€, он производил глубокое впечатление человека, живущего только дл€ Ѕога и ради защиты истинности ≈вангели€. ѕрин€в за образцы пророков и отцов ÷еркви, он непреклонно утверждал, что в ѕравославии все основано на ≈вангелии: вера, молитва, подвижничество, церковна€ служба, св€тые тайны и св€тые добродетели. ¬с€ традици€ ÷еркви есть не что иное, как живое ≈вангелие.

¬о врем€ тревожных событий, которые предшествовали ¬торой мировой войне, св€той »устин отказалс€ участвовать в играх политических симпатий, но говорил о евангельской правде без страха перед человеческими притеснени€ми. “ак, он пр€мо и открыто защищал дело ѕравослави€, когда ¬атикан посредством конкордата (1937) хотел ввести в ёгославии католицизм в качестве государственной религии. Ќепосредственно перед тем как разразилась война, ему было видение расп€того ’риста,  оторый возвестил, что сербский народ ожидают страшные испытани€.

¬торжение немцев повлекло за собой закрытие богословского факультета, поэтому »устин жил в различных монастыр€х и занималс€ переводом многочисленных трудов отцов ÷еркви и составлением комментариев на —в€щенное ѕисание. ќдним из таких исключительно важных трудов было собрание Ђ∆итий св€тыхї в 12 томах. ќсуществленное в это врем€, оно было полностью опубликовано лишь в конце его жизни. “олько со всеми св€тыми (см.: ≈ф. 3: 18) возможно, по мнению отца »устина, познать и участвовать в “айне Ѕога ’риста. ∆ити€ св€тых есть Ђдогматы, претворенные в жизньї, и они образуют истинную Ђэнциклопедию ѕравослави€ї.

ѕосле установлени€ в 1945 году власти коммунистов преподобный »устин был изгнан из университета вместе с двум€ сотн€ми других профессоров. ≈го арестовали в монастыре —уково, близ ѕирота, и заключили в тюрьму в Ѕелграде. ќн едва избежал смертного приговора как Ђвраг народаї благодар€ заступничеству патриарха √авриила, незадолго перед этим освобожденного из концлагер€ ƒахау.

Ќе име€ возможности преподавать и будучи лишен всех прав, он находил пристанище в разных монастыр€х, а затем до конца своих дней (1948Ц1979) жил практически в заключении в маленьком женском монастыре во им€ архангела ћихаила в „елие, близ ¬алево. Ќо даже здесь коммунисты не оставл€ли его в покое и часто вызывали в город на допросы. Ќесколько раз сестры, вид€, что он не возвращаетс€, отправл€лись в ¬алево вместе с игуменьей и молча сто€ли перед зданием политической полиции. “огда коммунисты, опаса€сь восстани€ местных жителей, освобождали отца »устина. Ќеоднократно во врем€ важных событий в жизни ÷еркви преподобный пыталс€ отправитьс€ в Ѕелград, но вс€кий раз его силой возвращали обратно.

—вет ’ристов не мог, однако, остатьс€ сокрытым под спудом. Ќа прот€жении этих лет посто€нно множество людей приходили за советом к св€тому исповеднику как из самой —ербии, так и из других стран. –уководству€сь глубоким ощущением единства ѕравослави€, которое находитс€ над любым национальным разделением, он отправл€л своих лучших воспитанников учитьс€ в √рецию и незадолго до своей кончины сказал тем, кто сто€л у его ложа: ЂЋюбите греков. Ёто они наши учител€ и наши просветителиї.

«аключение в монастыре в „елие стало дл€ преподобного »устина также и возможностью новых духовных восхождений.

ќн неукоснительно соблюдал пост, и вс€ его жизнь была сосредоточена на богослужении и Ѕожественной литургии, котора€, согласно его собственным словам, есть Ђлестница, мост, который ведет на небої. Ќа богослужении он поминал бесчисленное множество имен и проливал обильные слезы. ќн сознавал, что современный сербский €зык отличаетс€ от слав€нского, и потому перевел литургию и иные церковные тексты поэтическим €зыком, который был пон€тен народу, но при этом соблюдал св€щенный характер этих текстов.

≈ще в юности отец »устин гор€чо почитал св€тител€ »оанна «латоуста, поэтому составил удивительные молитвы и акафист в его честь. ¬ 1955 году ему €вилс€ во сне св€той »оанн «латоуст в богослужебном облачении, возложил ему на голову ≈вангелие и прочел молитвы, которые тот составил. ѕроснувшись, св€той »устин почувствовал радостный восторг и невыразимое чувство пока€ни€, которые долго жили в его душе. ¬ 1936 году ему также €вл€лс€ св€той —ерафим —аровский. ѕреподобный писал: Ђѕосле этого мо€ душа была радостна и печальна: радостна, потому что € его видел; печальна, потому что он исчез так быстрої.

¬ 1960-е годы, когда некоторые православные вступили на путь церковного рел€тивизма, доход€ во им€ христианского человеколюби€ до отрицани€ единства ÷еркви ’ристовой, преподобный »устин снова выступил глашатаем совести ÷еркви, дабы показать опасность, ей угрожающую.

≈сли в своих трудах св€той и осуждал решительно, словно ветхозаветный пророк, инославные воззрени€, то в жизни он очень сопереживал люд€м и со слезами сострадал человеческому несчастью. ќднажды, когда св€той смог покинуть монастырь, машина, на которой он ехал, остановилась, и перед ним по€вилс€ калека; увидев его, преподобный »устин разрыдалс€. «амечали даже, что, ид€ в церковь, он всегда внимательно смотрел, чтобы не раздавить муравьев. Ѕогослов, которого уважала и побаивалась вс€ ÷ерковь, нежно любил детей и во врем€ возвышенных бесед с учениками сме€лс€ и играл с их младенцами.

¬ последние годы жизни, когда услови€ его заключени€ несколько см€гчились, ѕатриархи€ пригласила св€того »устина вновь преподавать на факультете, но он отказалс€, призвав ѕатриархию трудитьс€ над единством ÷еркви, и сказал: Ђ—пасение Ц в пока€нии, универсальном лекарствеї. Ќезадолго до блаженной кончины преподобный с радостью узнал о публикации Ђ∆итий св€тыхї и последнего тома Ђƒогматикиї, посв€щенного экклезиологии. 40 томов сочинений отца »устина, из которых 30 опубликованы к насто€щему времени, охватывают все области церковной жизни. Ќо наиболее полно его гор€ча€ любовь ко ’ристу выразилась в Ђ омментари€х на Ќовый «аветї, написанных поэтическим €зыком, сравнимым с €зыком его учител€ св€тител€ Ќикола€ ќхридского (¬елимировича).

ƒостигнув конца земного пути, сербский »ереми€ почил после непродолжительной болезни 25 марта (7 апрел€ по нов. ст.) 1979 года, в день своего рождени€. ѕеред тем как отойти ко √осподу, он прошептал одному из друзей, который сто€л р€дом с ним: Ђ≈динственный подлинный человек есть Ѕогочеловек »исус ’ристос!ї “ем самым он подвел итог своего служени€, которое состо€ло в неустанном и бескомпромиссном возглашении благой вести о приходе —пасител€.

“ри дн€ спуст€ клирики разных национальностей совершили его погребение перед множеством верующих, приехавших со всех концов —ербии, √реции и «ападной ≈вропы. ќдин из учеников св€того написал об этом так: Ђ≈динство ÷еркви, о котором печалилс€ в своей жизни отец »устин и на котором он всегда делал акцентЕ внезапно осуществилось на его похоронах: в единстве общей веры и любви, в молитвах и совместных песнопени€хї. — того времени к могиле отца »устина стали притекать православные паломники из многих стран, по их молитвам в месте упокоени€ св€того произошли многие чудеса.

—оставитель Ч иеромонах ћакарий —имонопетрский,
адаптированный русский перевод Ч издательство —ретенского монастыр€

7 апрел€ 2012 года

[1] В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
[2] См.: Григорий Богослов, святитель. Слово 3 // Григорий Богослов, святитель. Собрание творений: В 2-х т. Т. 1. Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1994. С. 50.
     омментарии читателей
    2016-04-10
    13:47
    сергий:
    ѕреподобный отче »устине,моли Ѕога о нас грешных
    2012-06-14
    04:37
    Ѕорис ѕетрович:
    „то такое ад?
    Ч јд есть чувство дь€вола. ≈сли человек чувствует в себе дь€вола, он уже в аду. »бо там где дь€вол, там и ад. ¬переди дь€вола всегда идут грехи, а за ними ад.

    ‘илософи€ антихриста стремитс€ зан€ть место ’риста и в мире, и в человеке.. - говорил —в€той ќтец »устин —ербский.
    —в€той ќтец »устин —ербски родилс€ и упокоилс€ в тоже самой день, на Ѕлаговещение (25 марта/07 апрел€), но прославл€етс€ в церкви - 1 июн€ по юлианскому или 14-ого июн€ по григорианскому..
    —овременник, сотрудник и собрат —в€того ќтца Ќикола€ —ербского и —в€того »оанна Ўанхайского

    фильм на русском
    http://rlu.ru/5nr - –ассказы о св€тых-“  –адость мо€ 2010

    ‘ильм на сербском
    http://www.youtube.com/watch?v=ZPbUvG_DvwY&feature=related
    (сербска€ современна€ продукци€)
    2012-05-26
    15:07
    “амара:
    —пасибо отцу —ергию, порекомендовавшему книги преподобного »устина. ћы, учител€, блуждаем по миру книг, набираемс€ много пустого, а в конце своей де€тельности только начинаем открывать истину. ѕреп.»устине, дай всем российским учител€м прозреть в этом мире и моли Ѕога о нас.
    “амара
    2012-04-08
    22:11
    о. ƒионисий:
    ѕобольше бы “ј »’ св€тых!!!
    2012-04-08
    12:42
    Ћюдмила:
    Ќа мой взгл€д книгу "ѕравославна€ философи€" должно прочесть всем.ј мо€, из наиболее любимых, €вл€етс€ книга "‘илософские пропасти"- рекомендую прочесть. ќчень светлый и радостный св€той нашего времени. ѕреподобный отче »устине моли Ѕога о нас.
    2012-04-07
    17:24
    ƒмитрий:
    ѕреп.»устине, моли Ѕога о нас.
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке:


    “рансл€ци€ в формате RSS 2.0